Стороны коллективного договора преследуют следующие цели: стабилизация отношений персонала с работодателем; мотивация сотрудников к решению текущих задач вследствие материальной заинтересованности; систематизация норм в части оплаты труда; повышение социальной и финансовой поддержки персонала; появление взаимной ответственности между собственником и сотрудниками. Руководитель самостоятельно может решить, обязателен ли коллективный договор для предприятия. Заключение коллективного договора нужно тогда, когда сторона трудовых отношений проявила соответствующую инициативу.
Если участники трудовых отношений приняли решение о принятии документа, схема взаимодействия руководства с сотрудниками или их представителями должна соответствовать закону.
Источники:
1. «Отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2022 - 2025 годы» (утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Росморречфлотом 07.07.2022) URL: https://legalacts.ru/doc/otraslevoe-soglashenie-po-finansiruemym-iz-federalnogo-biudzheta-podvedomstvennym-rosmorrechflotu_2/.
2. Басюк А. С. Мотивация, как механизм эффективного управления персоналом / А. С. Басюк, А. Д. Якименко, Л. В. Клаус // Социально-экономические и гуманитарные науки : сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 27 декабря 2020 года. - Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2020. С. 100-103.
3. Бусурина Л. Ю. Современные подходы к мотивации на морском транспорте как элемент управления человеческими ресурсами/ Л. Ю. Бусурина, О. А. Хар-ченко, Н. Е. Шумовская, И. И. Ганчеренок // Современные технологии управления. 2021. №3 (96). Режим доступа: https://sovman.ru/article/9609/.
4. Малинина, О. Ю. Управления персоналом предприятий водного транспорта на основе компетентностной модели / О. Ю. Малинина, О. Г. Ковален-кова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2024. - № 3(166). - С. 23-29.
5. Фридман А.С. Как наказывать подчиненных: за что, для чего, каким образом. Профессиональная технология для регулярного менеджмента // 2017 URL: https://www.labirmt.ru/books/590787/ (дата обращения: 01.04.2024).
EDN: SFFHJC
М.А. Мирошниченко - к.э.н., доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.A. Miroshnichenko - candidate of economic sciences, associate professor of General, strategic, information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Russia;
М.М. Абазова - обучающаяся факультета управления и психологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.M. Abazova - student of the Faculty of Management and Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia;
Е.А Коновалова - обучающаяся факультета управления и психологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.A Konovalova - student of the Faculty of Management and Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПЛАТФОРМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВРМ-СИСТЕМ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» IMPORT SUBSTITUTION OF PLATFORMS AND PROSPECTS FOR BPM SYSTEMS DURING THE IMPLEMENTATION OF THE DIGITAL ECONOMY PROGRAM
Аннотация. В статье анализируются тенденции развития российских платформ для интеграции данных и приложений в период реализации программы «Цифровая экономика». Проведено исследование российских компаний, крупнейших поставщиков BPM-систем, проблемы импортозамещения и перспективы развития. Обоснованы российские платформы для интеграции данных и приложений: рост востребованности BPM-систем, крупнейшие поставщики российского программного обеспечения, усиление конкуренции, ключевые тенденции и отрасли, динамика рынка и прогноз на будущее, проблемы с использованием иностранных систем и миграции, а также соответствие российских BPM-продуктов требованиям заказчиков. Импортозамещение платформ происходит одновременно с масштабной переконфигурацией бизнес-процессов компаний. Проанализированы ключевые отрасли, активно внедряющие российские BPM-системы, для формирования единой цифровой бизнес-среды. Ключевой тенденцией в развитии импортозамещения становится применение искусственного интеллекта. Компании видят его использование в потенциале для применения корпоративного ассистента в разных проявлениях: обработка обращений, анализ базы знаний и формирование ответов, поиск и индексация данных, сопоставление и работа с нормативными правовыми актами, перевод и создание саммари по документам, распознавание не только текстовых, но и аудио- и визуальных данных. Корпоративным пользователям нужны гибкие решения, которые не только могут автоматизировать стандартные бизнес-процессы, но и дают возможность заказчику самостоятельно настроить ту или иную функциональность.
