Научная статья на тему 'Имидж органов исполнительной власти в региональных СМИ на примере Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга'

Имидж органов исполнительной власти в региональных СМИ на примере Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1054
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / IMAGE / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / EXECUTIVE BODIES / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / СМИ / MEDIA / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC RELATIONS / ПРЕСС-СЛУЖБА / PRESS SERVICE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борисова Оксана Владимировна

В данной работе рассматривается формирование имиджа органов исполнительной власти с помощью средств массовой информации (СМИ) на примере Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. Проводится анализ технологий формирования положительного имиджа государственных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Борисова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of the executive bodies in regional mass media on example of the Committee for Indastrial Policy and Innovations of St.Petersburg

This article is formation of the image of executive bodies is considered with the help of the mass media (mass media) on the example of the Committee for Industrial Policy and Innovation of St. Petersburg. The analysis of technologies for the formation positive image of bodies of executive power.

Текст научной работы на тему «Имидж органов исполнительной власти в региональных СМИ на примере Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга»

Имидж органов исполнительной власти в региональных СМИ на примере Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга

Image of the executive bodies in regional mass media on example of the Committee for Indastrial Policy and Innovations of St.Petersburg

Борисова Оксана Владимировна

студентка 1 курса магистратуры СПБГУ, факультет Политологии Россия, Санкт-Петербург oxana. borisova75@gmail. com

Borisova Oksana Vladimirovna

student 1 course of master SPBU, the Faculty of political science Russia, Saint-Petersburg oxana. borisova75@gmail. com

Аннотация.

В данной работе рассматривается формирование имиджа органов исполнительной власти с помощью средств массовой информации (СМИ) на примере Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. Проводится анализ технологий формирования положительного имиджа государственных структур.

Annotation.

This article is formation of the image of executive bodies is considered with the help of the mass media (mass media) on the example of the Committee for Industrial Policy and Innovation of St. Petersburg. The analysis of technologies for the formation positive image of bodies of executive power.

Ключевые слова: имидж, органы исполнительной власти, сотрудничество, СМИ, коммуникация, связи с общественностью, пресс-служба.

Keywords: image, executive bodies, cooperation, media, communication, public relations, press service.

В современном информационном обществе правильное создание имиджа той или иной государственной структуры позитивно сказывается на взаимодействии между властью и общественностью, а также повышает доверие граждан к деятельности органов власти. Успешный имидж органов исполнительной власти показывает насколько деятельность данной структуры соответствует ожиданиям отдельных слоев населения и гражданского общества в целом.

Для проведения анализа поставленной проблемы автор работы использовал институциональную, системно-кибернетическую и сравнительную методологии.

В качестве инструмента для исследования автор использовал метод дискурс-анализа информации региональных СМИ в сети Интернет и SWOT-анализ.

Методология. 1.1 Концепции, основные подходы, определения понятия для анализа проблемы. Термин «имидж» в России начинает свое применение с середины 1990-х гг. в основном в политологической сфере в контексте «имидж политика». Автор Панасюк А.Ю.обозначает понятие имидж, как мнение об объекте, возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей на основе образа («image»), сформированного в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного - на основе восприятия уже оцененного кем-то образа (на основе восприятия мнения), сформированного в психике других людей. Отечественный теоретик Г.Г.Почепцов считает, что главным инструментом создания имиджа является его коммуникативная составляющая, то есть, насколько

выстроена коммуникация, общение с массовой аудиторией. Имидж, по мнению ученого, является своеобразным информационным потоком, который проходит через существующие в каждом человеке барьеры и фильтры восприятия получаемой информации.

