4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В. Н. Шестаков, канд. филос. наук, доцент, О. В. Шайдурова, ст. преподаватель, М. М. Манушкина, ст. преподаватель, кафедра социальных технологий, А. А. Даничев, канд. тех. наук, доцент, кафедра информатики, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия, shestakoffs@yahoo.com
ИМПЛИЦИТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕЯВНЫХ ФОРМ ЗНАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматривается проблема передачи неявных форм знаний. Неявные знания определяются как формируемые в процессе деятельности, но слабо формализованные или вовсе неосознаваемые. В качестве рецепта передачи неявных знаний предлагается метод имплицитного моделирования Роберта Дилтса. Под моделированием понимается копирование стратегий поведения и мышления другого человека (в частности, преподавателя). Рассматриваются в сравнении свойства имплицитного и эксплицитного моделирования. Авторы указывают, что при передаче неявных знаний в классической ситуации обучения роль личности преподавателя определяется имплицитным моделированием на всех уровнях, выделяемых Р. Дилтсом, и делают заключение о том, что сознательное копирование необходимо для формирования четкого формализованного знания, которое имеет неоспоримую и приоритетную ценность для передачи опыта из поколения в поколение, поскольку это коллективное знание человечества. Однако неявное знание содержит те крупицы мудрости специалиста, которые приходят с опытом и которьх не найти в книгах и инструкциях (мыслительные и поведенческие стратегии, ценностные приоритеты и т. п.). Для передачи неявного знания нужно несознательное копирование, поэтому имплицитное моделирование — это действенный метод получения доступа к неявным знаниям.
Ключевые слова: моделирование, поведение, имплицитное моделирование, эксплицитное моделирование, явные знания, неявные формы знаний, подражание, передача опыта, копирование, Роберт Дилтс, образование, обучение.
Образование в широком смысле есть передача опыта от поколения к поколению. Этот опыт можно разделить на два вида знаний: явные и хорошо формализованные и неявные, формируемые в процессе деятельности, но слабо формализованные или вовсе неосознаваемые. Проблеме передачи второго вида знаний и посвящена эта статья.
Основа проблемы видится, во-первых, в выделении поведенческих и психологических элементов, которые обеспечивают успешность деятельности специалистов, поскольку последние зачастую не способны напрямую описать механизмы, лежащие в основе своих успехов. Во-вторых, в выявлении способа передачи этих элементов, находящихся в зоне неосознаваемой компетентности.
Идею неявных знаний сформулировал М. Полани, развивал Р. Стернберг и другие. Однако наиболее полезными кажутся обобщения Роберта Дилтса, описавшего механизмы моделирования для получения доступа к личностным знаниям других людей.
Под моделированием в данном случае понимается копирование стратегий поведения и мышления. При этом копирование может быть как целенаправленным, так и стихийным, сознательным и бессознательным. В процессе обучения преподаватель учит не только своей речью и демонстрацией знаний, умений и навыков, но и своей личностью, которая выражается в поведении и мыслительных стратегиях. Примером такого моделирования являются действия Абрахама Маслоу, целенаправ-
№ 6 (47) ИЮНЬ 2014
дискуссия
журнал научных публикаций
ленно наблюдавшего за своими учителями — людьми достойными, по его мнению, быть названными самоактуализированными личностями, способными стать для него образцом. -
Подобный подход подразумевает внимательное наблюдение и усвоение (сознательное или нет) механизмов, лежащих в основе существенных достижений в каком-либо деле. Изучение этих механизмов базируется на взаимодействии, в которое включается человек, желающий получить доступ к личностным знаниям другого человека. В данном случае следует рассматривать такой аспект взаимодействия, как подражание, или копирование, которое однако не приводит к полному уподоблению.
По мнению Конрада Лоренца, подражание — это предварительное условие усвоения человеческого словесного языка и вследствие этого — бесчисленных других специфически человеческих функций1. Кроме того, К. Лоренц ссылается на социальных психологов П. Бергера и Т. Лакме-на, которым известно, что дети повторяют движения взрослых ради удовольствия, доставляемого копированием, задолго до того, как начинают понимать смысл тех или иных шаблонов поведения.