Abstract: The article analyzes the development trends of Russian platforms for integrating data and applications during the implementation of the Digital Economy program. A study was conducted of Russian companies, the largest suppliers of BPM systems, the problems of import substitution and development prospects. Russian platforms for integrating data and applications are substantiated: the growing demand for BPM systems, the largest suppliers of Russian software, increased competition, key trends and industries, market dynamics and forecast for the future, problems with the use of foreign systems and migration, as well as the compliance of Russian BPM- products to customer requirements. Import substitution of platforms occurs simultaneously with a large-scale reconfiguration of companies' business processes. Key industries that are actively implementing Russian BPM systems are analyzed to create a unified digital business environment. The key trend in the development of import substitution is the use of artificial intelligence. Companies see its potential for using a corporate assistant in various forms: processing requests, analyzing the knowledge base and generating responses, searching and indexing data, comparing and working with regulatory legal acts, translating and creating summaries of documents, recognizing not only text but and audio and visual data. Corporate users need flexible solutions that can not only automate standard business processes, but also enable the customer to independently configure this or that functionality.
Ключевые слова: автоматизация, бизнес-процесс, импортозамещение, искусственный интеллект, платформа, цифровая среда, цифровая экономика.
Keywords: automation, business process, import substitution, artificial intelligence, platform, digital environment, digital economy.
Введение
С настоящее время более 74 % российских компаний активно занимаются проектами по автоматизации бизнес-процессов, растет востребованность систем управления бизнес-процессами, т. е. BPM-систем. В 2022 г. многие заказчики снижали затраты на ИТ- разработки. При этом они использовали возможность за счет форма-
лизации и контроля бизнес-процессов увеличить управляемость, снизить непроизводительные потери и в конечном итоге повысить выживаемость компаний. Это способствовало значительному росту востребованности BPM-систем, особенно автоматизирующих ключевые бизнес-процессы.
Вопрос независимости программного обеспечения от санкций оказался одним из важнейших критериев при выборе BPM-систем, и здесь активную роль стало играть импортозамещение. Кризис привычной автоматизации бизнеса дал огромные возможности отечественным вендорам. На рынке постепенно стало увеличиваться количество российских систем такого класса, а их популярность выросла именно благодаря адаптации процессов под требования клиентов в короткие сроки.
1. Переход на российские платформы для интеграции данных и приложений
Помимо технологических вопросов, производителям приходилось в кооперации с заказчиками решать задачи оптимизации финансовых составляющих проектов, подготовки кадров и другие актуальные вопросы. Разработчики BPM-решений аккумулировали ресурсы, чтобы предложить в период санкций заказчикам наиболее подходящий функционал, что привело к значительному росту возможностей и зрелости систем.
Наметилось перераспределение долей рынка, и клиенты стали осознавать, что в рамках управления бизнес-процессами возможно централизация различных функций, которые ранее были разнесены по разным информационным системам: решать задачи управления взаимодействия с клиентами (CRM), автоматизировать документооборот (СЭД), управлять сервисом (ITSM) и др.
Первоначально стратегию заказчиков можно было назвать «осмотрительной»: компании в основном наблюдали за рынком, кто-то запустил проекты по поиску и замене программного обеспечения (ПО), но действовал достаточно консервативно. В этот период бизнес начал выстраивать ИТ-стратегии с учетом перехода на решения от российских вендоров. Клиенты долго привыкали к новым условиям и присматривались к отечественным поставщикам, поэтому потребовалось время на принятие ситуации и подготовку к миграции на российское программное обеспечение.
В рамках импортозамещения заказчики разделились на две основные группы. Первая группа сосредоточилась на получении максимально функционального и зрелого продукта, который мог бы автоматизировать различные бизнес-процессы и иметь большой потенциал для их бизнеса. Вторая группа ориентировалась на использование аналогичного решения, которое базировалось на отечественных платформах. Но все же в обоих случаях, клиенты увидели потенциал в автоматизации своих бизнес-процессов.
Ключевыми факторами выбора стали использование независимых от импорта технологий, присутствие зарегистрированных в Реестре отечественного ПО, скорость и стоимость внедрения, а также потребность в дополнительных сервисах, ускоряющих бизнес-процессы: роботизацию процессов (RPA), оптическое распознавание символов (OCR), коэффициент покрытия процессов (ICR) с применением искусственного интеллекта. Также важны были возможность переноса данных, освоения low-code и no-code инструментов для самостоятельной реализации проектов, размещение решения на своих серверах.
Проблемы, с которыми столкнулись клиенты иностранных производителей, в особенности пользователи облачных решений, оказавшиеся под угрозой остановки бизнеса, вывели на первое место вопросы безопасности, которые до этого были второстепенными по отношению к функциональным возможностям. Формат облака стал для многих компаний поводом для тревоги, так как слишком велик риск отключений и потери корпоративных данных.