Ряд исследователей считает, что имидж формируется посредством мнения, представления о чем или о ком-либо, причем оно может быть как рационального, так и эмоционального характера (Панасюк А.Ю.Кузин Ф.А.). Другие исследователи (Левчик Д.А., Ладанов И.Д.) определяют формирование имиджа через статус социальный статус его носителя, то есть, какую страту в обществе занимает личность, либо структура. Автор для удобства восприятия разнообразных подходов отечественных авторов к изучению понятия «имидж», используя классификацию Молодова О.В., представил их в виде следующей таблицы:

Таблица 1. Классификация подходов отечественных авторов к изучению имиджа

Авторы Панасюк А.Ю., Шепель В.М., Кузин Ф.А. Гуревич П.С. , Егорова-Гантман Е.В. Касаткин И.Г. Маркин В.Н., Почепцов Г.Г. Ладанов И.Д. , Левчик Д.А. , Устименко C.B.

Понимание имиджа Определяют имидж как впечатление о личности или структуре, это впечатление или мнение, как правило, эмоционального характера возникающее в психике В их понимании имидж - это целенаправленно сформированный и сконструированный образ с целью оказания воздействия на аудиторию Имидж, как коммуникация, способ передачи определенной информации о носителе имиджа Определяют имидж через статус носителя имиджа

Итак, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что имидж — это созданный целенаправленно символический образ субъекта, наделенный характеристиками, смыслами, оказывающий психологическое и эмоциональное влияние и является носителем запросов определенной социальной группы.

1.2. Имидж органов власти и СМИ. Инструменты формирования имиджа органов исполнительной

власти

Имиджем органов власти занимаются в основном PR-службы, которые зачастую используют манипулятивные технологии для формирования собственного имиджа, а также стремятся к контролю общественного мнения. Позитивный имидж государственной структуры возможен тогда, когда технологии используются для создания диалога между органами власти и обществом, взаимовыгодного сотрудничества. Такой имидж, основанный на доверии повышает взаимный обмен информацией, а также создает партнерство, власти и гражданского общества.

Автор Маслов И.В. определяет имидж органов исполнительной власти следующим образом: «целостный, качественно определенный образ исполнительной власти в регионе или какого-либо из ее органов, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании как совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, а также определенные черты, качества представителей органов власти, взятые в единстве политических, мировоззренческих, нравственных, психологических, биографических, внешних качеств, резонирующих в предпочтениях населения».

Имидж органов власти обозначает совокупность множественных определений и характеристик формирующих единый имидж организации. Маслов И.В. выделяет следующие базовые характеристики имиджа

органов исполнительной власти:

1. Образ руководителя структуры органов исполнительной власти региона, который в самом общем виде выстраивается на основе представления о его способностях, установках ценностных ориентациях, социально- психологических характеристиках, а также его внешних данных.

2. Образ госслужащих, отражающий физические, психофизические, социальные данные, культуру, профессиональную компетентность, личностные характеристики, визуально-аудиторные особенности и т.д.

3. Социальный имидж органов власти, строящийся на основе представлений общественности в разных социальных группах, о роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни в регионе.

4. Имидж услуг, предлагаемых органами исполнительной власти для населения, в который входит представление о качестве обслуживания, об их функциональной ценности, отличительных свойствах и уникальности.

5. Внешняя атрибутика (визуальный имидж, корпоративный дизайн)

Формирование имиджа органов власти является многогранным и многофакторным процессом, в ходе которого происходит взаимодействие троих акторов, таких как, органы исполнительной власти, общество (население) и средства массовой информации (СМИ). Все эти субъекты участвуют в создании имиджа органа исполнительной власти в ходе информационно-коммуникационного обмена.

СМИ являются одним из главных инструментов создания имиджа органов государственной власти. Зачастую СМИ власти используют для формирования манипуляции общественным мнением, а так же создают определенную информационную «повестку дня». На региональном уровне большое значение имеет имидж руководителя этого региона. Имидж должен удовлетворять требованию жителей региона и их запросов. Именно благодаря взаимодействию PR - служб органов власти со средствами массовой информации можно сформировать это доверие.