Словесный язык, анализ и рефлексия не являются необходимым условием процесса подражания. Согласно А.Л. Самсоно-
В процессе обучения преподаватель учит не только своей речью и демонстрацией знаний, умений и навыков, но и своей личностью, которая выражается в поведении и мыслительных стратегиях.
ву, использование принципа копирования — это одна из идей, с помощью которой можно описать целый ряд явлений природы2. Вряд ли возможно полное копирование, - учитывая, что субъекты копирования различны по своим исходным физиологическим, психологическим и социальным параметрам, однако вполне возможно копирование отдельных = свойств личности и части неявных знаний.
Идея о возможности моделирования, основанного на взаимодействии, была высказана еще в девятнадцатом веке Джоном Миллем. «Метод Милля» указывает на два компонента: 1) «согласование», требующее наблюдения ряда примеров, в рамках которых достигается конкретный результат, и выявление признаков, которые есть во всех случаях; 2) «отличие», подразумевающее нахождение признака, в обычной ситуации не являющегося обязательной частью поведения, но обнаруживаемого в момент достижения результата3. Заметим, что рассматриваемая схема метода укладывается в классическую структуру логического рассуждения методом аналогии в формальной логике: 1) поиск сходных признаков для переноса неизученных свойств; 2) поиск различий для исключения типичных ошибок аналогии.
Описанные Д. Миллем составляющие согласуются с наблюдениями за психотера-
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
певтическими группами И. Ялома. Он обнаружил в частности следующие групповые эффекты, похожие на моделирование поведения: имитирующее поведение (люди учатся вести себя, наблюдая за поведением других) и межличностное обучение (люди в группе изучают положительные и отрицательные эмоциональные реакции и испытывают новые виды поведения)4.
Роберт Дилтс, раскрывая тему имитирующего поведения, определяет моделирование как процесс, в ходе которого поведение разбивается на достаточно мелкие элементы, позволяющие восстановить это поведение по кусочкам5. При этом моделирование подразумевает составление так называемой «карты» поведенческого процесса, то есть своего рода операциональной схемы действий. Нельзя не отметить концептуальную схожесть такого моделирования с позицией классика: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, — говорил В.И. Ленин, — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»6. Ленинское живое созерцание — это индуктивный и дедуктивный сбор информации (имплицитное и эксплицитное моделирование), а практика — апробация применения усвоенных знаний.
В образовании следует учесть два аспекта моделирования. Во-первых, аспект уровней моделирования: социальный и географический контекст; поведение; интеллектуальные стратегии и способности; убеждения и ценности; восприятие и само-идентификация7. При передаче неявных
знаний в классической ситуации обучения роль личности преподавателя определяется имплицитным моделированием на всех обозначенных уровнях.
Во-вторых, существуют три основные позиции восприятия, с которых осуществляется сбор и интерпретация информации: первая позиция — личная точка зрения человека; вторая позиция — восприятие с точки зрения другого человека; третья позиция — восприятие с точки зрения незаинтересованного наблюдателя8.
В случае моделирования неосознаваемой когнитивной и поведенческой компетентности другого человека (например, преподавателя) для «подключения» к его неявным знаниям обучающийся может пойти двумя путями: имплицитным или эксплицитным. При этом, согласно Р. Дилтсу, имплицитное моделирование — это занятие второй позиции по отношению к субъекту моделирования, с тем чтобы добиться интуитивного понимания его субъективных переживаний9. Эксплицитное же моделирование состоит в переходе в третью позицию с целью описать явную структуру переживаний моделируемого так, чтобы ее можно было формально описать и передать другим. В таблице перечислены некоторые ключевые различия между двумя видами моделирования. Таблица предложена Р. Дилтсом и переработана авторами.
