экономические Щербинина Мария Юрьевна, Крюкова Анастасия Александровна
науки ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ...
УДК 339.562; 004
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ИТ-СФЕРЕ
© 2016
Щербинина Мария Юрьевна, студент Крюкова Анастасия Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Электронная коммерция»
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (443010, Россия, Самара, улица Льва Толстого, 23, e-mail: [email protected])
Аннотация. Развитие рынка информационных технологий оказывает огромное влияние на экономику страны и является ключевым условием перехода к постиндустриальной экономике. Согласно результатам различных исследований, уровень развития ИТ-индустрии является одним из ключевых факторов, влияющих на конкурентоспособность страны. На данный момент в России одним из актуальных предметов для обсуждения в самых разных сферах и отраслях является импортозамещение. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, необходимостью предоставить компаниям, попавшим под действие международных антироссийских санкций, альтернативные решения, которые помогут им функционировать на прежнем уровне. Во-вторых, экономическим кризисом, который сделал многие западные информационные технологии практически недоступными для российских компаний. И, наконец, импортозамещение даст возможность выйти на мировой рынок с новыми конкурентоспособными продуктами. В будущем это позволит в значительной степени снизить влияние цен на энергоресурсы и положительно повлиять на курс рубля. Также открытым вопросом остается замена американских и европейских ИТ аналогами, выпущенными в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Китае. В данной статье рассматривается и анализируется ИТ-рынок и процесс импортозамещения в рамках Российской Федерации.
Ключевые слова: импортозамещение, информационные технологии, программное обеспечение, аппаратное обеспечение, софт, ИТ-рынок, ИТ-отрасль.
IMPORT SUBSTITUTION IN THE IT FIELD
© 2016
Shcherbinina Mariya Yurievna, student Kryukova Anastasia Aleksandrovna, candidate of economical science, assistant professor of «E-commerce»
Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics (443010, Russia, Samara, street Lev Tolstoy, 23, e-mail: [email protected])
Abstract. Development of information technology market has a great impact on a country's economy and plays a key role in the transition to a post-industrial economy. According to the results of different surveys, an IT-industry development level is one of the key factors, influencing on the country's competitiveness. At the moment, an import substitution is one of the most relevant subjects of discussion in different fields and industries. This is due to different factors. At first, by the need to provide alternative IT-solutions to companies fallen under anti-Russian sanctions which would help them to operate at the previous level. At second, by an economic crisis, which has made many Western IT solutions almost unavailable for Russian companies. At last, the import substitution will give an opportunity to enter the global market with brand new competitive products. In the future, this will largely allow decreasing influence of prices on energy resources and positively impact on the Ruble's exchange rate. Also, there is an open issue on replacement of Western IT solutions by analogs, produced in the countries of Southeast Asia, especially in China. This article describes and analyzes the IT market and the import substitution process in the framework of the Russian Federation.
Keywords: an import substitution, information technologies, software, hardware, an IT market, an IT industry.
Российский ИТ-рынок оказался под воздействием значительных отрицательных факторов. Из-за обесценивания рубля и ограничений, появляющихся в деятельности ряда западных ИТ-поставщиков с некоторыми категориями клиентов, нашим организациям приходится менять приоритеты при решении стоящих перед ними ИТ-задач и более серьезным образом исследовать ИТ-продукты и подходы, какие считаются альтернативными по отношению к тем, что применялись традиционно.
Отрасль информационных технологий считается одной из самых зависимых от импорта отраслей, поскольку в России сейчас пользуются компьютерами и серверами, произведенными исключительно из импортных компонентов, системным и прикладным ПО западного происхождения.
Российский ИТ рынок характеризуется неравномерностью предлагаемых решений. В некоторых сегментах присутствуют известные и популярные во всем мире продукты, в других сегментах - конкурентных аналогов западной продукции не существует. Так, например, в сегменте прикладного ПО и информационной безопасности выбор отечественных продуктов достаточно широк, но среди системного ПО альтернативу западным разработкам и технологиям найти сложно [1].
Актуальность импортозамещения в ИТ-сфере характеризуется некоторыми рисками, представленными на рис. 1.
