ИМПОРТ ОБОРУДОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ГОДЫ ДОВОЕННЫХ ПЯТИЛЕТОК
Еще в первой половине 1920-х гг. импорт американских нефтяных технологий сыграл большую роль в деле восстановления отрасли. В 1922 г. между «Азнефтью» и американской «Барнсдальской корпорацией»1 было заключено соглашение: американское оборудование для бурения скважин и добычи нефти в обмен на советскую нефть . В 1923 г. из Америки стали поступать станки вращательного бурения, глубинные насосы и иное оборудование. «Барнсдальская корпорация» для финансирования поставок в СССР получила кредит на сумму 1,5 млн. долл. от компании "Zucey Manufakturmg". Как только американское оборудование стало поступать в Советский Союз, оно тут же тщательно изучалось и копировалось на советских заводах.. В 1924 г. началось производство советских глубинных насосов, еще раньше - станков вращательного бурения, аналогичных американским. Возглавлявший тогда «Азнефть» А.П. Серебровский через несколько лет так писал об импортной политике СССР: «...если бы все нужное нам оборудование мы приобрели бы за границей, нам не хватило бы валюты. Если бы мы заказали его на заводах в центре нашего Союза, оборудование стоило бы очень дорого и запоздало бы к срокам, которые мы намечали. Поэтому мы прежде всего поставили на твердые ноги наши бакинские машиностроительные заводы, оборудовав их станками, выписанными из Америки. Мы построили два основных завода: один - для изготовления буровых станков и бурового оборудования, другой -для изготовления только одних глубоких насосов. Заводы были построены по американскому плану и работали по американским методам»3.
Импорт зарубежного оборудования для отрасли продолжался до и
после разрыва договора с «Барнсдальской корпорацией». В 1925/26 г. доля импорта в поставках оборудования отдельным нефтетрестам составляла: Азнефть - 22,4 %
Грознефть - 6,0 %
Эмбанефть - 6,3 % 3.
Всего три нефтяных треста получили в 1925/26 г. по импорту продукции на 16,9 млн. руб.4. Основным поставщиком оставались Соединенные Штаты. В 1926-1929 гг. в США было заказано оборудование для нефтяной промышленности СССР на сумму свыше 20 млн. долл., большей частью - на основе долгосрочных кредитов 5.
Для облегчения нефтеэкспорта, дававшего столь нужную для СССР валюту, в 1925 г. было решено в кратчайшие сроки построить нефтепроводы Баку-Батум и Грозный-Туапсе, а также крупные комплексы нефтеперерабатывающих производств в конечных пунктах нефтепроводов на побережье Черного моря. Продукция этих комплексов предназначалась почти исключительно для экспорта. И заводы, и нефтепроводы вошли в строй в начале первой пятилетки.
Советскому Союзу потребовалось значительное количество самого разного оборудования, в том числе - труб большого диаметра /10 дюймов/ для нефтепроводов. Советские предприятия предложили поставлять их по цене
3 рубля 85 копеек за пуд. Немецкие фирмы запросили 2 рубля 71 копейку за пуд. Заказ был сделан в Германии. Немцы поставили в СССР 51 тыс. тонн нефтепроводных труб, предоставив кредит сроком на 5 лет 6. Другое оборудование, необходимое для нефтепроводов, закупалось в США, Великобритании, Германии. Часть оборудования поставили советские тресты «Гомза» и «Мос-маш», имевшие соглашения о техническом сотрудничестве с немецкими компаниями 7. Так, для насосных станций нефтепровода Баку-Батум оборудование поставлялось из Англии и Германии, но значительная часть техники была поставлена советскими заводами -
Коломенским и заводом «Борец» Мосмаштреста, выпускавшим продукцию и по немецким технологиям 8. Девять мощных дизельных двигателей для нефтеперекачивающих станций по трассе нефтепроводов были заказаны в Великобритании фирме "Crossley Company" 9. На сварочные работы и электрооборудование был размещен заказ в США на сумму 100 тыс. долл. При технической помощи компании «Дженерал электрик» производство сварочного оборудования было налажено в СССР; около 150 человек прошли обучение сварочным работам в США 10 При строительстве Баку -Батумского нефтепровода в 1928-1930 гг. применялись импортированные из Америки экскаваторы, краны и ковши для засыпки траншей /бэк-филлеры/, трубоочистительные машины 11.
