Научная статья на тему 'Импортозамещение как форма эффективной экономической политики Правительства России'

Импортозамещение как форма эффективной экономической политики Правительства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / КРИЗИС / IMPORT SUBSTITUTION / INNOVATIONS / ECONOMY / MODERNIZATION / STATE / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Елена Анатольевна, Козловская Эра Анатольевна

Сегодня как никогда видна необходимость организации импортозамещения в целом ряде отраслей промышленности России для сохранения и роста потенциала нашей экономики, обеспечения вывода продукции российских предприятий на международный рынок. В статье указывается, что усиление интеграционных процессов следует обеспечивать путем развития технологического аудита, который может предоставлять заказчикам необходимую информацию о новых научных разработках, проводить ее анализ, осуществлять отбор наиболее эффективных работ, способствовать процессу коммерциализации инноваций, снижая риск, связанный с выбором инновационных разработок. Показана роль государства в процессе импортозамещения, представлен опыт решения организационных проблем в процессе инновационного развития разных стран. Сделан вывод, что импортозамещение должно предусматривать создание конкурентоспособной среды внутри страны в сравнении с зарубежными аналогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION AS A FORM OF EFFECTIVE ECONOMIC POLICY OF THE RUSSIAN GOVERNMENT

Today, like never before, the need for import substitution in the Russian industry to ensure the preservation and growth of the country's economic potential as well as the promotion of Russian products on the international market is in the limelight. It is noted that the integration processes should be enhanced through development of the technological audit which can provide customers with new relevant R&D information, analyze it, choose the most promising designs, and promote the commercialization of innovations along with reducing risks associated with the selection of innovative projects. The role of the state in the import substitution process is demonstrated; the foreign experience of solving organizational problems in the process of the innovation development is described. It is concluded that the import substitution should be aimed at the creation of a competitive environment in the country to be able to compete with foreign counterparts.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение как форма эффективной экономической политики Правительства России»

УДК 330.341

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ*

ЯКОВЛЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы», Санкт-Петербургский филиал Финансового университета, Санкт-Петербург, Россия Е-mail: [email protected]

КОЗЛОВСКАЯ ЭРА АНАТОЛЬЕВНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы инновационных и производственных систем», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия Е-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Сегодня как никогда видна необходимость организации импортозамещения в целом ряде отраслей промышленности России для сохранения и роста потенциала нашей экономики, обеспечения вывода продукции российских предприятий на международный рынок. В статье указывается, что усиление интеграционных процессов следует обеспечивать путем развития технологического аудита, который может предоставлять заказчикам необходимую информацию о новых научных разработках, проводить ее анализ, осуществлять отбор наиболее эффективных работ, способствовать процессу коммерциализации инноваций, снижая риск, связанный с выбором инновационных разработок. Показана роль государства в процессе импортозамещения, представлен опыт решения организационных проблем в процессе инновационного развития разных стран. Сделан вывод, что импортозамещение должно предусматривать создание конкурентоспособной среды внутри страны в сравнении с зарубежными аналогами.

Ключевые слова: импортозамещение; инновации; экономика; модернизация; государство; кризис.

IMPORT SUBSTITUTION AS A FORM OF EFFECTIVE ECONOMIC POLICY OF THE RUSSIAN GOVERNMENT**

ELENA A. YAKOVLEVA

ScD (Economics), full professor of the Economics and Finance Department, St. Petersburg Branch of Financial University,

St. Petersburg, Russia

Е-mail: [email protected]

ERA A. KOZLOVSKAYA

ScD (Economics), full professor of the Innovation and Production Systems Finance Department, Saint Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg, Russia Е-mail: [email protected]

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 2016 г.

** This paper is based on findings of the budget-financed research carried out under the State Assignment of Financial University as of 2016.

