-►
Управление в социальных и экономических системах
УДК 656.078: 658.5.011
Э.А. Латыпова, И.О. Бондарева
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ГРУЗОВОГО ПОРТА
Для подавляющего большинства российских компаний, в т. ч. и грузовых портов, огромное значение приобретает решение проблемы повышения конкурентоспособности организации путем совершенствования менеджмента и систем качества продукции и услуг. Наиболее эффективным направлением совершенствования менеджмента предприятия является получение интегрированной системы управления предприятием.
Зарубежный опыт применения различных моделей менеджмента показывает, что интегрированную систему управления предприятием целесообразно выстраивать и совершенствовать прежде всего на принципах «Всеобщего Менеджмента Качества» (Total Quality Management -TQM) и «Бережливого Производства и Мышления» (Lean Thinking and Manufacturing - LTM), т. к. остальные подходы можно рассматривать как их частные случаи.
Достоинства идей TQM состоят в том, что согласно им в основе менеджмента должны находиться люди и бизнес-процессы, в т. ч. процессы взаимоотношений поставщиков и потребителей. Наиболее значительным достижением TQM является рассмотрение бизнеса как процесса достижения справедливо сбалансированных целей и интересов всех заинтересованных сторон (владельцев, акционеров, инвесторов, менеджеров, сотрудников, потребителей, поставщиков и общества).
Всеобщий менеджмент качества подразумевает постоянный контроль за состоянием качества всех сфер деятельности организации, а также планирование качества. Самоконтроль позволяет компаниям определять стратегическое направление своей деятельности в борьбе за потребите-
ля. Одной из базовых управленческих стратегий концепции TQM является управление на основе фактов. Такими «фактами» могут являться показатели деятельности компании или показатели качества [1].
Однако появляется сложность в выборе таких показателей из большого количества имеющихся. Для того чтобы согласно еще одной стратегии TQM всецело ориентироваться на процесс, т. е. охватывать все сферы деятельности компании, направленные на достижение общего результата, предлагается использовать концепцию Сбалансированной Системы Показателей (ССП). Данная концепция обеспечивает возможность совокупного рассмотрения финансовых и нефинансовых индикаторов, позволяет учитывать причинно-следственные связи между влияющими факторами и итоговыми показателями. Это позволяет осуществлять подробный мониторинг деятельности компании в стратегическом фокусе, повысить эффективность и оперативность принимаемых управленческих решений, а также контролировать целевые показатели деятельности, степень достижения которых определяет движение компании согласно заданной стратегии. Другими словами, суть ССП заключается в формулировании стратегии в нескольких перспективах, постановке стратегических целей и измерении степени достижения данных целей при помощи показателей [2, 3].
Придерживаясь данной последовательности, на основе стратегии развития грузового порта первоначально было разработано дерево стратегических целей, представленное на рис. 1. Таким образом, видно, что основной целью порта является повышение конкурентоспособности. Повсемест-
Повысить 4 конкурентоспособность
Повысить квалификацию сотрудников
своевременное выполнение погрузоч но-разгрузочных работ
Обеспечить стабильность сбытовой работы
Рис. 1. Дерево целей грузового порта
но известно, что финансовая конкурентоспособность определяется финансовой устойчивостью (или независимостью от внешних займов), платежеспособностью, скоростью оборота активов и доходностью. Исходя из этого сформулированы
цели следующего уровня.
Стратегические цели деятельности компании также рассмотрены согласно ССП в рамках четырех перспектив (рис. 2): финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие.
Рис. 2. Стратегическая карта целей грузового порта
Рис. 3. Стратегическая карта грузового порта
На рисунке отражена взаимозависимость целей согласно перспективам.
Затем каждая цель в соответствии с перспективами была дополнена набором характеризующих ее показателей, что нашло отражение в разработанной стратегической карте грузового порта (рис. 3) [3, 4].
