•ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
Н. С. Каримова
ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА «ЯВЛЕНИЕ БОГОМАТЕРИ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ»: СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ
Статья посвящена рассмотрению иконографии образа одного из прижизненных чудес преподобного Сергия Радонежского — видению явившейся ему Богоматери. Раскрывается смысл и содержание образов, от самых ранних, конца XV в., до поздних, начала XX в., отмечается развитие смысловых и иконографических программ, выделяются особенности отдельных примеров.
Ключевые слова: преподобный Сергий Радонежский, Свято-Троицкая Сергиева лавра, иконография.
Хорошо известно, что начальником эпохи «расцвета русской святости» в XIV-XV вв. является преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1321 — +1392), пользующийся особо горячим почитанием на Руси-России и приобретший знаменательное наименование «игумен земли Русской». Не оставив после себя ни единой строчки духовных поучений, преподобный всей своей подвижнической жизнью явил полноту жизни в Боге, учения Церкви об истинном житии.
Известно несколько редакций Жития прп. Сергия. Так, ученик преподобного Епифаний Премудрый составил его Житие; это древнейший
© Н. С. Каримова, 2014
239
текст. Во второй половине XV в. текст Жития переработал Пахомий Логофет (Серб), он же написал службу святому Сергию и Похвальное слово. В 1640-х гг. Симон Азарьин, келарь Троице-Сергиева монастыря, составил третью редакцию Жития с новыми чудесами, а царь Алексей Михайлович повелел опубликовать первое печатное Житие, что и было выполнено в 1646 г. Все три Жития активнейшим образом повлияли на житийную иконографию, дав широкий простор для творчества иконописцев: как выделения отдельных тем, так и полного изобразительного повествования о подвигах и чудесах святого.
Отметим, что XIV — начало XVI вв., ставшие веками, освященными духовным подвигом прп. Сергия и его учеников, являются для истории формирования житийной иконы на московской почве важнейшим временем. В ней активно развиваются новые темы, связанные с прославлением русских святых. Богатство сюжетов клейм житийной иконы отражается не только в повествовательном контексте собственно Жития, но содержит в себе глубокий вероучительный смысл, образы деятельных добродетелей и мистического опыта.
Традиционно житийная икона прп. Сергия в среднике имеет образ святого — прямоличный поясной или ростовой.
Святой изображен со свернутым либо развернутым свитком в левой руке. И хотя, как уже говорилось, святой не оставил письменных памятников своего учения, но по смыслу текст передает духовное завещание ученикам в форме наставления или молитвы, почерпнутых из текста канонического Жития. Так, В. Д. Фартусов приводит десять вариантов текстов развернутого свитка в руках преподобного. Внимание привлекают тексты молитв, обращенных к Божией Матери: «Владычице, приими молитвы раб Твоих и избави от всякия нужды и печали» или «Пречистая Мати Христа моего, Заступница и крепкая Помощнице роду человеческому, будь нам недостойным, Ходатаица. Присно моля-щеся Сыну Своему и Богу нашему. Да призрит на место сие святое... Ты бо еси всем спасение, упование и пристанище»1.
О таких молитвах рассказывает нам и Житие прп. Сергия, который молился перед образом Матери Господа, «.говоря, Пречистая Матерь христа моего, Покровительница и Заступница, верная Помощни-
1 Фартусов В. Д. Руководство к написанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года: пособие для иконописцев. М., 2002. С. 253.
ца рода человеческого, будь нам, недостойным, Защитница, постоянно моли Сына Своего и Бога нашего, чтобы не оставил Он этого святого места, которое создано для похвалы и чести Святого Имени Его во век. На твою, Матерь Сладчайшего моего Христа, защиту и молитву мы надеемся, ибо Ты великое дерзновение имеешь пред Богом! Будь же всем спасительное упокоение и пристанище»2.
О значении молитвы в жизни прп. Сергия богословы-исследователи говорили неоднократно. молитвенник, игумен, «не изменивший основному типу русского монашества, сложившемуся в Киеве в XI в.», но «ставший вождем нового аскетического движения» Руси, дает яркий образец умной молитвы, освященной исихастским учением его эпохи. Его стремление к «высокому житию», предполагающее определенные способы познания Бога, делает преподобного начальником мистического познания и образцом аскетического монашеского облика.
Вокруг средника житийной иконы, по принципу строчного размещения клейм, последовательно изображены эпизоды, описанные в Житии. Они представляют собой словно венок добродетелей, украшавших жизнь преподобного и прославивших его в очах Божиих, что свидетельствуют дары чудотворения и видения Божественных тайн. В сюжетной канве клейм отражены следующие темы:
1) жизнеописательные события, часто представленные в многочисленных житийных иконах, носящих печать житийного иконографического канона: рождение будущего святого, научение, постриг, служение и другие;
2) прижизненные чудотворения;
3) посмертные чудеса;
4) мистические видения.
Одно из видений, «Явление Богоматери прп. Сергию», случившееся в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г., качественно отлично от всех вышеперечисленных сюжетов в силу своего теофанического смысла. Его образ зримо связывает молитву на свитке святого и факт явления Божией Матери наяву, как исполнение моления. Это подтверждается и текстом Жития: «Услышана молитва твоя об учениках твоих и об обители твоей.»3, — возглашает Богоматерь. Очевидно, что смысл
2 Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги / сост. Ж. Э. Гончар. Минск, 1998. С. 195.
