ИНФОРМАЦИЯ
УДК 347.4:31
Р.Н. САЛИЕВА, доктор юридических наук, профессор,
А.С. ПАНОВА, кандидат юридических наук, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЭНЕРГЕТИКА И ПРАВО», прошедшая 10-11 апреля 2008 г. в г. Москве
Десятого-одиннадцатого апреля 2008 г. в Научной библиотеке Интеллектуального центра Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова состоялась III Международная научно-практическая конференция «Энергетика и право».
В качестве спонсоров и организаторов конференции выступили Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт правовых проблем электроэнергетики и естественных монополий, КОЗиККЕМЕКСО ДО, ОАО «ТНК-ВР Холдинг», Группа компаний «БЕЛРУСНЕФТЕГАЗ», Компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», ООО «Системы жизнеобеспечения», ООО «СКБ-Системс». Информационные спонсоры конференции - Издательская группа «Юрист», журнал «Энергетическое право», журнал «Предпринимательское право».
На конференции обсуждались состояние и перспективы развития теории и практики энергетического права и законодательства, проблемы права первичных источников энергии, горного права, правового регулирования электро-
энергетики в России и за рубежом, а также право охраны окружающей среды в области энергетики и правовые аспекты энергетической экологии.
В работе конференции приняли участие известные ученые из России, Германии, Украины, Шотландии, юристы ведущих энергетических компаний и юридических фирм, экономисты, экологи.
С приветственным словом к участникам конференции обратился декан юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор А.К. Голиченков. Он отметил, что Московский государственный университет всегда готов исследовать проблемы, которые являются актуальными. Профессор А.К. Голиченков также отметил, что само словосочетание «энергетическое право» для многих людей представляется чем-то экзотичным. Тем не менее, все, что связано с энергетикой, правовым регулированием этих отношений, достаточно актуально. Следует согласиться с про-
фессором М.И. Клеандровым, который справедливо указывает на взаимосвязь между качеством правового регулирования энергетических отношений и экономикой. В заключение, А.К. Голи-ченков выразил уверенность в том, что данный форум пройдет успешно, и пожелал всем крепкого здоровья.
Заведующий кафедрой предпринимательского права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор Е.П. Губин сообщил о поздравлениях, пришедших в адрес участников конференции, в том числе огласил поздравительные телеграммы, поступившие из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Профессор Е.П. Губин отметил также, что энергетика входит в сферу национальных, стратегических интересов России. При этом дальнейшее совершенствование ТЭК России должно опираться в том числе на накопленный законодательный опыт России. В завершении выступления Е.П. Губин заявил, что на конференции речь пойдет об энергетическом праве и энергетическом законодательстве, поэтому сам факт, что присутствующие собрались в этой аудитории, свидетельствует о том, что энергетическое право существует.
В настоящее время часто обсуждается проблема, связанная с необходимостью разработки Энергетического кодекса РФ, работать в этом направлении нужно. Но не следует включать в данный кодекс нормы налогового, финансового права. Необходимо обратить внимание на нормы экологического, земельного права, особенно важно - на взаимодействие государства и бизнеса. Очень важны проблемы корпоративного права, договорного права, включая долгосрочные договоры. Представляется важным учитывать законодательство Европейского Союза в указанной сфере. Это не означает, что нужно его копировать, но сближение отечественного законодательства с законодательством ЕС - это, безусловно, положительный фактор.
Советник Президента РФ, Председатель Ассоциации юристов России, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой правового регулирования ТЭК МИЭП МГИМО (У) России,
доктор юридических наук, профессор В.Ф. Яковлев выступил с докладом «Правовое регулирование ТЭК России: состояние и перспективы развития». В своем выступлении он отметил, что энергетика является важнейшей отраслью экономики. В то же время энергия - это весьма важный товар во всем мире. Энергетическое право следует рассматривать наравне с другими отраслями права. Под энергетическим правом понимается совокупность правовых норм, нормативно-правовых актов, регулирующих сферу энергетики. Докладчиком были отмечены характерные черты и особенности ТЭК России и системы правового регулирования. В частности, подчеркнуто, что ТЭК имеет колоссальное значение для экономики, является основой жизнедеятельности всего общества; состояние ТЭК влияет на стабильность и безопасность общества и связано с политикой. ТЭК связан с использованием природных ресурсов, поэтому вопросы охраны окружающей природной среды имеют первостепенное значение. Кроме того, отмечены масштабы добычи, транспортировки, переработки. Вместе с тем присутствуют такие факторы, как ограниченность ресурсов, систем поставки, наличие естественных монополий, наличие сильных субъектов и слабых. Отмечен также международный характер связей в ТЭК, в том числе создание межнациональных структур и т.д. Подчеркнуто, что эти особенности определяют характер правового регулирования.
