УДК 338
М.М. Манукян*
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПОДЪЕМА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
Как в международном, так и в отечественном энергетическом комплексах наличествует масса проблемных аспектов - от падения стоимости нефти, затруднения в области научно-технического прогресса в ТЭК до воздействия политических явлений на область международного сотрудничества энергетических предприятий. В статье рассматривается воздействие импортозамещения на экономику как основа экономической и энергетической безопасности страны.
Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, инновации, разработки, ресурсы, конкуренция, финансирование, импортозамещение, безопасность.
Зависимость отечественного топливно-энергетического комплекса от зарубежных технологий имеет ряд исторических причин. В ходе событий 1990-х годов произошло разделение ТЭКа, в результате чего у российских предприятий появилась возможность приобретения современных технических средств у частных предприятий - что способствовало формированию отношений сотрудничества между производителями и поставщиками. Этому содействовали главным образом два фактора:
1) раздельная приватизация предприятий добывающего сектора и разведки, науки и переработки, а также предприятий сферы НИОКР;
2) отсутствие четкой промышленной политики в данных областях.
Современные технологии позволили Российской Федерации обеспечить экспорт в начале 2000-х годов, что несколько сдержало рост стоимости нефти, сегодня главная задача - разработка импортозамещающего оборудования и технологий. Данную цель нельзя назвать легкоосуществимой, но в сложившихся условиях ее достижение - необходимое условие дальнейшего благополучия нефтегазовой отрасли РФ.
Санкционные ограничения сильно сказались на рентабельности зарубежных предприятий, участвующих в российских проектах и в целом нанесли удар по устойчивому развитию мировой экономики. Ключевым направлением деятельности российских исследователей сегодня является разработка аналогов иностранных высокотехнологичных средств нефтегазовой промышленности.
В 2014 году в отношении нефтегазового сектора России были введены экономические санкции со стороны ряда иностранных государств, к числу которых относятся Соединённые Штаты Америки и страны Евросоюза, сущность объявленных санкций заключалась в следующем:
1) Ограничение импорта в Россию товаров, услуг и технологических средств, предназначенных для разработки Арктических нефтяных месторождений, в глубоководных условиях и в сланцевых пластах;
2) Сокращение финансового обеспечения предприятий нефтегазового сектора.
Эти факторы оказали сильнейшее воздействие на перспективу устойчивого развития отрасли в долгосрочном периоде ввиду прямой зависимости углеводородных компаний от импортных поставок. В целях повышения уровня технологической обособленности нефтегазового сектора экономики Российской Федерации было принято решение о переходе к политике импортозамещения, задача которой - сокращение численности оборудования, изготовленного зарубежными производителями и замена его на отечественные аналоги. Вследствие выдвинутых ограничений в сфере финансового обеспечения (предоставления заёмных средств и кредитов на долгосрочный период) нефтегазовые предприятия оказались заинтересованы в установлении сотрудничества с компаниями из стран, не
* © Манукян М.М., 2017
Манукян Марине Мартиновна ([email protected]), кафедра экономики инноваций, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
применивших санкции в отношении РФ (так называемый «поворот на восток»), например Китайской Народной Республики и Республики Индии.
За период 2014-2015 гг. экономические санкции практически не отразились на ключевых показателях нефтегазовой отрасли Российской Федерации. Так, за 2014 год из земных недр было изъято 526,3 млн тонн нефти, данный показатель превышает уровень добычи в предыдущем, 2013 году - на 0,5 %. Показатели же добычи ископаемого за первое полугодие 2015 года составили 101,1 % и 102 % от уровней 2013 и 2014 годов соответственно. Высокие показатели добычи нефти в период 20132015 гг., их независимость от внешнеполитических условий обосновываются долгосрочным характером инвестиций в отрасли и отсутствием крупных объемов добываемой нефти, попавших в санкционный перечень. Конечно, следует учитывать тот факт, что в основе плана по обеспечению устойчивых объёмов добычи углеводорода в долгосрочном периоде лежит реализация нефти, полученной из труднодоступных месторождений и запасов на шельфе, к числу которых относятся и арктические залежи.
В отсутствие современных технических разработок, осуществленных на базе национальных исследовательских институтов, и в случае продлении срока действия санкций, вероятность снижения объёма добычи нефти существенно возрастает [1] (см. рис.).
70 60 50 Динамика результативности добывающих предприятий нефтегазового сектора в период 2013-2015
/ Ч
А Л
40 ^ 30 - 20 - 10 - 0 3 1 —»<*
3 1 3 1 т -гН 55 1 1
со I тс ^ го £ го 5 ОФОХГОГООФОХГОГО Добыча нефти Добыча газа 2 X (К Ф о о X
Рис. Динамика результативности добывающих предприятий нефтегазового сектора
в период 2013-2015 гг.
