Научная статья на тему 'Имитационное моделирование режимов работы погружного асинхронного электродвигателя'

Имитационное моделирование режимов работы погружного асинхронного электродвигателя Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
505
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ЭНЕРГИЯ / НЕФТЯНАЯ СКВАЖИНА / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Копырин Владимир Анатольевич, Смирнов Олег Владимирович

В статье представлены разработанная имитационная модель погружного асинхронного электродвигателя и результаты исследования режимов его работы. В качестве объекта исследования выбран электродвигатель номинальной мощностью 63 кВт. построение модели проведено в программном комплексе Matlab/Simulink. получены рабочие характеристики электродвигателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Копырин Владимир Анатольевич, Смирнов Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование режимов работы погружного асинхронного электродвигателя»

нейронных структур. Екатеринбург: УрО РАН, 2008. 85 с. ISBN 5-7691-1977-2.

11. Орлов А. И. Эконометрика. М.: Экзамен, 2014. 573 с. ISBN 5-472-00035-1.

12. Яновский Л. П., Буховец А. Г. Введение в эконометрику / под ред. Л. П. Яновского. 2-е изд., доп. М.: КноРус, 2007. 254 с. ISBN 978-5-85971-270-0.

ПЛОТНИКОВ юрий Викторович, инженер-исследователь Научно-исследовательской части (НИЧ). Адрес для переписки: [email protected] ЭРБЕС Виктор Владимирович, кандидат технических наук, инженер-проектировщик НИЧ. Адрес для переписки: [email protected]

Для цитирования

ИВАНЧЕНКО Владимир Иванович, аспирант кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог».

Адрес для переписки: [email protected] КОМЯКОВ Александр Анатольевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Теоретическая электротехника». Адрес для переписки: [email protected]

Иванченко В. И., Комяков А. А., Плотников Ю. В., Эрбес

B. В. Разработка интеллектуальной системы контроля энергетической эффективности эксплуатации электрооборудования предприятий // Омский научный вестник. 2018. № 1 (157).

C. 54-58. Б01: 10.25206/1813-8225-2018-157-54-58.

Статья поступила в редакцию 24.11.2017 г. © В. И. Иванченко, А. А. Комяков, ю. В. Плотников, В. В. Эрбес

УДК 62131333 В. А. Копырин

DOI: 10.25206/1813-8225-2018-157-58-62

о. в. Смирнов

Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

имитационноЕ моделирование режимов работы погружного

асинхронного ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

В статье представлены разработанная имитационная модель погружного асинхронного электродвигателя и результаты исследования режимов его работы. В качестве объекта исследования выбран электродвигатель номинальной мощностью 63 кВт. Построение модели проведено в программном комплексе МаАаЬ^тиНпк. Получены рабочие характеристики электродвигателя.

Ключевые слова: асинхронный двигатель, энергия, нефтяная скважина, имитационная модель, погружной электродвигатель.

Введение. В настоящее время свыше 75 % всей нефти в России добывается установками электроцентробежных насосов, что составляет 410,4 млн т [1, 2]. Погружной асинхронный электродвигатель (ПЭД), входящий в состав электротехнического комплекса установки электроцентробежного насоса для добычи нефти, является одним из основных его элементов. Из-за конструктивных особенностей ПЭД построение адекватной имитационной модели, описывающей с достаточной степенью точности электромеханические процессы в машине, является сложной задачей [3-5].

В работах [6, 7] приведены результаты моделирования ПЭД в составе установок электроцентробежных насосов как асинхронного двигателя специфической конструкции. Предложенные математические модели позволяют исследовать электрические и механические характеристики электродвигателя.

В свою очередь, использование метода имитационного моделирования, как частного случая математического, позволяет наглядно исследовать процессы функционирования технических и техно-

логических объектов при минимальных материальных и трудовых затратах.

Целью публикации является сообщение о разработанной уточненной имитационной модели погружного асинхронного электродвигателя.

Теоретическая часть. В качестве объекта исследования выбран асинхронный электродвигатель ЭД-Я 63-117 М5В5 мощностью 63 кВт.

Для построения имитационной модели использованы готовые блоки электротехнических устройств, входящих в библиотеку Matlab/Simulink SimPowerSystem: three-phase programmable voltage source; asynchronous machines quirrel cage. Для измерения мгновенных значений токов и напряжений участков цепи использован блок three-phase U-I.

