среди крестьян почти каждый четвертый мужчина носил имя Иван. «С именем -Иван, а без имени болван» [10]. Можно сказать, что имя Иван уже стало ассоциироваться с русской нацией. Во-вторых, имена Иван и Мария часто используются в русских народных сказках. Например, в России есть известная сказка «Иван да Марья», эти два имени часто сравниваются [11].
Все это обусловило наш выбор. Мы выбрали именно эти два наиболее распространенных имени и задали вопросы (5 - 10), чтобы понять, насколько студенты знакомы с русскими именами.
Итак, в нашей анкете мы спросили студентов об их русских именах, происхождении, значении и известных им русских именах, уделяя особое внимание происхождению имен Иван и Мария, производным формам и их впечатлениям от носителя имени.
Что касается имени Иван, из табл. видно, что 36 человек знают, что это имя произошло от древнееврейского, 19 человек думают, что это русское имя, а 5 человек вообще не знают.
Что касается имени Мария, 37 человек знают, что это имя тоже происходит от древнееврейского, 20 человек думают, что это русское имя, 3 человека вообще не знают. Мы видим, что большинство студентов лучше знают происхождение этих двух имен, поскольку это наиболее классическое русское имя. Если бы мы при анкетировании изменили эти имена на другие, менее распространенные, то, вероятно, студенты обладали бы меньшей информацией о них.
Рассмотрим, как китайские студенты понимают имена Иван и Мария, и какими людьми они считают его носителей. На одном из русских сайтов мы увидели, что носитель имени Иван - персонаж со сложным характером: «тайна имени скрывает человека со сложным и противоречивым характером. Иван может быть как добрым, так и злым, смелым и трусливым, умным и неучем, простым и хитрым, злым и нежным, честным и коварным. В таком имени заложены и отрицательные черты характера личности. Это агрессия, импульсивность, тщеславие, медлительность» [12].
По результатам ответов респондентов на 6 и 9 вопросы ясно, что большинство китайских студентов думают, что Иван должен быть высоким, сильным мужчиной средних лет, он очень добрый и употребляет много алкоголя. 15 студентов считают, что Иван - это добрый и честный человек, 16 понимают, этот мужчина
Библиографический список
должен быть сильным, высоким, 27 человек думают, что Иван и все русские мужчины любят выпить, они храбрые и не боятся медведей.
А Мария в сознании русских людей - это скромная, добрая и сердечная девушка [13]. Но из табл. мы видим, что 38 студентов думают, что Мария высокая, стройная, красивая, нежная и симпатичная девушка, 16 студентов считают, что носитель данного имени - толстая сельская женщина средних лет, 6 человек не знают, как ответить на данный вопрос.
Что касается связи этих двух имен, то 8 студентов думают, что они, наверное, друзья, 10 студентов - что они супруги, 5 студентов ответили, что Иван и Мария - брат и сестра, большая часть студентов (23) написали, что оба имени происходят от древнееврейского имени, 14 студентов не знают.
Из табл. мы видим, что большинство студентов недостаточно осведомлены о русских людях, в основном кратко описывают по внешнему виду, личность, привычки и т.д. Это может быть связано с концепцией антропонимического стереотипа. Стереотипы в сфере собственных имен можно рассматривать как разновидность социальных и этнокультурных стереотипов [14].
Поскольку китайские студенты мало знают о России, культуре, ее истории, они могут получать соответствующую информацию только из различных средств массовой информации, не могут проникнуть в антропонимический стереотип в межкультурном образе, поэтому в восприятии китайцев российские мужчины просто сильные, высокие, любят выпить и стрелять из ружья, не боятся холода, медведи для них - домашние животные. А молодые женщины высоки, нежны, красивы, стройны и трудолюбивы, женщины среднего возраста - полные, крепкие, носят национальную одежду, много пьют и т.д.
Таким образом, как символ культуры и истории разных народов, имена открывают нам много различий в аспектах языков, гуманитарных наук, социальных изменений и этнической истории. В этой работе мы провели анкетирование среди китайских студентов, изучающих русский язык. В анкете мы опросили 60 человек и проанализировали их знание и понимание русских имен. Основное внимание было уделено традиционным русским именам Иван и Мария, их происхождению, истории, значению и восприятию китайскими студентами. Понимая, как китайцы думают о носителях этих двух имен, мы пришли к важной концепции антропони-мических стереотипов, которая поможет нам продолжать анализировать имена собственные в различных культурах в будущем.
1. Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. Москва: Наука, 19У8.
2. Гранкина IVI.A. Русские антропонимы как способ приобщения к русской культуре китайских студентов. Русский язык и ономастика в поликультурном образовательном пространстве Юга России и Северного Кавказа. Майкоп, 201У: 15У - 1б0.
3. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. Москва: Наука, 2003.
4. Грушевицкая Т.Г., Попкова В.Д., Садохина AA Основы межкультурной коммуникации. Москва: Юнити-Дана, 2003.
5. Фридгендлер Л.Г., Цзинь Мэйлань Способы образования производных форм русских антропонимов. Филологические открытия. 201У; № 5: 118 - 124.
6. Ван Д. Русские личные имена в китайской методике преподавания РКИ и в современном китайском обществе. Успехи современной науки и образования. 201У; № 4: У - 10. У. Баймухамбетова О.С., Красавина A.R Aнтропонимы как единицы современного русского языка. Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2015; № 4: 10У - 109. S. Петровский НА Словарь русских личных имен: более 3 000 единиц. Москва: Русские словари, 2000.
9. Мария. Календарь событий 2020. Available at: https://my-calend.ru/names/mariya
10. Демичева В.В., Орлова Т.Н., Устименко ИА Антропоним в начальных классах. Белгород: Везелица, 2000.
11. Татарникова О.Н. Aнтропоним Иван в русском фольклоре: сравнительный анализ русских народных сказок и пословиц. Мир науки, культуры, образования. 2013; № 1: 18б - 1SS.
12. Иван. Календарь событий 2020. Available at: https://my-calend.ru/names/ivan
13. Копыльских О.В. Лингвокультурологический аспект изучения русских антропонимов. Гуманитарные проблемы современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2009: 394 - 398.
14. Васильева Н.В. Aнтропонимические стереотипы в кросскультурном аспекте. Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. 2010; № 10: 453 - 45б.
References
1. Kubryakova E.S. Chastirechi v onomasiologicheskom osveschenii. Moskva: Nauka, 19У8.
2. Grankina M.A. Russkie antroponimy kak sposob priobscheniya k russkoj kul'ture kitajskih studentov. Russkij yazyk i onomastika v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve Yuga Rossii i Severnogo Kavkaza. Majkop, 201У: 15У - 1б0.