13 февраля 1930 г. был открыт Баку-Батумский нефтепровод длиной 822 км с пропускной способностью 1640 тыс. тонн нефти в год, построенный всего за 23 месяца. Расходы на его сооружение составили 49 404 тыс. руб. Стоимость транспортировки нефти при перекачке по нефтепроводу была втрое меньше, чем по железной дороге. Таким образом, на каждой тонне нефти, доставленной из Баку к Батуму, достигалась экономия в 9 руб.75 коп. Транспортировка 1640 тыс. тонн в течение года
давала экономию в 16 млн. руб.; расчетное время окупаемости должно было
12
составить около 3 лет . Правда, цены на нефть во время кризиса сильно упали; добыча нефти в СССР росла гораздо медленнее, чем ожидалась; советский нефтяной экспорт в 1930-е гг. стал быстро сокращаться..
Зарубежное оборудование требовалось не только для добычи и транспортировки нефти, но и нефтепереработки. Еще в 1927 г. одна из рокфеллеровских фирм " Standard Oil Company of New York " построила в Батуме для «Азнефти» керосиновый завод на 150 тыс. тонн продукции в год. Советская сторона рассчитывалась за поставленное оборудование производимым на заводе керосином, который американцы вывозили для
13
продажи на ближневосточных и даже дальневосточных рынках . Как
отмечает Э. Саттон, капиталовложения в строительство завода в Батуме стали первыми инвестициями Соединенных Штатов в Россию после революции 14. Среди первых нефтеперерабатывающих заводов, построенных зарубежной компанией, можно назвать завод в Батуме, способный перерабатывать 1,6 млн. тонн нефти в год. Оборудование для него было поставлено британской фирмой
"Craig", предоставившей кредит на 6 лет. Завод обошелся Советскому Союзу в
10 млн. руб. и дал продукцию в 1928 г. В том же году были введены в действие мощности по переработке на немецком оборудовании фирмы "Heckmann", а в следующем - "Wilke" и "Pintsch", за счет кредита в 300 млн. марок, предоставленного правительством Германии в 1926 г. сроком на 4 года. Большая часть этого кредита пошла на закупку оборудования для нефтяной отрасли 15.
В годы первой пятилетки импорт оборудования существенно увеличился по сравнению с восстановительным периодом и по масштабам, и по доле в совокупном советском импорте.
Доля машин и оборудования в советском импорте в 1927/28 - 1931 гг. (в процентах)16
Годы Доля машин и оборудования
1927/28 30,3
1929 33,6
1930 51,2
1931 60,1
1932 60,3
Удельный вес СССР в мировом импорте станков был невероятно высок: 1929 г. - 29,4 %, 1930 г. - 24,7 %, 1931 г. - 45,5 %, 1932 г. -68,2 % 17. Очень большим он был и по оборудованию, включая нефтяное. В 1931 г. СССР закупил около одной трети, а в 1932 г. - около половины мирового экспорта всех машин и оборудования (не считая автомобилей) .
Потребительский импорт был сведен к минимуму.
Структура советского импорта в период первой пятилетки (в процентах к итогу)19
Г о д ы Производственный Потребительский
импорт импорт
1929 86,7 13,3
1930 87,7 12,3
1931 93,2 6,8
1932 89,2 10,8
Несмотря на рост собственного производства, Советский Союз продолжал закупать буровое оборудование.
Импорт В СССР буровых станков и машин в период первой пятилетки (по стоимости в «червонных рублях»)20 Г о д ы Количество (в тоннах) Стоимость (тыс. руб.)