Для создания устойчивого положительного имиджа, как отмечает Маслов И.В., органы исполнительной власти используют следующие стратегии:

1) стратегии возвышения себя на фоне принижения других;

2) стратегии презентации проектов, намерений;

3) стратегии самопрезентации, подчеркивающие свои достоинства.

Данные тактики используются с учетом уже имеющейся репутации соответствующей структуры в регионе, а также к учетом ситуации, положения в регионе, стране, мнения населения. Стратегия презентации проектов используется в текстах PR-служб органа власти, где акцентируются достижения органа, а также положительные моменты, события связанные со структурой. PR-служба публикует на личном сайте, а также в региональных СМИ информацию о профессиональной деятельности органа власти, о достижениях. В данной стратегии получатель информации не может вести диалог с представителями власти, а только получает готовую информацию, нет обратной связи. То есть он воспринимает имидж органа власти фактически через информацию от СМИ.

В задачи пресс-службы органа власти входит информирование общественности об участии органа в социально-значимых мероприятиях города, района. Участие в региональных и федеральных общественных мероприятиях показывает общественности, что органы власти проявляют заинтересованность к социально-значимым проектам и мероприятиям города, а также неравнодушны к проблемам и мнению общественности.

Таким образом, создание имиджа органа власти, а также его успех всецело зависит от деятельности пресс-службы органа исполнительной власти и то, насколько эффективно эта служба ведет свою

профессиональную деятельность.

2. Имидж Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга

2.1 Общая информация о деятельности Комитета

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Основными задачами Комитета являются:

1. Реализация программ развития промышленности Санкт-Петербурга, сельскохозяйственного производства Санкт-Петербурга, инновационного развития, инвестиционного развития территорий, предназначенных для размещения объектов производственного, транспортно-логистического, общественно-делового и складского назначения, в границах, установленных постановлениями Правительства Санкт-Петербурга (далее - территории нежилых зон), в том числе производственных зон.

2. Создание в Санкт-Петербурге благоприятных условий для инновационной и инвестиционной деятельности, содействия инвесторам в продвижении проектов развития территорий нежилых зон, в том числе производственных зон.

3. Обеспечение создания и функционирования особых экономических зон на территории Санкт-Петербурга.

4. Организация и осуществление программ и проектов в области развития выставочно -ярмарочной деятельности, поддержки экспорта промышленной продукции и продвижения российских товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на мировые рынки.

5. Формирование адресной инвестиционной программы.

6. Осуществляет реализацию мероприятий "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге" государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495, составляет отчетность о ее реализации и направляет ее в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, а также обеспечивает взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в целях реализации мер государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса.

Председатель Комитета Мейксин Максим Семенович.

Официальный сайт Комитета по промышленной политике и инновациям http ://cppi.gov.spb.ru/

Автором был проведен SWOT-анализ сайта Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга:

Таблица 2. SWOT-анализ

Сильные стороны Слабые стороны

Единый стиль с сайтами государственных органов Санкт-Петербурга Нет полной информации о комитете на англоязычной версии сайта

Удобство навигации по сайту Фотогалерея Нет возможности прямой обратной связи с пресс-службой на сайте Переизбыток информации на сайте Ошибки при переходе по ссылкам внутри сайта

Возможности Угрозы

Наглядные графические материалы (видеопрезентации, графики) Низкая востребованность сайта среди пользователей (бизнеса)

Адаптация мобильной версии сайта Англоязычная версия сайта Низкая информированность пользователей об информации представленной на сайте

Переход на сайт с сайтов-партнеров (крупные форумы -ПМЭФ)

Итак, результаты проведенного SWOT-анализа дают возможность обозначить те параметры, которые предстают наиболее значимыми и нуждаются в развитии и поддержке, а также те параметры, чье улучшение позволит совершенствовать деятельность Отдела информационного обеспечения промышленности (пресс-службе) Комитета. Контроль и учет слабых сторон и исключение угроз может свести к минимуму возможность ухудшения имиджа Комитета.