3. Guboglo M.N. Identifikaciya identichnosti: 'etnosociologicheskie ocherki. Moskva: Nauka, 2003.
4. Grushevickaya T.G., Popkova V.D., Sadohina A.P. Osnovy mezhkul'turnojkommunikacii. Moskva: Yuniti-Dana, 2003.
5. Fridgendler L.G., Czin' M'ejlan' Sposoby obrazovaniya proizvodnyh form russkih antroponimov. Filologicheskie otkrytiya. 201У; № 5: 118 - 124.
6. Van D. Russkie lichnye imena v kitajskoj metodike prepodavaniya RKI i v sovremennom kitajskom obschestve. Uspehi sovremennoj nauki i obrazovaniya. 201У; № 4: У - 10. У. Bajmuhambetova O.S., Krasavina A.P. Antroponimy kak edinicy sovremennogo russkogo yazyka. Sovremennoe obschestvo: problemy, idei, innovacii. 2015; № 4: 10У - 109. S. Petrovskij N.A. Slovar'russkih lichnyh imen: bolee 3 000 edinic. Moskva: Russkie slovari, 2000.
9. Mariya. Kalendar' sobytij 2020. Available at: https://my-calend.ru/names/mariya
10. Demicheva V.V., Orlova T.N., Ustimenko I.A. Antroponim v nachal'nyh klassah. Belgorod: Vezelica, 2000.
11. Tatarnikova O.N. Antroponim Ivan v russkom fol'klore: sravnitel'nyj analiz russkih narodnyh skazok i poslovic. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2013; № 1: 1S6 - 1SS.
12. Ivan. Kalendar' sobytij 2020. Available at: https://my-calend.ru/names/ivan
13. Kopyl'skih O.V. Lingvokul'turologicheskij aspekt izucheniya russkih antroponimov. Gumanitarnye problemy sovremennosti: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2009: 394 - 39S.
14. Vasil'eva N.V. Antroponimicheskie stereotipy v krosskul'turnom aspekte. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. Lobachevskogo. 2010; № 10: 453 - 45б.
Статья поступила в редакцию 07.04.21
УДК 070
Kuzmich S.V., postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
IMAGE OF RUSSIA IN THE NEWSPAPER "EL MUNDO": THEMATIC MAP OF PUBLICATIONS FOR 2016 - 2020. The article examines the problem of forming the Russian image in the Spanish media on the example of publications in the center-right newspaper "El Mundo" for the period 2015-2020. The choice of the period under study is due to the fact that during these years there are political events that contribute to the increased interest in Russia in Spanish society. The article presents
the results of an empirical study conducted by the author in the period from February 2020 - February 2021. The purpose of the study is to identify the influence of the publications of the newspaper "El Mundo" on the formation of the image of Russia in the minds of the Spanish society. The objectives of the article were to summarize researchers' opinions on the topic under study; analysis of empirical research results, as well as in the compilation of a news map of publications in the newspaper "El Mundo" about Russia for the period under study. The research methodology is based on a systematic approach and includes the methods of the general scientific group (analysis, synthesis, deduction, induction), as well as a number of special methods of qualitative analysis: meaningful content analysis of the publications in "El Mundo"; the method of retrospective analysis of political events, related to the reflection of Russian foreign policy in newspaper publications; as well as the method of systemic scientific generalization for structuring the texts of publications into a news chronological map. The materials of the empirical research are the publications in "El Mundo". The general aggregate of the studied materials of the newspaper is 1500 publications. By the method of mechanical sampling, 150 articles are selected on three key topics: relations between Russia and the EU, the problem of Crimea and relations between Russia and Spain. The author of the article comes to the conclusion that the newspaper "El Mundo" seeks to shape the image of Russia as a distant neighbor with a neutral policy towards Spain, taking a balanced position on all problematic issues.
Key words: Spanish press, image of Russia, Spain, public opinion, newspaper "El Mundo".
С.В. Кузьмич, аспирант, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва, E-mail: [email protected]
ИМИДЖ РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «EL MUNDO»: ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ПУБЛИКАЦИЙ ЗА 2015 - 2020 ГОДЫ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КОММЕНТАРИЕВ ЧИТАТЕЛЕЙ
В статье рассматривается проблема формирования имиджа России в испанских средствах массовой информации на примере публикаций правоцентристской газеты «El Mundo» за период 2015 - 2020 годов. Выбор исследуемого периода обусловлен тем, что в эти годы произошли политические события, способствовавшие усилению интереса к России в испанском обществе. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного автором в период с февраля 2020 года по февраль 2021 года. Цель исследования заключается в выявлении влияния публикаций газеты «El Mundo» на формирование имиджа России в сознании испанского общества. Задачи статьи заключаются в обобщении исследовательских мнений по изучаемой теме; анализе результатов эмпирического исследования, а также в составлении новостной карты публикаций газеты «El Mundo» о России за исследуемый период. Методология исследования основана на системном подходе и включает в себя методы общенаучной группы (анализ, синтез, сопоставление), а также ряд специальных методов качественного анализа: содержательный контент-анализ публикаций газеты «El Mundo»; метод ретроспективного анализа политических событий, связанных с отражением внешней политики России в публикациях газеты; а также метод системного научного обобщения для структурирования текстов публикаций в тематическую карту. Материалами эмпирического исследования послужили публикации газеты «El Mundo». Генеральная совокупность исследуемых материалов газеты составила 1 500 публикаций. Из них методом механической выборки были отобраны 150 статей, связанных с тремя ключевыми темами: отношения России с Европейским Союзом, проблема присоединения Крыма к России, а также отношения России и Испании. По итогам проведенного эмпирического исследования автор статьи пришел к выводу о том, что газета «El Mundo» стремится формировать имидж России как далекого соседа с нейтральной политикой в отношении Испании, занимая взвешенную позицию относительно всех проблемных вопросов.
Ключевые слова: испанская пресса, имидж России, Испания, общественное мнение, газета «El Mundo».
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современной ситуации обострения отношений России с Западом, в том числе с Европейским союзом (далее - ЕС), возникает необходимость анализа имиджа России в исторически лояльных к нашей стране государствах, не проявлявших враждебных шагов и не рассматривавших Россию как геополитического конкурента, в частности - в Испании.
По мнению исследователей, истоки такой позиции Испании в отношении России лежат в определенной исторической инерции и являются «результатом сочетания политических и экономических соображений, а также тесных культурных связей» [1, с. 59]. Наличие географической дистанции и отсутствие зон геополитического противостояния между странами играют при этом решающую роль в формировании имиджа России в испанском обществе.
