Научная статья на тему 'Индейские заимствования как источник формирования американской топонимии: Shenandoah на карте США'

Индейские заимствования как источник формирования американской топонимии: Shenandoah на карте США Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
169
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОНИМИЯ США / ОСНОВЫ АМЕРИКАНСКИХ ТОПОНИМОВ / ЗАИМСТВОВАНИЕ НАЗВАНИЙ / ИНДЕЙСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ / ШЕНАНДО / TOPONYMY OF THE USA / BASES OF AMERICAN TOPONYMS / BORROWING OF NAMES / INDIAN BORROWINGS / SHENANDOAH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Энгель Елена Игоревна

Топонимию, как известно, нельзя изучать отдельно от жизни общества, и топонимы, будучи неотделимыми от общественной жизни, вызывают совокупность исторических, культурных и социальных ассоциаций. В данной статье затрагивается тема аборигенных заимствований в топонимической системе США на примере названия Shenandoah. Объясняется специфика аборигенных заимствований в формировании топонимии США; дается экскурс в историю, связанную с жизнью и деятельностью легендарного индейского вождя Шенандо; приводятся примеры топонимических объектов, носящих его имя. Зададимся вопросом, почему антропоним Шенандо получил столь широкое распространение в США? Ответом служит уникальная личность этого индейского вождя язычник, ставший образцовым христианином, туземец, перешедший на сторону белых колонистов и возглавивший отряд, боровшийся за независимость нового государства, основанного на ценностях европейского Просвещения. С точки зрения белого населения, такой человек должен был стать образцом, примером для подражания для других индейских вождей. Небольшой пример показывает, что топонимы нельзя рассматривать в изоляции от широкого культурно-исторического контекста. Они, безусловно, являются носителями культурного наследия народа той или иной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Borrowings from Native American languages as a source of American toponymy: Shenandoa on the map of the USA

As it is known one cannot study toponymy separately from the life of society, and being inseparable from public life toponyms invoke a combination of historical, cultural and social associations. The report addresses the issue of aboriginal borrowings in the toponymic system of the United States as exemplified by the name Shenandoah. The report presents theoretical facts that determine the specifics of aboriginal borrowings in the formation of the toponymy of the United States. The author gives insight into the life and activities of the legendary Indian chief Shenandoah and presents examples of toponymic objects bearing his name. Why did anthroponym Shenandoah become so widespread in the US? The answer is in the unique personality of this Indian leader: a pagan turned an exemplary Christian, a native who sided with white colonists and headed a war party fighting for the independence of a new state based on the values of the European Enlightenment. From the white colonists’ standpoint such a person had to become a role model, an example to follow by other Indian chiefs. So, this small example proves that toponyms cannot be studied separately from a broad cultural and historical context. They are bearers of the cultural heritage of the people of a particular country.

Текст научной работы на тему «Индейские заимствования как источник формирования американской топонимии: Shenandoah на карте США»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 1

Е.И. Энгель

ИНДЕЙСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ КАК ИСТОЧНИК

ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ТОПОНИМИИ:

SHENANDOAH НА КАРТЕ США

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Топонимию, как известно, нельзя изучать отдельно от жизни общества, и топонимы, будучи неотделимыми от общественной жизни, вызывают совокупность исторических, культурных и социальных ассоциаций. В данной статье затрагивается тема аборигенных заимствований в топонимической системе США на примере названия Shenandoah. Объясняется специфика аборигенных заимствований в формировании топонимии США; дается экскурс в историю, связанную с жизнью и деятельностью легендарного индейского вождя Ше-нандо; приводятся примеры топонимических объектов, носящих его имя. Зададимся вопросом, почему антропоним Шенандо получил столь широкое распространение в США? Ответом служит уникальная личность этого индейского вождя — язычник, ставший образцовым христианином, туземец, перешедший на сторону белых колонистов и возглавивший отряд, боровшийся за независимость нового государства, основанного на ценностях европейского Просвещения. С точки зрения белого населения, такой человек должен был стать образцом, примером для подражания для других индейских вождей. Небольшой пример показывает, что топонимы нельзя рассматривать в изоляции от широкого культурно-исторического контекста. Они, безусловно, являются носителями культурного наследия народа той или иной страны.