3 Там же.
теофанического явления заключается в явлении Богоматери, лично возвестившей об исполнении просимого святым в сугубой молитве, что и привело к уникальности значения этого явления. Это единственное событие, входящее в состав канона житийной иконы, которое было выделено в самостоятельный сюжет. Оно стало настолько многозначным, что отмечается как общецерковный праздник 24 августа/6 сентября, его образ помещен у раки преподобного, событие приобрело устойчивую иконографию и творчески использовалось в самом широком спектре предметов церковного искусства, а сам святой становится первым иноком на Руси, удостоенным явления Божией Матери.
Обзору иконографии «Явление.» мы посвящаем наше краткое исследование, не претендуя на его полноту. В отличие от многочисленных работ, посвященных общей иконографии святого, мы выделяем только это событие — в силу его вышеуказанной значимости.
В московском искусстве последней трети XV — начале XVI в. активно разрабатывается иконописный житийный канон русских святых в связи с их прославлением. Ярким представителем этого направления становится Дионисий Иконник (ок. 1440-1502/8 г.). Им был выполнен ряд житийных образов для Успенского собора Московского Кремля и крупнейших монастырей, иконографическая программа которых стала образцом для последующих столетий. И хотя нет сомнений, что иконография прп. Сергия, в том числе и житийная, сложилась и развивалась в Троицком монастыре, позже выйдя из него, она претерпела влияние мастеров круга Дионисия. Об этом свидетельствуют иконографические программы житийных икон прп. Сергия Радонежского, написанные для местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1480-1492 гг.), для Успенского собора Московского Кремля (рубеж XV и XVI вв., ГММК) и для Успенского собора г. Дмитрова (ок. 1510, ЦМиАР).
По мнению А. С. Преображенского4, житийная иконография является пятым, завершающим типом общей классификации образов прп. Сергия:
4 Преображенский А. С. Ранние изображения прп. Сергия в Троице-Сергиевом монастыре и за его пределами. Типология и иконография образов новопрославленного московского святого // Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры. URL: http://www.stsl.ru/news/all/rannie-izobrazheniya-prp-sergiya-v-troitse-sergievom-monastyre-i-za-ego-predelami-tipologiya-i-ikono (дата обращения: 05.10.2014).
— образы преподобного Сергия на шитых покровах для его раки;
— изображения преподобного Сергия в предстоянии Богоматери на престоле;
— образы «Явление Богоматери преподобному Сергию»;
— образы преподобного Сергия на полях Богородичных икон;
— житийные циклы преподобного Сергия5.
Трудно не согласиться с представленной типологией. Однако в рамках настоящего исследования мы ограничимся только образами «Явление Богоматери прп. Сергию» или, иначе, «Сергиево видение». Мы предлагаем пример возможной классификации только этого образа.
— образ «Явление.» в иконных житийных циклах — исторический;
— образ «Явление.» как самостоятельная икона — теофаниче-ский;
— образ «Явление.» как сюжет для предметов священнодействия
— литургический;
— образа, испытавшие влияние основной иконографии «Явление.».
Образ «Явление Богоматери прп. Сергию.» в иконных житийных циклах
Если самым древним изображением прп. Сергия считается шитый покров, выполненный в 1420-е гг., находящийся ныне в ризнице Троице-Сергиевой лавры, то фрагментарность достоверных сведений о древнейших житийных образах прп. Сергия не позволяет с абсолютной точностью указать дату и автора этого образа. Но, как утверждает Евгения Велик, «древнейшей житийной иконой преподобного Сергия является образ с поясным изображением святого в среднике и 19-ю клеймами жития из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ил. 1). Авторство приписывается мастеру круга Дионисия, икона датируется ок. 1480 года или 1492 годом. Наиболее ранние житийные иконы преподобного Сергия в рост: из Успенского собора Московского Кремля рубежа XV — XVI вв. и начала XVI века, предположительно из надвратной Сергиевской церкви Троице-Сергиева монастыря» 6. Итак,
5 Преображенский А. С. Ранние изображения прп. Сергия.
6 Велик Е. Житие в иконе: преподобный Сергий Радонежский // Сайт Санкт-Петербургской православной духовной академии. URL: http://spbda.ru/publications/evgeniya-
древнейшая из дошедших до нас житийных икон относится к последней четверти XV в. Мы можем только предполагать написание более раннего образа, вскоре после обретения мощей святого в 1420-е гг., а сохранившийся есть список с древнейшего.
