Ахмедова Малика Масаидовна,
старший преподаватель кафедры экономической кибернетики ХГУ им. акад. Б. Гафурова
ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ВЛИЯНИЕ НА ИНФЛЯЦИЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Взаимовыгодная торговля в целом способствует снижению уровня цен, однако в условиях сильной импортозависимости возникает большой риск трансмиссии инфляции и снижения экономической безопасности страны в целом. Наличие импортозависимости в экономике Республики Таджикистан очень негативно сказывается на экономической безопасности страны. Несмотря на то, что на сегодняшний день импорт является фактором, сдерживающим стагфляционные процессы в Республике Таджикистан, он не является решением проблемы инфляции. В Республике Таджикистан наблюдается импортозависимость как в продовольственных товарах, так и в товарах производственного назначения. Это в свою очередь намного увеличивает риск негативного влияния внешнеторгового фактора на инфляционные процессы и на состояние экономики страны в целом. В связи с этим возникает большая необходимость в ускорении процесса импортозамещения и увеличения внутреннего производственного потенциала. Необходимо отметить, что одной из основных причин низкого уровня импортозамещения и недостаточных темпов развития внутреннего производства является низкий внутренний инвестиционный потенциал. На самом деле проблема нехватки инвестиций является острой проблемой всех развивающихся стран, именно по этой причине государству необходимо придерживаться наиболее эффективной инвестиционной политики, которая могла бы в относительно короткие сроки и наилучшим образом решить острые экономические проблемы. К числу наиболее острых проблем можно отнести именно наличие большой зависимости экономики Республики Таджикистан от внешнеторгового фактора и внешних инвестиций. Следует отметить, что единственным решением этой проблемы является увеличение внутреннего производственного потенциала, однако без тех же самых внешних инвестиций нам пока что не удается решить эту проблему. В свою очередь внешние инвестиции в основном направляются в сферу экспорто-направленных производств, то есть тех производств, которые производят продукцию для экспорта [1, 133-134]. Это в первую очередь разработка месторождений, переработка и добыча драгоценных и полудрагоценных металлов, производство текстильных изделий, пряжи, цветная металлургия, производство, сбор и распределение электроэнергии. В последние годы также
наблюдается интерес внешних инвесторов к сфере услуг, таких как связь. В 2011 году доля инвестиций в эту сферу производства составила 20,6% от общего объема внешних инвестиций в РТ [2, 571]. (Несмотря на то, что в последние годы тарифы на услуги связи заметно снизились, ежемесячные расходы на эти услуги составляют существенную долю общих расходов населения.)
Таким образом, внешнее инвестирование незначительно способствует развитию импортозамещающих производств и росту внутреннего потенциала в борьбе с инфляционным недугом. В таком случае возникает необходимость в наиболее эффективном использовании внутреннего инвестиционного потенциала. Для этой цели необходимо применение эффективной государственной инвестиционной политики. И в связи с этим возникает вопрос: какой конкретно инвестиционной политики должно придерживаться Правительство республики для того, чтобы снизить уровень импортозависимости и сдерживать инфляционные процессы, обеспечивая тем самым экономическую безопасность государства?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выявить эффективность той или иной политики импортозамещения - насколько она реально достижима в относительно короткие сроки и насколько эта политика может способствовать снижению уровня инфляции.
В целом государство может уделять внимание процессу импортозамещения во всех сферах производства и всячески поддерживать его. Однако такая политика не только является малоэффективной, но и требует больших финансовых вложений. Было бы эффективным направлять инвестиции в определенные сферы производства, развитие которых будет обеспечивать устойчивый экономический рост. То есть необходимо выявить, инвестирование каких сфер производства (промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг) в республике на сегодняшний день может быть эффективным как с точки зрения обеспечения процесса импотозамещения, так и с точки зрения обеспечения экономической безопасности Республики Таджикистан. Существуют ряд причин, по которым можно сказать, что наиболее эффективным является импортозамещение продовольственных товаров и, соответственно, инвестирование сельского хозяйства. При этом может возникнуть вопрос: почему именно сельское хозяйство, а не промышленность или сфера услуг?