Ключевые слова: топонимия США; основы американских топонимов; заимствование названий; индейские заимствования; Шенандо.

Топонимию, как известно, нельзя изучать отдельно от жизни общества, и топонимы, будучи неотделимыми от общественной жизни, вызывают совокупность исторических, культурных и социальных ассоциаций.

В данной статье будет уделено особое внимание исторической основе топонимического названия SHENANDOAH, и в связи с этим

Энгель Елена Игоревна — кандидат филологических наук, доцент кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения (e-mail: [email protected]).

необходимо вспомнить следующие слова В.А. Никонова и Э.М. Мур-заева, определившие «основной закон топонимики»: «...нужно не отмежевываться от истории, а неустанно выяснять, как история... определяет выбор географического названия» [Никонов, Мурзаев, 1962]. Развивая эту мысль, В.А. Никонов пишет: «Историзм — основа всех названий. Они историчны не в узком смысле, сообщая о каком-то событии или имени, а всегда. Только история побуждает в одном случае обращаться к природным признакам, в другом — к личным именам» [Никонов, 1964].

Особенность американской истории определила своеобразие топонимии США, и объясняется это тем, что разные части территории страны интенсивно осваивались разными народами и в разное время. В связи с этим заимствования названий (из испанского, французского, голландского, аборигенных языков) видятся основным источником формирования топонимии США.

При этом наибольшую группу заимствованных названий, по мнению О.А. Леоновича [Леонович, 2004: 188], составляют топонимы, возникшие на основе многочисленных индейских языков. По всей стране географические объекты всех видов (штаты, населенные пункты, реки, озера, горы и т.п.) носят индейские названия.

Пик популярности заимствования аборигенных названий приходится на XIX в. Их распространению именно в это время, по мнению О.А. Леоновича, послужили следующие причины: «...необходимость привлечения аборигенных названий была вызвана работами по крупномасштабному картографированию страны, когда невозможно было обойтись одними только английскими названиями; кроме того... значительно вырос интерес к традициям, быту и культуре местных племен, что повлекло за собой стремление если не сохранить оставшиеся предметы и факты их культуры, то в какой-то мере восполнить их потерю путем искусственного привлечения аборигенных названий» [там же: 187]. Далее О.А. Леонович подчеркивает исключительную музыкальность индейских названий, их необычное звучание, поэтичность, романтические ассоциации; он также не исключает влияние моды на увлечение индейскими названиями [там же: 188].

Кроме ведущей роли заимствований в формировании американской топонимической системы, исследователями отмечается еще одна ее особенность — широкое использование антропонимов, имен собственных как топонимических основ в создании географических названий.

Топоосновами становятся любые виды антропонимов: фамилии; личные имена; прозвища; различные комбинации антропонимов. Изучая данную проблему, О.А. Леонович отмечает, что «к ранним топонимам

относятся названия, в которых фиксируются имена первых поселенцев, основателей населенных пунктов, владельцев земельных участков, их жен и детей, пионеров-золотоискателей. В дальнейшем повсеместно появляются мемориальные наименования, в которых запечатлены имена государственных деятелей, основателей колоний, героев Войны за независимость и т.д.» [там же: 127—128].

Шенандо — имя легендарного вождя индейского племени Онайда, внесшего большой вклад в борьбу американских колонистов за независимость, нередко встречается на географической карте США. Топо-объекты, носящие имя Шенандо, в основном находятся в восточной части страны, в Вирджинии и Западной Вирджинии, Пенсильвании, штате Нью-Йорк, там, где развивались события Войны за независимость.

В проведенном ранее исследовании автор данной статьи писала, что Шенандо — лидер конфедерации североамериканских индейцев, в конце XVIII в. принял христианство и стал убежденным христианином. Считается, что одна из главных заслуг вождя Шенандо состоит в том, что во время Войны за независимость он смог убедить индейцев Онайда встать на сторону американских колонистов, воевавших против британцев. Онайда было практически единственным племенем в «Лиге ирокезов», которое встало на сторону колонистов. Во время войны вождь Шенандо воевал против англичан и их союзников, ирокезов, во главе войска, насчитывавшего более 250 человек [Энгель, 2016: 193].

