«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири _№3 (19). Декабрь 2015 (http://md.islu.ru/)
УДК 81 ББК 81.00
А. В. Лысевская
ИМИДЖ МЕДИЙНОГО ПЕРСОНАЖА
В статье представлено исследование компонентов, составляющих имидж медийного персонажа. Данные компоненты входят в обобщенную структуру успешного имиджа ме-диаперсон и способствуют продвижению публичных персон в медийном пространстве.
Ключевые слова: дискурс; медиадискурс; медийный персонаж; имидж; медиаперсона.
A. V. Lysevskaya
THE IMAGE OF MEDIA CHARACTER
The article presents a study of the components, which make up the image of a successful media character. These components are included in a generalized structure of successful mediaperson image and contribute to the promotion of the character in the media reality.
Key words: discourse; media discourse; character; image.
Цель данного исследования - разработка понятия имиджа медийного персонажа в лингвистическом аспекте. Данное исследование выполняется в рамках современного подхода к медиадискурсу и конструированию в нем особой ме-диакартины мира, которая формируется в рамках дискурсивной деятельности средствами массовой информации и коммуникации [1, с. 1].
Мы исходим из положения о том, что в медиакартину мира входит в качестве одного из ее базовых компонентов имидж медийного персонажа, или медиа-персоны. «Все адресанты медиадискурса (от глав государств до «звезд» шоу-бизнеса) получают в процессе участия в нем «сакральный» статус медиапер-сон» [1, с. 7]. В связи с этим появился метафорический термин «звезда», характеризующий медийного персонажа как человека, обладающего высокой значимостью в публичном коммуникативном пространстве.
Пониманию того, что представляет собой имидж в современной гуманитарной науке уделяется большое внимание, в частности, успешность медиаперсо-
© Лысевская А. В., 2015
ны зависит от того, насколько удачно сформирован ее имидж. Это и определяет актуальность исследования.
Любой имидж состоит из определённого набора компонентов, которые способствуют его продвижению в коммуникативном пространстве: их выявление и анализ является теоретически важным.
Для того чтобы определить компоненты, входящие в понятие «имидж медийного персонажа», следует вначале описать такие ключевые понятия, как дискурс, медийный дискурс, или медиадискурс, персонаж, имидж.
Современная когнитивно-дискурсивная парадигма в лингвистике выдвигает изучение дискурса на центральное место. На данный момент существует много определений дискурса и его характерных черт.
Например, Э. Бенвенист рассматривает дискурс с функциональной точки зрения, т. е. как эксплицитно выраженную позицию говорящего в высказываниях [2, с. 312]. Общие подходы к понятию дискурса с позиции структурной лингвистики базируются на определении формы использования языковых структур и их реализации в коммуникативных явлениях. Таким образом, с позиции структурного подхода дискурсом является любое сообщение, превышающее объемом два предложения [5, с. 170]. Представители формального подхода понимают дискурс как последовательность высказываний, отрезок текста [6, с. 116].
Мы будем придерживаться определения дискурса, данного С. Н. Плотниковой: «Дискурс - сообщение, непрерывно возобновляемое или законченное, фрагментарное или цельное, устное или письменное, производимое тем или иным человеком в процессе коммуникации» [9, с. 7].
В зависимости от сферы деятельности, от того, кем являются коммуниканты, можно выделить разные виды дискурса. В данной статье подвергается анализу дискурс светской хроники, который рассматривается как часть медиади-скурса.
Современная культура перешла в разряд медиацентричных, в которых главенствующая роль отводится средствам массовой информации. Они определя-
ют специфические черты культуры, в которой функционируют. Конструируя свой мир, отличный от реального, они предлагают этот мир в качестве единственно возможного и совершенно истинного [1, с. 81]. Дискурс светской хроники направлен на создание особого типа возможного мира, в котором конструируется информация о личной жизни знаменитых людей - медиаперсон.