Энергетическое право - это сложный комплекс. Является ли оно только публичным или только частным правом? Скорее всего - и тем, и другим. В регулировании данной сферы участвуют все отрасли права. Поэтому основательно подключены к регулированию данных отношений нормы финансового, налогового, административного, уголовного, судебного права. Система правового регулирования включает в себя элементы общего законодательства (Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и т.д.). Вместе с тем, сформировалось и специальное законодательство. В этом смысле можно говорить об энергетическом праве в узком смысле, включающем
законодательство о недрах, о соглашениях о разделе продукции, об электроэнергетике, газоснабжении, государственном регулировании тарифов, угле и т.д. Присутствует в этой сфере и техническое регулирование, выражающееся в наличии большого количества технических норм. Конечно же, не следует забышать о международно-правовых источниках. В завершающей части своего выступления профессор В.Ф. Яковлев отметил, что в настоящее время необходимо идти по пути поиска оптимального баланса в правовом регулировании в ТЭК. Необходимо привести законодательство в данной сфере в четкую систему. В связи с этим необходимо принять концептуальный акт о правовом регулировании в ТЭК, в котором следует определить функции, принципы регулирования, а также приемы, средства, механизмы.
Директор Института германского и европейского предпринимательского, конкурентного и энергетического права Свободного университета Берлина, профессор, доктор юридических наук, доктор политических наук Ф.Ю. Зеккер выступил с докладом «Правовое регулирование энергетических рынков в Европейском Союзе (на примере электроэнергии и газа). Общие правовые условия и экономико-политические основы регулирования рышка электроэнергии и газа в Европейском Союзе». Он, в частности, отметил, что в энергетическом праве необходимо исходить из следующих принципов: 1) ограниченность ресурсов энергии и сбережение ресурсов; 2) обеспечение энергией как государственная задача; 3) эффективное экономически выгодное обеспечение энергией; 4) экологически ответственная добыча энергии; 5) экономически справедливая передача энергии (недискриминационный доступ к сетям). Он также обратил внимание на то, что российское энергетическое право осознает конечность объема ресурсов топлива первичной энергии, хотя Российская Федерация обладает запасами нефти, газа и угля в больших масштабах. Россия избегает в рамках внутреннего потребления использования природного газа как раз ввиду ограниченных запасов и высокой ценности природного газа и предостерегает в двусторонних пе-
реговорах от использования природного газа для производства электричества в масштабе основной нагрузки. В Германии же, напротив, учитывая истерию вокруг CO2 и отказа от использования ядерной энергии для производства электроэнергии, в некоторых слоях населения существует большая обеспокоенность по поводу того, что для производства электрической энергии и энергии для обогрева помещений используется все более и более дорогой природный газ. Вместе с тем, критика высоких цен на нефть и газ не убедительна. Стоимость тока (электроэнергии), получаемого от энергии солнца, составляет, по меньшей мере, 60 центов за 1 кВт. Однако при очевидном увеличении объемов использования природного газа существует опасность того, что и стоимость газа приблизится к 60 центам за 1 кВт в течение ближайших 15 лет. Это будет означать конец промышленного производства в Германии. Специалисты должны отдавать себе отчет в тесной связи между уровнем цен на электроэнергию и уровнем народного благосостояния. Поэтому речь должна идти об использовании платных смешанных типов энергии.
