ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ. ИНДЕКС РОССИИ В МИРЕ И СРЕДИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
О. Н. ГОРБУНОВА
В статье рассматривается Индекс человеческого развития (ИЧР), изменение методики его вычисления, Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), положение России по ИЧР в мире.
Ключевые слова: ИЧР, изменение методики вычисления ИЧР, ожидаемая продолжительность жизни, интегральный показатель уровня образования, уровень жизни.
В последние десятилетия одним из доминирующих факторов экономического роста является человеческий капитал. Данный фактор становится приоритетным в силу нескольких причин.
Во-первых, переход к постиндустриальному обществу, производство в котором в основном опирается на информационную, наукоемкую, высокотехнологичную, инновационную экономику, стремится к экономике знаний. Исходя из этого, кардинально меняется содержание и характер трудовой деятельности. Творческий характер труда, знания как непосредственная производительная сила и информация как производственный ресурс все больше начинают играть роль движущей силы в обществе [5].
Во-вторых, исходя из качественных изменений в воспроизводственном процессе доминирует человеческий капитал.
Третьей причиной можно обозначить возрастающую роль сферы услуг: в постиндустриальном обществе она приобретает все большую значимость, Все составляющие этой сферы непосредственным образом связаны с развитием человека, им отводится важная роль и в формировании трудового ресурса, его качественных характеристик [1].
В-четвертых, перегруппировка движущих сил экономики в сторону человеческого фактора обусловлена не только кардинальными сдвигами в структуре производительных сил, но и глубокими качественными сдвигами в производственных отношениях и, прежде всего, в отношениях собственности. В условиях, когда главным конкурентоспособным ресурсом становится высокая квалификация и совокупные знания работников [2], возникает реальная возможность распространения собствен-
ности работника на материальные условия производства, замены отделения капитала от работника их слиянием [3]. И. Масуда отмечает: «Радикальное изменение образовательной системы будет иметь огромное значение в человеческой истории, поскольку с этим изменением связан исторический переход от индустриального общества, в котором природная среда односторонне трансформировалась, а материальное потребление расширялось, к информационному обществу, которое стремится к сосуществованию с природой путем преобразования самого человека и означает установление новых социально-экономических систем» [6].
Более того, «в современных условиях вложения в человеческий потенциал признаются наиболее эффективными по сравнению с другими их направлениями» [3]. Основные из этих вложений - в образование. Недооценка или игнорирование проблем образования приводят к перекосам как на макроэкономическом уровне и неизбежном снижении конкурентоспособности и безопасности страны, так и на уровне регионов и т. д. Для обоснования этого тезиса необходимо рассмотреть вопрос о роли образования вообще и профессионального образования в частности.
При отсутствии качественного и, что немаловажно, массового обучения граждан, без организации эффективного образования и науки добиться безопасности страны не представляется возможным - умирание науки влечет за собой умирание общества.
Средний уровень образованности населения является одним из главных показателей развитости страны, залогом ее процветания и стабильности. Такой многомерный подход позволяет более глубо-
ко и всесторонне оценить развитие той или иной страны и, главное, выдвинуть на первый план проблему развития личности - важнейшей меры развития человеческого общества. Под влиянием институционалистов в рамках Программы развития ООН был разработан индекс развития человека (Human Development Index).
Индекс человеческого развития (ИЧР) - это агрегированный композитный (сводный) индекс, определяющий уровень средних достижений страны по трем основным направлениям в области человеческого развития - здоровью и долголетию, знаниям и достойному жизненному уровню. Он был впервые разработан пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком в сотрудничестве с лауреатом Нобелевской премии А. Сеном и другими ведущими мыслителями в области развития и был представлен в материалах для первого «Доклада о человеческом развитии» в 1990 г. Его введение - это альтернатива для традиционных показателей национального развития, таких как уровень доходов и темпы экономического роста.
