УДК 336.143
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
И.Г. НИГМАТУЛЛИН,
кандидат экономических наук, член комитета Государственного собрания -Курултая Республики Башкортостан по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
Проблема импортозамещения стала особенно актуальной в последнее время с введением санкций в отношении Российской Федерации, что требует исследования и определения путей совершенствования региональной финансовой политики на краткосрочную перспективу.
В российской науке существуют разные взгляды на формирование политики импортозамещения в различных отраслях экономики. С учетом этого в статье рассмотрен ряд публикаций российских ученых.
Целями работы являются исследование вопросов импортозамещения, выявление проблем и разработка предложений по совершенствованию финансовой политики Республики Башкортостан как одного из субъектов Российской Федерации.
В рамках исследования определены и поставлены следующие задачи:
— выявить структуру импорта продуктов и услуг в республике;
— определить направления государственной финансовой политики и взаимосвязь с экономическими циклами (развитием) отраслей экономики на современном этапе;
—разработать предложения по совершенствованию региональной финансовой политики Башкирии.
С помощью методов статистического обследования, структурирования и систематизации, качественного и количественного анализа состояния
политики импортирования и реального производства исследована финансовая политика Республики Башкортостан в 2009-2014 гг.
Автором получены следующие результаты:
— определены пути импортозамещения и возможности реального сектора экономики Республики Башкортостан;
— проведен анализ финансовой политики и выделены пути ее совершенствования в условиях импортозамещения;
— выработаны рекомендации по совершенствованию государственной финансовой политики в республике.
Сделан вывод о том, что в условиях финансовой нестабильности и политики санкций требуются совершенствование и корректировка стратегических приоритетов государственной финансовой политики, направленных на разработку эффективных мер, и результативность ее реализации в долгосрочном периоде.
Ключевые слова: государственный, региональный, финансовая политика, импортозамещение, Республика Башкортостан
В условиях политики санкций в отношении России требуется выявление приоритетов развития реального сектора экономики и индустриализации промышленности для решения ключевых проблем.
Источник: данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. URL: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/resources/fd69f3004d0469edbb77fb5b3577459f/i000001r.pdf.
Таблица 1
Показатели внешнеторгового оборота Республики Башкортостан в 2009-2013 гг., млн долл.
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013
Внешнеторговый оборот: — экспорт — импорт 5 628,3 5 013,9 614,4 10 640,0 9 890,8 749,2 13 759,4 12 656,8 1 102,6 14 487,9 13 108,3 1 379,6 15 636,6 14 470,6 1 166,0
Сальдо торгового баланса 4 399,5 9 141,6 11 554,2 11 728,7 13 304,6
Импорт продукции снижает потенциальные возможности внутреннего развития производств, так как происходит замещение отечественной продукции и ограничение развития новых производств в экономике регионов.
Концепция импортозамещения возникла еще в ХУИ-ХУШ вв. у меркантилистов, которые указывали на государственную политику развития промышленности и экспорта, при этом определяя импортирование только дешевых ресурсов для обеспечения внутренних производственных потребностей промышленности.
Рост импорта обусловлен в связи со сменой модели экономики с закрытой (период Советского Союза) на открытую, когда после жестокого дефицита, характерного для советского времени, открытие государственных границ привело к тому, что импорт качественных и доступных иностранных товаров стремительно потеснил продукцию отечественных производителей, долгое время существовавших в условиях закрытой экономики и финансовых дотаций государства [12].
Проведенный анализ российских научных публикаций показал широкий спектр категорий в этой предметной области.
«Под импортозамещением, — считает А.Н. Макаров, — традиционно понимается рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных регионом целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров» [8] и вводит понятие «инновационное импортозамещение» [9], под которым подразумевается разновидность экономической политики государства или региона, предполагающая проведение комплекса мероприятий по организации производства и продвижения на внутренние и внешние рынки аналогичной импорту отечественной продукции, которая превосходит зарубежную продукцию по эффективности технических решений.
На основе полученных новых знаний О.И. Попова определяет понятие «импортозамещение», которое подразумевает экономическую стратегию и промышленную политику органов власти, направленные на замену импортных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства [14].
Аналогичные подходы к определению термина «импортозамещение» отмечены в работах Е.В. Вол-кодавовой [3], Е. Паутовой [11], Е.В. Логачевой [7], Р.А. Бурко [1]. Способы стимулирования импортозамещения отражены в работе В.А. Кузнецовой [6]. Политика импортозамещения является одной из форм протекционизма, т.е. государственной защиты отдельных отраслей национального хозяйства от иностранных конкурентов [2].