Модель механической части асинхронной машины описывается выражениями [8]:

d (Te - F '«m - Tm )

dt

2H

d О

— 0m = «m dt

где — угловая частота вращения ротора; вш — угловое положение ротора; Тт — механический момент на валу; Н — суммарная инерционная по-стояннаямашины и нагрузки; F — суммартый коэффициент вязкого трения (машины и нагрузкш).

Модень электрической частр асинхронной машины шписьш а етсш вырашененми [8]:

= и = Rs -iqs +-HWqS 4-05 '

и ■ d

Uds = Rs dds +~-0>ds -°-Vqs

0 = R ■ d с •Yt- - (и - ■r)Kdr dt

Te = 1-5 (Kd, -iqS - Kqs ■ d )

(2)

где uds' uqq

потокосцопления соатира и ротора на оси d и q соотв етств енно; и, и — угловая частота на пряжения питания и электричес^я углорая скорость праще-ния poтoра.

Посокссцепление кте1туро и прсоеденн=е пото-косцрпление ротора, а тикжи иeруктuвнтcть ста-тоуа с приведенная кндукпивнорсь иктора опще-де^адются ео выраженирм: KU = Л ■ iqs С Ит • Со

сеи с Ки

, Kir с 0 ■ d С Ки

lds'

Ли у Ли с Ли

Kqr =

ору К',] с 0ри

пт)e екция векто ]то в напряжения

и тока стато ра на соо тветствую щие о си; 1Не, I — преекция векторов тоюа роторс на соответотвую-щие рси; Д, Я1в, Д, Я1г — активноо сопротивление и инруктивность яассеяняя статора и ротора сортветствесно; Ь — иядуктивность цепи намагничивания; Я,,, Я'т — полные етндуктивности статора

проекция векторов

и ротоуа; Kds, Kqs, Kdr , K

Г qr

Kqs = к

уКТ-Кq С Ли

соответственно.

Начальные условияасинхронной машины могут быть определены по методике, изложенной в [9], или припомощи блокаpowergш [10].

Исходные данные для исследованияприведены в табл. 1. Выражения для определения базисных единиц и ихзначения приведены в табл. 2.

В Matlab/Simulink модель асинхронной машины (asynchronous machines squirrel-cage) представлена Т-образной схемой замещения (рис. 1) и включает в себя электрическую часть и механическую. Все электрические переменные и параметры асинхронной машины приводятся к статору и двухфазной системе координат d, q.

На рис. 2 приведены рабочие характеристики электродвигателя ЭД-Я 63-117 М5В5, полученные в ходе приемосдаточных испытаний согласно протоколу № 29988 от 31.08.2015 г. ООО «Алмаз».

Результаты моделирования. В результате расчета электрических параметров электродвигателя

Таблица 1

Техническиехарактеристики погружного электродвигателя

Таблица 2

Базисные единицы

Характеристика Значение

Номинальное напряжение U M, В 1040

Номинальная мощностьна валу Рдном, кВт 63

Номинальная частота вращения пн, об/мин 2910

Номинальный КПД т|, % 84,5

Номинальный коэффициент мощности cos ф ^ т д ном 0,84

Номинальный ток 1дном, А 51

Номинальный момент M , Нхм 212

Кратность пускового тока k 5,1

Кратность пускового момента ша 1,5

Кратность максимального момента m 2,3

Момент инерции J, кгхм2 0,46

Номинальное скольжение s , % 3,0

Критическое скольжение s, % 23,8

Сопротивление обмоток статора RIg при 84 °С, Ом 1,35

Параметр Расчетное выражение Значение Единицы измерения

Мощность ^ Sg.HOM 88757 S m 8 29586 ВА

Напряжение , , Us.ROM 1040 UU дн s 600,4 В

Ток S6 29586 6 — U6 ~ 600,-4 49,3 А

Частота 1„ = 0 50 Гц

Полное сопротивление z U2 600,-1 6 If, 09,3 12,8 Ом

Активное сопротивление z U6 600Д Zfs — — I I -19,3 12,8 Ом

Индуктивность Z z6 12,8 6 2n ■ I6 2 ■ 35,14 ■ 50 0,039 Гн

Угловая частота вращения магнитного поля статора 2m ■ f 2n ■ 50 ■ IM — II, --1 —- M 1 p 1 314,2 рад/с

Момент S„ ■ m 29586 ■ 3 M6 — - — - 6 I6 310,2 282,5 Нхм

ё-ось Я- ОСЬ

Рис. 1. Схема замещения электродвигателя

80

£

< 70

I

л 60

о -

0,84 : ¿Г"8

1 11 ^ Г......... □ ■ • ■ • Я □ г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ в л 4 д 2 А |р,83

