Научная статья на тему 'Иммиграционная безопасность России'

Иммиграционная безопасность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ / ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИММИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИММИГРАЦИИ / IMMIGRATION SECURITY OF RUSSIA / IMMIGRATION POLICY / IMMIGRATION FLOWS / FOREIGN EXPERIENCE IN REGULATING IMMIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягодкина Вера Михайловна

Ставится научная проблема обеспечения иммиграционной безопасности России. Рассматривается зарубежный опыт регулирования иммиграционных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMMIGRATION SECURITY OF RUSSIA

The author poses a scientific problem of providing immigration security to Russia and studies foreign experience in regulating immigration flows.

Текст научной работы на тему «Иммиграционная безопасность России»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 331.556.4 В. М. ЯГОДКИНА

ББК 65.248.7 доктор экономических наук, профессор,

Байкальский государственный университет экономики и права

ИММИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

Ставится научная проблема обеспечения иммиграционной безопасности России. Рассматривается зарубежный опыт регулирования иммиграционных потоков.

Ключевые слова: иммиграционная безопасность России; иммиграционная политика; иммиграционные потоки; зарубежный опыт регулирования иммиграции.

V. M. YAGODKINA

Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law

IMMIGRATION SECURITY OF RUSSIA

The author poses a scientific problem of providing immigration security to Russia and studies foreign experience in regulating immigration flows.

Keywords: immigration security of Russia; immigration policy; immigration flows; foreign experience in regulating immigration.

Вопросы, связанные с масштабной миграцией населения в России, приобрели сегодня чрезвычайно острый характер. Речь идет не только о практически неконтролируемом массовом перемещении в Россию инородных людских потоков (хотя это само по себе порождает множество проблем, в частности, обеспечения вновь прибывших местами проживания, трудовой занятости, продуктами питания и т.д.). Перед Россией все неотвратимее встает проблема необходимости обеспечения иммиграционной безопасности как ее населения, так и ее территории, культуры, национальной самобытности и пр.

Многие страны, столкнувшиеся с подобными проблемами гораздо раньше, чем Россия, выработали собственную практику решения аналогичных вопросов, трансформировав ее со временем в законодательно закрепленную иммиграционную политику. России эта работа только предстоит. Безусловно, внимания заслуживает опыт разных стран, прежде всего — развитых, в области проведения иммиграционной поли-

тики с целью минимизации (еще лучше — устранения) всех возможных негативных последствий.

Проблема иммиграционной экспансии имеет более чем двухсотлетнюю историю. С ней в разное время столкнулись и по сегодняшний день сталкиваются такие страны интенсивной иммиграции, как Канада, Австралия, страны Западной и Северной Европы. В Южной Америке эта проблема присуща Венесуэле и Аргентине, в Азии — Сингапуру и Гонконгу, в Африке — Южно-Африканской республике.

Наиболее яркий пример кардинального пересмотра отношения государства к кандидатам на въезд являют собой Соединенные Штаты Америки. В начале XX в. стране, появившейся когда-то благодаря исключительно переселенцам, пришлось приступить к регулированию процесса иммиграции путем создания правил въезда и получения американского гражданства, чтобы ограничить наплыв желающих стать американцами. Небезосновательно получило распространение суждение, что люди (особенно — необра-

© В. М. Ягодкина, 2013

зованные), не знающие языка, выросшие в другой культуре, могут дестабилизировать принимающее общество.

Особое внимание тогда уделялось этнической принадлежности иммигрантов. Превалировала точка зрения, что не всякое общество (и, в частности, американское) способно ассимилировать представителей любых рас и этносов. Именно США, введя десятилетний мораторий на въезд китайцев, стали инициаторами движения против «ази-атизации», получившего впоследствии широкое распространение в западноевропейских и других странах.