Для заказчиков по-прежнему важен не класс ПО, а способность решать конкретные бизнес-задачи. Нет запросов на ПО только управления бизнес-процессами. Можно сказать, что эта ниша сливается с рынками ECM, CRM, ITSM (управление ИТ-услугами - процесс управления комплексным предоставлением ИТ-услуг клиентам в ИТ-командах) и low-code-платформ. Для клиентов как крупных, так и небольших компаний, важен вопрос принципиального выбора российского поставщика на перспективу, с которым он может реализовать различные задачи внедрения и спланировать перенос ряда задач в систему. Компании фокусируются на бизнес -целях и минимизации затрат и рисков, связанных с различием классов ПО и необходимостью интеграции.
В компании Comindware отмечают, что если раньше сроки не имели большого веса, то в настоящее время запрос на быструю разработку значительно вырос. Исчерпала себя и тема отдельных технологий и инструментов. Актуальной стала гиперавтоматизация. Комплексный подход в автоматизации помогает выявить узкие места в процессах и сделать их сквозными, благодаря чему производительность может увеличиваться в разы, а не на проценты, говорят эксперты Comindware [7].
2. Анализ лидеров в рейтинге крупнейших российских поставщиков BPM-систем
Разработчики все чаще сталкивались с запросом на интеграцию ПО для взаимодействия с другими существующими программными продуктами. Так компании стремятся решить ряд крупных задач по управлению проектами, качеством или клиентским сервисом, а также задач, требующих облачных решений. Более того, бизнес активно поддерживается государством в рамках стратегии «Цифровая экономика» и именно BPM-системы являются ключевыми инструментами для закрытия задач по цифровизации различных сфер деятельности.
В целях программы - создание устойчивой, безопасной и доступной инфраструктуры как фундамента развития всех социально значимых сфер общества, стимулирование инновационно активного населения [4].
Импортозамещающие компании выполняют функции вендора и/или интегратора. Вендор - непосредственно разработчик продукта, который предлагает рынку свой продукт через партнёров. А компании интегратор вы-
полняют задачи выбора и установки ПО, а также обеспечения технической поддержки. По итогам 2022 г. значительное преимущество получили те вендоры, которые могли не только предложить бизнесу качественную миграцию данных, но и обеспечить его дополнительными сервисами для обработки этих информационных потоков. Лидером в рейтинге крупнейших поставщиков BPM-систем стала группа компаний Ланит. Её выручка от разработки и внедрения таких решений за 2022 г. превысила 2,7 млрд руб. В первую тройку также вошла ГК Digital Design и НПЦ БизнесАвтоматика. Суммарная выручка всех участников рейтинга превысила 9 млрд руб. [5].
На рисунке 1 приведены крупнейшие поставщики BPM-систем в России по выручке за 2022 г. (в млн руб.).
Рисунок 1 - Крупнейшие поставщики ВРМ-систем в России по выручке за 2022 г. (в млн руб.)
(Составлено авторами на основе данных ТАОУ13ЕЯ)
В рисунке 2 отражена выручка крупнейших поставщиков ВРМ-систем в России (в %). Однако компания-лидер ЛАНИТ на нем отсутствует, так как эта компания не раскрыла свои данные за 2021 г. в открытом доступе.
Рисунок 2 - Выручка крупнейших поставщиков BPM-систем в России (в %)
(Составлено авторами на основе данных TADVISER)
С 2023 г. произошло усиление конкуренции на рынке продуктов российского производства. Как отмечают участники рынка, клиенты стали подходить к выбору BPM-решений обдуманно. Сейчас они обращают внимание прежде всего на уровень развития вендора и экосистемы продукта: качество платформы, доступность компетенций на рынке, уровень партнеров, количество реализованных проектов. Важна и защита от уязвимо-стей, желательно подтвержденная сертификатами ФСТЭК.
У большинства российских разработчиков появился выход на очень крупные отечественные компании, которые ранее не особенно интересовались российскими продуктами. Это дало отечественным вендорам колоссальный опыт: как с точки зрения зрелости требований и масштаба проектов, так и с точки зрения бюджетов. Можно констатировать факт, что продукты российского рынка начали развиваться гораздо быстрее. Клиенты, которые не были готовы переходить на российские продукты, теперь видят результаты первых проектов по миграции и начинают проявлять к ним интерес, принимают решение о миграции.
