Теория познания
УДК 115
DOI 10.25688/2078-9238.2020.36.4.08
А.В. Маслова
Иллюзия априорной интуиции времени
Статья посвящена критическому анализу гипотезы априорной природы времени в человеческом мышлении. На основании данных языкознания и антропологии будет показано, что проблема времени в качестве когнитивного феномена выходит за пределы философско-физического дискурса, соприкасаясь с лингвистикой, культурологией и антропологией. Сложность для исследователя в данном случае состоит в том, что он способен понять лишь свой квант времени, тогда как другие остаются за пределами его сознания. Ставится задача показать, что с помощью расширения сознания единичного субъекта будет возможно приблизиться к восприятию полноты феномена времени.
Ключевые слова: время; интуиция; культура; язык; мышление.
Введение
В философии существует один вопрос, ответ на который не может быть дан окончательно: «Что первично — бытие или мышление?». Данный вопрос является камнем преткновения для построения теории сознания, онтологии и базовых постулатов гносеологии, приобретая множество вариаций. В нашей статье мы обойдем этот вопрос со стороны понятия интуиции и феномена времени как неразгаданных тайн человеческой природы.
Можем ли мы сказать, что феномен человека остается неизменным, обнаруживая себя в разных культурах? Аристотель признавал за человеком свойство быть разумным, однако сегодня мы говорим, что животные не только разумны, но и сознательны. Поэтому мы будем говорить о человеке как о конечном существе, способном мыслить бесконечное и сознавать при этом самого себя при условии, что существуют разные способы мыслить время и самого себя. Важно выявить условия такой возможности через феномены интуиции и времени, которые по своей природе, выражаясь кантианским языком,
© Маслова А.В., 2020
представляют собой ноумены. Но эти ноумены, как будет показано в работе, не являются чем-то заданным априорно, а формируются в онтогенезе и после своего укоренения в сознании, оседая в подсознании, воспринимаются человеком как само собой разумеющееся.
Tempus fugit, или Неизбежность потока
Мы не можем мыслить время, потому что как только мы начинаем думать о чем-то, напоминающем течение, поток, изменение, возникают конкретные образы: часов, скорости, перемещения во Вселенной и т. д., но это все не будет временем в чистом виде. Объективировать время крайне сложно, подобно тому, как сложно самопознание в форме интроспекции. Проще всего сказать, что времени нет, но его мы всегда чувствуем, значит, если оно поддается внутреннему ощущению, оно не может не существовать.
Августин уже в V в. определил время по-христиански точно, как внутреннюю жизнь души, опирающуюся на память, ощущение и надежду. Время можно только чувствовать, но не познавать, подобно любви, несводимой к разуму. Неделимость бытия на разум без остатка, как высказался И. Гете, дает повод нам обратиться к современной концепции темной материи и перефразировать мысль немецкого поэта: как бытие не делится на материю без остатка. Остается что-то неизведанное, непросчитываемое, запредельное, антиномичное, трансперсональное.
Способность человеческой души соединиться с Богом для Августина есть высшая способность, иллюминирующая благом. Отсюда такая высокая роль мистического опыта в молитвенной медитации, направляющей ум к метанойе, где привычные три модуса времени сливаются в неразличимость вечного мгновения настоящего.
Однако как только рождается новый человек, он попадает в цепь причинно-следственных связей, фиксируемых часами и календарем. С этого момента рождения время начинает стремительно уносить растущее тело вперед, все дальше от своего первичного состояния. Время являет себя мерой движения, по меткому определению Аристотеля. Однако данное определение справедливо для физического мира природы, сущность которого ускользает даже от взора квантового физика.
Недавно был сделан поразительный эксперимент, который показал иллюзорность нашего привычного восприятия времени как стрелы, пущенной в будущее [9]. Однако стоит заметить, что это попытка определить время онтологически, как это пытался сделать Аристотель, поэтому мы не будем перечислять возможные онтологические определения времени, а рассмотрим его гуманитарный аспект, проявляющий себя в психолингвистике, культурологии, философии языка.