Понятие «media» включает в себя следующие компоненты: телевидение, радио, газеты и другие средства массовой информации. Например, «media - all the organizations, such as télévision, radio, and the newspapers, that provide information for the public». Термин «mass media», кроме вышеперечисленных составляющих, понимается как определенная группа людей: «mass media - all the people and organizations that provide information and news for the public, including television, radio, newspapers» [13, p. 879].
Медийные знаменитости - это люди, постоянно присутствующие на экранах, пользующиеся большой популярностью у публики и имеющие возможность посредством СМИ влиять на взгляды, поведение и образ жизни обычных людей. Таким образом, медийный дискурс не только создается посредством медиа (телевидения, радио, газет и других СМИ), но и репрезентируется медийными знаменитостями.
Поведение знаменитости в медийном дискурсе является показательным, так как мнение «celebrities» может влиять на других людей, на широкую аудиторию. Термин «знаменитость» не способен полностью описать данный феномен - он означает не стиль поведения, его цели, а, главным образом, известность широкой публике. Поведение таких людей предполагает еще и сценарий действий, т.е. конкретную роль, которую они должны сыграть перед публикой. В свете драматургического подхода к речевому общению в целом и медийном в частности для обозначения медийных знаменитостей лучше использовать термин «персонаж» (personage) [12].
Понятие «персонаж» происходит от латинского слова persona - личность, лицо). Термин «персона» имеет следующее толкование. «Persona - the way you behave when youre with other people, that makes them think that you are a particu-
lar type of а person» [13, p. 1113]. Уже в самом определении персоны присутствует характеристика человека: он должен вести себя определенным образом, чтобы создать то или иное впечатление.
Что касается самого термина «персонаж», то он определяется как «действующее лицо драматического или литературного произведения» [4, с. 512].
Метафорический перенос литературоведческого термина раскрывает сущность лингвистического термина. «Медийный персонаж» - это личность с присущими ей характерными чертами: известная, авторитетная, значимая, незаурядная, способная влиять на решения и мнения своей аудитории, а также личность, которая действует согласно заранее продуманному сценарию поведения.
Согласно когнитивному определению имиджа, - это маска, роль, которая способна заменить реальный объект и должна соответствовать определенному идеальному образцу, эталону. Имидж человека неразрывно связан с государством и нормами его существования [6, с. 176]. Имидж также рассматривается как «долговременная ролевая маска» [7, с. 27-29].
В экономических терминах имидж толкуется как «механизм самореализации на рынке труда» [3, с. 133-138].
С философской точки зрения, имидж - «не реальное социальное тело, а представление о нем, видение его, как со стороны презентируемого субъекта, так и со стороны его адресной аудитории» [10, с. 147].
С психологической точки зрения, имиджем является образ, который был создан для успешного взаимодействия с другими людьми. Имидж представляет собой целостную систему характеристик личности, которые подчеркивают ее уникальность (http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html? word=323).
В обыденном сознании носителей русского языка имидж мыслится как образ человека, включающий в себя внешность, манеру общения и поведения, их совокупность способствует воздействию на людей, а также является идеальной формой отражения действительности в сознании человека [8, с. 433; 4, с. 590].
Исходя из вышеприведенных словарных дефиниций, выделяются следующие основные компоненты имиджа - маска и роль, причем маска и роль могут
выступать как в одном и том же качестве (маска счастливого, доброго, богатого, умного, смелого, талантливого человека - роль серьезного, смелого, добросовестного, доброго, богатого человека), так и в разных: надевая маску, человек надевает на себя определенное доминирующее качество; что касается роли, то она предполагает целый ряд таких качеств (например, роль прототипической матери включает себя качества любящей, заботливой, доброй женщины).