По словам Владимира Андреева, президента компании «Docsvision», в самом разгаре замещение OC и СУБД крупными предприятиями. Он считает, что в ближайшее время начнется массовое замещение прикладных систем, в том числе и ECM. Важно, что сегодня заказчики в большинстве своём рассматривают только решения на базе полностью импортозамещенных платформ. При этом средний бизнес инвестирует в миграцию крайне осторожно. В большинстве своем компании остались пока на старом ПО, но ситуацию мониторят, и, если в ближайшее время она не изменится, начнут мигрировать на отечественное программное обеспечение. Это может произойти в ближайшие 3 -5 лет.
Проанализированы крупнейшие поставщики BPM-систем в России (таблица 1) на предмет, какие системы разрабатывают и внедряют, количество сотрудников в компании и крупнейшие BPM-реализованные проекты в России. В 2023 г. управление бизнес-процессами все чаще выходит за контур отдельных компаний. Новые BPM-системы моделируются одновременно для нескольких организаций.
Таблица 1 - Крупнейшие поставщики ВРМ-СИСтем в России (Составлено авторами на основе данных ТЛОУ!ЗЕК)
№ Компания Вендер / Интегратор Какие BPM-системы разрабатывает компания Какие сторонние BPM -системы внедряет компания Количество сотрудников, занятых в разработке, внедрении и поддержке BPM-систем Количество партнеров вендера Крупнейшие BPM-проекты в России
1 ГК ЛАНИТ В/ И Нет данных BPMSoft, ELMA, FIS, Camunda 307 (для соб-ствен-ных BPM)/ 200 (для сторонних BPM) 69 Нет данных
2 ГК DIGITAL DESIGN В Docsvision, СДУ «Приоритет», Ареопад, Ава-кор 367 Нет данных Нет данных
3 НПЦ Бизнес Автоматика В Платформа Visary (Visary BPM) 85 3 Минстрой России, Русгидро, ММОМА, Газпром, Санкт-Петербургское ГКУ «Управление информационных технологий и связи»
4 ELMA В ELMA365 - 350 120 Фортум, Тандер, Банк Синара, Роснано, ГК Регион
5 DIASOFT В Diasoft Digital Q.UP, Diasoft Digital Q.BPM - 48 1 Нет данных
6 PARMA TG И - Camunda, Activiti, BPMN Нет данных - Нет данных
7 Comindware В Comindware Business Application Platform 74 24 Сургутнефтегаз, Белуга Групп, RBT.ru, Роснефть Easymedia
8 Pravo(tech) В Manage (one) 23 0 ФНС России ФКУ «Налог-сервис», ПАО «Ростелеком», ПАО «Группа Ренессанс страхование»
9 НБИ В EMAS.ORT, EMAS.TRADE 70 0 ООО «Лукоил Технологии», ООО «Информацион-ные системы», ООО «Сигма», ПАО «Мосэнерго»
10 Unitarius В Платформа xBPM - 80 0 Банк Зенит, Московская биржа, МС Банк Рус
Продуктовый подход выстраивает все бизнес-процессы организации вокруг создания наилучшего продукта, но именно клиентоцентричный подход позволяет определить, какой продукт является наилучшим [3].
Самый показательный пример - государственный сектор, где идет активный переход на клиентоцен-тричную модель государственного управления. Она требует интеграции на уровне бизнес-процессов огромного числа федеральных, региональных, муниципальных структур, бюджетных и общественных организаций. Кли-ентоцентричность является заметным трендом и для коммерческих компаний, которые также заняты интеграцией бизнес-процессов с контрагентами. Но в коммерческом сегменте масштаб этой деятельности пока сильно уступает государственным проектам.
Меняется и состав рынка: уходят одни игроки, появляются другие. Растущий спрос на ВРМ-системы порождает новых вендоров. Вновь пришедшие на рынок компании ориентируются на современность, идеальный дизайн, трендовые подходы к организации баз данных и т. д. Устоявшиеся лидеры ищут ниши, в которых будут далее работать. В будущем конкуренция между ними будет только усиливаться.
3. Импортозамещение платформ с масштабной переконфигурацией бизнес-процессов компаний
За последние пару лет ряд новых ВРМ-систем, которые были разработкой небольших команд, испытывают трудности в конкуренции со зрелыми представителями рынка. У таких команд нет не только опыта и объема функций продукта - у них обычно нет инфраструктуры для реализации проектов для их решений. Поэтому программные продукты, остаются невостребованными, хотя идеи в них были заложены достаточно интересные. Заказчикам приходится решать: отдать предпочтение уже обкатанным платформам или все-таки свежим приложениям и довериться новым вендорам. Стали очень важны релевантные задачи-кейсы и отзывы рынка. Клиенты все чаще хотят видеть у интегратора опыт успешного решения конкретной бизнес-специфической задачи.
