О.В.Рогач
Кандидат социологических, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального
университета.
Rogach Olga Vladimirovna
Candidate of sociological sciences, associate professor of the department of management and administration of russian state social university
Т. М. Рябова
Кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального
университета.
Ryabova Tatyana Mikhailovna
Candidate of sociological sciences, associate professor of the Department of Management and Administration of Russian State Social University
ИМИДЖЕВАЯ ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЕ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА
Image of educational organizations in the context of optimizing its internal
capacity
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена вызовами современной реальности, где усиление конкурентной борьбы образовательных организаций, ориентация на расширение научного пространства высшей школы и объективное возрастание роли образования в социально-экономическом развитии нашей страны, предполагают смену ракурса исследования процессов создания благоприятного имиджа образовательной организации с внешнего окружения на внутренний потенциал вуза в контексте формирования оптимальных условий обучения и охраны труда работников и студентов. В связи с этим, данная статья направлена на выявление перспективных направлений имиджевой политики вуза, как инновационной образовательной организации, и раскрытие действующей в вузе системы охраны труда и обучения по следующим блокам: кадровый, научно-технический и инфраструктурный. Ведущим методом исследования данной проблемы является анкетный опрос сотрудников и студентов РГСУ, позволяющий комплексно рассмотреть отличительные и привлекательные организационные особенности работы в вузе, которые являются результатом новых стратегических инвестиций руководства образовательной организации. В статье представлены результаты авторского исследования, раскрыты основные проблемные вопросы создания благоприятного имиджа образовательной организации высшего образования в контексте
формирования условий обучения и охраны труда работников, выявлены предпочтения преподавателей и обучаемых по оптимизации имиджевой политики и предложены некоторые рекомендации по создания благоприятного имиджа вуза.
Ключевые слова: образовательная организация, имидж, инновационность, благоприятные условия обучения, охрана труда, персонал, студенты, эффективность
Abstract: The relevance of the study due to the challenges of modern reality, where the increased competition of educational organizations, focus on enhancing scientific higher education space and objective the increasing role of education in socio-economic development of our country, suggest a change of perspective research into the processes of creating a positive image of the educational organization with the external environment on the internal potential of the University in the context of creating an optimum learning environment and safety of employees and students. In this regard, this article aims to identify promising areas of the image policy of the University as an innovative educational organization and disclosure of operating in the University system of labor protection and training in the following units: personnel, scientific-technical and infrastructural. The leading method of the research this issue is a questionnaire survey of staff and students of the University, allowing to consider the distinctive and attractive organizational features of work in the University, which are the result of a new strategic investment of leadership of educational organizations. The article presents the results of the author's research revealed the main issues of creating a positive image of the educational organization of higher education in the context of the learning environment and protection of workers, the revealed preferences of teachers and pupils on the optimization of the image policy of the University, and suggested some recommendations for creating a good image of the University.
Keywords: educational organization, image, innovation, a safe learning environment, labor protection, staff, students, efficiency.
Модернизация российской высшей школы, сопровождаемая динамичным развитием рынка образовательных услуг и, как следствие, усилением конкурентной борьбы образовательных организаций, требует от руководителей любого уровня продуманной работы по формированию, поддержанию и развитию благоприятного имиджа высшего учебного заведения. Несмотря на то, что понятие «имидж» было введено в научный оборот еще в 1955 году английскими исследователями В. Гарденером и С. Леви, говорить об имидже вуза, как отдельной категории исследования стали только с середины 90-х годов, когда стало ясно, что образовательная
организация высшего образования предоставляет услугу, которая должна быть качественной и должна удовлетворять базовые потребности общества.
Однако целенаправленным действиям руководства вуза, ориентированным на построение устойчиво-позитивного имиджа образовательной организации, все еще уделяется недостаточное внимание. Положение усугубляется и тем обстоятельством, что сегодня приоритет отдается вузам, которые можно охарактеризовать в таких категориях, как: инновационный, первый, ведущий, передовой, имеющий международный «вес» и пр. Без соответствующей работы руководящего состава вуза добиться таких показателей не представляется возможным.