ИЧР был создан для того, чтобы подчеркнуть, что не только экономический рост должен быть конечным критерием оценки развития страны, но и люди и их возможности. В настоящее время ИЧР также может быть использован для анализа вариантов национальной политики, поднимая вопрос, как две страны с одинаковым уровнем ВНД на душу населения могут в конечном итоге иметь такие различные показатели человеческого развития. Например, Багамские Острова и Новая Зеландия имеют схожий уровень доходов на душу населения, однако ожидаемая продолжительность жизни и ожидаемая продолжительность школьного обучения сильно отличаются между этими двумя странами, в результате чего значение ИЧР Новой Зеландии намного превышает соответствующий показатель Багамских Островов. Эти яркие контрасты могут непосредственно стимулировать дискуссию о приоритетах государственной политики.
Индекс человеческого развития (ИЧР) является обобщающим показателем оценки человеческого потенциала. Он рассчитывается на основе базовых показателей, определяемых для всех стран, по сопоставимой методике. Данный индекс, методики его подсчета совершенствуются, расширяются по-
ния, включающий: 1) долю неграмотного населения (с коэффициентом 2/3), 2) объединенный показатель
доступности начального, среднего и высшего образования - доля учащихся в соответствующей возрастной группе (с коэффициентом 1/3);
- уровень жизни, измеряемый реальным ВВП на душу населения (от 100 до 40 000 долл. по ППС). Данный показатель исчисляется по формуле Аткинсона для полезности дохода.
В современном виде методика исчисления индекса человеческого развития (ИЧР) состоит из трех равнозначных компонентов:
- индекса дохода (^), определяемого показателем валового внутреннего (регионального) продукта по паритету покупательной способности 1 (ППС) в долл. США;
- индекса достигнутого уровня образования (У, рассчитывающегося как средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов: индекса грамотности среди взрослого населения ^21) весом 2/3 и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (^2) весом
1/3; 12 =2 ¿21 + ¿22?
- индекса долголетия (^), определяемого показателем продолжительности предстоящей жизни при рождении (ожидаемой продолжительности жизни).
Как и в прошлых «Докладах о человеческом развитии», ИЧР остается композитным индексом, который измеряет прогресс в трех основных аспектах человеческого развития - здоровье, знания и доходы. В соответствии с предыдущей формулой ИРЧП для измерения «здоровья» использовалась ожидаемая продолжительность жизни при рождении, образование или «знания» измерялись путем сочетания показателей грамотности взрослого населения и охвата школьным образованием (с начальной школы до высших учебных заведений), а доходы или уровень жизни измерялись через показатель ВВП на душу населения с поправкой на паритет покупательной способности (ППС в долл. США).
Изменения подсчета ИЧР произошли для Доклада 2010 г. (с учетом временного лага по данным 2008 г.) При измерении здоровья по-прежнему используют показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Претерпел изменения показатель «доступ к знаниям», он стал измеряться: 1) средней продолжительностью обучения, измеряемой средним количеством лет образования, полученным лицами в возрасте 25 лет и старше в те-
1 ППС представляет собой количество единиц валюты, необходимое для покупки некоего стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за одну денежную единицу базовой страны (или одну единицу общей валюты группы стран), а оценки на базе ППС являются более объективными и отражают уровень развития стран в единой валюте.
казатели:
- ожидаемая продолжительность жизни, измеряемая средней продолжительностью жизни для населения в возрасте от 25 до 85 лет;
- интегральный показатель уровня образова-
чении жизни; 2) ожидаемой продолжительностью обучения, которое, как ожидается, может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течении его жизни сохранятся преобладающие тенденции в области показателей охвата населения образованием.
Уровень дохода теперь оценивается с помощью валового национального дохода (ВНД) на душу населения по паритету покупательной способности (в долл. США) вместо используемого ранее ВВП на душу населения (ППС в долл. США). В то время как ВВП измеряет результаты производства, он не оценивает чистый факторный доход страны - некоторые виды прибыли, например, по прямым и портфельным инвестициям могут быть получены из-за рубежа и репатриированы за границу, некоторые резиденты получают денежные переводы из-за границы, и в отдельных случаях объемы данных финансовых потоков могут быть значительными. ВНД приводит показатели ВВП в соответствие к этим недостающим индикаторам и, таким образом, является более точным измерителем экономического благосостояния страны.