Следовательно, выделяются две развилки: с одной стороны — снижение потребления импортных товаров, с другой — рост производства или введение политики свободного валютного курса [5].
В Республике Башкортостан объем внешнеторгового оборота по итогам 2013 г. сложился на уровне 14,9 млрд долл. США, при этом рост составил 7,9% по сравнению с 2012 г., при этом на долю импорта приходится 7,9% (табл. 1).
Структура экспорта республики в 2013 г. представлена следующим образом:
• топливно-энергетический комплекс (85,9%);
• продукция химической промышленности, каучук (6,5%);
• машины, оборудование и транспорт (5,4%);
• металлы и изделия из них (1,4%) и другие товары1 (табл. 2).
Рост объемов экспорта произошел также по товарным группам: кожевенное сырье и изделия из него — в 4,1 раза; выпуск машин, оборудования и транспортных средств — на 33,8%.
1 Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2013 г. Уфа, 2014. С. 140.
-47 (233) - 2014-
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: FINANCIAL ANALYTICS
проблемы и решения science and experience
Таблица 2
Товарная структура внешней торговли Республики Башкортостан в 2002-2012 гг., млн долл.
Группа товаров Экспорт Импорт
2002 2012 2002 2012
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 7,2 163,0 38,2 14,9
Продукция топливно-энергетического комплекса 1 813,1 10 940,0 2,5 13,1
Продукция химической промышленности, каучук 280,8 978,0 36,6 402,0
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 15,4 71,5 1,6 8,6
Металлы и изделия из них 43,1 249,0 9,9 65,5
Машины, оборудование и транспортные средства 204,4 598,0 187,1 832,0
10,89
Доля РБ в ПФО по Доля РБ в РФ по Доля РБ в ПФО по Доля РБ в РФ по импорту со импорту со импорту со импорту со
странами странами странами СНГ, % странами СНГ, %
дальнего дальнего
зарубежья, % зарубежья, % * РБ — Республика Башкортостан.
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14p/Main.htm.
Рис. 1. Показатели импорта Республики Башкортостан: 1 — 2000 г.; 2 — 2005 г.; 3 — 2012 г.
Можно констатировать, что за десятилетие Башкирия имеет значительный рост как экспорта, так и импорта. Последний составляют машины, оборудование и транспортные средства (54,2%), продукция химической промышленности, каучук (31,5%), металлы и изделия из них (5,9%) и др. Снижение импорта обусловлено снижением спроса в отраслях потребления, а также ростом объема производства аналогичной продукции на предприятиях республики.
Аналогичная ситуация и в целом по России. Так, третья по значимости статья в российском импорте из стран дальнего зарубежья — продукция химической промышленности. Основными позициями этой товарной группы являются изделия бытовой химии, парфюмерно-косметические товары, фармацевтические изделия [15].
При этом наблюдаются красноречивые показатели развития внешней торговли по географии (рис. 1).
Высокая динамика роста импорта товарной группы «Машины, оборудование и транспортные
средства» обусловлена общероссийскими тенденциями развития экономики в 1991-2002 гг., когда продукция иностранных предприятий активно заполняла пустующие ниши отечественного рынка, вытесняя неконкурентоспособные товары внутреннего производства [19].
Следует отметить, что отдельным вопросом, связанным с импортозаме-щением, для Башкирии становится исследование зависимости агропромышленного комплекса и потребления населения региона в связи с введением российского продовольственного эмбарго. В данный перечень продуктов вошли мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи.
Республика является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов Российской Федерации2 и по объему производства аграрной продукции входит в первую десятку, занимая 7-е место в стране и 2-е — в Приволжском федеральном округе (табл. 3).
Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2013 г. составил 124,7 млрд руб., при этом индекс производства составил 116,6% к 2012 г. В агропромышленном комплексе республики реализуются 18 крупных проектов3, которые представляют собой значительный потенциал для импортозамещения, в том числе строительство свино- и птицекомплексов, теплиц, модернизация сахарных заводов, глубокая переработка зерновых культур и биомассы.
Степень колебания цен на импортные товары при изменении обменного курса получила название эффекта переноса обменного курса в цены (exchange rate pass-through) [4]. Резкое снижение курса рубля
2 Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2013 году. Уфа. 2014. С. 83.