1928
(окт.-дек.) 10 13
1929 644 875
1930 3634 4550
1931 2412 3253
1932 1064 1361
Импорт в СССР бурового оборудования составлял (в процентах от всего импорта машин и оборудования):
1923/24 - 0,9 %
1924/25 - 1,4 %
1925/26 - 1,5 %
1926/27 - 1,9 %
1927/28 - 0,8 %
1928 - 0,4 %
1929 - 3,2 %
1930 - 1,0 % 21.
Импортировались трубы, особенно - большого диаметра. В общем потреблении труб в СССР импортные трубы составляли в 1929/30 г.-10,7 %, в
1931 г. - 26,0 %, в 1932 г. - 11,1 % 22.
Особое значение в годы первой пятилетки имел импорт оборудования для нефтеперерабатывающих заводов, которые строились преимущественно на Кавказе: в Батуме, Туапсе, Баку, Грозном и, как уже отмечалось, были ориентированы на экспортное производство. К 1928 г. в Батуме работали нефтеперерабатывающие комплексы, построенные иностранными компаниями: американской "Standard Oil ", английской "Caig ", немецкими "Heckmann", "Wilke" и "Pintsch", мощность трех последних - по 1,6 млн. тонн сырой нефти в год. Иностранные фирмы строили в Батуме и перегонные трубчатые установки, и крекинги - высоковакуумные установки для получения высокосортных смазочных масел. На строительство батумских НПЗ было
23
отпущено 23 млн. руб. . Все первые крекинги были импортными. В 1928-1929 гг. крекинг-установки системы «ВинклерКох» для Батумского НПЗ были поставлены американской компанией "Graver", предоставившей долгосрочный кредит. Эта же компания поставила крекинг-установки для заводов в Туапсе (1930 г.) и Ярославле - (1932 г .)24.Уже к 1930 г. нефтеперерабатывающий комплекс в Туапсе, где были введены в строй также две установки фирмы "Heckmann", мог перерабатывать
25
более 2 млн. тонн нефти в год . В 1927-1930 гг. в Англии были закуплены крекинговые установки системы «Виккус» и смонтированы на заводе им. Джапаридзе в Баку 26. Наиболее крупные установки по переработке нефти были поставлены в Баку к 1930 г. немецкой компанией "Steinschneider";
их мощность составляла 3,6 млн. тонн сырой нефти в год . Оборудование для советских НПЗ в 1928-1930 гг. поставляли также американские компании "Foster - Wheeler Corporation" из Нью-Йорка и бостонская фирма "Badger and Sons", английская "Vickers", немецкие "Borman", "Dobbs" и "Heckmann". С американской компанией "Winkler -
Koch Corp. of Wichita" было заключено соглашение о технической помощи
28
при строительстве крекинг-установок .
Цены на нефть в период первой пятилетки, совпавшей с мировым экономическим кризисом, сильно упали. Что же касается цен на нужные Советскому Союзу машины и оборудование, то они упали гораздо меньше. Судить об этом можно, например, по изменениям индекса цен на машины из Германии за 1928-1932 гг.
29
Индекс цен на машины из Германии в 1928-1932 гг. (1928 г. - 100) Годы Индекс
1928 100
1929 102,1
1930 102,8
1931 100,0
1932 91,5
Не все купленное на валюту оборудование эффективно использовалось. В справке Наркомата РКИ СССР и СНК СССР об использовании импортного оборудования промышленностью ВСНХ от
1 сентября 1931 г. отмечалось, что «только по 183 предприятиям имеется на 9900 тыс. руб. оборудования, неиспользованного свыше года, по 184 предприятиям совершенно ненужного им оборудования на
30
4200 тыс. руб."» . Факты безответственного отношения к импортному оборудованию (включая нефтяное) фиксировались и позже - как во второй, так и в третьей пятилетках. Так, в январе 1939 г. инспекция докладывала наркому топливной промышленности Л.М. Кагановичу, что в тресте
«Г орскнефть» объединения «Грознефтедобыча» «три месяца лежат на
31
площади в упаковке компрессоры, полученные из США» .
