Научная статья на тему 'Империя уральских самоцветов: от рассвета до заката'

Империя уральских самоцветов: от рассвета до заката Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2292
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Емлин Э. Ф.

Открытие, исследование и освоение уральских самоцветов рассмотрены в контексте истории Российской империи. Общая история уральских самоцветов разделена на пять этапов: 1) естественная (геолого-минералогическая) история; 2) древняя история культуры уральского камня; 3) возникновение и расцвет империи уральских самоцветов; 4) угасание и гибель империи; 5) новейший этап: попытка реставрации империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Империя уральских самоцветов: от рассвета до заката»

ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

2004 СЕРИЯ: ГЕОЛОГИЯ И ГЕОФИЗИКА Выи. 19

II. МИНЕРАЛОГИЯ, ПЕТРОГРАФИЯ И ГЕОХИМИЯ

УДК 552.2

Э.Ф. Емлин

ИМПЕРИЯ УРАЛЬСКИХ САМОЦВЕТОВ: ОТ РАССВЕТАЛО ЗАКАТА

Самоцветные каменья, природные, неподдельные; ценные, дорогие, драгоценные.

Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского яныка

1. В притягательности самоцветов выражается древняя традиция поклонения камню, присущая многим, если не всем, народам. Не приняв во внимание эту традицию, мы никогда не поймем сам механизм формирования драгоценности камня, качества, определенным обратом не зависящего ни от его физических и химических свойств, ни от совершенства огранки [7]. Во есяком случае прозрачность, прочность, цвет, дисперсия - свойства, необходимые, но недсстагочные, чтобы объяснить драгоценность камня. Иначе бы искусственные, синтезированные кристаллы, физически и эстетически идентичные драгоценному камню,были бы равны ему по цене. А это не так! Например, природный и искусственный рубин по цене соотносятся так же. как оригинал кисти великого мастера и копия этой картины из глянцевого журнала.

2. Драгоценный камень неявно продолжает традицию священных камней. Но священные камни первоначально не были ни изьсканны, ни красивы. Сначала они только отмечали, указывали святое место, а много позже - и украшали его. Сначала сакральные и эстетические функции не были объединены в камне, сакральный камень предшествовал прекрасному в камне. Как свидетельствует Дж. Фрезер: "...Первоначально люди, по-видимому, представляли себе, что боги пребывают в камнях, и это-то вселяющее страх присутствие божества сообщало святость камню. Вот почему Иаков заявил, что поставленный им в Вефиле камень есть "дом божий"" [21]. Исполненные грубо, без следов изящества, каменные истуканы, будучи воплощениями божьими, в Древней Греции принимали поклонение от современников гениальных Лисиппа и Праксителя. Поклонение камню является священной традицией в мусульманской религии. Каменные столпы отмечали ханаанские и древнееврейские святилища. Уральские древние племена вовлекли в структуру своей мифологии в качестве каменных храмов гранитные скалы. Жертвенные места неолита и священные металлургические центры бронзового века на Урале связаны с великолепными произведениями природы - останцевыми гранитными скалами: каменными палатками, чертовыми городищами, шайтан-камнями.

3. Славянская традиция обратила в храмы валуны, принесенные ледниками на Русскую равнину из Скандинавии. В Ипатьевском монастыре (Кострома) можно и сейчас увидеть надгробия на могилах святых, сделанные из ледниковых валунов. На территорию Белоруссии валуны поступили из трех источников - Шведско-Балтийского, Финского и Карельского. В созданном академиком Гавриилом Ивановичем Горсцким уникальном музее ледниковых валунов в Мннскс сейчас можно увидеть и мысленно восстановить многотысячелетнюю традицию священных камней от камней-следовиков, камней-идолов до камней-крестов, камней-храмов, то есть от язычества до православного христианства. Камень издревле был не только знаком святого места, но и Божественной обителью, домом Бога. Непосредственное воплощение этой мысли представляют храмы, высеченные в скатах: Гегард в Армении или церкви (Натлиомцемели) и монастыри (Вардзия) Грузии.

4. Священными становились не только скалы и огромные ледниковые валуны, но камни »¿обыкновенной формы, необыкновенных свойств (эта традиция сохранилась на востоке: в Китае,

Японии). Тысячелетний механизм сакрализации камня постепенно разделил камень-храм, гнь-обитель Бога и камень-знак Божьей силы. Божьей веры. Именно последние дали начало 1иции драгоценного камня. Следовательно, изысканная огранка и совершенство ювелирного чения - скорее следствие драгоценности камня, то есть отражение его сакральности, гнного статуса, а не историческая первопричина его драгоценности. Более того, огранка как проявления необыкновенных оптических свойств драгоценного камня была изобретена - в ;нии с тысячелетиями истории культуры камня - сравнительно недавно - в XIV веке.

5. Сказанное выше позволяет сделать несколько, по-моему, очевидных выводов: Драгоценным может быть только природный камень. Если искусственный камень

достижения нашей технологии, то естественный - существует в пространстве и времени эды. В масштабе человеческой истории и судьбы природный камень есть отражение вечности >ды, и - согласно древней традиции - он может быть преобразован в знак или в обитель Бога.

природного камня утвержден в русском языке Владимиром Далем и защищается <ческой геммологией. Он проявляется в структуре современного рынка драгоценного камня и >жден нормативными документами Confederation Intrnational de la Bijouterie, Joailerie, rie, des Diaments, Pcrlcs ct Pierres (CIBJO): "Термины "подлинный" и "природный" являются 1ами..." (Классификация ювелирных камней CIBJO, раздел А)". Природный камень всегда выше, чем искусственный, сколь ни близки они по составу, структуре, свойствам и im среды минерагенеза.

Драгоценность камня определяется не столько его естественными свойствами, гически.м совершенством его обработки, сколько его судьбой в сфере культуры, религии iuu. Поэтому алмаз "Шах", которым оплачена смерть Александра Грибоедова, в пространстве культуры соизмерим с бесценностью судьбы и подвига русского поэта. Каждая цивилизация имеет свои драгоценные качни, свои символы власти, богатства, I с божественными силами. Число драгоценных камней невелико, - это справедливо для каждой конкретной культуры. |й статус драгоценных камней 1-го порядка - бриллианта, рубина, сапфира, изумруда, >ита - скорее наследие былых цивилизаций, нежели отражение современной культуры. Драгоценный камень - важный атрибут тирании, монархии, теократии - теряет свои 1еские силы в пространстве-времени цивилизации технократической, стриальной, информационной. Поэтому традиция драгоценных камней имеет ую ретроспективу, но сомнительную перспективу. 3 рационачьном индустриальном и постиндустриальном мире драгоценные камни, субъекты и мифологии, неизбежно становятся объектами, исчерпывающе описываемыми и )имыми в пространстве естественных наук и современной технологии. 6 Эпоха Великих империй прошла. Современные декоративные монархии в какой-то мере и судьбу драгоценного камня ь наше время. Соответственно и империя уральских г, сиявшая в пространстве и времени Российской империи времен Елизаветы и Екатерины угасла. Воспоминания о ней сохраняются только в тёмных залах Эрмитажа, в витринах и столичных минералогических музеев, в архивных документах и в лесах и полях восточного Урала и ближнего Зауралья, таящих следы работы старателей на старинных копях Следует уточнить содержание самого понятия империя уральских самоцветов. Речь идет когда уральский драгоценный камень имел царский, императорский статус, охватывая жием не только Россию, но и Европу - Францию, Италию, Англию, Германию, а позже - Китай и Японию. Последствия экспансии уральского камня ощутимы в Старом и практически каждый национальный музей содержит в своей экспозиции уральские

' Общую историю уральских самоцветов можно разделить на такие этапы:

• естественная (гсолого-минерагсническая) история:

• древняя история культуры уральского камня;

• возникновение и расцвет "империи уральских самоцветов";

• угасание и гибель империи;

• новейший этап: попытка реставрации империи.