ABSTRACT

Today, Like never before, the need for import substitution in the Russian industry to ensure the preservation and growth of the country's economic potential as well as the promotion of Russian products on the international market is in the limelight. It is noted that the integration processes should be enhanced through development of the technological audit which can provide customers with new relevant R&D information, analyze it, choose the most promising designs, and promote the commercialization of innovations along with reducing risks associated with the selection of innovative projects. The role of the state in the import substitution process is demonstrated; the foreign experience of solving organizational problems in the process of the innovation development is described. It is concluded that the import substitution should be aimed at the creation of a competitive environment in the country to be able to compete with foreign counterparts.

Keywords: import substitution; innovations; economy; modernization; state; crisis.

Одна из проблем реализации программы импортозамещения заключается в необходимости усиления роли Правительства в реализации стратегии структурных сдвигов.

Негосударственные компании — экспортеры сырья, отстаивая свои корпоративные интересы, не будут добровольно направлять экспортную выручку на структурную перестройку экономики страны. Поэтому во внешней торговле нужна политика разумного протекционизма, исключающего финансовые вливания в устаревшие добывающие и сырьевые отрасли. Экспорт сырья может оказать положительное влияние на экономический рост лишь при условии, что заработанные деньги будут вложены в развитие высокотехнологичных производств. Необходимо сделать основной упор на развитие нефтехимической отрасли, что позволит постепенно заменить экспорт сырого топлива продуктами его переработки.

Не менее важной проблемой является снижение недостатка квалифицированных кадров, с одной стороны, — из-за снижения престижности инженерного образования, а с другой — недостатка рабочих специальностей.

Импортозамещение должно предусматривать создание конкурентоспособной среды внутри страны, иначе продукция, произведенная в «тепличных условиях» внутригосударственного протекционизма, не сможет стать конкурентоспособной в сравнении с зарубежными аналогами.

Однако, как считают специалисты, стратегия импортозамещения не является панацеей и не всегда себя оправдывает по следующим причинам [1-3]:

• из-за защитных таможенных тарифов и без конкурентного давления импортозамещающие производства остаются неэффективными;

• основными получателями выгод от процесса импортозамещения становятся иностранные фирмы, работающие в стране;

• большей частью импортозамещение оказывается возможным только благодаря импорту инвестиционных и промежуточных товаров иностранными фирмами.

Обеспечение независимости от враждебного проявления других стран по отношению к России также требует реализации стратегии импортозаме-щения.

К факторам успеха реализации такой стратегии можно отнести:

1. Доступность сырья и природных ресурсов.

2. Обеспечение низких производственных издержек из-за относительной дешевизны природных ресурсов, включая электроэнергию.

3. Наличие ощутимого технологического потенциала, используемого в военной и космической отраслях, которые могут быть перенесены в гражданские отрасли.

В России импортозамещение на первом этапе должно быть ориентировано на самообеспечение вторичными промышленными товарами (продукцией собственного производства) внутреннего рынка, с последующим выводом этой продукции на экспорт.

К положительным моментам процесса организации импортозамещения в России может быть отнесен также ряд особенностей инновационного процесса, определяемых характеристиками инноваций [4-6]:

• они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

• дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода пред-

определяет проникновение и распространение инновации на рынке;

• означает первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;

• нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и их творческих способностях.

В то же время при ориентации на импортозаме-щение следует выбирать отрасли, в которых страна имеет преимущество или может его получить. Считается, что создание конкурентоспособного товара во всех отраслях в условиях недостатка ресурсов и мощностей вряд ли возможно. Следует также учитывать, что освоение высокотехнологичных производств, позволяющих повысить конкурентоспособность отечественной продукции, как следствие позволяет увеличить уровень добавленной стоимости в структуре продукции.

АНАЛИЗ ИМПОРТОЗАВИСИМОСТИ

В настоящее время доля добавленной стоимости отечественных товаров составляет 20-25%, в то время как в передовых в экономическом смысле странах — 40-45%. Такое несоответствие не позволяет окупать валютные затраты, что создает дополнительные экономические трудности в условиях импортозависимости, представленной в таблице по отдельным отраслям экономики РФ.

