Здоровье и общество
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2024 УДК 614.2
Шаркова И. В.1, Мореева Е. В.2, Баймешова С.2 ИМИДЖ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ В 2019 г.
'ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», 119034, г. Москва; 2ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 119071, г. Москва
Статья содержит результаты первичных исследований информационного поля некоммерческих медицинских организаций в России, проводившихся в период с 1 января по 31 декабря 2019 г. в поисковой системе Яндекс и базе данных СМИ Медиалогия. Проведен анализ результатов исследования с замерами начала и конца 2019 г. Результаты исследования представляют собой одну из частей панельного исследования имиджа медицинских некоммерческих организаций в России и могут использоваться в дальнейшем заинтересованными структурами с целью его корректировки.
Ключевые слова: медицинские некоммерческие организации; имидж; российское здравоохранение; репутация.
Для цитирования: Шаркова И. В., Мореева Е. В., Баймешова С. Имидж некоммерческих организаций в России в информационном поле в 2019 г. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(5):897—903. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-5-897-903
Для корреспонденции: Шаркова Ирина Викторовна, канд. филос. наук, магистр социологии управления, доцент кафедры коммуникационных технологий ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», e-mail: [email protected]
Sharkova I. V.1, Mareeva E. V'2, Baymeshova S.2
THE IMAGE OF NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN INFORMATION FIELD IN RUSSIA IN 2019
'The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Moscow State Linguistic University",
119034, Moscow, Russia;
2The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The A. N. Kosygin Russian State University (Technologies.Design. Art)", 119071, Moscow, Russia
The article presents results of primary researches of information field of non-profit medical organizations in Russia, carried out from January 01 to December 31 2019 in Yandex search engine and Medialogia media database. The analysis of results of the study with measurements of beginning and end of 2019 was carried out. The results are one of parts of a panel study of image of medical non-profit organizations in Russia and can be used in future by interested structures with purpose of its adjustment.
Key words: medical non-profit organization; image; health care; reputation; Russia.
For citation: Sharkova I. V., Mareeva E.V, Baymeshova S. The image of non-commercial organizations in information field in Russia in 2019. Problemi socialnoigigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2024;32(5):897-903 (In Russ.). DOI: http:// dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-5-897-903
For correspondence: Sharkova I. V., candidate of philosophical sciences, Master of Sociology of Management, associate professor of the Chair of communication Technologies of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Moscow State Linguistic University", e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.
Received 24.04.2023 Accepted 15.08.2024
Введение
В условиях современного информационного общества, где средства массовой информации (СМИ) играют ключевую роль в формировании общественного мнения и повестки дня, исследование публикационной активности медицинских некоммерческих организаций приобретает особую значимость. Введение в 2019 г. Национального проекта «Здравоохранение», направленного на улучшение качества медицинской помощи и повышение доступности медицинских услуг, поставило перед медицинскими некоммерческими организациями новые задачи. Одним из ключевых аспектов их деятельности стала работа с информационным полем, которая включает взаимодействие со СМИ, продвижение своих инициатив и информирование общества о проблемах и достижениях в сфере здравоохранения.
Данная статья посвящена исследованию публикационной активности медицинских некоммерческих организаций в 2019 г., анализу информационного поля и оценке тональности материалов, опубликованных в различных СМИ. Эмпирический материал был собран на основе мониторинга поисковой системы Яндекс и базы данных СМИ Медиалогия, что позволило охватить широкий спектр источников, включая интернет-СМИ, печатные издания, теле- и радиопередачи, а также социальные сети.
Цель исследования — выявление основных тенденций и особенностей публикационной активности медицинских некоммерческих организаций, оценка их имиджа в информационном пространстве, а также разработка рекомендаций по улучшению информационной стратегии. Анализ публикационной активности был проведен по нескольким ключевым организациям: Всероссийскому союзу общественных объединений пациентов, Всероссий-
скому союзу пациентов, Союзу пациентов и паци-ентских организаций по редким заболеваниям, Движению против рака, Российской диабетической ассоциации и Всероссийскому обществу онкогемато-логии «Содействие».
