Научная статья на тему 'ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК МЕТОД ИНТЕГРАЦИИ ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА В ПАРКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО'

ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК МЕТОД ИНТЕГРАЦИИ ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА В ПАРКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушенные территории / рекультивация / благоустройство / парковое пространство / иммерсивные технологии / дополненная реальность / disturbed territories / reclamation / landscaping / park space / immersive technologies / augmented reality

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — А А. Иванихина, Л Г. Янакова, М В. Золотарева

В статье рассматривается проблема реабилитация антропогенных территорий, одним из путей преодоления которой является их рекультивация на основе создания парковых пространств. Авторами дается предложение по компенсация затрат этих работ, путем создания парковых пространств с внедрением иммерсивных технологий. Рекультивация земель — составная часть деятельности человека по отношению к природе, которая заключается в восстановлении свойств ее природных компонентов. Нарушения этих свойств являются результатом процесса природопользования без учета природной составляющей, экологического состояния окружающей среды. Объектами рекультивации являются земли, на которых нарушены, отсутствуют элементы природных компонентов или они полностью уничтожены. В решении вопросов реабилитации земель, включения их в функциональную систему городского ландшафта, в частности устройства на них парковых территорий остро встает вопрос финансовой составляющей выполнения подобных работ и последующее их поддержание в надлежащем состоянии. Одним из путей окупаемости подобных мероприятий является привлечение на эти территории организаций, которые представляют услуги, связанные с IT-технологиями в сфере развлечений. Статья публикуется по результатам проведения научно-исследовательской работы «Иммерсивные технологии в контексте архитектурной среды», в рамках конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ обучающимися СПбГАСУ в 2023 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMMERSIVE TECHNOLOGIES AS A METHOD OF INTEGRATING DIGITAL CONTENT INTO PARK SPACE

The article deals with the problem of rehabilitation of anthropogenic territories, one of the ways to overcome which is their reclamation based on the creation of park spaces and compensation for the costs of these works by creating park spaces with the introduction of immersive technologies. Land reclamation is an integral part of human activity in relation to nature, which consists in restoring the properties of its natural components. Violations of these properties are the result of the process of nature management without taking into account the natural component, the ecological state of the environment. The objects of reclamation are the lands on which are disturbed, there are no elements of natural components or they are completely destroyed. In addressing the issues of land rehabilitation, their inclusion in the functional system of the urban landscape, in particular the arrangement of park areas on them, the issue of the financial component of the implementation of such work and their subsequent maintenance in proper condition arises. One of the ways to recoup such events is to attract organizations to these territories that provide services related to IT technologies in the field of entertainment. The article is published based on the results of the research work “Immersive technologies in the context of the architectural environment”, as part of the competition for grants for research work by students of SPbGASU in 2023.

Текст научной работы на тему «ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК МЕТОД ИНТЕГРАЦИИ ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА В ПАРКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО»

УДК 712.2.025

doi: 10.55287/22275398_2023_3_214

ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК МЕТОД ИНТЕГРАЦИИ ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА В ПАРКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

А. А. Иванихина Л. Г. Янакова М. В. Золотарева

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается проблема реабилитация антропогенных территорий, одним из путей преодоления которой является их рекультивация на основе создания парковых пространств. Авторами дается предложение по компенсация затрат этих работ, путем создания парковых пространств с внедрением иммерсивных технологий.

Рекультивация земель — составная часть деятельности человека по отношению к природе, которая заключается в восстановлении свойств ее природных компонентов. Нарушения этих свойств являются результатом процесса природопользования без учета природной составляющей, экологического состояния окружающей среды. Объектами рекультивации являются земли, на которых нарушены, отсутствуют элементы природных компонентов или они полностью

уничтожены. В решении вопросов реабилитации земель, включения их в функциональную систему городского ландшафта, в частности устройства на них парковых территорий остро встает вопрос финансовой составляющей выполнения подобных работ и последующее их поддержание в надлежащем состоянии. Одним из путей окупаемости подобных мероприятий является привлечение на эти территории организаций, которые представляют услуги, связанные с ^-технологиями в сфере развлечений.

Статья публикуется по результатам проведения научно-исследовательской работы «Иммерсивные технологии в контексте архитектурной среды», в рамках конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ обучающимися СПбГАСУ в 2023 году.

Ключевые слова

нарушенные территории, рекультивация, благоустройство, парковое пространство, иммерсивные технологии, дополненная реальность

Дата поступления в редакцию

22.08.2023

Дата принятия к печати

28.08.2023

Глоссарий

Рекультивация земель — комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель в процессе природопользования, а также на улучшение условий окружающей среды.

Нарушение земель—это процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова,

гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель.

Иммерсивный (eng. immersive—погружать) — технологии полного или частичного погружения в виртуальный мир или различные виды смешения реальной и виртуальной реальности.

AR (augmented reality) — дополненная реальность — augmented следует переводить скорее как «добавленная». То есть мы добавляем в нашу реальную реальность (RR) элементы виртуальной, смоделированной реальности.