В годы первой пятилетки значительная часть оборудования покупалась за границей в кредит, советский импорт был значительно большим, чем экспорт; пассивное сальдо торгового баланса за этот период составило 1,7
32
млрд. руб. . Иностранных кредиторов и потенциальных инвесторов нужно было убеждать в кредитоспособности Советского Союза. Будущие доходы от эксплуатации новых нефтяных месторождений могли помочь привлечь средства из-за рубежа. Вскоре после того, как была открыта башкирская нефть, 9 июня 1932 г. И.В. Сталин в письме Л.М. Кагановичу дал директиву: «Нужно немедля поднять в печати кампанию насчет богатейших перспектив стерлитамакской, ухтинской и эмбинской нефти. Нужно на протяжении ряда номеров "Известий" прокричать о богатейших залежах нефти в этих районах и о том, что при таких богатых перспективах придется большую часть грозненской, майкопской и бакинской нефти повернуть на экспорт. Надо устроить ряд интервью с геологами, особенно с Губкиным, с Косиором и Ганшиным с заявлением о небывалых запасах нефти в восточных районах. Вполне возможно, что такая кампания заставит англо-американских нефтяников возобновить переговоры и пойти на уступки нам»33.
Уже 12 июня 1932 г. «Правда» опубликовала материал «Стерлитамак -новый мировой нефтяной район. Подавляющую массу нефтепродуктов Баку Грозного, Майкопа - на экспорт». 15 июня 1932 г. Сталин писал Кагановичу: «...Насчет шума по поводу нефти вышло у Вас неплохо. Обязательно добавьте к названным в «Правде» новым источникам нефти на Востоке еще один - Якутию»34. Уже 20 июня «Правда» поместила передовую статью, где сообщала о новых месторождениях нефти - в том числе - в Якутии, а 21 июня в «Правде» был опубликован обширный материал «Нефть в Якутии». Высшее советское руководство стремилось, как бы мы теперь сказа ли, повысить инвестиционную привлекательность страны. В беседе с
американским журналистом Дюранти в 1933 г. И.В. Сталин сказал: «Мы -величайший в мире рынок и готовы заказывать и оплатить большое количество товаров. Но нам нужны благоприятные условия кредита и, более того, мы должны иметь уверенность в том, что сможем платить. Мы не можем импортировать без экспорта, потому что не хотим давать заказов, не имея уверенности, что сможем платить в срок»35. Однако таких кредитов, как в годы первой пятилетки, СССР уже не получал.
Импорт заметно сократился; роль импортного оборудования в ГОДЫ второй пятилетки существенно уменьшилась.
Соотношение между импортом и внутренним производством машин в
СССР в 1928-1934 гг. (в процентах) 36
Годы Соотношение
1928 13,8
1929 11,3
1930 12,9
1931 9,3
1932 4,9
1933 1,6
1934 0,06
В 1937 г. импорт машин в СССР был в 10 раз меньше, чем в 1931 г.,
37
когда он достиг максимального уровня . Импорт в СССР буровых станков,
38
например, упал с 11,3 млн. руб. в 1931 году до 0,5 млн. руб. в 1935 г. . Начиная с 1932-1933 гг., советские НПЗ получали в основном оборудование, произведенное на советских машиностроительных заводах по западным проектам и технологиям. Среднегодовой импорт во второй пятилетке по сравнению с первой пятилеткой сократился в 3,4 раза, а экспорт - только в 2,1 раза. В результате активное сальдо торгового баланса,
т.е. превышение экспорта над импортом, составило около 2,4 млрд. руб. . Можно было вернуть взятые ранее кредиты. В 1935 г. В.М. Молотов говорил на УП съезде Советов: «Накопившиеся от прошлого большие долги перед заграницей нам удалось за последние годы сократить в четыре раза, и теперь остатки нашей задолженности нельзя считать большими»40.