Конечно, в первую очередь это связано с относительно низкой инвестиционной привлекательностью данной сферы производства. Внешние инвесторы в основном заинтересованы вкладывать средства в промышленность (в основном экспортонаправленные производства) и в сферу услуг (сотовые компании, кредитные организации). Также наблюдаются определенные положительные сдвиги в развитии промышленности и в сфере услуг (в 2010 году доля производства услуг в структуре производства ВВП составила 47,9%, это на 22,5% больше, чем в 1991 году). Однако особого интереса внешних инвесторов к сельскому хозяйству не наблюдается. С другой стороны, импортозамещение продовольственных товаров является наиболее важным с точки зрения обеспечения экономической безопасности, нежели импортозамещение промышленных товаров. При этом процесс импортозамещения продовольственных товаров имеет определенные преимущества, связанные с наличием относительных конкурентных преимуществ по качеству производимой
продукции и возможности относительно быстрого развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. Так как налаживание производства товаров продовольственного характера не требует значительных объемов капиталовложения (тогда как для организации производства в промышленности необходимы большие капитальные вложения), при этом конкурентоспособность по качеству производимых продовольственных товаров не будет уступать и даже будет существенно выше импортируемых, учитывая то, что они будут натуральными, без каких- либо консервантов и пищевых добавок, вредных для здоровья. Необходимо также отметить, что за период с 2000 по 2011гг. в основном именно индекс цен на продовольственные товары негативно сказывался на динамике индекса потребительских цен в Республике Таджикистан (динамика индекса цен на непродовольственные товары достаточно умеренная). Поэтому, развивая сельское хозяйство, мы способствуем снижению уровня инфляции в стране.
При этом не надо забывать о том, что именно стабильность уровня цен на продовольственные товары способствует поддержанию уровня социальной защищенности населения и тем самым содействует экономии бюджетных средств. Так как в случае роста уровня цен на продовольственные товары возникнет необходимость в увеличении заработной платы и социальных выплат. Стабильность уровня цен на продовольственные товары не только способствует повышению социальной защищенности населения, но и будет содействовать росту объемов депозитов в кредитных организациях и тем самым способствовать снижению процентных ставок и росту объемов инвестиций.
Инвестируя сельское хозяйство, мы можем в определенной степени решить и проблему безработицы. Почти 74% населения страны живет в сельской местности, это не только говорит о благоприятных условиях для развития сельского хозяйства, но и о возможности снижения уровня безработицы.
Инвестирование сельского хозяйства будет способствовать не только снижению уровня инфляции, но и проведению наиболее эффективной политики импор-тозамещения продукции пищевой промышленности. На данный момент показатели состояния и развития пищевой промышленности говорят о необходимости проведения конкретных мероприятий по их улучшению. Из предложенной таблицы (Таблица № 1) нетрудно заметить, насколько существенно снизились объемы производства товаров пищевой промышленности. Как мы видим, они даже не приблизились к тем объемам производства, которые были в 1991 году. Все это говорит о том, что в целом пищевая промышленность не способствует насыщению продовольственными товарами внутреннего рынка.
(Таблица № 1)
Динамика производства основных видов продукции пищевой промышленности
1991 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Мясо (включая субпродукты 1 категории), тыс. тонн 38,1 179 17,7 19,6 20,3 21,4 21,8 25 27.1
Мясо птицы 7,1 0,02 - 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 2,7
Прочие виды мяса и субпродукты 1 категории 2,3 0 0,1 0,1 0,1 0,1 0 0,1 0,2
Колбасные изделия (тыс. тонн) 9,8 0,2 0,4 0,5 0,5 0,6 0,8 0,8 1
Мясные полуфабрикаты (тыс. тонн) 5,5 0 0 0 0 0 0 0 0
Улов рыбы (тонн) 3945 292 228 172 215 220 243 278 449
Пищевая рыбная продукция (тонн) 4261 197 139 179 216 205 276 241 429
Животное масло (тыс. тонн) 4,7 0,06 0,05 0,09 0,01 0,01 0,01 0,02 0,02
Цельномолочная продукция в пересчете на молоко (тыс. тонн) 139,2 4,7 5,0 4,7 3,9 5,1 3,9 4 4,1
Сыры и брынза жирные (тонн) 3113 160 160 123 105 88 24 19 17
Растительное масло (тыс. тонн) 76,1 29,8 33,2 23,0 20,2 23,7 17,3 13.1 14,1
Консервы (млн. условных банок) 284,3 108,9 114,6 77,8 95,1 67,2 76,4 83,1 51
Сухие фрукты (тыс. тонн) 4,7 0,04 0,03 0,02 0,02 0,03 0,03 2,2 2,3
Кондитерские изделия (тыс. тонн) 48,8 1,1 1,7 2,5 2,7 3,2 2,9 2,7 3,9
Макаронные изделия (тыс. тонн) 29,1 1,6 1,6 1,7 1,9 2,5 2,3 2 2,5
При этом надо отметить, что сокращение объемов продукции пищевой промышленности в определенной степени связано со снижением объемов производства продукции сельского хозяйства (в основном животноводства). Это производство мяса, мясных изделий, рыбы, животного масла, растительного масла, кондитерских изделий. Хотелось бы особо подчеркнуть, что индекс цен на мясо очень негативно отражается на сводном индексе потребительских цен. Сопоставив средние показатели за период с 2000 по 2010гг., можно заметить, что среднее значение индекса цен на мясо (и, соответственно, продукции из него) значительно выше средних показателей индекса цен остальных продуктов питания [3, 246-249]. Поэтому в первую очередь государству необходимо принимать конкретные меры по восстановлению животноводческой сферы.