В проанализированных нами теоретических источниках имидж рассматривается именно в качестве маски либо роли, которую человек выбирает. В этом ракурсе, как уже указывалось, в имидже выделяется очень важный компонент -механизм самореализации на рынке труда. Данный механизм предполагает уникальную черту человека: сильный голос, модельную внешность, хорошие интеллектуальные способности или спортивные данные - то, что будет востребовано в обществе.
Данный механизм коррелирует с личностными характеристиками человека, которые, с психологической точки зрения, также являются составляющими имиджа. К данному компоненту можно отнести такие черты, как уникальность, интеллектуальные, физические или творческие способности, т. е. те характеристики, которые выделяют человека, подчеркивают его индивидуальность.
Когнитивный подход к определению имиджа заключается в том, что в имидже выделяется следующая составляющая - соответствие определенному эталону. Эталон предполагает идеальный образ, но идеалы будут отличаться от одной культуры к другой. В эталон входят определенная внешность, манера общения, поведение, соответствие нормам государства (например, идеальный внешний вид в европейских и восточных странах совершенно различный, что наблюдается в одежде или эталонах красоты, принятых в данных культурах) [ 6, с. 178].
Мы определяем имидж медийного персонажа как сложное целое, составляющие которого взаимосвязаны. Имидж, прежде всего, базируется на уникальности - той черте, которая выделяет человека из толпы, - позволяющей самореализоваться на рынке труда, продвинуться, занять ведущее положение че-
рез «механизм самореализации на рынке труда» Все остальные компоненты (маска, роль и эталон) создаются имиджмейкерами или самим человеком и должны отвечать требованиям уникальности. Продвижение медийного персонажа происходит в условиях соответствия определенной роли при сохранении созданной им маски.
Таким образом, имидж медийного персонажа - явление, представляющее собой интерес для лингвистического изучения, так как на сегодняшний день не существует конкретных образцов, рамок, которые бы гарантировали человеку известность и популярность у широкой аудитории. Каждый отдельный имидж -уникальное явление, которое создается, в том числе, за счет языковых и вне-языковых факторов: от продвигаемой уникальной черты через механизм самореализации к выбору роли или маски, в зависимости от требований, предъявляемых нормами социального коммуникативного пространства.
Библиографический список:
1. Анненкова, И. В. Медиакартина мира как инвариант языковой картины мира // Русская речевая культура и текст: материалы VIII Международной научной. - Томск, 2014. - С. 8186.
2. Бенвенист, Э. Общая лингвистика. - М. : Прогресс, 1974. - 448 с.
3. Горчакова, В. Г. Имидж личности // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 3. - С. 133-138.
4. Ефремова, Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. - М. : Русский язык, 2000. - 1209 с.
5. Звегинцев, В. А. Предложение и его отношение к языку и речи. - М. : Изд-во Московского университета, 1976. - 308 с.
6. Кубрякова, Е. С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования. - М. : Знак, 2012. - 208 с.
7. Макурина, О. А. Имидж «звезды» и «звездное» интервью // Ярославский педагогический вестник. - 2006. - № 2. - С. 27-29.
8. Ожегов, С. Ю., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : Русский язык, 1991. - 917 с.
9. Плотникова, С. Н. Языковая, коммуникативная и дискурсивная личность: к проблеме разграничения понятий // Лингвистика дискурса: Вестник ИГЛУ. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация / под ред. С. Н. Плотниковой. - Иркутск : ИГЛУ, 2005. - С. 5-16.
10. Русакова, О. Ф., Русаков, В. М. PR-дискурс: теоретико-методологический анализ // PR-Дискурс: Теоретико-Методологический Анализ. - Екатеринбург, 2008. - 282 с.
11. Collins Cobuild English Language Dictionary. - Collins London and Glasgow, 1991. -1703 p.
12. Erving Goffman The Presentation of Self in Everyday Life / E. Goffman. - University of Edinburgh Social Sciences Research Centre, 1956. - 163 p.
13. Longman Dictionary of Contemporary English. - Longman : Pearson Education, 2009. -2082 p.