46 (334) - 2008
Финансовый мониторинг
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ1 ИННОВАЦИОННЫХ
финансовых инструментов в кредитной организации в целях противодействия легализации теневых финансовых потоков
А.В. МОРОЗОВ
Московская финансово-промышленная академия
В условиях современной рыночной экономики не вызывает сомнений актуальность темы исследования в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОДиФТ) и востребованность указанных разработок для осуществления кредитными организациями (далее КО) своих основных функций.
В центре внимания международного сообщества находится проблема легализации доходов, полученных преступным путем, под которой понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом или правами на него, полученными в результате управления (владения) теневыми финансовыми потоками.
Отмывание денег используется в таких общественно опасных видах деятельности, как незаконный оборот наркотиков и оружия, терроризм, вымогательство, контрабанда и других. В процессе легализации теневых доходов нередко злоупотребляют услугами банков, используют слабые механизмы защиты и противодействия, что в конечном счете наносит вред экономической безопасности Российской Федерации, приводит к сращиванию теневого финансового рынка с легальным бизнесом.
Одиннадцать ведущих банков мира инициировали разработку и 30.10.2000 подписали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию дохо-
1 Имплементация (от лат. implere — выполнять, исполнять; англ. implementation) — фактическое осуществление, реализация.
дов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы)2.
Правовой основой для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ3.
Привлекательность банковского бизнеса стимулирует выход на рынок все большего количества участников. При этом увеличение степени децентрализации банковской инфраструктуры снижает эффективность управления отдельно взятой точкой продаж. Более того, уровень аналитической поддержки снижается при удаленности точки продаж от головного офиса. Сотрудникам на местах самостоятельно приходится решать задачи по управлению клиентским потоком, проверке клиентов на благонадежность.
Анализ динамики роста филиальной сети показал, что за короткий промежуток времени филиальная сеть коммерческих банков увеличивается активными темпами (табл. 1).
Таким образом, на сегодняшний день банковская инфраструктура представляет собой финансовый рынок, находящийся в процессе постоянной трансформации в условиях внутриотраслевой и ме-
2 Основные сведения отражены в письме Банка России от 15.02.2001 № 24-Т, Федеральным законом от 28.05.2001 № 62-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы от 08.11.1990 ETS № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».
3 С изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 30.10.2002 № 131-Ф3, от 28.07.2004 № 88-ФЗ, от 16.11.2005 № 145-ФЗ, от 27.07.2006 № 147-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ.
Таблица 1
динамика изменения филиальной сети4
Формат цБ банки 2006 год 2007 год 2008 год
Филиалы, в том числе 3 295 3 281 3 455
20 крупнейших банков 942 903 879
Иностранные банки 16 75 100
ВТБ 24 (ЗАО) 27 39 62
Сбербанк России5 1 009 857 808
Дополнительные офисы, в том числе 11 368 15 007 18 979
20 крупнейших банков 2 211 3 173 4 223
Иностранные банки 98 316 449
ВТБ 24 (ЗАО) 47 91 360
Сбербанк России 5 564 7 273 8 690
Операционные кассы вне кассового узла, в том числе 17 662 15 885 14 689
20 крупнейших банков 1 185 998 808
Иностранные банки 4 62 118
ВТБ 24 (ЗАО) 6 9 10
Сбербанк России 13 481 11 971 10 809
Итого точек продаж: 32 325 34 173 37 123
Темп роста: 6 % 9 %
жотраслевой конкуренции с применением методов как ценовой, так и неценовой конкуренции.
При увеличении точек продаж банки отдают предпочтение развитию подразделений, имеющих право осуществлять весь спектр банковских операций. Это делает каждую точку продаж в отдельности значительно уязвимее для использования комен-тами, оперирующими теневыми финансовыми потоками.
Одним из основополагающих взаимосвязанных процессов циркуляции теневых денежных средств, по мнению автора, является расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Основным объектом исследования являются именно операции, совершаемые клиентами в рамках стандартного6 РКО.
Основной целью организации эффективной модели мониторинга расчетно-кассового обслуживания является снижение расходов, трудозатрат, увеличение производительности труда служащих, занимающихся аналитической работой.