Как правило, руководство образовательной организации начинает работу над формированием привлекательного имиджа с оценки внешней среды: конкуренции на рынке, спроса на те, или иные специальности и пр. Однако независимые исследования общественного мнения, свидетельствуют о том, что высшая школа уже априори имеет в глазах населения условно позитивный имидж, что связано с восприятием высшего образования как статусного, престижного, «только для избранных». Коммерциализация образовательных услуг по большому счету устраняет разницу коммерческой или государственной принадлежности вуза (если стоимость услуги одинакова), выводя на первый план отличительные позитивные составляющие условий обучения и охраны труда работников образовательной организации (Frolova E.V., 2014), которые в долговременной перспективе могут рассматриваться, как стратегическая основа создания благоприятного имиджа образовательной организации.
Исходным положением данной работы выступает заключение о ведущем значении условий обучения и охраны труда в процессе создания благоприятного имиджа вуза. Проводя аналогии, можно сравнить имидж, проецируемый любой компанией для внешнего окружения, как «обложку» образовательной организации, которая за счет регулярного упоминания в СМИ, харизматичного руководителя или приглашенных звезд, может казаться
145
весьма привлекательной, тогда как созданные администрацией вуза условия обучения и охраны труда работников раскрывают ее «содержание». Это связано с тем, что отсутствие внимания руководства вуза к потребностям работников, неудовлетворительные условия труда, невыполнение материальных обязательств перед сотрудниками и пр., способствует усилению социальной напряженности в педагогическом коллективе, снижает качество обучения и не позволяет говорить об образовательной организации, как о передовом вузе в системе российского образования.
Кроме того при отсутствии благоприятных условий обучения и охраны труда, наблюдается информационная перегрузка и стрессовое напряжение у обучаемых, которые в последствии сказываются не только на качестве их профессиональной подготовки, но и на их здоровье. В связи с этим на руководство университета ложится сложная задача предоставления качественного образования с учетом сохранения физического и эмоционально-психологического здоровья работников и обучающихся в образовательной организации посредством формирования условий обучения и охраны труда.
С этой точки зрения формирование условий обучения и охраны труда становится одним из ведущих факторов создания благоприятного имиджа образовательной организации, повышая ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Для хорошо известных вузов, в том числе для РГСУ, задача построения благоприятного имиджа может показаться нетрудной, так как созданное ранее впечатление об образовательной организации помогает выдержать конкуренцию. Однако изменения во внешней среде (в том числе изменений требований к профессионализму профессорско-преподавательского состава, необходимость соответствовать международным стандартам и пр.) при неразвитой системе управления охраной труда и обучения работников и студентов образовательной организации могут резко изменить расстановку сил и повлиять на имидж вуза.
Надо отметить, что поиск путей нивелирования проблем, сложившихся в области охраны труда работников образовательных организаций, создания благоприятных условий обучения в интересах формирования и поддержания ее благоприятного имиджа, находится в центре исследовательского внимания многих зарубежных ученых. В частности, анализ проблем формирования имиджа организации рассмотрены в работах Джина Гранди, Яниса Габриэля, Сары Мьюхр, Аллесандры Зампарини, Дэвида Раваси, Амели Боутинот (Grandy G.et al., 2011; Yiannis Gabriel, 2005; Sara Louise Muhr et al., 2014; Zamparini A. et al., 2016; Ravasi D. et al., 2011; Boutinot A. et al., 2015.)
Общие вопросы функционирования и развития высшей школы в современных условиях рассмотрены в работах М.В. Гуреева, А.В. Кириллова, М.В. Виниченко, W. Feinberg (Гуреев М.В. 2012.; Kirillov A.V., Vinichenko M.V. et al., 2015, Уржа О.А et al., 2009, Walter Feinberg. 2012, Ilina, I.Y. et al., 2015).
