УДК 37.025
Н. Б. Александрина
ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ-ПИАНИСТОВ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
Обосновывается актуальность развития импровизационных навыков у учащихся-пианистов детских школ искусств. Феномен музыкальной импровизации рассмотрен как особый вид творческой деятельности в его социокультурном генезисе и как метод развития музыкально-творческих способностей детей. Предлагаемые приемы обучения способствуют более эффективному развитию профессиональных качеств музыканта.
Ключевые слова: импровизация, музыкальная импровизация, детские школы искусств, музыкально-творческие способности, навыки импровизации
This article is devoted to developing of aptitudes for music and habits of improvisation among the pupils-pianists in music schools and schools of arts. The phenomenon of musical improvisation is shown as a special kind of creative activity in its social-cultural genesis. The author describes different methods of developing the improvisatory habits and her own methods.
Keywords: improvisation, musical improvisation, children’s schools of arts, musical-creative abilities, improvisatory habits
Наряду с обучением игре на музыкальном инструменте задача развития музыкально-творческих способностей у учащихся детских школ искусств в настоящее время является одной из важнейших в связи со следующим:
- изменением приоритетов в сфере образования, необходимостью воспитания творчески преобразующего типа личности, что отражено в нормативно-правовых актах -в Законе РФ «Об образовании», в котором подчеркивается значение дополнительного образования в самоопределении личности и создании условий для ее самореализации (ст. 2-4), в Концепции Федеральной целевой программы «Культура России» (2006-2010 гг.) а также в Национальной доктрине развития системы Российского образования до 2025 г., которые являются основополагающими в деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- востребованностью композиторов, создающих новые произведения во всех жанрах инструментальной и вокальной музыки, аранжировщиков, деятельность которых связана с творческим преображением музыкального материала, пианистов-импровизаторов во всех жанрах эстрадной и джазовой музыки, а также пианистов-концертмейстеров, владеющих импровизационными навыками в работе с хореографами (особенно на хореографических уроках) и вокалистами;
- доступностью получения музыкальной информации из всех источников коммуникации и возможностью ознакомления в кабинетных условиях с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, национальных культур в исполнении выдающихся солистов и оркестров. Это облегчает изучение музыкальных сочинений, а также дает возможность использовать навыки игры на музыкальном инструменте для развития в индивидуальнотворческом плане.
Детские школы искусств являются начальной ступенью в музыкальном образовании и воспитании творческой личности. Они занимают особое место в системе дополнительного образования. Обучение в них проводится по индивидуальному плану для каждого ученика (это в первую очередь относится к музыкальноисполнительским отделениям), основными задачами обучения являются развитие музыкальных способностей ученика, привитие ему профессиональных исполнительских навыков.
Музыкально-творческие способности, т. е. умение создавать в музыкальном искусстве нечто новое, оригинальное, обладающее художественной значимостью, имеют большое значение в формировании творческой личности. При их наличии учащийся может заниматься продуктивной музыкально-творческой деятельностью. К музыкально-творческим относятся общие художественнотворческие (художественное воображение, эмоциональность, впечатлительность, концентрация внимания, творческое мышление, интуиция, чувство новизны, вдохновленность) и специальные музыкальные способности (музыкальный слух во всех его составляющих компонентах, чувство лада и ритма, музыкальные память и мышление). Значительному успеху в данном направлении педагогической работы способствует обучение навыкам инструментальной импровизации, развивающей ладово-гармоническое мышление, чувство стиля, координацию. Импровизация вырабатывает подвижность нервных процессов, навыки мгновенной интерпретации музыкальной мысли на инструменте, развивает деятельность обоих полушарий головного мозга, так как является образно-эмоциональным действием, требующим аналитического и конструктивного мышления, что ускоряет процесс обучения, делает его более эффективным, а главное - дает возможность ученику осознать свою творческую индивидуальность, свою уникальность в мире. Большое значение импровизации в музыкальном воспитании придавал Б. В. Асафьев: «Самым необходимым делом я считаю развитие способности к импровизации. Творческий инстинкт проявляется у детей всегда в непременном стремлении меньше созерцать или механически выполнять предначертанное, но охотнее самим участвовать и вносить свое» [1, с. 100].
Что же такое импровизация, в чем ее отличие от других видов творческой деятельности?
Импровизация - это «особый вид творчества, при котором сочинение происходит непосредственно во время исполнения» [2, с. 596], «вид и компонент сиюминутной публичной деятельности, в результате которой создается субъективно-объективный новый продукт» [9, с. 12-13]. Импровизация возникла как реакция на непосредственные чувственно-эмоциональные впечатления. Она всегда основана на интуиции.