Житийные иконы преподобного пишутся все последующие века, при этом начиная с самого краткого состава клейм — 127 к развернутому, до 36 клейм8. Клеймо с образом «Явление Богородицы прп. Сергию» включено в обязательный состав программы. Иконография со всей ясностью следует описанию Жития: «Преподобный, услышав голос, поспешно вышел в сени кельи. И вдруг озарил его великий свет, больший солнечного, и видит он Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, в несказанной светлости блистающихся. И он распростерся ниц, не будучи в состоянии переносить нестерпимый свет. Пречистая прикоснулась к нему руками Своими и сказала: "Не ужасайся, избранник Мой, Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молился, и об обители твоей; не скорби более, ибо отныне она всем будет изобиловать, и не только до тех пор, пока ты жив, но и по твоем к господу отшествии неотступна буду от твоей обители, подавая неоскудно потребное и снабдевая ее и покрывая". Сказав это, Пречистая стала невидима.»9. Иконография лаконична: на переднем плане всегда ростовой образ Богородицы, Она изображена в три четверти оборота к припадающему к ее ногам прп. Сергию. За Богородицей изображены свв. апостолы Петр и Иоанн, они обращены друг к другу в тихой беседе. За преподобным изображен, также в припадании, Михей10, келейник прп. Сергия, бывший свидетелем явления: «С нимже и сподобился еси видети Пресвятую Богородицу. И слышал еси пресладкий глас Ея, яко обещася неотступна быти места сего.»11. Часто его отличают отсутствие нимба и размещение в проеме кельи. Он закрывает «лицо свое
уеКк-'Ше-у^копе-ргеро^Ьпуу-зе^у-га^пезвЫу/ (дата обращения: 10.10.2014).
7 Первая треть XVI в., Устюжна(?). Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: каталог выставки / сост. Г. В. Попов, Н. И. Комаш-ко. М., 2013. С. 54.
8 Начало XVIII в., Пошехонье (?). Там же.
9 Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. С. 196.
10 Преподобный +1392, память 5/18 июля и 25 сентября / 8 октября.
11 Тропарь прп. Михею Радонежскому.
мантиею от сияния славы небесной»12. На втором плане изображены архитектурные сооружения, указывающие на келью святого и монастырскую стену, как место события. Данная иконография буквально воспроизводит текст Жития, — т. е. характеризуется как историческая.
Из рассмотренных нами образов XV-XVIII вв. не нашлось образа, где бы этот сюжет отсутствовал, его иконография устойчива.
«Явление Богоматери преподобному Сергию» или «Сергиево видение» как самостоятельный образ
Летописное сказание «О пленении Великого князя — как он был захвачен князем Иваном Андреевичем у Троице в Сергиевом монастыре», говоря о событиях 1446 г., упоминает князя Василия II Темного. Спасаясь в Троицком монастыре от преследовавших его посланцев Дмитрия Шемяки, он встречается с гонителями «и, подойдя к южным дверям, сам их отпер и взял икону с гроба святого Сергия — явление Святой Богородицы с двумя апостолами святому Сергию — и встретил князя Ивана в тех же дверях церковных, говоря: "Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в церкви Живоначальной Троицы у этого самого гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не замышлять и не хотеть никакого зла никому из братьев. А теперь вот не знаю, что будет со мной"»13. Сказание ясно указывает на существование самостоятельного образа уже в середине XV в., причем образ прочно связан с определенным местом — «у гробницы прп. Сергия». Хотя мы не знаем такой иконы, но знаем о ее существовании.
Тема теофании в самостоятельном образе переводит его из области сугубо исторической в аскетически-мистическую, что придает событию характер общецерковной значимости, как свидетельства боговидения и святости места видения. К такому прочтению относится целая группа икон.
Среди них — резная по дереву икона первой трети XVI в. «Явление Богоматери прп. Сергию. Св. Троица» (ГРМ) (ил. 2).
Основная иконографическая схема в этой иконе сохраняется, но акцентируется новый смысл события. В икону вводится образ Ветхо-
12 Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. С. 252.
13 Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 1999. Т. 6: XIV — середина XV века. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5052 (дата обращения: 10.10.2014).
заветной Троицы, в честь которой освящена обитель. Поэтому, на наш взгляд, икона являет пример развития теофанического смысла события. Уже не только обитель рассматривается как место заступничества Бо-жией Матери, но появляется прочтение образа в смысле духовного видения прп. Сергием Божественных Тайн Пресвятой Троицы. Иконография имеет еще одну особенность: образ прпп. Сергия и Михея Радонежских (маловероятно — прп. Никона, так как изображен в проеме кельи) отступает от коленопреклоненной схемы и дан в рост. В обращенности ликов Богородицы и прп. Сергия друг к другу, близости молитвенных жестов левых рук — ясное указание на совместность их молитвы Пресвятой Троице. Эта иконография становится достаточно устойчивой и в дальнейшем приобретает все новые символы, возводящие образ от исторического прочтения к его духовному содержанию. Резной по дереву образ «Явление.» становится особенно часто воспроизводимым во второй половине XIX в. По сведениям священника Сергия Чуракова, «.в стенах Троице-Сергиевой лавры <...> в августе 1857 г. было сделано 14 икон «Явление.», в сентябре — 18»14. Это внушительное свидетельство распространенности данной иконографии.
К концу XVI в. в иконографическую схему включается образ прп. Никона Радонежского, часто заменяющий образ прп. Михея-келейника. Можно предположить, что на включение образа в иконографию «Явление.» повлияли общецерковное прославление прп. Никона в 1547 г. и скорое строительство (1548-1560 гг.) примыкающей к Троицкому храму церкви над его мощами.