Становление культуры связано с развитием человеческого языка, нового способа кодирования и хранения информации, фундаментальным образом
изменившего жизнь человека. Взаимовлияние языка и сознания не подвергается сомнению, когнитивные механизмы, сопровождающие развитие речи в онтогенезе, указывают на синхронность процесса освоения языка и построения мозгом собственного ландшафта. Сознание и язык в этом смысле конвер-гентны и обладают огромной силой влияния на восприятие человеком мира.
Само слово «время» тут же погружает нас в контекст русского языка, где понятие «время» берет свое начало с санскритского \arta («колея, след колес»), корень которого уаМ- («вертеться, кружиться») [6]. Само слово «время» заранее несет в себе смысл движения, верчения, цикличности и повторения, как нескончаемого потока временных перспектив. Поэтому мы мыслим время на русском языке, и каждый ребенок, усвоивший к трем годам родной язык, мыслит время на этом языке.
Согласно концепции нативизма существует универсальная грамматика, которой подчиняются все возможные языки подобно априорным формам чувственности и рассудка, встроенным в когнитивный аппарат человеческого мышления. Таким образом, формы пространства и времени должны быть заложены вместе с языком до опыта всякого общения и начала усвоения родного языка. Однако в случае депривации, изоляции от общения ребенок не сможет нормально развиваться, и даже жить. Пример маугли из Авалона: мальчика, которого обнаружили буквально в лесу, не смогли окультурить, сделать из него цивилизованного индивида, владеющего человеческой речью. Несомненно, усвоение языка — это важнейшая адаптационная способность человека, но без социума сама по себе она развиться не может. Подобно интуиции, включающей свой потенциал только после долгого поиска ответа на поставленный вопрос, язык входит в жизнь человека после погружения в языковую среду, что ведет к грамматическому взрыву. В этот момент происходит процесс усвоения культурных паттернов, кодов, которые врезаются в сознание, оформляя ментальное пространство человека.
Мы ничего не можем помыслить, что находилось бы вне нашего мышления, кроме самого мышления и средствами самого мышления. Время здесь выступает в роли одновременно отдельного предмета мысли и той невидимой силы, что структурирует в единый поток все возможные мысли. Идея потока, ощущение изменений, коренящихся в каждом акте движения, настраивают все естество реагировать на то, что Б. Уорф назвал «становящееся все более и более поздним» [2, с. 23]. Наш когнитивный аппарат так устроен, что поток — это неизбежность, куда попадает человек, только появившись на свет. Движение мы воспринимаем всем нашим телом, даже зрение как способность видения есть «система, в состав которой входят глаз, голова и тело...» [4, с. 24]. Все органы чувств подключаются для восприятия движения, но само движение невидимо, оно не есть «что» вещи, оно лишь свойство. Время, таким образом, является свойством свойства, упорядочивающей силой, не позволяющей быть рассеянным и рассредоточенным в любой момент жизни.
Однако нам известен феномен, чисто психологический по своей природе, потерянности во времени, будто все замерло, и определить даже день недели сразу не получается. В человеке как целостном сложном организме существуют несколько темпоральных систем: у каждого органа свой временной интервал работы, а также биоритмы; психологическая перспектива; культурный паттерн восприятия времени. Подробнее остановимся на последних двух темпоральных системах.
Время души
Внутренний механизм работы времени субъективен лишь отчасти, только как восприятие и психологическая восприимчивость мира, в мышлении процесс времени, как поток, действует независимо от его носителя. Нас интересует аспект субъективного восприятия времени, его временная перспектива. Одно из современных определений временной перспективы принадлежит психологам Ф. Зимбардо и Дж. Бойду: «Временная перспектива — это зачастую неосознанное отношение личности ко времени и это процесс, при помощи которого длительный поток существования объединяется во временные категории, что помогает упорядочить нашу жизнь, структурировать ее и придать ей смысл» [5, с. 58].