В период 2014-2015 гг. имело место быть снижение уровня извлечения природного газа, что, впрочем, никак не связано с экономическими санкциями. Истинной же причиной упадка является снижение спроса на зарубежной торговой площадке и стагнация уровня потребления топлива на внутреннем рынке. В зоне риска сейчас находится разработка новых шельфовых месторождений. Наиболее существенным последствием введения санкций является свертывание проектов иностранных компаний по добыче нетрадиционной нефти. Данное обстоятельство было вызвано запретом на ввоз оборудования и осуществление деятельности по разработке трудноизвлекаемой нефти (например, нефти сланцевых пластов) и шельфовой нефти [2].
Проекты, указанные в таблице 1, были приостановлены сразу после ухода из них зарубежных компаний-партнеров. Главной причиной является отсутствие у российских предприятий опыта реализации подобных задач, а также востребованность сложных технических средств и методик, которыми отечественные «нефтяники», к сожалению, не обладают. Сложно переоценить значимость данных ресурсов для обеспечения стабильных объемов извлекаемой нефти. Запасы шельфовых и труднодоступных месторождений составляют значительную часть от совокупного объема залежей углеводорода, располагающихся на территории России, и в перспективе должны обеспечить весомую до-
лю в структуре добычи ископаемого. В связи с перечисленными обстоятельствами производство отечественного оборудования и услуг в сфере разведки и добычи нетрадиционной нефти и газа стало ключевым направлением политики импортозамещения.
Таблица 1
Проекты в области разработки нефтяной промышленности
Название проекта Организаторы Описание
Приновоземельские участки (скважина «Университетская- 1) ПАО «НК «Роснефть», «Эксон Нефтегаз Лимитед» Деятельность Exxon mobil была приостановлена в связи со введением санкций. В отсутствие технологий, оборудования и специалистов для ведения работ на глубоководном шельфе проект остается незавершенным
Чёрное море (участок Туапсинский прогиб)
Западная Сибирь (Баженовская свита) ПАО «Лукойл», ООО «Тотал Восток» В 2015 году компания Total вышла из совместного проекта, предполагаемые инвестиции в который составляли $120-150 млн. Отечественные предприятия не обладают технологией гидроразрыва пласта
Стоит обратить внимание на то, что одним из предполагаемых решений проблемы выхода иностранных компаний из участия в проектах по освоению нетрадиционных ресурсов является привлечение нефтегазовых предприятий из Индии и КНР, которых может заинтересовать развитие ресурсодобывающей базы в Российской Федерации. Впрочем, нефтяные компании Востока, так же как и отечественные, пока не обладают достаточным опытом для полноценного исследования и разработки труднодоступных месторождений.
Правительство Российской Федерации достаточно быстро отреагировало на принятие секторальных санкций, направленных против отечественной нефтегазовой отрасли, и уже в 2014 году началась разработка планов по искоренению зависимости российской промышленности от иностранных производственных средств и технологий. К началу 2015 года Министерство энергетики РФ и Минпром-торг России представили алгоритм действий в рамках политики импортозамещения в Топливно-энергетическом комплексе. В число отраслей, на которые распространились принятые меры, вошли нефтегазовое машиностроение, энергетическое машиностроение, нефтехимическое производство и нефтепереработка - в соответствии с планом вышеуказанных государственных органов, процедура импортозамещения позволит существенно снизить уровень зависимости от импортного оборудования к 2020 году (табл. 2).
На данный момент сильнейшая зависимость от зарубежных поставок (до 90-95 %) обнаруживается в области разработки шельфовых месторождений и в сфере технологического обеспечения для роста уровня нефтеотдачи пластов. Причём совершенствование технологической основы первого направления является неотъемлемой частью процедуры обеспечения эффективного функционирования добывающей промышленности в долгосрочной перспективе, а второго - необходимо во избежание резкого спада производства на старых (традиционных) месторождениях Западной Сибири и Волго-Уральского региона в ближайшем и среднесрочном периодах. Если рассуждать относительно шельфа, то санкционные ограничения могут негативно сказаться на нефтегазовой отрасли в ближайшем будущем. Так, в августе 2015 г. стало известно, что экономические санкции со стороны Соединенных Штатов Америки, сущность которых заключается в запрете на участие американских предприятий в проектах, затрагивающих шельфовые зоны в России, распространяются также на Южно-Киринское месторождение (проект «Сахалин-3»), газ из которого должен был обеспечить расширение мощностей сжиженного природного газа завода, расположенного на полуострове Сахалин. Результатом сложившихся обстоятельств стала невозможность осуществления совместного проекта компаний Shell и «Газпром». В период 2015-2016 гг. месторождение разрабатывалось собственными силами «Газпрома» посредством собственных плавучих буровых установок «Полярная звезда» и «Северное сияние» (табл. 3).