2.2. Дискурс-анализ имиджа Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.

Имидж Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга формируется через региональные средства массовой информации, через отдел по связям с общественностью, через участие руководителя комитета в различных крупных мероприятий города и страны. Имидж органа государственной власти должен содержать следующие коммуникативные функции:

1. Обеспечение доступа к информации о деятельности Комитета на официальном сайте, открытый доступ к нормативно-правовой базе Комитета;

2. Открытость и прозрачность деятельности Комитета, возможность обратной связи;

3. Подготовка информации, способствующей формированию позитивного имиджа и отношения к деятельности Комитета по Промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.

Можно выделить следующие методы создания и регулирования позитивного имиджа Комитета по промышленной политике и инновациям:

- активное сотрудничество с предпринимателями города, с международными партнерами;

- развитие GR- связей;

- регулярное обновление официального сайта Комитета;

- взаимодействие со средствами массовой информации, проведение пресс-тура и пресс-конференций с участием председателя Комитета;

- развитие профилей в социальных сетях;

- личное участие руководителя Комитета в крупных мероприятиях города, участие в проектах.

Автор данной работы для исследования имиджа Комитета по промышленной политике и инновациям провел дискурс-анализ упоминаний Комитета в региональных СМИ за период февраль 2018 — апрель 2018 год. Были проанализированы статьи региональных электронных СМИ, таких как Телеканал Санкт-Петербург, ИТАРТАСС, Невские новости, Деловой Петербург и другие.

В нижеследующей таблице представлен результат проведенного анализа. Основное упоминание деятельности Комитетов связано с проведением форумов, международных выставок и других мероприятий, в которых приняли участие председатель Комитета и его сотрудники. В таблицу были отобраны те сообщения, которые наиболее характеризуют разнообразную деятельность и имидж Комитета:

Таблица 3. Дискурс-анализ региональных СМИ.

Ключ (упоминание Комитета) Комментарий

МАКСИМ МЕЙКСИН, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга: «Мы обсуждали пассажирские паромы, у нас есть сейчас катамаран пассажирский, который сделал Средне-Невский судостроительный завод, обсуждали такие программы, обсуждали вопросы создания новых судов. Совместное проектирование.» От имени Комитета выступает председатель Комитета Максим Мейксин, основной посыл его комментария это сотрудничество «совместное проектирование», готовность Комитета взаимодействовать

«Новости малого бизнеса»: Петербургские животноводы могут компенсировать часть расходов Прием заявлений ведется в рамках госпрограммы «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге». Полный перечень опубликован на сайте Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга В данном сообщении показана готовность Комитета к взаимодействию с малым бизнесом, оказанию поддержки животноводам.

Диалог.ру: «Губернатор говорит, что у нас выдаются кредиты на развитие промышленности под 5 процентов годовых, и даёт поручение комитету по промышленной политике и инновациям рассмотреть возможность кредитования под 3 процента.» В данном сообщении показана зависимость и взаимодействие Комитета от губернатора и исполнительной власти в целом

Интерфакс: «Власти Петербурга получат 1,1 млрд рублей из федерального бюджета на развитие инфраструктуры площадки "Новоорловская", сообщил "Интерфаксу" председатель петербургского комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. Комитет принимает участие в развитие инфраструктуры особой экономической зоны «Новоорловская»

Деловой Петербург: «О том, что нужно внимательно анализировать механизмы поддержки фармпроизводителей, заявил в ходе отраслевого форума 1РШВ Максим Мейксин, председатель городского комитета по промышленной политике и инновациям Он отметил, что недавно город подписал специальный инвестиционный контракт (СПИК) с петербургским предприятием, а теперь этот производитель рискует потерять треть своего рынка из-за офсетных контрактов, которые заключают власти Москвы.» В сообщении показана заинтересованность комитета и его руководителя в поддержке производителей фармацевтической отрасли

Армторг.ру: «С 26 по 27 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге состоится III Санкт-Петербургская В данном сообщении комитет выступает в качестве одного из организаторов крупной конференции

международная конференция кластеров «Кластеры открывают границы. Евразийский путь». Организатором конференции выступает Центр кластерного развития АО «Технопарк Санкт-Петербурга» при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга.»

