УДК 811.111
Т.В. Хвесько, В.Д. Мажникова ИМЯНАРЕЧЕНИЕ В СЕТЕВОМ ДИСКУРСЕ
Описываются различные типы имен собственных в интернет-коммуникации. Номинация рассматривается как творческий процесс, который влияет не только на форму прозвища, клички и никнейма, но и способствует процессу самореализации коммуникантов в виртуальном пространстве. Представлена характеристика сетевого дискурса в когнитивном аспекте, способы реализации авторского замысла.
Ключевые слова: номинация, никнейм, сетевой дискурс, креативность, классификация.
Описание когнитивных механизмов, определяющих характер и направление творчества в языке применительно к процессам номинации, не случайно привлекает внимание исследователей.
Цель статьи - показать особенности творческой деятельности имянаречения человека в интернет-пространстве. Выбранный путь изучения творческого начала в языке позволяет исследовать лингвокреативность с привлечением интернет-ресурсов. При описании творческого процесса онимообразования мы опирались на положения, касающиеся любой деятельности, направленной на оригинальный поиск решения проблемы [Ирисханова 2005]. В свете когнитивной лингвистики можно предположить, что в основе креативной деятельности онимообразования лежит ментальная способность человека творчески использовать свои знания, привлекая старые и порождая новые образы [Кузнецов 2012]. Наша задача состоит в описании возможностей онимов в сетевом дискурсе с точки зрения когнитивного аспекта, описать взаимодействие имен собственных, кличек, псевдонимов, прозвищ, никнеймов, которые используются не только в интернет-пространстве, но отражают языковые закономерности реального общения определенных сообществ. Система современных английских фамилий складывалась на протяжении многих столетий и своими корнями уходит в далекое прошлое. Она тесно связана с культурой страны, народа и историей английского языка. В письменных памятниках IX-XII вв. (Domesday Book, 1085 г.) содержатся исключительно ценные сведения об английском антропонимиконе на рубеже древнеанглийского и среднеанглийского периодов развития английского языка, когда прозвища крупных и мелких землевладельцев, должностных лиц графств, представителей духовенства и других слоев населения служили основой для создания фамилий. В сводах законов и грамот, в судебных архивах, в монастырских книгах записей (карту-
ляриях) и в других документах того времени, составленных на средневековом латинском языке, а позднее, в Х11-Х1У вв., и на французском языке, прозвища записывались рядом с личными именами и указывали, главным образом, на место жительства или рождения именуемых лиц, на место их земельных владений или угодий, на родственные отношения и на род занятий. Невозможно точно установить дату, когда английские фамилии стали передаваться по наследству. Известно, что после нормандского завоевания по всей стране вводилось право старшего сына на наследование недвижимости. Возможно, это потребовало наследственного именования. Постепенно прозвища феодальных лордов, баронов, рыцарей, переходя от отца к старшему сыну, становились наследуемыми антропонимами. Позднее этот процесс затронул низшие слои городского и сельского населения: ремесленников, мелких торговцев, крестьян [Хвесько 2006]. В настоящее время широко распространено искусственное имянаречение в интернет-пространстве. С какой целью используются в социальных сетях, скайпах и форумах прозвища и псевдонимы? Чем руководствуются при выборе никнейма? Задача изучения лин-гвокреативных оснований номинации потребовала обращения к ментальной деятельности человека. Развитие взглядов на создание никнеймов приводит к осознанию того, что эта тема в силу своей глубины и разнообразия актуальна [Горшкова 2012].
Характеристики присущие сетевому дискурсу, в котором используются псевдонимы, прозвища, клички, сводятся к следующим: общение в интернет полифонично и объединяет несколько типов дискурса; гипертекстовые и интерактивные возможности интернет полностью меняют не только восприятие текста, но и его содержание; анонимность и дистантность участников общения дает возможность присоединиться или отсоединиться в любой момент общения, снижается до
68
Т.В. Хвесько, В.Д. Мажникова
минимума ответственность за свои поступки в сети; крайне эмоциональный характер общения в связи с отсутствием невербальных средств передачи настроения и описания состояний (смайлики, междометия, знаки препинания, а порой алло-гичное построение высказывания, искажение слов передают интонацию текста); добровольность и желательность контактов, безграничное пространство интернет предоставляют уникальную возможность для проявления виртуальной языковой личности [Гукосьянс 2012].
Развитие интернет-коммуникаций обусловило широкое использование имен собственных, которые представлены в виде никнейма, аналога личного имени. Никнейм (англ. nickname - первоначальное значение «кличка, прозвище», от средне-английского an eke name - «другое имя») сегодня обозначает сетевое имя-псевдоним, используемое при общении в блогах, форумах, чатах. В отличие от имени, прозвище, как правило, отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя, происхождение, род занятий, место обитания, а также фиксирует особый смысл, который произвели эти свойства и качества на окружающих. Прозвища появляются в разные периоды жизни и могут быть известны довольно ограниченному кругу лиц, определяют внешний вид (Рыжий, Красавчик Боб), место рождения, жизни, смерти (Александр Невский), вид деятельности (Иоанн Креститель), черты характера (Ричард Львиное Сердце) и др. В зависимости от характера эмоционально-оценочного отношения к номинанту прозвища можно разделить на следующие группы:
пейоративные прозвища, несущие отрицательную оценку; уничижительные, обидные прозвища представляют собой язвительную, грубую, жестокую насмешку, осмеяние, оскорбление (Умоляенко, Швондер, Гоблин,Убыток);
шутливые прозвища, выражающие оценку (положительную или отрицательную) неявно или иронически, без резких насмешек, используемые как дружеское поддразнивание (Кисель, Ушан, Эйнштейн, Пижама);
мелиоративные прозвища, несущие положительную оценку, возвеличивающие, одобрительные, ласкательные (Ангел, Сказка, Сникерс);
нейтральные прозвища, характеризующиеся отсутствием оценочной составляющей, но при этом не лишенные эмотивности и экспрессивности как свойств неофициальных именований. В эту группу включены основные виды сокращенных вариантов имен (Ленчик, Лидочек).
