УДК 372/373
ИММЕРСИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ К МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН В ПРОЦЕССЕ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Ирина Николаевна Кунгурцева
Московский государственный университет культуры и искусств, г. Москва, Россия, аспирант кафедры музыкального образования, e-mail: [email protected]
В статье представлена авторская иммерсионная модель формирования интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального образования; раскрывается содержание ее структурных компонентов.
Ключевые слова: модель; формирование интереса; подростки; билингвальное образование; музыкальная культура.
В настоящее время перед отечественным образованием стоит задача воспитания личности, способной свободно ориентироваться в поликультурном мире, толерантно относиться к представителям разных народов, их культурному многообразию и ценностям. Билингвальная система образования решает целый комплекс воспитательных и образовательных задач в этом направлении. Как известно, Россия является многоязычной страной. Для нее полезен опыт тех стран, в которых билингвальное образование детерминируется не столько внутренними процессами, сколько общей тенденцией к интеграции, стремлению к диалогу культур и межкуль-турной коммуникации. К таковым странам можно отнести, прежде всего, Канаду, Бельгию, Швейцарию, США, где традиционно существуют естественная двуязычная среда и (или) осуществляется интенсивный процесс интеграции национальных меньшинств в доминирующее языковое пространство.
Погружение личности в иноязычную культуру является процессом реализации ее универсальности. Наиболее полно, на наш взгляд, это достигается благодаря связи языка с дисциплинами эстетического цикла и прежде всего с музыкой, т. к. именно в музыкальном искусстве наиболее ярко отражаются традиции, обычаи, особенности менталитета, эстетические, этические идеалы и ценности народа, язык которого изучают учащиеся. Установлено, что существует генетическая и историческая связь музыкального языка с речью, ее интонационной окраской. Музыкальный язык интонационно богаче и обобщенней речевого, а в естественном язы-
ке ярче обозначен прямой предметно-понятийный смысл. Направленность музыкальной и языковой системы на освоение иноязычной культуры в условиях билингвизма формирует общие механизмы ее эмоциональнопсихологического восприятия. Активизация эмоционально-психологического восприятия на уровне дидактического синтеза расширяет информативно-художественное и лингвокоммуникативное поле обоих предметов [1], формирует у учащегося позитивную эмоциональную доминанту восприятия культуры другого народа. При этом активизируются сходные психические процессы, такие как слух, внимание, память, воображение, находящиеся в основе самостоятельной творческой деятельности школьников; проявляется пытливость, любознательность по отношению к иноязычной культуре, что свидетельствует о сформированности интереса к ней.
В рамках исследования мы разработали иммерсионную модель1, направленную на формирование интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингвального образования. Модель базируется на трех дидактических блоках:
1) интенциональном (цель, задачи, принципы);
2) содержательном (содержание обучения);
3) операциональном (подходы, педагогические условия, методы, формы).
Кратко раскроем содержание каждого структурного компонента, представленного в иммерсионной модели.
1 Иммерсионная модель предполагает равную степень использования родного и иностранного языков в качестве средства обучения.
Цель обучения заключается в формировании интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе учебной и внеклассной музыкальной деятельности на билингвальной основе.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи.
1. Формирование мотивационно-ценностного отношения подростков к познанию музыкальной культуры Великобритании и США и потребности в ее изучении.
2. Формирование знаний и представлений об основных жанрах, стилях, направлениях музыкальной культуры данных стран.
3. Формирование умений и навыков исполнять вокальные произведения на английском языке, осуществлять их анализ, давать образные характеристики прослушанной музыке, участвовать в диалогах и дискуссиях, концертах и постановках мюзиклов, музыкальных спектаклях в условиях билингвизма.
При разработке модели в качестве приоритетных методологических подходов были выделены следующие.
Культурологический подход предполагает культуроведческую направленность содержания модели, способствующую накоплению образовательной информации, получению необходимых знаний не только о музыкальной культуре англоязычных стран, но и о других артефактах культуры, которые позволяют наиболее полно и глубоко воспринимать язык и музыку своего, а также другого народа.
Аксиологический подход направлен на развитие ценностных ориентаций школьника в условиях билингвального образования, умений видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека, в т. ч. в контексте его культурных особенностей.
Синергетический подход подразумевает формирование саморазвивающейся личности как человека культуры. Использование синергетического подхода в педагогической деятельности способствует обогащению учебно-воспитательного процесса диалоговыми приемами и методами педагогического взаимодействия, что делает более интенсивным процесс развития учащихся и личност-но-професссиональный рост педагогов.
Диалог мнений, мотивов, ценностных установок детей и взрослых содействует
формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в школьном коллективе, раскрытию и развитию индивидуальности каждого.
В основу иммерсионной модели положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного музыкального воспитания школьников: принцип поликультурности; принцип диалогичности; принцип деятельностного освоения музыкального искусства; принцип образно-игрового вхождения в музыку; принцип вариативности; принцип целостности; принцип доступности.
Принцип поликультурности основан на признании любой культуры как совокупности неповторимых уникальных ценностей, обращении к разнообразию культур, в т. ч. музыкальных; предполагает вхождение учащихся в поликультурное пространство на основе толерантного взаимодействия; призван обеспечить воспитание личности новой формации.