4 Данные представлены на начало каждого года на основе информации официального сайта Банка России www.cbr.ru/ puЫ/root_get_Ыob.asp?doc_id=7297.
5 Информация о филиальной сети Сбербанка России представлена на основе данных из автореферата диссертации на соискание ученой степени канд. эк. наук по специальности 08.00.10 — «Укрепление конкурентных позиций банка на розничном рынке банковских продуктов» Основин И. А., 2008 г.
6 Здесь и далее под стандартным РКО понимается работа с
клиентом на общих условиях, т. е. на основании публичной оферты, без применения индивидуальных тарифов, индивидуального обслуживания и других исключений.
По мнению автора, наиболее эффективным рычагом управления в современных рыночных условиях являются финансовые инструменты. В этой связи рассмотрим использование финансовых инструментов для противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Нами выделяются три финансовых инструмента (рис. 1), применимых в данном случае, которые позволяют достичь дифференцированных результатов:
• Тарифная политика;
• Финансовая политика;
• Финансовый анализ7.
Настоящая статья представляет собой изложение основных принципов использования финансовых инструментов для целей ПОДиФТ.
Снижение доли неблагонадежных клиентов не только минимизирует риски, но и повысит уровень сервиса КО при обслуживания своих клиентов. Применение тарифной политики для целей ПО-ДиФТ позволит произвести естественный отбор среди привлекаемой клиентской базы. Речь идет прежде всего о том, что неблагонадежные клиенты не будут изначально обращаться в КО. Это позволит сэкономить КО на трудозатратах при первич-
7 Институциональные основы применения финансового анализа были подробно рассмотрены автором в статье «Использование финансового анализа для целей противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма» // Финансы и кредит. 2008. № 34.
Финансовые инструменты, применяемые для предотвращения _отмывания доходов и финансирования терроризма
Тарифная политика
Цель Меры Результат
Упреждение формирования неблагонадежной клиентской базы Значительное увеличение тарифов (выше среднерыночной величины) по группе продуктов, востребованных субъектами теневых финансов, действия которых направлены на сокрытие истинного экономического смысла от осуществляемых финансовых операций • Значительное увеличение себестоимости деятельности теневых структур в целом • Естественный отбор неблагонадежных клиентов.
Финансирование бизнес-процесса ПОДиФТ как условие выполнения реализации бизнес-задачи Расчет себестоимости аналитических работ. Расчет финансового результата, рентабельности ПОДиФТ на долгосрочную перспективу • Позиционирование ПОДиФТ как бизнес-задачи • Коррекция приоритетов топменеджмента на базе финансовых аргументов
Снижение репутационных рисков, снижение величины недополученной прибыли Анализ, проверка основных финансовых показателей клиентов, в том числе потенциальных • Снижение репутационных рисков • Снижение величины недополученной прибыли • Противовес реализации других инструментов
Финансовый анализ
рис. 1. Матрица финансовых инструментов
ной проверке своих клиентов. Основная задача заключается в том, чтобы сделать КО наименее привлекательной для неблагонадежных клиентов без потерь для основного клиентского сегмента.
Добиться вышеозначенного результата представляется возможным путем изменения публичных тарифов соответствующим образом.
Продукты и услуги, представляемые КО на рынок финансовых услуг, можно подразделить по критерию предпочтений клиентов: благонадежных и неблагонадежных. Для получения эффективных результатов автором предлагается использовать весовые коэффициенты, которые будут показывать уровень востребованности той или другой группой клиентов.
В рамках финансовой политики КО производят расчет себестоимости финансового мониторинга операций клиентов кредитными организациями, а также прогнозирование рентабельности на долгосрочный период выполнения требований законодательства в области ПОДиФТ.
Финансовый анализ позволит КО корректировать работу аналитиков ПОДиФТ для снижения величины упущенной прибыли.
1.
модель формирования эффективной тарифной и финансовой политики для целей противодействия рециркуляции теневых финансовых потоков. Целью формирования модели является установление и своевременное изменение тарифной политики, обеспечивающей необходимый уровень защиты для КО.