В фольклоре Онайда существует рассказ, о том, что вождь Шенандо снабжал генерала Джорджа Вашингтона и его людей продовольствием во время суровой зимы 1777—1778 гг. в Вэлли — Фордж, военном лагере колонистов на юго-востоке Пенсильвании. Считается, что Дж. Вашингтон в знак благодарности назвал в его честь ранее безымянную реку — Шенандо. Впоследствии многие места в Соединенных Штатах получили название Шенандо, отразив память о легендарном вожде на карте США [Энгель, 2016: 194].

Список топонимических объектов, носящих название Шенандо:

— округ в штате Вирджиния (Shenandoah County, Virginia, a county in the state of Virginia);

— город в штате Вирджиния (Shenandoah, Virginia, a town in the state of Virginia);

— река в Вирджинии и Западной Вирджинии (Shenandoah River, a river in Virginia and West Virginia);

— долина, по которой эта река протекает (Shenandoah Valley, the valley through which that river runs);

— национальный парк, находящийся в долине реки Шенандо (Shenandoah National Park, a national park east of the Shenandoah Valley);

— долина Шенандо AVA, американская винодельческая зона в Вирджинии и Западной Вирджинии (Shenandoah Valley AVA, an American Viticultural Area in Virginia and West Virginia);

— гора в Вирджинии (Shenandoah Mountain, a mountain in Virginia and West Virginia);

— квартал в городе Майями во Флориде (Shenandoah, Miami, Florida, a neighborhood within the city of Miami, Florida);

— город в округе Фремонт в Айове (Shenandoah is a city in Fremont and Page Counties in Iowa);

— микрорайон в восточном Фишкилле, округ Датчесс, штат Нью-Йорк (Shenandoah is a community in East Fishkill, Dutchess County, New York);

— район в округе Шуйлкилл, штат Пенсильвания (Shenandoah is a borough in Schuylkill County, Pennsylvania);

— река Шенандо-Крик — приток Маханой-Крик в Пенсильвании (Shenandoah Creek, a tributary of Mahanoy Creek in Pennsylvania);

— район в Хьюстоне, штат Техас (Shenandoah, neighborhood of Houston, Texas);

— долина Шенандо AVA, американская винодельческая зона в Калифорнии (California Shenandoah Valley AVA, an American Viticultural Area in California).

Таким образом, 14 топообъектов на территории США имеют название Шенандо, однако, естественно предположить, что личность легендарного вождя послужила топонимической основой не для всех перечисленных объектов. Как уже упоминалось, музыкальность звучания и определенная поэтичность нередко служили причиной выбора аборигенного слова для наименования того либо иного географического объекта. Шенандо в языках племен Онайдо и Ирокезы имеет несколько значений: «дочь солнца», «лесной олень» и др.

Между прочим, географическое название Шенандо встречается также и на карте Новой Зеландии, без сомнения перекочевавшее на новую территорию из Америки. Два топообъекта носят это имя: река Шенандо, протекающая по территории Южного острова (Shenandoah River, a river in the South Island), и шоссе Шенандо (Shenandoah Highway or State Highway 65, in the South Island).

Зададимся вопросом, почему антропоним Шенандо получил столь широкое распространение в США? Ответом служит уникальная личность этого индейского вождя — язычник, ставший образцовым христианином, туземец, перешедший на сторону белых колонистов и возглавивший отряд, боровшийся за независимость нового государства,

основанного на ценностях европейского Просвещения. С точки зрения белого населения, такой человек должен был стать образцом, примером для подражания для других индейских вождей.

Сравним историю Шенандо с историей другого известного индейского вождя того времени — Неистового Коня (Crazy Horse). Неистовый Конь — еще один легендарный военный вождь племени Оглала, входившего в союз семи племен Лакота. Однако нам не удалось найти ни одного географического объекта, названного в его честь. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что Неистовый Конь, принадлежащий к группе непримиримых индейцев, всю свою недолгую жизнь боролся против федерального правительства США, отказывался подписывать с ним какие-либо договоры, активно участвовал в военных компаниях против белых колонистов во время так называемых индейских войн.

В топонимии, как в части культуры, отражается идея «существования... особенного, характерного только для нее переживания времени» [Карташова, 2003: 69]. И на этом небольшом примере мы видим, что топонимы нельзя рассматривать в изоляции от широкого культурно-исторического контекста. Они, безусловно, являются носителями культурного наследия народа той или иной страны, так как считаются частью культуры и языка — «самостоятельной духовной силы» [Григорян, 2016: 27]. А в данном случае — не позволяют нам забыть «лица вождей ушедших племен»1.