Примером замены образа прп. Михея на образ прп. Никона является икона, вышедшая в 1588 г. из рук келаря монастыря, старца Евстафия Головкина15. Икона «Явление Богоматери прп. Сергию» (ил. 3) написана им на доске от древней раки преподобного и вошла в состав известного триптиха с образами святых на створках. На ней прпп. Сергий и Никон Радонежские изображены в ростовом предстоянии Божией Матери. Извод продолжает тему личной теофании, но еще более усиливает ее звучание через тему Креста — знамения нашего спасения. Тема исторично-
14 Чураков С., свящ. Иконография преподобного Сергия Радонежского: развитие и осмысление иконописного образа // ЖМП. 2014. №6. С. 53.
15 Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра: архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVП вв. М., 1996. С. 307, 320.
сти события несколько приглушена за счет яркого выделения главного смыслового центра: графически это ось симметрии, на которой размещен круговой сегмент неба — мандорла с образом Ветхозаветной Троицы (извод напоминает икону «Троица» прп. Андрея Рублева). Четырехконечный крест включен в изображение монастырской стены и написан светлой охрой, четко выделяясь на фоне приглушенного колорита основного изображения. Жесткая графичность креста поддержана графично-стью двух колонок поясняющих исторических надписей слева и справа по полю иконы. Стройные утонченные фигуры участников события, их спокойные молитвенные жесты, благородная осанка, размеренный ритм их размещения словно вводят молящихся в атмосферу безмолвной умной молитвы, которая ведет к богопознанию и грядущим спасительным событиям. На такую трактовку наводит подбор образов святых на створках триптиха: это св. Иоанн Предтеча, Архангел Михаил, свт. Николай Чудотворец и ангел-хранитель, персоны, обычно включаемые в состав деисуса иконостаса со смыслом моления святых — Церкви Небесной — за человеческий род во Втором Славном Пришествии. Подобных образов было написано множество. Так, по сообщению свящ. Сергия Чура-кова, «в переписной книге Ипатьевского монастыря за 1595 г. в перечислении пядничных икон неоднократно встречается сюжет «Явление.» в вариантах с Троицей, в мандорле. <...> Троицкие мастера создали много таких икон <...> в «казенных же верхних палатах значится 1163 образа, писаных на золоте и на красках» 16, которые использовались как раздаточные и расходились по Руси, очевидно, в соответствии с ростом почитания святого и самого события «Явление.».
Образ «Явления Богоматери прп. Сергию» как сюжет для предметов литургического священнодействия
Образ «Явление.» в XV в. становится настолько значим и любим, что используется не только в иконописи, но и в предметах литургического священнодействия, в частности, выполненных таким мало распространенным видом церковного искусства, как резьба по дереву и кости. Именно к этому веку относится большинство дошедших до нас образцов этого вида. Прежде всего, это напрестольные и запрестольные кресты, литургическое значение которых говорит само за себя. Можно пред-
16 Чураков С., свящ. Иконография преподобного Сергия Радонежского. С. 53.
положить мотив включения образа «Явление.» в традиционную программу украшения этих крестов сюжетами двунадесятых праздников. Из Жития нам известен эпизод видения прп. Сергием Божественного огня на Литургии, что тоже можно отнести к теофаническим явлениям. Возможно, крест, возлежащий на престоле, в сознании мастера объединил два видения, схожих по характеру, и он счел возможным соединить их таким образом в одном литургическом предмете.
Напомним, что временем расцвета миниатюрной резьбы по дереву считается вторая половина XV в. Прекрасные ее примеры вышли из мастерских Троице-Сергиева монастыря, где в это время работал Амвросий, один из лучших резчиков. Этот мастер заслуженно стоит в одном ряду со знаменитыми иконописцами XV в.
Одни из лучших его(?) работ — это резные миниатюры напрестольного креста из орехового дерева (СПМЗ, инв. №1847), (37х18)17. На лицевой стороне размещены миниатюры двунадесятых праздников. На оборотной стороне представлено восемь сюжетов Священной истории18, в канву которых вплетен образ «Явление Богоматери Сергию». Он размещен третьим сверху на центральном древке, после образа «Успение Богоматери». При изготовлении миниатюрных образов мастер, следуя упоминанию в Житии о свете, воссиявшем при явлении Богоматери, как символе сияния славы, использует золото, прокладывая его по полю ковчежца, в который миниатюра вставлена. Золото, просвечивая через сквозную резьбу, сияет, подобно золотому фону иконы, создавая образ Света нетварного. Иконография руководствуется традиционной схемой, но лишена детализации, сокращено количество свидетелей явления прп. Сергию. Так, представлен только один апостол, вероятно Петр. Преподобный Сергий изображен в рост, за ним узнается образ прп. Никона Радонежского(ил. 4), что указывает на время начала местного почитания этого святого.
По мнению В. И. Балдина и Т. Н. Манушиной19, с именем резчика Амвросия связаны костяные миниатюры, украшающие ныне запрестольный крест XVII в., изготовленные для древнего креста, не дошедшего до нас. В Опись 1641 г. включено описание внешнего вида древ-
17 Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра. С. 418, 502.