Материалы и методы
Эмпирический материал собран на базе нескольких компонентов: мониторинга СМИ в поисковой системе Яндекс [1], а также базы данных средств массовой информации Медиалогия. Поисковая система Яндекс была выбрана для анализа по причине того, что она является лидером на территории России, причина же выбора базы СМИ Медиалогия заключается как в широком охвате, включающем в себя опубликованные материалы СМИ, теле- и радиопередачи, а также онлайн-СМИ и социальные сети, так и в глубине архива (более 25 лет), который, по данным на 2024 г., охватывает более 2,5 млрд аккаунтов социальных сетей и более 84 тыс. СМИ [2]. Архив базы данных СМИ Медиалогия постоянно пополняется и по сравнению с 2015 г. вырос на 56 тыс. полнотекстовых источников СМИ.
Помимо прочего, проводили ежедневный мониторинг СМИ для фиксации аспектов, не входящих в базы банных.
В поисковой системе Яндекс, а также в базе данных СМИ Медиалогия вводились названия некоммерческих организаций, направленных на поддержку пациентов в выработке политики, обеспечение их представительства в таких основных правах, как доступ к здравоохранению, лекарствам и методам лечения, а также облегчение общения между пациентами, врачами, лицами, осуществляющими уход, и другими заинтересованными сторонами.
Статистические данные в поисковой системе Яндекс и в базе данных СМИ Медиалогия фиксировались на момент каждых наступивших суток с 1 января по 31 декабря 2019 г. с последующей оценкой тональности опубликованных материалов. Полученные эмпирические данные дали возможность проследить колебания тональности риторики в отношении некоммерческих организаций, а также оценить состояние информационного поля медицинских некоммерческих организаций в России по каждой из единиц анализа, после чего сделать соответствующие выводы.
Временные рамки исследования были обусловлены запуском национального проекта «Здравоохранение» и завершились закончившимся календарным годом, что трансформировало проблематику информационного поля.
Все полученные данные в поисковой системе и в базе СМИ Медиалогия фиксировали по аналогичной методике независимо друг от друга. Сопоставление данных позволило получить картину имиджа некоммерческих организаций в России в информационном поле.
Health and Society
Результаты исследования
Исследование начали с поиска публикаций по единице анализа «Всероссийский союз общественных объединений пациентов» (https://vspru.ru/). В 2019 г. было зафиксировано 438 сообщений с упоминанием указанной некоммерческой организации. Наибольшее количество (375) публикаций зафиксировано в интернет-источниках, 222 из которых пришлись на федеральный уровень, 144 на региональный и только 9 — на зарубежный.
Среди 8 публикаций в газетах федерального уровня наибольшее количество публикаций пришлось на «Российскую газету» и ее сателлиты — «Российская газета. Спецвыпуск» и «Российская газета. Фармацевтика» — общим количеством 4. Другие 4 публикации были в «Медицинской газете». «Московском комсомольце», «Правде» и «Фармацевтическом вестнике».
Среди интернет-источников наибольшее количество (12) публикаций на федеральном уровне пришлось на сам «Всероссийский союз общественных объединений пациентов». Среди сторонних организаций, публиковавших новости об указанной организации, была зафиксирована medlinks.ru (9), после которой три организации с одинаковым количеством публикаций (по 6): «Лекобоз», «Общероссийская общественная организация инвалидов-боль-ных рассеянным склерозом», «Общероссийский народный фронт».
Среди информационных агентств федерального уровня наиболее активными были «Агентство социальной информации» (8 сообщений), «ТАСС. Ежедневный анонс событий» (5).
На региональном уровне среди интернет-источ-ников лидировал «БезФормата. Москва» (8 сообщений), далее с одинаковым количеством сообщений (по 3) «БезФормата. Барнаул», «Бизнес России. Москва», «Интернет-газета Коми», «НЕФРО-ЛИГА».