3 Там же.
Таблица 3
Продукция сельского хозяйства Республики Башкортостан в 2009-2012 гг.
Показатель 2009 2010 2011 2012
Россия, всего, млн руб. 2 515 941 2 587 751 3 261 695 3 340 537
Приволжский федеральный округ, всего, млн руб. 634 475 580 982 795 115 801 536
Республика Башкортостан, млн руб. 103 833 88 636 108 922 106 804
Доля Республики Башкортостан в ПФО, % 16,37 15,26 13,69 13,33
Доля Республики Башкортостан в России, % 4,13 3,43 3,34 3,20
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b13_14p/Main.htm.
Таблица 4
Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции в 2010-2013 гг., руб./т
Показатель 2010 2011 2012 2013 Темп роста, %
Крупный рогатый скот (в убойном весе)
Российская Федерация 98 521,8 113 540,67 151 970,58 153 093,63 155,39
Приволжский федеральный округ 94 017,13 111 991,79 150 971,51 166 608,1 177,21
Республика Башкортостан 95 257,75 - 158 345,58 170 327,5 178,81
Разница цен между республиканским -3 264,05 - +6 375 +17 233,87 -
и среднероссийским значениями
Птица сельскохозяйственная (в убойном весе)
Российская Федерация 72 220,22 74 586,14 74 877,16 72 371,33 100,21
Приволжский федеральный округ 65 134,35 68 313,61 73 267,17 68 276,14 104,82
Республика Башкортостан 67 493,89 - 67 609,01 56 937,62 84,36
Разница цен между республиканским -4 726,33 - -7 268,15 -15 433,71 -
и среднероссийским значениями
Молоко сырое
Российская Федерация 12 369,54 14 134,63 13 604,06 15 874,99 128,34
Приволжский федеральный округ 11 118,03 12 996,21 12 535,21 14 977,76 134,72
Республика Башкортостан 11 712,54 12 759,31 11 959,64 14 274,8 121,88
Разница цен между республиканским -657 -1 375,32 -1 644,42 -1 600,19 -
и среднероссийским значениями
Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi.
стало защитной мерой для отечественных производителей, ослабив конкуренцию со стороны импортных товаров на достаточно длительное время и стимулируя внутреннее производство. При этом «на отраслевые реальные эффективные курсы, от которых зависит конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортом, помимо российской инфляции (тоже в какой-то мере автономной от действий Банка России), решающим образом влияют три фактора, находящиеся полностью вне пределов ответственности и контроля российских денежных властей: динамика валютных курсов в странах-импортерах; темпы инфляции в этих странах; региональная структура импорта» [17].
В качестве примера приведены показатели средних цен Республики Башкортостан по некоторым видам сельскохозяйственной продукции (табл. 4).
Таким образом, по некоторым видам продукция республика имеет конкурентные ценовые преимущества в масштабах как федерального округа, так
и России, например, по крупному рогатому скоту. Это требует исследования структуры себестоимости организаций животноводства региона.
Следует отметить, что, по данным Росстата, в 2013 г. импорт мяса свежего и мороженого составил 1 284 692,67 т, а мяса птицы — 522 829,37 т, молока — 214 116,95 т при цене на мясо — 3 930 долл./т, а на птицу — 1 610 долл./т, что значительно ниже российских цен и требует от регионов плана импортозамещения.
Динамика роста производства и импорта по товарной группе «Мясо и продукты» в целом по России приведена на рис. 2.
Как указывает Р.Г. Нисанов, основная причина импорта мяса в Россию — недостаточность собственного производства [10]. Но другая причина состоит в том, что импортное мясо как продукт фабричного производства технологически более удобно для использования в мясопереработке и общественном питании.
Рис. 2. Показатели производства и импорта мяса и продуктов в Российской Федерации, тыс. т: 1 — производство; 2 — импорт
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации разработало план импор-тозамещения, который определил набор инструментов и мер регуляторного характера. Отдельно для агропромышленного комплекса и в целом для сельского хозяйства разработана «дорожная карта» импортозамещения в 2014-2015 гг.4, в которой выделены некоторые аспекты государственной финансовой политики:
— совершенствование механизма проведения государственных закупочных и товарных интервенций, внедрение залоговых операций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
— улучшение таможенно-тарифного регулирования импорта основных видов сельскохозяйственной, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов с учетом членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе.