18 Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Воскресение, Сошествие Св. Духа, Успение Богоматери, Явление Богоматери Сергию, усекновение главы Иоанна Предтечи.
19 Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра. С. 431.
него креста: «За престолом же крест с инолойной обложен серебром, а в нем вставлено в восьми местех Господских праздников резь на рыбе зубе, а над крестом во главе крест медянне велик, позолочен да камень хрустален»20. Иконография образа «Явление Богоматери прп. Сергию» иная, чем в напрестольном кресте. Богоматерь с двумя апостолами, прп. Сергий коленопреклонен, за ним в проеме кельи — свидетель явления Михей (без нимба). Принцип создания одухотворенности пространства в виде золоченых киотцев сохраняется и в этом случае. Свет золотого фона окутывает ажурную резьбу, что в сочетании с глубокой многоплановой резьбой создает светотеневую моделировку глубокого пространства, напоенного сиянием (ил. 5, 5a). Таким образом, изображение события «Явление Богоматери прп. Сергию» впервые вводится мастером в программу украшения предмета мелкой пластики.
В Троице-Сергиев монастырь, как один из наиболее почитаемых в Московском государстве, было принято по разным поводам делать вклады. Цари, князья, бояре, представители высшего духовенства, торговые люди и просто крестьяне жертвовали вещи, впоследствии ставшие национальными сокровищами. Поводы могли быть разные: «на воспоминание последнему роду», победа, одержанная над врагом, моление-благодарение на рождение наследника, торжественное восшествие на престол и просто «на помин души».
Среди этих предметов рассмотрим шитьё: варианты иконографии вкладных богослужебных предметов, имеющих нашу тематику. Чаще всего на предметах располагалась вкладная историческая шитая надпись, повествующая о вкладчиках и о мотивах вклада. Предметы вкладного шитья могли быть различными — хоругви, пелены к чтимым иконам, покровы и пр., — но всегда отвечали назначению в богослужении. Причина обилия шитых вкладов, в т. ч. и пелен, возможно, таилась в упоминании «Чуда о жене, сотворившей пелену», описанного в Житии прп. Сергия21.
По принципу житийной иконы изготовлена «Пелена. Избранные святые и праздники» 1499 г. Древний средник пелены22 утрачен и заме-
20 Цит. по: Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра. С. 431.
21 Преподобный Сергий Радонежский. М.: Благовест, 2010. С. 172-173.
22 Пелена подвесная под иконы пришла на Русь из Византии, где пелены под иконы были неотъемлемой частью церковного убранства и использовались во время процессий. На Руси пелены подвешивались под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, размещаемые в храме в киоте. Древнейшие из сохранившихся
нен в XVIII в. изображением Креста на голгофе. Пелена имеет историческую надпись: «Лета 7007 (1499) го создана сия пелена при благовер-номъ Великомъ князе Иване Васильевиче всея Руси при его сыне Великом князе Василе Ивановиче и при архиепискупе Симане митрополите замышлением и повелением царевны царьгородцкыя Великою кнгинею Московьскою Софьею великокнязя Московъского молилася Троице Живоначальныя и Серьгею чюдотворьцу и приложила сию пелену». Из надписи следует, что пелена — вклад великой княгини Софьи Палеолог в 1499 г. Впервые запись о пелене присутствует в Описи 1641 г. Причиной вклада было успешное окончание борьбы сына Софьи Палеолог Василия III за престол с наследниками Ивана III от его первой жены тверской княгини Марии. Исходя из этого, были выбраны и сюжеты по полю иконы, традиционно вводимые во вклады в Троице-Сергиев монастырь. Изображения включают патрональных святых семьи великого князя — св. Иоанн Предтеча, свт. Василий Парийский, митрополиты Московские Петр и Алексий — и праздники: Сошествие Св. Духа на апостолов, Благовещение, Вознесение. В середине нижнего поля представлен образ «Явление Богоматери прп. Сергию». А. С. Петров подчеркивает особенность введения образа в иконографию пелены: «Это произведение входит в небольшую группу пелен с особым иконографическим решением, при котором голгофский Крест, являвшийся наиболее распространенным мотивом на подвесных пеленах, соединялся с лицевыми изображениями»23.
Центрально-осевая композиция пелены акцентирует смысловой центр, который обозначен сюжетами: в верхнем чине — образ Троицы Ветхозаветной, в среднике — Крест с голгофой, в нижнем чине — образ «Явление.». В углах пелены размещены четыре золотисто-огненных серафима, усиливающих теофаническое значение образа. В целом иконография «Явления.» ростовая. Своеобразно введение в нее триумфальной колонны с петухом на капители, вводящее евангельское событие, связанное с апостолом Петром, в событие «Явления.». Тем са-
пелен этого типа относятся к XV в. (по материалам: [Петров А.] Пелена подвесная // Сайт «Интерьер-мастерская Саккос: церковная вышивка и облачения». URL: http:// www.sakkos.ru/terms-khram/pelena-podves.html (дата обращения: 10.10.2014).
23 Петров А. С. Иконографическая программа пелен Софии Палеолог и Соломонии Сабуровой и их место в убранстве Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры // Церковное шитьё в Древней Руси / ред.-сост. Э. С. Смирнова. М., 2010. С. 236.