Введение

В связи со стремительным темпом развития науки и введении передовых технологий в производственный процесс, его оптимизации, в настоящее время фиксируется большое количество заброшенных промышленных территорий без определенной функциональной нагрузки. С другой стороны, эти территории невозможно ввести в оборот полноценного использования в связи с их загрязненностью в результате антропогенной деятельности. Неопределенное использования подобных пространства провоцируют дополнительную деградацию этих территорий, образование несанкционированных свалок и т. п. [1].

В большинстве случаев у государства не хватает средств на реализацию эффективной программы рекультивации бывших промышленных территорий, поэтому сейчас важно создавать проекты, способствующие компенсации затрат на их восстановление [2]. В этом аспекте интеграция иммерсивных технологий в парковую среду может способствовать окупаемости проектов. Для определения функциональной направленности будущего паркового объекта еще до начала восстановительных работ проводится ландшафтно-экологическая экспертиза, а также выявление требований города (района), в функциональной наполненности архитектурно-планировочного концепта [3].

В рамках проведения научно-исследовательской работы «Иммерсивные технологии в контексте архитектурной среды», конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ обучающимися СПбГАСУ в 2023 году, изучены влияние иммерсивных технологий на восприятие среды человеком.

Основная часть

В современной России управление парками подразумевает использование только физических объектов и пространств. Однако использование горожанами мобильных устройств и новейших технологий может способствовать взаимодействию с посетителями парков в цифровом формате [4].

Существующий уровень использования жителями цифровых приложений и гаджетов не применяется для построения цифровой и когнитивной городской экономики. Городское пространство имеет только один вариант взаимодействия - физический. Оптимальными решениями для эффективной интеграции цифрового контента в парковое пространство демонстрируют следующие средства, существующие уже на сегодняшнем этапе [5]. Это — расширение возможностей физических городских пространств с помощью цифровых ландшафтов; преобразование физической инфраструктуры парков в цифровые продукты, включающие зрителей путем иммерсивных технологии и, в частности, дополненную реальность; использование доступности для каждого пользователя современного смартфона; включение парков в когнитивную экономику города; использование существующей глубины проникновения цифровых технологий в повседневную жизнь горожан.

Интегрированная коммуникация, где пересекаются цифровое и физическое пространство, быстро проникает в нашу повседневную жизнь, и мы можем даже не осознавать перехода от одной реальности к другой. Учитывая динамику растущей цифровизации современного населения, парковые

<

CL

>

1-

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

М

X

и

ОС

<

<

ш ш

CL <

N

О *

го g о.

CQ ф

. н

S i

S3 "

0 «

* Z

< X

1 го

2 1

* §

< £

I х

s 12

х щ

S I

X I

< S

s а

. ш

« I

<1 s

пространства должны включать множество интерфейсов взаимодействия с людьми [6]. Посетители парка могут использовать технологию дополненной реальности для участия в интерактивных играх, связанных с любым объектом; для оптимизации перемещения в пространстве и для повышения эффективности обучения и творчества на различных тематических площадках благоустроенной территории.

В настоящее время создание иммерсивных технологических парков происходит в основном в закрытых пространствах. Однако, в некоторых случаях IT-технологии выходят в открытое пространство, что создает дополнительные точки притяжения жителей и туристов. Достаточно вспомнить применение очков дополненной реальности, в парке, организованном на территории терм Каракалы в Риме. Здесь посетители могут увидеть, как разрушенные помещения реконструируются в здания, украшенные куполами, ваннами и мозаикой, а каменные колонны и статуи богов и ангелов воссоздаются. Пока человек передвигается в виртуальных очках, трехмерное изображение постоянно меняется. Например, бассейн наполняется водой. Здесь можно посетите две большие библиотеки с латинскими и греческими текстами. Экскурсия сопровождается аудио, объясняющим интересные детали. Термы Каракаллы—первое историческое здание, оживленное с помощью технологии виртуальной реальности.

В Японии при помощи технологий смешанной реальности создали уникальный зоопарк, где животных заменили 7D-проекции. Голограммы изображают все настолько детально, что необычные обитатели зоопарка неотличимы от настоящих. Окружающая среда также воссоздана очень детально и выглядит гораздо естественнее и реалистичнее, чем клетки и вольеры в обычных зоопарках. Кроме того, животные не только воссозданы, но и имеют свои собственные запахи и звуки. Это создает иллюзию, что они почти неотличимы от реальности.

В этом году планируется открыть аналогичный тематический парк на открытом воздухе, недалеко от Барселоны. Парк дополненной реальности разместиться в уже существующем природном перке Parque del Montnegre i el Corredor. на площади в 300 гектаров. IT-технологии воссоздадут животных в естественной среде обитания. Организаторы говорят, что эта «инициатива направлена не только на расширение знаний о дикой природе, но и на то, чтобы внести свой вклад в защиту биоразнообразия и предложить этичную альтернативу зоопаркам» [7].