По географическому охвату наибольшее количество (302) публикаций пришлось на Москву. Все остальные регионы значительно отставали по количеству. Так, санкт-петербургские источники, несмотря на второе место, опубликовали за год лишь 7 сообщений. Наименьшее количество сообщений (2) пришлось на Еврейскую автономную область. Наибольшее количество поделившихся пришлось на Москву (1772) и на Санкт-Петербург (786), на третьем месте Московская область (59). Остальные регионы по активности отставали с огромным отрывом. Так, Дальневосточный округ, который следует после Московской области, поделился публикациями лишь 8 раз.
Пик публикаций (90 сообщений) пришелся на сентябрь 2019 г. и был связан с введением новых правил маркировки лекарственных средств. Основные заголовки были: «Новые правила маркировки: что будет с лекарствами?» («Комсомольская правда. Москва», sojuzpharma.ru), а также «Общественники указали на слабые места в новом порядке закупки лекарств» (govoritmoskva.ru, finance.rambler.ru).
Здоровье и общество
Следующей по популярности в сентябре 2019 г. стала тематика «Против приватизации». Основные заголовки публикаций были зафиксированы как «Против приватизации медицинской сферы» («Правда. Москва», Moskva.bezformata.com).
Третьей по популярности на момент сентября 2019 г. стала тематика изменения Национального проекта «Здравоохранение» внесением мер по борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Так, были зафиксированы следующие заголовки: «Московские эксперты ОНФ предложили дополнить нацпроект „Здравоохранение" мерами по борьбе с сердечно-сосудистыми и онкозаболеваниями» («Общероссийский народный фронт»), «Эксперты ОНФ обсудили предложения по совершенствованию системы столичного здравоохранения» (medblog.su).
Также хотелось бы отметить и четвертую по популярности тематику, которая по охвату из отрытых источников даже превосходила третью, однако по значимости события оказалась на четвертом месте: «Пресс-конференция, посвященная дню безопасности пациента». Данная тематика была представлена следующими заголовками: «17 сентября — Всемирный день безопасности пациента. Видеозапись пресс-конференции в ТАСС» (06reg.roszdravnadzor. gov.ru), «Пресс-конференция, посвященная Всемирному дню безопасности пациента» (asi.org.ru), «Всемирный день безопасности пациента» (ТАСС).
Следующей организацией для анализа был «Всероссийский союз пациентов» (https://sa-ms.ru/). В 2019 г. было зафиксировано 881 сообщение с упоминанием указанной некоммерческой организации. Наибольшее количество (798) публикаций зафиксированы в интернет-источниках, 534 из которых пришлись на федеральный уровень, 241 на региональный и только 23 на зарубежный.
Среди публикаций в газетах федерального уровня (14) наибольшее количество пришлось на «Российскую газету» и ее сателлит «Российская газета. Фармацевтика» общим количеством 3. Еще 6 публикаций были в «Медицинской газете» (2), «Московском комсомольце» (2), «Фармацевтическом вестнике» (2). Остальные 5 были распределены по одной публикации в изданиях «Газета РБК. Приложение», «Коммерсант» и его тематическое приложение, «Правда» и «Независимая газета».
Среди интернет-источников наибольшее количество публикаций на федеральном уровне пришлось на «Общероссийскую общественную организацию инвалидов-больных рассеянным склерозом» (84). Далее были зафиксированы сам «Всероссийский союз пациентов» (33), «Общероссийская общественная организация-инвалидов» (17), Medlinks.ru (15) и 123ru.net (14).
Среди информационных агентств федерального уровня наиболее активными были «Агентство социальной информации» (6), РИА «Новости» (5) и ИА «Regnum» (4).
На региональном уровне среди интернет-источ-ников лидировал: «БезФормата. Москва» (8), далее
«НЕФРО-ЛИГА» (7), «Первый национальный» (6) и «БезФормата. Барнаул», «Современные страховые технологии» (по 5).