Все показатели, характеризующие деятельность порта, а также формулы и способы их расчета [5] представлены в таблице в соответствии с перспективами.
Цели и показатели определены, однако поддержание качества всех процессов на определенном уровне невозможно без информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов на предприятиях широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. В данном случае предлагается использовать частный случай математического моделирования - имитационное моделирование. Замена математической модели имитатором или
Показатели деятельности грузового порта
Перспектива Показатель Формула/Способ расчета
Коэффициент финансовой независимости (коэффициент автономии) с Ка = , где Сс - собственные средства; Ас - сово- а Ас купные активы
Финансы Коэффициент оборачиваемости активов В Коа = , где В - выручка от продаж, осущест- оа Чр вленных за период времени Т; Са - средняя стоимость активов за тот же период времени Т
Коэффициент абсолютной ликвидности ДС+ФВ Кш =-—, где ДС - денежные средства; ^текущ ФВкр - краткосрочные финансовые вложения; О - текущие обязательства текущ
Коэффициент рентабельности собственного капитала Крск = где пч - чистая прибыль за период вре- сс мени Т; Сс - собственные средства
Количество постоянных клиентов Рассчитывается путем подсчета числа клиентов, обратившихся более двух раз
Количество новых клиентов Подсчитывается путем подсчета числа клиентов, вновь обратившихся за период времени Т
Безотказность погрузки Бп = ^^Р^ хЮО %, где КПрЗ - количество заявок, КПЗ принятых за период времени Т; КПЗ - количество поступивших заявок за тот же период времени Т
Клиенты Среднее время погрузки Т ВП^ = ^^—, где Тп - общее время погрузки; КВЗобщ - общее количество заявок, выполненных за период времени Т
Процент клиентов, обратившихся повторно Кл Проц.Кл - повтор X100 %, где Кл г повтор ? ^ повтор 1Ч-|10бщ количество клиентов, повторно обратившихся за период времени Т; Клобщ - общее количество клиентов, обратившихся за период времени Т
Количество недовольных клиентов Рассчитывается путем подсчета числа клиентов, оставшихся недовольными услугами, оказанными им за период времени Т
Внутренние бизнес- процессы Процент погрузочно-разгрузочных работ, выполненных в срок ПР Проц.ПР = всрок хЮО %, где ПР г —1 в срок ТТр в срок А1Гобщ количество погрузочно-разгрузочных работ, осуществленных за период времени Т, без нарушения оговоренных сроков; ПРобщ - общее количество погрузочно-разгрузочных работ, осуществленных за период времени Т
Внутренние бизнес- процессы Обеспеченность заказами (договорами) в днях Здн = Колдог * Дндог, где Колдог - количество заключенных договоров; Дндог - среднее количество дней, необходимых для проведения работ по одному договору
Количество утерянного (испорченного) при погрузке груза Гр = Гр - Гр, , где Гр - общее количество ^утер ^план ^факт' ^план (т.) груза, запланированное к погрузке за период времени Т (согласно принятым заявкам); Грфакт - общее количество грузов (т), погруженных за период времени Т
Фондоотдача СУ Кф =-, где СУ - стоимость услуг, оказан- СОСсредн ных за период времени Т; СОСсредн - среднегодовая стоимость основных средств на начало года
Коэффициент экстенсивного использования оборудования 7\ Кэкст = —, где Тф - фактическое время работы машин и оборудования, ч; Тр - режимный фонд времени работы машин и оборудования, ч
Коэффициент интенсивного использования оборудования ^шгг = —где Пф - фактическая производительность основного технологического оборудования (ед. продукции/ч); Пр - технически обоснованная производительность машин и оборудования (ед. продукции/ч)
Обучение и развитие Количество квалифицированных сотрудников Рассчитывается путем подсчета количества работников, прошедших профессиональную подготовку в соответствии с занимаемой должностью
Затраты на обучение сотрудников Рассчитывается путем суммирования затрат на квалификационную подготовку работников предприятия
имитационной моделью производится в ряде случаев, когда для того или иного (сложного в описании) объекта по различным причинам не могут быть разработаны аналитические модели, либо отсутствуют методы решения полученной модели.