Это согласуется с концепцией международного разделения труда, согласно которой предполагается специализация стран на производстве

отдельных видов товаров, обеспечивающая рост производительности труда, развитие обмена, научно-технического прогресса, приводящих к углублению интеграции в мировую экономику.

Однако санкции, выдвинутые Европейским союзом и США, не дают сегодня России возможности ориентироваться на международное разделение труда. Невозможность привлечения Россией других стран к участию в разделении труда в настоящее время не позволяет сосредоточиться на каких-либо наиболее успешных отраслях, учитывая реальное состояние нашей страны по импор-тозависимости (см. таблицу).

Следовательно, необходимо использовать складывающуюся в связи с санкциями ситуацию для диверсификации экономики России, выхода на новые рубежи развития. Таким образом, импортоза-мещение может не только быть целью, но и стать следствием и результатом эффективной экономической политики.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФОРМА ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Одной из особенностей постиндустриального периода, которая, безусловно, будет способствовать решению поставленной проблемы, является переход к экономике знаний, рассматриваемой как экономический ресурс наряду с другими ресурсами — факторами производства. Это определяет необходимость обеспечения государственной институциональной, политической, экономической и финансовой поддержки развития экономики знаний в нашей стране. Необходимо интенсифицировать эти процессы с организационной и законодательной точек зрения, повышая репутацию научных организаций и научно-производственных

Импортозависимость России

Отрасли промышленности Степень зависимости, %

Станкостроение 90

Тяжелое машиностроение 60-80

Легкая промышленность 70-90

Электронная промышленность 80-90

Медицинская промышленность 70-80

Машиностроение для пищевой промышленности 60-80

объединений в общественном сознании, определяя их роль в создании национального богатства, а также как фактора повышения экономического потенциала и конкурентоспособности страны.

Остро необходимо, чтобы крупные компании при поддержке государства создавали вокруг себя и патронировали малый инновационный бизнес. Необходимо создать применительно к условиям рыночной экономики эффективный механизм интеграции науки и производства, обеспечивающий взаимную заинтересованность в получении высоких экономических результатов.

Исходя из того что главным источником знаний является наука, которая в настоящее время стала рассматриваться как сфера экономики, финансовая политика ведущих компаний должна быть переориентирована на вложение средств в экономику знаний. Инновационный процесс в условиях экономики знаний характеризуется рядом особенностей, которые, в свою очередь, определяют ряд проблем, связанных с разработкой и решением теоретических и практических вопросов. К их числу относятся вопросы, относящиеся к использованию объектов интеллектуальной собственности, внедрению в хозяйственную практику и выводу на рынок инновационных продуктов, состав которых обширен и многообразен в условиях постоянного развития научно-технического прогресса.

Инновационное развитие меняет также практику ведения бизнеса, развитие и изменение подходов к обеспечению конкурентных преимуществ и методов управления конкурентоспособностью предприятий, ориентируя ее на использование концепции «голубых океанов». В свою очередь, инновационное развитие в среде, определенной как «экономика знаний», выдвинуло требование повышения организационной культуры и компетенций путем интернационализации знаний и использования новых подходов к управлению человеческим капиталом в производстве, ориентированном на инновационный процесс. Экономика знаний привела к необходимости тесного взаимодействия рынка товаров, рынка труда и рынка знаний. Объектами рынка знаний являются результаты интеллектуальной деятельности, представляющие инновации в овеществленной форме (оборудование, инструменты, технологии и т.п.); в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских работ, проектно-кон-структорская документация и т.п.); в виде знаний

(опыта, консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг по сопровождению и обслуживанию инновационной деятельности).