8. Разнообразие уральских самоцветов обеспечено, прежде всего, миллиардами лет геологической эволюции могучей уральской геосистемы, определившей действие минсралообразующих систем в контрастных физико-химических и тектонических режимах. Здесь в течение протерозоя, палеозоя и мезозоя проявился созидательный минера! енический потенциал магматических, пегматитовых и грейзеновых систем, осуществлены все варианты гидротермального синтеза - от высокотемпературного до телстермального. Мезозойский гипергенез оставил нам в наследство мощные коры выветривания и россыпи, где драгоценный камень вызревал, приобретая достоинства и теряя дефекты. Словом, здесь выразительно представлены все звенья минерагенического цикла: от магматитов и метаморфитов до гидротермалитов и продуктов гипергенеза.

Здесь сопряжены, пространственно и исторически, древняя континентальная кора и наследие метаморфизованного палеозойского океана. Мезо-кайнозойской эрозией вскрыты корни позднепалеозойских гор, здесь накоплены россыпи, где платина и золото встречаются с горным хрусталем, агатом, демантоидом, пушкинитом, розовым топазом и голубым эвклазом.

Яшмы и родониты, рубиноносные мраморы и гранитные пегматиты с топазом и бериллом, с розовым и полихромным турмалином, слюдиты с изумрудом, александритом и фенакитом, демантоид из платиноносных рэссыпей в контурах концентрически зональных дунит-клинопироксенитовых массивов Плглиноносного пояса, аметисты Тальяна, Сизиковой, Ватихи из минерализованных трещин в гранитах, наконец, гидротермальные жилы узорчатого переливта и малахит из подземных карстовых пещер - все это самоцветное богатство, благодаря настойчивости горщиков и старателей, извлекалось в течение трех веков из темных уральских недр. И молодая Российская империя поражала не только мечом на поле брани, но и великолепием и богатством дворцов и храмов, и внимательный мастер счастливо сочетал в ювелирном искусстве драгоценный камень с драгоценным металлом, и русский (читай, уральский) самоцвет украсил витрины лучших музеев мира (5, 11].

9. Древняя история уральского камня составляет тысячелетия взаимоотношений человека и камня, осознанные археологией. Недаром ранняя история человека подразделяется по характеру технологии обработки и использования камня: патешыт, мезолит н неолит. Главным стратегическим ресурсом в эти далекие времена на Урале были яшмы и сходные с ними кремнистые породы. Яшмовый пояс маркирует след великого Палеозойского океана от Мугоджар до Полярного Урала. Декоративные качества, природный рисунок камня использовашсь при изготовлении, например, оружия охоты и войны. Наконечник стрелы, копья, лезвие ножа раскраивались так, «гтобы острие и лезвие были декорированы >фасной полосой в яшме - это может быть самый ранний пример украшения оружия. В то же время известны примеры "магических", то есть истинно драгоценных камней, не имеющих прикладных функций, - к ним можно отнести интересные изделия (конические нуклеусы, позже - шары) из благородных разновидностей кварца, прежде всего горного хрустатя, а также аметиста и агата. Наконец, в последнее время появились свидетельства французских геммологов об уральской природе скифских изумрудов. Изотопный анализ подтвердил сведения Геродота и Плиния о богатстве Рифгйских гор. Вс£ это убеждает нас, что предыстория уральских самоцветов, чреватая новыми сенсационными открытиями, еще ждет своего пытливого и настойчивого исследователя.

10. Вся более чем двухвековая история империи уральских самоцветов начинается с до-екатеринбургского периода (1668-1721 гг.), когда стихийная крестьянская добыча самоцветов не была ещё регламентирована законами. Этот период отмечен открытием самоцветов Дмитрием Тумашсвым на р. Нейве в 1668 году, в царствование Алексея Михайловича (1645-1676). О находке самоцветов сразу же оповестили царя, и ответ был скор и ясен:

Ют царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя России самодержца, в Сибирские города стольникам и воеводам нашим и дьякам и всяким приказным людям.

Бил челом нашему великому государю медной руды плавильщик Дм1ггрий Тумашсв, и сказал: ездил-де он в Сибирь руд искать и отыскал цветное каменье, в горах хрустали белые, фатисы вишневые и юги зеленые и тунпасы желтые, и чтобы нам великому государю пожаловать его Дмитрия велеть его отпустить его с Москвы в Сибирь до Верхотурья, для подлинного прииску золотые и серебряные и медные руды и всякого цветного узорчатого каменья, на своих проторях и ездить бы ему в Тобольском и Верхотурском уездах повольно...».

11. В 1721-1765 гг. произошло становление императорской монополии на уральский камень, развилась государственная система поисков, оценки и добычи самоцветов. Период начинается в

последние годы строительства молодой империи Петром Великим (1682-1725), пересекает краткие времена Екатерины Первой (1725-1727) и Петра Второго (1727-1730), потом захватывает царствование Анны Иоанновны (1730-174Э) и воплощается в полной мере в Ечизаве тыне кое время (1741-1761). В 1721 году Василий Татищев в перечне необходимых ремесел в проекте Исетского завода (будущего Екатеринбурга) уже упоминает гранильное и камнерезное дело. 1720-1725 гг. отмечены добычей крупных раухтопазов ьа р.Нейве. В 1735 году Вильгельм де Гении» (1676-1750) доносит о тумпасе Мурзинской слободы. В 1744 году бригадир Андрей Беэр "усмотрел несколько сот ширфов" в Корниловом логу и "через ширфовку нашел камней тумпасовых и между ними хрусталей несколько..." Елизавета Петровна указала, что добывать камень должно только под присмотром бригадира Бсэра, а добытый камень отправлять через Екатеринбург, в столиц)': «сколько и каких собрано будет, оные бы отправлять в Екатеринбургскую канцелярию, отколь оные сюда присылать. И при том запретить накрепко, чтобы их партикулярных людей, кроме вышеописанного офицера, тех каменьев никто на себя и на других не добывал». В мае 1749 года в столицу было отправлено 454 "разных цветов камней", в 1750 г. - уже 1572. К 1750 год)' россыпь в Корниловом логу была истощена, а в 1757 году ученики Екатеринбургской гранильной фабрики добыли только 33 "камешка". В 1747 году началась промышленная обработки камня в Екатеринбурге. В 1751 году, 8 декабря, пущена в ход Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика.