А через 50 лет, т.е. в середине прошлого века, США уже перешли к проведению жесткой иммиграционной политики, предусматривающей строгую «селекцию» въезжающих, практически вне зависимости от страны выбытия, с целью избежать обострения ситуации на внутреннем рынке труда. Основными критериями отбора стали профессионализм высочайшей квалификации, востребованный в стране въезда, и политические взгляды, соответствующие государственным интересам принимающей стороны.

С 1990 г. регулирование въезда в США стало осуществляться в соответствии с законом об иммиграции, согласно которому право осуществлять трудовую деятельность на территории страны предоставляется ежегодно определенному количеству мигрантов. При этом практикуется деление желающих въехать в США на собственно «иммигрантов» и так называемых «неиммигрантов». Различие заключается в том, что «иммигранты» допускаются в страну для постоянного проживания с правом работать по найму или заниматься собственной предпринимательской деятельностью и при желании могут через

5 лет получить американское гражданство. Численность «иммигрантов» ежегодно квотируется. За последние 20 лет ежегодная квота снизилась более чем в 5 раз — с 700 тыс. чел. до менее 140 тыс. чел. Для сравнения, в России официальная квота на иностранных рабочих в 2012 г. составила 1,75 млн чел. По данным фонда «Миграция XXI века», в России официально живут и работают 2,2 млн иммигрантов; по неофициальным оценкам — в несколько раз больше [3, с. 18]. По данным Федеральной миграционной службы, в стране ежегодно

без официального разрешения работают от 3 до 5 млн иностранцев [1, с. 10].

Тогда же, в 1990 г., была введена в действие программа предоставления статуса постоянного жителя иностранным инвесторам, вложившим в экономику США не менее 1 млн дол.

«Неиммигранты» могут въехать в страну на ограниченный срок или для выполнения конкретных работ, по завершении которых обязаны ее покинуть. Их численность количественно не ограничивается.

Примерно раз в 5 лет закон об иммиграции пересматривается, прежде всего, в части системы преференций для желающих въехать в США. Например, в законе на 1990-1995 гг. преференциями на въезд пользовались экономисты-международники, которые должны были хорошо разбираться в конъюнктуре международного рынка, мировых валютах, их курсах, знать один или несколько языков. На втором месте были разработчики программного обеспечения. Далее — специалисты по охране окружающей среды, утилизации токсичных отходов; специалисты по финансовому планированию (с практическим опытом работы в отделах планирования производства не менее трех лет). Заканчивали список педагоги для умственно отсталых детей и шеф-повары. В настоящее время в США востребованы медики, специалисты в области IT-технологий, химики, инженеры-строители, архитекторы.

Кроме того, в США на протяжении нескольких десятилетий реализуются государственные программы временной занятости для иностранцев.

Приоритетное внимание уделяется привлечению в страну высококвалифицированных кадров со всего мира. Для этих целей действуют несколько специализированных программ. Одна их них — это программа выдачи временных въездных виз для лиц, имеющих высшее образование или ученую степень, так называемая H-1B visas program. Одним из обязательных условий этой программы является наличие ходатайства о разрешении на въезд от будущего работодателя. Также существует программа L-1 Visa, согласно которой в страну въезжают временно переведенные в головные отделы транснациональных корпораций сотрудники зарубежных филиалов [4, с. 32].

Аналогично государственным программам временной занятости для высококвалифицированных специалистов в США действуют программы временной занятости для малоквалифицированной рабочей силы — H-2A и H-2B programs. В рамках этих программ производится набор сельскохозяйственных и строительных рабочих, персонала для коммунальных служб, торговли, общественного питания [5, с. 71-72].

Довольно острой проблемой для США, впрочем, как и для многих других развитых стран, является нелегальная иммиграция. Одним из основных направлений борьбы с этим явлением является реализация программ амнистий нелегальных иммигрантов. Самая крупная акция по их легализации была проведена в 1986 г. в соответствии с Законом об иммиграционной реформе и контроле. Тогда процедуру легализации прошли около 3 млн чел.1

Однако, как показывает практика, нередко такие меры приводят к еще большему росту потока нелегальных иммигрантов. Поэтому в 2006 г. США были вынуждены выделить 1,2 млрд дол. на строительство 1100-километровой стены на границе с Мексикой, через которую ежегодно на территорию Штатов проникает около 1 млн нелегальных иммигрантов.