Из рисунка видно, что главными рисками являются риски, связанные с возможностью управляемого подключения или потери данных и с возможностью доступа к информации [2]._
ВНУТРЕННИЕ РИСКИ
ВНЕШНИЕ РИСКИ
РИСКИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Кража информации (шпионаж*
Порча информации (вредительство)
Риск ограничения на импортные закупки
Риск прекращения обслуживания
Рис. 1 - Карта рисков в области ИТ
Структура российского ИТ-рынка не сильно отличается от структуры мирового. Так, по данным Минэкономразвития, самым крупным является сегмент ИТ-оборудования: его доля составляет 57% в России и 50% в мире. На ИТ-услуги приходится 24%, на рынок программного обеспечения (ПО) -19% (рис. 2). [3]
Объем российского рынка ИТ-услуг составляет 8 млрд долларов [4]. Сектор ИТ-услуг, единственный в России, в котором доминируют отечественные компании, - им принадлежит более половины суммарного оборота. В частности, такой вид услуг, как системная интеграция, находится под контролем российских компаний.
В сегменте программного обеспечения в российской отрасли информационных технологий представ-
Щербинина Мария Юрьевна, Крюкова Анастасия Александровна ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ...
лены компании, которые разрабатывают ПО на заказ, а также тиражируемое ПО. Совокупный объем продаж российских компаний-разработчиков ПО, по данным НП «РУССОФТ», вырос по итогам 2013 года на 14% и достиг уровня 5,6 млрд долларов, объем экспорта ПО и услуг по его разработке в 2013 году увеличился на 17% и составил 5,4 млрд долларов. Таким образом, совокупный оборот российских компаний достиг 11 млрд долларов. [4]
Рис. 2 - Структура российского ИТ-рынка, 2014
Удовлетворение внутреннего спроса на ИТ-оборудование в России происходит преимущественно за счет импорта. Производить оборудование в России ни российским, ни иностранным компаниям не выгодно, в первую очередь из-за неравномерного режима таможенных пошлин (на готовое изделие ставка таможенной пошлины может быть ниже, чем на компоненты). Таким образом, производить изделие на территории страны экономически менее выгодно, чем ввозить готовое [5].
Одним из первых документов, во многом определившим направление развития ИТ-отрасли, является Федеральный закон Российской Федерации N 254-ФЗ «О внесении изменений в закон «О науке и государственной научно-технической политике». Принятый 21 июля 2011 года, по мнению многих экспертов, закон фактически перезапустил программу господдержки инноваций в стране. До его вступления в силу инновационная деятельность в России существовала благодаря усилиям ограниченного числа частных компаний и научно- исследовательских институтов, в законодательстве отсутствовало четкое определение инноваций. Действия органов власти по поддержке инноваций зачастую были нескоординированы, что в том числе оказывало влияние и на развитие отрасли ИТ.
В целях развития хороших условий для разработки российского конкурентоспособного программного обеспечения, принимая во внимание предложения заинтересованных отечественных организаций отрасли информационных технологий и их объединений (ассоциаций), был разработан отраслевой план импортозамещения программного обеспечения.
Отраслевой план импортозамещения ПО, содержит в себе три блока, в каждом из каковых запланированы основные мероприятия, а кроме того определены сроки и этапы их осуществления. [6]
Рис.3 - Отраслевой план импортозамещения программного обеспечения
Первое направление плана подразумевает обеспечение преференций российской ИТ. - продукции, при исполнении закупок за государственный счет. Оно сработает в сегментах рынка корпоративного ПО, в каковых уже сейчас имеется задел в виде конкурентоспособных российских ИТ-продуктов. Сюда вступают бизнес-приложения, антивирусное ПО, ПО для предоставления информационной защищенности, а кроме того интернет-сервисы, применяемые в корпоративной среде.
Второй блок плана содержит помощь коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка корпоративного ПО, где не имеется необходимого задела в виде конкурентоспособных российских продуктов. Это клиентские и мобильные операционные системы (ОС), серверные ОС, концепции управления базами данных, средства управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией, пользовательское офисное ПО.
Третье направление отраслевого плана импортоза-мещения подразумевает муниципальную помощь российских производителей в сегментах рынка ПО, сопряженных с отраслевой спецификой, подобных как: ПО для индустрии, топливно-энергетического комплекса, постройки, здравоохранения, финансового сектора, автотранспорта.
Ведомство намечает привлечение «умных» вложений в разработку на протяжении 5 лет индустриально-специфического ПО, в том числе за счет денег фонда «Росинфокоминвест» и иных институтов развития в рамках определенных промышленных консорциумов, содержащих в себе ИТ - компании, отраслевых клиентов ИТ -продукции, ведущие университеты и научные институты.
Для укрепления этого плана 16 ноября 2015 года Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал соответствующие постановления правительства «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных стран, для целей исполнения закупок с целью снабжения муниципальных и государственных потребностей».