12. Екатерининская эпоха (1762-1796) - рассвет империи самоцветов. Рассвет, освещенный сиянием двух уральских самоцветов - аметиста и малинового турмалина. Самодержавие Екатерины Великой простиралось до каждой копи самоцветов, до каждого драгоценного камня. 3 1765 году Императрица утвердила доклад "Об учреждении Экспедиции в Екатеринбурге для сыскивания разных цветных камней". И.И. Бсцкий, директор Академии художеств, заведующий Канцелярией "от строений и садов", а также начальник Уральской экспедиции по розыску, добыче и обработке цветных камней отправил на Урал генерал-майора Якова Данненберга. Вместе с Данненбергом на Урал прибыли 30 мастеров с Петергофской гранильной фабрики и два итальянских мастера - братья Жан-Батист и Валери Тортори из Флоренции. Уже через два года императрице доложили о результатах работы экспедиции: "По высочайшей Вашего Императорского Величества 1765 года марта 15 дня конфирмации, в Екатеринбург и Оренбург для сыску и действительного разрабатывания мраморовых, агатовых и других цветных каменьев отправлен генерал-майор и кавалер Данненберг с командою, какие ж где каменья, в коликом количестве в 157 местах обысканы: полученная от него ведомость с планом и пробными каменьями Вашему Величеству поднесены, затем известных более 200 мест в сию весну и наступающее лето освидетельствовав, где полезно окажется разработать I должно, я отделанных каминных, колонных и других мраморовых 1107 штук привезено и не мало | =ынешней весной отправится. Реченный генерал-майор представляет, что выписанные из Италии два I юстера российских прилежно обучают и многие хороший успех оказывают". Семе и Ваганов I ¿оставляет Екатерине II карту месторождений драгоценных, цветных и поделочных камней и I образцы. Императрица велела карту оклеить тафтою и оставила у себя, заказав по образцам на I яервый случай для украшения дворца тридцать разновидностей камней. В 1768 году начались эервые казенные работы на месторождении аметистов "Тальяне" (название от искаженного I ятальянец). Екатеринбургская гранильная фабрика служила "кесарю и богу", основанная в 1755 г, ■ сралу же получила крупные и высочайшие заказы - изготовление ступеней, колонн, плит для полов ^рн Царскосельского дворца и Воскресенского монастыря.

В 1777 году на Гумешевском месторождении добыта глыба малахита весом 1504 кг, в 1799 ■трена наследниками А.Ф. Турчанинова Екатерине Великой. Впервые упомянут родонит в повсанни месторождений цветных камней по Уралу 1792-1797 гг.". В 1770 году Гмелин пишет о Нфоботке более 100 жил с аметистами на гравом берегу реки Амбарки, расцвет добычи аметистов ^штоошел в 1780-1785 годах. В 1777 году братья Тортори работают на копях около деревни кжовой и Алабашки. В 1782 году проведены казенные работы на Алабашских копях, в это же ^Ьа открыты аметисты на правом берегу р. Амбарки у деревни Сизиковой. С 1785 года собирали для большой Пирамиды (составной каменной горки), которая должна была отразить все ^месильное разнообразие и богатство Российской империи, и именно в это время партия Якова ^^Ьрсва ведет добычу "агата изжелта-красноватого с разными прожилками" в пяти верстах от села ^■Ьз&ского [13]. В 1787 году "девица Марфа Гаврилова нашла друзу малинового шерла прямо на размытой дождями" у деревни Шайтанки. Именно эти малиновые турмалины крестьяне и самоцветами. Малиновые турмалины называли сибиритами, "за безумные деньги - за Нврвл тысячи рублей - продавались отдельные кристаллы этого красивого камня" (Ферсман, 1914).

В 1787 году партией Якова Федорова добыто 18 пудов агата-переливта недалеко от Шайтанки. А в 1797 году A.B. Раздеришин [1], бергмейстер, глава Комиссии для приискания камней и прочих редкостей, упомянул о коренном месторождении шайтанского переливта. Прииск открыт в 1799 г. На рубеже веков происходят два события, подчеркивающих императорский статус самоцветного дела в России: в 1800 году граф Александр Сергеевич Строганов становится Президентом Академии художеств и Главным начальником Экспедиции мраморной ломки и прииска цветных камней, а в 1802 году завершено "Генеральное описание " месторождений самоцветов на Урале, начатое по указу Екатерины Великой в 1765 году.

Уральская экспедиция преобразована в гранильную фабрику и Горнощитский мраморный завод. Строганов "в кратковременное, лишь только семилетнее, управление Екатеринбургскою гранильною фабрикою каменнодельнос искусство привел в самое цветущее состояние: он образовал для ней достаточное количество художников и мастеров, снабдив значительным запасом различных твердых камней и лучшими из имевшихся в то время при Акатемии художеств рисунками, чего означенная фабрика с начала своего существования до поступления в его управление - в течение 35 лет - не могла приобрести".

13. Вставь в него оправленные камни в четыре ряда рядом: рубин топаз, изумруд -это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они. Сих камней должно быть двенадцать по числу двенадцати имбн сынов Израилевых, по именам их и по рождению их, на каждом, как на печати должно быть вырс:-ано по одному имени из числа двенадцати колен. Исход, ч. 28.

Библия: книги священного писания Ветхого и Нового завета. По заказу Казанской епархии, 1991.

1802-1881гг. - расцвет культуры и науки уральского камня (царствование Александра I Благословенного (1801-1825), Николая I (1825-1855), Александра II - Освободителя (1855-1881)). На этот период приходятся:

• новый всплеск интереса к малиновому шерлу и аметисту,

• открытие самой знаменитой копи Мокруши с голубыми топазами,

• открытие уникального месторождения изумрудов и александритов на р. Токовой,

• наконец, это золотой век уральского малахита!

1805-1810 гг. отмечены большой добычей аметистов на Тальяне и у деревни Сизиковой. В 1810 году братья Федор и Афанасий Кузнецовы нашли малиновые шерлы в дресве гранита у деревни Шайтанки. В 1815 году добычу шерла производил директор Императорской Екатеринбургской гранильной фабрики Якоб Мор. Он "был столько счастлив, что встретил бога-ейшие гнезда сего редкого ископаемого". В 1828 году старателем Старцевым в Алабашском районе найден кристалл берилла весом в 2507 г., оцененного в 150 тыс. рублей, "какового нигде и никогда не было, да и едва ли можно надеяться, что когда-либо подобный мог найтись". Кристалл пожалован Музею Горного института (Санкт-Петербург) Николаем 1.

В 1811-1836 гг. Екатеринбургская гранильная фабрика в ведении Кабинета. Директором фабрики сначала был Якоб Мор, с восторгом изучавший копи розового турмалина, получившие его имя, потом его сменил Я.В. Коковин.