Понятие «имидж» в научной литературе трактуется по-разному, в зависимости от области применения данного термина. В данной статье понятие «имидж» рассматривается в рамках политической журналистики на основе определения А.В. Поляковой: «Имидж страны - это формируемый средствами массовой информации образ на основе новостных сообщений о политике данного государства» [2, с. 91]. Понятие «образ» в контексте нашего исследования «подразумевает реализацию «имиджа», создаваемого средствами массовой информации, в общественном сознании» [3, с. 92].
В официальной политической риторике Испания придает отношениям с Россией стратегический характер [4, с. 35]. Рамочным документом в этой области является «Соглашение о стратегическом партнерстве», подписанное в марте 2009 года премьер-министром Х.Л. Родригесом Сапатеро и президентом Д. Медведевым [5, с. 3]. За этим соглашением последовали и другие дипломатические вехи, такие как празднование года Испании и России в 2011 году и года испанского языка и литературы в России, а также русского языка и литературы в Испании в 2015 году. В 2016 году был проведен двусторонний год туризма [5, с. 4]. Россию и Испанию связывают дружественные отношения, которые реализуются в сфере гуманитарного и культурного сотрудничества [1, с. 66]. При этом политический контекст отношений Испании с Россией в текущей ситуации санкций со стороны ЕС [6] имеет характер нейтрального дипломатического диалога [5, с. 5].
Однако следует иметь в виду, что эта связь между странами не является действительно стратегической, поскольку существует очевидная асимметрия в степени значимости двусторонних отношений [7]. С точки зрения Москвы Испания - потенциальный союзник в более широкой стратегии отношений с ЕС, а Россия для Испании представляет собой потенциальный рынок сбыта испанской продукции [5, с. 4].
Ситуация, связанная с присоединением Крыма к России, с точки зрения Испании является наиболее острым вопросом в отношениях между Россией и ЕС [2,
с. 17]. Однако этот аспект не мешает Испании и России развивать дружественные связи и укреплять гуманитарное сотрудничество.
Цель статьи заключается в выявлении образа России, формируемого в современной испанской прессе, на примере публикаций газеты «El Mundo».
Задачи статьи состоят в следующем:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Выявить основные новостные темы, касающиеся имиджа России, в публикациях газеты «El Mundo».
3. Составить тематическую карту новостей о России.
В целом следует отметить, что полученные результаты и выводы исследования имеют теоретическую значимость, поскольку могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении семинарских занятий по учебным дисциплинам специальности «Международная журналистика», а также для расширения теоретического поля исследования влияния испанской прессы на общественное мнение, поскольку показывают связь между публикациями газеты и реакцией на них читательской аудитории по вопросам внешней политики, дипломатии и международных отношений для выявления особенностей освещения данной новостной повестки в испанской прессе. Полученные результаты позволяют существенно дополнить научные прикладные изыскания, посвященные проблеме формирования имиджа России за рубежом: в частности, результаты контент-анализа публикаций могут служить основой для мониторинга влияния испанских СМИ на общественное мнение Испании и для сопоставительных работ по тематическим новостным картам с учетом новостей других испанских изданий. Помимо этого, выводы и результаты исследования могут дополнить имеющиеся исследования, основанных на качественном анализе публикаций испанской прессы. Результаты исследования могут также быть основой для более масштабного исследования по нескольким испанским газетам, что позволит выдвинуть новые научные гипотезы в отношении влияния СМИ на общественное мнение в Испании для установления связи между содержанием публикаций испанской прессы и комментариями читателей, а также для установления степени такого влияния.
Методы и материалы. Методология исследования основана на системном подходе и включает в себя методы общенаучной группы (анализ, синтез, сопоставление), а также специальные методы: метод историографического анализа научной литературы, метод содержательного контент-анализа текстов публикаций газеты «El Mundo».
Методика проведения эмпирического исследования включала два этапа:
1. Сбор первичных данных, который заключался в тематическом анализе публикаций газеты за исследуемый период: рассматриваются те публикации, которые имеют прямое отношение к исследуемой теме, актуальной для испанского общества, на основе ключевых слов и фраз.
Отбор ключевых слов осуществлялся по архиву публикаций газеты, размещенному на официальном сайте издания за 2015 - 2020 годы.
Выбор электронной версии газеты обусловлен тем, что этот формат издания не только охватывает большую целевую аудиторию, чем печатный вариант, но также позволяет читателям оставлять комментарии о каждой публикации. Данный этап исследования необходим для отсеивания публикаций газеты, которые не затрагивают исследуемую проблематику.
2. На втором этапе эмпирического исследования автором статьи была проведена тематическая группировка собранных публикаций по критерию наибольшей тематической релевантности ключевых слов. Все отобранные на первом этапе публикации были сгруппированы по трем основным темам:
1) проблема перехода Крыма под юрисдикцию России;
2) отношения России и ЕС;
3) отношения России и Испании.
Для составления тематической карты публикаций газеты «El Mundo», иллюстрирующей имидж России, использованы основные новостные темы, выявленные в ходе контент-анализа, а такжеко мментарии читателейгазеты«Е1М undo» по темам публикаций за исследуемый период. Всего для проведения анализа было отобрано 7 525 коммынтари ев заЕН15 -ЭД 20годы.
Классификациокоыаеноаатевчиоателей.нойнаннахыотнном ч астатногн анализа (количество кемыанта°аев гщенодой пунйикйниеа),Еыснроена на ерын критериям: негативная.позаыиваая и найтаалтная оценка. На основе хронологической новостной карты публикаций показано восприятие образа России большинством читателей газеты за исойеоуймыапет итд.
Материалами исследования послужили публикации газеты «El Mundo». Генеральная совокупносоьпуроикациа ио исылераемыНпеоптд соитаоилаЫ5йТ статей. Методом механической выборки была отобрана каждая 10-я публикация по теме исследованая,врепныотатеропннзтнтааивеае выборка саатавила 150 статей газеты «El Mundo», в которых упоминалась Россия в период за 2015 - 2020 годы. Эмпирическое италадаранае проведено с февраля 2020 года по февраль 2021 года.