Не менее интересен опыт регулирования иммиграционных процессов в Германии. Эта страна начала активно привлекать иностранную рабочую силу через 10 лет после окончания Второй мировой войны. Тогда в соответствии с двусторонними межгосударственными соглашениями в Германию рекрутировались гастарбайтеры из Греции, Италии, Испании, Турции. Всего за 10 с небольшим лет численность иностранных граждан в Германии увеличилась почти в 4 раза. А по окончании действия межгосударственных соглашений немецкое правительство столкнулось с проблемами, во-первых, невыезда привлеченных иностранных рабочих и, во-вторых, массового въезда членов их семей. Как результат, иммиграционная политика страны была пересмотрена в сторону ее ужесточения. Почти 10 лет Германия придерживалась моратория на импорт рабочей силы, опасаясь неблагоприятных последствий.

1 URL : www.migrationinformation.org.

В настоящее время в стране действуют ограничительные практики — квотирование миграционного потока, отмена особых привилегий для репатриантов по воссоединению семей, существенно снизилась возможность получения политического убежища.

Одним из новшеств миграционной политики Германии является введение программы Green card, основанной на балльной системе оценок иммигранта, с целью привлечения квалифицированной рабочей силы в отрасли, связанные с развитием информационных технологий [7, с. 30].

В 2005 г. в Германии был принят закон

об управлении и ограничении иммиграции. Он предусматривает облегчение въезда высококвалифицированных специалистов из государств, не входящих в Европейский союз, в частности, из стран Восточной Европы и Азии. В первую очередь это касается профессионалов, работающих в сфере компьютерных технологий. Им предоставляется возможность получить бессрочный вид на жительство сразу по прибытии в Германию. Наоборот, правила въезда в страну низко квалифицированных работников были ужесточены.

Одной из мер адаптации мигрантов к немецкому обществу являются интеграционные курсы. Они содержат в себе базовый курс немецкого языка, а также ориентационный курс об истории, культуре и правовой системе Германии. По окончании курсов мигранты сдают экзамен, им выдается сертификат, подтверждающий выполнение мигрантом определенных законодательных требований. Без данного сертификата постоянный вид на жительство теперь не выдается [2, с. 58].

Большое значение в процессе адаптации иммигрантов в Германии принадлежит Федеральным структурам по приему и распределению беженцев. Они располагаются в приграничных зонах, и в их функции входит предоставление временного места проживания, оформление документов, распределение по конкретным населенным пунктам.

Свои особенности имеет иммиграционный процесс во Франции. В отличие от уже рассмотренных стран во Франции в последние годы преобладает семейная иммиграция по линии воссоединения семей. Быст-

рые темпы интенсификации этого процесса привели к тому, что в 2007 г. был принят ряд законов, направленных на ограничение и ужесточение контроля в сфере семейного воссоединения. Например, если заявитель в рамках семейного воссоединения запрашивает визу на срок более чем 3 месяца, то его родственники должны представить результаты генетического теста на родство. Резидент, приглашающий родственников во Францию, должен иметь зарплату, достаточную для содержания приезжающих за счет собственных средств, а не за счет государства [6, с. 43].

Как и в США, во Франции проводится «селективная» иммиграционная политика. Ее отличительной особенностью является выделение квот для специалистов востребованных профессий, приезжающих из стран, не являющихся членами Европейского союза, и для иммигрантов из стран, недавно вошедших в ЕС. Более того, некоторым странам, например, бывшим африканским колониям, Франция предоставляет льготный иммиграционный режим, руководствуясь в первую очередь своими внешнеполитическими и экономическими интересами.