Сложность выбора заключается в том, что на первый взгляд продукты кажутся одинаковыми: у всех есть визуальный конструктор форм, процессов, отчетов, справочников, мобильные приложения, инструменты интеграции, кроссплатформенность. Но расхождения обычно кроются в деталях. Нужно смотреть на нюансы, которые в реальности сказываются на совокупной стоимости владения и реализации сложных систем корпоративного уровня: масштабируемость, стабильность, удобство обновления, поддержки доработок и т. д.
ВРМ относится к сегменту бизнес-приложений, где есть ряд хороших отечественных продуктов и для заказчика всегда есть выбор. И уже чувствуется высокая конкуренция, которая приводит к ценовым разногласиям вендоров. В последнее время российские разработчики активно включаются в борьбу за освободившиеся ниши и выводят на рынок новые продукты.
Заказчики изучают их возможности и оценивают, на какие компромиссы они готовы пойти при использовании отечественных аналогов, поскольку о равноценной замене ПО от ведущих иностранных производителей пока говорить преждевременно. Клиенты учатся работать с российскими решениями, вендоры - с возросшим количеством заказчиков, но многие с обеих сторон оказались к этому не готовы.
В компании Comindware отмечают, что если в прошлом году приоритетом было замещение оборудования и инфраструктурного программного обеспечения для ИТ-безопасности, то сейчас настала очередь приложений и пакетов приложений, решающих конкретные узкие задачи (например, пакет офисных программ, системы потокового сканирования и распознавания, системы корпоративного проектирования). Уже после этого компании приступают к замене пользовательских приложений - CRM, ITSM, PM, СЭД и др.
Сохраняется интерес к микросервисной архитектуре, которая позволяет рассоединить жизненные циклы разных приложений. Все чаще среди пожеланий клиентов встречается наличие low-code возможностей. К заказчикам пришло понимание, что это инструменты с вполне ощутимой бизнес-ценностью, и используются они тоже с конкретной целью, а не для того, чтобы быть в тренде. Low-code дает клиенту больше свободы и самостоятельности в работе с системой, он приобретает уверенность, что нет необходимости обращаться к вендору, чтобы внести в бизнес-процесс любое небольшое изменение. Понятный интерфейс, low-code, несложный он-бординг - эти три инструмента обеспечивают клиенту возможность самостоятельно дорабатывать систему, и сейчас это один из приоритетов, следующий, пожалуй, сразу за независимостью от импорта.
Формируется рынок решений в определенной предметной области. При этом они должны быть не «коробочными», а реализованными на платформе, в которой возможны доработки, необходимые конкретному заказчику, с учётом специфики его процессов. Кроме этого, эксперты наблюдают интерес бизнеса к расширению возможностей BPM-систем в плане интеграции с другими платформами и технологиями, а также повышенное внимание к вопросам безопасности, соответствия различным стандартам и нормам регуляторов.
Еще одной ключевой тенденцией становится применение искусственного интеллекта. Компании видят в подобных инструментах потенциал для применения корпоративного ассистента в разных проявлениях: обработка обращений, анализ базы знаний и формирование ответов, поиск и индексация данных, сопоставление и работа с нормативными правовыми актами, перевод и создание саммари по документам, распознавание не только текстовых, но и аудио- и визуальных данных.
Компании перешли в работу фактически в таком режиме, когда нет времени, как раньше, делать масштабный консалтинговый проект года на два, работа вместе с заказчиком идет в SCRUM-модели, все изменения планируются, документируются и внедряются в считанные месяцы, зачастую - параллельно. Импортоза-мещение идет по пути перехода на единую корпоративную процессную платформу. При этом, для того чтобы покрыть весь необходимый функционал российские вендоры и интеграторы часто объединяют усилия для формирования интегрированного решения от нескольких производителей.
Влияет на рынок и резкий рост дефицита кадров, владеющих экспертизой по российским продуктам. Отечественные вендоры еще не успели сформировать четко выстроенную систему массовой подготовки специалистов по своим технологиям, как это делали многие глобальные корпорации. При этом потребность специалистов уровня «джуниор» становится действительно очень массовой - на одного зрелого консультанта в проекте в среднем требуется от 3 до 7 специалистов начального уровня. Кроме этого, наблюдается незрелость потребностей у некоторых компаний. BPM-системы становятся модными и кажется, раз все лидеры рынка стремятся их закупить, нам тоже надо. Но по факту выясняется, что и не особо надо, и компания не готова, да и финансово бизнес внедрение не потянет.
