МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
Формирование соответствующей организационной структуры предполагает, что действия по управлению оборотным капиталом предприятия должны координироваться в пределах определенных структурных подразделений предприятия.
Особое значение имеет обеспечение необходимой информацией, которая может быть сформирована в рамках плановой, учетной, прогнозной, статистической и аналитической систем предприятия[1].
В условиях развития современной техники и технологий целесообразно применение компьютеров и соответствующих программ для повышения эффективности управления оборотным капиталом.
Определяющим элементом является наличие методического обеспечения, т.е. с целью обеспечения правильности и точности расчетов, связанных с оптимизацией управления оборотным капиталом, на предприятии целесообразно применение единых методических рекомендаций.
В целом управление оборотным капиталом является наиболее обширной частью всей системы управления использованием капитала предприятия, что объясняется тем, что преимущественно достаточно большое количество активов формируется за счет оборотного капитала, причем эти активы требуют индивидуализации управления, что может быть достигнуто в рамках системного подхода к управлению оборотным капиталом.
Целесообразность применения системного подхода обуславливается также высокой динамичностью его элементов, значительной ролью в обеспечении рентабельности и платежеспособности, а также достижении многих целевых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, системный подход к управлению оборотным капиталом предприятия рассматривается как действенное средство повышения эффективности его использования, направленное на достижение целевых установок бизнеса в текущем периоде и в перспективе.
Список использованной литературы:
1. Мулкиджанян В. С. Системный подход к разработке механизма реализации финансовой политики в области управления оборотным капиталом на предприятии // Известия ЮФУ. Технические науки. 2009. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-razrabotke-mehanizma-realizatsii-finansovoy-pohtiki-v-oblasti-upravleniya-oborotnym-kapitalom-na-predpriyatii (дата обращения: 11.07.2016).
2. Прозоров А. С., Курбанов Л. М. Механизм управления оборотным капиталом промышленного предприятия // Проблемы современной экономики. 2012. №8. URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/mehamzm-upravleniya-oborotnym-kapitalom-promyshlennogo-predpriyatiya (дата обращения: 11.07.2016).
3. Сидоровнина И.А., ПоветкинИ.С. Управление оборотными активами на промышленных предприятиях // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/upravlenie-oborotnymi-aktivami-na-promyshlennyh-predpriyatiyah (дата обращения: 11.07.2016).
© Андропуло Д.Н., 2016
УДК 338
Ахмерова Ляйсан Ринатовна
Студентка кафедры водные биоресурсы и аквакультура КГЭУ
Слепцов Петр Степанович Студент кафедры менеджмент КГЭУ
г. Казань, РФ e-mail: ahmerova.leisan94@mail.ru
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Аннотация
В настоящее время экономика РФ испытывает трудные времена, но несмотря на это, политика импортозамещения обладает серьезными перспективами. В данной работе представлено ряд преимуществ,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
которыми обладают отдельные отрасли для увеличения своей доли на отечественном рынке и повышения конкурентоспособности на мировом.
Ключевые слова
Импортозамещение, экономика, продукция, импорт, конкурентоспособность,
производительность труда.
Импортозамещение - это процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри страны [1, с. 78].
Сегодня российская экономика испытывает не самые лучшие и устойчивые времена, которые характеризуются большой взаимозависимостью разнообразных отраслей промышленности от зарубежных поставщиков.
Каким течением пойдет процесс импортозамещения в России, сегодня предвидеть трудно [2, с. 21]. Этот процесс нужно выполнить обязательно, независимо от того, что отечественные потребители адаптировались к зарубежной продукции, а внешнеэкономические связи с иностранными поставщиками отработаны.
Некоторая часть ученых и политиков видят современную ситуацию, которая сложилась в экономике России, как реальный шанс для российских товаропроизводителей вытолкнуть зарубежную продукцию с внутренних рынков [2]. Остальные говорят, что модель импортозамещения в чистом виде для нас нереализуема [1; 3].
Особенный интерес необходимо обратить на те сектора экономики, зависимость от импорта которых, необычно велика. Огромная зависимость от импорта товаров существует в следующих направлениях:
1. Обеспеченность нашего государства стратегически значимой продукцией: продуктовыми товарами, медикаментами, усовершенствованными технологиями, высокоемкими установками, комплектующими для машин на сегодняшний день небольшая.
2. Существенную зависимость России от импорта показывает такое направление, как машины для индустриальных заводов: получение атомных реакторов, котлов, запасных частей к ним, механических установок. На сегодняшний день внутреннее снабжение личных потребностей в этой сфере для нашей страны исключено, при этом более 30% импортных комплектующих выпускается США и странами Европы.
В Российской Федерации политика импортозамещения обладает серьезными перспективами и это обусловлено рядом всевозможных преимуществ.
В нашем государстве не так давно принимаются на вооружение зарубежные теории [4], которые становятся основной идеей развития - в 2008 г. - модернизация, в 2014 г. - импортозамещение, но, при этом не обращают внимание на то, что это - заимствованные теории, у которых есть и отрицательные стороны. Взять хоть бы Японию, которая перешла из второго уровня модернизации в первый, в целом же модернизация устанавливает развитие вдогонку за более образованными странами.
Также в нашей стране необходимо обеспечить политику конкурентоспособности национальных производителей. Результатом, которой будет увеличение производительности труда [5, с. 26]. При этом будет лучше, если будем обсуждать не очевидное увеличение эффективности работы в стране, а сопоставлять увеличение эффективности работы с прогрессивными странами [6].