Результаты. На первом эта паеааыедавыпаа п а киючеаым снывымеы ливы-явлены следующие темы, составляющие основной массив публикаций газеты «El Mundo» за 2015 - 20тс1-ама1,ынеааще нных рааааа. Геае^льаая в ы бор к а тоааа-вила 3 746 ключевых слов. Репрезентативная выборка составила 1 135 ключевых слов. По первой теме былааыяолено и 22клжыев ыаслова; по второр кема - °а4 ключевых слова, по атетьеа-аС9 ключеввюорон.Крупптр по новостным фреймам позволила выявить три ключевые темы публикаций о России. Результаты пеьвиаоого сорра дангыа пыедааыеле-ы в атбл. а ;
На основании полученных данных по общей частотности выделенных тематических слов из газеты«Е1 Мипс1о»былоотобр ано15О пуйлаюацайза г^ерис^д
с 2015 по 2020 годы. Распределение публикаций по годам дало следующие результаты:
1. Тема Крыма наиболее активно обсуждалась на страницах газеты с 2015 по 2018 годы, что, по мнению исследователей, совпадает по времени с введением «первых пакетов санкций ЕС и их последующим продлением» [8]. Резкой критики публикации испанской газеты по данному вопросу практически не содержат, и при этом они не навязывают читателю «образ врага» в лице России. Например, в одной из недавних статей редакция отмечает, что «Россия справится со всеми экономическими трудностями, вне зависимости от новых санкций ЕС. Россия не враг Европе, а временные разногласия по политическим вопросам вполне преодолимы. Проблем Крыма должна решаться без взаимного давления, на дипломатическом уровне... необходимо отметить, что Россия следует собственным интересам во внешней политике. И это не должно никого раздражать - это просто факт» [9].
2. По теме отношений России и ЕС за исследуемый период публикации газеты «El Mundo» носят преимущественно аналитический характер с отсылкой ны ынннинэ кcпeатевтрeеaниcимеlx асаочапкоа кн фа^ацаа. -э пример, в одной из публикаций за 2016 год газета сообщает: «Независимые эксперты надеются, ето ааанцааннаа выйн-мащу^ссиеи и ЕС закахчаананаамум ближайшем бу-ыащеы.РогеоЖжам-пеезадении наьбыо-мхо асаракать любыа препятствия для ыасниеокой эоанооака.Хоая е ги атньшежма а ЕС^дшалаыь па еле присоединения Крыма в 2014 году и вмешательства в украинский кризис, Кремль знает, что не все главы государств или правительств ЕС против такой политики» [4]. Такой койтраль нойжан освтщентя ооношеней Рааеаа а та пооволает сформировать нейтральное мнение у читателей газеты по данной новостной теме. Доказательством саажнь ка-мептатнт чaaтaнсeй:«Taeeитыаеpтт^^a Иапынии, ни Евросоюзу», «Временные трудности в отношениях - это нормально» [4]. Читатели в своих ко lамeнтыpaaывнкжнаымeчеют : «Я сclжоeанаlыыe ниемредноцаа, Россия нам не враг, просто добрый сосед», «Думаю, газета права, нет никакой враждебности со стороны России ни к Испании, ни к Европе» [9].
3. Новости об отношениях России и Испании в основном посвящены кальтарнамаааадодничватеа меэда эти ма.аумягосэда^кахи, что говорит о желании редакции поддержать позитивный имидж России в глазах своей читатель ектй aаынтсаии. Наприда.вояной анпaааикнцинйасc1ы код можно найти следующую новость: «В воскресенье в Кремле президент России Владимир Путно арааиы мэру малтгаФсанеоака-ы лаТадое мeдальПашкирa - государствен-иаюнаграду пеи(Нlмаeннтю та eЕнчаш пиaзнкевыниаДк-пaтедного единства в Москве, в год культурных связей между Россией и Испанией, ознаменовавшийся тифьггиам па^^ааг^ ш^б-^^^ы^^^^ь^'^с^туд-рст^н-н^^о мозеа аасского искусства Санкт-Петербурга» [5].
Кроме того, в 2015 году газета уделила много внимания годам культуры России и Испании (всего 25 публикаций из 50 статей о России за 2015 год), в рамках кстаеы-брлы протаде-- мнагапиалеожые гыманаавр-ые медеприятия в сферах искусства и литературы [1, с. 58].
аыуетапо,чпана ния между Рос-
сией и Испанией освещались газетой вне какого-либо конфликтного контекста, н еаоатоине раатнаптажаонсеаааююрРаасией и ЕС из-за разногласий по вопросам внешней политики.
ы °тде ааааои аваааыгаоеты«ы Muпаa» отфыааоааалают о дружественных отношениях между Испанией и Россией в области культурного сотрудниче-ствы. Нап|наможвтваейсaанйe Ж.-апшртс аоте^щаеию^елатические проти-всpeпйпегa-флйl<aынзызбажны,-a анвыре-анны;атавеемк как отношения в гуманитарной сфере между Испанией и Россией, на уровне культуры и взаимопо-ндоен аямежда се родами, будут поддерживаться всегда» [9].
Таблица 1
Новости о России в газете «El Mundo» на официальном сайте издания с наиболее релевантные слоеоыи(ае р^аыдн^р^^^кое язын)
Проблема Крыма Отношения России с ЕС OmнoшeнuтЙoсcuы и Испании
Крым Кризис Культура
Конфликт Охл аэден ие нмналеааН Иак усаавы
Международное право Санкции Гуманитарное аардоднокес-вы
4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
Н11
552 Т39"
-«06-
"TÜ4"
ш-г~
П-обломм Ржссир и Ржссир и К-ымы ЕС Испыюир
ныйджмлаюыы нжммыюдмжии
пжзидиююыы нжммыюдмжии
ныымдиююыы нжммыюдмжии
Рис. 1. Восприятие читателями имиджа России в новостях газеты «El Mundo» по частотности позитивных, хегааовнысаннйара льныыкоммыптадкех -а01Ы- 2ОНО м-
Для оценки транслируемого газетойимиджа Россиибылипроанализиро-ваны комментарии читателуй по кардамтеме сиосссииры^1^ып^;^еетрон^(^м версии газеты, позвоыяющейоОеипечвваиь оИеатнмюывязь и^еыйеРам^ытоемИ издания.
Для нагпядиостиыоссификапии кы^л^еитариои п^к^вепенпв^ифипеып: позитивная, негативная и нейтральная оценка, что позволяет говорить о позитивном, негативном вкейтропьпом восприятии чинамвлявпкбразоРфСФииоамссие-дуемый период по каждой из выявленных новостных тем (рис. 1).
Как видно пвприиодин вымнар ис. 1 данным, большинство читателей электронной версии газеты оценивает имидж России нейтрально (5 122 комментария за исследуемый период носятмоИтфальныИмаюиктер); пойитивных коммпнтвримв было выявлено 1 358; негативных комментариев выявлено меньше всего - за все шесть лет только 1РС5.
Таким образом, для большинства читателей газеты «El Mundo» образ России носит нейтральный хар^^т^сри^(^бое^1йсм^(^ри^е^нта^м^(^^тйвоыхоцем^вн.
Исходя из проведенного содержательного контент-анализа публикаций газеты «El Mundo» поисследуе мсй теме.сыжнос-ыфавпть cлнфyющуФнцвоcин ую карту для выявления имиджа России, который представлен редакцией газеты (рис. 2).
