Научная статья на тему 'Имитационное моделирование объединения экономик регионов'

Имитационное моделирование объединения экономик регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИК РЕГИОНОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование объединения экономик регионов»

УДК 004.42:519.688:332.05

Т.В. Сарапулова, А.Г. Пимонов

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЭКОНОМИК РЕГИОНОВ

Идея объединения субъектов Российской Федерации обсуждается и воплощается в жизнь достаточно давно. Укрупнение регионов стало реальным механизмом региональной политики с 2004 года, когда началось объединение автономных округов. Принятие федерального закона (ФЗ №131 от 6.10.2003), резко ограничившего бюджетную самостоятельность автономных округов, сделало объединение почти неизбежным. В этой простой схеме, по мнению ее авторов, решалась проблема депрессивных и слаборазвитых территорий: кризисные территории будут объединены с «локомотивами» роста и поднимут их до своего уровня.

Управление процессами регионального развития - может быть наиболее сложная сфера деятельности государства, ибо требует знания и понимания территории страны. Поэтому в данной ситуации вызывает опасение непроработанность вопроса о необходимости и последствиях объединения регионов [1]. Изменения внутренних границ (табл. 1), исходя из решаемых административных и экономических задач, всегда использовались в качестве эффективного инструмента внутренней политики. Тем не менее, специфика современных процессов требует принципиально новых идей в подходах к управлению.

Главным аргументом в пользу объединения выступает ожидаемый экономический рост и инвестиции, которые должны компенсировать снижение статуса. Эффективность объединительных процессов лучше всего показывает динамика социально-экономических показателей до и после объединения. Однако провести такой анализ для ситуации «после» практически невозможно. Потеряв статус субъектов РФ, регионы исчезают из

статистики Росстата и Минфина. Поэтому для анализа возможных последствий объединения регионов лучше всего подходят методы имитационного моделирования, позволяющие без материальных затрат виртуально выполнить это объединение и численно проанализировать его результаты. Предметом настоящей статьи и является программная реализация одного из возможных подходов к имитационному моделированию виртуального объединения экономик регионов с последующим численным анализом последствий, включая апробацию программного продукта на данных официальной статистики.

Для решения этой задачи используется разработанный программный комплекс «РегАн» [2] (РЕГиональный АНализ), который позволяет автоматизировать и визуализировать процесс анализа структурных изменений в экономике региона и упрощает «техническую работу» экономиста-аналитика. «РегАн» функционирует на основе базы данных с информацией справочного характера и основными экономическими показателями, используемыми в рамках структурного анализа экономики региона.

Методической основой структурного анализа является подход с позиции занятости, разработанный сотрудниками Института экономики и организации промышленного производства СО РАН при поддержке Российского гуманитарного научного фонда [3-5]. Подход реализован с использованием метода сдвиг-составляющих и предполагает следующий алгоритм исследования.

1) Определение отраслей текущей специализации региона (с выделением базовых) и отраслей, представленных в регионе, но «выпадающих» из

Таблица 1. Процесс образования новых субъектов

Название объединенного субъекта Дата референдума Дата принятия закона об образовании нового субъекта РФ Дата образования нового региона

Пермский край 7 декабря 2003 г. №1-ФКЗ от 25 марта 2004 г. 1 декабря 2005 г.

Красноярский край 17 апреля 2005 г. Закон №6-ФКЗ от 14 октября 2005 г. 1 января 2007 г.

Камчатский край 23 октября 2005 г. №2-ФКЗ от 12 июля 2006 г. 1 июля 2007 г.

Иркутская область 16 апреля 2006 г. Закон №6-ФКЗ от 30 декабря 2006 г. 1 января 2008 г.

Забайкальский край 11 марта 2007 г. закон №5-ФКЗ от 21 июля 2007 г. 1 марта 2008 г.

его текущей специализации. Для этого используются отраслевые коэффициенты локализации, рассчитываемые по показателям занятости.

