УДК 316.776:808.5
ИМИДЖЕВЫЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
© 2016
Родина Валерия Владимировна, кандидат политических наук, референт заместителя Министра Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Москва (Россия)
Аннотация. Цель: подвергнуть теоретическому осмыслению проблему воздействия информационной политики на формирование имиджа. Методологическую основу образуют принципы сравнительного анализа, а также диалектические, общенаучные методы познания, труды российских и зарубежных ведущих специалистов и практиков. Комплексное изучение проблемы потребовало применения методологического инструментария гуманитарных наук, также в работе были использованы общенаучные методы эмпирического познания. Были проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Концепция и Доктрина информационной безопасности. Результаты: в целях поддержания баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и формированием положительного имиджа, необходима разработка Концепции государственной информационной политики. Появление данной Концепции предполагает законодательное закрепление принципов, методов, механизмов осуществления информационной политики, а также использование форм контроля и оценки эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационной сфере. Практическая значимость: используя коммуникацию, государство посредством информационной политики обеспечивает процессы удержания власти, легитимности существующего порядка и поддержания определенной стабильности. Научная новизна: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности.
Ключевые слова: государственная информационная политика, СМИ, имидж, коммуникации, Доктрина информационной безопасности, Концепция национальной безопасности, дискурс, концепт, эффективность, медиатизация политики.
IMAGE ASPECT OF STATE INFORMATION POLICY
© 2016
Rodina Valeria Vladimirovna, candidate of political sciences, Assistant Deputy Minister Ministry of Industry and Trade, Moscow (Russia)
Abstract. Objective: to subject to conceptualizing the problem of the impact of information policy for creating image. The methodological framework is the principles of comparative analysis and dialectical, scientific methods of knowledge, works of Russian and foreign leading experts and practitioners. Comprehensive study of the problem required to use of methodological tools of the humanities and in the work were used scientific methods of empirical knowledge. Normative legal acts of the Russian Federation, and the Concept and the Doctrine of information security have been analyzed. Results: in order to maintain a balance between the needs of citizens, society and the state in a free exchange of information and the formation of a positive image, it is necessary to develop the Concept of state information policy. The emergence of this Concept involves the legislative consolidation of the principles, methods and mechanisms for implementation of information policy, and the use of forms of monitoring and evaluation of the effectiveness of the federal authorities and the authorities of the Russian Federation in the information sphere. Practical significance: the state information policy uses communication for ensures retention of power, the legitimacy of the existing order and to maintain a certain stability. Scientific novelty: the main conclusions of the article can be used in research and teaching.
Keywords: state information policy, media, image, communications, information security doctrine, National Security Concept, discourse, concept, efficiency, mediatization policy.
Информационная среда является системообразующим фактором национальной безопасности, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих жизнедеятельности государства, в связи с этим перед государственными органами возникает серьезная задача - управлять объектами информационной среды. Как отмечает исследователь Ф.Ю.Кушнарев: «В условиях построения информационного общества информация является неотъемлемым атрибутом социального управления в целом, информационное управление - его частью» [1. С.50].
На сегодняшний день практика становления информационной политики, в частности государственной, опережает процесс ее теоретического осмысления, поскольку она имеет междисциплинарный характер и опирается на теоретические положения философии, политологии, журналистики, теории массовых коммуникаций и политической психологии.
Исследование проблем информационной политики, а также обеспечения на ее основе информационной устойчивости и безопасности общества представлено в трудах Д.П.Гавры, Н.П.Араповой, С.В.Коновченко, М.М.Назарова, В.Д.Попова, А.В.Шевченко.
Анализ влияния государственной информационной политики на основы российского общества был проведен в работах В.В.Воробьева, П.Н.Киричек, О.В.Коротеевой, К.В.Маркелова, Л.И.Мухамедовой, В.В.Силкина. Научную ценность представляет работа Ганса И.Кляйнштойбера, раскрывающая эволюцию различных форм и методов управления и регулирования процессов и явлений в информационной сфере._
Исследование влияния массмедиа на общество отражено в работах Р.А.Борецкого, С.Г.Кара-Мурзы, К.К.Колина, Е.Е.Прониной, Р.Харриса. Стройная теория исследований функционирования СМИ в политической сфере представлена в работе коллектива авторов «Журналистика в мире политики».