пес со здвн и и к^м^п^л^аф^даыстыа оа мпрсвоР а рене ивмвно СМИ играют ключе-в.ю ролв [10;MпО. Гки этоы/i в ивое. ^вве А.Н. ^^смр^с^ы и КС. Серединская у казыптютна пнадвмимтнoнpйтpaлвppp отьо шении имиджа
России вследствие отсутствия исторических конфликтов между государствами
[11,с. в2].
Подтверждается также и тезис об отсутствии резкой критики России в ис-Р0HбKРтипeиcе: впвиоОыаботе Еи . Аст2ьора уиомииаеви nocrenенном смещении акцентов имиджа России в испанской прессе в сторону нейтрального образа «далекого соседа» [12, с. 3]. В исследовании В.М. Кузьминой о перспективах испанского регионализма можно найти подтверждение тезиса о понимании позиции Росвии по Крнмуиикпанском оПщестлд,уто yимзы2aеайaсещею нейтральную информационную линию газеты «El Mundo» [13, с. 119]. Полученные нами резуль-ыaтнlитlcквrфдсвpp>lадвмтвпкeриcpми0.й. Соляковой об имиджевой политике России и Испании, в которой главный акцент делается на гуманитарном сотруд-нинpcтвp оввнптвaь1П,ы И2>.
Полученные нами результаты о нейтральной позиции части испанского ^[^(^с^^и в отиошении России в извете Е.А. Черкасовой, в
которой автор указывает на невысокий уровень критики после перехода Крыма тоыю pиыдиьпицPнпcии[1H,o 1 ОИ].Псслеса ндемии критика внешней политики
2015 802 139 __ 104
2016 1358 552 806
2017 Негативные комментарии
2018 ■ Позитивные комментарии
2019 3602 709 811 ■ Нейтральные комментарии
2020 i
Проблема Крыма Россия и ЕС Россиян Испания
Рис. 2. Тематическая карта публикаций c оценкой читателей газеты «El Mundo» о России (поколичествунейтральных,позитивных инегативныхкомментариевпокаждойтеме запериод 2015 -2020гг)
Как можно аypпть по джин ым, теивыденрым на рии. 0,нокирая 0 22^ года, большинство читателей газеты оценивают имидж России нейтрально: распределение нв^ылюьыс нoммpлтapмeвп о каладой тнне 3 602 - «Проблема Крыма», 709 - «отношения Россия и ЕС», 811 нейтральных комментариев по теме «Россия и Испани я». Позитивные комментарии доминируют над негативными даже по проблеме Крыма в самый актуальный период обсуждения этой новости - в 2015 - 2016годак; fjacn^flетсние визита^ыхкомл^ефариеи по каждой теме было следующее: 1 358 комментариев по теме «Проблема Крыма»; 552 комыеноарояпотеме «Очмошмвия ^ссиниГС» и 8им^(^ммрнтн риев по теме «Россия и Испания». Причем позитивные комментарии касаются в основном тем «виевольтико», нароп^яти. ^пипии и России, искусснвРвлиоepнпyебl■ Мииттем пелдтичуакяевоппнcыlмaктeйaк проблема Крыма, санкции против России со стороны ЕС, не рассматриваются читателями газ^т^ы^^!^ нвиорпкеиятоивке днпвьyиеoеoндйx оеношинсН Испо нии с Россией.
Интересно, что кип о ьегатсьныикомм енсаы^^м, дост игысе ц^^с^ио^л^б по трем темам в 2015 - 2016 годах, постепенно снизилось до нуля к 2020 году: распределение нмгмтисмынкнымeпеaниесйoеeвш«ОоoPл емaKкк:мн»cмcмеви-ло 802; по теме «отношения Россия и ЕС» - 139 комментариев; 104 негативных комментария былоpaтaвыонcьмеeнр « Жоис ивифып а ниы»,
В целом на основе содержательного контент-анализа публикаций газеты «El Mundo», формиитсшмх им идж Руссии ямя иeпРкeaoгнoCщмeеиeрнжro мвы-ния, можно говорить о том, что редакция стремится сохранить максимально возможную объективность в условиях давления со стороны общего мнения ЕС по вопросам российской внешней политики. При этом редакция использует экспертные оценки и сдержанный тон публикаций, что позволяет сформировать в целом нейтральный имидж России без «образа врага» у целевой читательской аудитории газеты «El Mundo».
Обсуждение. Историография исследуемой проблематики (формирование имиджа России в испанском обществе) достаточно обширна. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты отчасти находят подтверждение в тезисах таких авторов, как А.Ю. Борзова, Н.Д. Николашвили, которые полагают, что
России практически прекратилась, чтоподтверваетсякакрезультатами нашего исследования, так и тезисами П.П. Яковлева, который в своей работе рассматривает проблему политической перезагрузки Испании в условиях пандемии [15, с. 89], а также анализирует отношения России и Испании на современном этапе [16, с. 58]. Некоторые аспекты внешней политики Испании частично представлены в работе С.М. Хенкина [17, с. 117] и Дж. Вилсона [18]. Отношения ^птриои^саич в овще м исторччевоочконтекстерассмлтрчваются в работе Х. Анхель и М. Лопес [19].
Икте рестссдан ноюлсричикеолнкцштротитРтсстоире водит А. Королева, рассматривая этот вопрос с позиций общественного мнения Испании и сотсии [20, с. 27]. Вопросыпоиитсчкскогодиску^а в испанских СМИ рассма-иртсасттрсчтбвтах а.Т. ТерирновейсСС.Романосай[Р1],М.е. Ларионовой и И.Н. Царевой [3], а также в работе В.А. Иовенко [22] и А.Б. Рахманова [23] с точки зрeричсвaхаaсисeвкeр лк^еажи, ч^сзпо^^тсет рассеасрчвать тексты испанских газет как богатый материал для лингвистического анализа.
Поаутхннсе нами рхзупстсты та—е сосвеано тодчвррждают мнение А.С. Куклиной, которая в своей работе указывает на цикличность контактов меж-ат Роичией т Лсппнией, поосользу исиатикая полттичеыыая элита в определенной степени зависима от общего мнения ЕС в отношении России [1, с. 2].
Л pаЯoтеA.B.Пoлткввoй алжнонсйтт подтсарждетаетезиса о том, что имидж России в Испании формируется под влиянием конкретных обстоятельств и пеотсссвв вншнТпч;^ртавир, с.ТС].С сезиалми дакнога аттора солидарны Е.Д. Терентьева, ГА. Химич, И.М. Веселова, в работе которых проведен обстоятельный контент-анализ заголовков испанских СМИ по поводу России [24, с. 32]. В работах В.А. Славиной и А.С. Олейникова отмечается, что имидж России в испанской прессе формируется под влиянием культурных стереотипов и мифов [25, с. 444], которые используются испанскими СМИ для влияния на общественное мнение [26, с. 273]. Текущая политика Испании в отношении России представлена в работах Г Кили [27], О. Марсабаля и Х. Руиса [28], А. Санчеса-Андреаса [29]. В целом вопросы формирования имиджа России в испанской прессе исследованы достаточно широко, но дискуссия по данной проблематике в научных кругах продолжается.