В рамках импортозамещения, ориентированного на структурную перестройку экономики, в условиях инновационного развития могут практически использоваться все виды объектов рынка знаний, но необходим селективный отбор необходимых знаний в зависимости от целей, для которых потребитель желает их использовать.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ИННОВАЦИЙ

Рынок, представленный инновациями в вещественной форме, имеет ряд особенностей:

• он традиционно является новым для потребителя и в связи с этим характеризуется неопределенностью, так как потребитель не может сразу определить, в какой мере инновация удовлетворит его потребности;

• он не обладает ценовой эластичностью, так как поведение потребителя зависит от многих факторов, которые трудно предсказать;

• может возникнуть проблема совместимости новой продукции с уже имеющейся;

• трудно предсказать скорость и масштабы распространения новшества и емкость рынка в связи с характерным для покупателя консерватизмом, а также в связи с поведением конкурентов.

Рынок знаний в процессе перехода к рыночной экономике существенно трансформировался и представлен в настоящее время большим числом малых инновационных предприятий (МИП). Перемещение центров разработки инноваций в МИП как главной сферы концентрации знаний и создания объектов интеллектуальной собственности (ОИС) определило также ряд проблем реализации импортозамещения путем инновационного развития экономики [4, 5].

Эти проблемы сводятся в основном к необходимости существенной финансовой и организационной поддержки МИП в связи с отсутствием у них:

• необходимых ресурсов, прежде всего финансовых, для осуществления и нормального развития инновационной деятельности. Это существенно ограничивает возможности скорейшего решения проблемы импортозамещения и экспорта инновационной продукции;

• производственного опыта и материальной базы для освоения производства и вывода инновационных продуктов на рынок.

ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ РАЗРАБОТЧИКОВ ИННОВАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ

Особенности рынка инноваций и проблемы, связанные с успешным выводом на рынок инновационных продуктов МИПами, определили необходимость использования интеграции разработчиков инноваций и предприятий (возможных покупателей), обладающих возможностями и опытом вывода на рынок как внутренних, так и внешних инновационных продуктов. Практика реализации инновационных программ показывает, что при привлечении разработчиков к процессу промышленного освоения инновации процесс ускоряется, а кроме того, происходит передача знаний и повышение корпоративной культуры предприятия покупателя. Таким образом, промышленные предприятия, формируя рынок инновационных товаров, способствуют созданию рынка интеллектуальной собственности, дополняя государственный спрос.

Государству, поставленному в ситуацию скорейшего осуществления импортозамещения, отводится ведущая роль на всех стадиях создания национальной инновационной системы и обеспечения инновационного развития экономики на этой основе. Принятая Правительством России Программа инновационного развития экономики до 2020 года поставила задачу разработки программ, форм и методов поддержки МИП, включая: создание центров поддержки, технопарков, бизнес-инкубаторов, разработки и использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Существенная роль в процессе организации инновационного им-портозамещения отводится использованию потенциала научных организаций и высших учебных заведений, прежде всего университетов.

В западных странах это достаточно развитая практика [6]. Такие понятия, как Я-Б-Т-рагк (ЛиЯР 1998, ШР 2000, иКБРЛ 2003, ЮНЕСКО 2004), трактуются как интегрированная структура, созданная на условиях государственно-частного партнерства, включающая развитые инфраструктурные сервисы, что способствует интеграции бизнеса и науки и вносит свой вклад в региональный экономический рост и развитие. Таким образом, организационные проблемы выходят на одно из первых мест реализации импортозамещения,

существенно дополняя возможности, которые дают экономика знаний и финансовая поддержка, повышая их результативность.

В Российской Федерации интеграционный процесс получил широкое распространение в форме создания технопарков. Однако нормативно-правовой анализ выявил отсутствие на современном этапе единого законодательного закрепления этого понятия. Вместе с тем определение технопарка приводится в ряде нормативных документов, в частности в государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», в приказах Министерства экономического развития Российской Федерации «О мерах по реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» и др. [3].