4. Ключевые отрасли, активно внедряющие российские BPM-системы, для формирования единой цифровой бизнес-среды
Вендоры получают значительную часть запросов от крупных предприятий нефтегазового сектора, топливно-энергетического комплекса, сталелитейной промышленности и других организаций с масштабным производством. Производственные компании больше других отраслей почувствовали на себе отсутствие поставок из-за рубежа, многим из них оперативно пришлось менять поставщиков, каналы сбыта, оборудование, некоторые отделялись от международных компаний. В лидерах по запросам также государственный сектор, банки и финансовые компании, которые стали активно искать BPM-системы и усиливают собственную разработку решений на базе BPM-платформ.
Банки, являющиеся одним из наиболее значимых драйверов развития финтех-отрасли в России, внедряют инновационные технологии, приобретают стартапы, формируют стратегические альянсы, создают акселераторы и инкубаторы [2].
Потребность меняться возникла у всех и сразу, но впереди всех идут традиционные лидеры цифровых изменений: финансовый сектор и страховые компании. Организации, которые столкнулись с санкционным давлением, представляют отдельную группу особенно заинтересованных во внедрении новых отечественных BPMS-решений. BPM-системы также пользуются спросом в таких сферах как: ритейл, медицина, фармацевтика, телеком, ИТ и др.
Компании активно интересуются решениями для формирования единой цифровой бизнес-среды для доверенного обмена юридически-значимыми документами. После законодательного уравнивания цифровых и печатных документов появилась возможность создавать фактически «безбумажное предприятие», где обмен и
хранение документов ведется полностью в электронном виде с сохранением юридической значимости. В компании Comindware отмечают, что заказчики из разных отраслей сегодня генерируют собственные идеи по использованию уже готовых решений, ведь low-code это позволяет.
На таких цифровых платформах знания имеют возможность быстрой генерации и капитализации в форме инноваций. Модель развития платформенной экосистемы основана на транзакции знаний и генерации ценностей [1]. Сейчас это ярко видно по «Comindware Мое здание». Продукт может применяться не только для управления эксплуатацией коммерческой недвижимости, но и для технического обслуживания, например, в судостроении или эксплуатации мостов. Оборудование привязано к конкретным объектам (офис, мост, корабль), имеет подробный технический паспорт, включая историю произведенных с ним работ, и такие процессы можно применить к любой модели, - поясняют эксперты компании [7].
Опрошенные аналитиками участники рынка о проектах, собранные российским интернет-порталом и аналитическом агентством TAdviser за последние 4 года, показывают следующую статистику. Так, по данным издания, лидерами среди отраслей являются сферы строительства и ИТ. На их доли приходится 10,3% и 10,2% от всех проектов соответственно. В топ-5 также входят торговля, отрасль финансовых услуг и государственный сектор [5].
Динамика рынка и прогноз на 2024 г. подтверждает, что спрос на BPM-решения продолжит расти. Крупные клиенты пройдут первые этапы сравнения всех систем и осознают, что полные аналоги старых решений найти не получится. Тогда к выбору нового ПО заказчики станут подходить более объективно. Рынок BPM сложно посчитать в абсолютных значениях из-за сильных пересечений с сегментами СЭД, ЭДО, CRM и другими, но за последнее время он значительно повысил свою зрелость.
Сегодня BPMS / Low-Code - это совсем не эксперимент. Значительно выросли компетенции вендоров и интеграторов, которые научились работать с новыми продуктами. Компании показали кратный рост и прогнозируют его и в следующем году. Поэтому, как утверждают эксперты темпы внедрения и масштабы проектов должны только расти. Вероятней всего, рост рынка продолжится, но он не будет взрывным, разве что в отдельных отраслях, где использование BPM ранее было недостаточным.
Ситуация в 2024 г. будет сильно зависеть от общей экономической ситуации в стране и мире. Полагаем, что при консервативном сценарии, увидим продолжение некоторого эволюционного роста этого сегмента рынка. В 2022 г. многие компании приостановили часть инициатив, связанных с автоматизацией бизнес -процессов, но в 2023 г. - адаптировались к текущей реальности и вновь запустили цифровые проекты. 2024 г. должен вернуть ежегодный прирост в продажах BPM-систем на привычный уровень в 20-30 %.
