Информационные технологии в обучении
175
4. Савиных, И.В. Форматы для обмена тестовыми заданиями: AIKEN и GIFT / И.В. Савиных, Е.А. Журавлева // Вестник Марийского государственного университета (о материалам VI Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Марий Эл 2009»)) / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2009. С. 99-100.
ИКТ в воспитательной работе школы
Сафина Ляйсан Нургалиевна ([email protected])
МОУ «Параньгинская общеобразовательная средняя школа», РМЭ
Аннотация
В статье рассмотрено использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной работе школы как одно из направлений оптимизации воспитательного процесса.
Приоритетной целью воспитательной работы нашей школы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Среди целей деятельности, обозначенных в Программе развития школы, одна из основных - развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса. Вышеизложенные цели направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определенный ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь учащихся в активную деятельность.
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь, изменилась роль ученика. Он стал активным участником образовательного процесса, превратился в партнера учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Особенно это важно в подростковом возрасте, когда учебная деятельность перестает быть ведущей. Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе, как у подростка, так и у младших школьников.
Также изменилась и роль учителя. Использование ИКТ дало толчок к его самосовершенствова -нию. Если ранее при подготовке уроков и внеклассных мероприятий учитель использовал в основном печатные материалы и технические средства обучения (ТСО), то сегодня он имеет возможность применять электронные учебники, электронные энциклопедии и интернет-ресурсы. Сегодня наш учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ. Например, при проведении внеклассных мероприятий, интеллектуально-познавательных программ, конкурсов различного уровня учителя используют готовые электронные образовательные ресурсы: «Уроки тетушки Совы», киножурнал «Хочу все знать». Совместно с учащимися создаются электронные образовательные ресурсы «Своя игра», «Здоровье -единственная драгоценность».
Таким образом, включая ИКТ в воспитательную работу, мы формируем у обучающихся:
- нравственные компетенции - готовность жить по традиционным нравственным законам;
- коммуникативные компетенции - умение вступать в диалог, быть услышанными;
- информационные компетенции - владение информационными технологиями;
- автономизационные компетенции - способность к самоопределению и самообразованию, конкурентоспособности;
- социальные компетенции - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей.
176
ИТО Марий Эл -2010
Мы стараемся формировать их через практическую деятельность. Приобретение этих компетен -ций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Исходя из этого, назовем основные направления воспитательной работы в процессе информатизации:
- освоение ИКТ в образовательной и воспитательной практике;
- компьютерное сопровождение учебных и воспитательных программ как средство реализации современных педагогических технологий;
- психодиагностика и профориентация учащихся;
- медиаобразование;
- электронный документооборот;
- мониторинг качества образования и воспитания;
- подготовка и проведение классных и общешкольных мероприятий с применением ИКТ.
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Творческому обеспечению учебного процесса и различных внеурочных мероприятий способствует работа над индивидуальными и коллективными проектами. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника, а главное, применяя новые современные информационные технологии, - привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности. При создании проектов дети учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.
Информационные технологии:
- повышают и стимулируют интерес;
- активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;
- позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
- позволяют индивидуализировать воспитание;
- предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернете, для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;
- предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
- создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.
Информационное пространство нашей школы предполагает овладение умением ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать различные проекты.
Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
Информационные технологии как средство гуманитаризации
математического образования
Сафонов Владимир Иванович ([email protected])
ГОУВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск
Аннотация
Статья посвящена использованию информационных технологий в математическом образовании.
Рассмотрена роль информационных технологий в гуманитаризации математического образования.
Гуманитаризация образования подразумевает учет индивидуальных особенностей обучаемого, формирование у него навыков научного поиска и творческого мышления, дифференциацию обучения. Такой подход к образованию позволяет сделать его развивающим и личностно-ориентированным. Технология обучения призвана играть в гуманизации математического образования значительную роль. Речь идет, в частности, об инновационных технологиях обучения, позволяющих внести технологические изменения в обучение.