В рассматриваемом Комитетом Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям Российской Федерации законопроекте «О государственной поддержке инновационной деятельности» выделены задачи, направления деятельности, порядок присвоения и утраты статуса технопарка. Количество технопарковых структур, специализирующихся на различного рода промышленных технологиях, невелико. Это связано с необходимостью использования специализированного оборудования и высокими затратами таких проектов, которые реализуются на крупных промышленных предприятиях, с использованием лицензионных соглашений по разработкам, выполненным на базе технопарков.

В Российской Федерации, по официальным данным, существует более 110 технопарков (при 4 зарегистрированных членах в 1ЛБР 2000 — Международной ассоциации научных парков) [7], а по данным официального портала национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры (www.miiris.ru) — 146.

По результатам реализации комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» выручка от деятельности компаний резидентов технопарков с 2008 по 2010 г. превысила 22 млрд руб., объем частных инвестиций в технопарки — 4 млрд руб. [5]. Одним из способов решения финансовых проблем при реализации крупных проектов, например освоении шельфовых месторождений в условиях санкционных мер, принятых против России, может рассматриваться проектное финансирование. Оно обеспечивает ряд преимуществ по

сравнению с другими формами финансирования, которые заключаются в том, что [1]:

• источником возврата денежных средств является прибыль от реализации проекта;

• доля привлеченного капитала в общем объеме финансирования проекта может составлять до 70-80%;

• инвесторы не предоставляют гарантии или обеспечения либо гарантии не полностью покрывают риски проекта;

• основными гарантиями для заимодавцев являются контракты, лицензии и исключительные права на использование и разработку ценных активов или технологии и производство конкурентоспособной продукции.

Весьма важными и перспективными следует рассматривать интеграционные процессы, объединяющие научные организации и промышленные предприятия, которые должны выступать заказчиками инновационной продукции. Усиление интеграционных процессов следует обеспечивать путем развития технологического аудита, который может представлять заказчикам необходимую информацию о новых научных разработках, проводить ее анализ, осуществлять отбор наиболее эффективных работ, способствовать процессу коммерциализации инноваций, снижая риск, связанный с выбором инновационных разработок.

ВЫВОДЫ

На основе вышеизложенного становится очевидным, что решение организационных проблем выходит на одно из первых мест реализации импортозамещения, существенно дополняя возможности, которые дают экономика знаний и финансовая поддержка, повышая их результативность. Правительство Российской Федерации в ближайшей перспективе должно сменить декларативный подход к вопросам инновационного развития экономики страны, добиться реализации разработанных программ, используя соответствующие организационные формы и методы, обеспечивающие повышение эффективности использования источников бюджетного и внебюджетного финансирования. Если Правительству не удастся создать правовое поле инноваций и работающий механизм их реализации, то научно-технический потенциал российских предприятий может быть потерян через несколько лет. Это будет означать, что в рамках импортозамещения экономика России сможет рассчитывать только на догоняющие технологии и повторяющиеся продукты, лишенные конкурентных преимуществ, потенциала роста добавленной стоимости, не интересных для экспортирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведев Д. Инструменты поддержки инноваций слабо связаны между собой // Информационное агентство Росбалт. 18.04.2008.

2. Милосердое В. В. Санкции, эмбарго продовольствия, импортозамещение // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 1. С. 13-20.

3. Новицкий Н. А. Импортозамещение как базис технологического рывка к инновационному воспроизводству // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10 (51). С. 86-90.

4. Дзобелова В.Б., Олисаева А. В. Развитие инновационной системы региона и пути ее совершенствования на примере СКФО // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (13). С. 2885-2890.

5. Колесов П. Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение / Вторая международная научная конференция, МГУ им. Ломоносова: Сб. ст. Т. 2 / под ред. В. П. Колесова, В.П. Тутова. М.: МАКС Пресс, 2009.

6. Мальцева А. А., Чевычелов В. А. Мировые тенденции развития технопарковых структур // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. № 2. С 29-42.

7. Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии). [Электронный ресурс] http:// http://rusrand.ru/ (дата обращения: 30.10.2015).