Директор Института государства и права им. В.М. Корецкого HAH Украины, академик HAH Украины, иностранный академик PAH Ю.С. Шемшученко выступил с докладом на тему «Система энергетического законодательства Украины: современное состояние и перспективы кодификации». Он отметил, что в Украине проблемы правового регулирования энергетических отношений достаточно актуальны, и разрабатываются многими юридическими вузами. В Украине разработана стратегия развития энергетического законодательства до 2030-х гг. Речь идет о долгосрочной стратегии. В современных условиях важно, чтобы правовое регулирование энергетических правоотношений было максимально четким. Вместе с тем, приходится констатировать тот факт, что и у Украины, и у Российской Федерации в данной области существуют общие проблемы.
В Украине на сегодняшний день приняты и действуют Законы Украины об энергетике, о нефти и газе, Кодекс о недрах, Горный закон и
др. В угольной отрасли Украины количество подзаконных актов превышает 600. В докладе также прозвучало, что в настоящее время ведется работа над концепцией Энергетического кодекса Украины. Не должно быть необоснованного административного вмешательства в указанную сферу. Ю.С. Шемшученко подчеркнул также, что в вопросах ответственности энергетическое законодательство тесно переплетается с экологическим. Необходимо выполнять международные обязательства, в том числе положения Киотс-кого протокола об улучшении климата. Следует уделять внимание актам Европейского Союза, регулирующим энергетические отношения в ЕС. Острой и актуальной является проблема энергосбережения. В Украине существует Закон об энергосбережении, тем не менее, энергия расходуется в Украине в настоящее время менее экономно, чем в Германии и других странах ЕС. Особо были отмечены проблемы, связанные с рассмотрением хозяйственных споров энергетического характера.
Председатель комиссии по экологии Общественной палаты Российской Федерации, руководитель Центра экологической политики России, член-корреспондент РАН В.М. Захаров выступил с докладом «Роль гражданского общества в обеспечении экологической безопасности энергетики». Он отметил существование важной связки - государство и бизнес. Недостаточно говорить только об энергетической безопасности. Нужно также обращать особое внимание и на экологическую безопасность.
Важна и другая связка - энергетика и экономика. При этом выступающим отмечена также и третья «Э» в связке «энергетика и экономика» - экология. В этой триаде именно экологию следует ставить на первое место. Наше ощущение от того, в каком мире мы живем, зависит от многих факторов. Россия - это энергетическая держава, держава, производящая энергию. Поэтому всегда нужно принимать во внимание следующие факторы: необходимость обеспечения экологической безопасности существующих систем энергии; энергоэффективность; полный переход на возобновляемые источники энергии; недопустимость потери одного ресурса за счет
другого (достаточно вспомнить существующие проблемы с озером Байкал); основополагающая роль гражданского общества.
Завершая свое выступление, В.М. Захаров отметил, что необходима разработка Экологического кодекса, а также широкая просветительская работа по обсуждаемым сегодня проблемам.
Доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук П.Г. Лахно выступил с докладом на тему «Теория и практика правового регулирования энергетических отношений в Российской Федерации. Энергетический кодекс РФ». Он отметил, что сегодня мы обсуждаем важнейшие проблемы энергетики. Энергия - это абстрактное понятие. Существуют различные виды энергии: кинетическая, потенциальная и т.д. Энергия может пониматься также как способность осуществлять работу. С философских позиций, энергия - это не только категория из области естественных наук, но также это и философская категория. Можно говорить об энергии предпринимателя, энергии ума. Профессор В.А. Лапач говорил об энергии права. Существует также и нематериальная энергия.
Энергию не следует рассматривать только с точки зрения Гражданского кодекса РФ. Энергия имеет комплексное, межотраслевое значение. А что же такое энергия? Энергия - это не только вещь, но это также и предмет нематериальный. Профессор В.А. Лапач указывает на то, что энергия находится между материальным и нематериальным.