Упали и валютные расходы на оплату труда иностранных специалистов. В 1932-1933 гг. американские инженеры, работавшие в нефтяной промышленности, покинули СССР; некоторая часть специалистов из Германии осталась, как правило, заключив новые контракты, уже на рублевой основе 41. Средняя инвалютная оплата одного специалиста к концу 1933 г.
42
уменьшилась более чем на 90 % по сравнению с началом 1932 г. .
Тем не менее, оборудование для нефтяной промышленности продолжали заказывать за рубежом и в годы второй пятилетки. От этих поставок зависел пуск важнейших объектов, прежде всего - нефтеперерабатывающих. В 1933 г. трест «Нефтезаводы» направил заявку на импорт, среди прочего, «синхроноскопа Сименса с вращающейся стрелкой» и «двойного частомера со шкалой 45-55». В импорте ЭТИХ приборов было отказано с мотивировкой, что «таковые будут изготовлены в Союзе во П квартале 1934 года». Соответствующая заявка была направлена на ленинградский завод «Электроприбор»43. От треста «Нефтезаводы» в начале 1934 г. поступила годовая заявка на импорт 189 единиц оборудования на общую сумму 581 тыс. рублей. Наибольшие суммы заводы просили выделить на покупку за рубежом различных насосов и компрессоров. Оборудование требовалось для Саратовского, Хабаровского и Оргского крекингстроя, заводов им. Шаумяна, им.
26 Бакинских комиссаров, Владимирского завода, завода «Нефтегаз» № 244.
В марте 1934 г. начальник «Главнефти» Баринов просил у зам. наркома тяжелой промышленности Кагановича выделить валюту на сумму в 70 тыс. рублей для приобретения импортного оборудования для Хабаровского Крекингстроя № 3. Просьба мотивировалась тем, что «необходимое
оборудование в СССР не изготовляется»45. Часть оборудования для Хабаровского завода была заказана в Швеции 46.
2 июня 1934 г. нарком тяжелой промышленности С. Орджоникидзе пишет И.В. Сталину: «Наркомвнешторг срывает пуск крекингов и сам же жалуется на нас. Я очень прошу заставить тов. Розенгольца выполнить заказ по трубам, которые до сих пор не заказаны для крекингов второй очереди в Саратове и Грозном и недоданы для первой очереди Саратова. Также безобразно обстоит дело с насосно-компрессорными и бурильными трубами для Азнефти. Наркомвнешторг должен был в 1-м и 2-м квартале завезти для Азнефти 5500 т насосно-компрессорных и 1850 тонн бурильных труб. До сих пор из этого количества ничего для Азнефти не получено, а отгружено, по сообщению НКВТ на 25.У. только 146 тонн бурильных труб (вместо 1980 тонн) и 435 тонн насосно-компрессорных (вместо 5,5 тыс. тонн). И это несмотря на то, что спецификации были переданы в январе 34 г. Положение с трубами в Азнефти тебе известно. Моя просьба: 1. Обязать НКВТ в течение июня отгрузить для Азнефти полностью все количество труб по контингенту 1 и 2 кв. 2. Немедленно заказать с поставкой в июле-
47
августе трубы для крекингов второй очереди Саратова и Грозного» .