В 1830 году крестьянин Белоярского уезда Максим Кожевников на реке Токовой в корнях вывороченной бурей сосны находит изумруды. В 1831-1834 гг. производилась разведка и добыча изумрудов на Сретенском руднике под руководством директора Екатеринбургской гранильной фабрики Якова Васильевича Коковина. В 1832 году открыто Старского (Троицкого) прииска изумрудов. А в 1833 г. крестьяне Карелин и Голендухин своей находкой положили начало долгой жизни Мариинского месторождения изумрудов. 17 апреля 1834 года, "когда вся Россия праздновала совершеннолетие наследника престола (будущего императора Александра И), нашли на Урале хризоберилл, совершенно отличный от всех прочих разновидностей хризоберилла. По своим превосходным качествам новый минерал занял вскоре одно из первых мест между самыми дорогими ископаемыми. Этот драгоценный камень, по случаю достопамятного дня, назван в честь Его Императорского Величества нашего величайшего монарха александритом, по предложению известного минералога Н. Норденшельда" (Кокшаров, 1862). Уникальная и самая дорогая друза содержащая "26 больших и многих меньших тройников" александрита, весом 5,87 кг (25x14x11 см), прежде всего украсила вельможную коллекцию князя П.А. Кочубея (а сейчас хранится в Музее

исадемии наук им. А.Е. Ферсмана в Москве). В 1834 году найден изумруд, по свидетельству татского советника Ярошевицкого, "лучшего достоинства, весьма травянистого цвета, весом в »унт...самый драгоценный и едва ли не превосходящий достоинством изумруд, бывший в короне Ьлия Цезаря" [19].

В 1834-1835 гг. произведена крупная добыча агата (переливта) для украшения двадцати етырех колонн дарохранительницы собора всех учебных заведений Санкт-Петербурга. Именно в 30• годы славного XIX века с Божьей помощью на Урале были найдены уже все библейские оагоценные камни.

В 1858 году девочка из деревни Корнилов лог нашла "прекрасный синий корунд" Камень гранен и подарен Александру II. Корнитов лог немедленно, под присмотром Директоров мпсраторской Екатеринбургской фабрики подвергнут детальной разведке. С 1836 г. Фабрикой доводил генерал-майор И.И. Всйц, позже - е 70-годы - директором был Лютин.

Открытие малахита на Урале [13] произошло в то благодатное время, когда здесь уже жимали, как драгоценный, цветной и поделочный камень может служить славе России и >иумножать богатство умных промышленников. В начале века Николай Никитович Демидов, не лея своего, скупал гумешевский поделочный малахит, и уже с 1808 года на Демидова работали охотные мастерские в Париже, Женеве, Риме. И когда открылся меднорудянский малахит, слава нём разносится по всему миру. 1835 год: Александр Гумбольд сообщает на заседании Парижской адсмии об огромном малахите (гнездо, где малахита было до 3000 пудов!), найденном на ральских рудниках Демидова. Малахит в таком количестве "есть произведение, которое еще не тречаш в коре земного шара" (Горный журнал, 1836). В 1841 г. малахитовую глыбу описывает аменнтый английский геолог Р. Мурчисон. В 1851 г. штуфы малахита представлены на Всемирной «ставке в Лондоне. В 1856 г. глыбу малахита изучает П.В. Еремеев, профессор минералогии, адемик. В 1862 году партии малахита поступают во Францию и Англию. В 1867 он представлен на »мирной выставке в Париже. В 1868 году великому князю Владимиру Александровичу, сетившему Нижний Тагил, подарен пудовый штуф малахита. В 1873 году Всемирная выставка в :не украшена уральским малахитом. А в 1876 году малахит уже на выставке в Филадельфии, в 78 году - опять в Париже. В 1886 году августейший Президент Императорского шералогического общества герцог Н.М Лейхтенбергский получил в дар коллекцию днорудянского брошантита и малахита и, по свидетельству сопровождавшего его лукаво.-о врача А. Белоголового, "радовался, как ребенок". Дворцы и храмы украшаются малахитом, среди них ихайловскин замок (строительство 1797-1800 гг.). В кабинет-будуаре императрицы счастливые гти видели гу мешевский малахит, сибирский агат, змеевик, красный мрамор. После пожара 1837 за восстанавливается Малахитовая гостина* Зимнего дворца (1839), зеленый цвет уральского мня декорирует дворец короля малахита А.Н. Демидова в Сан-Донато, в Италии (первая треть XIX , создан "Малахитовый храм" в Таврическом дворце (1837), малахит украшает петербургский дом Н. Демидова на Большой Морской улице (1836-1837). Для внутреннего убранства Исаакиевского 5ора в 1843-1851 гг. поставлено от 1200 до 1500 пудов малахита). Малахит всюду: и в Большом емлевском дворце (1848-1849), и в Новом Эрмитаже (1851-1852) - где создана первая, по ражению В.Б. Семенова [13], коллекция изделий из малахита, и в Малахитовом зале Зимнего )рца (1861-1865), в гостиной императрицы; и в зеленой гостиной Юсуповского дворца (1857 г.) на >йке, и в особняке З.И. Юсуповой (1852 г.) на Литейном проспекте с малахитовыми каминами, тахиговые камины украшают Большой Кремлевский дворец, там же на половине императрицы -тахнтовый будуар. Малахит - в парадном кабинете Александра I в Большом Царскосельском >рце, малахитовый павильон - в Колонном парке Петергофа. А.Н. Демидов - король уральского тахита, владелец Нижнетагильских заводов, с 1828 по 1875 гг. обеспечил экспансию уральского 1ня в Европу, великие мира сего в науке, искусстве, власти и религии оказались причастны к данию славы уральского малахита.

Судьба другого царского камня - родонита - столь же освещена августейшим вниманием [4]. 858 добыта громадная глыба - около 1000 пудов весом - родонита. В 1867 по рисунку академика Шурупова из неё изготовлена чаша. В конце 60-х годов добыт монолит орлеца весом 48 тонн, из о в 1888 году начались работа, а в 1905 гсду установлен саркофаг царицы Марии Алексеевны, тец - любимый царский камень, и месторождение Седельниковское, и Екатеринбургская фабрика шадлежали Государю Императору. Чаши из. родонита укрепляли династические и политические зи: они подарены в 1870 голу австрийскому императору, а в 1875-м - президенту Франции

В 1875 году открыта знаменитая копь Мокруша с голубыми топазами. В 1880 году - начата промывка песков на реке Положнхе (рубин, сапфир, гранат). Растет слава "уральской Бразилии" -россыпей топазов, эвклаза, берилла и хризоберилла на реках Санарке и Каменке.