По географическому охвату наибольшее количество публикаций пришлось на Москву (631). Все остальные регионы значительно отставали по количеству. Так, санкт-петербургские и свердловские источники, несмотря на второе место, опубликовали за год лишь по 17 сообщений. Наименьшее количество (по 5) сообщений пришлось сразу на 7 регионов: Вологодскую, Иркутскую, Липецкую, Новосибирскую области, а также на республики Крым, Башкортостан и Татарстан.
Пик публикаций (281 сообщение) пришелся на ноябрь 2019 г. и был связан с проведением Всероссийского Конгресса пациентов, на котором В. В. Путин поприветствовал участников. Основные заголовки были: «Путин поприветствовал участников Всероссийского конгресса пациентов» (РИА «Новости»), «Путин: Всероссийский союз пациентов содействует повышению качества медицинской помощи» («Абзелил»), «Президент России поприветствовал участников Всероссийского конгресса пациентов» (ЗеЫоп.пе^ув).
Следующей по популярности в ноябре 2019 г. стала тема нехватки лекарств на фоне принятия нового закона маркировки лекарственных средств. Основные заголовки публикаций были зафиксированы как «Нет лекарств, считай в России» («Московский комсомолец»), «Без пилюлек» («Бузулук-ин-форм»), «Новый закон грозит оставить Россию без лекарств» (TmBW.ru Кишинев).
Третьей по популярности на момент ноября 2019 г. стала тематика обмана паралимпийской чемпионки. Так, были зафиксированы следующие заголовки: «Паралимпийской чемпионке достался кредит вместо протезов» («Коммерсантъ»), «Мошенники обманули паралимпийскую чемпионку на 9,5 млн рублей. Они обещали сделать ей и другим пострадавшим протезы» (Ь^.кг).
Также хотелось бы отметить и четвертую по популярности тематику врачей-вымогателей, которая была весьма любопытной по содержанию: «Врачи-вымогатели. Как в больницах заставляют платить за бесплатные услуги» (life.ru, «Страхование сегодня»).
Совсем незначительным по количеству сообщений (274) был зафиксированный пик публикационной активности, который пришелся на октябрь 2019 г. Связан он был с тематикой борьбы Союза пациентов за разрешение торговли рецептурными препаратами по интернету. Так, основными заголовками были: «Союз пациентов просит разрешить интернет-торговлю рецептурными лекарствами» (РИА «Новости»), «Пациенты просят разрешить он-лайн-продажу рецептурных препаратов» («Мир новостей»), «Всероссийский союз пациентов просит разрешить интернет-торговлю рецептурными лекарствами» («Прайм. Базнес-лента»).
Второй на пике октября была тематика развития паллиативной помощи пациентам в регионах. Основными заголовками были: «Индивидуальный
подход: в регионах России появятся свои программы развития паллиативной помощи» (КТ), «Программы развития паллиативной помощи подготовили для 25 регионов» («Милосердие»), «Индивидуальный подход: в регионах России появятся свои программы развития паллиативной помощи» («Городской портал города Пятигорска»).
Третья тематика октября 2019 г. — тематика эффективности скорой помощи в Москве. Основными заголовками были: «Р\уС отвела московской скорой помощи второе место в мире по эффективности» («РБК», 24ТОП.Ь).
Четвертая тематика была немногочисленной, но привлекла внимание медийным охватом: «Обвинение Грудинина в моральной нечистоплотности за попытку лишить бывшую супругу инвалидности».
Следующей организацией для анализа был «Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям». В 2019 г. было зафиксировано 40 сообщений с упоминанием указанной некоммерческой организации. Наибольшее количество (32) публикаций зафиксировано в интернет-источниках, 29 из которых пришлись на федеральный уровень, 3 — на региональный уровень; на зарубежном уровне публикаций зафиксировано не было.
Единственная публикация в газетах федерального уровня была в «РБК» и одна в журналах федерального уровня в Уаёетесит.