AMSRUS.ru «В церемонии передачи автомобиля Hyundai Solaris мужскому баскетбольному клубу «Спартак» приняли участие генеральный директор завода «ХММР» Ли Ентэк, президент баскетбольного клуба «Спартак» Андрей Фетисов и начальник Управления развития промышленности и агропромышленного комплекса Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Алексей Яковлев.» Комитет принимает участие в том числе и в в мероприятиях, связанных с поддержкой спортсменов

ТАСС: «Сложившаяся ситуация в итоге создаст бюрократические трудности, считают в комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. "В любом случае, закрытие любых консульских учреждений затрудняет оформление документов и, как следствие, ухудшает деловую среду, но это является лишь ответной мерой нашей страны на аналогичные действия, которые начали США", - сказал ТАСС глава комитета Максим Мейксин.» Данной сообщение показывает, что комитет обеспокоен, что закрытие Консульства США в городе может привести к ухудшению международных связей и партнерств, что очень важно для комитета. Однако, глава комитета дает понять своим комментарием, что комитет полностью разделяет позицию главы государства и называет это «ответной мерой»

Новости Выборгского района Санкт-Петербурга: «В перечень автомобильных дорог общего пользования вошли Вавиловский, Ячевский и Восточный проезды, а также Сетевая улица в Пушкинском районе. Дороги построены по заказу Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга для развития производственной зоны «Восточная».» Деятельность Комитета приносит в том числе пользу для благоустройства города

Из проведенного автором анализа региональных электронных СМИ можно сделать следующие

выводы:

- имидж Комитета в местной прессе преимущественно позитивный, частые упоминания в крупных региональных СМИ;

- частые упоминания на сайтах, входящих в перечень сайтов органов власти Санкт-Петербурга;

- руководитель Комитета Максим Мейксин открыт для прессы, активно дает комментарии по различным вопросам связанным с деятельностью Комитета и не только;

- комитет принимает активное участие в региональных и международных форумах, конференциях, где руководитель и начальники отделов Комитета выступают с докладами, что также попадает в СМИ;

Итак, обобщая выводы дискурс-анализа можно сказать, что благодаря компетентной и активной работе сотрудников пресс-службы комитета, высококвалифицированным сотрудникам комитета, слаженной совместной работе, а также сотрудничеству с бизнесом, GR-специалистами имидж Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга в региональных средствах массовой информации позитивный. Заключение.

Проведенный автором анализ поставленной проблемы позволяет сделать следующие выводы:

1) Имидж органов исполнительной власти, как и при принятии управленческих решений, должен строиться на основе общественного мнения, доверительных отношений с общественностью, необходима обратная связь с обществом.

2) Имидж органов исполнительной власти это собирательный образ. Важна роль личности в государственном управлении. Механизмами создания имиджа органов власти является совокупность целей, задач, символов, с помощью которых и создается этот образ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Современные пресс-службы и отделы по связям с общественностью органов власти должны предоставлять не только пропагандистские и информационные материалы на сайт, но и также повышать уровень диалога между властью и гражданским обществом, давать возможность создания дискуссионных площадок для совместного обсуждения важных социальных и других проблем.

4) Для поддержки и создания положительного имиджа органов исполнительной власти необходимо эффективное сотрудничество со средствами массовой информации и региональный мониторинг упоминаний в СМИ.