Необходимо отметить, что, несмотря на обширную историографию темы, до сих пор не проводилось эмпирического исследования тематики публикаций «El Mundo» с позиции оценки читателями имиджа России. С этой точки зрения проведенное исследование дополняет историографию исследуемой темы. Научная ценность статьи заключается в полученных результатах анализа публикаций и комментариев читателей газеты, а также в том, что собрана доказательная база для последующего мониторинга влияния испанской газеты «El Mundo» на общественное мнение Испании.
Материалы статьи могут быть использованы для сопоставительного анализа влияния испанской прессы на общественное мнение, для сравнения с публикациями и комментариями читателей в других испанских изданиях («ABC», «El Pais» и др.). Выводы, изложенные в статье, могут служить для подтверждения или опровержения научных гипотез в аналогичных исследованиях других авторов по проблеме влияния испанской прессы на общественное мнение.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Имидж России в публикациях газеты «El Mundo» за период 2015 - 2020 годов отличается сдержанной критикой и взвешенностью приводимых редакцией мнений по темам «Проблема Крыма» и «Отношения России с ЕС». При этом по теме «Отношения России и Испании» редакция стремится к формированию позитивного имиджа России как партнера по культурным контактам.
Библиографический список
2. Редакция старается дистанцироваться от эмоциональных оценок событий, а также пытается представить максимально полный спектр мнений по проблемным вопросам, не навязывая своего мнения, но представляя читателям факты, информируя свою аудиторию, не прибегая к настойчивому убеждению в своей правоте. Читатели в своих комментариях прямо выражают свое согласие с мнением газеты, что позволяет говорить о ее влиянии на формирование взглядов целевой читательской аудитории.
3. В результате складывается имидж России как лояльного к Испании соседа с тесными гуманитарными связями, а не агрессора и геополитического конкурента, что подтверждается стремлением редакции не давать эмоциональных оценок действиям России во внешней политике. Этот вывод подтверждается в научной литературе [13, с. 119].
Более того, актуальные проблемы в отношениях между Россией и ЕС не преподносятся редакцией как некие непреодолимые препятствия для развития двусторонних отношений между Россией и Испанией вне политики и вне текущих геополитических проблем. Таким образом, формирование имиджа России испанской правоцентристской газетой «El Mundo» не зависит от общего негативного фона отношений между Россией и ЕС в последние несколько лет [11, с. 76]. Влияние газеты на мнение читателей подтверждается представленным анализом комментариев.
1. Kuklina A.S. Cyclicity of diplomatic contacts at the birth of the relations between Russia and Spain. 2017. Available at: https://www.researchgate.net/publication/321052576_ CYCUCITY_OF_DIPLOMATIC_CONTACTS_AT_THE_BIRTH_OF_THE_RELATIONS_BETWEEN_RUSSIA_AND_SPAIN
2. Полякова А.В. Сравнительный анализ имиджевой политики России и Испании в условиях современной интеграции. Латинская Америка. 2020; № 5: 92 - 100.
3. Ларионова М.В., Царева И.Н. Испанский язык в полиэтническом пространстве: политическое измерение. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 268 - 271.
4. El Mundo. Putin vuelve a Crimea para recuperar la popularidad perdida. Available at: https://www.elmundo.es/internacional/2019/03/18/5c8f689521efa07b738b45b1.html
5. El Mundo. Putin entregará en el Kremlin la Medalla Pushkin al alcalde de Málaga. Available at: https://www.elmundo.es/andalucia/2018/10/30/5bd861bd468aeb365a8b45f2.html
6. The Moscow Times. Where Has Russia Sent Coronavirus Aid Around the World? Available at: https://www.themoscowtimes.com/2020/04/01/where-has-russia-sent-coronavirus-aid-around-the-world-a69825
7. Atlantic Council. Spain leads increase in Europe infections, Russia gives first details on large-scale vaccine trials. 2020; 21 August. Available at: https://www.atlanticcouncil.org/ blogs/coronavirus-alert/spain-leads-increase-in-europe-infections-russia-gives-first-details-on-large-scale-vaccine-trials/
8. Palmer E. Spain Catalonia: Did Russian fake news' stir things up? Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-41981539
9. El Mundo. Putin recibe a su «caballo de Troya» en la Unión Europea. Available at: https://www.elmundo.es/internacional/2016/02/17/56c4d5b9e2704ecb498b4603.html
10. Борзова А.Ю., Николашвили Н.Д. «Марка Испания»: разработка государственной политики Испании по реализации «мягкой силы». ВестникРГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2020; № 2: 76 - 93.
11. Захаров А.Н., Серединская К.С. Возможность использования опыта региональной политики Испании в России. Российский внешнеэкономический вестник. 2016; № 10: 22 - 33.
12. Астахова Е.И. Россия и Испания: модернизация образов. Вся Европа. 2020; № 4: 1 - 22. Available at: http://alleuropa.ru/?p=1295
13. Кузьмина В.М. Перспективы развития испанского регионализма и позиция России по данному вопросу. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018; № 5: 119 - 129.
14. Черкасова Е. Образ Испании в России: прошлое и настоящее. Ибероамериканские тетради. 2016; № 1 (11): 108 - 115.
15. Яковлев П.П. Испания в «красной зоне». Политическая перезагрузка в условиях пандемии. Свободная мысль. 2020; № 4: 89 - 103.
16. Yakovlev P. Russia and Spain in the midst of global trade wars. Cuadernos Iberoamericanos. 2019; № 4: 58 - 66.
17. Хенкин С.М. Каталонский конфликт вчера и сегодня. Европа: вызовы сепаратизма. Актуальные проблемы Европы. ИНИОН РАН. 2015; № 1: 117 - 138.
18. Wilson J. Spain: judge probes Catalan separatism links with Russia. 2020; October 29. Available at: https://apnews.com/article/police-spain-barcelona-2fc97ed44c9cf8d6ac62bc d71b2bcc20
19. Angel J., Lopez M. La protección social en materia de cuidados de larga duración en España y Rusia: diferencias y similitudes. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/319965233_La_proteccion_social_en_materia_de_cuidados_de_larga_duracion_en_Espana_y_Rusia_diferencias_y_similitudes
20. Koroleva A. Century of the protest culture: Russia and Spain. Cuadernos Iberoamericanos. 2017; № 3: 27 - 33.
21. Ларионова М.В., Романова Г.С. Когниция и коммуникация: метафора в испанском медийном дискурсе. Филологические науки в МГИМО. 2019; № 1 (17): 26 - 34.