Ведутся дискуссии по выбору мер стимулирования импортозамещения, так как целый ряд из них (завышенные таможенные пошлины, необоснованные технические барьеры в торговле и т.д.) теперь недоступен для России в связи со вступлением в ВТО [18]. Замену импорта следует проводить при помощи инструментов стимулирующего характера, которые включают в себя организационно-правовые, денежно-кредитные, бюджетно-налоговые, таможенные меры, поощряющие научно-исследо-
4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1948-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы».
вательские работы, производство и потребление национальной импортозамещающей продукции [16]. Предлагаются и решения в валютной политике для России в непростой ситуации с промышленным производством. Единственно правильный путь — сосредоточение всех валютных средств для инвестирования их в промышленность для карди-ального повышения качества продукции производственно-технического назначения [13].
Изменения в ряде зарубежных стран, ставших на путь догоняющего развития, привели к ослаблению роли государственного сектора (за счет масштабной приватизации) и воссозданию модели открытой экономики ресурсного типа, зависимой от импорта [20], что схоже с ситуацией в российской экономике.
Среди основных мер, требующих совершенствования финансовой политики при импортозаме-щении, выделены:
— таможенно-тарифная политика;
— регулирование цен и корректировка налоговой политики и льгот;
— валютная политика и влияние на валютный курс;
— стимулирование инвестиционной деятельности в отраслях, требующих импортозамещения;
— совершенствование кредитной политики в банковском секторе и изменение мер государственной поддержки по субсидированию процентных ставок;
— изменение системы страхования в отношении компенсации рисков производителей импортозамещающих продуктов и услуг;
— установление приоритетов в системе государственных закупок для отечественной продукции.
Список литературы
1. Бурко Р.А. Роль импортозамещения в экономике России // Молодой ученый. 2013. № 11. С.301-303.
2. Власова И.Г., Боровиков В.Г. Импортоза-мещение и продовольственная безопасность // Российское предпринимательство. 2010. № 5-2. С.150-155.
3. Волкодавова Е.В., Назарчук Е.Н. Импорто-замещение как резерв повышения эффективности деятельности промышленного предприятия и источник устойчивого развития отраслей экономики. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=9906186.
4. Зильберман М.Ф., Стровский Л.Е. Влияние обменного курса на процесс импортозамещения в условиях мирового финансового кризиса. URL: http://urlid.ru/c311.
5. Золотухина Т. Укрепление национальной валюты и рост российской экономики // Вопросы экономики. 2004. № 6. С. 95-111.
6. Кузнецова В.А. Способы стимулирования импортозамещения в России // Транспортное дело России. 2010. № 1. С. 90-92.
7. Логачева Е.В. Актуальность проблемы импортозамещения некоторых групп товаров в современных условиях российской экономики и международной экономической конъюнктуры // Международная экономика. 2009. № 11. С. 28-32.
8. Макаров А.Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона: инновационный аспект (на примере Нижегородской области). URL: http://www.rfej.ru/rvv/id/60033C4CA.
9. Макаров А.Н. О взаимодействии малого и крупного бизнеса в промышленном инновационном импортозамещении // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 18. С. 33-37.
10. Нисанов Р.Г. Состояние и перспективы развития рынка мяса в контексте продовольственной безопасности России. URL: http://www.novsu. ru/file/958369.
11. Паутова Е. Импортозамещение на российском рынке // Ремедиум. 2009. № 8-9. С. 30-31.
12. Перегородиева Л.Н. Преимущества и недостатки российской экономики для реализации
стратегии импортозамещения. URL: http://www. seun.ru/content/nauka/5/4/doc/1_35_2011.pdf.
13. Пичурин И.И. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО. URL: http://urlid.ru/c43r.
14. Попова О.И. Импортозамещение как условие развития машиностроительного комплекса региона // Проблемы развития территории. 2012. Т. 59. № 3. С. 39-43.
15. Сельцовский В.Л. Вопросы совершенствования товарной структуры российского импорта. URL: http://www.rfej .ru/rvv/id/C003A2D5E/$file/73-80.pdf.
16. Сидорова Е.Ю., Каленюк А.А., Козырева О.Н. Использование модели импортозамещения в рамках ЕврАзЭС // Управление экономикой: теория и практика. 2012. № 4. С. 239-247.
17. Смирнов С., Балашова Е., Посвянская Л. Курсовая политика как фактор изменения структуры российской экономики // Вопросы экономики. 2010. № 1. С. 63-81.