Среди российских исследователей государственной информационной политики стоит отметить Г.Н.Вачнадзе, Ю.Б.Кашлева, Л.Н.Федорову, а также отечественных политологов, работающих на базе Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Среди них - В.Д.Попов и его коллеги: П.В.Беспалов, В.Б.Вепринцев, В.В.Воробьева, И.Ю.Глинскую, Л.В.Голованов, В.В.Дашевский, К.В.Маркелов, С.Г.Маслюк, Т.П.Сухомлинова, Е.П.Тавокин, А.В.Шевченко. Стоит отметить заслуги в разработке современных концепций информационной политики, которые принадлежат А.В. Манойло, А.И.Петренко, Д.Б.Фролову, В.Б.Вепринцеву.
Фундаментальная работа, по нашему мнению, была выполнена исследователем О.В.Скачко. Изучению информационной политики с точки зрения социальных изменений общества посвящено исследование Л.В.Габайдулиной и А.А.Анискина.
Анализ информационной политики, ее форм и методов социального взаимодействия представлен в научном труде С.Э.Зуева. Правовые основы международного информационного обмена были изучены в работе Е.В.Ермшиной. Изучение СМИ через призму информационной политики было представлено в работах Е.П.Прохорова. Кроме того, стоит отметить Фонд
научного исследования информационной политики Великобритании и Фонд развития информационной политики, который действует в нашей стране.
Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что тема воздействия информационной политики на восприятие социумом тех или иных явлений находит отражение в различных работах отечественных и зарубежных ученых.
Широта теоретического осмысления связана, прежде всего, с тем, что в современном обществе информации придается не меньшее, а порой и большее значение, чем реальным событиям. Во многом это обусловлено возрастанием влияния сферы знаков и образов.
По словам Ф.Уэбстера, мы существуем в медиана-сыщенной среде, а значит: жизнь существенно символизируется. Автор признает взрывной рост смыслов [2. С.28]. Это свидетельствует о том, что возникает необходимость не только управления информацией, но и сферой образов, символов, а также имиджем. Этот процесс актуализируется, в том числе, и в условиях «медиатизации политики», когда политическая жизнь перемещается в символическое пространство средств массовой информации, политика и коммуникация тесно переплетаются [3].
Данный феномен заставляет посмотреть на процесс проведения государственной информационной политики с новой точки зрения, а именно: имиджевой.
Однако проблема воздействия информационной политикой на формирование имиджа и проведение государством коммуникативных кампаний на сегодняшний день остается практически неизученной и требует дальнейшего осмысления и разработки.
В целях определения имиджевого аспекта государственной информационной политики автор считает необходимым проанализировать структуру понятийно-терминологического аппарата, а также методологию изучения понятия информационная политика.
Варианты исследования и определения этого понятия существенно отличаются друг от друга разными подходами. Так, в основе управленческого подхода лежит принцип изучения информационной политики с точки зрения механизма управления информационными ресурсами. В рамках этой парадигмы, например, исследователь С.Э.Зуев определяет информационную политику как способ обращения с имеющимися информационными потоками и ресурсами со стороны различных институциональных субъектов» [4].
Регулятивный подход рассматривает информационную политику с точки зрения регулирования информационной деятельности. Например, Э.Д.Дагбаев считает, что она определяется как принципы информационной деятельности, параметры качества и достоверности, оперативности получения информации на самых разных уровнях - от гражданина и до самого государства, то есть это система мероприятий, создание неких «правил игры» в информационной сфере [5].
Таким образом, согласно регулятивной природе, информационная политика призвана упорядочить и регламентировать информационную деятельность различных социальных объектов, в том числе, государства. В контексте новых исторических условий, обусловленных, в первую очередь, научно-техническим прогрессом С.Э.Зуев считает, что феномен информационной политики становится «особым типом коммуникаций, между особым типом субъектов, предметом которых является особый тип знаний, обеспечивающий оформление информации в тех или иных мозаичных конфигурациях»
[4].
Особняком от всех подходов стоит культурологический, согласно которому информационная политика рассматривается через призму творческого процесса смыслообразования. Ее содержание можно определить как обеспечение условий для распространения идей и
символов [6. С.48]._
Кроме того, информационная политика изучается не только с точки зрения функциональных направлений, но и по типу субъектов, объектов и видам предметной сферы.