мым вкупе с образами двунадесятых праздников усиливается значение и самого события «Явления.», вводимого в круг Священной истории Нового Завета. Художественной особенностью являются вышитые разноцветным шелком по позему и одеждам крапинки, придающие пелене праздничность (ил. 6).
Развитие темы теофании представлено на другой пелене 1525 г. с тем же наименованием «Явление Богоматери преподобному Сергию, избранные святые и праздники» (108x114, СПМЗ, инв. №409) и представляющей собой вклад Московского великого князя Василия III и его жены великой княгини Соломонии Сабуровой 24 в Троице-Сергиев монастырь, осуществленный в 1525 г. По мнению А. С. Петрова, программа в основе копирует программу пелены ее свекрови Софии Палеолог25. Заметим, что традиция и общее название еще не говорит о механическом копировании, тем более, что принципиальных отличий достаточно много. Событие вклада запечатлено в хронологии монастыря26. Первое описание пелены относится к Описи 1641 г.
Пелена вышита золотой, серебряной нитью, жемчугом с рубинами по принципу житийной иконы. Иконографическая программа продумана с учетом повода вклада — моление о даровании наследника, обозначенное текстом, вышитым жемчугом и размещенным в среднике пелены: «Помилуй г(оспод)и бл(а)говерного Великого кн(я)зя Василия Ивановича Г(осу)д(а)ря всея Руси и его бл(а)говерную Великую кн(я) г(и)ню Соломонию и грады их подай же ти Г(оспод)и плод чрева. Сделана пелена сия в лето 7033 (1525) в 19 лето Г(осу)д(а)ръства его»27.
Знаменщиком пелены считается иконописец, вероятно, из мастерской школы Дионисия и его сына Феодосия, на что указывает характерная для мастеров этого круга так называемая «плавкость»28 шитья, тон-
24 София Суздальская, преподобная (память 1/14 августа и 16/29 декабря.
25 Петров А. С. Иконографическая программа пелен Софии Палеолог и Соломонии Сабуровой. С. 239.
26 Преподобный Сергий Радонежский. М., 2010. С. 266.
27 Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1968. С. 138-139.
28 От «плавь» — термин русских иконописцев: прием наложения жидкого слоя краски на все элементы композиции. Края слоя п. в отличие от пробела растушевываются. Пейзаж или одежда и другие элементы проплавливаются один, два раза, а изображение головы святого несколько раз.
кость рисунка, удлиненность и стройность пропорций фигур, мягкость и нежность колорита.
По смысловому содержанию это духовный гимн образу «Явление Богоматери прп. Сергию». По сравнению с предыдущей пеленой, образ из нижнего чина на поле перемещен в средник, что, увеличивая масштаб образа и размещая его в смысловом центре, окруженным образами двунадесятых праздников, не оставляет сомнения в высоте значимости и почитания самого события. Кроме изменения места усложняется сама иконография. Она содержит изображение Голгофы с восьмиконечным Крестом и черепом Адама, вышитым четырьмя рядами жемчуга, у подножия которого и совершается «Явление.». Изображение подлетающих ко Кресту ангелов и изображение ликов светил — солнца и луны, утонченные пропорции фигур возводят иконографию к образу «Распятие с предстоящими Божией Материю и Иоанном Богословом» (1500 г., ГТГ) из праздничного чина иконостаса Троицкого собора Павлова Обнорского монастыря близ Вологды, письма Дионисия. С одной стороны, это подтверждает принадлежность к школе, с другой, что более важно, самостоятельный житийный образ приобретает еще одно звучание, а именно — предстояние у Креста Господня, куда вводится прп. Сергий, заменивший образ ап. Иоанна и удостоенный видения Богородицы не только в своей земной жизни. Перед нами идея духовного стояния прп. Сергия у Креста Господня вкупе с Богородицей и апостолом Иоанном, исторически присутствовавшими при Распятии.
Сюжетный состав клейм также неслучаен и своеобразен. Активно звучит тема Рождества в Священной истории (Рождество Богородицы, Благовещение, Рождество Иоанна Предтечи, Рождество христово). Это опорные угловые композиции, акцентирующие тему Рождества как явление милости Божией по молитве просящих, для данного случая — во образ явления Божией Матери по молитве прп. Сергия и, в соответствии с поводом вклада, упованием вкладчиков на обретение чадородия. Сама композиция пелены, со средником «Явление.» и клеймами, где представлены двунадесятые праздники, словно дает право поставить конкретное историческое событие русской святости — явление Богоматери прп. Сергию — в один ряд с событиями великих церковных праздников, прославляющих Промысл Божий о спасении (ил. 7).
Убедительное литургическое назначение представлено в шитье, вкладе княгини Евфросинии Старицкой. Это «Пелена. Сударь (?) "Явление Богоматери Сергию"» середины XVI в.29 Вклад имеет историческую надпись «Ондреевы Ивановича княгини Ефросиньи».