Вопросы обеспечения благоприятных условий трудовой деятельности рассмотрены в работах таких ученых, как Amy S. Wharton and Mary Blair-Loy (Amy S. Wharton and Mary Blair-Loy, 2002), Joya Misra and Kyla Walters (Joya Misra and Kyla Walters, 2016). Методологический и теоретический анализ условий труда в контексте использования здоровье сберегающих технологий проведен в работах таких зарубежных авторов, как: К. Татроу, Дж. Ли, К. Джонсон (Kristin Tatrow et al., 1998; Li X.J. 1991; Carolyn C. Johnson et al., 2003, R Sergio Guglielmi and Kristin Tatrow, 1998). В ряде работ сделан акцент на взаимосвязь социальных условий и здоровья работников, обучаемых образовательной организации (Valerie Waterson, 1946; Massimo Miglioretti et al., 2013.).
Представляют интерес труды российских ученых, раскрывающих вопросы сохранения здоровья студентов в период обучения в вузе и формирования у молодежи здоровьесберегающего поведения, в частности работы О.Е. Артамоновой, И.С. Вялова, Ж.В. Пузановой (Артамонова О.Е., 2011; Вялов И.С., 2011.; Пузанова Ж.В. и др., 2014.)
Особое место занимают работы ведущих российских ученых, раскрывающие теоретические и практические проблемы управления охраной труда: В.Д. Роика, Н.Р. Абрамова, А.М. Елина и А.Ф. Зубковой (Роик В.Д., 2007; Абрамов Н.Р., 2010; Елин А.М., 2010; Зубкова А.Ф., 2005).
В целях определения оценочной позиции профессорско-преподавательского состава и студентов РГСУ касательно системы условий охраны труда и обучения в контексте формирования благоприятного имиджа образовательной организации, а также для выявления их представления об отличительных и привлекательных организационных особенностях работы в РГСУ, авторским коллективом были комплексно использованы общенаучные методы исследования, проведены экспериментальные и исследовательские мероприятия с опорой на методы обобщения, сопоставления, компаративного и системного анализа. Кроме того использование авторским коллективом опросов, которые проводились в форме интервью и анкетирования, а также метода включенного наблюдения обеспечило выявление позиции преподавателей и обучаемых по социально-трудовым явлениям, связанными с проблемой создания благоприятных, безопасных условий труда и обучения по трем блокам: кадровому материально-техническому и инфраструктурному.
Для мониторинга и оценочных действий в ходе исследования привлекались работники соответствующей квалификации, эксперты, специалисты в области создания (охраны, оценки) благоприятных условий труда и обучения в интересах сохранения здоровья работников и студентов вуза. В состав исследуемых групп вошли преподаватели факультета управления и факультета социологии (35 респондентов), студенты выпускного курса (140 респондентов), обучающиеся по направлениям подготовки государственное и муниципальное управление, конфликтология, управление персоналом.
Анализ существующей системы охраны труда и обучения работников, обучающихся образовательной организации высшего образования, позволяет
сделать вывод, что показатели, характеризующие кадровые блок представлены преимущественно высокими оценками.
Прежде всего, отметим, что сегодня ключевым направлением роста результативности труда научно-педагогических работников РГСУ стал перевод профессорско-преподавательского состава на эффективный контракт, сущностное представление которого призвано учитывать при оплате труда работников сложность, результативность и интеллектуальный характер их деятельности. По мнению 54,4% опрошенных, в результате введения эффективного контракта обеспечивается повышение качества кадрового потенциала РГСУ; 58,2% респондентов отмечают рост мотивации сотрудников на профессиональное развитие; 59,9% - на повышение своей «научно-исследовательской» результативности; 58,5% опрошенных преподавателей отмечают в целом повышение эффективности своей деятельности в сфере образования и науки.
Справедливо заметить, что введение эффективного контракта оценено не всеми респондентами положительно. Так заключение контрактов на 1 год, по мнению более 56,3% преподавателей, в значительной степени усиливает их тревогу быть уволенными; 47,2% респондентов, отмечают, что такой маленький срок действия контракта не позволяет обеспечить организационною приверженность сотрудников. По мнению 38,9% респондентов заключение годичных контрактов является ведущим фактором усиления социальной напряженности и разобщенности профессорско-преподавательского состава и руководства вуза. Кроме того. 27,6% опрошенных отмечают, что требования руководства, прописанные в контракте, увеличивают и так не малую нагрузку на преподавателя, повышая интенсивность его труда и, как следствие, уровень испытываемого им стресса. Примечательно, что в группу «недовольных» попали работники возрастной категории за 60 лет, что, скорее всего, свидетельствует о сложности их адаптации к трансформационным процессам, протекающим в научно-образовательном пространстве современной российской высшей школы.