Таким образом, в основе обучения лежат процессы подражания и копирования. Сознательное копирование необходимо для формирования четкого формализованного знания, которое имеет неоспоримую и при-
Сравнение типов моделирования
Тип моделирования Имплицитное Эксплицитное
Схема моделирования переживание — интуиция — самостоятельное использование интуиция — структура — передача другим
Позиция восприятия вторая третья
Осознанность процесса неосознанное осознанное
Основное задействованное полушарие мозга правое полушарие левое полушарие
Способ моделирования синтетическое последовательное
состояние стратегия
ассоциация диссоциация
индуктивное дедуктивное
интуитивное когнитивное
Тип информации аналоговый цифровой
Позиция восприятия по Э. Берну ребенок взрослый
№ 6 (47) ИЮНЬ 2014
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
оритетную ценность для передачи опыта из поколения в поколение, поскольку это коллективное знание человечества. Однако неявное знание содержит те крупицы мудрости специалиста, которые приходят с опытом и которых не найти в книгах и инструкциях (мыслительные и поведенческие стратегии, ценностные приоритета: и т. п.). Для передачи неявного знания нужно несознательное копирование, поэтому имплицитное моделирование — это действенныйметод получения доступа к этим знаниям. ^
Литература
1. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. С. 379.
2. Самсонов А.Л. Человек и биосфера — проблема информационных оценок // Вопросы философии. 2003. № 6. С. 125.
3.. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001. С. 90-92.
4. Цит. по: Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. С 54-55.
5. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001. С. 47.
6. Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29. М., 1965. С. 152-153.
7. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001. С. 52-53.
8. Там же. С. 65.
9. Там же. С. 68.
IMPLICIT MODELING OF IMPLIED KNOWLEDGE FORMS IN EDUCATION
V. N. Shestakov, Candidate of Philosophy, Docent, O. V. Shaydurova, senior lecturer, M. M. Manushkina, senior lecturer, the department of social technologies, A. A. Danichev, Candidate of Engineering Sciences, Docent, the department of informatics, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, shestakoffs@yahoo.com
This article considers the problem of implicit knowledge forms transmission. Implicit forms of knowledge are defined as forming in activity process but weakly formalized or even non-realized. As a recipe of implicit knowledge transmission the method of implicit modeling by Robert Dilts is suggested. As modeling we know copying of behavior and thinking strategies of other people (exactly lecturer). This work considers the properties of implicit modeling in comparison with explicit modeling properties. It is marked that during transmission of implicit knowledge in classic situation of education the role of lecturer's personality is determined by implicit modeling at all the levels separated out by R. Dilts. The authors make a conclusion that conscious copying is needed for significant formalized knowledge which has incontestable and privileged value for experience transmission from generation to generation because it is collective knowledge of humankind. But implicit knowledge has small parts of specialist's wisdom which come with experience and can't be found in books or manuals (thinking and behavior strategies, value priorities and etc.). In order to transmit implicit knowledge the unconscious copying is necessary that is why implicit modeling is only one method to get access to implicit knowledge.
Key words: modeling, behaviour, implicit modeling, explicit modeling, avnei knowledge, tacit forms of knowledge, imitation, knowledge transfer, copy, Robert Dilts, education, training.
References
1. Lorents K. Oborotnaia storona zerkala [The flip side mirrors]. Moscow, Respublika Publ., 1998. 493 p.
2. Samsonov A.L. Chelovek i biosfera — problema infor-matsionnykh otsenok [Man and biosphere - the problem of informational assessments]. Voprosy filosofii — Questions of philosophy, 2003, no. 6. pp. 111—127.
3. Dilts R. Modelirovanie s pomoshch'iu NLP [Modeling using NLP]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p.
4. Rudestam K. Gruppovaia psikhoterapiia. Psikhokor-rektsionnye gruppy: teoriia i praktika [Group psychotherapy. Psycho groups: theory and practice]. Moscow, Progress Publ., 1993. 370 p.
5. Dilts R. Modelirovanie s pomoshch'iu NLP [Modeling using NLP]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p.
6. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochinenii [Complete set of works]. Moscow, 1965, vol. 29. 419 p.
7. Dilts R. Modelirovanie s pomoshch'iu NLP [Modeling using NLP]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p.
8. Dilts R. Modelirovanie s pomoshch'iu NLP [Modeling using NLP]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p.
9. Dilts R. Modelirovanie s pomoshch'iu NLP [Modeling using NLP]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p.