Среди интернет-источников наибольшее количество публикаций (10) на федеральном уровне пришлось на сам «Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям». Среди сторонних организаций, публиковавших новости об указанной организации, была зафиксирована «Общественная палата РФ» (5) и организации «Такие дела», «Фотопарацци» с одинаковым количеством публикаций (по 2).
Среди информационных агентств федерального уровня наиболее активными были «Агентство социальной информации» (2), «ТАСС. Ежедневный анонс событий» (2).
На региональном уровне среди интернет-источ-ников были опубликованы 3 публикации: Аггатав-city.ru, «БезФормата. Нижний Новгород», «В Томске» (по 1).
По географическому охвату наибольшее количество (37 публикаций) пришлось на Москву Все остальные регионы значительно отставали по количеству: 2 публикации были в Нижегородской области и 1 публикация в Томске.
Пик (19 публикаций) пришелся на декабрь 2019 г. и был связан с необходимостью учета мнения пациента при закупке лекарств. Основными заголовками были: «Минздрав попросил учитывать показания пациента при закупках лекарств» («РБК»), «Регионы получили именной рецепт» («Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям»).
Следующей по популярности в декабре 2019 г. стала тематика бюджетирования лечения пациентов с редкими заболеваниями. Основные заголовки пу-
Health and Society
бликаций были зафиксированы как «Бюджет берет редких пациентов на себя» («Коммерсантъ. Новости online»), «Бюджет берет редких пациентов на себя // Госдума расширила федеральный перечень орфан-ных заболеваний» (The world news).
Другие тематики по указанной организации были представлены в незначительном количестве.
Среди медицинских некоммерческих организаций, занимающихся конкретными заболеваниями, мы начали исследование с поиска публикаций по единице анализа «Движение против рака» (http:// www.rakpobedim.ru). В 2019 г. было зафиксировано 249 сообщений с упоминанием указанной некоммерческой организации. Наибольшее количество (224) публикаций зафиксировано в интернет-источ-никах, 114 из которых пришлись на федеральный уровень, 101 на региональный и только 9 на зарубежный.
В газетах федерального уровня (4) наибольшее количество публикаций пришлось на «Российскую газету» и ее сателлит «Российская газета. Фармацевтика» общим количеством 2. Другие 2 публикации были в «Медицинской газете» и «Фармацевтическом вестнике».
Среди интернет-источников наибольшее количество (11) публикаций на федеральном уровне пришлось на «Всероссийское общество онкогематоло-гии Содействие», далее Seldon.News (9), после которой 2 организации с одинаковым количеством публикаций (по 5): The world news и «Новости России».
Среди информационных агентств федерального уровня наиболее активным было «Агентство социальной информации» (3), другие 2 публикации были зафиксированы в ИА «Росбалт» и «Национальной службе новостей».
На региональном уровне среди интернет-источ-ников лидировали сразу 3 источника: «БезФормата Ульяновск», «Областной клинический онкологический диспансер г. Ульяновск», «Современные страховые технологии» (по 5).
По географическому охвату наибольшее количество публикаций пришлось на Москву (134), остальные регионы значительно отставали. Так, источники Приморского края, несмотря на второе место, опубликовали за год лишь 20 сообщений, по 10 опубликовали Свердловская и Ульяновская области. Наименьшее количество сообщений пришлось сразу на 7 регионов: Республику Ингушетия, Омскую, Мурманскую, Воронежскую, Белгородскую, Амурскую области и на Алтайский край (по 2 сообщения), наибольшее количество (1771) публикаций — на Центральный федеральный округ и на Уральский федеральный округ. Остальные регионы по активности отставали с огромным отрывом.
Пик публикаций (91) пришелся на декабрь 2019 г. и был связан с закупкой медицинского оборудования. Основными заголовками, повторяющимися в различных СМИ, были: «Томограф для каждого» («Российская газета. Спецвыпуск») и «Совре-
Здоровье и общество
менные медицинские технологии должны прийти в первичное звено» («Российская газета»).
