Научная статья на тему 'Имитационное обучение в структуре подготовки врача-специалиста по дисциплине "Сестринское дело" в Ивановской государственной медицинской академии'

Имитационное обучение в структуре подготовки врача-специалиста по дисциплине "Сестринское дело" в Ивановской государственной медицинской академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копышева Е. Н., Гудухин А. А., Молькова Л. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имитационное обучение в структуре подготовки врача-специалиста по дисциплине "Сестринское дело" в Ивановской государственной медицинской академии»

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

«ИННОВАЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В МЕДИЦИНЕ»

(Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

Е.Н. Копышева, А.А. Гудухин, Л.К. Молькова Имитационное обучение в структуре подготовки врача-специалиста по дисциплине «Сестринское дело» в Ивановской государственной медицинской академии

ГБОУВПО «Ивановская государственная медицинская академия»

Подготовка квалифицированного врача невозможна без контакта и общения с пациентами, но во многих ситуациях необходимость выработки профессиональных навыков у обучающихся вступает в противоречие с необходимостью обеспечить безопасность пациента и его благополучие, что создает фундаментальную этическую проблему. Одним из способов решения этой проблемы является симуляционное (имитационное) обучение, которое дает возможность совершать ошибки в безопасной среде. Основной механизм внедрения симуляционных технологий — создание центров практической подготовки. Они позволяют реализовать следующие цели:

• право пациента на качественную медицинскую помощь и безопасность;

• необходимость самостоятельно выполнить действие (для обучающегося);

• неоднократность повторения манипуляции до ликвидации ошибок;

• выработка и поддержание редко используемых навыков;

• оценка готовности обучающегося к работе в условиях лечебного учреждения.

Для обеспечения подготовки по дисциплине «Сестринское дело» в Центре непрерывной практической подготовки обучающихся (ЦНППО) академии создан блок сестринских манипуляций, который позволяет отрабатывать большое количество навыков: 1) диагностические манипуляции; 2) лечебные манипуляции; 3) основы сердечно-легочной реанимации; 4) способы и методики применения лекарственных средств; 5) личная гигиена больного, уход за тяжелобольными; 6) оценка функционального состояния пациента; 7) основы асептики и антисептики в работе медицинского персонала; 8) санитарно-противоэпидемический режим. Блок состоит из учебной комнаты для занятий, учебной палаты, учебного процедурного кабинета и учебного сестринского поста, оснащенных в соответствии с требованиями стандартов. Для освоения сестринских навыков используется реальное медицинское оборудование и тренажеры, имитирующие взрослых пациентов и детей различного возраста. Отбор навыков основывался на квалификационной характеристике и квалификационных требованиях к специальностям: «медицинская сестра палатная» и «медицинская сестра процедурная». В структуре подготовки по дисциплине предусмотрены теоретические занятия (знаниевый компонент), практические занятия (отработка умений и навыков посредством имитационного обучения), учебная практика, производственная практика и зачет по дисциплине. Если ранее основной

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

блок_МОИПР_3_2012.йкМ

03.12.2012 16:35:41

Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

упор делался на теоретическую подготовку, то, в соответствии с концепцией ФГОС-3, в настоящее время до 70% объема подготовки составляет имитационное обучение. На I этапе студенты проходят теоретические занятия, на которых знакомятся с техникой выполнения различных манипуляций на основе четкого алгоритма. II этап включает освоение навыка под руководством преподавателя. На этом этапе широко используются инновационные методы обучения: мастер-классы, учебные игры, включающие элементы практической деятельности у постели больного. В дальнейшем студенты отрабатывают навыки самостоятельно до ликвидации ошибок. III этапом подготовки является учебная практика.

В задачи учебной практики в медицинском вузе входят: 1) закрепление монокомпонентных навыков; 2) формирование сложных поликомпонентных навыков; 3) формирование коммуникативных навыков в условиях профессиональной среды (навыки взаимодействия медсестра — пациент, медсестра — врач, медсестра — родственники пациента), навыков ас-сертивного поведения, толерантности, деонтологических навыков; 4) умение работать в команде (распределение обязанностей, определение лидерских качеств, соответствие занимаемой должности). По окончании учебной практики проводится зачет с использованием стандартизированных бланков наблюдений, который, по сути, является допуском в клинику и позволяет поставить задачи для производственной практики по отработке практических навыков и выведению их на уровень владения. Производственная практика проводится на клинических базах академии, где студенты под руководством базовых руководителей выполняют должностные обязанности медицинской сестры, закрепляют полученные навыки при работе с реальными пациентами, приобретают опыт практической работы. Зачет после производственной практики является заключительной формой контроля по дисциплине, где преподаватель получает обратную связь по освоению дидактических единиц дисциплины, на основании которой проводится последующая методическая корректировка преподавания.

Выводы. 1. В структуре преподавания дисциплины «Сестринское дело» ведущее значение придается освоению практических навыков. 2. Основой практической подготовки по дисциплине является использование имитационных методов обучения в Центре непрерывной практической подготовки обучающихся. 3. Особое внимание в преподавании дисциплины уделяется формированию коммуникативных навыков. 4. Важной составляющей организации учебного процесса является система контроля и обратной связи для корректировки системы преподавания

А.И. Малышкина, И.А. Панова, Т.В. Чаша, Н.В. Харламова Роль симуляционно-тренингового центра в подготовке кадров в акушерстве и неонатологии

ФГБУ«Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова»

Одним из критериев, характеризующих качество оказания медицинской помощи, является квалификация специалистов. Тезис «кадры решают все» не потерял и не потеряет никогда своей актуальности. Реализация приоритетного Национального проекта «Здоровье», переход субъектов Российской Федерации на новые критерии регистрации

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

М

блок_МОИПР_3_2012.Ш 81

03.12.2012 16:35:42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.