Предлагаемая модель включает: Анализ конъюнктуры рынка финансовых услуг в регионе и постановку целей на конкретных сегментах данного рынка исходя из целей и задач, определенных стратегией ПОДиФТ, с учетом бизнес-плана.
Расчет себестоимости аналитических работ (трудозатраты, автоматизация, услуги связи, аренда, повышение квалификации служащих, производственные прямые и косвенные расходы). Снижение возможных правовых и финансовых рисков (ограничения в операциях, штрафы надзорных органов8).
2.
3.
8 Инструкция Банка России от 31.03.1997 № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия».
Таблица 2
вводные данные для анализа спроса неблагонадежных клиентов
Вводные данные для анализа Источник информации
Список уже выявленных неблагонадежных клиентов Служба безопасности/Служба финансового мониторинга
Операции, востребованные клиентами КО, с разбивкой по клиентам Хранилище клиентской информации, аналитический учет
Продукты, тарифы других КО Информация из открытых источников, находящихся как в свободном, так и в коммерческом доступе (кабинетные исследования)
Отраслевая предрасположенность зоны влияния Федеральная служба государственной статистики9
4. Определение минимального и оптимального уровня рентабельности рисковых услуг, востребованных неблагонадежными клиентами.
5. Контроль за показателями, характеризующими эффективность тарифной работы.
Анализ конъюнктуры рынка. Анализ конъюнктуры рынка проводится регионально по следующим направлениям:
• изучение спроса на конкретные виды банковских услуг по обозначенным ранее категориям клиентов,
• прогнозирование динамики тарифов банков и иных организаций, составляющих или способных составить конкуренцию на рынке аналогичных услуг,
• сравнение с тарифами на такие же и/или аналогичные услуги других КО.
Изучение спроса на продукты КО базируется в первую очередь на уже имеющихся аналитических данных, которые приводятся в табл. 2.
На основании полученной информации представляется возможным выявить потребности неблагонадежных клиентов. Законодатель оставляет право за КО отказать в проведении той или иной сомнительной операции10, за исключением зачисления денежных средств на счета клиента. Учитывая высокую трудозатратность данного процесса с точки зрения составления отчетных данных, переговоров с клиентом, привлечения службы безопасности, финансового мониторинга и руководства КО, представляется целесообразным заблаговременно избегать заключения договоров с категорией клиентов, использующих КО в сомнительных целях.
Определив наиболее востребованные операции благонадежных и сомнительных клиентов, а также количественные показатели таких опреаций, представляется возможным определить нормативы
9 Официальный Интернет сайт Росстат (http://www.gks. ги/).
10 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
востребованности услуг, свойственные различным категориям клиентов. Экспликация применения финансовых инструментов и рисков по основным банковским услугам отображена в табл. 3.
Пример использования тарифной политики для целей снижения потока неблагонадежных клиентов представлен в табл. 4.
Заградительный тариф — заведомо высокая ставка вознаграждения, установленная КО, за выполнение операций, объема операций, несущих высокий репутационный11 риск. По мнению автора, при установке заградительного тарифа необходимо учитывать особенности того или иного банковского продукта.
Практическое использование заградительного тарифа. Одной из наиболее распространенных банковских операций, востребованных клиентами, в том числе неблагонадежными, является операция по снятию наличных.
Основная цель для любой КО — минимизировать риски, но в то же время продолжать полноценно сотрудничать с клиентами и получать комиссионный доход.
Для расчета заградительного и конкурентоспособного тарифов (рис. 2) на снятие наличных автором предлагается следующий порядок действий:
1. Определить объем снимаемых средств в разрезе
клиентских сегментов:
a) по оборотам в год12;
b) по виду деятельности, ОКВЭД13.
2. Определить себестоимость наличных денежных средств:
а) аренда помещений;
11 Письмо Банка России от 02.11.2007 № 173-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору».
12 Постановление правительства России от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
13 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (Russian Classification of Economic Activities) на период с 01.01.2008 до 01.01.2011 в ред. изменений № 1/2007 ОКВЭД, утв. приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст.