В этот период Россия стала, благодаря титаническому труду Николая Ивановича Кокшарова, центром рациональной описательной минералогии мирового значения. Как справедливо отмечает А.Е. Ферсман, "количественная минералогия и кристаллография родились на Урале". А.Е. Ферсман продолжает: "...Когда в уютных барских кабинетах собирались акалемик Кокшаров, генерал Гадолин и князь Кочубей, то их беседы, тянувшиеся далеко за полночь, касались только камня - камня уральского". Трудно остановиться, когда цитируешь А.Е. Ферсмана! Поэтому продолжу: "Кочубей рассказывал о Л.А. Перовском, о его знаменитой коллекции, которую он купил у Перовского за бесценок, о мальчике Псремитине, которого пригрел за изумруды граф Перовский, и который затем стал уральским миллионером". В Н.И. Кокшарове соединились настойчивость и стремление к безукоризненной точности в исследовании с иррациональной страстью коллекционера минералов. Кроме того, эти качества сочетались с чрезвычайно полезным даром куртуазного вельможи и человека высшего света. Поэтому, наследуя высокую традицию драгоценного камня, минералог ия стала не только благородной дворянской, но императорской наукой. Когда Н.И. Кокшаров был во главе Минералогического (Императорского!) общества, Президентом общества был избран герцог Николай Максимилианович Лейхтенбергский, сын "главнозавсдующего Института корпуса горных инженеров". Минералогическое общество стало аристократическим и знатным, в его состав избирались титулованные особы, аристократы, генералы, светские дамы и кавалеры. Здесь "лакеи в белых перчатках подавали чай". Августейший Президент Минералогического общества в 1866 году посетил Урал. Именами семейства минералогических герцогов на Урале названы копи принцессы Евгении Максимилиановны Лейхтенбергской недалеко от Екатеринбурга, и Николае-Максимилиановские - у Златоуста [9]. Президентами Императорского минералогического общества были члены императорской семьи. Новые самоцветы назывались именами царей, академики от минералогии были царскими вельможами. Впрочем, это давняя, еще со времени Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, традиция пристрастного участия царствующих семей в захватывающем ум и сердце приключении уральских самоцветов. Но именно в это время открытие великого природного самоцветного наследства, новых месторождений драгоценных камней совпало с беспрецедентным расцветом минералогической науки. "Материалы для минералогии России" Н.И. Кокшарова выходили в течение 40 лет с 1852 по 1877 пг. на русском (вышло только 6 томов) и на немецком языках - все 11 томов (с 1853 по1892 гг.). "Ни одно государство в мире - писал P.A. Прсндель в 1893 году, - не может похвастаться подобным собранием монографий по отечественным минералам". Важно подчеркнуть, что все открытия самоцветов на Урале, все достижения отечественной минералогии сразу же становились общеевропейским и мировым достоянием. Всемирность, многомерность отечественной минералогии отражает простой перечень почетных званий академика Н.И. Кокшарова, сына Горного начальника Березовского завода, в жилах которого вместе с русской текла и кровь грузинских князей (цитирую по И.И. Шафрановскому): "Горный инженер, почётный член Академии наук в Петербурге, директор и почётный член Минералогического общества в Петербурге, почетный член университетов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани, Харькове, почетный член Медицинской академии в Петербурге, член-корреспондент Академии наук в Париже, Берлине, Мюнхене, Риме, Турине, Копенгагене, Нью-Йорке, Филадельфии, Баварии (также иностранный член академий в Мюнхене и Риме), член-корреспондент научного общества в Гстгингсне, Геологического института в Вене, Геологического общества в Лондоне, Общества естествоиспытателей во Фрайберге, действительный член Географического общества в Петербурге, почетный член Минералогического общества в Париже, Общества естествоиспытателей и врачей в Гиссене, объединения натуралистов "Лотос" в Праге, Вольного немецкого общества наук, искусств и общего образования в родительском доме Гёте во Франкфурте-на-Майне, Фармацевтического общества в Петербурге, Общества естествоиспытателей в Петербурге, Москве, Харькове, Казани, Одессе, Риге, иностранный член научного общества в Богемии". В это время европейские собрания обогатились уральскими самоцветами и изделиями из драгоценного, цветного и поделочного камня.

В Музее естественной истории в Лондоне как бесценное достояние хранится огромная ваза из уральского авантюрина подаренная Николаем I первооткрывателю пермской системы Родрику Мурчисону. Уникальная коллекция ггрцогов Лейхтенбергских, лучшую часть которой (стараниями Н.И. Кокшарова!) составили уральские самоцветы, была завещана Баварской академии наук

Впрочем, выразительные и редкие экземпляры, прошедшие через руки нашего академика, можно встретить во многих европейских музеях. Так создавалась и крепла слава уральского камня в Европе.

14. 1881-1917 - на царствование Александра III Миротворца (1881-1894) и Николая II (1894-1917) приходится закат уральской империи камня, отмеченный несколькими яркими событиями.

Найденный в 1868 году "алмазоподобный" демантоид сначала стоил копейки. Только после Парижской выставки 1898 года демантоид стал поистине всемирно известен и знаменит [9]. Если Н. Норденшильд открыл демантоид из платиноносных россыпей Нижне-Тагильского завода для науки, то первое его минералогическое описание в 1871 г. сделал Павел Васильевич Еремеев (тоже родной для Урала академик минералогии). Но ювелирным камнем демантоид стал благодаря отцу и сыну Калугиным (отец - известный горшик и мастер, сын - один из основателей коллекционного дела на Урале, чьи минералогические коллекции были известны в Европе и Японии) [9]. Демантоид получает царский статус, потому что "при дворе Государя императора во время коронации императора Александра III в 1883 году, ... придворные дамы надевали по дюжине желтых демантоидов (гопазолитов! - Э.Е.) на свои кокошники" [9]. Чтобы стать драгоценным, демантоиду потребовалось, по крайней мере, четверть века.

В 1880-1886 гг. случилась новая добыча топазов на Мокруше и по реке Кривой, на копи Золотуха. Удачна была добыча аметистов в Голодном логу. В 90-х годах в связи со строительством храма Воскресения Христова на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге большой заказ получила Екатеринбургская гранильная фабрика. Здесь были изготовлены украшения из орлеца (два клиросных киота, дарохранительница, сени и балюстрада) и яшмы [4]. Украшения для этого храма терпеливо делали на Екатеринбургской гранильной фабрике многие годы, вплоть до 1917 года, когда уже и царь отрекся от престола, и храмы опустели. В 1885 г. - при промывке рубинов и сапфиров на р. Положихе с вашгерда снят алмаз на 1,5 карата. В1899 г. - крупная добыча бериллов (более 35 пудов) на Ссменинской копи (Адуй). В 1895 году A.A. Комаров проводил поиски узорчатого камня для >крашения гробницы почившего императора Александра 111 в окрестностях села Шайтанского [3]. В 1899-1916 гг. англо-французская компания "The New Emerald's company", по расчетам В.Б. Семенова • 1993), вывезла с Урала 8655 килограммов изумрудов. 1900 год отмечен добычей розовых и □олихромных турмалинов вблизи Липовки.