Особую актуальность для Франции имеет проблема нелегальной иммиграции. Ее решение реализуется путем применения уже неоднократно упоминавшегося «селективного» подхода. Так, нелегалы, нашедшие занятость в регионах Франции, где наблюдается дефицит трудовых ресурсов, получают право на легализацию своего положения.

В Канаде на протяжении нескольких десятилетий применяется жесткая система отбора претендентов на въезд. Предпочтение традиционно отдается высококвалифицированным специалистам, которые через 3 года постоянного проживания могут претендовать на канадское гражданство.

В 2011 г. власти Канады ужесточили требования для приезжих, уменьшили квоту на въезд. При этом сохранили в действии некоторые программы, обеспечивающие качественный отбор иммигрантов.

В соответствии с Профессиональной программой приоритетное право на въезд предоставляется специалистам востребованных в стране профессий: врачам, инженерам, учителям, строительным рабочим, работникам общественного питания. Обязательными ус-

ловиями для получения разрешения на въезд являются: наличие опыта работы, отсутствие серьезных хронических заболеваний, возраст до 40 лет, отсутствие судимостей и уголовных преследований за последние 4 года, наличие «солидной» суммы на первое время.

Крупные инвесторы (минимум 1,6 млн канадских дол.; инвестиции в правительственные программы — 800 тыс. канадских дол.) с опытом руководящей работы не менее двух лет могут въехать в Канаду по так называемым бизнес-программам. Обязательным является предоставление доказательств того, что средства заработаны честным путем и все налоги уплачены.

Провинциальная программа предназначена для тех, кто отработал на канадского работодателя 6 месяцев или получил приглашение, гарантирующее трудоустройство. При этом канадский работодатель должен доказать местным властям невозможность использования местных специалистов. Кроме того, существуют Семейная и Учебная программы.

Австралия уже традиционно отличается демократичностью в решении иммиграционных вопросов. Так, право на безвизовый въезд на территорию Европейского союза, Канады, США автоматически предоставляет право на гражданство в Австралии. Различные платежи за въезд на постоянное место жительства в сумме составляют около

7 тыс. евро. Иммигрантов в Австралии привлекают высокий уровень зарплат, дешевое жилье, низкие налоги, развитая социальная сфера, здоровая экология.

Однако кандидаты на въезд должны соответствовать определенным критериям. Во-первых, возраст въезжающего не должен превышать 45 лет. Во-вторых, у него не должно быть проблем с законом. В-третьих, он должен свободно владеть английским языком. В-четвертых, стаж работы по профессии должен быть не менее года. При этом необходимо иметь хорошие рекомендации с предыдущих мест работы. Наконец, желающий въехать должен представить достоверные сведения о состоянии своего здоровья.

Каждый из критериев оценивается определенным количеством баллов. Минимальная сумма для получения разрешения на въезд составляет 120 баллов. Хотя официальной

миграционной политикой Австралии декларируется равенство всех рас и наций, фактически предпочтение отдается англичанам и шотландцам. Характерной чертой является также пристальное внимание к демографическим последствиям проводимой иммиграционной политики. Преимущественное право въезда предоставляется женщинам и молодым семьям с детьми.

Несмотря на то, что правительство Австралии ежегодно объявляет квоты на разные специальности, из года в год пользуются спросом медицинские и инженерно-технические работники, строители, а также специалисты в области 1Т-технологий.

Как и во многих других странах, в Австралии поощряется деловая иммиграция. Приветствуется въезд предпринимателей, имеющих бизнес-план и обладающих документально подтвержденной суммой от 500 тыс. австралийских дол. От бизнесменов потребуются доказательства владения минимум 10% акций какой-либо компании и готовности в течение двух лет инвестировать указанную сумму в австралийскую экономику.

Довольно охотно едут в Австралию студенты, так как австралийские дипломы о высшем образовании признаются во всем мире (стоимость обучения составляет около 14 тыс. австралийских дол. в год). Если обучающийся принимает решение остаться на постоянное место жительства, то учеба в Австралии (не менее года) засчитывается в качестве дополнительных баллов.