Принцип диалогичности обеспечивает вероятность диалогической самореализации участников образовательного процесса в их общении с другими культурами; рассматривает взаимодействие учителя и учащихся как обмен ценностями, а также совместное продуцирование ценностей в области музыкальной культуры. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик - ученик, ученик - музыка - учитель, ученик - учитель, ученик - учитель - культура. Принцип реализуется через субъект - субъектные отношения участников с опорой на индивидуальный опыт учащихся, творческое взаимодействие, саморазвитие.
Принцип деятельностного освоения музыкального искусства позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовывать музыкально-творческие способности, возможности, интересы учащихся. Данный принцип реализуется во всех видах музыкальной деятельности, осуществляемых на билингвальной основе.
Принцип образно-игрового вхождения в музыку заключается в создании образноигрового фона на протяжении всех занятий музыкой, образно-игровых ситуаций, требующий от детей перевоплощения, богатства фантазии, воображения. Данный принцип реализуется в таких формах работы, как му-
зыкальные игры, инсценировки песен, постановка спектаклей, мюзиклов и т. п.
Принцип вариативности предполагает вариативность в занятиях, чередование урочной и внеурочной форм работы; позволяет учитывать динамику изменений в содержании образования; дает возможность раскрыть проявление в музыкальной деятельности и общении широкого спектра мнений, суждений, многовариантности оценок, высказываемых учащимися.
Принцип целостности направлен на целостность процесса обучения, комплексность решения задач и средств их реализации; правильное соотношение знаний, умений и навыков, согласование процесса обучения и развития; способствует целостному восприятию учащимися нового материала (музыкального и языкового).
Принцип доступности учитывает уровень музыкальной и лингвистической подготовки учащихся, активизацию внутренних движущих сил подростка. Данный принцип обеспечивает успешное усвоение новых знаний и способов деятельности. Суть этого принципа состоит в том, что он отражает принцип преемственности, последовательности и постепенности обучения.
Для успешного формирования интереса подростков к музыке в процессе билингваль-ного образования были выявлены педагогические условия, которые, на наш взгляд, содействуют этой задаче: это артистизм учите -ля музыки; создание необходимой атмосферы, способствующей осознанному и эмоциональному восприятию музыкальной культуры той или иной традиции; включение в репертуар музыкальных занятий подлинно художественных народных, классических и современных произведений, способных вызывать у учащихся активный интерес; связь с другими видами искусства Великобритании и США (живописью, литературой, театром, кино, архитектурой и др.); использование компьютерных технологий; организация спецкурса «Музыкальная культура Великобритании и США».
В разработанной модели представлены специфические методы музыкального обучения, позволяющие активизировать интерес учащихся к музыкальной культуре англоязычных стран. Среди них: метод погружения в иноязычную культуру; метод перекодиро-
вания - выражение музыкального образа в различных знаковых системах средствами музыкально-пластического интонирования, изобразительного искусства, художественного слова; сочетание восприятия звуковысотных, ритмических свойств музыки с восприятием графики, мультипликации, образных пояснений, картин, рисунков (компьютерные технологии); метод создания композиций в виде драматизации и инсценирования песен, музыкально-литературных композиций с привлечением произведений изобразительного искусства и др.; метод художественных обобщений, основанный на ассоциативном синтезе (тождество и контраст) произведений музыкального, изобразительного искусства и литературы; метод создания художественного контекста, предполагающий соединение разных видов искусства в едином художественном действии; метод эмоциональной драматургии, позволяющий учителю воздействовать на образную сферу ребенка через построение урока в художественной форме на основе синтеза искусств; музыкальные праздники (декорации, костюмы, движения и танцы под музыку), костюмированные концерты, музыкальные спектакли; музыкальные игры, привносящие в исполнение музыки элементы драматизации.
Формирование интереса подростков к музыке англоязычных стран на билингвальной основе осуществляется в различных формах и видах деятельности (это непосредственно уроки музыки с включением музыкальных игр, инсценировок, драматизаций; музыкальные спектакли, мюзиклы, концерты, диспуты, конференции).
Данный процесс имеет свою специфику, которая отражается в таких факторах, как направленность музыкальной и языковой системы на освоение иноязычной культуры в условиях билингвизма; постижение музыкального материала в контексте диалога культур; изучение музыкальной культуры родной и других стран в опоре на формирование интегративных умений межкультурного общения, активное коммуникативное взаимодействие всех участников педагогического процесса; направленность на осознанное восприятие межкультурных различий при условии сохранения национальной самоидентификации.
Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы в ГОУ СОШ № 1206 и
НОУ «Первая школа» г. Москвы, позволяют говорить об эффективности разработанной иммерсионной модели формирования интереса подростков к музыкальной культуре англоязычных стран в процессе билингваль-ного образования.
UDC 372/373
IMMERSION MODEL OF INTEREST FORMATION OF TEENAGERS TO MUSICAL CULTURE OF ENGLISHSPEAKING COUNTRIES IN PROCESS OF BILINGUAL EDUCATION
Irina Nikolayevna Kungurtseva, Moscow State University of Culture and Arts, Moscow, Russia, Post-graduate Student of Musical Education Department, e-mail: [email protected]
In article the author's immersion model of the interest formation of teenagers to musical culture of the English-speaking countries in the process of bilingual education is presented; the maintenance of its structural components is revealed.
Key words: model; interest formation; teenagers; bilingual education; musical culture.
1. Пассов Е.И. Методическая школа Пассова. Концепция. Иноязычное образование. Воронеж, 2003.
Поступила в редакцию 8.10.2010 г.