УДК: 316.33:321
ИМИТАЦИИ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ К МОДЕРНИЗАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ
Д.Г. ВАСИЛЬЧЕНКО1 О.В. БЫХТИН 21 Г.А. БОРИСОВ
1) Воронежский институт экономики и социального управления
e-mail:
2) Белгородский государственный национальный исследовательский университет
В настоящей статье проводится анализ на основе социологического исследования имитаций в органах местного самоуправления. Исследуются способы имитации действий органов местного самоуправления, их причины, масштабы и последствия. В заключение статьи предлагаются практические рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: местное управление, органы местного самоуправления, муниципальные образования, имитации, модернизационное развитие.
e-mail: [email protected]
Обращение к теме имитации в современном российском обществе диктуется соображениями, связанными с особенностями ее проявления в социальной реальности и необходимостью проблемной разработки в современном социально-философском знании.
Роль имитации в жизни общества, ее сущность, связанная с процессами социального действия, направленными на подмену предметно-смысловой реальности, ее коммуникативно-символическая природа - это тема, не теряющая актуальности, несмотря на достаточно подробное исследование ее различных аспектов в социально-гуманитарном знании. Анализ имитации с позиций социальной философии акцентирует внимание на внутренних смыслах явления, поскольку понимание его истинных свойств, эффектов и возможностей особенно необходимо сейчас, когда в человеческом сообществе все более проблематизируется сама социальность.
Социально-философское осмысление явления имитации, уяснение ценностно-смысловых траекторий ее воплощения и выявление ее инструментальных характеристик приобретают серьезную научную значимость для социальной практики и понимания процессов общественного развития России. Тем более, что, несмотря на наличие как дескриптивных, так и аналитических конструкций, выстроенных вокруг частных фактов проявления имитации, пока еще нет выверенного понятийного аппарата, посвященного сущности имитации и различным социально значимым практикам ее воплощения. Особенно актуальность проблема имитационных практик приобретает в муниципальном управлении, в практических действиях муниципальных образований, наиболее значимым вызовом для которых является вызов модернизации.
На наш взгляд, имитация - это социальное явление, проявляющееся в искажении социальной определенности, в основе которого - процессы социального действия, связанные с подменой предметно-смысловой реальности путем конструирования символической социальной реальности, создания видимости, «кажимости».
Проявление имитационной составляющей в муниципальном управлении связано с возрастанием роли имитационных стратегий и практик, конструированием искусственных симулятивных образов, активно воздействующим как на социальные процессы, так и на массовую психологию. Подобное конструирование чаще всего проявляется в контексте идеи модернизационного развития, что обусловлено в первую очередь неопределенностью общего курса и несформированностью конструктивных практик реализующей этот курс политической элиты. Неопределеноость стратегии накладывается на неблагоприятный социальный климат, социокультурную среду, размытые ценностные ориентации и неустойчивую психологию масс. Недаром социальный философ и социолог Б.В. Дубин, характеризуя современное российское общество, отмечает, что в условиях направленного
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
торможения экономической, социальной и культурной дифференциации общества происходит расширение поля проявления интегративных символов и церемоний, ритуали-зация или церемониализация текущей политики1.
Таким образом, актуальность исследования феномена имитации в российском обществе определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, слабой теоретико-методологической разработанностью и недостаточной эмпирической изученностью всего многообразия проявления имитации в обществе. Во-вторых, значимостью данной темы для понимания социальной практики общественного развития современной России. Все это заставляет обратиться к более глубокому теоретико-методологическому анализу понятия имитации, уяснению содержания и форм ее проявления как социального явления.
Тем не менее, как отмечает В.П. Бабинцев до настоящего времени нам не известны концептуальные разработки проблемы имитационных практик в государственном (отметим - и в муниципальном - Д. Всильченко и О. Быхтин) управлении, несмотря на то, что поисковые системы Интернета дают представление о наличии публикаций об имитационной демократии и имитации политике. Но в отношении технологий государственного и муниципального (административного) управления системные исследования имитационной деятельности отсутствуют2.
Между тем, фактор имитации в социальном управлении проявляется особенно отчетливо, прежде всего, в процессах социальной модернизации. Вялотекущая модернизация выливается в вялотекущую имитацию модернизации. В историческом контексте модернизация вбирает в себя целую гамму тенденций перехода от сохраняющихся элементов доиндустриальной культуры, от экстенсивного и интенсивного типов индустриальной культуры к культуре постиндустриальной, опирающейся на знание и инновации. Модернизация - всегда комплексный и многофакторный процесс. Изменения в различных сферах тесно связаны между собой и как бы подталкивают друг друга. Быстрый экономический рост и технологический прогресс предполагают соответствующее изменение культурных установок в поведении и мышлении, реформы политических структур и права, изменения в образовательной системе. И, напротив, если экономические и технологические сдвиги не сопровождаются политической демократизацией, а введение новых законов противоречит сложившимся социальным и культурными стереотипам, то развитие наталкивается на препятствия, а подлинная модернизация оборачивается имитацией модернизацией.