Скорее всего в 2024 г. многие крупные компании запустят проекты миграции с решений западных вендоров на отечественное ПО, и это существенно усилит позиции российских компаний. Также некоторые особо крупные или, наоборот, небольшие компании будут выбирать low-code платформы, чтобы внедрять и развивать BPM-системы собственными силами, без привлечения вендоров.
В 2023 г. low-code использовали 70% крупных компаний для внедрения и развития ПО, что практически в три раза больше, чем в 2021 г. В 2024 г. вендоры подтягивают наиболее интересную рынку функциональность, реализуют типовые механизмы миграции для тех, кто приходит не с нуля, поэтому ожидаем активизацию реальных продаж. В 2024 г. рынок ждет перебалансировка, условия меняются, значит начнут появляться новые компании и проекты. А старые клиенты будут адаптировать бизнес к новой реальности, что подстегнет спрос его автоматизацию.
Компании ожидают сохранение спроса на локализацию систем и развитие внедренных решений, увеличение числа проектов по CRM, специалистов по локальным решениям, постепенное переобучение экспертов по западному ПО на российский софт и рост экспертизы. Вендоры будут развивать решения, дорабатывать и выпускать пакетные продукты под типовые функциональные области - ITSM, HR, бэк-офис и др. Большинство проектов, которые изначально начинались как развитие бизнеса, получат свое развитие в 2024 г.
Рынок BPM-систем, по прогнозам экспертов, продолжает расти на 10-12 % ежегодно. Ожидаем, что в 2024 г. рост сохранится на уровне 11%, что будет свидетельствовать о его стабильности и устойчивости.
Технологические инновации и предложения, прогнозная аналитика, вооружают компании инструментами, необходимыми для лучшего отслеживания их воздействия на окружающую среду, определения возможностей для улучшения и внедрения решений, поддерживающих устойчивое развитие без снижения эффективности [6].
Организации, у которых вопрос миграции на отечественные ВРМ-системы стоял остро, сделали это в 2022 г. Остальные будут подходить к этому процессу рационально. Не имеет значение, требуется ли им внедрять решение с нуля или на замену зарубежным продуктам. Большие бюджеты уже потрачены на инфраструктурные задачи импортозамещения, есть тенденция к общей экономии, и это тормозит новые ИТ-проекты, особенно для средних компаний. Но при этом потребность в новых технологиях, которые обеспечивают оптимизацию, контролируемость, управляемость в условиях неопределённости увеличивается.
На данном этапе клиенты все больше ищут ясность в общем функционировании компании. Постепенно, автоматизируя отдельные процессы, появляется потребность знать, как это работает в общей системе. Крупный бизнес медленнее «раскачивается» и будет постепенно выходить из кризисных ситуаций, спровоцированных внешними факторами. Кроме того, именно он больше всего страдает из-за санкций и фокусируется на импорто-замещении. Такая ситуация влечет за собой более консервативное принятие решений, и многое будет зависеть от высшего руководства, ИТ-лидеров заказчиков и их видения. Для тех, кто сделает ставку на цифровую транс-
формацию, дальше важно вместе с поставщиком слаженно двигаться к поставленной цели проекта. А надежная ИТ-платформа должна не подвести и выдать максимум эффективности при реализации прикладных задач.
Заключение
В перспективе значительную долю рынка получат те вендоры, которые хорошо понимают, чего ожидают заказчики, привыкшие работать в BPM-системах от глобальных разработчиков. Сегодня корпоративным пользователям нужны гибкие решения, которые не только могут автоматизировать стандартные бизнес-процессы, но и дают возможность заказчику самостоятельно настроить ту или иную функциональность.
Компаниям нужны готовые решения, которые можно легко интегрировать в текущие BPM. Например, блок электронного документооборота или инструменты управления лояльностью клиентов. Сегодня у бизнеса много практических задач, которые остались незакрытыми из-за ухода зарубежных вендоров. Для разработчиков BPM-систем это шанс предложить рынку больше встроенных возможностей для автоматизации. Будут востребованы цифровые решения и технологии, которые ускоряют бизнес-процессы, исключают консервативные барьеры, помогают эффективно работать командам, снижают объемы ненужных ручных операций. Поставщикам нужно доказывать качественное развитие и реальный эффект от вложений в ИТ, поэтому высокая конкуренция и ценовые войны, скорее всего, продолжатся.