Для каждой отрасли региональной экономики (г) коэффициент локализации (L) определяется следующим образом:

т _ (Сг/С)/

L _ /(Ег/Е)

где Сг - численность занятых в г-ой отрасли региональной экономики,

С - численность занятых в экономике региона в целом,

Ег - численность занятых в г-ой отрасли национальной экономики,

Е - численность занятых в национальной экономике в целом.

Коэффициент локализации показывает, какие отрасли относительно сильнее и относительно слабее представлены в экономике региона [3]. Численное значение величины коэффициента локализации позволяет классифицировать отрасли по следующим категориям:

• отрасли с коэффициентом локализации > 1,25. Это базовые (основные) отрасли региональной экономики, которые обеспечивают экспорт (вывоз) товаров и услуг за пределы региона.

• отрасли с коэффициентом локализации

0,75 - 1,25. Это отрасли регионального значения (местные отрасли экономики региона), обслуживающие преимущественно потребности внутрирегиональных рынков.

• отрасли с коэффициентом локализации <

0,75 представляют собой отрасли, на которых регион не специализируется в рассматриваемый пе-

Рис. 1. Форма виртуального объединения регионов

риод времени (потенциальные импортозамещающие производства, отрасли возможного перспективного развития региона и т. п.).

2) Выделение отраслей с различной динамикой региональной занятости и идентификация «сильных», «отстающих», «ограниченно развивающихся» и «депрессивных» отраслей региональной специализации, а также непрофильных отраслей экономики региона.

3) Анализ причин изменения занятости в отраслях экономики региона. Используется метод сдвиг-составляющих, позволяющий количественно оценить влияние трех компонент: «федеральной» (тенденции развития национальной экономики), «отраслевой» (тенденции развития кон-

Расчетные значения коэффициентов локализации за 2010 год Республика Алтай Алтайский край Кемеровская область Новый регион

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство 1,8 2=0 0=4 1=4

Добыча полезных ископаемых 0,6 0,2 6=5 2=4

Обрабатывающие производства 0,3 0,9 0,9 0=7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1=0 1=0 1=4 1 = 1

Строительство 1,2 0,6 0=7 0=8

Оптовая и розничная торговля 0.7 1.0 0.9 0.9

Гостиницы и рестораны 0,9 0,8 1=0 0,9

Транспорт и связь 0,8 1=0 1=2 1=0

Операции с недвижимым имуществом 0,4 0=5 1=0 0=6

Образование 1=7 1 = 1 0=9 1=2

Здравоохранение 1,2 1=2 1 = 1 1=2

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 1 = 1 0=8 1 = 1 1=0

Рис. 2. Расчетные значения коэффициентов локализации отраслей экономики субъектов виртуального

объединения за 2010 год

кретной отрасли экономики) и «региональной» (влияние региональных факторов), - на изменение показателя региональной занятости.

В программе «РегАн» [2] реализована возможность виртуального объединения регионов путем объединения отраслей и показателей по ним с целью оценить, каким образом изменилась бы структура экономики объединенного региона и какой была бы здесь выгода для каждого из объединяемых регионов. Моделирование объединения регионов можно осуществить, выбрав пункт меню «Объединение регионов». После этого появится форма, которая приведена на рис/ 1.

После нажатия на кнопку «Объединить регионы» осуществится суммирование показателей по отраслям регионов. После завершения процесса объединения в справочнике регионов появится новый регион, а в таблицах с информацией о показателях регионов - суммарные значения, соответствующие виртуальному объединенному региону. Для анализа структурных изменений экономики объединенного региона необходимо рассчитать коэффициенты локализации для него и выполнить сравнительный анализ по тем же коэффициентам локализации, рассчитанным для объединяемых регионов.

Проиллюстрируем возможности программного продукта. Проведем имитационное моделирование объединения Кемеровской области, Алтайского края и Республики Алтай.

Впервые разговоры об объединении Алтай-

ского края и Республики Алтай начались в 2001 году. С этого времени разговоры об объединении возникали периодически, в течение 2002-2004 годов в Алтайском крае систематически поднимался вопрос о необходимости создания инициативных групп и проведении объединительного референдума. В 2005 году в послании Президента Федеральному Собранию Владимир Путин высказался в поддержку объединительных процессов: «В последнее время все активнее проявляется желание субъектов Федерации объединяться. Это положительная тенденция, и важно не превратить ее в очередную политическую кампанию» [6]. После этого начался вал инициатив губернаторов.