Модернизация России до сих пор не стала реальностью. Причины этого заключаются в том, что инновационно-демократическая модернизация, предлагаемая властью, несет в себе неустранимые стратегические риски для доминирующих групп сформировавшегося режима. Эти риски обусловлены принципиальной неопределенностью хода и результатов процесса модернизации. Потому даже риторика на темы модернизации в выступлениях первого лица государства является источником риска и крайне нежелательна для групп господства и влияния.
Для общества модернизация представляет собой уже не реальный процесс, а его симулякр. В постсоветской России периодически объявляются модернизация государственной службы, жилищно-коммунального хозяйства, армии, науки и т.п. Но практически все они выливаются в декларации, демонстрации и декорации. В итоге резкий символический разрыв с прошлым в России зачастую оборачивается тем, что символика и форма подменяют реальное изменение содержания, и тогда старая сущность незаметно возвращается.
Особенно отчетливо это проявилось на примере так называемой модернизации развития муниципальных образований. Муниципальная ниша всегда выступала в качестве одной из тех сфер жизнедеятельности общества, которая обеспечивает качественные изменения и предопределяет его будущее устройство, а в периоды качественных перемен приобретает особое значение. Однако на фоне политической риторики модернизации и
1 Дубин Б.В. Симулятивная власть и церемониальная политика. О политической культуре современной России / Б.В. Дубин // Вестник общественного мнения. - 2006. - № 1. - С.14-25.
2 Бабинцев В.П. Имитационные практики в государственном и муниципальном управлении / В.П. Бабинцев // Власть. - 2012. - № 5. - С.25.
реформирования часто лишь имитируются процессы подлинного модернизационного развития.
Распространение имитационных практик в процессе модернизации муниципального управления, на наш взгляд, можно объяснить рядом причин, обусловленных конкретной общественной ситуацией в стране, отдельных регионах и муниципальных образованиях. Их целесообразно разделить на три большие группы:
- институциональные причины, связанные с бюрократизацией местного самоуправления;
- социокультурные причины, отражающие специфику отечественной культурной традиции, в которой всегда был существенно выражен ритуальный (декоративный) аспект;
- субъективные причины, в числе которых - низкий уровень культуры управления муниципальных чиновников, их неготовность к открытому диалогу с населением, в конце концов - элементарный страх перед руководством3.
Применение имитационных практик в процессе модернизации муниципального управления имеет как позитивные, так и негативные социальные следствия. С одной стороны, имитационные практики являются своего рода адаптационным механизмом, способствующим снятию «стресса», сопровождающего радикальные реформы управления, резкие переходы от одной управленческой парадигмы к другой. Эти практики позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления умело управлять в условиях трансформации, презентуя общественности и контролирующим органам якобы достигнутые результаты деятельности, то есть имитационные практики выступают фактором поддержания и конструирования реальности. В результате процесс муниципального управления все более становится не деятельностью реальных индивидов и органов власти, а представлением, игрой имиджей, неких виртуальных конструктов, опирающихся на неопределенные характеры и стереотипы, навязываемые населению посредством средств массовой информации.
В итоге в муниципальных образованиях России формируется система пропаганды, основанной имитациях различного вида. Имитация народолюбия, имитация православия, имитация «державности» стала одной из ее основ.
Существенным фактором имитационных практик в модернизационном развитии на местном уровне стало то, что в современной России государство создает не свободную рыночную, а «неокомандную экономику», обслуживающую вертикаль власти, обеспечивающую неконкурентное существование самих государственных структур. Государство владеет экономикой и политикой России. В итоге в обществе сложилась имитационное пространство рыночной экономики. Развитие без изменения - суть стратегий современной власти как субъекта имитации.
В рамках проведенного при разработке проекта исследования «Имитации как способ адаптации муниципальных образований к модернизационному развитию» (п = 450 ) населению был задан ряд вопросов, касающихся применения имитационных практик в муниципальном управлении. Ответы подтвердили тезис о существенной роли имитаций в муниципальном управлении. В частности, на вопрос о том, как часто органы местного самоуправления проводят мероприятия «для галочки», 35,14% опрошенных указали, что иногда, примерно столько же респондентов (32,29%) полагают, что довольно часто, 26,86% - затруднились ответить. По мнению опрошенных чаще всего имитации применяются при проведении выборов (32,43%), при демонстрации результатов деятельности (31,43%), во взаимодействии с населением (25,57%), при проведении мероприятий (21,29%) и при оказании услуг (21%).
Для диагностики масштабов распространенности, тенденций и социальных следствий применения имитационных практик в муниципальном управлении был проведен экспертный опрос. Среди опрошенных экспертов почти 81,82% считают, что в настоящее время имитации присущи большинству органов местного самоуправления. Более половины (54,55%) экспертов отметили, что имитационные практики отражают состояние современного общества, в котором, как отмечают идеологи постмодерна, происходит мас-
3 Виняр В.А. Причины применения имитационных практик в муниципальном управлении / В.А. Виняр. - Тамбов: Грамота. - 2011. - № 8. - С. 50.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
штабная симуляция, подмена традиционных ценностей понятиями о них - знаками и символами4. Почти треть респондентов убеждена, что имитации в муниципальном управлении являются следствием отсутствия у органов местного самоуправления реальных полномочий и ресурсов, 18,18% - неизбежным результатом проводимой в стране реформы местного самоуправления.