Энергия не существует без источника энергии. Она обладает уникальным свойством превращаться из одной вещи в другую. Следует отметить, что Европа в области исследования рассматриваемых сегодня научных проблем достигла, в отличие от РФ, более значительных результатов. Рассмотрим такие процессы, как действие потенциальной энергии воды за плотиной, вращение турбины и, как следствие, появление электрической энергии. Данные процессы регулирует не только физика и механика. Регулирование осуществляется и с помощью
права. Энергетическое право развивается вместе с достижениями научно-технического прогресса. В мире существует большое количество видов энергии. Однако сегодня нужен обобщающий нормативный акт, и в этом смысле нужно согласиться с профессором В.Ф. Яковлевым и с директором Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины Ю.С. Шем-шученко. При этом важно также учитывать не только цивилистическую доктрину.
Сложным является вопрос о том, что же такое Федеральная энергетическая система. Безусловно, это непростое понятие. Кроме того, сегодня необходимы правила, которые бы отражали технические, технологические реалии.
Член Правления РАО ЕЭС, Председатель Правления ОАО «ГидроОГК», кандидат юридических наук В.Ю. Синюгин в своем докладе «Совершенствование системы правового регулирования энергетики в России в новых условиях» отметил, что необходимо совершенствование системы регулирования энергетики России в новых условиях. Первого июля 2008 г. завершается переходный этап в реформировании системы регулирования энергетики. Появится новый механизм, который предполагает борьбу конкурирующих компаний за потребителя. Данная ситуация требует очень серьезного осмысления, так как на сегодняшний день единственным центром, координирующим российскую энергетическую систему, является РАО ЕЭС.
Можно выделить пять уровней правового регулирования: 1) международный уровень (здесь нужно вспомнить о Киотском протоколе об улучшении климата 1997 г.); 2) уровень исполнительной власти; 3) уровень субъектов РФ; 4) корпоративный уровень (к примеру, РАО ЕЭС занималось многими проблемами в данной сфере, в том числе и антикризисным регулированием; 5) уровень саморегулирования. С 1 июля 2008 г. предполагается, что один из указанных уровней - корпоративный - исчезнет.
В рамках проводимой реформы существует несколько рисков. Во-первых, снижение качества обслуживания потребителей; во-вторых, ухудшение обеспечения сбалансированности системы саморегулирования.
Заведующий сектором «Экономические проблемы развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса» Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, доктор экономических наук, профессор В.А. Крюков сообщил об институциональных аспектах формирования сбалансированного режима недропользования, применительно к первичным источникам энергии - нефти и газу. Он подчеркнул, что отечественное законодательство в рассматриваемой сфере не системно, фрагментарно, несбаланси-ровано.
В качестве основных факторов и условий формирования институтов должны выступать: экономия масштаба; аллокация ресурсов; управляемость; инновационный процесс. Политическими (историческими) условиями формирования институтов являются: государственное устройство; традиции управления государством; инфраструктура. Объективные условия - стадия изучения и освоения; уровень рисков. Эффективное использование углеводородов возможно только при наличии сбалансированного ресурсного режима. При этом ресурсный режим должен быть адекватным. Регионы России должны выступать в качестве активных участников процесса недропользования. Не следует забывать о важнейшем элементе нормативной базы - процедуре согласования. Направления роста активов выражаются в нежесткости институциональных условий, а также специфике сырьевых активов. Законодательство должно учитывать особенности освоения месторождений нефти и газа, механизмы технического регулирования.
Профессор Университета Данди (Шотландия), доктор юридических наук С.В. Виноградов выступил с докладом на тему «Правовая охрана окружающей среды в процессе добычи углеводородов на континентальном шельфе (на примере Великобритании)». Он отметил, что экология и права человека вошли в число приоритетных внешних факторов нефтяного бизнеса таких компаний, как, например, «Шелл» в Нигерии и на Сахалине, «Юникал» в Бирме. Экологическое и социальное воздействие сегодня
является локальным, трансграничным и глобальным. Профессор С.В. Виноградов обратил внимание также на возрастающее влияние экологического регулирования на нефтяной бизнес.
Сегодня существуют следующие виды загрязнений: операционные (в результате нормальной деятельности); аварийные (разливы нефти). Еще одна проблема - загрязнение моря нефтью и нефтепродуктами, а также загрязнение атмосферы посредством сжигания попутного газа.