Несмотря на то, что в информационном политическом пространстве отдельные акторы могут формировать собственные практики, демонстрируя соответствующие способы достижения целей и взаимодействия со своими контрагентами, сильное воздействие на всех участвующих в политических коммуникациях оказывает государство, являющееся ядром политической системы. Государство - это самый мощный производитель массовой информации в обществе [7. С.80].
Исследователь О.В.Скачко в своей диссертации приходит к аналогичному выводу, согласно которому государственная информационная политика является «ядром» всех имеющих место в обществе негосударственных информационных политик, задает рамки этому множеству [6. С.50].
Схожую точку зрения высказывает и А.Ю.Амирханов. Он утверждает, что самым влиятельным среди акторов, представляющих в политической сфере экономические, правовые, культурные и прочие интересы, признается государство [8. С.11].
Варианты определения государственной информационной политики отличаются в зависимости от методов анализа.
Так, «официальные» определения преимущественно подчеркивают, что она является важной составной частью внешней и внутренней политики и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Государственная информационная политика представляет собой комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленных на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями [9. С.38].
Тем не менее, нельзя исключить тот факт, что транслируемый информационный поток является процессом передачи символов, способным побуждать получателя информации к определенным действиям [10. С.80].
Данный эффект позволяет государственной информационной политике формировать определенное отношение общественности к тому или иному событию, воздействуя на систему взглядов и представлений аудитории. В результате чего создается такая картина мира, которая, будучи структурно развернутым образом, формирует отношение аудитории к различным аспектам действительности.
Таким образом, государственная информационная политика помимо очевидного факта распространения информации и ее управления в обществе, может также формировать положительное отношение к различным социальным явлениям, а также к необходимым объектам и субъектам. Кроме того, используя коммуникацию, государство посредством информационной политики обеспечивает процессы удержания власти, легитимности существующего порядка и поддержания определенной стабильности. В этих целях применяются специальные средства и методы передачи информации, способные обеспечить необходимую направленность представлений большого числа людей.
Выделение имиджевого аспекта в проведении государственной информационной политики позволяет отойти от исключительно критического восприятия информационного воздействия государства на общество: информационную политику воспринимают не как инструмент манипулирования общественным мнением, а как фактор формирования положительного имиджа Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)
институтов государственности, легитимацию органов власти и принимаемых ими решений.
Выделение именно имиджевого аспекта в государственной информационное политике не дает возможность «демонизировать» влияние государства на информационные процессы, ведь СМИ обладают способностью как объективно отражать-фиксировать, так и субъективно завышать-занижать в публичной сфере действия и возможности государственной власти. Силе государственной информационной политики способна противостоять сила общественного мнения, формирование которого происходит по аналогичным законам.
Субъектами государственной информационной политики выступают представители государственной власти, предметом - система социально-политических отношений общества в информационно-психологической сфере [11. С.196]. Объектом государственной информационной политики является любой объект социальной и политической сферы общества, в отношении которого возможно применение управляющего информационно-психологического, либо иного (политического, экономического и т.д.) воздействия, результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы [11. С.196]. По мнению автора, имидж относится как раз к таким объектам информационной политики, имеющим виртуальную природу. Он может рассматриваться как продукт информационной политики и наиболее значимый для продвижения объект управления.
Информационную политику в данном случае необходимо рассматривать как важнейшее средство воздействия на аудиторию с целью восприятия имиджевых характеристик предмета воздействия.
Имиджевый аспект государственной информационной политики предполагает выделение следующих функций:
- преобразующая, обеспечивающая такие процессы как получение, селекция, структурирование, распространение информации в необходимом для коммуниканта ключе;
- легитимирующая, направленная на получение поддержки и одобрения общества по поводу принимаемых управленческих решений;
- интегрирующая, связанная с вовлечением в политический дискурс стратегических тем и вопросов, требующих общественного обсуждения, придающая процессам, явлениям, объектам и субъектам определенную меру публичности, гласности, информационной открытости.
- концептуализирующую, связанную с включением в картину мира социума необходимых представлений, а также формирование необходимого общественного мнения.