Список литературы

1. Григорян А.В. Критерии выбора лексических единиц лингвокультуро-логического плана // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3. С. 27—38.

2. Карташева Н.В. Темпоральные феномены русской культуры послереволюционного десятилетия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 4. С. 69—78.

3. Леонович О.А. Топонимы США. М., 2004.

4. Никонов В.А., Мурзаев Э.М. Топонимика сегодня // Вопросы географии. М., 1962. № 58.

5. Никонов В.А. Пути топонимического исследования // Принципы топонимики. М., 1964.

6. Реформатский А.А. Топонимика как лингвистический факт // Топонимика и транскрипция. М., 1964.

7. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М., 1973.

8. Энгель Е.И. К вопросу об истории происхождения американской народной песни "Oh Shenandoah" // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. Т. 2. № 7. С. 192—194.

1 Сукачёв И.И. Напои меня водой. URL: http://www.gl5.ru/s/sukachev-garik/sukachev-garik-napoi-menya-vodoj.html (дата обращения: 05.06.2017).

Elena I. Engel

BORROWINGS FROM NATIVE AMERICAN LANGUAGES AS A SOURCE OF AMERICAN TOPONYMY: SHENANDOA ON THE MAP OF THE USA

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

As it is known one cannot study toponymy separately from the life of society, and being inseparable from public life toponyms invoke a combination of historical, cultural and social associations. The report addresses the issue of aboriginal borrowings in the toponymic system of the United States as exemplified by the name Shenandoah. The report presents theoretical facts that determine the specifics of aboriginal borrowings in the formation of the toponymy of the United States. The author gives insight into the life and activities of the legendary Indian chief Shenandoah and presents examples of toponymic objects bearing his name. Why did anthroponym Shenandoah become so widespread in the US? The answer is in the unique personality of this Indian leader: a pagan turned an exemplary Christian, a native who sided with white colonists and headed a war party fighting for the independence of a new state based on the values of the European Enlightenment. From the white colonists' standpoint such a person had to become a role model, an example to follow by other Indian chiefs. So, this small example proves that toponyms cannot be studied separately from a broad cultural and historical context. They are bearers of the cultural heritage of the people of a particular country.

Key words: toponymy of the USA; bases of American toponyms; borrowing of names; Indian borrowings; Shenandoah.

About the author: Elena I. Engel — PhD, Associate Professor at Department of Foreign Language Teaching, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).

References

1. Grigoryan A.V 2016. Kriterii vybora leksicheskikh edinits lingvokul'turologi-cheskogo plana [Lexical units selection criteria of lingual, social and cultural content]. Moscow State University Bulletin. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 27—38 (In Russ.)

2. Kartasheva N.V 2013. Temporal'nye fenomeny russkoi kul'tury poslerevolyu-tsionnogo desyatiletiya [Temporal Phenomena of the Russian Culture of the Post-Revolutionary Decade]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, pp. 69—78. (In Russ.)

3. Leonovich O.A. 2004. Toponimy SShA [Toponymy of the United States]. Moscow, HS.

4. Nikonov VA., Murzaev E.M. 1962. Toponimika segodnya [Toponymy today]. Voprosygeografii [Questions of geography]. Moscow, no. 58.

5. Nikonov VA. 1964. Puti toponimicheskogo issledovaniya [The ways of toponymic research] // The principles of Toponymy. M.

6. Reformatsky A.A. 1964. Toponimika kak lingvisticheskii fakt [Toponymy as a linguistic fact]. Toponimika i transkriptsiya [Toponymy and transcription]. Moscow.

7. Superanskaya A.V 1973. Obshchaya teoriya imeni sobstvennogo [The General theory of a proper name]. Moscow.

8. Engel E.I. 2016. K voprosu ob istorii proiskhozhdeniya amerikanskoi narodnoi pesni "Oh Shenandoah" [To the question about the origins of the American folk song "Oh Shenandoah"]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estest-vennykh nauk [Actual problems of humanitarian and natural Sciences], vol. 2, no. 07. Moscow, pp. 192-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.