Очевидно, что иммиграционная политика стран, давно и активно использующих иностранную рабочую силу, кроме цели обеспечить национальную экономику тре-

буемыми трудовыми ресурсами, выполняет роль «фильтра» для сохранения стабильности в гражданском обществе.

Россия, по сравнению со странами, исторически практикующими использование иностранной рабочей силы, находится, можно сказать, в дуальной ситуации. С одной стороны, ей приходится решать проблемы, ранее не свойственные для ее социума и экономики, — активного и даже агрессивного проникновения представителей других рас и народностей в ранее сравнительно однородное с этнической точки зрения народонаселение. С другой стороны — России нет смысла «изобретать велосипед», так как существует достаточное количество стран, накопивших богатый опыт защиты национальной «чистоты» от инородной экспансии.

Сегодняшняя ситуация в России порождена не какими-то исключительными обстоятельствами, а банальным невниманием соответствующих государственных органов и служб к практически неконтролируемому въезду на ее территорию. В результате в зоне риска находится ее иммиграционная безопасность, что может привести к катастрофическим последствиям, как для экономики, так и для социума.

Для того чтобы выработать миграционную политику, удовлетворяющую всем критериям и показателям современного общества, необходим обмен, прежде всего, информацией и опытом между государствами. Учитывая сложившуюся на данный момент миграционную ситуацию в России, необходимо использовать опыт зарубежных стран в регулировании иммиграционных потоков.

Список использованной литературы

1. Гости навсегда ... // Аргументы и факты. — 2012. — 4 апр. — С. 10.

2. Карачурина Л. Иммиграционная политика Германии: успешный и неуспешный опыт / Л. Карачурина //

Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — № 7. — С. 50—60.

3. Кузнецова Т. Работа без зарплаты / Т. Кузнецова / / Аргументы и факты. — 2012. — 18 июля. — С. 18.

4. Лукьянец А. Иммиграционная политика США / А. Лукьянец // Международная экономика. — 2008. — № 6. — С. 31-38.

5. Никольская Г. К. Проблемы регулирования миграционных потоков: опыт США / Г. К. Никольская // Труд за рубежом. — 2008. — № 1. — С. 64-80.

6. Стрельцова Я. Иммигранты во Франции и в России: общее и различия / Я. Стрельцова // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — № 7. — С. 40-49.

7. Цапенко И. П. Роль иммиграции в экономике развитых стран / И. П. Цапенко // Мировая экономика

и международные отношения. — 2004. — № 5. — С. 27-39.

References

1. Gosti navsegda... // Argumenty i fakty. — 2012. — 4 Apr. — S. 10.

2. Karachurina L. Immigratsionnaya politika Germanii: uspeshnyi i neuspeshnyi opyt / L. Karachurina // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. — 2008. — № 7. — S. 50-60.

3. Kuznetsova T. Rabota bez zarplaty / T. Kuznetsova // Argumenty i fakty. — 2012. — 18 July. — S. 18.

4. Luk'yanets A. Immigratsionnaya politika SShA / A. Luk'yanets // Mezhdunarodnaya ekonomika. — 2008. — № 6. — S. 31-38.

5. Nikol'skaya G. K. Problemy regulirovaniya migratsionnykh potokov: opyt SShA / G. K. Nikol'skaya // Trud za rubezhom. — 2008. — № 1. — S. 64-80.

6. Strel'tsova Ya. Immigranty vo Frantsii i v Rossii: obshchee i razlichiya / Ya. Strel'tsova // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. — 2008. — № 7. — S. 40-49.

7. Tsapenko I. P. Rol' immigratsii v ekonomike razvitykh stran / I. P. Tsapenko // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. — 2004. — № 5. — S. 27-39.

Информация об авторе

Ягодкина Вера Михайловна — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Author

Yagodkina Vera Mikhailovna — Doctor of Economics, Professor, Chairholder, Chair of International Economy and International Business, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.