о }(7Г7>......... ■ л А #

13 А С * •

■ д д * 4 * * •

1...4 А . *1 + * :

■ Д ■ Д ♦ ♦ -

|С,кВ = 1, ш 1

----------- ф о ОП—0 г> , 0.0, 0 О 0 о о о о О с

1

0,9

|0,е

0,7

0 10 20 30 40 50 60 70

Рз, кВт (мощность на валу)

Рис. 2. Рабочие характеристики электродвигателя (экспериментальные)

Таблица 3

Параметры схемы замещения электродвигателя в абсолютных и относительных единицах

Параметр В физических единицах, Ом В относитаоаных единицах, о. е.

Активное сопротивление обмотки статора Я = 1,35 1д °'аа о9 •г,9 1,30 7 12,8 7 0,100

Индуктивное сопротивление обмотки статора X = 0,995 оСа ф1а л6 0,990 с 12,8 0,077

Приведенное активное сопротивление обмотки ротора R' = 0,676 2а ола л " ф о,ала С 1:1,гз = 0,003

Приведенное индуктивное сопротивление обмотки ротора ф' = 0,990 ла фла ф2а л'6 0,990 7 12,88 0,077

Индуктивное сопротивление контура намагничивания Хтд = 21,05 Ста у _ та 7 Ли 11,00 7 12,8 7 1,64

по методике, изложенной в [9, 10], и сопоставления их с экспериментальными данными получены параметры уточненной Т-образной схемы замещения исследуемого электродвигателя, выраженные в абсолютных и относительных единицах (табл. 3). Имитационная модель электродвигателя приведена

на рис. 3 . Погружной электродвигатель подключен к трехфазному синусоидальному источнику напряжения 1040 В, чостотой 50 Гц. Для определения значений уолной, активной, реактивной мощностей и коэффицлента мощности сети используется блок вычислиния мощности (БВМ).

Рис. 3. Имитационная модель электродвигателя

Таблица 4

Сравнение экспериментальных и полученных характеристик

Мс, % Скорость, об/мин Ток, А Потребляемая активная мощность, кВт Коэффициент мощности cos ф

1 2 А, % 1 2 А, % 1 2 А, % 1 2 А, %

40 2943 2936 0,1 30,2 31,9 -5,3 31,9 31,8 0,1 0,56 0,55 1,8

60 2911 2903 0,3 36,5 37,4 -2,4 46,4 46,3 0,2 0,70 0,69 1,4

80 2882 2869 0,4 44,1 44,2 -0,2 61,8 61,3 0,8 0,77 0,77 0,3

100 2844 2827 0,6 53,0 52,4 1,1 77,2 76,9 0,4 0,82 0,82 0,68

120 2811 2788 0,8 61,7 61,0 1,2 93,1 93,3 -0,2 0,85 0,85 -0,2

Сравнение экспериментальных рабочих характеристик (данные — 1) с полученными на имитационной модели (данные — 2) приведено в табл. 4. Исследование проводилось в установившемся режиме работы ПЭД при приложении статического момента на уровне 40 %, 60 %, 80 %, 100 %, 120 % от номинального.

В результате моделирования прямого пуска погружного асинхронного электродвигателя получены зависимости угловой частоты вращения ротора (рис. 4) и электромагнитного момента от времени (рис. 5) при приложении нагрузки в виде вентиляторного момента 212 Н • м, соответствующего форме

кривой механической характеристики электроцентробежного насоса.

На рис. 6 приведены графики изменения токов в статоре и роторе электродвигателя в момент пуска и установившегося режима. Получены зависимости потребляемого тока I, момента М, оборотов n, коэффициента мощности cos ф и коэффициента полезного действия п в функции мощности на валу P2 (рис. 7).

Обсуждение результатов. Анализ полученных данных показал, что разработанная имитационная модель ПЭД ЭД-Я 63-117 М5В5 с достаточной степенью точности воспроизводит характеристики

Рис. 6. Зависимость тока от времени: а) в роторе; б) в статоре

М, Н м I, А а, об мни

300-, 75 т 3000 г

а_/

а/

coscp у р

с /Хм ✓

/

т], cosq> 1

0,8

О 10 20 30 40 50 60 70 Р:,кВт

Рис. 7. Рабочие характеристики погружного электродвигателя (имитационные)

электродвигателя в установившемся режиме. В номинальном режиме различие между экспериментальными данными и расчетными для тока составляет 1,1 %, для потребляемой активной мощности — 0,4 %. Максимальная погрешность с учетом допустимых погрешностей измерений на испытательных стендах — не более 0,5 %, соответствующая области малых нагрузок, составляет для тока минус 5,8 % и уменьшается с увеличением нагрузки до 1,6 %.