Ожидаемое государством усиление реализации научной функции в высших учебных заведениях обращает нас к вопросу построения научной карьерной траектории профессорско-преподавательского состава. Так 86,7% респондентов считают себя готовыми осуществлять свою научную деятельность на требуемом международном уровне; 10,3% опрошенных затруднились с ответом. Почти 74,9% преподавателей положительно оценивают действия руководства по формированию не пересекающихся, справедливых карьерных траекторий для молодежи и опытных сотрудников. При этом 77,5% респондентов поддерживают политику вуза по привлечению молодых преподавателей и исследователей.
В ходе опроса было выявлено, что на текущий момент в РГСУ обеспечена прозрачность оценки труда преподавателей по наукометрическим показателям (количество публикаций, индекс научного цитирования и т.д.). Обратим внимание, что сложившееся положение имеет высокое значение не только для практики морального и материального стимулирования преподавателей образовательной организации, но и для усиления «веса» России в мировой науке. Согласно официальным данным на долю российских ученых в 2014 году пришлось менее 2% цитирований в научных журналах, которые индексируются в ведущих отечественных и иностранных базах данных.
По результатам исследования было установлено, что 61,3% респондентов поддерживают мотивационную политику, проводимую руководством РГСУ, 38,7% отмечают недостатки количественного подхода к оцениванию, за которым теряется качественное содержание научно-исследовательской деятельности преподавателя. Кроме того у каждого второго преподавателя отсутствует уверенность, что закрепленная система доплат не будет изменена в сторону увеличения показателей по мере их достижения. Данная тенденция существенно снижает уровень мотивации преподавателей (36,6%), вызывает чувство фрустрации (32,8%).
Несмотря на проводимые в высшем образовании реформы, параметр, характеризующий «возможность профессионального и карьерного роста» преподавателей не получил ожидаемой высокой оценки, скорее мнение респондентов отражает средний диапазон оценивания (40,9%). Среди трудностей развития данного направления охраны труда работников образовательной организации, опрошенными выделены такие как: «интенсивность трудовой деятельности», которая не оставляет времени на совершенствование своей профессиональной деятельности и оказывает негативное влияние на психологическое и физическое состояние преподавателей (30,2%); чрезмерная «бумажная» нагрузка на преподавателей (34,5%); высокие требования оценивания профессионализма профессорско-преподавательского состава вуза (17,8%).
Говоря об оценке студентов имиджа РГСУ в контексте формирования благоприятных условий обучения, следует обратить внимание на смену потребительских предпочтений обучаемых. Согласно проведенному опросу, основным ожиданием 84,6% респондентов становится достижение непосредственно после выпуска высокого уровня жизни. Современный студент не задает вопрос: «что я буду уметь после окончания вуза?» (12,1%), он спрашивает: «сколько я буду получать, обучаясь у вас?» (68,3%). Поэтому, современная образовательная организация, претендующая на статус передового, инновационного вуза, должна иметь не только развитый образовательный и научно-исследовательский потенциал, но и интеграционную инфраструктуру, которая бы обеспечивала рост доли трудоустроенных по специальности студентов до максимума. На сегодня такой показатель оценивается студентами РГСУ не достаточно высоко (34,7%). Примечательно, что оценивая имидж РГСУ, студенты применяли такие характеристики, как: государственный (43,1%), многопрофильный (32,7%), современный (50,2%), динамично развивающийся (49,4%), социально-активный (53,3%), но не трудоустраивающий.
