ИМИДЖ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР КАК ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ЭКСПРЕССИИ ЛИЧНОСТИ
Л.М. Эррера
Кафедра психологии и педагогики Университет Российской академии образования (Новомосковский филиал)
Ул. Бережного, 25, Новомосковск, Тульская обл., 301670
В работе рассмотрена взаимосвязь таких понятий, как имидж и личностные качества у молодежных субкультур, установлены и структурированы среднеустойчивые и динамические параметры внешнего экспрессивного Я у некоторых молодежных субкультур.
Ключевые слова: молодежная субкультура, внешняя экспрессия, динамические параметры, личностные качества.
В предлагаемом исследовании рассматривается та часть молодежных неформальных движений, которая относится к молодежным субкультурам. В отличие от контркультуры, противостоящей фундаментальным принципам официальной культуры, субкультура не стремится заменить собой господствующую культуру.
В современных условиях молодежная субкультура стала важным средством эволюционного обновления общества, трансформации его в более плюралистическое, толерантное, раскованное.
Общепризнано, что набор видимых черт внешности человека позволяет, в частности, судить о его личности и социальной принадлежности. Каждый человек выбирает, делая это более или менее сознательно, свой внешний вид, определенным образом маркирует свое тело, чтобы передать определенную информацию о своей социальной принадлежности: социальном страте, среде, виде деятельности, стиле жизни и т.п. Это позволяет нам сформировать первое впечатление о нем и выбрать тип поведения с ним.
Внешний вид, отношение к телу является тем, что группирует людей и вызывает отношение к этой группировке. По одним признакам формируется уважительное отношение, по другим — чувство опасения, настороженности. Это особенно важно и актуально в общении с молодежными группировками. Во всех странах, в том числе и в России, существуют различные молодежные образования, вызывающие неоднозначную реакцию по поводу их внешнего вида у большого количества людей.
К молодежным субкультурам мы относим:
— музыкально ориентированные (готы, эмо, альтернативщики, транскультура, панки, металлисты, рейверы и др.);
— художественно-имиджевые (граффити, фрики, фурри, ролевики, толкие-нисты и др.);
— философско-мировоззренческие (стрит-эйджеры, хиппи, растафари и др.).
Каждая из них (за исключением стрит-эйджеров) имеет ярко выраженную
внешнюю экспрессию.
Внешние проявления экспрессии — результат психических процессов и свойств личности, т.е. они являются экспрессивными проявлениями Я личности.
Насколько соотносятся два таких понятия, как имидж и внешняя экспрессия? Определения имиджа многообразны и часто противоречивы. Мы хотели бы разграничить определения имиджа по его направленности:
— имидж — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
— имидж объекта — это мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в сознании людей на основе образа, сформированного в результате восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта [2. С. 768].
Мы предлагаем осветить еще одну грань имиджа: имидж — это естественно возникший (не специально созданный) образ, соответствующий определенному мироощущению, мировосприятию, и характеризующийся наличием соответствующих личностных качеств у объекта (человека, группы).
Таким образом, имидж может быть как искусственно созданным (в определенных целях), так и естественно возникшим. Внешняя экспрессия, внешнее Я человека практически идентично такому понятию, как «естественно возникший имидж».
В настоящее время разработана концепция взаимосвязи субъектных свойств личности и объектных характеристик и ее проявления [3]. Внешнее Я личности, или ее имидж, формируется из следующих подструктур:
— социальные выразительные движения;
— выразительные движения, имеющие генотипическую основу.
Экспрессивное Я человека может раскрывать его внутренний мир, но может
закрывать его с помощью экспрессивных механизмов. Это особенно характерно для способов формирования экспрессии молодежных неформальных движений.
В исследовании сделана попытка структурировать внешние проявления экспрессивного Я личности у молодежных субкультур. Под внешним экспрессивным Я личности понимается совокупность устойчивых (физиономика, индивидно-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров (экспрессивное поведение). Так как в отечественной психологии неоднократно высказывалась мысль о том, что содержательная сторона психики человека, его взгляды не связаны с конституцией, мы рассмотрим среднеустойчивые и динамические параметры (табл.).