Таблица 3
Ранжирование продуктов КО по критерию востребованности неблагонадежными клиентами
Типовые продукты услуги КО Критерий риска по сопряженным операциям инструмент Примечание
Код операции, подлежащей обязательному контролю14 Типологии фатф15
Открытие счетов в рублях РФ Финансовый анализ Финансовый анализ на стадии заключения первичного заключения договоров с клиентом, определение его благонадежности
Открытие счетов в иностранной валюте Финансовый анализ Участник внешнеэкономической деятельности16
Проведение платежей в рублях РФ 4005, 4006, 5003, 5007,8001 Финансовый анализ Наиболее рисковый и распространенный вид услуг
Проведение платежей в иностранной валюте Тарифная политика Лимитирование Противодействие вывозу капитала
Прием наличных денежных средств 1002,1008 Финансовый анализ, заградительный тариф Анализ происхождения денежной наличности, установка заградительного тарифа на суммы свыше средней величины по региональным отраслям
Выдача наличных денежных средств со счетов клиентов 1001 Тарифная политика Заградительный тариф (например, свыше суммы среднего ФОТ в регионе) Снятие наличных денежных средств
Операции с наличной иностранной валютой 1003,1004 Тарифная политика Заградительный тариф (курс) В случае, если в регионе влияния КО, ее филиала операции с наличной иностранной валютой носят массовый характер
Операции с ценными бумагами 1005 Финансовый анализ Черные списки Использование векселей для сокрытия бумажного следа происхождения денежных средств
Операции с пластиковыми картами Лимиты на расходование средств Использование пластиковых карт, в т. ч. с применением схем начисления заработной платы, для снятия крупных сумм денежной наличности
Таблица 4
Практическое использование финансовых инструментов
Финансовый инструмент / Операция Финансовый анализ Тарифная политика используемые показатели Результат
Расход наличных денежных средств Сравнение средней численности занятых в организации со средними по отрасли показателями Установление тарифа на снятие наличности свыше суммы по аналогичным операциям благонадежных клиентов; Установление тарифа заведомо выше рынка ФОТ по отраслям; ФОТ по регионам; Норматив расходования денежных средств по благонадежному клиентскому сегменту; Тарифы других КО Естественный отток клиентов, заинтересованных в обналичивании денежных средств
14 В соответствии с Приложением 3 к Положению Банка России «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом от 20.12.2002 № 207-П «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
15 Письмо Банка России от 17.08.2004 № 100-Т «Об отчете ФАТФ по типологиям отмывания доходов и финансирования терроризма за 2003 — 2004 гг.».
16 В соответствии с положением Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» присваивается повышенная ступень (уровень) риска.
Окончание табл. 4
Финансовый инструмент / операция Финансовый анализ тарифная политика используемые показатели результат
Операции с наличной иностранной валютой Заградительный тариф: установка значительного спрэда Информация об аналогичных курсах других КО, расположенных в зоне влияния КО Естественный отток клиентов с большими объемами денежной наличности; Экономия трудозатрат кассовых работников
Операции с пластиковыми картами Сравнение средней численности занятых в организации человек со среднеотраслевыми показателями Установление временных лимитов по услуге: На день На месяц ФОТ по отраслям; ФОТ по регионам; Норматив расходования денежных средств по благонадежному клиентскому сегменту; Тарифы других КО Естественный отток клиентов, заинтересованных в обналичивании денежных средств через пластиковые карты, зарплатные проекты
Финансовая политика
•Себестоимость ^Хоз.расходы, операции, ^Аренда,
•Себестоимость ^ФОТ анализа,
•Определение рентабельности
Финансовый анализ
Анализ потребности клиентов в услуге по сегментам:
[ По выручке:
i
Тарифная политика
•Определение тарифа на услугу с учетом рентабельности на объем, равный или меньше средней величины в сегменте
•Определение заградительного тарифа на услугу сверх усредненного показателя
•Коррекция с учетом предложений конкурентов.