22. Иовенко В.А. Mentalidad nacional y lengua: espanoles y castellano Mentalidad nacional y lengua: espanoles y castellano. Ибероамериканские тетради. 2016; № 2 (12): 125 - 131.
23. Rakhmanov A.B. Linguistic Imperialism and Linguistic Sub-Imperialism, and Their Necessity: Russia and Spain. Tomsk State University Bulletin. Philosophy. Sociology. Political science. 2020; № 54: 35 - 55.
24. Terentieva E.D., Khimich G.A., Veselova I.M. The analysis of citation in headlines in the Spanish press. Heliyon. 2020; № 6 (1): 31 - 55.
25. Славина В.А., Олейников А.С. Репрезентация образа России в испанской прессе. Преподаватель XXI век. 2018; № 4: 444 - 350.
26. Олейников А.С., Славина В.А. Стереотипизация и мифологизация образа России в современных испанских газетах. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2019; № 2: 273 - 282.
27. Keeley G. Spain Investigates Russian Links to Catalan Separatists. 2020. Available at: https://www.voanews.com/europe/spain-investigates-russian-links-catalan-separatists
28. Óscar Rodil Marzábal, José Manuel Martín Ruiz. Análisis de la participación de España y Rusia en cadenas globales de valor. España Y Rusia Frente A Los Nuevos Desafíos Globales. 2016: 128 - 139.
29. Sánchez Andrés A. Spain and the European Union-Russia Conflict: the Impact of the Sanctions. Available at: https://www.cidob.org/en/publications/publication_series/notes_ internacionals/n1_108/spain_and_the_european_union_russia_conflict_thejmpact_of_the_sanctions
References
1. Kuklina A.S. Cyclicity of diplomatic contacts at the birth of the relations between Russia and Spain. 2017. Available at: https://www.researchgate.net/publication/321052576_ CYCLICITY_OF_DIPLOMATIC_CONTACTS_AT_THE_BIRTH_OF_THE_RELATIONS_BETWEEN_RUSSIA_AND_SPAIN
2. Polyakova A.V. Sravnitel'nyj analiz imidzhevoj politiki Rossii i Ispanii v usloviyah sovremennoj integracii. Latinskaya Amerika. 2020; № 5: 92 - 100.
3. Larionova M.V., Careva I.N. Ispanskij yazyk v poli'etnicheskom prostranstve: politicheskoe izmerenie. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 268 - 271.
4. El Mundo. Putin vuelve a Crimea para recuperar la popularidad perdida. Available at: https://www.elmundo.es/internacional/2019/03/18/5c8f689521efa07b738b45b1.html
5. El Mundo. Putin entregará en el Kremlin la Medalla Pushkin al alcalde de Málaga. Available at: https://www.elmundo.es/andalucia/2018/10/30/5bd861bd468aeb365a8b45f2.html
6. The Moscow Times. Where Has Russia Sent Coronavirus Aid Around the World? Available at: https://www.themoscowtimes.com/2020/04/01/where-has-russia-sent-coronavirus-aid-around-the-world-a69825
7. Atlantic Council. Spain leads increase in Europe infections, Russia gives first details on large-scale vaccine trials. 2020; 21 August. Available at: https://www.atlanticcouncil.org/ blogs/coronavirus-alert/spain-leads-increase-in-europe-infections-russia-gives-first-details-on-large-scale-vaccine-trials/
8. Palmer E. Spain Catalonia: Did Russian fake news' stir things up? Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-41981539
9. El Mundo. Putin recibe a su «caballo de Troya» en la Unión Europea. Available at: https://www.elmundo.es/internacional/2016/02/17/56c4d5b9e2704ecb498b4603.html
10. Borzova A.Yu., Nikolashvili N.D. «Marka Ispaniya»: razrabotka gosudarstvennoj politiki Ispanii po realizacii «myagkoj sily». Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2020; № 2: 76 - 93.
11. Zaharov A.N., Seredinskaya K.S. Vozmozhnost' ispol'zovaniya opyta regional'noj politiki Ispanii v Rossii. Rossijskij vneshne'ekonomicheskij vestnik. 2016; № 10: 22 - 33.
12. Astahova E.I. Rossiya i Ispaniya: modernizaciya obrazov. Vsya Evropa. 2020; № 4: 1 - 22. Available at: http://alleuropa.ru/?p=1295
13. Kuz'mina V.M. Perspektivy razvitiya ispanskogo regionalizma i poziciya Rossii po dannomu voprosu. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2018; № 5: 119 - 129.
14. Cherkasova E. Obraz Ispanii v Rossii: proshloe i nastoyaschee. Iberoamerikanskie tetradi. 2016; № 1 (11): 108 - 115.
15. Yakovlev PP. Ispaniya v «krasnoj zone». Politicheskaya perezagruzka v usloviyah pandemii. Svobodnaya mysl'. 2020; № 4: 89 - 103.
16. Yakovlev P. Russia and Spain in the midst of global trade wars. Cuadernos Iberoamericanos. 2019; № 4: 58 - 66.
17. Henkin S.M. Katalonskij konflikt vchera i segodnya. Evropa: vyzovy separatizma. Aktual'nye problemy Evropy. INION RAN. 2015; № 1: 117 - 138.
18. Wilson J. Spain: judge probes Catalan separatism links with Russia. 2020; October 29. Available at: https://apnews.com/article/police-spain-barcelona-2fc97ed44c9cf8d6ac62bc d71b2bcc20
19. Angel J., Lopez M. La protección social en materia de cuidados de larga duración en España y Rusia: diferencias y similitudes. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/319965233_La_proteccion_social_en_materia_de_cuidados_de_larga_duracion_en_Espana_y_Rusia_diferencias_y_similitudes
20. Koroleva A. Century of the protest culture: Russia and Spain. Cuadernos Iberoamericanos. 2017; № 3: 27 - 33.
21. Larionova M.V., Romanova G.S. Kogniciya i kommunikaciya: metafora v ispanskom medijnom diskurse. Filologicheskie nauki v MGIMO. 2019; № 1 (17): 26 - 34.
22. Iovenko V.A. Mentalidad nacional y lengua: espanoles y castellano Mentalidad nacional y lengua: espanoles y castellano. Iberoamerikanskie tetradi. 2016; № 2 (12): 125 - 131.
23. Rakhmanov A.B. Linguistic Imperialism and Linguistic Sub-Imperialism, and Their Necessity: Russia and Spain. Tomsk State University Bulletin. Philosophy. Sociology. Political science. 2020; № 54: 35 - 55.