По мнению автора, имиджевый аспект государственной информационной политики в полной мере отражает концепцию «мягкой силы» Дж.Ная. Наиболее эффективными инструментами «мягкой силы» воздействия в краткосрочной перспективе являются средства массовой информации, которые влияют на общественное мнение, легко и быстро манипулируют сознанием больших масс людей, формируя необходимые образы и символы [12. С.16]. Тексты СМИ по сути становятся так называемыми нарративами, в которых концентрируются информационные смыслы, обладающие особой силой воздействия. Как отмечал Дж.Най, «в современном мире исход политической борьбы определяется не тем, чья армия победит, а тем, чья история победит» [13. Р.87]. Совокупность таких дискурсов формирует необходимый государству имидж. Управленческая деятельность в области средств массовой коммуникации направленна на своевременную и точную доставку информации определённым социальным группам и минимизацию распространения этой информации среди других социальных групп, которым эта информация не предназначена [14]. По мнению исследователей, это предполагает
в обязательном порядке изначальный учёт имиджевых потребностей управляемой массы и профильных интересов управляющей элиты с целью их всемерной гармонизации в рамках внедрения в общественное сознание всеми средствами приемлемых модусов необходимого имиджа [15. С.182].
Итак, государственная информационная политика по формированию имиджа представляет собой комплекс мер, обеспечивающих органам государственной власти и государственного управления реализацию поставленных целей и задач по формированию необходимого образа, концептуализирующего то или иное явление в политическом дискурсе, посредством предусмотренных действующим законодательством мер правового, организационного, гуманитарного характера под влиянием институтов гражданского общества, а также исходя из специфики процессов массовой коммуникации.
Поскольку главным субъектом государственной информационной политики становится государство, приоритетом в ее регулировании становятся нормативно-правовые акты, в которых институт государственности берет на себя обязательства осуществления тех или иных полномочий в той или иной области.
Профессор Я.Н.Засурский считает, что самое главное, чего нет ни в Законе «О СМИ», ни в других документах, регламентирующих деятельность информационных структур России, - это принципов информационной политики [16]. В частности об этом говорится в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации: «Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена».
Данные принципы пока не нашли свое отражение в нормативно-правовой базе, регулирующей информационную политику, где, кроме того, существуют явные пробелы в правовом поле. Информационные права граждан регулирует закон «О СМИ», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне» и тд.
Положения о государственной информационной политике - цели, задачи и основные механизмы реализации - только частично определены в российской правовой системе, а именно: представлены в следующих документах: Концепция национальной безопасности Российской Федерации и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, развивающая Концепцию применительно к информационной сфере.
Необходимо уточнить, что Концепция и Доктрина формально не являются нормативно-правовым актом Российской Федерации, они лишь создают векторные и базисные пути развития институтов и явлений и применяются для конкретизации и уточнения основных направлений деятельности органов государственной власти по становлению информационного общества в России, формированию единого информационного пространства России. Они применяются подзаконными нормативными актами, но их регулирующее воздействие не носит нормативный характер. Они предусматривают некоторый план развития, реализация которого зависит от целого ряда факторов, в том числе от органов их исполняющих, от эффективности субъектов, временных рамок и тд.
Концепцией национальной безопасности определяются национальные интересы России в информационной сфере. В частности они заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственно-
го наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России. Тем не менее, по мнению автора, защита духовных сфер жизни общества в информационной сфере невозможна без обеспечения доверия к сугубо материальным аспектам жизнедеятельности государства. В Концепции к национальным интересам в информационной сфере не отнесено формирование доверия и положительного отношения к институтам, продуцирующим духовные ценности, обеспечивающим национальный суверенитет, экономическую независимость и научно-технический прогресс.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации также не содержит положений о формировании, продвижении, защите положительного имиджа/образа/репутации российских государственных институтов, социально-политических объектов. В ней идет речь об активизации контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.
К информационным угрозам не отнесено распространение информации, дискредитирующей российские государственные структуры, органы власти, национальные институты. Автор хотел бы разграничить понятие дискредитации структуры/института от персоналии, представителя государственного органа.