Губернатор Кемеровский области Аман Тулеев в апреле 2005 года высказался о возможности объединения Алтайского края, Республики Алтай и Кемеровской области. По мнению Тулеева, слияние поддержало бы экономику страны в целом и объединяемых субъектов в частности. Столицей нового Южно-Сибирского края Тулеев предложил сделать Кемерово.

Реакция жителей на данные инициативы была отрицательной (митинг протеста в Горно-Алтайске). После этого вопрос об объединении Республики Алтай и Алтайского края сняли с обсуждения. Тем не менее, ряд политологов предполагает, что тема не закрыта окончательно, а лишь отложена на неопределенный срок. Так, например, в 2010 году возобновилось обсуждение о возможном создании макрорегиона, в который войдут

Расчетные значения Республика Алтай Алтайский кран Кемеровская область Новый регион

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство б & в б

Добыча полезных ископаемых в в б б

Обрабатывающие производства н Р Р в

Производство и распределение электроэнергии газа и воды р Р б р

Строительство р в в р

Оптовая и розничная торговля н р р р

Гостиницы и рестораны р р р р

Транспорт и связь р р р р

Операции с недвижимым имуществом в в р в

Образование б р р р

Здравоохранение р р р р

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг р р р р

6 - базовые отрасли р - отрасли регионального значения н - непрофильные отрасли

Рис. 3. Таблица структурных переходов отраслей регионов по группам БРН (базовые, региональные, непрофильные) в 2010 году

Рис. 4. Коэффициенты локализации отраслей экономики

Томская, Новосибирская, Кемеровская области и Алтайский край [7].

Проведем имитационное моделирование объединения Кемеровской области, Алтайского края и Республики Алтай на основе данных официальной статистики по показателям занятости за 2010 год [8, 9]. Перед выполнением сравнительного анализа определим отрасли текущей специализации отдельно по каждому региону, а затем уже для виртуального (объединенного) региона.

Расчетные значения коэффициентов локализации по субъектам объединения приведены на рис/

2.

Более наглядно изменения в структурах экономик трех объединяемых регионов и виртуального объединенного можно представить, преобразовав таблицу (рис. 2) к следующему виду (рис. 3).

Согласно коэффициентам локализации занятых по субъектам «объединения» (рис. 2, 4), для Кемеровской области определяющим фактором в развитии экономики региона является уровень развития промышленности и производства; для

Алтайского края - сельское и лесное хозяйство; для Республики Алтай - сельское и лесное хозяйство, образование. В рамках виртуального (объединенного) региона в качестве подобной «точки экономического роста» по итогам 2010 года можно выделить сельское и лесное хозяйство, а также добычу полезных ископаемых, большинство же отраслей экономики обслуживает интересы населения «объединенного макрорегиона» (отраслевые коэффициенты локализации близки к единице -рис. 4).

Не претендуя на полноту выводов, полученные оценки изменений в структуре экономик регионов позволяют усомниться в экономической целесообразности их объединения. Но в любом случае подобного рода рассуждения (даже по поводу гипотетического объединения) уместны только в сослагательном наклонении, ибо «вопросы объединения регионов должны решать их жители, а не политики, чиновники или ученые-экономисты».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Объединение субъектов Российской Федерации: за и против / Артоболевский С.С. [и др.]. - М., 2010. - 175 с.

2. Сарапулова, Т.В. Программный комплекс анализа структурных изменений в экономике региона (РегАН) / Т.В. Сарапулова, И.В. Вачикова, А.Г. Пимонов // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2010615837; заяв. 14.07.2010; зарегистр. в Реестре программ для ЭВМ 07.09.2010.

3. Блам, Ю.Ш. Структурный анализ экономики Кемеровской области (подход с позиции занятости) / Ю.Ш. Блам, Г.Н. Речко, Ю.А. Фридман, М. А. Ягольницер // Вестник КузГТУ. - 2001. - №6. - С.81-91.

