Публикация одного памятника
ИКОНА «СВ. НИКОЛА ЧУДОТВОРЕЦ С ПРЕДСТОЯЩИМИ»
ИЗ МУЗЕЯ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР ГАСК
Н. В. Михайлова
В древнерусской церковной традиции, начало которой было положено от Византии, наравне с иконами, писанными темперой на деревянных досках, были распространены и металлические литые иконы из меди, серебра и золота. Первые дошедшие до нас образцы относятся к XI в. Наиболее распространены были иконы, кресты и складни из медных сплавов, что объяснялось простотой технологии изготовления, дешевизной и прочностью материала, небольшим размером и весом изделий. Это было удобно для переноса и распространения. Меднолитые иконы часто включались в состав домашних божниц, походных и, нередко, церковных иконостасов.
После правительственных указов 1722 и 1723 гг. «О воспрещении употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы»1 медное литьё было признано официально нелегальным, и традиция, идущая от времени принятия Русью христианства, сохранилась только у старообрядцев, не подчинившихся указам и продолжавших изготовление меднолитых икон.
Одной из проблем, с которой сталкиваются исследователи при атрибуции предметов медной пластики, является определение места создания иконы. Известны четыре наиболее крупных центра старообрядческого медного литья XVIII -начала XX вв.: Ново-Загарье, Гуслицы, Никологорский погост и Выговская пустынь. Кроме этого, по утверждению Т. В. Берестецкой, в XVIII-XIX вв. литьём занимались целые семьи в деревнях Архангельской, Олонецкой губерний, на Урале, в Сибири, центральных губерниях России, а в Москве и Богородском уезде до XX в.2 Из Ново-Загарья Новинской волости Богородского уезда (сейчас - Ногинский район Московской области) происходило так называемое загарское литьё. Некоторое время его приравнивали к гуслицкому (сейчас - пос. Ильинский погост Орехо-Зуевского района), так как сёла, в которых изготавливали пластику, относились к одному уезду3. Однако, по мнению Е. Я. Зотовой, гуслицкое литьё, в частности из села Анцифорово, отличалось от загарского легковесностью, более тонкой и аккуратной работой и продавалось дороже. Никологорское или погост-ское литьё происходило из Вязниковского уезда Владимирской губернии (сейчас -Вязниковский район Владимирской области). Здесь изготавливались, в основном, отливки с образцов XI-XV вв. В целом, загарское, гуслицкое и погостское литьё было худшего качества, с плохо пропечатанным рисунком и продавалось на вес по
4
цене за пуд .
Наиболее крупным центром медного литья на протяжении полутора столетий был Выговский монастырь (р. Выг, Средняя Карелия, основан в 1695 г. и закрыт в 1854 г.)5. Поморское медное литьё отразило идеологию одного из наиболее
влиятельных течений старообрядчества - беспоповства. Есть основания предполагать, что именно поморское, выговское литьё было наиболее ранним видом старообрядческого литья и оказало большое влияние на развитие литейного производства в центрах других старообрядческих толков и согласий. В частности, постоянная связь выговских мастеров с федосеевской общиной, духовный центр которой с 1771 г. располагался в Москве6, возможно, обусловила повторение московскими литейными мастерскими поморских образцов. Московское, как и поморское, литьё отличалось тонкостью работы, использованием многоцветной эмали, часто -позолочением изделия, тщательной опиловкой оборотной стороны и продавалось
7
не на вес, а «на счёт» .
Одной из самых интересных коллекций в Музее славянских культур ГАСК является коллекция меднолитой пластики. На данный момент она включает 42 предмета, в числе которых киотные кресты, образа и складни. Сейчас в музее идёт работа по атрибуции и составлению научного каталога, в том числе и коллекции медного литья.
При фотофиксации иконы «Св. Никола Чудотворец с предстоящими» на нижней внутренней стороне рамки была выявлена надпись «М.Р.С.Х.», что позволило предположить авторство Родиона Семеновича Хрусталёва. Аналогичная по иконографии икона опубликована в каталоге Е. В. Карпенко «Медное художественное литьё ХТТ-ХХ вв. в собрании Национального художественного музея республики Беларусь»8. Икона была приобретена в антикварном магазине в Серпухове весной 2009 г. Известно, что Хрусталёв был одним из ведущих московских мастеров-чеканщиков второй половины XIX в. Его работы всегда отличались высоким качеством литья и тщательной обработкой. В разные периоды его творчества на иконах устанавливались различные монограммы, в частности ранние -«Р.Х.», «Р.С.». Последний период творческой деятельности мастера был связан с литейным заведением Соколовой Марии Ивановны9, что подтверждает клеймо «М.С.» на рамках икон, изготовленных Хрусталёвым. Изначально проставлялись монограмма автора «Р.С.Х.» и клеймо «М.С.» («Мария Соколова») на нижней рамке. В более поздний период клеймо ставилось в центре нижней рамки, а инициалы мастера - по сторонам: «Ч.Р./С.Х.» либо «Р./Х.». В последний период работы Родиона Семёновича Хрусталёва (последняя четверть XIX в.) на изделии ставили монограмму «М.Р.С.Х.» и заводское клеймо «3 / С» («заведение Соколовой»)10.