Сведения о развитии человеческого потенциала ПРООН подготавливаются в виде докладов на региональном, национальном и международном уровнях. В этих итоговых отчетах содержатся все основные показатели «уровня жизни» населения стран и регионов.
При определении рейтинга учитываются множество факторов: положение в области прав человека и гражданских свобод, возможность участия в общественной жизни, социальная защищенность, степень территориальной и социальной мобильности населения, показатели уровня культурного развития населения, доступ к информации, здоровье, уровень безработицы, состояние преступности, охраны окружающей среды и др.
В официальных докладах и отчетах 20072008 гг. отражается тенденция роста ИЧРП во всех странах мира за исключением стран постсоветского пространства и стран Африки. В первой группе стан ИЧРП падает из-за ухудшения образования, экономики и высокой смертности. Во второй группе причиной были названы эпидемии СПИДа и сопутствующая ей смертность.
Максимальное значение ИЧР в России было достигнуто в 1992 году и составило 0,849, что на 0,068 выше, чем в 2000 г. (на 8 % больше). Наименьшая величина индекса человеческого развития отмечена в 1997 г. и составляла 0,747 (данные с использованием старой методики подсчета).
Необходимо отметить, что тенденция падения индекса для России характерна для последнего де-
сятилетия прошлого века: 1995 г. - 0,644 (56 место), в 2000 г. - 0,662 (54 место). Прогресс наблюдается с 2005 г. В 2005 г. ИЧРП превысил уровень 1990 г. и составил 0,693. Дальнейшее увеличение наблюдается так: в 2006 г. - 0,700, в 2007 г. - 0,708, в 2008 г. -
0,715, в 2009 г. - 0,714 [4].
После того, как была изменена методология расчета индекса развития человеческого потенциала, был осуществлен перерасчет всех имеющихся ранее данных, на основании этих изменений.
Обновление методологии расчета индекса привело к тому, что положение многих стран в рейтинге развития претерпело серьезное изменение, Россия в рейтинге развития (доклад 2010 г.) поднялась с 71 на 65 место. На основании данных 2009 г. (доклад 2011 г.) при условии, что номинал индекса России вырос с 0,751 до 0,755, она заняла 66 место (было 65), но надо отметить, что впереди нее появились Сейшельские Острова, Антигуа и Барбуда, страны, не присутствовавшие в цифрах отчета 2010 г., следовательно место в рейтинге по ИРЧП Россия занимает фактически прежнее [9].
В итоговом рейтинге все государства на основе ИЧР можно классифицировать по четырем категориям: страны с очень высоким, с высоким уровнем ИЧР, страны со средним и с низким уровнем ИЧР [7; 8]. ИЧР используется в качестве критерия группировки стран по уровню человеческого развития. Страны, в которых ИЧР больше или равен 0,800, считаются странами с высоким уровнем развития человеческого потенциала, страны с ИЧР 0,500 - 0,799 - со средним уровнем и страны с ИЧР до 0,500 считаются странами с низким уровнем человеческого развития.
Россия по данной классификации находится на 66 месте в списке из 187 стран с показателем 0,755, таким образом входя в группу стран с высоким ИРЧП. Россия занимает 17 место из 31 страны в регионе - Восточная Европа и Центральная Азия. На первом месте в этой группе стран находится Словения - 0,884 (21 место в мире), Таджикистан стоит на 31 месте. Как мы отмечали выше, следует учитывать, что индекс базируется на цифрах 2009 г. и ранее, и показатели, опубликованные ООН 2 ноября 2011 года, просчитываются на данных с отставанием в два года.
Из стран бывшего СССР, Россию опережают Эстония - 0,835 (4 место в группе / 34 место в мире), Литва - 0,810 (9 / 40), Латвия - 0,805 (10 / 43) и Белоруссия - 0,756 (16 / 65). В большей степени это связано с относительным низким уровнем доступности образования и уровнем здоровья, однако Литву и Латвию кризис затронул сильнее, чем Россию. Немного уступают России Казахстан, Грузия, Ук-
раина - 0,729 (22 / 76), далее в рейтинге - Армения, Азербайджан. Страны постсоветского пространства, имеющие средний уровнем развития, -это Туркмения, Молдавия, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан.