В процессе имитации фиксируются определенные события и состояния или измеряются выходные воздействия, по которым вычисляются характеристики функционирования системы. Имитационная модель является универсальным методом отражения реальных процессов функционирования системы, который позволяет реагировать на все изменения в самом процессе и опытным путем (с помощью изменения первоначальных входных данных) получать необходи-
мые результаты на выходе [6]. На основе этого можно корректировать выполнение процессов на действительной модели для получения необходимого результата.
Необходимо определиться с программным обеспечением, используемым для построения модели грузового порта, позволяющей анализировать его работу, используя описанные выше показатели.
Присутствующие на сегодняшний день на рынке программные продукты имитационного моделирования можно разделить на две группы: универсальные языки программирования и пакеты имитационного моделирования. Предпочтение было отдано пакетам имитационного моделирования, т. к. созданные с их помощью
имитационные модели просты в использовании, легко модифицируются и обеспечивают более совершенные механизмы обнаружения ошибок. Из всех универсальных пакетов моделирования был выбран пакет Arena, т. к. он предоставляет возможность импорта исходных данных из MS Excel, имеет встроенный язык Visual Basic for Application (VBA), что существенно облегчает и расширяет возможности моделирования; позволяет создавать настраиваемые модули и сохранять их в качестве шаблона, использовать возможности анимации и сохранять результаты моделирования в базе данных и конвертировать их в различные форматы.
Построена имитационная модель грузового порта, включающая следующие модули: модуль поступления и обработки; погрузки; прибытия вагонов с грузом; прибытия судов с грузом; метеорологических условий.
По окончанию моделирования автоматически выводится результирующая таблица, наглядно отображающая полученные значения для каждого из показателей, описанных выше.
Для проверки адекватности разработанной модели использовались результаты моделирования и статистические данные о работе грузового порта за август 2011 г. В указанный период времени на территории грузового порта функционировали все погрузчики и краны. Метеорологические факторы, такие, как туман,
ветер, ледостав на работу порта влияния не оказывали. Результаты сравнения статистических показателей работы порта за август 2011 г. и показателей, полученных в результате моделирования, позволяют говорить о том, что разработанная модель адекватна реальному экономическому объекту.
Построенная на основе стратегической карты имитационная модель грузового порта позволяет корректировать возможные мероприятия по улучшению качества работы порта путем осуществления манипуляций с исходными данными, оценивать реальное положение дел, изучая полученные значения показателей, и тем самым выявлять «узкие места» в работе порта с целью их устранения, а также принимать управленческие решения более оперативно за счет сокращения времени обработки и получения необходимых данных, повышения степени достоверности обработки информации, увеличения количества аналитических показателей, получаемых на базе исходных.
В результате изучения деятельности грузового порта выявлено, что баланс использования концепций всеобщего управления качеством, сбалансированной системы показателей и технологии имитационного моделирования позволит добиться конкурентного преимущества за счет повышения качества всех сфер деятельности порта.
1. Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях [Текст] / В.А. Лапидус. -М.: Новости, 2000. -432 с.
2. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон; Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес»,
2003. -304 с.
3. Ольве, Н.-Г. Оценка эффективности деятельности компании: Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей [Текст] / Н.-Г. Ольве, Ж. Рой, М. Веттер. -М.: ИД «Вильямс»,
2004. -306 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений [Текст] / А.М. Гаджинский. -3-е изд. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. -472 с.
5. Грищенко, О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие [Текст] / О.В. Грищенко. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. -112 с.
6. Кельтон, В. Имитационное моделирование. Классика CS [Текст] / В. Кельтон, А. Лоу. -СПб.: Питер; Киев: Издат. группа BHV, 2004. -847 с.