Суть закона об импортозамещении состояла в том, что с 1 января 2016 года госзаказчик обязан обосновывать собственный выбор в пользу иностранного софта, в случаи, если в специально созданном реестре российского программного обеспечения станут его отечественные аналоги. Софт обязан, относится к стране, муниципалитету, российской некоммерческой компании либо фирме с долей отечественных бенефициаров более 50% (основной критерий, позволяющий расценивать ПО российским).
Министерство в двухмесячный период обязано было утвердить положение об экспертном совете, какой берет на себя разрешение о включении софта в реестр российского программного обеспечения, а кроме того классификатор программ для ЭВМ и баз данных, имеющий характеристики софта. Но к данному времени ведомство не отдала предпочтение даже компании-оператора, ответственного за ведение реестра российского ПО. К 11 января 2016 года на сайте Минкомсвязи был открыт раздел «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». К тому времени данный реестр был пуст - ни внесенного софта, ни заявлений на внесение там не было. Но форма для подачи заявок на сайте была. К февралю только три программных продукта от компаний «1С» и «Ред Софт» были одобрены экспертным советом.
За первое полугодие работы, в реестре российского ПО было представлено более 1000 единиц программных продуктов следующих классов: операционные концепции, концепции управления процессами компании, СУБД, средства обеспечения облачных и распределительных вычислений, средства виртуализации и СХД, серверное и связующее ПО, поисковые концепции, концепции мониторинга и управления, средства обеспечения информационной защищенности, офисные прило-
Щербинина Мария Юрьевна, Крюкова Анастасия Александровна
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ...
жения, концепции сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, концепции управления проектами, изучения, разработкой, проектированием и введением, лингвистическое программное обеспечение.
Кроме того, помощь в осуществлении отраслевого плана импортозамещения ПО и в продвижении отечественного софта обязан обеспечить создаваемый Российский фонд развития ИТ.
Предметом работы фонда станет формирование за счет денег разных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, имущества (в том числе денежные средства, земельные участки, другое недвижимое имущество, акции и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, иное имущество, имущественные права), руководство и распоряжение им в целях предоставления помощи научной, научно-технической, инновационной работы в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Помимо этого, предусматривается, что фонд станет реализовывать:
- финансовое обеспечение и другую помощь научной, научно-технической, инновационной работы в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- помощь продвижению продукции, интеллектуальных прав, работ и услуг отечественных организаций в сфере информационно-коммуникационных технологий на отечественном и зарубежных рынках;
- помощь импортозамещению высокотехнологичной продукции, в том числе программное обеспечение, компьютерное и коммуникационное оборудование;
- помощь обеспечению перспективных кадровых нужд отечественных организаций в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечение функционирования и развития инновационного центра "Иннополис".
На данное время имеются три сценария развития отечественной ИТ-отрасли за ближайшее десяток лет. Более нужным и заманчивым считается сценарий «Открытый рынок». Он подразумевает инновационный путь развития и глобализации отечественной ИТ-отрасли. По этому сценарию, политика импортозамещения станет осуществляться в форме господдержки разработки новейших продуктов в областях, обладающих перспективами на зарубежных рынках.
На фоне расширения наличия отечественных ИТ-компаний на глобальном рынке и увеличения их прибыли от продажи лицензий и вывоза тиражируемых продуктов государство, настроив и запустив меры комплексной помощи, со временем станет уменьшать собственное прямое наличие в отрасли, а её последующее развитие будет осуществляться в большей степени за счет рыночных механизмов.
Старания страны будут сконцентрированы на совершенствовании условий ведения бизнеса, вложениях в фундаментальные и прикладные изучения, расширении затрат на образование, последующем развитии отрасли венчурного финансирования и инновационной инфраструктуры, вопросах защиты интеллектуальной собственности, а кроме того на адресных мерах, призванных ликвидировать несколько диспропорций в отрасли.
В рамках сценария «Особый путь» сохранится ограничение доступа к технологиям со стороны западных стран при относительно устойчивой экономической ситуации на внутреннем рынке. Отрицательные внешние факторы, возможно, скомпенсировать государственной поддержкой национальной ИТ-индустрии и реализацией успешной стратегии импортозамещения, какая сформирует подходящие требования для возникновения новейших российских продуктов, нужных на отдельных внешних рынках. Это, в первую очередь в целом, рынки государств БРИКС, какие к 2025 году с большой достоверностью преобразятся в новейший глобальный центр создания ИТ-продуктов с значительной дополненной
ценой.