18. Солоева И.А., Дедегкаев В.Х., Камбердиева Д.Р. Методы и средства воздействия на процессы импортозамещения на российском рынке // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10. С. 662-664.
19. Фролова О. Импортозамещение в производственных цепях поставок продукции российского машиностроения: стратегия и уровни // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция.
2012. № 4. С. 53-58.
20. Юнусова Э.Р. Модернизация как условие перехода от импортозамещения к экспортно ориентированной экономике инновационного типа (зарубежный опыт) // Экономика и управление.
2013. № 5. С. 74-79.
Financial analytics: science and experience Issues on economics
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
IMPORT SUBSTITUTION AND IMPROVING FINANCIAL POLICY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Irek G. NIGMATULLIN
Abstract
Importance Lately, because of the sanctions against the Russian Federation, the problem of import substitu-
tion assumed its relevance. It requires examining and defining the ways to improve the regional financial policy for the short-term perspective. The Russian
science encompasses different views and approaches on organizing import substitution policy in various sectors of economy. The article describes a number of publications of Russian scientists, reflecting the policy of import substitution.
Objectives The article aims to study the issues of import substitution, to identify problems and develop proposals to improve the Republic of Bashkortostan financial policy as one of constituent territories of the Russian Federation. As part of the research, the article defines and assigns the following tasks: to identify the structure of import of products and services in the Republic of Bashkortostan; to identify areas of the State financial policy and the relationship with the business cycle (development) of the sectors of economy at the present stage, to develop proposals for improving the regional financial policy of the Republic of Bashkortostan. Methods In this paper, using the methods of statistical surveys, structuring and organizing, quantitative and qualitative analyses of the import policy and real output, I explore the financial policy of the Republic of Bashkortostan for the period of 2009 — 2014. Results Based on the goal, in accordance with the intended purpose, I have obtained the following results: identified the ways of import substitution and the possibilities of the real sector of economy of the Republic of Bashkortostan; analyzed the fiscal policy and highlighted the ways to improve it in terms of import substitution; made recommendations to improve the State financial policy of the Republic of Bashkortostan. Conclusions and Relevance I conclude that in conditions of the financial instability and the policy of sanctions it is necessary to improve and adjust the strategic priorities of the State financial policy aimed at developing effective measures and productivity of its implementation in the long run.
Keywords: State, regional, fiscal policy, import substitution, Republic of Bashkortostan
References
1. Burko R.A. Rol' importozameshcheniya v ekonomike Rossii [A role of import substitution in the Russian economy]. Molodoi uchenyi — Young scientist, 2013, no. 11, pp. 301-303.
2. Vlasova I.G., Borovikov V.G. Importo-zameshchenie i prodovol'stvennaya bezopasnost' [Import substitution and food security]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo — Journal of Russian Entrepre-neurship, 2010, no. 5-2, pp. 150-155.
3. Volkodavova E.V., Nazarchuk E.N. Importo-zameshchenie kak rezerv povysheniya effektivnosti deyatel 'nosti promyshlennogo predpriyatiya i istoch-nik ustoichivogo razvitiya otraslei ekonomiki [Import substitution as a reserve for increasing an enterprise efficiency and the source of the sustainable development of economic sectors]. Available at: http://elibrary. ru/item.asp?id=9906186. (In Russ.)
4. Zil'berman M.F., Strovskii L.E. Vliyanie ob-mennogo kursa na protsess importozameshcheniya v usloviyakh mirovogo finansovogo krizisa [Exchange rate impact on import substitution process under global financial crisis]. Available at: http://urlid.ru/c311. (In Russ.)
5. Zolotukhina T. Ukreplenie natsional'noi valyuty i rost rossiiskoi ekonomiki [Strengthening the national currency and the Russian economy growth]. Voprosy Economiki, 2004, no. 6, pp. 95-111.
6. Kuznetsova V.A. Sposoby stimulirovaniya importozameshcheniya v Rossii [The ways to encourage import substitution in Russia]. Transportnoe delo Rossii — Transport business of Russia, 2010, no. 1, pp. 90-92.
7. Logacheva E.V. Aktual'nost' problemy importozameshcheniya nekotorykh grupp tovarov v sovremen-nykh usloviyakh rossiiskoi ekonomiki i mezhdunar-odnoi ekonomicheskoi kon"yunktury [Urgency of the issue of import substitution of some groups of goods in the modern conditions of the Russian economy and international economic conditions]. Mezhdunarodnaya ekonomika — International economics, 2009, no. 11, pp. 28-32.