Отношение ко времени является определяющим в фундаментальных вопросах жизни, в этом несомненная экзистенциальная ценность временной перспективы, где время присутствует как поток, но квантированный исходя из характера, культуры и контекста конкретной ситуации. Это еще называют психологическими часами, которые мы когда-то запустили и, как правило, по причине инерции человеческой природы, не перезагружаем. Маятник всегда будет отклоняться в привычную перспективу, из-за чего происходят всевозможные психические расстройства. Отношение к прошлому, настоящему и будущему всего лишь отношение к единому потоку наших мыслей, но это отношение надо обнаружить и понять причину того, что создает дисгармоничный ритм ваших внутренних часов. В герменевтике есть такое понятие — «предпонима-ние», это первая ступень к пониманию, но, пожалуй, одна из самых трудных, это преодоление собственных стереотипов и привычного восприятия. На этом этапе гибкость мышления необходима как никогда. Так же и со временем, отношение к нему выстраивается на протяжении жизни, в которой человек стремится к гармонии и покою1.
Сбалансированная временная перспектива содержит в себе оптимальное соотношение прошлого, настоящего и будущего, такое, чтобы ни одно из них
1 Покой в данном контексте следует понимать как невовлеченность в разрушительные мысли и события, что по смыслу сходно с даосским у-вэй, недеянием. Это не бездействие, а отказ от суетных действий, требующих затрат несравнимо больших, чем их результат.
не превалировало эмоциональной вовлеченностью. Быть в безвременье — поистине ответ на вопрос о счастье. «Идеальная временная перспектива имеет низкий уровень временных перспектив негативного прошлого и фаталистического настоящего» [5, с. 296]. Именно в этом смысле надо понимать известную фразу: «Счастливые часов не наблюдают».
Кроме индивидуальных психологических особенностей, каждый из нас буквально внедрен в культуру, которая нас и сформировала. Адаптивный процесс усвоения культурных ценностей и традиции работает подобно инстинкту, о котором говорит С. Пинкер, определяя язык как инстинкт [7, с. 13]. Время понимается сквозь призму языковой и культурной перспективы, что практически идентично, если воспринимать культуру как то, что сгенерировано из логики мышления, которая, в свою очередь, конвергирует с языком, что в целом составляет коллективное когнитивное бессознательное [8, с. 868]. Интуиция культуры составляет ее ядро и бессознательно направляет человека мыслить и совершать поступки.
Например, фразеологизмы, поговорки, метафоры показывают особенное отношение ко времени и к жизни. Роль метафоры особенно интересна, так как она «образует в "зазоре" между образами и понятиями новое смысловое пространство и закрепляет в языке новые динамические смыслы через статичные коннотативные значения» [1, с. 49]. В данном случае речь идет о психолингвистическом анализе концепта «время». Рассмотрим некоторые примеры.
Так, в русском культурном пространстве: «тише едешь — дальше будешь», «пока жареный петух не клюнет», «время терпит», «в час по чайной ложке» и т. д. Для сравнения, в немецком языке на основании фразеологизмов можно увидеть кардинально противоположное отношение ко времени, например: Was du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf morgen («Что можно сделать сегодня, нельзя откладывать на завтра»), Wer sachte fährt, kommt auch ans Ziel («Постепенность приведет к цели»), zur festgesetzten Stunde («в назначенный час») [3, с. 174]. Из-за ограниченности формата статьи мы не будем приводить примеры из множества других языков, но уже видно, что в каждой культуре в связи с особенностью менталитета и коллективного когнитивного бессознательного складывается совершенно уникальное отношение ко времени. Несмотря на общезначимость потока, само время является поликультурным феноменом.
Эпилог
В данной статье был рассмотрен феномен времени как психологическая, психолингвистическая категория и смыслообразующая структура человеческого мышления. Мириады событий ежесекундно погружают нас в поток, заставляя упорядочивать самих себя в этом потоке мыслей
и ощущений. Подобно матрице, язык и логика мышления выстраивают картину мира согласно своим, проверенным временем, категориям, влияя на восприятие времени.
Интуиция времени находит свое обоснование только с учетом контекста культуры, носителем которой является обладатель данной интуиции. В связи с этим формируется плюралистичная модель времени, объясняющая время как дискретный поток, распадающийся на множество частей, в одной из которых находится субъект, и только выход за пределы субъективного, ограниченного временной перспективой позиции, способен открыть полноту феномена времени.