При оценке студентами степени своей удовлетворенности содержанием обучения, нами были получены неоднозначные результаты. Так 64,8% респондентов отмечают среднюю степень удовлетворенности, стремящуюся к более низкому показателю. При этом 76,4% опрошенных признают, что образование им дается многостороннее, а уровень образованности выпускника РГСУ оценивается на 7-8 баллов из 10 возможных. В целом, студенты удовлетворены квалификацией и заинтересованностью преподавателей в высоком результатах обучения (88,5%). Ими выделены девять характеристик имиджа преподавателей РГСУ, из них семь имеют позитивную характеристику. При этом часть опрошенных студентов (42,1%) отмечают наличие негативных моментов: отсутствие эффективной производственной практики и невысокую долю производственной дисциплины. Почти 31,1% студентов, в особенности это касается конфликтологов, не уверены в возможности найти после выпуска подходящую работу.
Материально-техническая база и инфраструктурные условия ВУЗа оцениваются студентами в среднем диапазоне (6-7 баллов из 10) с перспективой их роста. Следует отметить, что студенты испытывают противоречивые чувства в отношении университета - от гордости до некоторого недовольства. Сегодня не более 75% студентов считают условия обучения, созданные в РГСУ как комфортные, остальные дали отрицательную оценку (23,8%) или воздержались от ответа (1,2%). Несмотря на то, что в целом, условия обучения студенты оценили, как благоприятные, по их мнению, недостатки, присущие организации и обеспечению образовательного процесса, усиливают влияние негативных средовых факторов на их психоэмоциональное и физическое здоровье (34,2%). Опираясь на результаты проведенного исследования, было установлено, что ведущим отрицательным фактором выступает стресс, вызываемый волнением, которое испытывают студенты в ходе подготовки и прохождения экзаменационной сессии (30,2%), недостатки организационного сопровождения процесса обучения, а также возникновение конфликтных ситуаций в ходе решения отдельных вопросов
152
документационного обеспечения отметило 29,7% респондентов. Сильную физическую усталость ввиду больших затрат времени на передвижение к месту учебы испытывают 18,6% студентов. Согласно проведенному исследованию, патриотизм студентов по отношению к вузу также имеет средний уровень оценивания (5 баллов из 10). Положение усугубляется тем, что почти 32,5% опрошенных не знают значения символики.
Таким образом, результаты опроса свидетельствуют, что важным фактором, который оказывает существенное влияние на современное образование и науку, является подход руководства образовательной организации к оценке труда работника. В ходе опроса было выявлено, что на текущий момент в РГСУ обеспечена прозрачность оценки труда преподавателей по наукометрическим показателям, что, с одной стороны, повышает уровень поддержки работниками мотивационной политики руководства вуза, а с другой, порождает у них неуверенность в ее стабильности по мере достижения преподавателями заданных показателей.
Выявлены некоторые проблемы, в число которых входит усиление тревоги преподавателей за сохранность своего рабочего места по причине заключения годовых контрактов, что также провоцирует усиление социальной напряженности и снижение организационной приверженности работников. В ходе проведенного исследования установлено, что высокая интенсивность трудовой деятельности снижает возможность совершенствования преподавателем своей профессиональной деятельности и оказывает негативное влияние на психологическое и физическое состояние работников.
В ходе проведенного опроса студентов образовательной организации выявлена их двойственная позиция в отношении оценивания имиджа РГСУ. Так студенты признают достаточно высокий уровень подготовки выпускников, в достаточной мере удовлетворены квалификацией и заинтересованностью преподавателей в высоких результатах обучения. Вместе с тем для студентов не свойственно разделение корпоративных
ценностей Университета, отмечаются недостатки, присущие организации и обеспечению образовательного процесса.
В целом, можно утверждать, что высказанные респондентами замечания не несущественно снижают оценку имиджа образовательной организации, скорее обозначая направления, которые видятся предпочтительными с точки зрения формирования благоприятных условий труда и обучения.
Определена закономерность: ориентация внутренней политики образовательной организации на оптимизацию условий труда и обучения обеспечивает повышение доли работников и студентов, позитивно оценивающих базовые составляющие имиджа вуза.
Определена устойчивая зависимость: обеспечение прозрачности оценки труда преподавателей по наукометрическим показателям мотивирует сотрудников на осуществление научно-исследовательской деятельности на высоком международном уровне.