Профессор, доктор, директор Института германского и международного горного и энергетического права (в отставке), Технического университета г. Клаусталь Г. Кюне выступил с докладом «Основы германского горного права (газ, нефть, уголь)». При этом он подчеркнул, что с точки зрения системы законов, следует в первую очередь придерживаться двух исходных пунктов: законных основ германского горного права и федерального горного закона (BergG) от 1980 г., имеющих универсальную законную силу для добычи полезных ископаемых любого вида. Правовой порядок в области горного дела в сущности имеет двухступенчатую структуру: первая ступень затрагивает право в области горного дела; вторая ступень отражает контроль государства за осуществлением деятельности в области горной промышленности.
Федеральный горный закон (BergG) предусматривает предоставление прав на свободные полезные ископаемые, то есть на газ, нефть и уголь. Выделяются три типа прав: на поисковые, разведочные работы; разрешение на деятельность по разработке и добыче; лицензия, которая может быть превращена в право собственности на горнорудное предприятие, чтобы сделать месторождение применимым в качестве средства обеспечения кредита. Таким образом, германское горное право следует системе государственного лицензирования, а не системе договорных отношений, равным образом распространенной в мире, например, в форме так называемых production-sharing agreements (англ. «соглашений о долевом разделе продукции между участниками»).
Заведующая кафедрой предпринимательского права Института экономики, управления и
права (г. Казань), член-корреспондент РАЕН, доктор юридических наук, профессор Р.Н. Са-лиева выступила с докладом на тему «Понятия «участки недр», «участки месторождений» и «горные отводы» по действующему законодательству России (применительно к первичным источникам энергии: нефть, газ, уголь)». В докладе было отмечено, что в сфере права, правоотношений определяющее значение имеют четкие понятия и определения, не допускающие многозначной трактовки. Единый понятийный аппарат необходим не только для целей разработки нормативных правовых актов, он имеет и важное практическое значение. В частности, при определении налога на добычу полезных ископаемых возникают вопросы, связанные с определением участка недр, в отношении которого рассчитываются показатели начальных извлекаемых запасов и накопленной добычи, необходимые для определения соответствующих коэффициентов: следует ли понимать под участком недр горный отвод, либо месторождение, либо часть месторождения, либо залежь или пласт. Разъяснения, содержащиеся по этим вопросам в подзаконных актах, требуют правового закрепления на уровне закона. В процессе обустройства, разработки месторождения, содержащего запасы нефти, газа, угля, для хозяйствующего субъекта важно четко представлять границы ведения хозяйственной деятельности -пределы горного отвода, месторождения нефти и газа, участка недр. В практической деятельности хозяйствующих субъектов на этапе обустройства, разработки месторождения возникают проблемы, связанные с освоением одного месторождения несколькими пользователями. Четкие определения необходимы и для организации эффективного управления в сфере недропользования, и для ведения государственного учета и контроля. Далее профессор Р.Н. Салиева проанализировала законодательство, существующие теоретические понятия рассматриваемых определений и сформулировала предложения о внесении в законодательство необходимых изменений в части установлений четких понятий «участки недр», «участки месторождений», «горные отводы».
Профессор кафедры экологического, земельного и трудового права Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, доктор юридических наук Г.И. Балюк сообщила участникам конференции об основных проблемах совершенствования ядерного законодательства Украины на современном этапе. В настоящее время Украина не отказывается от использования ядерной энергетики. В Украине планируется построить до 2030 г. тринадцать новых атомных блоков. Поэтому вопросы охраны окружающей среды и использования атомной энергетики необходимо рассматривать, в первую очередь, в правовых рамках.
На сегодняшний день можно говорить о существовании не только ядерного законодательства Украины, но и ядерного права Украины. При этом ядерное законодательство является одним из системообразующих элементов в ядерном праве Украины.
Ядерное законодательство Украины - это самостоятельное правовое явление. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить использование ядерного законодательства при помощи адекватных правовых средств. Базовыми законами сегодня являются Закон от 8 февраля 1995 г. «Об использовании атомной энергии», Законы об обращении радиоактивных отходов, о добыче и переработке урановых руд, о защите человека от ионизирующего воздействия, о гражданской ответственности за ядерный ущерб, о ядерной безопасности и др. Нельзя не учитывать и правовые основы международных обязательств Украины в данной сфере.