Таким образом, монограмма на нижней рамке иконы Николы Чудотворца, хранящейся в музее ГАСК, позволяет сделать вывод, что изготовлена она была именно в конце ХТХ в. Родионом Хрусталёвым. Однако как на лицевой, так и на оборотной стороне иконы не было обнаружено заводского клейма. Возможно, данная работа была выполнена уже независимо от литейного заведения Соколовой.
Икона «Св. Никола Чудотворец с предстоящими» относится к так называемым одновершковым иконам (тип московского литья, относящийся к концу XIX -началу XX вв., размером 6,0х5,0 см без учёта ушка). Изображение святителя Ни-
колы поясное, в архиерейском облачении. Правая рука сложена в благословляющем жесте (двоеперстие), в левой - закрытое Евангелие.
Вверху в облаках помещены поясные изображения Христа и Богоматери (слева и справа соответственно). Они напоминают о чуде на Никейском соборе 325 г.11 Подобные изображения известны в русской иконописи с конца XТТТ в. Внизу расположены фигуры предстоящих (титлы на рамке слева и справа): слева -святитель Василий Великий в архиерейском облачении (предположительно, титла «Агиос Василий Святитель»), справа - по мнению Е. Я. Зотовой, находится преподобный Сергий Радонежский со свитком в руках (предположительно, титла «Святой Чудотворец Сергий»).
Небольшая икона отличается декоративностью. Особую нарядность иконе придают контрастные цвета эмали (жёлтый, зелёный, голубой, синий, оранжевый). Местами эмаль утрачена. Фон украшен геометрическим зигзагообразным орнаментом, подчёркивающим декоративность иконы. Он служит также для закрепления эмали.
Коллекция меднолитой пластики Музея славянских культур ГАСК постоянно пополняется. Уже сейчас в ней имеются изделия четырёх основных центров литья, а также московских «медных заведений». Для дальнейшего изучения и атрибуции коллекции сотрудников музея согласилась консультировать 3отова Елена Яковлевна - кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства Центрального Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Автор выражает благодарность Елене Яковлевне, без консультаций которой эта статья не могла бы появиться.
1 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. 1722 г. - СПб., 1872. - Т. 2. - № 885. - С. 575-576.
2 Берестецкая Т. В. «Мое исследование было первым опытом»... (Памяти В. Г. Дружинина) // Русское медное литье. Сб. статей. Сост.и научн. редактор Гнутова С. В. - Выпуск 1. -М., 1993. - С. 56-64.
3 Савина Л. Н. К истории производства и бытования медного художественного литья в XТX - нач. XX века // Русское медное литье... - С. 48-55.
4 Зотова Е. Я. Гуслицкое и загарское медное литьё. Проблема классификации. http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/193-1-0-274
5 Выговская пустынь, один из центров старообрядческого раскола, находилась в Повенец-ком у. Олонецкой губ., при реке и озере Выге. Основана около 1695 г. бежавшими из Соловецкого монастыря от осады иноками. Община состояла из двух главных скитов, Данилова и Лексы (в 30 верстах от первого) и двенадцати пашенных дворов. В 1854 г. пустынь была разорена и упразднена (ХРОНОС. Выговская пустынь. http://www.hrono.ru/religia/ pravoslav/vygovskaya.html).
6 Согласие основано в 1696 г. Феодосием Васильевым на территории, принадлежавшей в то время Литве. С 1771 г. духовный центр федосеевцев расположен в районе Преображенского кладбища.
7 Из «Каталога старообрядческой иконной, кнотной и книжной торговли наследников М. П. Вострякова» Цит. по статье: Зотова Е. Я. Поморская меднолитая пластика: к истории становления и развития в Московском регионе. http://www.bogorodsk-noginsk.ru/starover/ 38_zotova.html
8 Карпенко Е. В. Медное художественное литье ХІІ-ХХ века в собрании Национального художественного музея республики Беларусь. Каталог. - Беларусь, 2006. - Кат. 171. - С. 91.
9 Крупнейшая мастерская, располагавшаяся в Лефортовской части Москвы на ул. Девятая рота, рядом с центром старообрядцев беспоповского толка федосеевского согласия на Преображенском кладбище, существовала с 1860 г.
10 Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI -начала ХХ века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. - М., 2000.
11 I Никейский Собор - собор Церкви, признаваемый вселенским; состоялся в июне 325 г. в городе Никея (ныне Изник, Турция). Собор был созван императором Константином Великим для того, чтобы поставить точку в споре между епископом Александром и Арием, который отрицал божественность Христа. В течение нескольких дней Собор не мог логически доказать неправоту Ария. По преданию, святитель Николай, не выдержав такого положения дел, ударил Ария по лицу, за что даже был на время запрещён в священнослу-жении. Полуфигуры Христа и Богоматери по сторонам святителя напоминают о том, как явившиеся в темницу Христос и Богоматерь возвращают Николе атрибуты священнического сана - Евангелие и епитрахиль.
ФОТОГРАФИИ