Еще одним подобным опытом является привнесение виртуальной реальности в старейший в мире парк развлечений — сады Тиволи в Копегагене. В данном случае традиционный аттракцион «американские горки» совмещен с очками дополненной реальности, которые помогают усилить острые ощущения воспроизведением демонов и драконов.

По оценкам экспертов, тематические парки привлекают более 500 миллионов посетителей в год, что составляет почти 7% населения планеты. Это устойчивая к кризису отрасль с высоким инвестиционным потенциалом. Во время эпидемии ковида, мире с закрытыми границами иммерсивные парки, выставки и театры восполняли недостаток опыта, заменяя реальные путешествия виртуальными. При этом, каждый раз гости получают уникальный опыт, а гибкость иммерсивной технологии позволяет изменять контент по мере необходимости.

Заключение

Проектирование новых парковых объектов в местах бывших промышленных территорий требует творческого и инновационного подхода, чтобы превратить неприглядные пустыри в живописные места, любимые туристами и горожанами. Восстановление земель в рекреационном направлении предусматривает создание зоны отдыха, которая будет иметь социальное, экономическое и экологическое значение для города.

Синтез дополненной реальности и физического пространства позволит создать уникальную среду, привлекающую значительное внимание своей новейшей системой, тем самым позволяя запустить систему монетизации рекультивированной территории через приложения на смартфонах посетителей, заинтересованных в качественном провождении своего досуга. Таким образом средства, потраченные на восстановление антропогенной территории, будут компенсированы, а в дальнейшем интерактивное пространство принесет продолжит приносить доход, который может быть направлен на продолжение деятельности по рекультивации.

Библиографический список

1. Васильев Н. В. Реабилитация антропогенных территорий как способ сохранения индустриального наследия // Баландинские чтения. 2020. № 1. — С. 29 - 37.

2. Демидова Е. В. Реабилитация промышленных территорий в составе городского пространства // Научный вестник Урал НИИ проект РААСН. 2013. № 1. С. 8 - 13.

3. Щербина Е. В., Аверин И. В., Васильчик Е. И. Особенности размещения объектов недвижимости на площадях, занятых промышленными грунтами после сноса старых зданий // Вестник МГСУ. 2011. Ч. 1 - 2. С. 136 - 140.

4. Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации // Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2022. 30 с.

5. Кузнецов В. А., Руссу Ю. Г., Куприяновский В. П. Об использовании виртуальной и дополненной реальности // International Journal of Open Information Technologies. 2019. № 4. С. 75 - 84.

6. Zolotareva M.V., Ponomarev A.V. Responsive Architecture as a Synthetic Field in Architecture and Construction // Proceedings of the 6th International Conference on Construction, Architecture and Technosphere Safety, V. 308. 58 - 69 pp.

7. В Испании откроется первый в Европе тематический парк дополненной реальности [Электронный ресурс] // Режим доступа // https://www.mke.ee/za-rubezhom/v-ispanii-otkroetsya-pervyj-v-evrope-tematicheskij-park-dopolnennoj-realnosti (дата обращения 20.03.2023).

IMMERSIVE TECHNOLOGIES AS A METHOD OF INTEGRATING DIGITAL CONTENT INTO PARK SPACE

A. A. Ivanikhina L. G. Yanakova M. V. Zolotareva

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint-Petersburg

Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0C О I-

u ш

i-м

X

и

ОС <

<

ш

ш

CL

<

н ;

о s

с; S

о

fO го а

ri i_ Ф

н

Z I s

< ш ЕХ О н

о Ф

* Z

< а

X к го *

>s

L S

с; о ^

о

< I

X S X ф н

X ф

S

X г

< со

ш S и

S а

Ф

< z

z

< s

Abstract

The article deals with the problem of rehabilitation of anthropogenic territories, one of the ways to overcome which is their reclamation based on the creation of park spaces and compensation for the costs of these works by creating park spaces with the introduction of immersive technologies.

Land reclamation is an integral part of human activity in relation to nature, which consists in restoring the properties of its natural components. Violations of these properties are the result of the process of nature management without taking into account the natural component, the ecological state of the environment. The objects of reclamation are the lands on which are disturbed, there are no elements of natural components or they are completely destroyed. In addressing the

issues of land rehabilitation, their inclusion in the functional system of the urban landscape, in particular the arrangement of park areas on them, the issue of the financial component of the implementation of such work and their subsequent maintenance in proper condition arises. One of the ways to recoup such events is to attract organizations to these territories that provide services related to IT technologies in the field of entertainment.

The article is published based on the results of the research work "Immersive technologies in the context of the architectural environment", as part of the competition for grants for research work by students of SPbGASU in 2023.

The Keywords

disturbed territories, reclamation, landscaping, park space, immersive technologies, augmented reality

Date of receipt in edition

22.08.2023

Date of acceptance for printing

28.08.2023

Ссылка для цитирования:

А. А. Иванихина, Л. Г. Янакова, М. В. Золотарева. Иммерсивные технологий как метод интеграции цифрового контента в парковое пространство. — 2023. — № 3 (48). — С. 214 - 218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.