24. Terentieva E.D., Khimich G.A., Veselova I.M. The analysis of citation in headlines in the Spanish press. Heliyon. 2020; № 6 (1): 31 - 55.
25. Slavina V.A., Olejnikov A.S. Reprezentaciya obraza Rossii v ispanskoj presse. Prepodavatel'HHI vek. 2018; № 4: 444 - 350.
26. Olejnikov A.S., Slavina V.A. Stereotipizaciya i mifologizaciya obraza Rossii v sovremennyh ispanskih gazetah. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Literaturovedenie, zhurnalistika. 2019; № 2: 273 - 282.
27. Keeley G. Spain Investigates Russian Links to Catalan Separatists. 2020. Available at: https://www.voanews.com/europe/spain-investigates-russian-links-catalan-separatists
28. Óscar Rodil Marzábal, José Manuel Martín Ruiz. Análisis de la participación de España y Rusia en cadenas globales de valor. España Y Rusia Frente A Los Nuevos Desafíos Globales. 2016: 128 - 139.
29. Sánchez Andrés A. Spain and the European Union-Russia Conflict: the Impact of the Sanctions. Available at: https://www.cidob.org/en/publications/publication_series/notes_ internacionals/n1_108/spain_and_the_european_union_russia_conflict_the_impact_of_the_sanctions
Статья поступила в редакцию 06.04.21
УДК 821.161.1
Li Gen, postgraduate, Shenzhen MSU-BIT University (Shenzhen, China); Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
CHINESE CULTURE IN THE NOVEL BY M. SHISHKIN "THE LETTER BOOK". The article is dedicated to interpretation of the role of Chinese culture in M. Shishkin's latest novel "The Letter Book". Through analyzing the artistic items (such as details of everyday life, rituals, religious customs, and the main categories of Chinese spiritual teachings) that function as representative signs of Chinese culture, the researcher concludes that the minor character - Kirill Glazenap - becomes the center of the cross-cultural references of the work in total. A student of linguistics, corresponding to the Confucian type of "the scholar", a professional calligrapher, stands as a carrier of sacred value in the conceptual sphere of the Shishkin's esthetics. The act of writing, as a process of "superimposing" alphabetic symbols on the perceived world, becomes the way of comprehending the true reality. The philosophical aspects of the work are studied in the light of their connection with the Eastern mythological part of the text, which allows to assume that "Chinese" layer serves to enrich and vary the dominant themes: the themes of writing, the relationship of all things and the theme of overcoming the death.
Key words: cultural space, mythology, China, Qi, calligraphy, text.
Ли Гэнь, аспирант, Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне, г. Шэньчжэнь; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
г. Москва, E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРА КИТАЯ
В РОМАНЕ «ПИСЬМОВНИК» М. ШИШКИНА
Статья посвящена осмыслению роли китайской культуры в последнем романе М. Шишкина «Письмовник». В ходе рассмотрения художественных деталей (подробностей быта, обрядов, религиозных обычаев и основных категорий духовных учений Китая), функционирующих в качестве репрезентативных знаков китайской культуры, можно прийти к выводу, что ядром кросс-культурных мотивов произведения становится образ второстепенного персонажа -Кирилла Глазенапа. Студент-языковед, соответствующий конфуцианскому типу «ученого мужа», профессиональный каллиграф, он имеет сакральный статус в эстетике Шишкина. Акт письма, как процесс «накладывания» на действительность буквенных символов, становится способом постижения истинной действительности. Философские аспекты произведения изучаются в свете их сопряженности с восточно-мифологической частью текста, что позволяет сделать заключение о том, что «китайский» слой произведения служит обогащению и вариации главных тем: письма, взаимосвязи всего сущего и преодоления смерти.
Ключевые слова: культурное пространство, Китай, мифология, Ци, каллиграфия, текст.
Исследование выполнено при финансовой поддержке стипендии Правительства Шэньчжэня и Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне
Среди писателей современности, произведения которых прославились своей культурологической и философской глубиной (П. Крусанова, Е. Водолазки-на, В. Пелевина и др.), творчество М. Шишкина выделяется богатством композиционных и стилистических решений. Именно «сформированность» и «зрелость» художественного стиля Шишкина выдвинули его на передний план современной литературы: его произведения стали предметом не только научного интереса (упомянем международную конференцию «Знаковые имена современной русской литературы. М. Шишкин»), но и внимания «коллег по перу» (как известно, о писателе положительно отзывался С. Соколов - один из корифеев литературной линии, которой принадлежит творчество Шишкина). Не был обойден исследовательским вниманием и его последний роман - «Письмовник» (2010).
В современном литературоведении особенности устройства «Письмовника» рассматриваются с различных сторон. С.П. Оробий и Е.В. Макеенко, например, обращают внимание на способы и формы трансформации эпистолярной композиции в романе; в статьях И.Б. Ничипорова и М.А. Хлебус предметом научного осмысления становятся категории «слово» и «текст», в каком-то смысле онтологически значимые для понимания романного целого; основные качества текста выделяются исходя из особенностей воспроизведения механизмов чувственного восприятия («сенсорной отзывчивости») в научных работах А.В. Леде-нева, а в статьях А. Распопова выводятся из аспекта анималистической природы образной структуры произведения. Тем не менее один из содержательных пластов романа по-прежнему остается незатронутым и проходит мимо исследова-
тельского внимания, и мы полагаем, что культурологическая часть «Письмовника» - историческое изображение «Ихэтуаньского восстания» и связанное с ним описание обычаев китайской культуры - не только служит живописно-декоративным целям (как фон для разворачивания сюжета), но и имеет более глубокое художественное значение.
«Письмовник» устроен как переписка двух влюбленных («условных» Владимира (мужчины) и Александры (женщины)), которые в остальном практически не имеют никаких конкретных биографических характеристик. Композиция переписки в романе носит иллюзорный и мнимый характер: автор выстраивает последовательность и чередование писем героев, имитируя эпистолярную конструкцию и фабульность. Однако коммуникация в этом «общении» совершенно отсутствует, если не считать «инициальных обращений и непременных уверений в любви» [1]. Следующее письмо не является ответом на предыдущее, изолируется от собеседника и переживает хронологический и коммуникативный сбой. Классическая система любовной переписки рушится, и «деконструкция» устойчивой композиции позволяет автору перейти к новому, экспериментальному осмыслению возможностей старинного жанра (в тексте Шишкина косвенно называется один из претекстов - переписка Абеляра и Элоизы). Фиктивная природа эпистолярной основы романа - это художественный прием, нацеленный на универсализацию конкретной человеческой судьбы, возведение узколичного интимного опыта до некоторых культурно-архетипических (или метафизических) констант.