Руководитель экспертной группы юридической фирмы Pepeliaev, Goltsblat & Partners, доцент, кандидат юридических наук Е.А. Данилов обратил внимание присутствующих на необходимость развития правового регулирования в нефтегазовой сфере. Он, в частности, отметил, что нужно обращать внимание на степень вмешательства государства в нефтегазовый сектор экономики. Важным является вопрос, связанный с созданием системы законодательства в рассматриваемой области: посредством формирования законодательства о газе, законодатель-
ства о нефти и т.п. либо с использованием каких-либо иных подходов? Представляется, что необходимо создание единого комплексного законодательного акта. В настоящее время нужны: новый закон о недрах (понятие «Горный кодекс» - несколько устаревшее понятие), закон об организациях, работающих в стратегических сферах экономики. Необходимо принятие технических регламентов, часть из которых должна приниматься в статусе федеральных законов. К сожалению, в настоящее время действует только один технический регламент в данной области.
О проблемах, существующих в правовом регулировании отношений по выделению участков недр федерального значения и предоставлению их в пользование, рассказала заместитель начальника отдела Юридического департамента ОАО «Газпром», кандидат юридических наук А.Ф. Шарифуллина. Она отметила, что в последнее время активизировалась работа по вопросу правового регулирования выделения и предоставления прав на участки недр федерального значения. В соответствии со ст. 2.1 Закона о недрах, отдельные участки недр могут получать статус объектов федерального значения; порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения и условия пользования ими устанавливаются федеральными законами. В отношении месторождений газа этот порядок установлен ст. 12 Закона о газоснабжении. В действующем российском законодательстве отсутствует правовое определение понятия «месторождения газа».
Профессор, доктор, управляющий член Центра охраны промышленной собственности Университета г. Дюссельдорф Я. Буше осветил проблемы, существующие в области установления платы за пользование сетями и контроля за ценами на газ и электроэнергию в ЕС и Германии. Реформа немецкого права в области энергетического хозяйства, введенная в 1998 г., с самого начала преследовала цель создания действенной конкуренции при подаче газа и электроэнергии с помощью трубопроводов и линий электропередач. Внедрение принципа конкуренции в право в области энер-
гетического хозяйства означало радикальный разрыв с практиковавшейся до того момента в Германии системой закрытых областей энергоснабжения, результатом действия которых было существование структур энергоснабжения монопольного типа. Необходимо было «взломать» сетевую монополию предприятий, поставляющих газ и электроэнергию, для обоснования притязания на доступ к сетям энергоснабжения и для возможности основанной на конкуренции передачи электроэнергии. Предпосылки для этого были созданы. В настоящее время поставщики энергии в отношении требуемого от них установления цен на газ и электроэнергию, подчиняются не только гражданско-правовому контролю правомерности, согласно § 315 Германского гражданского кодекса, но - в случае монополистического положения на рынке - также надзору за соблюдением картельного права с целью предотвращения злоупотреблений.
Заместитель Председателя Правления НП «АТС» по юридическим вопросам Е.Ю. Суханова выступила с докладом, посвященным актуальным вопросам правового обеспечения становления и развития оптового рынка электрической энергии и мощности в России.
Руководитель магистерской программы «Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики» кафедры предпринимательского права юридического факультета Санкт-Петербургского университета, профессор, доктор юридических наук А.П. Вершинин доложил о проблемах, существующих в сфере правого регулирования цен на энергию. Цены и тарифы подразделяются в зависимости от способа их определения на свободные (договорные, рыночные, конкурентные) и регулируемые (государственные). Первые устанавливаются самостоятельно участниками рынка и не регулируются государством, вторые - устанавливаются государством. В законодательстве закреплен приоритет применения правил государственного регулирования цен.
Переход к рыночным отношениям в газовой отрасли осуществляется посредством проведения эксперимента по реализации газа на элект-
ронной торговой площадке, которая представляет собой одну из форм организации торговли газа по свободным ценам.