Другой не менее важной проблемой, требующей к себе особого внимания со стороны государства, является проблема повышения производительности труда и конкурентоспособности внутреннего производителя. Пока что в сельском хозяйстве наблюдается снижение производительности труда и конкурентоспособности. Сравнивая стоимость импортируемых продовольственных товаров со стоимостью продовольственных товаров, производимых внутренними производителями, можно заметить, что в целом стоимость продовольственных товаров, производимых внутренними производителями, дороже импортируемых товаров [4, 71-72]. Такая тенденция характеризует низкую конкурентоспособность внутреннего производителя. Однщй из основных причин такой отрицательной динамики является повышение трудоемкости производства, в связи со снижением уровня фондовооруженности в сельском хозяйстве. «Ежегодное увеличение объемов производства в сочетании с ежегодным снижением уровня фондовооруженности в сельском
хозяйстве говорит о том, что объемы издержек в производстве сельхозпродукции год за годом увеличиваются. Недостаток сельскохозяйственной техники не дает возможности уменьшить производственные издержки и тем самым снизить себестоимость продукции сельского хозяйства» [4, 72]. С 1991 по 2010 год наблюдается почти ежегодное снижение количества сельскохозяйственной техники. Так, с 1991 по 2010 год количество тракторов уменьшилось с 37054 до 13697 штук, количество тракторных плугов уменьшилось с 9449 штук до 3253, количество тракторных сеялок - с 6078 до 2883 штук, количество хлопкоуборочных машин уменьшилось с 3011 штук до 170, количество зерноуборочных комбайнов уменьшилось с 1383 штук до 604, количество кормоуборочных комбайнов - с 1236 до 259 штук, кукурузоуборочных комбайнов - с 324 до 62 штук, количество пресс-сборщиков с 1502 до 233 штук [5, 504-505]. Таким образом, приведенные статистические данные говорят о том, что техническая оснащенность сельского хозяйства ежегодно ухудшается и поэтому Правительству необходимо предпринимать меры по устранению такой отрицательной динамики. Неспособность внутреннего сельхозпроизводителя переломить такое положение в течение достаточно большого промежутка времени также говорит о необходимости государственной поддержки и проведения определенных реформ в данной сфере производства. Существует множество примеров государственной политики и различных экономических реформ как в развивающихся, так и в развитых странах, когда можно наблюдать применение именно такого подхода при решении экономических проблем, в частности проблемы инфляции. При этом может показаться, что в индустриально развитых странах по сравнению с развивающимися странами Правительство не уделяет особого внимания развитию сельского хозяйства, но на самом деле это не так. Напротив, для этой цели в развитых странах Правительство выделяет большие средства из бюджета и оперативно реагирует на возникающие проблемы в этой сфере производства: «... в частности США и страны ЕС, несмотря на запреты ГАТТ, выделяют своим фермерам субсидии, покрывающие почти половину стоимости производимой продукции, что нарушает условия свободной конкуренции. ... по данным ОЭСР, в 1995 году субсидирование фермеров США составило 29000 долл. на одно хозяйство, что почти в 100 раз превышает годовой доход филиппинского крестьянина» [6, 199-200]. При этом надо заметить, что по экспорту сельскохозяйственных и продовольственных товаров США занимает первое место в мире (ЕС благодаря Франции занимает второе место). На сегодняшний день Франция является крупнейшим производителем и экспортёром сельскохозяйственной продукции в ЕС, 25% всей аграрной продукции в ЕС производится именно во Франции [6, 259]. Почти во всех развивающихся странах также проводятся различные реформы для поддержания сельского хозяйства. Например, в Китае первым этапом проведенной реформы 1978-2002 гг. было именно реформирование аграрной экономики [7, 108]. Таким образом, многолетний опыт развития как развитых, так и развивающихся стран также говорит о том, что для развития сельского хозяйства республики необходимо непосредственное участие и поддержка со стороны государства.
Своевременно развивая сельское хозяйство, мы создадим, образно говоря, «подушку безопасности» от существенного влияния внешних кризисов. Так как в этом случае любые внешние кризисы (валютные, банковские, промышленные и. т.д.) незначительно отразятся на сельском хозяйстве, а значит, социальные последствия этих кризисов будут менее болезненными.