Специалисты ждут корректировки стоимости на энергоресурсы в среднесрочной перспективе и стабилизации курса рубля. Государство обязано будет поменять структуру расходной части бюджета, уменьшить малоэффективные расходы и перераспределить высвободившиеся ресурсы на инвестиционные цели. Можно ждать второй волны информатизации госучреждений, то, что значительно окажет поддержку отечественных системных интеграторов, а кроме того производителей программного и аппаратного обеспечения.
Стремление страны к развитию внутреннего рынка и увеличению привлекательности государства благоприятно отразятся на притоке иностранных профессионалов. Отечественные фирмы станут принимать на работу профессионалов из Индии и Китая либо передавать осуществление отдельных задач на аутсорсинг.
Глобальная ИТ-индустрия к 2025 году будет двухпо-лярной: крупнейшим американским и некоторым европейским ИТ-гигантам станут противодействовать компании из Индии, Китая, Сингапура и России.
Сценарий «Потерянное десятилетие» менее интересный. Его реализацию смогут вызвать масштабные и долгосрочные ограничения доступа отечественных компаний на мировой рынок инноваций, «буквальная» трактовка стратегии импортозамещения, снижение частной инвестиционной инициативы, отток обученных сотрудников из России, уменьшение либо малая результативность затрат на образование и несколько других отрицательных факторов.
В не очень благоприятных экономических условиях значительна вероятность уменьшения затрат компаний на ИТ-оборудование и программное обеспечение, уменьшения числа вложений в НИОКР и ИТ-стартапы. В данном случае за государством закрепится роль главного заказчика и инвестора на ИТ-рынке. Так, непосредственно политика государства и его умение развивать, потребность станет во многом определять состояние дел в промышленности. [7]
Делая вывод, возможно, отметить, что в случае осуществлении обдуманной политики имортозамещения к 2020 году можно надеяться на сокращение импортоза-висимости по различным отраслям индустрии с уровня 70-90% вплоть до уровня 50-60%.
Ближайшие несколько лет Россия будет вынуждена продолжать поддерживать инфраструктуру с использованием зарубежных технологий [8-12]. Для полной замены аппаратной платформы потребуется несколько десятков лет, программной платформы - несколько лет, для замены прикладного ПО на данный момент существуют все необходимые условия. Поэтому, если речь идет о необходимости замещения западных ИТ-решений лучше сосредоточиться на системном и прикладном программном обеспечении, и, конечно же, на информационной безопасности.
Для поддержания высоких объемов экспорта ИТ-продуктов (2014 год - 6 млрд. долларов) необходимо выпускать такие продукты, которые будут востребованы на мировом рынке. В то же время, не нужно идти с новыми продуктами на рынки, где конкуренция уже очень высока. Также российскому правительству необходимо обратить серьезное внимание на политику трансфера технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стефанова Н.А. Перспективы использования информационных технологий в страховании // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2014. № 4. С. 228-232.
2. Бондаренко Е.В., Салмин А.А. Технологии защиты компьютерной информации // Теория и практика современной науки. 2016. № 5 (11). С. 116-119.
3. Оценка и совершенствование инвестиционно-инновационной деятельности предприятия: монография Митрофанова И. А.,Тлисов А. Б.,Иванов Н. П.,Крылова
Щербинина Мария Юрьевна, Крюкова Анастасия Александровна ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ...
М. А. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016
4. ИТ-рынок России, 2016 - [Электронный ресурс] -Режим доступа: tadviser.m/mdex.php/Статья:ИГ-рынок_ России
5. Демьяненко Н.Г., Крюкова А.А. Современные проблемы эффективности процесса обучения персонала с позиции ИТ-технологий // Новая наука: От идеи к результату. 2015. № 5-2. С. 133-134.
6. Минсвязи утвердило план импортозамещения ПО, 2015 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: telecompass.rU/news/2889/index.html
7. Шмидт А.В., Стефанова Н.А. Адаптация зарубежных инноваций в российском регионе // Наука, техника и образование. 2015. № 12 (18). С. 143-146.
8. Масютин С.А., Гуськова И.В., Шагалова Т.В. Экономические санкции в отношении России: угрозы или возможности для бизнеса // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 75-87.
9. Рыжкова Ю.А., Батова В.Н. Влияние санкций на экономику России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 62-65.
10. Рыжкова Ю.А., Русакова Ю.И., Батова В.Н. Влияние санкций на экономическую безопасность Российской Федерации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 356362.
11. Изотов А.В. Факторы формирования и развития отношений между Европейским Союзом и Россией // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 83-86.
12. Галеева Е.И. Развитие России в условиях санкций // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 59-68.