Литература
1. Барышников П.Н. Миф и метафора: Лингвофилософский подход. СПб.: Алетейя, 2010. 216 с.
2. Васильев С.А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев: Наукова думка, 1974. 135 с.
3. Вятчина В.Е., Солодинова И.А. Фразеологизмы со значением «время» в свете лингвокультурных исследований // Вестник ОГУ. 2005. № 11. С. 172-176.
4. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с.
5. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадоксы времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
6. Вечный круговорот: этимология слова «время» [Электронный ресурс] // О жизни слов. Этимология и история русского языка. URL: https://rus-et.ru/istoriya-yazyka/etimologiya/vechnyj-krugovorot-etimologiya-slova-vremya/ (дата обращения: 18.06.2020).
7. Пинкер Стивен. Язык как инстинкт. М.: Либроком, 2014. 456 с.
8. Смирнов А.В. Коллективное когнитивное бессознательное и его функции в логике, языке и культуре // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 67. № 10. С. 867-878.
9. Будущее влияет на прошлое? Ученые подтвердили мысленный квантовый эксперимент Уиллера на примере отдельных атомов [Электронный ресурс] // Нанотехнологии Nanonewsnet | Сайт о нанотехнологиях #1 в России. URL: http:// www.nanonewsnet.ru/articles/2015/budushchee-vliyaet-na-proshloe-uchenye-podtverdili-myslennyi-kvantovyi-eksperiment-uil (дата обращения: 18.06.2020).
Literatura
1. Bary'shnikovP.N. Mif i metafora: Lingvofilosofskij podxod. SPb.: Aletejya, 2010. 216 s.
2. VasiVev S.A. Filosofskij analiz gipotezy' lingvisticheskoj otnositeFnosti. Kiev: Naukova dumka, 1974. 135 s.
3. Vyatchina V.E., Solodinova I.A. Frazeologizmy' so znacheniem «vremya» v svete lingvokul turny x issledovanij // Vestnik OGU. 2005. № 11. S. 172-176.
4. Gibson Dzh. E'kologicheskij podxod k zritelnomu vospriyatiyu. M.: Progress, 1988. 464 s.
5. Zimbardo F., Bojd Dzh. Paradoksy' vremeni. Novaya psixologiya vremeni, kotoraya uluchshit vashu zhizn'. SPb.: Rech', 2010. 352 s.
6. Vechny'j krugovorot: e'timologiya slova «vremya» [E'lektronny'j resurs] // O zhizni slov. E'timologiya i istoriya russkogo yazy'ka. URL: https://rus-et.ru/istoriya-yazyka/etimologiya/vechnyj-krugovorot-etimologiya-slova-vremya/ (data obrashheniya: 18.06.2020).
7. Pinker Stiven. Yazy'k kak instinkt. M.: Librokom, 2014. 456 s.
8. Smirnov A.V. Kollektivnoe kognitivnoe bessoznatel'noe i ego funkcii v logike, yazy'ke i kul'ture // Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2017. T. 67. № 10. S. 867-878.
9. Budushhee vliyayet na proshloe? Ucheny'e podtverdili my'slenny'j kvantovy'j e'ksperiment Uillera na primere otdel'ny'x atomov [E'lektronny'j resurs] // Nanotexnologii Nanonewsnet | Sajt o nanotexnologiyax #1 v Rossii. URL: http://www.nanonewsnet.ru/ articles/2015/budushchee-vliyaet-na-proshloe-uchenye-podtverdili-myslennyi-kvantovyi-eksperiment-uil (data obrashheniya: 18.06.2020).
A.V. Maslova
The Illusion of Intuition of Time as a Priori
The article is devoted to a critical analysis of the a priori nature of time hypothesis in human thinking. The problem of awareness of time as cognitive phenomenon goes beyond the boundaries of philosopgical and phisical areas. This theme broaders on linguistic, culturology and antropologycal issues. But researcher himself have only one way of thinking of time, this is his quant of time and other ways of thinking of time stay out of his mind. Author set a task to show that awareness of phenomenon of time will be possible by expan-dinding of individual consciousness.
Keywords: time; intuition; culture; language; thinking.