\/
По видам
деятельности, ОКВЭД (Постановление Госстандарта № 454-ст от 06.11.2001)
Микро До 60 млн руб. в год Малый бизнес
Малые До 400 млн руб. в год
Средние До 1000 млн руб. в год Средний
Крупные Свыше 1 млрд руб. в год Крупный
; •Определение усредненной потребности в услуге | (анализа объема спроса Demand).
Результат
•Формирование выгодного конкурентоспособного предложения для благонадежных клиентов
•Формирование естественного оттока неблагонадежных клиентов за счет формирования экономически невыгодного предложения
•Финансовое покрытие репутационных рисков
рис. 2. Применение финансовых инструментов
b) фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудников, задействованных в бизнес-процессе;
c) инкассация, подкрепление денежной наличностью;
ё) прочие аллокационные расходы17. 3. Анализ аналогичных предложений основных конкурентов, расположенных в зоне влияния КО18.
17 Заспенко В. В. «Гармонизация учета доходов и расходов банков в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»: диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук 08.00.12 — Санкт-Петербург 2002 г.
18 Создание условий для развития конкуренции на рынке
банковских услуг является одним из наиболее эффективных факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых потоков (Конституция Российской
Федерации, ст. 8, 34).
Себестоимость Предложения конкурентов
Себестоимость Предложения конкурентов Е (Возможных штрафов) х К, где К — вероятность19 возникновения тех или иных штрафов, санкций надзорных органов. Для того чтобы подразделить клиентов по сегментам и применять дифференцированные тарифы, автором предлагается несколько инновационных способов их дифференциации: 1. Предложение различных тарифных планов в зависимости от клиентского сегмента и/или потребностей клиента.
В настоящее время многие КО предлагают своим клиентам пакеты, наполненные различным количеством услуг по их составу и объему. Среди таких компаний: банки группы ВТБ (ВТБ 24 (ЗАО), Банк ОАО ВТБ), ОАО «ДалькомБанк», Новосибирский муниципальный банк, ОАО АКБ «Пробизнесбанк», ОАО «СКБ-банк», ОАО «Агрокомбанк», Банк «Финансы и кредит», Банк ВЕФК-Сибирь, Сбербанк России (Северо-Кавказский Сбербанк России, Дальневосточный Сбербанк России, Уральский Сбербанк России), АКБ Росбанк, Уральский банк реконструкции и развития, ОАО «Номос-Банк», ОАО «УРСА Банк»20 и многие другие.
Наполнение пакета производится по принципу востребованности услуг клиентами в зависимости от вида деятельности, объема выручки, формы собственности. При первичном заключении договора клиент самостоятельно выбирает приемлемый тариф (пакет услуг), таким образом происходит естественная сегментация клиентов, без финансовых затрат на аналитические работы в отношении клиента.
19 Фукин И. А. Алгоритмы заданной точности в методе штрафов с аппроксимацией допустимого множества» диссертация на соискание ученой степени канд. физ. -матем. наук 01.01.2007 — Казань. 2004 г.
20 На основании данных официальных интернет сайтов банков: www.vtb.com,www.vtb24.ru,www.fesb.ru, www.rosbank. ru, http://ursabank.ru, www.dalcombank.ru,www.nmb.ru, www. prbb.ru, www.skbbank.ru,www.agrocombank.kiev.ua,www.fc.kiev. ua, www.nvtb.fis.ru,www.ubrr.ru,www.nomos.ru.
2. Дифференцирование тарифа в зависимости от объема оказываемых услуг (см. рис. 2). Например:
до 500 000 руб. в месяц. Конкурентный тариф 0,3 % от суммы;
свыше 500 000 руб. в месяц. Заградительный тариф 5 % от суммы, т. е. более чем в 15 раз выше, чем конкурентный тариф;
по расчетам автора, наиболее востребованная сумма денежной наличности в месяц — 500 000 руб.
Данный вопрос уже не раз рассматривался в специализированной экономической литературе. Например, М. Басович в своей статье21 анализировала повышение банками тарифов на снятие наличных на цели, отличные от социальных нужд, т. е. выплаты на заработную плату22.