В результате исследования работы ПЭД на вентиляторную нагрузку установлено, что номинальная скорость вращения ротора достигается через 0,5 секунды после запуска и составляет 2844 об/мин (рис. 4). Кривая электромагнитного момента (рис. 5) с 0 по 0,3 секунды имеет колебательный характер, что соответствует переходному режиму работы. Начиная с момента времени 0,5 секунды, электродвигатель переходит в установившийся режим работы. Анализ кривых токов (рис. 6) в электродвигателе показал, что ток в роторе имеет высокую частоту колебаний между 0 и 0,4 секунды. Ток в статоре во время пуска достигает значения 256,9 А и снижается до 50,5 А в установившемся режиме работы. Кратность пускового тока составляет 5,08, что практически соответствует паспортным данным.

В ходе верификации рабочих характеристик ПЭД (рис. 7) установлено, что полученные характеристики с достаточной степенью точности отображают физические процессы в исследуемом электродвигателе.

Вывод. Разработанная имитационная модель адекватно отображает электромеханические процессы погружного асинхронного электродвигателя. Адекватность модели подтверждена сравнением полученных данных с экспериментальными рабочими характеристиками электродвигателя.

Библиографический список

1. Ивановский В. Н., Сабиров А. А., Деговцов А. В. [и др.]. Вопросы энергоэффективности установок электроприводных центробежных насосов // Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. 2016. № 4. С. 25 — 30.

2. Шевченко С. Д., Якимов С. Б., Ивановский В. Н. [и др.]. Разработка алгоритма расчета дебита нефтяных скважин при их эксплуатации УЭЦН // Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. 2013. № 6. С. 90 — 91.

3. Vivek V., Uma G., R. P. Kumudini Devi, Chellamuthu C. Performance of induction motor driven submersible pump using Matlab/Simulink // International Conference on Power System Technologies 2002. Proceedings PowerCon. 2002. Vol. 2. P. 765-768.

4. Ozpineci B, Tolbert Leon M. Simulink implementation of induction machine model - a modular approach // Electric Machines and Drives Conference, 2003. IEMDC'03. IEEE International. 2003. Vol. 2. P. 728-734. DOI: 10.1109/ IEMDC.2003.1210317.

5. Rameshrabhu S, Dr. Deivasundari P. Efficiency Prediction of ESP through Mathematical Modeling for PV Applications // International Journal of Engineering Research and General Science. 2015. Vol. 3, Issue 2, Part 2. P. 494-504.

6. Бирюков С. В., Ковалев А. Ю., Ерёмин Е. Н., Хамитов Р. Н. Математическое моделирование погружных асинхронных электрических двигателей в составе установок электроцентробежных насосов // Омский научный вестник. 2012. № 1 (107). С. 186-188.

7. Ковалёв А. Ю. Моделирование погружных асинхронных электрических двигателей в составе установок электроцентробежных насосов: дис. ... канд. техн. наук. Омск, 2010. 157 с.

8. Веников В. А. Переходные электромеханические процессы в электрических системах. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1985. 536 с.

9. Терёхин В. Б. Моделирование систем электроприводов в Simulink (Matlab 7.0.1). Томск: Изд-во ТПУ, 2010. 292 с.

10. Черных И. В. Моделирование электротехнических устройств в MATLAB. SimPowerSystems и Simulink. М.: ДМКПресс, 2007. 288 с. ISBN 5-94074-395-1.

КОПыРИН Владимир Анатольевич, специалист отдела развития научных инициатив. Адрес для переписки: [email protected] СМИРНОВ Олег Владимирович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Электроэнергетика».

Адрес для переписки: [email protected]

Для цитирования

Копырин В. А., Смирнов О. В. Имитационное моделирование режимов работы погружного асинхронного электродвигателя // Омский научный вестник. 2018. № 1 (157). С. 58 — 62. Б01: 10.25206/1813-8225-2018-157-58-62.

Статья поступила в редакцию 22.12.2017 г. © В. А. Копырин, О. В. Смирнов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.