Таким образом, эксперты связывают главные причины имитационных практик не с модернизацией муниципального управления, но с общим социокультурным контекстом, в котором она реализуется. К институциональным и субъективным причинам применения имитационных практик в муниципальном управлении, по мнению экспертов, выступают, прежде всего, отсутствие системы гражданского контроля (72,73%); желание продемонстрировать результаты своей работы (54,55%); чрезмерная нормативно-правовая зарегулированность, стремление избежать ответственности - получили одинаковую значимость (по 36,36%).
Рассматривая тенденции применения имитационных практик, стоит отметить, что 63,64% опрошенных экспертов прогнозируют их дальнейшее усложнение. Почти треть респондентов уверена, что количество подобных практик будет увеличиваться с каждым годом. Следовательно, можно предположить, что реальной модернизации муниципального управления и в дальнейшем, скорее всего, будет угрожать опасность симуляции.
Одной из задач анализа имитаций в управлении является выявление социальных следствий их применения. Необходимо отметить, что экспертами были выбраны чаще отрицательные следствия, чем положительные. В частности, среди положительных следствий эксперты указали только, что имитационные практики формируют привлекательный образ органов местного самоуправления в глазах населения (36.36%). Более двух третей экспертов уверены, что имитации снижают эффективность управления, увеличивают недоверие к органам власти со стороны населения (45.45%), повышают занятость служащих «работой» (36.36%), способствуют написанию отчетов о проделанной работе
Мнение экспертов о возможности устранить имитационные практики из управления разделилось поровну: половина считает, что имитационные практики можно устранить, другая половина придерживается противоположного мнения. При этом необходимо отметить, что абсолютно все эксперты уверены, что самостоятельно ОМСУ не смогут решить данную проблему. Основными институтами, способными взять на себя решение проблемы, по мнению экспертов, являются: государство (63,64%), население (27.27%), общественные организации (27.27%).
Таким образом, экспертный опрос подтвердил: в настоящее время имитации в муниципальном управлении являются распространенным явлением, требующим изучения. Необходимо отметить, что, наличие глубинных причин имитаций, связанных со спецификой современного общества постмодерна, позволяет сделать вывод: имитации невозможно полностью устранить из муниципального управления. Но необходимо и возможно принять меры для минимизации их негативных следствий.
Таким образом, противодействовать негативным следствиям применения имитационных практик следует, изменяя сложившуюся в муниципальном управлении систему интересов, отношений, ценностных установок муниципальных служащих. Данная задача представляется достаточно сложной для решения и требует фундаментального подхода, в основе которого лежит, прежде всего, изменение нормативно-правовой базы в сфере организации местного самоуправления.
1. Бабинцев В.П. Имитационные практики в государственном и муниципальном управлении / В.П. Бабинцев // Власть. - 2012. - № 5. - С.24-29.
2. Виняр В.А. Причины применения имитационных практик в муниципальном управлении / В.А. Виняр. - Тамбов: Грамота. - 2011. - № 8. - С. 50-54.
(27,27%).
Список литературы
4 См., напр., Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000; Дебор Г. Общество спектакля. М., 1999; Делез Ж. Различие и повторение. СПб, 1998; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.
3. Грачев Г. Манипулирование личностью. / Г. Грачев, И. Мельник. - М.: Эксмо, 2003.
4. Дубин Б.В. Симулятивная власть и церемониальная политика. О политической культуре современной России / Б.В. Дубин // Вестник общественного мнения. - 2006. - № 1. - С.14-25.
5. Кара-Мурза С.Г. Угасание рациональности: имитация / С.Г. Кара-Мурза -http://www.contr-tv.ru/article/reforms/2004-06-25/imitation (дата обращения: 27.10.2012).
6. Ким И.В. Модели репрезентации и проблема социальных симулякров / И.В. Ким // Известия Уральского государственного университета. - 2007. - № 48. - С.30-34.
7. Леонтьев М. Имитация «цивилизованного» стандарта / М. Лентьев. - URL: http://www.odnako.org/blogs/show_3030/(дата обращения: 14.11.2012).
8. Понукалина О. В. Игры общества потребления: конструирование повседневности // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2009. - Т. 3. - № 1. -С.293-299.
9. Пшизова С. От подражания к имитации в политической практике / С. Пшизова -http://www.rau.su/observer/N9-10_2004/9-10_12.HTM (дата обращения: 27.10.2012).
IMITATIONS AS A WAY OF ADAPTING TO THE MUNICIPAL MODERNIZATION DEVELOPMENT
administration e-mail:
s) Belgorod State National Research University
D.G. VASILCHENKO" О-V. BYKHTIN21 GA BORISOV
The paper is based on the analysis of case study of simulations in local government and explores the ways to simulate the actions of local governments, their causes, extents and consequences. In conclusion, we provide practical recommendations to address them.
1) Voronezh institute of economy and social
Key words: local government, local governments, municipalities, simulation, modernization development.
e-mail: [email protected]