В настоящее время дифференцирование тарифа на снятие наличных по кассовому символу уже не актуально, так как кассовая отчетность существенно упрощена, процедура регистрации новых компаний также упрощена в рамках федеральной программы по поддержке малого предпринимательства в России23:
• конкурсы в сфере поддержки малого предпринимательства,
• поддержка малого предпринимательства в СНГ,
• господдержка малых, средних предприятий, субсидии, программы;
• защита прав малого, среднего бизнеса при проведении госконтроля;
• предоставление нежилых помещений субъектам малого бизнеса,
• льготное кредитование и т. д.
Таким образом, для получения необходимого результата представляется целесообразным добавление в количественные характеристики заградительного тарифа, ранжирование не только по сумме операции, но и во времени.
Реакция клиентского спроса на снятие наличных после введения заградительных тарифов, с учетом вышеизложенного, наглядно проиллюстрирована в табл. 5.
21 Басович М. Московские банки повышают тарифы на снятие наличных / Журнал «Время бухгалтера». 2006. № 43(97). ноябрь.
22 Положение Банка России от 05.01.1998 № 14-п «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».
23 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
4. Тариф для благонадежных клиентов, конкурентоспособный тариф
5. Заградительный тариф, ориентирован на естественный отток неблагонадежных, рисковых клиентов
> <
> > >
Таблица 5
Изменение спроса на услугу «Выдача наличных денежных средств» после введения заградительных тарифов
Регион Действующий тариф до 01/08/2008 Объем расходования за 1 месяц до 01/08/2008, руб. Количество операций за 1 месяц до 01/08/2008 Заградительный тариф после 01/08/2008 Объем расходования за 1 месяц после 01/08/2008, руб. Количество операций за 1 месяц после 01/08/2008, руб. Снижение обналичивания (по объему)^ Снижение обналичивания (по количеству операций)^
Брянская область Владимирская область до 1 500 000 руб. 0,3% от суммы 158 829 525 994 до 500 000 руб. в месяц 0,3 % от суммы 107 646 808 690 47,55 44,06
Воронежская область Ивановская область Калужская область от 1 500 001 до 3 000 000 руб. 0,5% от суммы от 500 001 до 1000 000 руб. в месяц 0,5 % от суммы
Костромская область Курская область Липецкая область Орловская область от 3 000 001 до 5 000 000 руб. 1% от суммы от 1000 001 до 3 000 000 руб. в месяц 2 % от суммы
Рязанская область Тамбовская область Тверская область от 5 000 000 руб. 1,5% от суммы сыше 3 000 001 руб. в месяц 5 % от суммы
Республика Марий Эл 0,5 % от суммы 103 151 182 877 до 500 000 руб. в месяц 0,5 % от суммы 81 560 958 864 26 2
от 500 001 до 1 000 000 руб. в месяц 1 % от суммы
от 1000 001 до 3 000 000 руб. в месяц 2 % от суммы
свыше 3 000 001 руб. в месяц 5 % от суммы
Республика Карелия до 300 000 руб. 1% от суммы 56 352 658 464 до 500 000 руб. в месяц 1 % от суммы 42 352 465 354 33 31
от 300 001 до 600 000 руб. 3% от суммы от 500 001 до 1 000 000 руб. в месяц 5 % от суммы
<5} 3 Ж
а
В" §
а
Снижение обналичивания (по количеству операций), % 1 9 4
Снижение обналичивания (по объему), % 9 2 31
Количество операций за 1 месяц после 01/08/2008, руб. 1079 1366
Объем расходования за 1 месяц после 01/08/2008, руб. 95 652 855 139 235 507
Заградительный тариф после 01/08/2008 9 % от суммы 9 % от суммы 1,5 % от суммы 2 % от суммы 2 % от суммы 5 % от суммы 1,4 % от суммы 2 % от суммы 5 % от суммы 5 % от суммы
от 1 000 001 до 3 000 000 руб. в месяц свыше 3 000 001 руб. в месяц 500 000 руб. в месяц от 500 001 до 1 000 000 руб. в месяц от 1 000 001 до 3 000 000 руб. в месяц свыше 3 000 001 руб. в месяц до 500 000 руб. в месяц от 500 001 до 1 000 000 руб. от 1 000 001 до 3 000 000 руб. в месяц свыше 3 000 001 руб. в месяц
Количество операций за 1 месяц до 01/08/2008 1085 2037
объем расходования за 1 месяц до 01/08/2008, руб. 123 465 258 182 946 951
Действующий тариф до 01/08/2008 5 % от суммы 1,5 % от суммы 1,4 % от суммы 5 % от суммы 5 % от суммы
от 600 001 руб. до 500 000 руб от 500 001 до 1 000 000 руб. от 1 000 000 руб.