Таблица
Внешнее экспрессивное Я молодежных субкультур
Молодежная субкультура Среднеустойчивые параметры Динамические параметры
Готы Черные одежды с элементами эстетики смерти, в одежде — мистические символы Образ печального романтика
Эмо Основной цвет в одежде — розовый и черный. Черный — депрессия, розовый — торжество жизни Эмоциональность, инфантильность
Окончание таблицы
Молодежная субкультура Среднеустойчивые параметры Динамические параметры
Альтернативщики Пирсинг на лице, на теле, тоннели, дредды, черные волосы, закрывающие уши, черная одежда. Часто просто спортивная одежда. Популярны татуировки В основе — увлечение альтернативной музыкой, не имеющей четких границ в жанре. Часто — увлечение алкоголем
Транскультура Индийские мотивы в дизайне и в оформлении, флуоресцентные краски, ароматические благовония Впадение в транс во время особых ритуалов. Часто употребление наркотиков как способ впадения в транс
Панки Прическа — ирокез, либо бритые полголовы, либо выбритые виски. Одежда часто неопрятная, множество булавок, обувь — высокие армейские ботинки Анархисты, отрицающие современные ценности в обществе
Рейверы Яркие синтетические одежды, крашеные волосы Ночной, клубный образ жизни
Фрики Стараются выглядеть сумасшедшими, не считаются с общепринятыми правилами внешнего вида (например, на работу могут прийти в пижаме, на светский раут — в телогрейке и валенках Бесшабашное поведение, веселый нрав, неординарность во всем. Экзальтация, экстраверсия
Фурри Поклонники анимационных фильмов. Или рисуют антропоморфных (разумных) животных, или отождествляют себя с антропоморфными животными, одеваясь и раскрашиваясь соответственно В поведении стремятся походить на антропоморфное животное
Хиппи Длинные распущенные волосы, расчесанные обычно на пробор, джинсы, на руках — феньки, т.е. самодельные браслеты или бусы Пацифисты, интересуются религией. Романтики, любят все творческое, оригинальное
Растафари Майки с листом каннабиса, береты, шапки красно-желто-зеленого цвета, дредды С их точки зрения, можно любить людей, курить траву, философствовать
Внешнее экспрессивное Я в молодежных субкультурах — это синтез личностных индивидуальных особенностей и групповых привнесенных качеств. Оно может рассматриваться в качестве средства, информирующего свойствах и качествах личности, как показатель актуальных психических состояний; как средство отождествления личности с группой, культурой.
Далее мы сделаем попытку соотнести внешнюю экспрессию молодежных субкультур с личностными качествами, которые могут ей соответствовать:
— готы — идеализм, неуверенность, замкнутость, интроверсия, застенчивость, самостоятельность;
— эмо — фантазия, мечтательность, инфантильность, впечатлительность, неуравновешенность, закрытость, скрытность;
— альтернативщики — резкость, аффективность, вспыльчивость, серьезность, энергия, активность, уверенность;
— транскультура — сильное воображение, фантазирование, страхи и внутреннее сопротивление по отношению к реальности, недостаточное чувство конструктивности;
— панки — агрессивность, стремление к действиям, деятельность, предприимчивость, экстраверсия, вспыльчивость, неуравновешенность;
— рейверы — экстраверсия, коммуникабельность, холеричность, стремление к непосредственному контакту с действительностью, несобранность, несерьезность, мечтательность, инфантильность;
— фрики — уход от действительности, творческие натуры, экстраверты, лабильность, внутренние противоречия, независимость, дар импровизации, большая жизненная сила, недисциплинированность;
— фурри — недостаток чувства реальности, задержка в развитии, самобытность, душевные травмы;
— хиппи — творческие натуры, духовные наклонности, идеализм, недостаток чувства реальности, нежелание выглядеть и действовать агрессивно, страхи перед реальностью, художественно одаренные и дифференцированные натуры, тактичность, стремление бережно общаться с другими, мечтательность;
— растафари — стремление жить в сказочном мире, в фантазиях, сопротивление по отношению к реальности, непродуктивная уравновешенность, впечатлительность.
По внешней экспрессии можно определить сущностную природу личности, в которой представлены индивидуальные особенности человека, его актуальные состояния, отношения, его уровень притязаний, ценностные ориентации, стиль жизни и т.д. Внешняя экспрессия неотделима от личности [4. С. 15]. Экспрессивное поведение — это инструмент познания внутреннего мира человека, потому что оно и есть часть этого мира, форма его существования.
В период перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя, своего Я — они сменяются «извне вовнутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т.п. Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение». Именно в юности на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.
Конечно, в области динамических параметров необходимо дополнительно обследовать невербальные интеракции, которые выполняют функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, демонстрации отношения к другим и к самому себе. В соответствии с культурой, этнической, социальной, групповой принадлежностью складываются в первую очередь паттерны поло-возрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Они являются наиболее ус-
тойчивыми образования в структуре поведения человека и служат индикаторами поло-возрастных и статусно-ролевых отношений.
Знание закономерностей экспрессивного поведения в молодежных субкультурах и его корреляции с личностными качествами поможет правильно построить взаимоотношения с молодежью, понять истинные мотивы поведения и при необходимости войти в конструктивный диалог.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1982.
[2] Панасюк. А.Ю. Имидж // Энциклопедический словарь. — М.: РИПОЛ Классик, 2007.
[3] Панферов В.Н. Психология человека. — СПб., 2000.
[4] Роговин М.С. Проблема экспрессии и ее место в психопатологии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1970. — Т. 7. — Вып. 1—2.
[5] Bull P. Body movement and interpersonal communication. — Chichester, 1984.
IMAGE OF SUBCULTURE OF THE YOUNG PEOPLE AS THE EXTERNAL EXPRESSION OF THE INTERNAL EXPRESSION OF THE PERSONALITY
L.M. Herrera
Chair of Psychology and Pedagogy Novomoskovsk branch of the University of the Russian academy of formation
Bereznoga str., 25, Novomoskovsk, Tula reg., Russia, 301670
To work is examined the interrelation of such concepts as image and personal qualities in youth subcultures, are established and structured the semi-stable and dynamic parameters of external expressive «I» in some youth subcultures.
Key words: youth subculture, external expression, the dynamic parameters, personal qualities.