Таблица 2
Алгоритм действий в рамках политики импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе
Технологическое направление Доля зарубежной продукции в потреблении россиян (2014 г.), % Запланированный (к 2020 г.) объём потребления импортированной продукции, %
Производство оборудования для нефтегазовой промышленности и сервисные услуги
Технологические средства и сервис эксплуатационных скважин, увеличение объема извлекаемого ископаемого 67-95 50-80
Технологические средства бурения наклонно-направленные, горизонтальных и многозабойных скважин 60-83 45-60
Технологии и оборудование для разработки шельфовых месторождений 80-90 60-70
Геологоразведывательное оборудование и технологии 40-85 30-70
Сервисные услуги 40-92 30-75
Сжижение газа
Технологическая база 50-67 40-55
Отрасль нефтепереработки
Катализаторы базовых процессов нефтепереработки 60-100 20-45
Таблица 3
Показатели, характеризующие уровень добычи за 2015-2016 гг.
Полезные ископаемые 2015 г. 2016 г.
Газ 600 млн см3 1, 12 млн см3
Нефть 100 000 т 182 000 т
Однако 11 июля 2016 года стало известно о получении Shell разрешения от правительства Нидерландов на участие в проекте «Сахалин-3». В рамках реализации проекта был построен подводный добычной комплекс, позволяющий извлекать углеводороды из недр морского дна в сложнейших климатических условиях, даже подо льдом, без строительства платформ и иных надводных конструкции. Таким образом, Киринские залежи являются единственным российским шельфовым месторождением, где добыча ведется с помощью подводного добычного комплекса. Освоение прочих шельфовых зон не представляется возможным без привлечения компаний-партнёров, обладающих подобными технологиями. Поэтому перспектива сотрудничества с предприятиями стран Азии так же не считается рентабельной по причине отсутствия у развитых государств Востока и Азии необходимого оборудования, в котором отечественная нефтяная промышленность нуждается больше, чем в зарубежных инвестициях.
Со времени распада Советского Союза потребность в привлечении зарубежных партнёров с целью получения нефтегазосервисных услуг в России существенно возросла; наибольшую важность представляет их участие в сложных проектах - в разработке шельфовых месторождений услуги иностранных компаний составляют 90-95 %. Во избежание дальнейшей зависимости отечественного нефтегазового комплекса от технологического обеспечения со стороны иностранных компаний, предлагается осуществить ряд мероприятий, в числе которых:
- во-первых, обеспечение развития отечественных технологической базы, этого можно достичь посредством увеличения эффективности финансирования НИОКР и обеспечения результатов исследований на практике;
- во-вторых, можно использовать опыт зарубежных государств, устанавливающих различные требования к нефтегазовым предприятиям в ходе совершенствования технологической базы собственной углеводородной отрасли, например необходимость использования отечественных технологий во всех проектах.
Таким образом, по завершении исследования предпосылок принятия политики импортозамещения в нефтяной и газовой промышленности можно сделать следующие выводы.
Санкционные ограничения не оказали существенного воздействия на текущие производственные характеристики нефтегазовой отрасли в 2014 году и первой половине 2015 года, но при сохранении их в долгосрочной перспективе вероятно возникновение ряда проблем в осуществлении проектов на шельфе и в освоении трудноизвлекаемой нефти.
Импортозамещение оборудования и технологий в нефтегазовой отрасли в перспективе до 2020 года может сократить уровень зависимости от импортных поставок лишь частично, что обосновывает необходимость поиска альтернативных внешних партнёрских организаций.
Библиографический список
1. Промышленное производство в России. 2016: стат.сб. / Росстат. М., 2016. 347 с.
2. Санкции нефтегазовой сферы России: курс на импортозамещение // Энергетический бюллетень. № 27. 2015.
References
1. Promyshlennoye proizvodstvo v Rossii. 2016: stat. sb. / Rosstat [Industrial production in Russia. 2016]. M., 2016, 347 p. [in Russian].
2. Sanktsii neftegazovoy sfery Rossii: kurs na importozameshcheniye [Sanctions of the oil and gas sector in Russia: the policy of import substitution]. In: Energeticheskiy byulleten' [Energy Bulletin], no. 27, 2015 [in Russian].
M.M. Manukyan *
IMPORT REPLACEMENT OF OIL AND GAS EQUIPMENT AS THE BASIS OF ECONOMIC ENERGY GROWING
Both in the international and domestic energy complexes there is a lot of problematic aspects - from the drop in the cost of oil, the difficulties in the field of scientific and technological progress in the fuel and energy complex, before the impact of political phenomena on the area of international cooperation of energy enterprises. The article considers the impact of import substitution on the economy as the basis of the country's economic and energy security.
Key words: oil, oil products, innovations, developments, resources, competition, financing, import substitution, security.
Статья поступила в редакцию 25/I/2017.
The article received 25/I/2017.
* Manukyan Marine Martinovna ([email protected]), Department of Economics of Innovations, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.