На сегодняшний день почти все отрасли могут проводить политику импортозамещения, но актуальнее всего это будет для таких отраслей, как: станкостроение (доля импорта в потреблении более 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%) [2].
Во исполнение антикризисного плана в апреле 2015 года Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. Перечислим основные отрасли промышленности на которые направлены принятые
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
программы: фармацевтическая промышленность (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 656); тяжелое машиностроение (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 654); программное обеспечение (приказ Минкомсвязи России от 1 апреля 2015 г. № 96); авиастроение (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 663); судостроение (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 661) и т.д.
Но также важной отраслью в которой проводится политика импортозамещение является - пищевая. Именно на ней мы бы хотели остановиться и проанализировать происходящие в ней процессы.
Еще в января 2010 г. начался процесс импортозамещения в отечественном агропромышленном комплексе.
В 2007 г. был закончен процесс переноса в Россию изготовления кондитерских продуктов, хлебобулочных товаров, безалкогольных и алкогольных напитков.
Сегодня идет массовое замещение импортного товара на рынке мяса и мясных продуктов. Уже в 2008 г. мясной ввоз в Россию стал снижаться при продолжающемся усиленном развитии внутреннего изготовления. В конечном итоге в 2011 г. импортная мясная продукция в Россию составила всего лишь 2,69 млн. тонн, т.е. 36% от объемов местного производства, хотя в 2008 г. этот показатель был 52%.
В 2013 г. данная тенденция продолжилась, т.е. снижение импорта мяса в Россию при параллельном увеличении внутреннего производства. В середине осени 2013 г. было отгружено 1,25 млн. тонн мяса, что на 13 % меньше, чем за похожий прошлогодний период. Импорт говядины снизился на 16% - до 431 тыс. тонн, свинины - на 15%, до 479 тыс. тонн, мяса птицы - на 6%, до 343 тыс. тонн.
Если говорить о рынке готовых мясных изделий, то здесь ситуация благоприятная для отечественных товаропроизводителей, т.к. ввоз импортных товаров снизился до ничтожно малого количества. Летом в 2012 г. глава Мясного союза Мушег Мамиконян объявил, что «задействованные больше десяти лет назад охранные способы от импорта готовых мясных изделий поверглись рекордному импортозамещению на отечественном рынке мясопродуктов» [7]. И это подтверждается статистическими данными, что в настоящее время доля продукции российского изготовления на рынке равна примерно 95%. Многие ученые и политики разделяют точку зрения М. Мамиконяна, которая заключается в том, что импортозамещение и экспорт мясной продукции стали возможны вследствие защиты российского рынка от импорта и уменьшения стоимости привлечения финансов для производства [8-9].
Исходя из вышесказанного, видится возможность процесса импортозамещения товаров, услуг и комплектующих отечественными производителями. Конечно за короткий промежуток времени наладить производство и вытеснить импортных конкурентов с рынка тяжело, поэтому те отрасли (пищевая промышленность), которые задумались об этом еще до введения санкций против России сейчас показывают хорошие результаты и получают прибыль от увеличения покупателей на их продукцию. Список использованной литературы:
1. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах процесса модернизации российской экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 78-82.
2. Батайкин П.А. Направления структурных сдвигов в национальной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 4. С. 20-22.
3. Шлычков В.В. От конкурентноспособной экономики к эффективному государству // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 89-96.
4. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.
5. Тимофеев Р.А., Алафузов И.Г., Нестулаева Д.Р. Соотношение и взаимосвязь основных категорий ресурсной концепции // Горизонты экономики. 2015. № 6 (25). С. 24-28.
6. Хасанова А.Ш., Хасанов И.Ш., Хасанов М.И. Измерение трех секторов национальной экономики России на основе статистических данных // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 4. С. 73-80.
7. Дорогое ВТО. - URL: http://expert.ru/2012/06/7/dorogoe-vto/
8. Смагина М.Н., Алафузов И.Г. Особенности эффективного управления процессом использования ресурсов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 3. С. 90-93.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
9. Рыбкина Е.А., Сыровой Д.В. Оценка уровня зрелости проектного управления как услуга // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 1. С. 74-77
© Ахмерова Л.Р., Слепцов П.С., 2016
УДК 658.51
Бикбова В. В.
Магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» Г. Керчь, Российская Федерация
ВЛИЯНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
Актуальность товарной политики обусловливается тем, что в условиях рыночной экономики грамотно составленная товарная политика прямо влияет на эффективность работы предприятия. Товарная политика представляет собой заранее сформулированный курс действий предприятия, производящего определенного вида товары, основанный как на долговременной стратегии развития этого предприятия, так и на текущих возможностях, возникающих для него на рынке
Ключевые слова
Товарная политика, экономическая эффективность, коммерческая деятельность, хозяйственный механизм.
Товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному потребителю.
Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия. Как показывает практика, находящиеся примерно в одинаково тяжелых условиях сложившейся экономической обстановки в России оптовые торговые предприятия по разному решают свои проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.
Товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты [1, с. 107].
Товарная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных сегментов; разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.
Механизм стимулирования должен ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, для которого производитель выпускает товары.
Разработка и осуществление товарной политики требуют соблюдения следующих условий: четкого представления о целях производства; сбыта и экспорта на перспективу; наличия стратегии