Следующей по популярности в декабре 2019 г. стала тематика скандала в Москве, связанного с выступлением «Альянса врачей» против закрытия гинекологической больницы. Основные заголовки публикаций были зафиксированы как «Скандал в больнице в центре Москвы назвали „хайпом на системе здравоохранения"» (lenta.ru, inline.ru), «В „Движении против рака" обвинили „Альянс врачей" в хайпе на трудностях системы здравоохранения» (Seldon.News).
Третьей по популярности на момент декабря 2019 г. стала тематика дополнительного финансирования онкологических больных. Были зафиксированы следующие заголовки: «Пациенты первого и второго сорта» (ИА «Росбалт», Seldon.News), «Председатель КС „Движение против рака" Николай Дро-нов: Что изменится для пациентов, и решит ли дополнительное финансирование проблемы с оказанием помощи онкобольным» (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Далее среди медицинских некоммерческих организаций, занимающихся конкретными заболеваниями, для анализа была выбрана «Российская диабетическая ассоциация».
В 2019 г. было зафиксировано 780 сообщений с упоминанием указанной некоммерческой организации. Наибольшее количество (674) публикаций зафиксировано в интернет-источниках, 309 из них пришлись на региональный уровень, 250 на федеральный и 115 на зарубежный.
Среди публикаций в газетах регионального уровня (72) наибольшее количество пришлось на «Аргументы и факты. Липецк» и «Аргументы и факты. Москва» (по 4). Далее шли публикации в «Аргументы и факты. Ижевск» и «Аргументы и факты. Владивосток» (по 3). Среди газет федерального уровня из 6 публикаций 4 пришлись на «Аргументы и факты», по 1 на «Коммерсантъ» и «Аргументы и факты. Здоровье».
Среди интернет-источников наибольшее количество (66) публикаций на федеральном уровне пришлось на саму «Российскую диабетическую ассоциацию». Среди сторонних организаций, публиковавших новости об указанной организации, были зафиксированы 123ru.net (12) и Seldon.News (10).
Среди информационных агентств федерального уровня наиболее активным было «Агентство социальной информации» (2 сообщения).
На региональном уровне среди интернет-источ-ников лидировали: «БезФормата Липецк» (39), «Без-Формата Краснодар» (21) и Министерство здравоохранения Липецкой области (19).
По географическому охвату наибольшее количество (274) публикаций пришлось на Москву. Другие регионы значительно отставали по количеству. Так, интернет-источники Краснодарского края, несмотря на второе место, опубликовали за год 77 сообщений, на третьем месте — Липецкая область (70). Наименьшее количество сообщений пришлось на
Курскую и Владимирскую области, а также на Карачаево-Черкесскую Республику (по 4).
На июль 2019 г. пришелся пик сообщений (149), они были посвящены одной публикации, которая по заметности была резонансной, но не самой охватной: «„Систему надо ломать в корне". Саратовская область осталась без лекарств?» («Федерал-Пресс»).
Следующей по популярности в июле 2019 г. стала тематика трясущихся рук Ангелы Меркель. Основные заголовки публикаций были зафиксированы как «Почему у Ангелы Меркель трясутся руки?» и прошли в ряде региональных выпусков «Аргументы и факты».
Третьей по популярности на момент июля 2019 г. стала тематика диаспартакиады для детей. Были зафиксированы следующие заголовки: «В Сочи стартовала диаспартакиада для детей с сахарным диабетом» (Online47.ru), «В Сочи проходит диаспартакиада для детей с сахарным диабетом» (Народная газе-та.сош), «Юбилейная 10-я Всероссийская диаспартакиада* для детей с сахарным диабетом стартовала в Сочи» (Kremlinrus.ru).