Специалисты различных областей наук критикуют данный индекс, принимая за основу то, что при его вычислении не принимаются во внимание экологические факторы, не рассматривается духовное и нравственное развитие человека, отсутствует возможность по-разному оценивать развитие в разных группах стран. Конечно, любые измерители имеют ограниченность применения, применяя их не умалять долю здравого смысла. Например, для получения максимума ИРЧП за счет образования необходимо всех людей в стране сделать студентами, конечно, это абсурдно. Очевиден рост данного показателя в России в ближайшее время, так как при переходе на двухуровневую систему образования увеличится продолжительность обучения.
В течение последних двух столетий ВВП на душу населения очень вырос и будет продолжать расти. Уровень развития человеческого потенциала можно увеличивать постоянно, развитые страны имеют для этого много возможностей, но ИРЧП не позволяет этого. Богатые страны уже близки к верхней границе, поэтому при помощи ИРЧП не осуществить стратегию планирования развития, но вектор направления в области образования, здоровья нации необходимо учитывать.
Отметим, что в последнее десятилетие Россия находится в группе стран с высоким ИЧР. При анализе показателей этого индекса по-прежнему просматривается серьезный дисбаланс между основными компонентами человеческого развития. Россия относится к странам, в которых достижения в области национального дохода недостаточно трансформируются в достижения в области образования и особенно здоровья населения. Хотя на мировом фоне неравенство, существующее в российском обществе, оценивается на среднем уровне, политика его сокращения для минимизации потерь человеческого потенциала в России должна быть направлена на улучшение доступа различных слоев населения к образованию и здоровой жизни [10].
Не следует забывать, что по сравнению с большинством других стран, Россия имеет ряд специфических отличий. Небольшая плотность населения делает страну «государством длинных расстояний», затрудняющих не только доставку товаров и услуг к потребителю, но и значительно удорожающих ее. Второе отличие связанно с территориальной разоб-
щенностью. В нашей стране эта специфика делает необходимость разработки, внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий, а следовательно, подготовки кадров с соответствующей подготовкой и квалификацией еще более важной, чем в любой другой стране.
Литература
1. Гладышева А. В., Горбунова О. Н., Кондрашо-ва И. С. Роль образования как социально-экономического института в современной экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 10.
2. Горбунова О. Н. Трансформация квалификационных характеристик трудового ресурса в условиях современной экономики // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. URL: http://www. actualresearch.ru
3. Крутиков А. Российский диплом в опасности // Смена. 2001. 11 марта. № 48(22838). С. 4.
4. Лазарян Г. Г. Человек как объект и субъект инвестиций // Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России: мат-лы науч.-практ. конф. 17-20 апреля 2001 г.: в 2 ч. Орел, 2001. Ч. 1. С. 44-47.
5. Горбунова О. Н. Место образования в обществе, экономика которого основана на знаниях // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2008. № 2.
6. Masuda Y. Managing in the information Society: Releasing synergy Japanese style. Oxford, 1990. P. 44.
7. URL: http://hdr.undp.org
8. Индекс развития человеческого потенциала. Словари и энциклопедии на Академике. URL:http:// dic.academic.ru
9. URL:http://gtmarket.ru
10. URL:http://www.perspektivy.info
* * *
HUMAN DEVELOPMENT INDEX: TECHNIQUE CHANGE. INDEX OF RUSSIA IN THE WORLD AND AMONG THE FORMER SOVIET UNION COUNTRIES
O. N. Gorbunova
In article the Human Development Index (HDI), change of a technique of its calculation, the human development index (HDI), position of Russia according to HDI in the world is considered.
Key words: HDI, change of technique of calculation HDI, expected life expectancy, integrated indicator of education level, standard of living.