Музыкальная импровизация - это «одна из форм продуктивной художественной деятельности, в результате
110
которой появляется новое произведение. В основе этой деятельности лежит творческое музыкальное мышление, которое реализуется (“опредмечивается”) посредством музыкального языка» [10, с. 222].
Искусство музыкальной импровизации в различных формах его проявления во все исторические эпохи было неотъемлемой частью музыкальной культуры любой национальности, являясь средством выражения определенного эмоционального состояния, а также способом отображения художественных впечатлений, находя свое претворение в вокальной и инструментальной музыке, в народном творчестве и в исполнительском искусстве музыкантов-профессионалов. Основой ее являются выработанные веками определенные формы музыкального мышления: интонационного, ладового, ритмического, гармонического.
Разнообразные формы импровизации известны с древних времен: это мистерии и светские представления в Египте и античных государствах, Дельфийские и Пифий-ские игры в Греции, получившие дальнейшее свое развитие как искусство поэтов-певцов; это творчество западноевропейских жонглеров и шпильманов, кавказских ашугов, казахских и киргизских акынов, украинских кобзарей, русских сказителей и скоморохов и многих талантливых исполнителей других народов.
С древнейших времен сформировалась и ладовая основа музыки различных народов и стран. В Китае и странах Юго-Восточной Азии - это пентатоника, в Индии -ладовая система шрути, в которой октава делится на 22 части, в арабских напевах - четвертитоновый строй. В странах античного Средиземноморья сформировалась 7-ступенная диатоника, оказавшая формирующее влияние на мелодику европейских народов.
В западноевропейской музыкальной культуре импровизационное начало было характерно для исполнительского искусства различных стилей: это и барокко - эпоха расцвета полифонической импровизации, непревзойденная вершина которой выразилась в творчестве и исполнительском искусстве И. С. Баха, и эпоха рококо, представленная музыкой французских клавесинистов. К началу XVII столетия утвердилась система цифрованного баса - «генерал-баса», заложившая основу гомофонно-гармонического склада и современной импровизации. Импровизация была традиционной формой в каденциях инструментальных концертов, ее элементы отразились в разнообразной орнаментике.
В XVII - XIX вв. в связи с усложнением музыкальных форм и развитием классического симфонизма утвердилась система точной нотации, но и в это время искусство импровизации сохранилось в творчестве некоторых композиторов и исполнителей. Выдающимися пианистами-импровизаторами были венские классики В. Моцарт и Л. Бетховен, представители музыкального романтизма Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман. Искусством импровизации владели русские композиторы-классики М. И. Глинка, М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский.
Со второй половины XIX в. импровизационное искусство уходит из концертных залов Европы и возрождается уже на американском континенте на рубеже XIX и XX столетий в джазовой музыке, явившей собой синтез европейской и африканской музыкальных культур и получившей огромное развитие на протяжении всего XX столе-
тия не только в Америке, но и во многих странах Европы и Азии, значительно обогатив их музыкальную культуру.
В чем же особенности музыкальной импровизации, почему она всегда привлекает к себе большую аудиторию поклонников? Основное отличие ее в том, что творческий акт здесь совершается в присутствии слушателей и тему для импровизации нередко предлагает кто-либо из них. Это творческий процесс огромной эмоциональной насыщенности, требующий от исполнителя концентрации всего интеллектуального потенциала. В наивысший момент импровизации - спонтанной импровизации - выключается аналитическое мышление, и процесс творчества переходит на подсознательный уровень, музыкант-исполнитель выступает как «контактер» информационного поля, этот тип мышления называется ураническим. На этом уровне происходит феномен возникновения новых музыкальных элементов, нигде и никогда не слышанных. Импровизация на современном этапе развития общества - это вхождение в информационный поток и материализация его путем рефлекторных движений рук и пальцев музыканта-импровизатора.
Достижение высокого мастерства в импровизационном искусстве невозможно без овладения профессиональными навыками, присущими данному творческому процессу. В первую очередь это безупречное владение навыками игры на инструменте в техническом, фактурном, тембровом многообразии, развитие абсолютного музыкального слуха, умение «мыслить нотами», чтобы мгновенно материализовать музыкальную мысль в звуковой план с последующей передачей на инструменте. Необходимо иметь композиторские качества, чувствовать музыкальную форму, обладать сценическим артистизмом, чтобы выступать с полной самоотдачей, а также иметь качества, свойственные художнику-творцу: образное мышление, яркое воображение, художественно-творческий интерес и активность. Кроме того, занятия инструментальной импровизацией развивают перечисленные выше качества. Этот процесс является взаимодополняющим.