В этом же 1900 году на Всемирной выставке в Париже произвела фурор карта Франции, исполненная уральскими мастерами. Карта в контурах Французской республики символически «сплотила сияющее достоинство уральских самоцветов. Это был подарок последнего Российского хмперагора республиканской Франции. И сегодня внимательный посетитель тихого Музея иртографии в Компене может найти на карте, закрепленной в раме из благородного дерева, исторические уральские драгоценные и цветные камни: яшмы (калканская, кушкульдинская, ■осолаевская, сибайская, тунгаринская, ямская), фомеиский мрамор, авантюрин, шайтанский эереливт, агат, кахолонг, сердолик. Города имеют привилегию быть отмеченными самоцветами: Париж - сибсритом (малиновым турмалином), Лилль - фенаккгом, Нант - бериллом, Гавр и Марсель - изумрудом, Реймс - хризолитом (демантоидом?), Руан - сапфиром, Лион - турмалином, Бордо -жвамарином, Ницца - гиацинтом, Шербур - александритом, Тулон - хризобериллом; другие города стмечены горным хрусталем, рубеллитом, топазом, аметистом. Названия на карте выведены Шквально золотыми буквами, а реки обозначены платиной. Карта получила высшую награду шетавки, а её автор - директор Екатеринбургской фабрики Василий Васильевич Мостовенко -шгражден командорским крестом Почетного легиона. Мостовенко руководил фабрикой 26 лет (с •сени 1885 г.), в 1913 г его сменил Андреев (ушел с этой должности в 1917 г.), после революции ■пначен директором фабрики был назначен Кандыкин. Накануне войны 1914 года художественной ¡■стъю Петербургской и Екатеринбургской фабрик заведовал академик (!) A.A. Лансере (!!). В 1915 ры> екатеринбургские мастера были заняты отделкой сеней храма Воскресения.

В 1904 г. продолжали добывать голубые топазы на Мокруше, аметисты в Голодном логу. В ■ИО-1911 гг. вскрыю крупное !незди с топазами на Мокруше, поступили крупные партии аметистов ■ копей д. Сизиковой. В 1914-1918 гг. продолжилась добыча аметистов на Ватихе. В 1912-1916 гг.

Ферсман обследовал копи самоцветов в Мурзинском районе. Книга его "Драгоценные и цветные ■вии России" (1914) - это уже в значительной мере воспоминания, мифы и легенды о былой тпгрии уральских самоцветов [10, 17].

15. Гибель империи: 1917-1991 гг. - советский период, отмеченный искоренением основы ^e-оценного статуса природного камня. Коренное отличие советского этапа освоения Самоцветной кассы от императорского периода XVIII-XIX вв. заключается в технократическом, промышленном

подходе к самоцветам. Была разрушена инфраструктура Российской империи - власть, религия и идеология - в пространстве и времени которой уральский самоцвет приобретал статус драгоценного, то есть камня, удостоверяющего божественную природу самодержавной власти. В императорский период сакральное существо драгоценного камня России подтверждалось постоянным заказом Кабинета Его Императорского величества драгоценного, цветного и поделочного камня и изделий из него. Увлечение минералогией охватывало сановников и императорскую семью, во всяком случае, долгое время российское Императорское минералогическое общество имело высочайших покровителей. Если в 1800 году должность Главного начальника Экспедиции прииска цветных камней занимал по совместительству Президент Академии художеств, граф Строганов, то два с половиной века спустя аналогичную экспедицию уже возглавлял советский горный инженер, исполняющий абсурдные для месторождений самоцветов инструкции о стадийности поисковых, поисково-оценочных и разведочных работ. Месторождения топазов, аметистов, горного хрусталя, изумрудов, александритов были не столько истощены, сколько разрушены технократической системой поисковых, оценочных и разведочных работ. В 1931 году произошло полное символического смысла событие: Изумрудные копи - единственное в России месторождение ювелирных изумрудов и александритов - переданы в ведение Союзредмета, как источник стратегических бериллиевых руд. А с 1956 года они перешли под начало Первого Главного Управления Минсредмаша, а в 1989 году - Первому главному научно-технологическому упраалению Министерства атомной энергетики и промышленности [2, 12]. Следует подчеркнуть, что гибель империи самоцветов обусловлена не истощением месторождений, а революционным преобразованием мира. Мир стал рациональным, технократическим, секулярным. В социалистическом, индустриальном государстве нет ни социальной, ни экономической, ни культурологической основы для разеития самоцветного дела. Самоцветы в ювелирном деле заменяются более технологичными искусственными аналогами, а уникальные произведения ювелиров потеряли своих высоких заказчиков на Земле и, казалось, забыты Богом. За годы советских пятилеток выдано на-гора во много раз больше самоцветов, чем за всю предшествующую историю. Но это богатство было частью разрушено, частью потеряно, частью расхищено. Мурзинской партией под руководством А.Д. Шенгслия в 1965-1968 гг. производятся поисково-оценочные работы на Мокрушс. Вскрыто 56 гнезд, добыто 61 кг топазов, 31,2 кг турмалинов, 0,38 кг бериллов, 200 кг морионов. В 1968 году обоснована отрицательна* оценка на ограночное сырье (рубин, сапфир, гранат) района д. Колташи экспедицией № 122. В 1968-1970 гг. разведочные работы на рубеллит на Липовском месторождении проведены Режевскиу никелевым заводом. Оценка турмалина как драгоценного или коллекционного камня не производилась, государство нуждалось в техническом канне. 1972-1975 гг. - принята положительная оценка В.В. Смертенко Алабашского пегматитового поля на ювелирное сырье (копи Мокруша, Старая Мыльница, Трсхсотснная, Голодная, Старая Яма, Большая Тяжеловесница, 'Гысячница). 1973-1987 гг. - освоена Ватиха, произведены разведка центральной части (1974) и глубоких горизонтов (1974-1978), подсчет запасов (1978-1982). По данным Г.А. Корендясева, здесь возможна ежегодная добыча около 210 кг сортового аметиста в течение шести лет. Но, несмотря на это, в 1987 году разработка Ватихи остановлена. Уральские аметисты, столь знаменитые в екатерининскую эпоху [14], не востребованы в новом индустриальном мире.

16. Перспективы реставрация империи уральского камня имеют основания до тех пор, пока не пропала память о всемирной славс ьаших самоцьетов. Уральский камень'в этом случае может послужить делу реставрация памяти, искусства исторической ретроспективы.

Источники драгоценного, поделочного, цветного и коллекционного камня в пределах Самоцветной полосы далеко еще не исчерпаны: здесь сохраняются хорошие перспективы на рубины (Алабашское, Липовское и Шайтане кое месторождения), бериллы (Семенинская копь, Адуй, Алабашское пегматитовое поле), топгзы (Мокруша), рубеллиты (Липовское), аметисты (Ватиха), переливты (Шайтанское), графический пегматит, керамическое сырье. Старательские работы вскрыли минерализацию на матую глубину (до 20 мХ в редких случаях (Мокруша, Ватиха) больше.