Поводом, на наш взгляд, могли послужить два события. Первое связано с освобождением княгини и ее сына Владимира в 1541 г. из заключения. Второй повод мог быть связан с опалой в 1563 г. и до 20 октября 1569 г., времени кончины княгини. В этот период после насильственного пострига ей было разрешено отправиться в основанный ею Воскресенский Горецкий монастырь, куда она перевела свою златош-вейную мастерскую. Из места затвора она могла посещать монастыри с паломничествами; возможно, в результате одного из них вклад оказался в Троицком монастыре.
Яркая особенность этой иконографии — шитая серебром по светло-коричневой кайме литургическая надпись: «Поклонимся Отцу, того Сынови, и Святому Духу, и Святей Троицы во едином существе, с сиро-феми зовуще: Свят, Свят, Свят еси, Господи»30. Наличие такой надписи ясно говорит о намерении вкладчика на введение предмета в литургический контекст.
Иконография собственно «Явления.» иная, нежели в рассмотренных изводах. Божия Матерь изображена с посохом в правой руке, символом проповеднического служения, и раскрытой ладонью левой руки — жест принятия молитвы. Прп. Сергий и его келейник прп. Михей изображены в рост. На них монашеские ризы с епитрахилью. Жест Михея символизирует чистоту сердца, жест преподобного — адорация — молитвенный жест на уровне груди, усваиваемый чину преподобных (ил. 8).
Изображение Пресвятой Троицы в верхней части поля в сочетании с литургическим текстом надписи становится устойчивой традицией, акцентирующий теофанический31 смысл иконографии.
Особое место в художественном шитье конца XVI — начала XVII в. занимают произведения мастерских Бориса Федоровича Годунова. При-
29 Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. С. 148-149.
30 Славник тропарей «по непорочных».
31 Самыми знаменитыми считаются две мастерские по изготовлению вышитых изделий: Евфросинии Старицкой и Соломонии Сабуровой. В музеях России сохранилось двенадцать работ первой из них, шесть из Кирилло-Белозерского монастыря; лучшие хранятся в ГРМ.
мер шитья — «Покров с образом "Явление Богоматери Сергию" на фоне Голгофского Креста, выполнен в 1587 г.»32 Он гармонично сочетает аскетическую сдержанность и полноту теофанического смысла. Совмещения изображений Троицы Ветхозаветной, Голгофы с восьмиконечным крестом и «Явления Богоматери прп. Сергию», как мы видели, встречается во вкладах уже с первой четверти XV в. Данный пример интересен во многих отношениях. Размер покрова — 199x55 см, что заставляет знаменщика максимально насыщенно использовать его поверхность. Исполнение указывает на искусного знаменщика-богослова; глубокий духовный смысл наиболее адекватно выражен композиционными и художественными средствами. Сдержанный, но изысканный колорит шитья приглушенных оттенков сине-голубого и цвета умбры в сочетании с контрастными золотисто-охристыми тонами в образе Троицы, Креста, мафория Богоматери и ангелов создают настрой тайны Единосущной Троицы, изображенной в верхней части покрова. Нарочито вытянутый восьмиконечный крест, к которому подлетают ангелы — вестники Бога, ясно указывает на искупительность Жертвы в Промысле Божием и на роль Божией Матери как Заступницы и Ходатаицы за род человеческий в лице прп. Сергия, коленопреклоненно припадающего к Ней. Облачение преподобного с видимым элементом парамана указывает на великую схиму преподобного. Оторочка жемчугом нимбов святых, креста и сегмента неба с образом Троицы создает ощущение мягкого сияния славы небожителей (ил. 9).
Как видно из приведенных примеров, иконография образа постоянно развивалась, находя все более полное смысловое прочтение и художественное звучание.
Образа, испытавшие влияние основной иконографии «Явление.»; тема «неизреченного восхищения» прп. Сергия
Среди этих образов выделим несколько примеров, также развивающихся от более простых и ясных к усложненным формам.
Один из ранних образов такого содержания — икона «Преподобный Сергий в предстоянии Богоматери на престоле» (первая треть XV в., ГИМ) из Троицкого собора Махрищского монастыря (Владимирская епархия). Основываясь на историчности явления Богоматери
32 Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра. С. 384, 356.
прп. Сергию, образ показывает «неизреченную восхищенность» преподобного в предстоянии престолу Богоматери в небесных обителях. Об этом таинственном состоянии духа говорит и Житие. В иконографии использованы два иконописных приема, знакомых по византийским образцам — так называемые инвеститура33 и проскинеза34.
На иконе Богородица изображена восседающей на престоле с Бо-гомладенцем на руках, как Царица Небесная. Правой рукой Она указывает на угодника Божия Сергия. Богомладенец правой рукой благословляет его. Прп. Сергий символически изображен в значительно меньшем масштабе, его жест напоминает жест крайнего смирения перед Причастием Святых Христовых Таин (ил. 10).
По мнению А. С. Преображенского35, подобный образ мог быть в росписях 1635 г. у раки прп. Сергия. К началу XX в. образ был скрыт иконой «Сергиево видение» (или утрачен).
По выразительности и глубине смысла иконе не уступает инди-тия36 «Предста Царица одесную Тебе, прп. Сергий и Никон Радонежские» (начало XVII в.). По монастырской описи, она «вышита собственными трудами и пожалована в обитель прп. Сергия царевною Ксениею Борисовною Годуновой в 1602 году». Монастырское предание также приписывает эту работу дочери Бориса Годунова Ксении37. Это пример лучшей работы, вышедшей из мастерской Годуновых, «светлицы», бывшей одной из лучших мастерских художественного шитья конца XVI — начала XVII вв., хотя и несколько схематичен38.