Продолжались и командировки нефтяников в США. 27 октября 1935 г. зам. наркома тяжелой промышленности Пятаков пишет совершенно секретную записку секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Андрееву: «Наркомтяжпром по решению ЦК ВКП(б) должен купить в Америке специальную установку по изготовлению высококачественных масел - «Доусол». Для приобретения этой установки направляется в Америку инженер Главнефти т. Нерсесов Л. Д., который является крупнейшим специалистом в Союзе в области нефтепереработки и сможет обеспечить проведение ряда заказа наиболее рационально и целесообразно для нефтяной промышленности Союза. При рассмотрении вопроса о его командировке в Америку, Комиссия ЦК отказала в разрешении, исходя из того, что он в 1931 г. в течение более полугода был в
заключении в органах ГПУ по обвинению во вредительстве. Прежде, чем поставить вопрос о его командировке, Главнефтью были наведены справки в НКВД - не встречается ли препятствий с их стороны. НКВД препятствий к командированию т. Нарсесова Л. Д. не имел. Комиссия ЦК свой отказ основывает на нежелательности посылки инженера, который, хотя и реабилитирован, но все-таки находился в заключении в органах НКВД. Считаю необходимым командировку Л. Д. Нарсесова как крупнейшего
48
специалиста нефтепереработки в Америку..." .
В СССР отсутствовало оборудование для переработки высокосернистой башкирской нефти, поэтому 4 июня 1935 г. между американской фирмой "Алко" и "Амторгом" был заключен договор о доставке Советскому Союзу нефтеперегонного завода, способного переработать в сутки 12 тыс. баррелей стерлитамакской нефти и произвести из нее высокоатановый бензин, моторное топливо, котельное топливо, остаточчный асфальт и газ. При полном окончательном строительстве завод должен был иметь производительность 500 тыс. тонн нефти в год 49. Общая договорная цена на все чертежи, материалы и оборудование /с доставкой в Нью-Йорк/ определялась в 1175 тыс. долл. 50.
Необходимость сделать импортный заказ руководителям "Главнефти" пришлось мотивировать тем, что завод должен перерабатывать сильно сернистую ишимбаевскую нефть, а "переработка сильно сернистых нефтей нигде в Союзе еще не осуществлялась, и она требует для себя специальной аппаратуры, изготовленной из высоколегированных сталей специального состава, и специальных процессов...»51. НПЗ в Уфе строился при участии американской компании "Alco Products"; первую продукцию завод дал в 1937г. Оборудование для другой части уфимского комплекса было поставлено нью-йоркской корпорацией "Lummus".
К концу 1931 г. Советский Союз располагал мощностями по производству 11 млн. баррелей смазочных масел в год, половина из
них была построена еще до 1917 гвторая половина - в конце 1920-х годов немецкими и американскими компаниями. В 1930-е годы американская компания "Max Miller" сначала построила завод по производству смазочных масел в Баку, а в конце 1930-х гг. приступила к строительству завода в Грозном, где к этому моменту уже были мощности по производству смазочных масел, введенные в строй действующих американскими компаниями "Foster - Wheeler" и "Alco Products". В Батуме также были созданы
52
мощности по производству смазочных масел при участии "Foster - Wheeler" .
В июле 1936 г. контракт на расширение нефтеперерабатывающего завода в Баку был подписан с амери-канскими компаниями "Petroleum Engineering Company" из г. Тулса (Оклахома) и "Mekee Corporation". Сумма контракта составила 180 тыс. долл. Во второй половине 1930-х гг. американская компания "Universal Oil Products" поставила оборудование для
53
производства высокооктавного бензина в Грозном и Саратове . В 1938 г. был подписан контракт с американской компанией "Universal Oil Products" на строительство завода по производству авиационного горючего в 35 км от Уфы, в Черниково.
В страну ввозилось оборудование не только для переработки, но и добычи нефти. Так, в 1939 г. импортировались насосы высокого давления54.
Советское руководство в целом эффективно использовало для развития нефтяной промышленности те возможности, которые предоставляла международная торговля и международное сотрудничество. Отрасль получала и быстро осваивала передовые технологии, хотя, разумеется, сохранялось серьезное отставание от США. Особенно велико значение импортного оборудования для нефтяной промышленности было в период первой пятилетки, но и позже многие критически важные задачи решались благодаря импортным поставкам и международному сотрудничеству.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. подробнее: Иголкин А.А. Советская нефтяная промышленность. 1921-1928 гг. М., 1999. С. 111-119.