Минеральные копи, служившие объектом старательской добычи многие десятки, а иногда и сотни лет, сами по себе предстаалдют своеобразную историю горного дела, отраженную в ландшафте, в системе горных выработок, наконец, в инструментах, старых схемах, планах и пр. Долгая жизнь копи, независимо от се перспектив и запасов самоцветов, определяет ее ценность как свидетеля истории Урала. Защита таких объектов от стихийного разрушения необходима и неотложна: это относится к Мокруше, копям Мора, Министерской копи и Старцевой ямс, Тальяну,

Кайгородскому Тальяну, старым работам ва изумруд р. Токовой. Ценность самоцвета определяется не только его техническими параметрами - размером, цветом, прозрачностью, чистотой, но и его судьбой: не только его естественной историей, но и его траекторией в мире культуры, религии, власти. Следовательно, графический пегматит с копи князя Мещерского (Адуй) будет цениться выше, чем аналогичный с безымянной копи № 32. Цена камня зависит от его положения в инфраструктуре культуры и истории, вне неб камень теряет драгоценность. Поэтому возрождение Самоцветной полосы означает воссоздание сложной динамичной традиции культуры уральского камня, включающей и высокий уровень горной технологии, отбора и препарирования образцов, культуру коллекционного и музейного дела, изучение многообразной палитры старательского фольклора и мифологии, наконец, топонимики, такой содержательной и яркой. Вспомним только некоторые названия копей: Золотуха, Еремина перемена, Архипов ключ, Скрипунья, Тысячница,

|тьная, Мокруша, Логоуха, Сарафанница и др. Необходимо восстановить не только судьбу но и судьбу человека, искавшего и добывавшего этот камень. Имена директоров, командиров ственных деятелей - Я.Б. Брюса, A.C. Строгоиова, Я. Мора, И.И. Вейца, П.И. Миклашевского, эковина, Л.А. Перовского, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.К Денисова-Уральского [2] - столь же гльны, как и имена горщиков и старателей: Семена Ваганова. Ивана Опарышева. Ивана 1на. Филиппа Тупылева, Максима Кожевникова, Лаврентия Морозова. Степана Соломина, на Семенина. Минеральную копь, месторождение самоцветов нельзя вычленять из контекста .ы и истории. Живописный ландшафт, звучное имя, содержательная история для копи и камня, •го в ней, значат не менее, чем его физические и эстетические достоинства. Создание такой труктуры и составляет основную задачу Национального парка "Самоцветная полоса Если руда приносит достойну ю прибыль после сложного технологического пути от добычи, 1ения до металлургического передела и изделия, то для самоцвета столь же важен его разный передел в сфере культуры и истории. Самоцвет должен быть знаменит, с ним должна вязана легенда, миф, чудо. И многовековая история освоения Самоцветной полосы накопила ые ресурсы этого рода, необходимо только понимать их ценность не только просветительскую льтурологическую, но и экономическую. В этом смысле реконструкция копей Мора или ювление канала бригадира Беэра с "заколами" столь же важны, как и вскрытие новых гнезд с ли и геолиодорами на Мокруше.

17. У драгоценного камня три истории: первая - естественная история его рождения и жизни ых земных недрах. Вторая, скажем, технологическая - о встрече камня и человека, история и, открытия, добычи, преобразования камня в руках мастера в произведение искусства, ц, третья история - бесконечное путешествие драгоценного камня, символа вечности, в анстве и времени культуры, истории, мифологии, постоянно обновляющих и возрождающих ггелыюсть и магическую силу этой частицы одного вещества. Поэтому драгоценность камня сдается вместе с ним: она создается путем чудесных превращений уже в течение его той" жизни.

Уральские самоцветы требуют обрамления, инфраструктуры, превращающей земное во в драгоценность. В такой инфраструктуре должны согласованно сочетаться старинные льные копи и современные месторождения, частные коллекции и музейные экспозиции, ювелирного искусства и центры научных исследований, банки-хранилища национальных «щ и аукционы, информационные базы данных (рациональные сведения об уникальных етах) и мифы, сказания, байки (то есть все тс, что преобразует камень в явление культуры и и). На Урале за всю более чем трехвековую историю самоцветного дела никто не создал ia, не стал богатым человеком, работая с драгоценным камнем. Семья Демидовых стала ственной, строя заводы и добывая железные и медные руды. Были богатые 1ромышлеиники. А самоцветы не приносили ни счастья, ни богатства. Почему? Главная а в том, что в течение более трех веков самоцветы стремительно уходили с Урала. Урал л, но свою драшценниегь камень получал уже в столицах. Самоцветы украшаюг многие музеи I и всех российских столиц. Но не Урала. Неизмеримо малая доля их задержалась в уральских еще меньше в частных коллекциях, в украшениях и "фамильных драгоценностях", димо терпеливо, пусть медленно, но последовательно раскручивать механизм создания, гния и сбережения драгоценности уральского камня в регионе.

В настоящее время уже обозначены контуры такой инфраструктуры. Создан »логический музей имени А.Е. Ферсмана в Мурзинке. Разработана концепция Национального 'Самоцветная полоса Урала" [6, 20], в рамках которой развивается деятельная структура

Режевского государственного природно-.минералогкческого заказника 18). Действует замечательный музей истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге. Возрождается наука о драгоценных камнях - геммология. Первовестником этого возрождения были издание прекрасных историко-геммологических книг об уральских цветных и драгоценных камнях Владислава Борисовича Семёнова [12, 13 и др.]. В уральской высшей школе созданы основы геммологического образования. Разрастается система ювелирных центров, магазинов, ярмарок минералов. В.А. Пелепенко создал замечательный музей красоты камня в Екатеринбурге, A.A. Канонеров в Нижнем Тагиле стремительно, в течение пяти лет собрал уникальную систематическую научную коллекцию, в которой представлена минералогия Самоцветной полосы. Наконец В.И. и В.А. Поповы опубликовали серию монографий по Самоцветной полосе, за»ершившуюся в 2002 году ярким описанием знаменитых копей Мурзинки. Кафедра минералогии Уральской государственной горногеологической академии в 2000 году провела международную уральскую летнюю минералогическую школу "под знаком самоцветов". При содействии и участии кафедры появилась серия публикаций об Изумрудных копях Урала (Ф.Ф. Золотухин, В.И. Жернаков, М.П. Попов). Новейшая история Самоцветной полосы Урала вселяет надежды на будущее [5, 6, 7, 20].

Нам досталось богатое наследство. Уральский камень знаменит. Слава его, созданная в имперский период XVIII и XLX веков, развитая восторженным мифотворцем уральского камня академиком Александром Евгеньевичем Ферсманом [15, 16, 17], неизбывна. Эту самую главную драгоценность - славу уральских самоцветов - должен приумножать и хранить Музей, объединяющий естественную и неестественную историю уральских драгоценных и узорчатых камней. Трудно и, может быть, не имеет смысла возвращать уральский камень из далеких собраний Старого и Нового света. Но время собирать камни пришло. Нужно развивать плодотворное взаимодействие между наукой о минералах и геммологическим образованием, обеспечить содержательную связь природно-минералогических заказников с региональными музеями геологического и минералогического профиля, возвратить историческую память о старинной культуре самоцветов в села и города Самоцветной полосы, преобразовать Режевской ириродно-минералогический заказник в региональный центр естественнонаучного, исторического и культурологического образования. Необходимо старательно собирать информацию об уральских самоцветах, описания уникальных кристаллов, штуфов, ювелирных и монументальных изделий, представляющих Урал во многих странах мира. - это послужит основой виртуального музея "Самоцветы Урала", который, охватив весь мир, расширит экспозиционное пространство Музея истории ювелирного и камнерезного искусства.