Оценка возможностей и перспектив, например, нефтяной биржи в России не является однозначной. Одни полагают, что нефтяная биржа сделает внутренние цены на нефть более объективными, другие считают, что биржа будет препятствовать практике заключения долгосрочных контрактов, в которых заинтересованы производители, и сомневаются в ее эффективности, если она будет организована административными методами. Поэтому правовую основу мероприятиям по саморегулированию свободной торговли энергоресурсами должен составить закон «О биржах и организованных торгах», проект которого находится на рассмотрении в Госдуме РФ. Закон направлен на регламентацию организованных торгов в качестве важнейшей ценообразующей структуры и на регулирование, в частности, деятельности по распространению ценовой информации на финансовом и товарном рынках.
Вопросам, касающимся правовых рисков реформы электроэнергетики России, уделил внимание Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук И.В. Редькин. Он отметил, что наблюдается существенное отставание механизма правового регулирования от запланированной динамики структурных реформ. Регулирующие органы занимаются не нормативным регулированием, а изданием временных инструкций, приказов и т.п. Существует обилие технических норм, которые «засоряют» правовое регулирование. Следующая проблема - непрозрачность нормотворчества и, как следствие, методологическая непроработанность и юридическая слабость правовых норм.
В случае несостоятельности рыночных преобразований российские граждане будут предъявлять свои претензии не к бизнесу, а к государству. В Европе каждое хозяйство вправе выбирать себе поставщика, что свидетельствует о стремлении соответствующих субъектов к здоровой конкуренции. В нашей стране право защищает монополии - сильную сторону, к тому
же отсутствует реальный механизм защиты прав потребителей в указанной сфере.
Доцент Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, кандидат юридических наук Ю.В. Ващенко обратила внимание присутствующих на необходимость совершенствования государственного регулирования в электроэнергетике Украины и на международный опыт в данной сфере. В настоящее время в Украине ведется дискуссия относительно полномочий, функций, правового статуса Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики. Подбор в Комиссию должен осуществляться по профессиональному признаку.
Следует определить единый регулятор в сфере энергетики. Данный регулятор должен быть юридическим лицом и обладать бюджетной автономией. Необходимо проведение мероприятий, направленных на повышение уровня независимости не только от какого-либо публичного интереса, но и от частного. Нужно также отметить, что Указом Президента Украины от 20 сентября 2007 г. утверждена Концепция национальных регуляторов в сфере естественных монополий.
Начальник Юридического управления Федеральной службы по тарифам А.В. Изотова посвятила свое выступление вопросам теории и практики правового регулирования цен и тарифов на электрическую энергию. Было отмечено, что на розничном рынке электроэнергии существуют федеральный и региональный уровни. Установление законодательных тарифов происходит на региональном уровне. Сегодня действуют новые принципы расчетов за электроэнергию на розничном рынке. С 1 января 2006 г. введены свободные цены на электроэнергию, то есть реализация одной части электроэнергии осуществляется по регулируемым ценам, а другой части электрической энергии -по свободным ценам. После 1 января 2011 г. государственное регулирование цен будет подразделяться на услуги естественных монополий, услуги коммерческого оператора и т.д.
О правовом регулировании деятельности атомных электростанций в Германии рассказал участникам конференции Профессор факульте-
та права и государствоведения Рейнского университета им. Фридриха Вильгельма, г. Бонн, доктор М. Шмидт-Пройс. В настоящее время в Германии к электрической системе подключены 17 атомных электростанций. Выработка мощности данных электростанций составляет около 20000 мегаватт (МВт). В показателе производства электроэнергии Германии доля атомных электростанций в производстве электроэнергии составляет около 27%. Таким образом, данный вид энергии, как и прежде, занимает первое место. На основании Закона «Об упорядоченном завершении использования атомной энергии для производства электричества», вступившим в силу 27 апреля 2002 г. как «Дополнение к закону об отказе от использования атомной энергии», для каждой атомной электростанции устанавливались индивидуальные максимальные объемы остаточного тока (резерва), при этом, в среднем, в основу был положен срок эксплуатации около 32 календарных лет. Таким образом, происходит не резкая остановка, а процесс последовательного завершения. Сначала из электрической сети исключаются наиболее старые установки. Самая последняя (наиболее современная) - атомная электростанция (Меекаг-,№е81;Ьегт II) - должна быть отключена примерно в 2022 г. Как только индивидуальные объемы резерва будут выработаны, разрешение прекращает свое действие, что для соответствующей атомной электростанции означает окончание срока эксплуатации. Что касается удаления радиоактивных отходов, то Закон об отказе от использования атомной энергии внес новшества и в данную сферу. Для периода перехода к строительству могильника высокорадиоактивных отходов был введен план децентрализованного промежуточного хранения.