Никнейм имеет много общего с псевдонимом, прозвищем или кличкой, занимает пограничное положение между этими единицами искусственной номинации. Самопрезентация в интернет-пространстве позволяет человеку стать кем угодно, приписать себе любые качества, как положительные, так и отрицательные. Прозвища и клички в отличие от ников создаются самим сообществом. Сетевое имя (никнейм) - уникальная последовательность символов (цифр, букв латиницы и кириллицы). Искусственная номинация есть создание языковых образов с помощью набора знаков, поэтому всегда связана с творческим началом говорящего.
Попытаемся выделить основные мотивы создания никнейма, к которым следует отнести: попытку реализации своего идеального «я», чаще всего не совпадающего с реальным «я»; уход от психологических барьеров в реальном общении, а также социальных норм, сопровождающих живую коммуникацию; эксперименты с поиском своего истинного «я»; игру с другими участниками интернет-общения, т.е. некий вызов, желание вызвать реакцию. При классификации никнеймов необходимо обратить внимание на тематику форума или чата, основной контингент (пол, возраст), знание иностранных языков, национальность. Наиболее популярны никнеймы, состоящие из имени и фамилии (sanpavloff, Olegx86, SERGEI KOPILOV, Екатерина Полозник, Nalena, KSUshaG, Oksyu), чаще написанные латиницей). Неотъемлемой частью личных имен являются уменьшительно-ласкательные ники - Юрчик, Alenochka, Kristi, Яшка, Daschechka, Анюта. Аффиксация в русском языке средство весьма продуктивное. Часто в качестве ника используются искажения, вплоть до неузнаваемости, собственного имени (Лена - Lajsa, Вероника - Nikka, Настя - NATSя, Алла - alluska, Света - СВЕТУЛЯ). Использование уже существующего слова или выражения, заимствованного из иностранного языка, преимущественно из английского, так же весьма распространенное явление (kelp, American gangster, Enigma, cherry, Lilu). В большинстве случаев мотивация создания никнейма состоит в том, чтобы проявить индивидуальную самобытность, оригинальность, произвести впечатление на окружающих. Воздействие ника на иностранном языке (преимущественно на английском) намного сильнее, чем на русском. В интернет-ресурсах на английском языке уже сложилась определенная традиция создания ников. Существуют онлайн генераторы никнеймов (nickname generators), которые помогут создать креативный
Вопросы когнитивной лингвистики
ник. Выбор интернет-имени гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Желание сменить никнейм ведет к потере той информации, которая была с ним связана (заработанный авторитет в глазах других пользователей, рейтинг).
Таким образом, виртуальное имя собственное является одним из важнейших инструментов межкультурной коммуникации, это единственно возможный в сети способ первичной самопрезентации. Виртуальная реальность позволяет, минуя все запреты и ограничения реальной жизни, в полной мере реализовать творческий потенциал, воплотить в жизнь «виртуальную» все то, что недопустимо в жизни реальной. В интернет-пространстве действует продуктивная антропонимическая система. Ник -это не только новые тенденции создания имен собственных, связанные с глобальными изменениями в окружающем мире. Ник - это продолжение исконной традиции имянаречения.
Список литературы
Горшкова Е.И. Коммуникативные тактики согласия в Интернет-коммуникации (на примере блогов) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 3. С. 107-113.
Гукосьянс О.Ю. Когнитивная интерпретация языковой игры в современной англоязычной интернет-коммуникации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 3. С. 113-116.
Ирисханова О.К. Лингвокреативные основания теории номинализации: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2004. С. 270-277.
Кузнецов В.Г. Корреляция: специальный концепт - понятие - значение - термин // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 2. С. 24-33.
Хвесько Т.В. Страноведение: история топонимии Великобритании: учебное пособие. Тюмень: Издательский центр «Академия», 2006. С. 26-39.
T. V. Khvesko, V.D. Mazhnikova
NOMINATION IN NETWORK DISCOURSE
The aim of the study is to analyze the process of nicknames forming and functioning in network discourse, to show the correlation of appellatives: onoma, personal names and nicknames in various kinds of communication and to show whether internet communication differs from real communication. The traditions of names giving are specific for each nation, e.g. the system of (sur)names in England appeared in the XI century and is closely connected with the history of the country: personal names and nicknames, places of birth and living, lands owning, family relations and labour are shown in Domesday Book, 1055. Specific features of network discourse (anonymity, distance, immediacy, minimum of charge for actions, non-verbal means of communication) help the users to create virtual language personality, different from a real one. Cognitive language mechanisms define the character of internet nicknames forming. The study pays special attention to the process of creativeness of onyms forming, which causes not only the image of a nickname but the expression of the communicator's selfrealization as well.
Conclusion: Artificial nomination (nicknames) is an important means of intercultural communication. Globalisation gives a unique opportunity for productive anthroponymic system forming, which shows new trends in different areas of communication. Internet communication effects not only perception of knowledge but helps to create desired virtuality. Individual creative features are considered in complex with mental and cultural cognitions.
Key words: nomination, nickname, network discourse, creativity, classification.