Далее среди медицинских некоммерческих организаций, занимающихся конкретными заболеваниями, для анализа было выбрано Всероссийское общество онкогематологии «Содействие» (ВООГ «СОДЕЙСТВИЕ») (http://www.sodeystvie-cml.ru/). В 2019 г. было зафиксировано 120 сообщений с упоминанием указанной некоммерческой организации. Наибольшее количество (112) публикаций зафиксированы в интернет-источниках, 94 из них пришлись на федеральный уровень, 17 на региональный и только 1 на зарубежный.
Среди 5 публикаций в газетах федерального уровня на «Российскую газету. Фармацевтика» пришлось 2; 3 были в «РБК», «Коммерсантъ. Приложение» и «Фармацевтическом вестнике».
Среди интернет-источников наибольшее количество публикаций (53) на федеральном уровне пришлось на «Всероссийское общество онкогематологии Содействие». Среди сторонних организаций, публиковавших новости об указанной организации, были зафиксированы «Общероссийская общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом» (4) и Consilium.Medicum (3). Информационные агентства любого уровня ничего не публиковали об указанной организации.
На региональном уровне среди интернет-источ-ников лидеров не было, все источники публиковали по 1 публикации.
По географическому охвату наибольшее количество публикаций (101) пришлось на Москву, остальные регионы значительно отставали. Так, несмотря на второе место, Севастополь опубликовал за год лишь 3 сообщения, по 2 сообщения пришлось на Иркутскую и Кировскую области, а также Пермский край.
Пик публикаций (39) пришелся на декабрь 2019 г. и был связан с жалобой Центра Н. Н. Блохи-на на качество лекарственных препаратов. Основ-
ные заголовки были: «Онкоцентр Блохина пожаловался Минздраву на качество российских дженери-ков» (РБК, Репортаж24, Seildon.News).
Следующей тематикой по популярности в декабре 2019 г. стала тематика побочных эффектов лекарственных средств. Основной заголовк публикаций — «Лекарства с побочной эффективностью» («РБК», Elitetrader.ru).
Третьей по популярности на момент декабря 2019 г. стала тематика отдельной помощи онкогема-тологическим пациентам. Так, были зафиксированы следующие заголовки: «Онкогематологическим пациентам нужна отдельная программа помощи — считают эксперты» (Medlinks.ru, Consilium Medicum.ru), «Онкогематологическим пациентам нужна отдельная программа помощи» («Инфарм»).
Был зафиксирован еще один пик публикаций в октябре 2019 г., но по численности (37) он незначительно уступал декабрьскому.
Самой популярной стала тематика взаимозаменяемости лекарственных средств. Основными заголовками были «Вопрос взаимозаменяемости всегда нужно решать в интересах пациентов» («Российская газета»), «Незаменимые есть» (Polpred.com).
Второй по популярности в октябре 2019 г. была тематика новых подходов к лечению онкогематоло-гических пациентов: «Новые подходы в лечении он-когематологии спасли жизнь многим пациентам» («Российская газета»), «Дорогой ценой» (Polpred. com).
Третья тематика октября 2019 г. была зафиксирована как повышение эффективности работы за счет взаимодействия с прессой: «Слово лечит» («Коммерсантъ», «Коммерсантъ. Тематические приложения»).
Обсуждение
Несмотря на схожесть названий организаций, их публикационная активность значительно различается. Самой активной медицинской некоммерческой организацией среди исследуемых оказался «Всероссийский союз пациентов», самой неактивной — «Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям». Данный факт мы можем объяснить малым процентом ангажированных читателей, следовательно, невысоким спросом со стороны других СМИ и информационных агентств.
Среди печатных изданий федерального уровня наибольшую активность проявили «Российская газета» и «Коммерсантъ», а также их дочерние издания. Среди информационных агентств наибольший интерес был зафиксирован у «Агентства социальной информации», РИА «Новости», ИА «Regnum».
Наибольшее количество зарубежных публикаций было зафиксировано у «Российской диабетической ассоциации», что мы объясняем масштабами заболеваемости сахарным диабетом не только в России, но и в мире, а также повышенным интересом к лечению данного заболевания со стороны медиков и пациентов.