Изумруды, александриты, фенакиты, голубые топазы, бериллы, аквамарины, гелиодоры, аметисты, розовые и полихромные турмалины, демантоиды, горный хрусталь и морионы, шайтанский переливт, орлец и малахит составлякт самоцветную славу Ураъа. Славу, которая с годами становится легендой, воспоминанием о могущественной империи уральского камня, свидетельства власти которой сохранились в двух российских столицах и в музеях всего мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аиастасеико Г.Ф., Крнвовичсв В.Г. История минералогического музея Санкт-Петербургского государственного унивгрситета. СПб, 1998. 112 с.

2. Ариншгейн М., Мельнике в Е., Шакннко И. Цветные камни Урала. Свердловск, 1986.

144 с.

3. Глазова Т.А., Григорьев Д.П. Шайтанский переливт. Природа. 1985. К? 4. С. 40-43.

4. Голомзик А. Родонит. Свердловск, Средне-Уральское книжное издание, 1983. 160 с.

5. Драгоценные и цветные камни Урала Н Изв. вузов. Горный жу рнал. 1993. №11. Спец вып. Уральское горное обозрение. 186 с.

6. Е мл и н Э.Ф. Самоцветная полоса Урала; прошлое, настоящее и будущее // Изв. вузов. Горный журнал, 1993. № 11. С. 75-112

7. Емлин Э.Ф. Аксиомы геммологии / Уральская летняя минералогическая школа-2000 "под знаком уральских самоцветов". Екатеринбург, 2000. С. 58-61.

8. Емлин Э.Ф., Вахрушева Н.В., Каинов В.И. Самоцветная полоса Урала. Екатеринбург, 2002. 160 с.

9. Калугин A.B. Коллскшя мннераловъ, рудъ и горныхъ породъ как nocoöie для школъ и самообразоважя. Екатеринбургу Пермской губ. Солдатская 3. 1914, 600 с.

10. Письма В.И. Вернадского А.Е. Ферсману. М.: Наука, 1985. 272 с.

11. Пыляев М.И. Драгоценные камни их свойства, местонахождение и употребление. Третье издание, значительно дополненное: СПб, изд. А.С. Суворина. Репринтное воспроизведение издания 1888 г. М.: Совместное советско-австрийское предприятие "Х.Г.С.", 1990. 403 с.

12. Семенов В.Б., Шакинко И.М. Уральские самоцветы. Свердловск. 1982. 290 с.

13. Семенов В.Б. Камни Урала. Малахит. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1987. Том 1. 240 е., том 2, 160 с.

14. Талаицев А.С. Знаменитые уральские самоцветы. Екатеринбург, 2000. 168 с.

15. Ферсман А.Е. Путешествия за камнем. JI., 1956. 528 с.

16. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. T. II. М.:. 1961. 372 с.

17. Ферсман А.Е. Избранные труды. T. VII, Драгоценные и цветные камни СССР. М., 1962.

592 с.

18. Черных В.Н., Семенов В.Б. Агат. Свердловск, 1982. 160 с.

19. Шакинко И.М. Загадка уральского изумруда. Свердловск. 1980. 304 с.

20 Emlin Eduard. Urals Bells of Presious Stones. Wordl of Stones, #10, 1996. S. 8-22. 21. James George Fraszer. FOLKLORE IN THE OLD TESTAMENT. London, 1923. 542 p.

УДК 553.46 +553.24 (234.85)

В.А. Елохин

РЕДКОМЕТАЛЛЬНЫЕ АЛЬБИТИТЫ УРАЛА И ИХ МОЛИБДЕНОНОСНОСТЬ

Изучению гранитного магматизуа и связанного с ним редкометалльного орудснсния на Урале посвящены работы Апельцина Ф.Р., Внгоровой В.Г., Грабежева А.И., ГрязноваО.Н., Голдина Б.А., Душина В.А., Золосва К.К., Калинэвского A.B., Караченцева С.Г., Краснобаева A.A., Левина В.Я., Лучинина И.Л., Львова Б.К., Мормиля С.И., Охотникова В.Н., Рапопорта М.С., Самаркина Г.И., Старкова В.Д., Ферштатера Г.Б., Чашухиной В.А., Штейнберга Д.С., Юшкина Н.П. и других геологов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Редкометалльные апогранигные альбититы установлены в Полярно-Уральском и Приполярно-Уральском мегаблоках Ценгр&тьно-Уральской мегазоны, Сысертско Ильмепогорском, Сосьвинско-Коневском и Адамовско-Мутоджарском мегаблоках Восточно-Уральской мегазоны.

Гранитные массивы, в пределах которых зафиксирована редкометалльная альбититовая минерализация, относятся к гранитной и адамеллит-гранитной формациям позднепалеозойского возраста коллизионной стадии развития. Перечислим основные гранитные массивы, в связи с которыми проявлены редкометалльные альбититы. Это Тайкеуский, Маньхамбовский, Ильяизский, Малопатокский на Севере Урала. Шамейский, Кварцевогорский, Галочьегорский, Зснковский на Среднем Урале, Борлинский на Южном Урале.

Следует отметить, что часть геологов редкометалльные альбититы Приполярного Урала относит к позднекембрийско-раннеордовикскому возрасту.

Метасоматические образования альбигитовой формации Полярного Урала приурочены к западному крылу Харбейского антиклинория, осложненного поперечной структурой северозападного (Пайхойского) направления и ограниченной разломами глубинного заложения. Вмещающие породы представлены эпидот-хлоритовыми, хлорит-амфиболовыми сланцами и метаэффузива.ми с прослоями известняков и гравелитов няровейской свиты (R2.j) [1, 6], претерпевших региональный зеленокаменный (пренит-пумпеллеитовая фация) и зелгносланцевый 'биотит-эпидот-актинолитовая и эпидот-хлоритовая субфации) метаморфизм. Ишрузивные образования площади по [6] относятся к 1аббро-диори1-1ранодиориювой |R3), фаниг-лейкогранитовой (V-C) и гранитной (Сз.Р) формациям. Последняя представлена телами микроклин-пертитовых гранитов и гранитогнейсов. Для гранитоидов гранитной формации свойственны повышенные глиноземистость и щелочность калиево-натриевого типа. Их геохимический спекгр характеризуется повышенными (надкларковыми) содержаниями ниобия, тантала, бериллия, иттрия, иттербия. Содержания молибдена, олова и стронция находятся в количествах ниже кларковых (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.