Воспитанием навыков музыкальной импровизации желательно заниматься с самого раннего детства. В процессе обучения ребенок проходит определенные стадии познания музыкального языка и речи и в различной степени овладевает ими так же, как и разговорной речью и грамматикой. На ранней стадии музыкального развития формируется интонационный язык (язык «музыкальных слов»), затем мелодический язык (фразы, предложения), на более высокой ступени - чувство формы, композиции. Задача музыкально-творческого воспитания - на самой ранней стадии формировать и развивать индивидуальный музыкальный язык ученика: мелодический, ритмический, ладово-гармонический, тембровый.
Б. В. Асафьев в своей работе с начинающими учениками основывался в первую очередь на принципах вариа-ционности и подголосочной полифонии. Он предлагал сочинять различные варианты одной мелодии, затем - подголоски к предложенной мелодии, добиваясь максимума самостоятельности голосов, развивая полифоническое мышление. В дальнейшей работе ученикам предлагалось сочинение мелодии к стихотворению с последующей инструментальной импровизацией иллюстративного характера. «Как только у детей накопится некоторое достаточное
111
количество слуховых впечатлений, необходимо попробовать с ними импровизировать» [1]. Выдающийся немецкий композитор и педагог Карл Орф создал уникальную систему музыкально-творческого воспитания детей, основанную на импровизации, на игре, сочетая освоение элементов музыкального языка с элементами движений тела. Основой творчества стали жанры народной музыки: колыбельные, прибаутки, песни, игры, что приобщало детей к национальной музыкальной культуре. Большое значение придавалось импровизации на ударных инструментах. Как правило, начальный этап музицирования - коллективный, приближающийся к древнему первотворчеству, когда пение, танец и драматическое действие были в синкретическом единстве [8].
В настоящее время развитию творческих способностей и навыков творческого музицирования посвящены статьи Т. Родионовой [6], Т. Мун [4], исследование Д. К. Кирнарской [3], учебно-методические пособия по импровизации И. Бриля, Д. Брубека, П. Живайкина, Д. Крамера, Ю. Чугунова, но данные работы имеют джазовую направленность и предполагают владение музыкальным инструментом и теоретическими знаниями в объеме 4-5 классов детской музыкальной школы. Начальный этап развития музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов детских школ искусств в настоящее время представляет собой значительную педагогическую проблему как в теоретико-методологическом аспекте, так и в практической деятельности.
В процессе исследования была разработана и апробирована программа по начальному курсу импровизации, и на ее основе написано учебно-методическое пособие «Начальный курс фортепианной импровизации». Программа
включает в себя такие направления, как: ритмическая, звукоизобразительная (тембровая, динамическая) импровизация, диатонические и хроматические секвенции (мелодические и аккордовые), вокальная импровизация с последующей записью вокальной партии, импровизация в пентатонике на черных клавишах, импровизация в диатонике, подголосочная полифония, простейшие вариации, подбор мелодии на слух с последующей записью; варианты мелодической и аккордовой фактуры, гармонические функции, основы музыкальной формы, гармонизация мелодии, импровизация в стиле марша, вальса, польки, лирической мелодии.
Результаты работы можно отметить в следующем: появился устойчивый интерес учащихся к творческому самовыражению, желание импровизировать и сочинять музыку. Активизировались общие художественно-творческие и специальные музыкальные способности. Появились навыки импровизации на заданный образ с использованием различных штрихов, динамики, типов фактуры, педализации, ладово-гармонических связей, навыки свободной импровизации и сочинения собственных пьес, а также выработалось умение записывать придуманные мелодии на стихотворный текст, аккомпанемент к мелодии. Занятия импровизацией положительно повлияли на исполнительские качества учащихся: владение музыкальным инструментом стало более уверенным, прибавился артистизм, что подтверждено успешными выступлениями на концертах, фестивалях, конкурсах.
Таким образом, мы отмечаем, что обучение навыкам импровизации способствует развитию музыкально-
творческих способностей и воспитанию профессиональных исполнительских качеств у учащихся-пианистов детских школ искусств.
1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1973.
2. Большая Советская энциклопедия: в 51 т. - М.: БСЭ, 1952. - Т. 17. - 672 с.
3. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты-ХХ1
век, 2004. - 496 с.
4. Мун, Т. Импровизация в истории искусств и в учебном процессе / Т. Мун // Музык. акад. (М). - 2008. - .№ 1. - С. 99-106.
5. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.
6. Родионова, Т. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ / Т. Родионова // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. - М.: Музыка, 1976. - С. 63-79.
7. Розеншильд, К. К. История зарубежной музыки: учеб. / К. К. Розеншильд. - М.: Музгиз, 1963.
8. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / ред. Л. А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1970. - 160 с.
9. Харькин, В. Н. Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: защи-
та 17.06.92 / В. Н. Харькин. - М., 1992.
10. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: учеб. / Г. М. Цыпин. - М.: Академия, 2003.
Сдано 25.04.2011
112