4. Фридман, Ю.А. Совершенствование структуры экономики региона как инструмент решения проблемы занятости / Ю.А. Фридман, Ю.Ш. Блам, Г.Н. Речко // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - Москва. - 2003. - №1. - С.77-92.

5. Игина, И.В. Программный комплекс «РегАн»: анализ структурных изменений в экономике региона / И.В. Игина, Г.Н. Речко, А.Г. Пимонов // Вестник КузГТУ. - 2006. - №5. - С. 64-69.

6. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации [электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://www.rg.ru/2005/04/25/poslanie-text.html, свободный.

7. Сибирь ждет великое объединение регионов [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info.sibnet.ru/?id=297798, свободный.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели 2011: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2011. - 990 с.

9. Труд и занятость в России 2011: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2011. - 637 с.

Авторы статьи:

Сарапулова Татьяна Викторовна, аспирант кафедры прикладных информационных технологий КузГТУ.

E-mail:[email protected]

Пимонов Александр Григорьевич, д.т.н., профессор кафедры прикладных информационных технологий КузГТУ. E-mail: [email protected]

УДК 681.518

О.В. Костенко, М.Н. Бубин

СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ

МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У малого бизнеса, играющего весомую роль в развитии любой страны, в частности в России, существует ряд проблем, самая весомая из них -инвестирование денежных средств в развитие бизнеса. Одним из методов для анализа такого инвестирования выступает метод экспертной оценки, где группа экспертов, имеющих представление о направлении деятельности предприятия, могут оценить состоятельность бизнес-проекта.

Целью данного исследования является построение системы автоматизированного анализа бизнес-проектов малых предприятий на базе экспертной оценки и математического анализа.

Для этого необходимо решить задачи:

- поиска элементов, влияющих на результат выдачи заключения о проекте экспертом;

- определения факторов, необходимых для качественного математического анализа;

- анализа полученных результатов.

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте [1]. Очевиден и отрицательный момент данного подхода: эксперт не может дать абсолютно достоверную оценку, поскольку для ряда показателей (например, экономическая эффективность, социальная значимость) необходим автоматизированный расчет показателей, использование данных статистики.

Для анализа бизнес-проектов нами использовался сайт sys.f2trace.ru, на котором группа экспертов, имеющих знания и навыки в конкретно

ориентированной области, производит оценку бизнес-планов предприятий малого бизнеса. Оценка бизнес-планов осуществляется на основании ряда критериев актуальности и перспективности проекта, обоснованности и его реализуемости, экономической эффективности и социальной значимости (в качестве рекомендации к рассматриваемым критериям предложено к пункту «Экономическая эффективность» добавить графу «Окупаемость проекта»).

При рассмотрении данных критериев подразумевается, что проект ранее не развивался и его только в настоящий момент собираются внедрять, тогда как многие предприятия могут создавать бизнес-планы проектов на развитие производства, внедрение новой услуги и т. д. Поэтому необходим седьмой критерий оценки бизнес-планов «Наличие реализованных действий по проекту».

На сайте представлена следующая оценка бизнес-проектов:

0 - отсутствует;

1 - отрицательно оценен проект;

2 - проект разработан в слабой степени;

3 - сильная часть проекта;

4 - оценено по максимуму.

С помощью данной оценки производится анализ бизнес-плана проекта и определяется результат. Как указано выше, оценку проектов производит группа экспертов, компетентных в данной области. Компетенции выставляет сам эксперт при регистрации на сайте, а затем компетенции переходят из отчета в отчет при оценке проектов.

Возникает вопрос риска «неправильной»

оценки проекта экспертом, вызванный «человеческим фактором» или невозможностью расчета определенного критерия проекта.

Необходимо построить модель, которая смогла бы объединить оценку эксперта с математическим расчетом по проекту, за счет чего был бы снижен риск «неправильной» оценки.

При анализе проекта по критериям эксперт будет ставить оценки, исходя из данных, предоставленных предпринимателем в бизнес-плане, по возможности опираясь на обоснование оценки и примечание к каждому критерию.