Необходимо отметить, что Доктрина содержит положение, согласно которому к внутренним источникам информационной безопасности Российской Федерации относится критическое состояние отечественных отраслей промышленности. Кроме того, в Доктрине отмечается недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан.
Задачи, указанные в данной Доктрине, являются актуальными по сей день:
- разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;
- разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации.
Тем не менее, положения о формировании положительного имиджа тех или иных явлений, субъектов или объектов не содержатся в данных документах. Подписанная 31 декабря 2015 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации также обходит стороной данный вопрос.
Автор отдает отчет в том, что формирование положительного имиджа посредством государственной информационной политики может вызвать амбивалентную реакцию у различных социальных групп, поскольку существуют противоречия между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение. Очевидно, что манипулирование информацией вызывает негативную реакцию у всех групп населения. В этой связи необходимо определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и способами формирования положительного имиджа.
По мнению исследователя О.В.Скачко, российская практика государственной информационной политики насчитывает уже около 20 лет. Исследователь связывает ее с появлением в 1998 году Концепции ГИП РФ, которая была разработана институтом системного анализа 72
РАН и одобрена Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы и Постоянной палатой по ГИП Политического консультативного совета при Президенте РФ [6. C.81].
Однако автор не согласен с данным утверждением, так как указанная Концепция государственной информационной политики с точки зрения регулятивного характера не имеет никакого веса, формально она представляет собой плод труда авторитетных ученых. Для того, чтобы подобный документ - концепция, доктрина - использовался для обоснования выбранного способа правового регулирования, он должен быть утвержден Президентом РФ или Правительством РФ. Это позволит определить единый подход для решения проблем информационной сферы и формирования имиджа в рамках действующего политического дискурса.
В связи отсутствием реально действующей концепции информационной политики автор полагает, что государство, как главный регулятор права, должно инициировать ее разработку и дальнейшее утверждение. В проекте Концепции может найти отражение соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, возможности государства формировать и управлять имиджем необходимых ему объектов и субъектов. Появление данной Концепции предполагает законодательное закрепление принципов, методов, механизмов осуществления информационной политики, а также использование форм контроля и оценки эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационной сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кушнарев Ф.Ю. Информационная политика государственных органов управления как объект политического анализа // Власть. 2004. №8.
2. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.
3. Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в России девяностых. [Ежедневное Интернет издание «Русский журнал»] URL: http://old. russ.ru/politics/20001114_0. html
4. Зуев С.Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности) / Музеибудущего: информационный менеджмент / Составитель А.В.Лебедев. URL: http://future.museum.ru/.
5. Дагбаев Э.Д. Региональная политическая коммуникация как система // СМИ в информационном взаимодействии власти и общества. Материалы всероссийской конференции. М. 2005. URL:
6. http://frip.ru/newfrip/cnt/library/books/001 l/part5/.
7. Скачко. О.В. Государственная информационная политика России в сфере СМИ: теоретические аспекты и современная практика: Дис. ... канд. полит.наук. СПб., 2006.
8. Осипова О.В. Понятие «Государственная информационная политика» в аспекте политической коммуникации: к определению актуального содержания // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2010. №4. С.79-83.
9. Амирханов А.Ю. Государственная информационная политика как фактор формирования духовности российского общества: Автореферат: канд. Дцсс. на соискание учен. степен. канд. полит. наук. М., 2012.
10. Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В.Д.Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003.
11. Осипова О.В. Понятие «Государственная информационная политика» в аспекте политической коммуникации: к определению актуального содержания // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2010. №4. С.79-83.
12. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ,
2003.
13. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аналитических работников // Власть. 2004, №8. С.50.
14. Nye J.S. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. Oxford University Press, 2002. 87 p.
15. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: Массовые коммуникации и медиапланирование. М.: Дашков и Ко, 2012.
16. Золина Г.Д. Модусы информационной политики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. №4 (128) С.176-182.
17. Материалы круглого стола «Современная информационная политика в РФ: проблемы и перспективы». М., 2005 // URL: http://ksdi.ru.
18. Родина В.В. Формирование имиджа промышленности в дискурсе массмедиа с привлечением референтных групп // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2016. № 2. http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/738
19. Родина В.В. Особенности формирования международного имиджа российской промышленности // Управленческое консультирование. 2016. № 3 (87). С. 112-120.