Регион Иркутская область Санкт-Петербург
Так, автором были проанализированы количественные показатели расходования
наличных денежных средств в
^ 1 -ч различных регионах за 1 месяц
^ до введения заградительного тарифа и через месяц после его имплементации. Данные приводятся на примере одного из крупнейших федеральных сетевых банков. и у В таблице наглядно отобра-
| | жено, что объем расходования л | денежных средств существенно " меняется как по объему, так и по количеству операций. При этом для регионов, в которых ранжирование тарифа по сумме не производилось изначально (выделено в табл. 5), количественный показатель меняется не существенно.
Учитывая, что изменения тарифов не повлекло существенного изменения клиентской базы в сторону уменьшения, можно предположить, что спрос на данную услугу малоэластичен24. Благонадежные клиенты не смогут оперативно снизить свои потребности в наличных денежных средствах, но автором учитываются субституциональ-ные услуги25, способные реализовать основные потребности клиентов в наличных денежных средствах.
Корректировка среднего значения изменения клиентского спроса приводится в табл. 6.
24 Цикл лекций по экономико-математическому анализу классических моделей управления: Учеб. пособие / Гизатуллин Х. Н. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проффессиональ-ного образования Уфимский государственный авиационный технический университет, УФА: УГАТУ, 2006 г.
25 Самсонов а Е. ^.«Формирование и развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг России: Проблемы и перспективы» // Финансы и кредит. № 29. 2007.
Таблица 6
Поправочные коэффициенты для учета эластичности спроса
Наименование поправочного коэффициента значение статья расходов, предполагающая как наличный, так и безналичный оборот
Рост клиентской базы в целом по банку: +2 % -
Переход благонадежных клиентов на альтернативные формы расчетов, в том числе
Зарплатные проекты Корпоративные карты Топливные карты -7 % Заработная плата
-3 % Командировочные расходы
-0,50 % Горючие и смазочные материалы
Итого поправочный коэффициент эластичности спроса: -8,50 %
Среднее значение снижения обналичивания (Итог таблицы 5): 33,51 %
Коэффициент снижения обналичивания, с учетом поправки на эластичность спроса: 25,01 %
Таким образом, введение заградительных тарифов позволило снизить
1. На одну треть:
a) объем и количество операций,
b) трудозатраты исполняющих подразделений;
2. На одну четверть:
a) обналичивание денежных средств,
b) комплаенс-риски26,
c) трудозатраты высокооплачиваемых аналитиков на выявление рисковых операций;
3. Увеличение доходов Банка происходит за счет значительного завышения заградительного тарифа с учетом рисков (в рамках данной статьи не рассматривается).
Таким образом, можно заключить, что применение финансовых инструментов для сокращения потока неблагонадежных клиентов, и как следствие,
снижение теневого финансового потока в банковском секторе может быть достигнуто только путем концептуальных изменений в политике коммерческого банка при формировании финансовых инструментов с учетом общемировых тенденций по противодействию легализации и отмыванию доходов. Формирование финансовой стратегии банка базируется на идентификации элементного состава розничного спроса на финансовые услуги различных категорий потенциальных клиентов, выявлении изменений внешней среды, характеризующих наращивание давления конкурентов, учете типа рынка. Выявление особенностей потребительского поведения позволяет построить алгоритмизированную модель управления клиентским потоком исходя из критерия типовых объемов услуг во времени, предлагаемых на рынке благонадежным клиентам.
26 Термин «комплаенс-риск» означает в настоящем документе риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации банком в результате несоблюдения им законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся банковской деятельности — Письмо Банка России от 02.11.2007 № 173-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору».