НУРИЛЛОЕВА З.З. ШАХСИЯТИРЕТСИДИВИСТ. БА^ОДЩИБА ШАХСИЯТИ ЦИКНОЯТКОР (РЕТСИДИВИСТ) ДАР ШАРОИТИ ИМРУЗА
Дар мацола тавсиф (характеристика) -и шахсияти цинояткорони ашадди (ретсидивист) аз нуцтаи назари цамъияти имруза оварда шуда, муаллиф инчунин шаруи адабиёти мавцудаи ин мавзуъ ва натицауои суубатуои гузаронидаашро бо ин гуна шахсони цинояткори маубус зикр намудааст.
NYRILLAEVA Z.
RECIDIVISTS PERSONALITY AND ITS CONTEMPORARY CHARACTERISTICS
The modern characteristics of recidivist’s personality, the review of literature according the theme, the results of author’s talks with offenders are brought in this article.
ОБИДОВ Д.С.,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права и конституционного права юридического факультета ТГУПБП, к.ю.н.
ИМАМ АЛЬ-АЪЗАМ АБУХАНИФА ОБ ИДЕЙНЫХ ИСТОКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Развитие и совершенствование механизмов правовой государственности, отвечающих требованиям национальной самобытности народа и его суверенитета в условиях поступательного доминирования глобализационных процессов мирового значения во многом определяются знанием и достойным уважением истории своего национального права, посредством атрибутов которого сохранились и трансформировались через многие столетия правовые ценности, образованные духовно-культурным развитием народа.
Знание или стремление к постижению права народа актуально в силу понимания степени цивилизованности народа в том или ином историческом периоде его развития. В силу сказанного, изучение и анализ истории права таджиков, переплетенной в большей мере с Исламом, становится новой вехой на пути построения специфической, основанной на национальной традиции, демократической и правовой государственности, способной использовать в этом направлении как современные светские правовые ценности, так и ценности исламского религиозно-правового характера, оказывающие все большее влияние на состояние общественного сознания таджикского народа.
С другой стороны, образовавшийся в таджикском обществе за последнее десятилетие религиозно-правовой вакуум общественной мысли натолкнул на опасность субъективного, одностороннего толкования ценностей и положений Исламской религии, являющейся доминирующим религиозным фактором в среднеазиатском пространстве в течение более 1350 лет. Результатом подобных тенденций стала активизация деятельности экстремистских, фундаментально настроенных религиозных организаций и
движений, подобно «Хизб-ут-Тахрир» и «Салафия». Это, по сути, игнорировало достижения исламской научно-правовой мысли, основанные на первых порах после эпохи пророка Мухаммада (с) выдающимися учеными-правоведами и основателями исламских правовых школ и, в частности, родоначальником исламской школы доктринального права - Имамом аль-Аъзамом Абуханифой, жившим во втором столетии исламской классической эпохи.
В свете сказанного исследование правового наследия Абуханифы, выдающегося таджикского ученого-правоведа эпохи раннего Средневековья, раскрывает существующие в глубинах исламских правовых первоисточников - Коране и Сунне - гуманистические и рациональные традиции эпохи исламского классицизма - времени жизни и деятельности пророка Мухаммада (с) и его сподвижников, что достаточно важно для объективного осмысления той роли, которую может сыграть ханафитское право в обеспечении действительно эффективного исламского вклада в дело сохранения национальной и культурной самобытности таджиков перед лицом мировой глобализации. С другой стороны, школа права Абуханифы, которая еще в эпоху жизни своего основателя основательно защищала исламские классические устои от новоявленных, так называемых исламских богословских движений, подобно движениям хариджия, кадария и рафидия, и сейчас, в современных условиях, когда в Таджикистане бытуют нетрадиционные исламские движения и течения, способна дать интеллектуальную пищу для объективной оценки их роли, выявить пагубность их идеологических целей, направленных на новый раздор и исключение подлинного понимания исламского гуманизма и терпимости.
Учение Абуханифы в современных условиях развития таджикской государственности достаточно значимо и актуально и в самом главном: оно позволяет научно обосновать результаты творческой мысли исламских ученых-правоведов эпохи Средневековья и тем самым использовать их достижения наравне с достижениями научно-правовой мысли современности в становлении правовой государственности, что вполне возможно, если учесть классический рационализм и гуманизм всей ханафитской школы права в целом. Подобное использование исламских ценностей права легитимирует традицию вклада Ислама в построение правовой государственности, способствуя тем самым эффективному исключению элементов экстремизма и радикального духа распространения исламской мысли.
Сказанное имеет специфическое значение для современных правовых реалий таджикского народа, выдающимся представителем правовой культуры которого в эпоху раннего Средневековья был и сейчас остается Имам аль-Аъзам Абуханифа, учение которого важно и актуально для воспитания граждан в духе осознанного отношения к ценностям своей религии и определения места самих исламских религиозно-правовых идеалов в развитии правовой культуры таджиков прошедшей эпохи. В связи с этим, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон справедливо замечает,
что: «Почитание Великого Имама направлено на то, чтобы люди не слепо, а осознанно следовали своему мазхабу, история которого насчитывает более тысячи лет» [1; С.2].
Исходя из этого, Указ Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона «Об объявлении 2009 года Годом памяти Великого Имама» (от 15. 09. 2008 г., № 538) вносит существенный вклад в дело обоснования правового наследия таджиков исламской эпохи, сохранения их национальной самобытности и успешного обеспечения специфического пути развития правовой государственности таджиков, при построении которой с успехом могут учитываться и исламские религиозно-правовые ценности, научно обоснованные в течение многих веков на национальных атрибутах, гарантирующих объективность и свободу от экстремизма, насилия и прочих нецивилизованных путей так называемого исламского распространения. С другой стороны, этим закрепляется традиция исламского классического рационализма, которой в течение многих веков придерживались государства первых веков обоснования Ислама - халифаты Омейядов, Аббасидов и первые таджикские национальные государственные образования - Тахириды, Саффариды и Саманиды.
Имам-аль-Аъзам Абуханифа был одним из первых разработчиков системы идейных истоков формирования правовой государственности, в силу чего его жизнь и профессиональные качества были и сейчас остаются объектом пристального изучения исследователей.
Абуханифа ведёт своё происхождение по линии отца из Кабула - одного из важнейших пунктов образования таджикского народа. Он жил и вёл свою профессиональную деятельность в Куфе - иракском городе на западном берегу реки Евфрат, построенном арабами примерно в 636 году в эпоху правления второго праведного халифа, Умара ибн аль-Хаттаба (правил с 634 по 644 гг.). В эпоху правления четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба (правил с 656 по 661 гг.) Куфа становится столицей халифата и главным научным центром. К моменту жизни Абуханифы Куфа ещё сохраняла своё преимущественное значение в качестве центра сплочения передовой научно-правовой мысли всего Арабского халифата. Есть версия о том, что в Куфе Абуханифа достаточно пристально познакомился с достижениями древнегреческой философии и политико-правовой мысли [2; С.22-25].
Именно поэтому в формировании концептуальных основ системы учения Абуханифы об идейных истоках правовой государственности во многом важную роль сыграла прежде всего научная жизнь его родного города, а потом уже политическое состояние халифата и последующий большой опыт профессиональной деятельности самого Абуханифы как непревзойдённого учёного-правоведа.
Следует отметить, что научный потенциал Куфы как города сплочения учёных умов преимущественно рационального толка в исламском правопонимании, был создан благодаря традиции пророка Мухаммада (с), его
сподвижников - Умара ибн аль-Хаттаба, Али ибн Абу Талиба, Муаза ибн Джабала, Абдуллаха ибн Масъуда, тобиунов - Ибрахима ан-Нахаъи, Хаммада ибн Абу Сулеймана и др.
Таким образом, под влиянием многообразного научного лика Куфы, традиции правовой школы Ибрахима ан-Нахаъи и усилиями виднейших наставников - Хаммада ибн Абусулеймана и Имама аш-Шаъби ибн Шарахилья (ум. В 722 г.) формируется профессиональная личность Абуханифы как великого ученого-правоведа и решительного поборника принципа законности. Уже в возрасте 25-30 лет Абуханифа был признан лучшим учёным своей эпохи. Наставник великого мавераннахрского учёного-мухаддиса Имама аль-Бухари - Макки ибн Ибрахим, вспоминая Абуханифу, говорил: «Я занимался торговлей, и имам сказал мне: «Торговля без знания портит взаимоотношения между людьми», а потом он наставлял меня, пока я не обрёл знание. И с тех пор каждый раз как я вспоминаю имама и его слова во время своих молитв, я обращаюсь к Аллаху с мольбами даровать ему благо, ибо благодаря ему предо мной открылись врата знания»[3; С.28].
Поэтому неудивительно, что к Абуханифе за юридическими советами в деле обеспечения справедливого государственного правления обращались виднейшие правители династий Омейядов (661-750 гг.) и Аббасидов (7501258 гг.). Частая практика подобных обращений правителей сыграет в конечном итоге решающую роль в качестве политического фактора концентрирования учения Абуханифы в деле укрепления идейных основ принципа верховенства закона. Следует отметить, что в данном процессе политические интриги правителей как Омейядов, так и Аббасидов способствовали ограничению естественных прав Абуханифы по причине отстаивания им ценностей права и закона вопреки желанию и интересам держателей власти. Это обстоятельство становится причиной как возрастания профессионального авторитета Абуханифы, не имеющего аналогов среди учёных даже в последующие века, так и его физического истребления от руки второго аббасидского халифа аль-Мансура (правил с754 по 775 гг.) в 767 г. Даже умирая, невзирая на большое политическое давление и уважая ценности закона, он завещал, чтобы его похоронили не на насильственно захваченной земле или земле, где господствует власть клеветы.
Учение Абуханифы об идейных истоках правовой государственности можно рассмотреть с позиции следующих разработанных им концепций:
1). Концепция всемерной защиты роли принципов законности и справедливости.
Данная концепция была обоснована Абуханифой в течение первого времени его профессиональной деятельности, когда он впервые познаёт роль и значение фикха (исламского права) в жизни человеческого общества. Сам Абуханифа рассказывал о том, что когда он ещё занимался вопросами теоретического богословия (калам), к нему неожиданно за фетвой обратилась некая женщина по поводу правил дачи правильного развода. Узрев важность правильного и основанного на законе ответа по этому
вопросу, Абуханифа, не рискнув ответить, направляет эту женщину к известному факиху Хаммаду ибн Абу Сулейману - своему будущему наставнику. Фетва Хаммада по данному вопросу («Он должен дать ей развод один раз после завершения месячных и не вступать с ней в половую связь. Затем ему следует подождать завершения ещё двух менструальных циклов так, чтобы вместе с первым циклом всего прошло три, и после того, как она совершит полное омовение, ей можно будет выходить замуж за другого»[4; С.25-26]) настолько насторожила Абуханифу, что он ясно представил себе наибольшую важность правовой науки в обеспечении благополучия людей. Становится ясным, почему он, сказав: «Нет мне нужды в каламе», «подсел к Хаммаду и стал слушать вопросы, которые он разбирал, запоминая его слова». Этот момент жизни Абуханифы становится новой страницей его деятельности как великого учёного. Именно в это время, в возрасте 22 лет, Абуханифа устанавливает правило, согласно которому в обеспечении законности и правопорядка эффективная роль может принадлежать только фикху, а теоретическое богословие, посвящённое пустым препирательствам и спорам по религиозным вопросам, может лишь навредить правовому статусу и интересам личности. По этому поводу Абуханифа говорил: «Предшествовавшие нам сподвижники Пророка и их преемники не растрачивались ни на что из того, что знаем мы, хотя были более способны к этому и более знающие в этом и наиболее сведущие об истинах вещей. Они не предавались спорам и дискуссиям и не погружались в оное. Напротив, они воздерживались от этого и как можно крепче запрещали подобное»[4; С.25].
Отказавшись от калама, Абуханифа одновременно приступает к освоению фикха, в котором он видел большую пользу для людей в деле защиты их прав и законных интересов: «И вот я обратился к правовым наукам. И чем больше я думал об этой науке, тем более интересной и полезной казалась она мне, я не находил в ней никакого изъяна»[2].
2) Концепция воспитания учеников - будущих правоведов в духе строгого уважения закона. Представленная Абуханифой идея всемерного почитания принципов законности, справедливости и правопорядка во многом была усовершенствована через его педагогическую практику во время обучения учеников основам исламской науки о праве. Такое усовершенствование связывалось с разработанным Абуханифой принципом интерактивности, в соответствии с которым обсуждение правовых вопросов велось открыто на основе дебатов учеников с их наставником. Причём Абуханифа давал широкий простор ученикам в выработке свободной позиции по решаемому правовому вопросу, одновременно направляя их к обязательному учитыванию верховенства буквы и духа закона. Среди учеников Абуханифы были такие выдающиеся правоведы (например, Офия ибн Язид), не услышав мнения и не получив согласия которых, Абуханифа не вырабатывал ответов на возникшие правовые вопросы. Принцип законности был настолько почитаем Абуханифой, что в организованных им занятиях он не абсолютизировал своё право при рассмотрении и разрешении
юридических случаев, а наоборот, все возможные варианты решений по правовым вопросам досконально исследовались всеми участниками занятия на предмет их параллельного соответствия нормам закона и интересам личности. И лишь потом наиболее приемлемое решение вырабатывалось и принималось коллективным согласием, что свидетельствует о строгой иерархичности проверки законности вырабатываемого решения, гарантируемого от ошибок принципами плюралистичности и консультативности подходов его толкования.
Подобные методы и принципы деятельности Абуханифы по воспитанию своих учеников были очень ценны в формировании их профессиональной личности как факихов-правоведов. Абуханифа всячески стремился и теоретически и на практике показать им значение принципа законности как фактора благополучия нуждающихся в их услугах людей и, в целом, всего общества. По этому поводу он наставлял их так: «Вы принесли радость моему сердцу и развеяли его печаль. Я оседлал для вас фикх и взнуздал его, а вы можете сесть на него верхом, если пожелаете. И я сделал так, что люди ходят за вами следом, ожидая, когда вы что-нибудь скажете, и подчинил вам их. Нет среди вас никого, кто не годился бы на должность судьи, а десять человек из вас могут стать учителями судей. Я прошу вас ради Аллаха и того великого знания, которое Он вам даровал, не допускайте унижения этого знания!»[3; С.33]. Уникальность такой методики обучения последователей в духе строгого почитания законности как наивысшей ценности в достижении человеческого благополучия и примерный жизненный опыт Абуханифы как поборника закона и защитника истины способствуют тому, что очень большая волна искателей знаний концентрируется вокруг него. В связи с этим, исследователями упоминается о семистах тридцати, а порой и восьмистах известнейших учениках Великого Имама, каждый из которых считался крупным правоведом в своей местности. Обучаясь у Абуханифы, они проходили курс повышения квалификации на предмет освоения эффективных методов почитания законности при осуществлении своей профессиональной деятельности. Данный аспект деятельности Абуханифы наиболее ясно можно оценить высказыванием одного из известных ученых той эпохи, Абдуллаха ибн аль-Мубарака: «Приехав в Куфу, я спросил людей, кто из жителей города является самым осведомлённым в вопросах фикха, и мне сказали: «Абу Ханифа». Потом я спросил, кто из них в наибольшей мере отстраняется от мира дольнего, и мне сказали: «Абу Ханифа», а потом я спросил, кто из них отличается наибольшим благочестием, и мне снова сказали: «Абу Ханифа»[3; С.19-20].
3) Концепция особой роли государственных чиновников в деле обеспечения идейных основ правовой государственности. Эта концепция представляется самой важной в системе разработанных Абуханифой идейных основ формирования правовой государственности. В этом русле Абуханифа особо указывал на роль и влияние государственных чиновников. Следует указать, что Абуханифой впервые была разработана система теоретических
правил профессиональной деятельности государственных чиновников. Эти правила наиболее наглядно представлены в наставлениях Абуханифы своим близким ученикам. В частности, для одного из самых своих близких учеников, Абу Юсуфа, Абуханифа разработал такие правила осуществления профессиональной деятельности как учёного-правоведа в сфере государственного управления: «а) в осуществлении своей деятельности никогда не будь беспечным, ибо за все дела придётся отвечать в конечном итоге перед Богом; 2) перед людьми не представляй себя в качестве доверенного лица и чиновника правящей власти, хотя это и является правдой. Ибо люди в целях решения своих проблем сделают тебя посредником между ними и правителем; 3) не используй свой чиновничий авторитет в качестве посредника между властью и людьми, ибо это будет способствовать понижению твоего уважения; 4) кроме своего профессионального призвания, в других вопросах считай себя одним из простых людей; 5) в присутствии общества обращающихся к тебе людей не многословствуй и ответь только на заданные вопросы; 6) при людях не разговаривай об имущественных отношениях и торговле, кроме случаев, когда это будет необходимо для постижения наук. Так как они, возможно, будут думать о том, что ты хочешь забрать их имущественное достояние или намекаешь на желание получить взятку; 7) исполняя свою работу, не смейся при людях; 8) знай меру и не ходи часто на рынок; 8) когда наблюдаешь что-либо незаконное в решениях и действиях правителей, спеши их известить об этом. При этом будь осторожен и мягок при объяснении их просчёта в деле соблюдения законов. Когда начинаешь говорить им об этом, сначала припомни, что ты предпочитаешь их власть и подчиняешься им, ибо они могучее и сильнее тебя; 9) не говори о незаконности действий правителя за его спиной в кулуарах, так как, возможно, что его приближённые погубят тебя; 10) о незаконности действий правителя говори ему открыто и повторяй ему связанное с этим наставление два-три раза, напоминая при этом, что ты его учёный-правовед, функция которого заключается именно в этом; 11) если правитель не слушает тебя о том, что он нарушил законы, то иди к нему домой и с глазу на глаз наставляй его восполнить урон; 12) при выявлении нарушений закона не молчи, ибо люди подумают, что ты один из нарушителей; 13) будь далёким от корысти и лжи и будь тем, слова которого не распространяют смуту между людьми; 14) когда правители вознамерены следовать несправедливости, находись вдалеке от них; 15) в случае, когда в твоём присутствии правитель стремится осуществить несправедливое действие, ты должен всячески его остановить, ибо в противном случае народ подумает, что это действие правителя соответствует закону»[5; С.13-30].
Следует отметить, что, рассматривая место и значение чиновников в осуществлении справедливого государственного правления и соблюдения принципа законности, Абуханифа особо выделяет при этом роль представителей судебной власти. При наставлении своего ученика Нуха ибн Маряма, Абуханифа особо указывает на важнейшую и при этом утончённую
функцию судей (казиев) в реализации идеалов законности. Каждый судья должен серьёзно относиться к своей компетенции по вынесению решений и приговоров. Абуханифа специально указывает на сбалансированность степени «здоровости» интеллектуальных знаний, психологического и физического состояния обладателей судебной власти. Согласно Абуханифе, судья должен всемерно обеспечивать законность своего решения или приговора вплоть до использования консультаций с другими видными учёными-правоведами.
4) Концепция почитания правителя как поборника закона. Правитель как глава государства и власти, согласно теории Абуханифы, имеет специфическое значение в разработке и реализации идеалов законного правления. Уровень почитания им закона и следования его нормам в целом будут отражаться на состоянии законности во всей стране. Исходя из этого, Абуханифа указывает на то, что необходимо создать вокруг правителя благоприятную среду почитания и уважения законов и правопорядка страны. В этой части Абуханифа особую роль отводит ближайшим приближённым чиновникам правителя, для которых он разработал следующие основные правила профессиональной деятельности: а) надобно уважать правителя и величествовать его личность; б) при правителе необходимо быть далёким от лжи; в) только при необходимости следует посещать правителей; г) при правителе запрещается быть многословным; д) в обществе правителя следует знать достойное место себе и другим; и) надобно поддерживать прочные профессиональные отношения с правителем и сторониться от таких отношений с его родственниками; е) запрещается принижать роль обладателя власти [5; С.13-30].
5) Концепция недопущения смут и внутренних противоречий как великих преград в реализации идейных основ правовой государственности. Достижение верховенства закона в государственной жизни, считал Абуханифа, возможно только в обстановке мира и стабильности в государстве. Абуханифа решительно осуждал всяческие проявления внутренних междоусобиц: «Клянусь Богом, я не знаю более великого греха среди людей кыблы, чем грех братоубийства» [2; С.218].
Подводя итог рассмотрению указанной проблемы, можно сделать вывод о том, что Абуханифа внёс достаточно важный вклад в обоснование и совершенствование идейных ценностей и принципов правовой государственности. Такой его вклад больше всего проявился в строгом почитании и всемерном уважении принципа законности. Абуханифа не только стал автором этой научной концепции, но и на деле стремился достичь её воплощения в реальной жизни при халифах, чиновниках и обычных людях, что сопровождалось большим успехом.
Ключевые слова: правовая государственность, национальная самобытность народа, правовые ценности, современные светские правовые ценности, ценности исламского религиозно-правового характера, идейные ценности, принципы правовой государственности, ханифатское право.
Использованная литература:
1. Выступление Президента на торжественном собрании, посвященном б0-летию ТГНУ //Народная газета. 29 октября 2008 года. - № 44.
2. Рустам Батыр. Aбу-Ханифа: жизнь и наследие. Ч.1/ Под общ. Ред. Д.В. Мухетдинова. - Нижний Новгород - Ярославль, 2007.
3. Великий Имам Aбу Ханифа ан-Нуъман (краткое изложение книги Вахби Сулеймана Гавиджи). 1-ое изд./ Пер. на русс. ВА. Нирша. -Казань: Издательство «Дом печати», 2004.
4. Химматзода М. Жизнь и творчество Имама Aбуханифы. - Худжанд: Государственное издательство им. Р. Джалила, 2004.
5. Мавлоно Мухаммад Ошики Илохи Баландшахри. Сборник наставлений Имама Aбуханифы. - Тегеран: Aхмад Джом, 1379 х. (на персид. Яз.).
ОБИДОB Д.С.
ИМОМИAЪЗAМAБУX,AНИФA ОИДБA AСОС^ОИFОЯBИИ ТAШAKKУЛИ ДABЛA ТИ ^УЦУЦБУНЁД
Дар мацола кушиши дида баромадани низоми таълимоти асосгузори мактаби ууцуции уанафия дар равияи суннии Ислом - Имоми Аъзам Абууанифа (р) оид ба асосуои гоявии барпо шудани давлатдории ууцуции дар аркони цонуният ва адолат бунёдёфта, ба роу монда шудааст.
OBIDOVD.S.
IMOMI AZAM ABUHANIFA ABOUT THE BASIS OF PROMOTION SOVEREIGN STATE
The foundation of Hanafiya’s law educational system on Islam’s direction and the establishment of law government on the basis of law and just ice are considered in this article.
З.Н. ЭСАНОВА,
к.ю.н., доцент кафедры гражданского процессуального права ТГЮИ.
СУДЕБНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ УСЫНОВЛЕНИИ В
УЗБЕКИСТАНЕ:
ДИСКУССИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В последнее время усиливается внимание и отношение к проблемам молодёжи в государстве, так как молодежь является опорой страны и определяет судьбу нашего государства. 2008 год в Узбекистане объявлен «Годом молодёжи», что предполагало усовершенствование таких направлений как образование и воспитание молодёжи, формирование здорового образа жизни, развитие детского спорта, улучшение деятельности детских садов и школ, лицеев и колледжей, обеспечение социальной защиты детей, поощрение одарённой молодёжи. По этому поводу Президент Республики Узбекистан ИА. Каримов пишет: «В первую очер едь необходимо закр епить пр авовую баз у, направленную на