8. Решетников А. В. Управление реализацией инновационного потенциала в промышленности: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Волгоградский гос. университет, 2004.

9. Найбауэр Херберт. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях. [Электронный ресурс] http://www.ptpu.ru (дата обращения: 30.10.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Фальцман В.К. Импортозамещение в ТЭК и ОПК // Вопросы экономики. 2015. № 1. С. 116-124.

REFERENCES

1. Medvedev D. Innovation Support Tools loosely linked [Instrumenty podderzhki innovacij slabo svjazany mezhdu soboj]. News agency Rosbalt — Informacionnoe agentstvo Rosbalt, 18.04.208 (in Russian).

2. Miloserdov V. Sanctions, embargoes food import substitution [Sankcii, jembargo prodovol'stvija, importozameshhenie]. Rural economics of Russia — Jekonomika sel 'skogo hozjajstva Rossii, 2014, no. 11, pp. 13-20 (in Russian).

3. Novitsky N.A. Import substitution as the basis of a technological leap to innovative reproduction [Importozameshhenie kak bazis tehnologicheskogo ryvka k innovacionnomu vosproizvodstvu]. Economics andentrepreneurship — Jekonomika ipredprinimatel'stvo, 2014, no. 10 (51), pp. 86-90 (in Russian).

4. Dzobelova V. B., Olisaeva A. V. Development innovation system in the region and ways of its improvement on the example of the NORTH [Razvitie innovacionnoj sistemy regiona i puti ee sovershenstvovanija na primere SKFO]. Basic research — Fundamental'nye issledovanija, 2015, No. 2 (13), pp. 2885-2890 (in Russian).

5. Kolesov P. Innovative development of economy of Russia: resourcing: the second international scientific conference; Moscow, Moscow State University. Lomonosov: Sat. Church. Vol. 2 [Innovacionnoe razvitie jekonomiki Rossii: resursnoe obespechenie / Vtoraja mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija, MGU im. Lomonosova: Sb. st. T. 2] / Ed. by V.P. Kolesova, V.P. Tutova. Moscow, Maks press, 2009 (in Russian).

6. Maltseva A. A., Chevychelov V. A. World trends in the development of tehnoparkovyh structures [Mirovye tendencii razvitija tehnoparkovyh struktur]. Problem analysis and public management planning — Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie, 2012, no. 2, pp. 29-42 (in Russian).

7. Sulakshin's center (Center of scientific political thought and ideology).URL: http://http: //rusrand.ru/ (Accessed 30 November 2015) (In Russian).

8. Reshetnikov A. V. Implementation Management innovation capacity in the industry [Upravlenie realizaciej innovacionnogo potenciala v promyshlennosti]. Synopsis of Economics Thesis: 08.00.05. Volgograd, State University, 2004 (in Russian).

9. Naybauer Herbert. Innovation in small and medium-sized enterprises. URL: http://www.ptpu.ru (Accessed 30 November 2015) (in Russian).

10. Falcman V. K. Import substitution in energy and DIC [Importozameshhenie v TJeK i OPK]. Questions of economy — Voprosy jekonomiki, 2015, no. 1, pp. 116-124 (in Russian).

В КНИЖНАЯ ПОЛКА

Эскиндаров М. А., Беляева И. Ю., Жданов А. Ю., Пухова М. М.

Теория слияний и поглощений в схемах и таблицах. Учебное пособие. М.:

КНОРУС, 2013. 232 с. (Бакалавриат)

ISBN 978-5-406-02473-7

Отражены такие вопросы, как формирование и функционирование интегрированных корпоративных структур в отечественной экономике, международные волны слияний и поглощений, специфика отечественного рынка слияний и поглощений, место и роль корпоративного управления в реформировании компании путем слияний и поглощений, организация процесса реструктуризации корпоративной структуры путем слияний (поглощений) и др. Соответствует ФГОС ВО третьего поколения. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика». Может быть полезно практикам при разработке проектов реструктуризации компании путем слияний и поглощений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.