2 Серебровский А.П. Опыт применения американских методов в нефтяной промышленности. Баку, 1929. С.16-18.
3. Нефтяное хозяйство. 1927, № 7. С.129.
3 Там же.
4 Sutton A.C. Western Technology and Soviet Economic Development. 1917 to 1930. Stanford, 1970. P. 36.
6 Sutton A.C. Western Technology and Soviet Economic Development. 1917 to 1930. Stanford: Hoover Institution, 1970. P. 33.
7 Ibid. P. 34-35.
8 Нефть. 1930. № 1. С. 14.
9 Sutton A.C. Op. cit. P. 34.
10 Ibid. P. 34.
11 Нефть. 1930. № 1. С. 13.
12 Нефть. 1930. № 1. С. 12 -14.
13 Sutton A.C. Op. cit. P. 37.
14 Ibid. P. 38.
15 Sutton A.C. Op. cit. P.36.
16 Мишустин Д.Д. Внешняя торговля и индустриализация СССР. М., 1938. С. 29.
17 Вопросы экономики.. 1937. № 3 - 4. С. 119.
18 Мишустин Д.Д. Внешняя торговля и индустриализация СССР. М., 1938. С. 57.
19 Мишустин Д.Д. Указ. соч. С. 43.
20 Внешняя торговля СССР за первую пятилетку. Статистический обзор. Под ред. А.Н. Вознесенского и А.А. Валошинского. М.- Л., 1933. С. 306 - 307.
21 Рассчитано по: Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг. Внешторгиздат, 1960. С. 237, 239, 269, 271, 301, 303.
22 Мишустин Д.Д. Указ соч. С.66.
23 Нефть. 1930. № 3. С. 12-14.
24 Sutton A.C. Op. cit. P. 37.
25 Ibid. P. 39.
26 Амиров А.Д. Прогресс индустрии. Баку, АзГИ, 1970. С. 26.
27 Sutton A.C. Op. cit. P. 39.
28 Economic Handbook of the Soviet Union. New-York. 1931. P. 101.
29 Мишустин Д.Д. Указ. соч. С. 61.
30 Индустриализация Советского Союза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы. Часть II. М., 1999. С.238.
31 РГАЭ. Ф.7297. Оп.28. Д.37. Л.83.
32 Мишустин Д.Д. Указ. соч. С.114.
33 Сталин и Каганович. Переписка. 1931-1936 гг. М., 2001. С.151.
34 Там же. С. 169.
35 Правда. 1933. 26 декабря.
36 Мишустин Д.Д. Внешняя торговля и индустриализация СССР. М., 1938. С. 61.
37 Там же. С. 33.
38 Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг. М., 1960. С. 303, 306.
39 Мишустин Д.Д. Внешняя торговля и индустриализация СССР. М., 1938. С. 113 - 114.
40 Цит. по: Мишустин Д.Д. Указ. соч. С. 77.
41 Sutton A.C. Western Technology and Soviet Economic Development, 1930 to 1945. Stanford, 1971. P. 81.
42 Индустриализация Советского Союза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы. Часть II. М., 1999. С. 266 - 267.
43 РГАЭ. Ф. 7968. Оп. 1. Д. 107. Л. 16.
44 Там же. Л. 3.
45 Там же. Л. 1.
46 Там же. Л. 2.
47 РГАСПИ. Ф. 85. Оп. 2. Д. 29. Л. 1 - 5.
48 РГАСПИ.Ф. 85. Оп. 29. Д. 407. Л. 2.
43РГАЭ. Ф. 7734. Оп. 3. Д. 140. Л. 26..
50 Там же. Л. 4.
51 Там же. Л. 140.
52 Sutton A.C. Op. cit. P. 87.
53 Sutton A.C. Western Technology and Soviet Economic Development,
1930 to 1945. Stanford, 1971. P. 82.
54 РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 28. Д. 37. Л. 23.