33 Инвеститура (лат. investitura от investio — «облачаю, облекаю»). В византийской иконографии возложение на императора венка славы Самим Господом или Богоматерью. См.: «Зоя, Константин и Феодор» (фронтиспис синайского сборника проповедей Иоанна Златоуста, XI в.).
34 Проскинеза (греч. лроак^пстк;) — поклон до земли. Молитвенное предстояние или коленопреклонение святого перед престолом Богородицы или Господа с последующим целованием ноги. См. мозаику в Св. Софии Константинопольской «Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью на престоле».
35 Преображенский А. С. Ранние изображения прп. Сергия.
36 Одежда деревянного престола или жертвенника.
37 Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. С. 158.
38 Как отмечает Н. А. Маясова, «.новый подъем изобразительного шитья в кремлевских светлицах наблюдается с конца 70-х гг. Лучшие произведения последней четверти XVI в. связаны с именем царицы Ирины — супруги Федора Ивановича. <.> Таким
Каноническая иконография «Предста Царица.» в индитии включает образы прпп. Сергия и Никона, припадающих к Престолу Господа Иисуса Христа. Прп. Сергий склонил колени перед Господом со стороны Богородицы и зрит на Царя царствующих. Иконография словно удостоверяет не только видение Сергием Божией Матери, но и Самого Господа, восседающего на Престоле славы. Святые прпп. Сергий и Никон «восхищены» на небо, в инобытие, и уже пребывают не на земле, но в Царствии Господа, которому не будет конца (ил. 11).
С художественной стороны обращают на себя внимание тонкость прорисовки самого образа, утонченный масштаб узоров, украшающих одеяния святых, внимание к мелким деталям нимбов, венцов, что не вполне сочетается с грубоватым по прорисовке орнаментом фона, словно вышитым другой рукой.
Итак, мы представили краткий обзор иконографии образа «Явление Богоматери прп. Сергию» в рамках большой темы иконографии образа преподобного Сергия Радонежского. Поражает благодатность самого события, отразившегося в области литургического иконописного творчества и пробудившего к существованию настолько богатое многообразие производных сюжетов, форм, материалов и воплощения в предметах литургического назначения.
образом, светлицы, работавшие в 80-90-е гг. XVI столетия под руководством царицы Ирины Федоровны сначала в Кремле, а затем в Новодевичьем монастыре, предстают как своеобразный художественный центр, хотя и создававшийся художниками разных традиций. Здесь и мастера, сохранившие в своих произведениях психологическую выразительность, свойственную памятникам эпохи Грозного, и изысканные "строгановские" живописцы, и собственно "годуновские" мастера» (Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // Материалы и исследования / Государственные музеи Московского Кремля. Вып. II. М.: Советский художник, 1976. С. 39, 56-57).
Ил. 1. Икона «Прп. Сергий Радонежский, с житием» из местного ряда иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, посл. четв. XV в.
Ил. 2. Икона «Явление Богоматери прп. Сергию. Св. Троица». Резьба по дереву, перв. треть XVI в. (ГРМ)
!" ^ - ^ Л ,
I м!
- I М .. 4 - „-, .
______
Ил. 4. Напрестольный крест с резными по ореховому дереву миниатюрами. 2-я пол. XV в. Амвросий (?) (СПМЗ). Справа — миниатюра «Явление...»
Ил. 5. Запрестольный крест XVII в. с резными по кости миниатюрами XV в. (СПМЗ)
Ил. 5а. Деталь запрестольного креста XVII в. Амвросий
>ШТ1№Г» ¡дяп А ■. ■
Ил. 6. Пелена. Избранные святые и праздники, 1499 г.
Ил. 7. «Явление Богоматери прп. Сергию, избранные святые и праздники». Пелена, 1525 г.
Ил. 8. «Явление Богоматери прп. Сергию». Пелена. Сударь (?), сер. XVI в. (СПМЗ)
Ил. 9. «Явление Богомате- Ил. 10. Икона «Прп. Сергий в предстоянии Богоматери на ри прп. Сергию». Покров, престоле», перв. треть XV в. Из Троицкого собора 1587 г. Махрищского монастыря (ГИМ)
Ил. 11. «Предста Царица одесную Тебе»: прпп. Сергий и Никон Радонежские. Нач. XVII в.
Nadezhda S. Karimova
THE ICONOGRAPHY OF THE ICON "THE APPEARANCE OF THE MOTHER OF GOD TO ST. SERGIUS": ITS MEANING AND CONTENT
The article is devoted to the iconography of the icon depicting one of the wonders of the lifetime of St. Sergius — the appearance of the Mother of God. It reveals the meaning and content of the icons from the earliest ones dated from the late 15 th century to the recent ones of the early 20th century. The author registers the development of semantic and iconographic programs and emphasizes the features of some icons.
Keywords: St. Sergius of Radonezh, the Holy Trinity Sergius Lavra, iconography.