В 2024 г. акцент будет сделан на стабилизации и постепенном развитии инструментов low-code / no-code. Нельзя забывать и об общемировых трендах развития, но им в ближайшей перспективе будет уделяться не так много внимания. Основным драйвером в 2024 г. по-прежнему будет выступать тенденция импортозамещения иностранного ПО. Этот фактор будет самым значимым для сегмента корпораций. В новых внедрениях ожидается снижение бюджетов и ещё большая рационализация выбора. При этом доминирующее значение получат финансовые факторы оптимизации, достигаемой при внедрении, причём в краткосрочной перспективе.
Источники:
1. Абузярова М.И. Знаниевые экосистемы как доминирующий подход формирования новых моделей управления // Экономика, предпринимательство и право. Том 11. - № 12. 2021. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. ISSN 2222-534Х.
2. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А., Карпинская В.А. Развитие экосистем в финансовом секторе России // Управленец. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-ekosistem-v-finansovom-sektore-rossii (дата обращения: 03.04.2024).
3. Мирошниченко М.А. Цифровизация и цифровые решения в управлении организацией. Учебник. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2023. - 222 с.
4. Мирошниченко М.А. Цифровая трансформация: российские приоритеты формирования цифровой экономики: монография. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. - 224 с.
5. Результаты 2022-2023 годов, крупнейшие поставщики BPM-систем, проблемы импортозамещения и перспективы. Сайт TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 05.04.2024).
6. Сердюков Р.Д. Сущность и структурные компоненты цифровой экосистемы промышленного предприятия // Международный журнал Естественно-гуманитарные исследования. 2020. №29(3). С. 300 - 305. DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10277.
7. Comindware признана крупнейшим разработчиком систем управления бизнес-процессами среди российских компаний. Сайт Comindware. URL: https://www.comindware.ru/blog/comindware-and-sk/ (дата обращения: 05.04.2024).
EDN: TCHTBF
М.В. Мищенко - аспирант, "Московский финансово-промышленный университет "Синергия", Москва, Россия, [email protected],
M.V. Mishchenko - graduate student, "Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia;
А.В. Батищев - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой искусственного интеллекта и анализа данных", Московский финансово-промышленный университет "Синергия", Москва, Россия,
A. V. Batishchev - candidate of economic sciences, associate professor, Head of the Department of Artificial Intelligence and Data Analysis, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Russia.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ В КОРПОРАТИВНУЮ КУЛЬТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ CHALLENGES AND PROSPECTS FOR INTEGRATING CYBERSECURITY INTO THE CORPORATE CULTURE OF THE ORGANIZATION
Аннотация. В статье рассматриваются перспективы внедрения принципов кибербезопасности в основы корпоративной культуры, с акцентом на обеспечение устойчивости организации к цифровым угрозам. Изучение сосредоточено на двух взаимосвязанных областях: кибербезопасности и корпоративной культуры, как средства формирования ответственного подхода к информационной безопасности среди сотрудников. В работе обоснована актуальность развития кибербезопасности, значимость внедрения современных средств обеспечения информационной безопасности. В теоретической части статьи рассматриваются понятия информационной безопасности, понятие угрозы, а также угрозы в контексте корпоративной культуры организации. В практической части представлено исследование сферы информационной безопасности организаций, выявлены ключевые аспекты систем кибербезопасности, проблематика внедрения и интеграции соответствующих систем, а также рассмотрены финансовые аспекты. На основе проведенного анализа сформулированы выводы о значении интеграции кибербезопасности в корпоративную культуру, определены основные вызовы и проблемы, предложены актуальные методы решения и перспективы развития в данной области.
Abstract. The article examines the prospects for incorporating cybersecurity principles into the foundations of corporate culture, with a focus on ensuring an organization's resilience to digital threats. The study focuses on two interrelated areas: cybersecurity and corporate culture as a means of forming a responsible approach to information security among employees. The paper substantiates the relevance of the development of cybersecurity, the importance of implementing modern means of information security. In the theoretical part of the article, the concepts of information security, the concept of threat, as well as threats in the context of the corporate culture of an organization are considered. The practical part presents a study in the field of information security of organizations, identifies key aspects of cybersecurity systems, issues of implementation and integration of relevant systems, as well as considers financial aspects. Based on the analysis conducted, conclusions are drawn on the significance of integrating cybersecurity into corporate culture, main challenges and problems are identified, and relevant methods of resolution and development prospects in this area are proposed.
Ключевые слова: корпоративная культура, кибербезопасность, кибератаки, риски информационной безопасности.
Keywords: corporate culture, cybersecurity, cyberattacks, information security risks.