Решетневскуе чтения. 2013
Conference (14-16 June 2012, Celje). Slovenia : Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012. P. 279-283.
References
1. Bukrinskaja Je. M. Reversivnaja logistika: uchebnoe posobie. SPb. : Izd-vo SPbGUJeF, 2010. 79 s.
2. Selivanov A. V., Vashlaev I. I. Metodika jekologo-jekonomicheskogo upravlenija gornym proizvodstvom// Gornyj informacionno analiticheskij bjulleten'. 2009. № 11. S. 241-245.
3. Terent'ev P. A. Klassifikacii i modeli logistiki vozvratnyh potokov // Logistika segodnja. M. : Izd-vo OOO «Ob#edinennaja redakcija», 04(40)2010. S. 242251.
4. Dybskaja V. V. Vzaimodejstvie smezhnyh sluzhb kompanij pri upravlenii logisticheskim servisom. // Logistika: sovremennye tendencii razvitii: materialy XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Spb. : SPbGIJeU, 2012. S. 92-94.
5. Miroshnichenko O. V., Selivanov A. V., Burmenko R. R. Sistema pokazatelej vozvratnoj logistiki na promyshlennom predprijatii // Logistika i jekonomika resursojenergosberezhenija v promyshlennosti (MNPK
«LJeRJeP-6-2012»): sb. nauch. tr. Vl-j Mezhd. nauch. -prak. konf. (11-13 dek. 2012 g., Saratov). Saratov : SGTU im. Gagarina Ju. A., 2012. S. 40-43.
6. Miroshnichenko O. V., Selivanov A. V. Uchet i klassifikacija vozvratnyh potokov promyshlennogo predprijatija // Sovremennye problemy jekonomicheskogo i social'nogo razvitija : mezhvuz. sb. nauch. tr./ pod obshh. red. prof. Ju. V. Erygina ; Sib. gos. ajerokosmich. un-t. Krasnojarsk: SibGAU, 2012. Vyp. 8. S. 72-74.
7. Gorelik O. M. Proizvodstvennyj menedzhment: prinjatie i realizacija upravlencheskih reshenij: ucheb. posob. M. : KNORUS, 2010. S. 208-209.
8. Ganickij V. I., Selivanov A. V., Nehoroshev D. B., Vashlaev I. I. Formirovanie informacionnoj tehnologii social'nogo menedzhmenta na kar'ere // Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten'.2003. № 6. S. 124-125.
9. Selivanov A. V., Vashlayev I. I., Prokopovich D. A. Contour-Integrated Principle of Production Management on Mining Industry Enterprise // Logistics & Sustainable Transport: Proceedings of the 9th International Conference (14-16 June 2012, Celje). Slovenia : Published by University of Maribor, Faculty of Logistics, 2012. p. 279-283.
© Селиванов А. В., Прокопович Д. А., Вашлаев И. И., 2013
УДК 658.5.012.7
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРОПОТОКАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
А. Ю. Степаненко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]
Рассмотрены инструменты управления товаропотоками промышленного предприятия на основе имитационного моделирования. Были разобраны основные функции, которыми должны обладать предприятия для решения задачи управления товаропотоками с применением имитационного моделирования.
Ключевые слова: имитационное моделирование, инструменты, товаропотоки, промышленное предприятие.
SIMULATION AS A TOOL OF CONTROLLING PRODUCTS AT INDUSTRIAL ORGANIZATIONS
A. U. Stepanenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]
The management tools to control trade flows at industrial enterprise on the basis of the simulation are studied. The basic functions required for enterprise solutions for the management tasks of trade flows with the use of simulation are dismantled.
Keywords: simulation tools, trade flows, industrial enterprise.
Динамика экономических процессов и изменений в современном мире, неопределенность и непредсказуемость факторов рыночной среды предъявляют особенно высокие требования к организации, эконо-
мике и управлению российскими промышленными предприятиями, что выражается в необходимости более эффективного использования ресурсов. В связи с этим возрастает важность и роль новых инструмен-
Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
тов и методов управления предприятиями и их структурными подразделениями, одним из которых является имитационное моделирование.
Снижение затрат на доставку продукции предприятий определяется степенью автоматизации процессов управления, ее доставкой и уровнем квалификации специалистов по транспортной логистике. Возникает необходимость учета широкого спектра факторов, оказывающих влияние на решение задач транспортной логистики, что требует от специалистов понимания сути задач и методов их решения. Поэтому важным является создание систематизированной модели управления транспортной системой на предприятии [1].
Проблема заключается в необходимости мобилизации открывающихся в настоящее время резервов управления системой дистрибуции промышленного предприятия. Данную проблему можно решить с помощью имитационного моделирования.
Для того, чтобы построить имитационную модель для промышленного предприятия, необходимо учитывать готовность предприятия к сотрудничеству, в том числе возможность внедрения новых методик оптимизации распределения продукции.
Процесс имитационного моделирования включает следующие шаги [2]:
Формулирование проблемы - описание исследуемой проблемы и определение целей исследования.
Разработка модели - логико-математическое описание моделируемой системы в соответствии с формулировкой проблемы.
Подготовка данных - идентификация, спецификация и сбор данных:
- вид транспорта, предназначенный для распределения продукции на предприятии;
- системы сбыта товара;
- периодичность, частота поставок;
- грузоподъемность транспортного средства;
- объем транспортируемой продукции;
- сроки выполнения транспортировки продукции;
- необходимые издержки при замене товара с браком.
Трансляция модели - перевод модели на язык, приемлемый для используемой ЭВМ.
Верификация - установление правильности машинных программ.
Валидация - оценка требуемой точности и соответствия имитационной модели реальной системе.
Стратегическое и тактическое планирование - определение условий проведения машинного эксперимента с имитационной моделью.
Экспериментирование - прогон имитационной модели на ЭВМ для получения требуемой информации.
Анализ результатов - изучение результатов имитационного эксперимента для подготовки выводов и рекомендаций по решению проблемы.
Реализация и документирование - реализация рекомендаций, полученных на основе имитации, составление документации по модели и ее использованию.
Для построения имитационной модели транспортной системы целесообразно использовать программу AnyLogic, поскольку она реализует все подходы к созданию имитационных моделей, а именно, про-цессно-ориентированный (дискретно-событийный), системно-динамический и агентный, а также любую их комбинацию.
Имитационная модель транспортной системы предприятия предназначена для регулирования поставок груза промышленного предприятия. После построения модели необходимо произвести ее анализ.
Результаты анализа разработанной модели позволяют сделать выводы о работе системы, определить оптимальные характеристики управляемых факторов и предложить рекомендации по совершенствованию управления товаропотоками промышленного предприятия.
Библиографические ссылки
1. Зырянов В. В., Миронюк В. П., Шабанов А. В. Методы формирования региональных транспортно-логистических систем. Ростов-н/Д : Рост. гос. строит. ун-т, 2008.
2. Рожков М. И. Разработка имитационных моделей управления запасами в цепях поставок / Национальный исследовательский университет - высшая школа экономики. М., 2011.
References
1. Ziryanov V. V. Methods of forming regional transport and logistics systems / V. V. Ziryanov, V. P. Myronyuk, A. V. Shabanov. Rostov-N/A: Height. State. builds. University Press, 2008.
2. Rozhkov M. I. The development of simulation models of inventory management in supply chains / M. I. Rozhkov. National Research University - Higher School of Economies, Moscow, 2011.
© Степаненко А. Ю., 2013