Health and Society
У всех исследуемых организаций, кроме «Российской диабетической ассоциации», максимальная активность была зафиксирована в федеральных интернет-источниках. Только у «Российской диабетической ассоциации» максимальная публикационная активность была зафиксирована в региональных интернет-источниках. Среди интернет-источ-ников, чаще всего публикующих тематики медицинских некоммерческих организаций, следует назвать Medlinks.ru и SeldonNews.
По географическому охвату как наиболее публикующий регион следует отметить Центральный федеральный округ, особенно Москву и Московскую область, где было зафиксировано максимальное количество публикаций по сравнению со всеми исследуемыми регионами. Данный факт мы объясняем тем, что большинство СМИ и интернет-источников зарегистрированы в Москве и Московской области, а также интересом региональных СМИ к федеральным источникам, а не к источникам из соседних регионов.
Во всех исследуемых организациях пик публикационной активности приходился на вторую половину 2019 г., но на разные месяцы, в связи с чем мы не зафиксировали единый информационный повод, характерный для большинства медицинских некоммерческих организаций.
Самой обсуждаемой стала тематика изменения маркировки лекарств и изменений в Национальном проекте «Здравоохранение», связанные с необходимостью внесения мер борьбы с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Все другие популярные тематики вращались вокруг снабжения лекарствами: разрешения на продажу рецептурных лекарств через интернет, учета мнения пациентов при закупке лекарственных средств или качества лекарственных средств и их взаимозаменяемости. Популярной оказалась и тематика необходимости перемен в медицинской сфере в области паллиативной медицины и в области оказания платных медицинских услуг. Данный факт мы можем объяснить повышением актуальности вопроса импорто-замещения в связи с запуском федерального проекта «Здравоохранение» в 2019 г., а также повышенным недовольством со стороны населения сферой российского здравоохранения.
Заключение
На момент 2019 г. медицинские некоммерческие организации в вопросах публикационной активности отличались, с одной стороны, разноплановостью тематик, которые можно охарактеризовать как мозаичные, с другой стороны, все эти тематики касались снабжения лекарственными средствами пациентов. Публикационная активность медицинских некоммерческих организаций не отличалась разнообразием, массовостью и масштабом. Авторы считают нужным рекомендовать разнонаправленно развивать тематику.
По географическому охвату, а также по публикационной активности медицинские некоммерческие
Здоровье и общество
организации публиковались в большинстве своем в Центральном федеральном округе, а конкретно — в Москве и Московской области.
Среди региональных центров, где были зафиксированы всплески активности, следует отметить Санкт-Петербург, Ленинградскую, Ульяновскую, Липецкую и Ижевскую области, а также Краснодарский край. Другие регионы публиковались только в случае резонансности тематики. Однако и их публикации были немногочисленны. Следовательно, необходимо развивать публикационную активность медицинских некоммерческих организаций в регионах.
Также следует укреплять отношения с информационными агентствами, уточнять новостные критерии для включения информации в новостной пул с целью увеличения информационной активности организации.
Наибольшей публикационной активностью характеризуются организации с универсальными названиями, которые могут охватить пациентов с различными заболеваниями, что вполне объяснимо
увеличением их охватности. Однако не считаем целесообразным рекомендовать организациям с узкой направленностью объединяться в союзы, поскольку каждая из организаций работает в своей нише. Тем не менее считаем необходимым рекомендовать расширять взаимодействие с другими медицинскими некоммерческими организациями для увеличения доли публикационной активности.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Яндекс. Поисковая система. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.yandex.ru (дата обращения 24.02.2024).
2. Медиалогия. Официальный сайт. Режим доступа: http:// www.mlg.ru (дата обращения 24.02.2024).
Поступила 24.04.2023 Принята в печать 15.08.2024
REFERENCES
1. Yandex. Search engine. Official website. Available at: http:// www.yandex.ru (accessed 24.04.2024).
2. Medialogy. Official website. Available at: http://www.mlg.ru (accessed 24.02.2024).