Список литературы:
1. Gina Grandy and Sharon Mavin. Occupational image, organizational image and identity in dirty work: Intersections of organizational efforts and media accounts. Organization, November 2012; vol. 19, 6: pp. 765-786., first published on October 13, 2011
2. Yiannis Gabriel. Glass Cages and Glass Palaces: Images of Organization in Image-Conscious Times. Organization, January 2005; vol. 12, 1: pp. 9-27.
3. Sara Louise Muhr and Alf Rehn. Branding Atrocity: Narrating Dark Sides and Managing Organizational Image . Organization Studies, February 2014; vol. 35, 2: pp. 209-231.
4. Alessandra Zamparini and Francesco Lurati. Being different and being the same: Multimodal image projection strategies for a legitimate distinctive identity . Strategic Organization, 1476127016638811, first published on March 17, 2016
5. Davide Ravasi and Nelson Phillips . Strategies of alignment: Organizational identity management and strategic change at Bang & Olufsen. Strategic Organization, May 2011; vol. 9, 2: pp. 103-135.
6. Amélie Boutinot, Shahzad (Shaz) Ansari, Mustapha Belkhouja and Vincent Mangematin Reputational spillovers: Evidence from French architecture . Strategic Organization, November 2015; vol. 13, 4: pp. 284-306., first published on July 29, 2015
7. Гуреев М.В. "Скользкие" грани современной системы образования в России. Проблемы Высшей Школы // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/571 (дата обращения: 22.06.2016)
8. Amy S. Wharton and Mary Blair-Loy. The "Overtime Culture" in a Global Corporation: A Cross-national Study of Finance Professionals' Interest in Working Part-time. Work and Occupations, February 2002; vol. 29, 1: pp. 32-63.
9. Joya Misra and Kyla Walters. All Fun and Cool Clothes. Youth Workers' Consumer Identity in Clothing Retail. Work and Occupations, Work and Occupations April 18, 2016.
10. Walter Feinberg. The Idea of a Public Education. Review of Research in Education, March 2012; vol. 36, 1: pp. 1-22.
11. R Sergio Guglielmi and Kristin Tatrow. Occupational Stress, Burnout, and Health in Teachers: A Methodological and Theoretical Analysis. Review of Educational Research, Spring 1998; vol. 68, 1: pp. 61-99.
12. Li X.J. Relationship between visual fatigue of students and artificial illumination in classroom with television / X.J. Li // Zhonghua Yu Fang Yi Xue Za Zhi. 1991. - Vol. 25, № 6. - P. 353-355.
13. Carolyn C. Johnson, Donglin Li, Todd Galati, Sheryl Pedersen, Mary Smyth and Guy S. Parcel. Maintenance of the Classroom Health Education Curricula: Results from the Catch-on Study . Health Educ Behav, August 2003; vol. 30, 4: pp. 476-488.
14. Valerie Waterson. Social Conditions and Health Education. Health Education Journal, December 1946; vol. 4, 4: pp. 160-163.
15. Massimo Miglioretti, Veronica Velasco, Corrado Celata, Luca Vecchio. Teachers' ideas about health: Implications for health promotion at school. Health Education Journal November 2013 vol. 72 no. 6 695-707
16. Higher education institutions grading: administrative and support personnel. Kirillov A.V., Vinichenko M.V., Melnichuk A.V., Melnichuk Yu.A., Lakina Y. International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. T. 5. № 5. С. 173-182.
17. Frolova Elena V. Social infrastructure of contemporary Russian municipal bodies: Issues and prospects for modernization // Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2014. №12. P.51-58
18. Кулиш Т.Е., Пунина Г. А. Условия труда и их влияние на здоровье человека. Материалы Ивановских чтений. 2016. № 4-2 (9). С. 66-72.
19. Булыга К.А., Пунина Г.А. Методы оценки условий обучения при отборе. Материалы Ивановских чтений. 2016. № 4-1 (8). С. 7-10.
20. Уржа О.А., Аргунова Л.Г., Фролова Е.В., Рябова Т.М., Михалева М.Н., Медведева Н.В., Сеничева Л.В., Рогач О.В. Оценка качества профессиональной деятельности педагогических кадров в системе высшего образования / под общей редакцией О. А. Уржа; Российский государственный социальный университет. Москва, 2009, 128 с.