Для определения актуальности проекта эксперт анализирует как предприниматель раскрывает цель своей деятельность, вид деятельности, область, рынок сбыта - указывает объем производства, место деятельности, возможности по ведению дела, способы сбыта продукции, определение клиентов, то есть описательно доказывается, возможность и важность деятельности для развития малого и среднего бизнеса в городе.

Затем необходимо определить перспективность, для этого эксперт производит прогнозный анализ проекта, представленный предпринимателем для оценки бизнес-плана. Предприниматель должен предоставить аргументированный ответ о перспективности проекта, с упором на финансовую часть проекта.

Затем предприниматель должен провести самоанализ проекта, на основании чего «доказать» экспертной комиссии, что осознает то, чем планирует заниматься, а также доказывать свою компетентность. Обязательно указывает сильные и слабые стороны бизнес-плана проекта, описывает существующие пути для проработки слабых сторон проекта, а также возможности поддерживать сильные стороны. Также желательно охарактеризовать свой проект с точки зрения оригинальности и доходности и т.п.

Следующим этапом рассматривается обоснование проекта, которая является одной из основных частей проектов. Обоснование состоит из графической и текстовой частей, которые освещают широкий спектр требований к разрабатываемому проекту.

При подготовке обоснования проекта, предпринимателю необходимо учитывать специфику той сферы бизнеса, для которой проект разрабатывается. Перечень документов, входящих в их состав, зависит от того, какие цели ставит перед собой проект, и в каждом конкретном случае может быть индивидуальным.

Эксперт анализирует сильные и слабые стороны проекта, учитывает реальность реализации. Основным моментом данного критерия будет учет наличия конкурентов в данной или схожей области, которые «насытили» рынок продукцией (услугой), почему свою нишу на рынке данный проект занять не сможет в полной мере. Необходимо перечислить основных конкурентов. Предпринима-

тель в качестве сильного фактора может также указать финансово-устойчивых предприятий партнеров и клиентов.

Значимой частью анализа бизнес-планов является рассмотрение экономической эффективности проекта. Здесь основные расчеты производит программа, а эксперт лишь вводит начальные данные по проекту и, при желании, вносит рекомендации или указывает на неточности в полученных результатах.

Эффективность проектов подразумевает под собой соответствие его целям и интересам участников. Эффективное осуществление проектов увеличивает поступающий в полное распоряжение общества внутренний валовой продукт, который делится между участвующими в проекте фирмами, банками, бюджетами разных уровней, акционерами и пр. Поступлениями и затратами этих субъектов определяется выбор различных эффективностей инвестиционных проектов. В расчет экономической эффективности проектов взяты два основных показателя - чистый приведенный доход и внутренняя норма доходности проекта.

Чистый приведенный доход (ЫРУ) вычисляется как

NPV = PVn - Io = У

CFt

1=1(1 + г У

- Io , (1)

где ¡о - сумма первоначальных затрат (инвестиций); РУп - современная стоимость денежного потока на протяжении экономической жизни проекта

C

pv = уп ^

n ¿—ч=1 e

(2)

- чистые поступления в конце месяца /; г -месячная ставка дисконтирования; п - длительность проекта в месяцах; С - объем денежных поступлений каждого года (периода); Е - доходность для каждого года (периода).

Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение т месяцев, то расчет ЫРУ модифицируется к виду [2, С.25]:

CF m NPV = У . Г. -£-

ti(1 + г ). T=1(1 + г ).-2

(3)

где It - отток денежных средств в начале периода t (по абсолютной величине) [2, 3].

Качественная характеристика метода чистого приведенного дохода заключается в том, что NPV обладает свойством аддитивности, то есть для двух проектов (А и В), реализуемых одновременно, будет верно равенство:

NPV(A + B) = NPV(A) + NPV(B), (4)

Если NPV > 0, то проект принимается; если NPV < 0, то проект отвергается [2, 5].

Другой подход к расчету экономической эффективности основан на расчете внутренней нормы доходности проекта (IRR) - процентной ставки,

при которой чистая современная стоимость инвестиционного проекта

X-

CFt

— L = 0.