5) Разнообразная деятельность Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга широко и активно освещается в различных региональных средствах массовой информации. Упоминание Комитета представлено положительно. Активное упоминание деятельности Комитета в средствах массовой информации говорит о том, что журналистское сообщество стремится взаимодействовать с органами власти и объективно оценивать их профессиональную деятельность.

Список используемой литературы:

1. Григорьев, Е. В. Формирование имиджа политического субъекта в электронных СМИ: репутационные риски и инвестиционные возможности: дис. ... канд. полит. наук : 23.00.05 / Е. В. Григорьев. -Саратов, 2012. - 192 с.

2. Маслов, И. В. Стратегия формирования положительного имиджа органов исполнительной вла- сти в регионе [Электронный ресурс] / И. В. Маслов // Современные исследования социальных проблем. - 2011. -Вып. 4. - Т. 8. - URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/maslov_iv.pdf (дата обращения: 10.05.2018)

3. Молодов, О. Б. Имидж региональных органов власти [Электронный ресурс] / О. Б. Молодов // Вопросы территориального развития. - 2013. - No 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-regionalnyh-organov-vlasü-teoreücheskie-osnovy-i-problemy-formirovaniya - (дата обращения: 10.05.2018)

4. Кузин, Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика / Ф. А. Кузин. - М. : Ось-89, 2002. - 511 с.

5. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники [Текст] / А. Ю. Панасюк. - М. : Омега-Л, 2007. - 266 с.

6. Почепцов Г.Г. Имиджелогия [Электронный ресурс] // Г.Г.Почепцов. - К.: 2002. - 577 с. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/6020515/. - (дата обращения: 14.05.2018)

7. Розанова Н. Н Механизм формирования имиджа и репутации органов государственного управления в массовом коммуникационном процессе // Век качества. - 2014. - No 6. - С.30 - 31.

Электронные ресурсы.

8. В Санкт-Петербурге пройдет конференция «Кластеры открывают границы. Евразийский путь» // Армторг.ру URL: http://armtorg.ru/news/20894/ (дата обращения: 08.05.18).

9. Дорога в новое экономическое измерение. О чем договорились представители Петербурга и Карачи // Телеканал Санкт-Петербург URL: https://topspb.tv/news/2018/04/28/doroga-v-novoe-ekonomicheskoe-izmerenie-o-chem-dogovorilis-predstaviteli-peterburga-i-karachi/ (дата обращения: 08.05.18).

10. Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга URL: http://cppi.gov.spb.ru/ (дата обращения: 08.05.18).

11. Обладатели быков-производителей могут подать заявления на компенсацию расходов // Новости малого бизнеса URL: http://novostimb.ru/news/2018/04/27/obladateli-bykov-proizvoditelej-mogut-podat-zayavleniya-na-kompensaciyu-rasxodov.html (дата обращения: 08.05.18).

12. Офсетная война. Как регионы борются за фармпроизводителей // Деловой Петербург URL: https://www.dp.ru/a/2018/04/15/Regioni_razvjazali_ofsetnu (дата обращения: 08.05.18).

13. Политологи об отчёте губернатора: успехи экономики, забвение острых вопросов // Диалоги.ру URL: http://topdialog.ru/2018/04/25/politologi-ob-otchyote-gubernatora-uspehi-ekonomiki-zabvenie-ostryh-voprosov/ (дата обращения: 08.05.18).

14. Смольный получит 1,1 млрд руб. на развитие инфраструктуры площадки ОЭЗ в Петербурге // Ктостроит.ру URL: https://ktostroit.ru/news/281897/ (дата обращения: 08.05.18).

15. «Спартаку» подарили Hyundai Solaris // AMSRUS.ru URL: https://amsrus.ru/2018/04/03/spartaku-podarili-hyundai-solaris/ (дата обращения: 08.05.18).

16. Эксперты: закрытие генконсульства США в Петербурге окажет отложенный эффект на бизнес СЗФО // ТАСС URL: http://tass.ru/ekonomika/5083036 (дата обращения: 08.05.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.