8. Makarov A.N. Importozameshchenie kak instrument industrializatsii ekonomiki regiona: innovatsion-nyi aspekt (naprimere Nizhegorodskoi oblasti) [Import substitution as a tool of industrialization of regional economy: innovative aspects (the case of the Nizhny Novgorod region)]. Available at: http://www.rfej.ru/ rvv/id/60033C4CA. (In Russ.)
9. Makarov A.N. O vzaimodeistvii malogo i krup-nogo biznesa v promyshlennom innovatsionnom im-portozameshchenii [On the interaction of small and large businesses in the industrial innovation import substitution]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2012, no. 18, pp. 33-37.
10. Nisanov R.G. Sostoyanie i perspektivy razvitiya rynka myasa v kontekste prodovol 'stvennoi bezopasnosti Rossii [The state and prospects of the meat market development in the context of food security of
Russia]. Available at: http://www.novsu.ru/file/958369. (In Russ.)
11. Pautova E. Importozameshchenie na rossiis-kom rynke [Import substitution in the Russian market]. Remedium, 2009, no. 8-9, pp. 30-31.
12. Peregorodieva L.N. Preimushchestva i ne-dostatki rossiiskoi ekonomiki dlya realizatsii strategii importozameshcheniya [Advantages and disadvantages of the Russian economy to implement the strategy of import substitution]. Available at: http://www.seun. ru/content/nauka/5/4/doc/1_35_2011.pdf. (In Russ.)
13. Pichurin I.I. Obespechenie importozameshcheniya posle vstupleniya Rossii v VTO [Ensuring import substitution after Russia's accession to the WTO]. Available at: : http://urlid.ru/c43r. (In Russ.)
14. Popova O.I. Importozameshchenie kak uslovie razvitiya mashinostroitel'nogo kompleksa regiona [Import substitution as a condition of the machine-building complex development of a region]. Problemy razvitiya territorii — Problems of territory development, 2012, vol. 59, no. 3, pp. 39-43.
15. Sel'tsovskii V.L. Voprosy sovershenstvovaniya tovarnoi struktury rossiiskogo importa [The issues of improvement of the Russian import commodity structure]. Available at: http://www.rfej.ru/rvv/id/ C003A2D5E/$file/73-80.pdf. (In Russ.)
16. Sidorova E.Yu., Kalenyuk A.A., Kozyreva O.N. Ispol'zovanie modeli importozameshcheniya v ramkakh EvrAzES [Using an import substitution model within the framework of the EurAsEC]. Up-ravlenie ekonomikoi: teoriya i praktika — Management of economy: theory and practice, 2012, no. 4, pp. 239-247.
17. Smirnov S., Balashova E., Posvyanskaya L. Kursovaya politika kak faktor izmeneniya struktury rossiiskoi ekonomiki [The exchange rate policy as a factor of changing the structure of the Russian economy]. Voprosy Economiki, 2010, no. 1, pp. 63-81.
18. Soloeva I.A., Dedegkaev V.Kh., Kamberdi-eva D.R. Metody i sredstva vozdeistviya na protsessy importozameshcheniya na rossiiskom rynke [Methods and means of influence on the process of import substitution in the Russian market]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo — Economics and entrepreneur-ship, 2013, no.10, pp.662-664.
19. Frolova O. Importozameshchenie v proiz-vodstvennykh tsepyakh postavok produktsii rossiiskogo mashinostroeniya: strategiya i urovni [Import substitution in production supply chains of Russian engineering: a strategy and levels]. RISK: Resursy, Informatsiya, Snabzhenie, Konkurentsiya — RISC: Resources, Information, Supply, Competition, 2012, no. 4, pp. 53-58.
20. Yunusova E.R. Modernizatsiya kak uslovie perekhoda ot importozameshcheniya k eksportno orientirovannoi ekonomike innovatsionnogo tipa (zarubezhnyi opyt) [Modernization as a condition of transition from import substitution to export-oriented innovative economy (foreign experience)]. Ekonomika i upravlenie — Economics and management, 2013, no. 5, pp. 74-79.
Irek G. NIGMATULLIN
National Assembly of Kurultai of Bashkortostan Republic, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation [email protected]