(5)

£ (1 + IRR f 1

а при последовательном инвестировании финан совых ресурсов:

X-

CF.

--X-

= 0, (6)

=1(1 + IRR).-1 t?(1 + IRR).2

IRR позволяет найти граничное значение г, разделяющее инвестиции на приемлемые и невыгодные. IRR сравнивают с тем уровнем окупаемости вложений, который фирма выбирает для себя в качестве стандартного с учетом того, по какой цене сама она получила капитал для инвестирования и какой «чистый» уровень прибыли хотела бы иметь при его использовании. Этот стандартный уровень желательной рентабельности вложений часто называют барьерным коэффициентом HR. В частности HR = г. Если IRR > HR, то проект следует принимать; при IRR < HR - отвергнуть. На практике IRR обычно сравнивают с г.

Критерии IRR и PI несут в себе также информацию о приблизительной величине резерва безопасности для проекта [2, С.28]. Чем больше IRR -PI или PI - 1, тем больше резерв безопасности.

Все расчеты производятся только при правильном внесении исходных данных бизнес-проекта экспертом.

Следующим этапом является оценка социальной значимости проекта. Бизнес-планы анализируемых проектов подразумевают открытие предприятий малого и среднего бизнеса. Для таких предприятий актуально использование упрощенной системы налогообложения.

Необходим учет факторов, влияющие на причисление предприятия к малому и среднему бизнесу.

Во-первых, на таких предприятиях ограничена численность работников. За календарный год предприятия подразделяются на категории: до 15 чел. - микропредриятия; до 100 чел. - малые; до 250 чел. - средние .

Во-вторых, ограничена сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествую-

щий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий : 60 млн.руб. -микропредриятия; 400 млн. руб. - малые; 1 млрд. руб. - средние.

В данном пункте эксперт не будет выставлять оценку. Программа сайта произведет запрос количества людей, занятых в данном проекте, и произведет самостоятельное оценивание. Но наличие поля для рекомендаций позволит внести пожелание эксперта относительно данного проекта, либо описать неправильность расчетов привлекаемых работников для данного проекта. Данное пожелание будет отражено в приложении к общему анализу бизнес-плана исследуемого проекта.

Последним этапом эксперт рассматривает наличие реализованных действий по проекту, а точнее, какие шаги были сделаны предпринимателем для развития своего бизнеса, какие положительные и отрицательные моменты определил для себя предприниматель. Выносится оценка о необходимости развития данного проекта.

Таким образом, структура оценки бизнес-проектов - бизнес-план вносится на рассмотрение экспертной комиссии; каждый эксперт оценивает проекты, исходя из своих компетенций знаний; некоторые финансовые показатели анализирует программа, эксперт может дать рекомендации или уточнения на полученный результат; строится общая картина бизнес-плана и определяется результат по проекту.

В итоге можно сделать следующие выводы:

- необходимо добавить в качестве критерия к пункту «Экономическая эффективность» графу «Окупаемость проекта»;

- при рассмотрении «Экономической эффективности проекта» необходимо, чтобы основные расчеты производила программа, а эксперт вводит начальные данные по проекту и, при желании, вносит рекомендации или указывает на неточности в полученных результатах;

- выставлять оценку по критерию «Социальная значимость» на основании принадлежности предприятия к микробизнесу, малому и среднему бизнесу, а не только от количества задействованных работников на данном предприятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методы экспертных оценок // http://consumermarket.ru/?p=53 (25.05.2012)

2. АлиевВ.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. - 272с.

3. Camelia Burja, Vasile Burja The risk analysis for investments projects decision // Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 11(1), 2009 (P.98-105)

4. Guidelines for Financial Analysis of activities // http://www.usaid.gov/policy/ads/200/2026s5.pdf (29.02.2012)

□ Авторы статьи:

Костенко Олеся Владимировна, аспирант каф. ЭиАСУ ЮТИ ТПУ Эл. почта: [email protected]

Бубин

Михаил Николаевич, канд.гехн.наук, доцент каф. ЭиАСУ ЮТИ ТПУ Тел.. 8 38451 64432

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.