При этом надо отметить, что государство не должно лишь непосредственно выделять средства для развития сельского хозяйства. На наш взгляд, государству необходимо создавать условия для привлечения инвестиций (как внешних, так и внутренних) в эту сферу производства, существенно снизить налоговые ставки, при этом снижение налогового бремени также может способствовать увеличению объемов инвестиций в эту сферу производства. В случае снижения налогового бремени и создания благоприятных условий для развития сельского хозяйства намного возрастет вероятность увеличения внутреннего инвестирования. Кроме того, государству необходимо максимально сократить расходы на жилищнокоммунальное хозяйство и этом провести глубокую модернизацию в данной сфере услуг. Сэкономленные таким образом средства направить на развитие сельского хозяйства.
Необходимо также выделить средства для проведения определенных мероприятий по развитию сельского хозяйства. То есть государство должно организовать такие структуры, которые будут заниматься проблемой внедрения новой техники и новейших научных достижений в данную отрасль. Для этих целей необходимо проводить своеобразные курсы переквалификации основных работников (предпринимателей) данной сферы, (краткосрочные курсы, семинары, создавать условия для тесных контактов с зарубежными партнерами, развитие лизинговых отношений ит.д.), то есть создавать условия для того, чтобы они могли обновлять свои навыки, сотрудничая с сельхозпроизводителями из других стран.
В конце хотелось бы отметить, что предложенная политика не рассчитана на то, чтобы развивать только аграрный сектор, эта политика является необходимостью с точки зрения существующих условий развития экономики Республики Таджикистан. Развитие промышленности также играет немаловажную роль, но особенности развития сельского хозяйства и промышленности и наличие зависимой позиции в развитии сфер промышленности (то есть наличие зависимости от внешнего инвестирования) требуют именно такого подхода к выбору необходимой политики.
Учитывая выводы проведенного исследования, нужно отметить, что для Республики Таджикистан такое сочетание инвестиционной и импортозамещяющей политики является наиболее эффективным как с точки зрения снижения импортозависимости, так и с точки зрения предотвращения инфляционных процессов и экономической безопасности в целом.
Список использованной литературы:
1. Более подробно об этом говорится в моей статье «Внешняя торговля и структурные причины возникновения инфляционных процессов (на примере экономики Республики Таджикистан)» // Ученые записки ХГУ имени Б.Гафурова - №3. (22). -
Худжанд: Нури маърифат, 2012. - С. 132-139.
2. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан/ (стат. сборник). -Душанбе, 2012.
3. Таджикистан: 20 лет государственной независимости. Статистический сборник. -Душанбе, 2011.
4. Ахмедова М.М. Исследование влияния внешнеторгового фактора на уровень инфляции на примере Республики Таджикистан. // Вестник Таджикского национального университета. Серия экономических наук. - № 6. (62), (часть 2) -Душанбе: Сино, 2010. -С.67-75.
5. Таджикистан: 20 лет государственной независимости. Статистический сборник. -Душанбе, 2011. - С. 504-505.
6. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. - Учебник / Под ред. профессора В.П. Колесова. - М.: Флинта, 2000.
7. Селищев А. С., Селищев Н. А. Китайская экономика вXXI в.- СПб: Питер, 2004.
М.М. Ахмедова
Импортозамещающая инвестиционная политика в Республике Таджикистан: влияние на инфляцию и экономическую безопасность
Ключевые слова: импортозамещающая политика, инфляция, инвестирование сельского хозяйства, производительность в сельском хозяйстве, эффективная инвестиционная политика
В статье рассматривается проблема выбора эффективной инвестиционной политики, направленной на решение проблемы импортозависимости и повышение уровня экономической безопасности Республики Таджикистан. В частности, в статье предлагается использование государственной политики, направленной на снижение продовольственной импортозависимости и, соответственно, создание инвестиционного климата для развития сельского хозяйства.
M.M. Akhmedova
Combination of Investitive and Import-Substitutional Policies in the Context of the Solution of the Problem of Inflation and the Insurance of Economic Safety in Tajikistan Republic
Key words: import-substitutional policy, inflation, investiture of agriculture, productivity in agriculture, effective investitive policy
The author of the article deals with the problem related to the choice of investitive policy aimed at a solution of the problem concerned with import-dependance and elevation of economic safety standard in the Republic of Tajikistan. In particular, a proposal is moved to use a state policy aimed at a reduction of food stuffs import dependence and respectively at a creation of investitive climate for agriculture development.