Директор Института правовых проблем электроэнергетики и естественных монополий, кандидат юридических наук А.И. Грищенко посвятил свой доклад правовым вопросам государственного регулирования атомной энергетики в России. В современных условиях особое внимание следует уделять анализу российского законодательства, действующего в области использования атомной энергетики. В настоящее
время в России действует десять атомных электростанций. В топливно-энергетическом комплексе России атомная энергетика имеет системообразующее значение. В Российской Федерации утверждена программа развития атомной энергетики до 2030 г.
Процедурно очень сложно получить согласие на строительство объектов в указанной сфере. Безопасность в области использования атомной энергии обеспечивается за счет существенного государственного вмешательства.
Заведующий кафедрой аграрного права Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева, доктор юридических наук, профессор Г.Е. Быстров обратил внимание присутствующих на проблемы, существующие в сфере заключения и исполнения соглашений о разделе продукции, а также на вопросы, связанные с государственным экологическим контролем. Режим соглашений о разделе продукции не получил должного развития. На территории Российской Федерации было заключено три соглашения о разделе продукции. Профессор Г.Е. Быстров сообщил также о своих исследованиях по проекту «Сахалин-2». Российский инвестор не был включен в этот проект. Кроме того, по итогам изучения большого количества документов по данному соглашению следует сделать вывод о том, что ни один из инвесторов не имел лицензии на право проведения необходимых работ. Имело место нарушение установленного порядка лицензирования пользования недрами. По условиям соглашения о разделе продукции инвестор мог включать в качестве убытков и иные расходы, что на самом деле не соответствовало интересам Российской Федерации. При этом из общего налогового режима были выведены иностранные инвесторы. Имели место нарушения ст. 10 Закона о недрах, которая предусматривает выдачу соответствующей лицензии на конкретный срок - до пяти лет. Проект «Сахалин-2» по-иному регулировал данный вопрос: в нарушение закона, указанный проект имел бессрочный характер.
Профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук М.И. Васильева отметила в своем выступлении важнейшие вопросы, связанные с правовой охраной окружающей среды в энергетике.
Профессор, директор Института германского и международного горного и энергетического права, Технического университета г. Клаус-таль, почетный профессор Университета г. Гет-тинген, доктор X. Вайер выступил с докладом на тему «Правовое регулирование возобновляемых источников энергии в Германии». Данной теме постоянно уделяется внимание: с одной стороны - по причинам охраны климата и окружающей среды, с другой - ввиду ограниченности запасов ископаемого топлива. Основным нормативным актов в рассматриваемой сфере является Закон о приоритетности возобновляемых источников энергии.
В настоящее время производство электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии не является рентабельным без специального стимулирования. Поэтому электроэнергия, выработанная на основе возобновляемых источников энергии, будет предлагаться на более выгодных экономических условиях и при использовании преимущества объемов. Существуют также возможности стимулирования строительства посредством так называемой программы стимулирования рынка в области возобновляемых источников энергии и посредством договоров займа под низкие проценты.
В своем выступлении руководитель Службы охраны здоровья, труда и окружающей среды Российского представительства компании BP, кандидат географических наук А.С. Шеста-ков поднял вопросы, связанные с экологической политикой энергетических компаний (на примере BP). «Бритиш Петролиум» - это современная энергетическая корпорация. Основными направлениями ее деятельности являются разведка и добыча нефти и газа на суше и шельфе. Работа ведется и в направлении совершенствования технологий и развития так называемой «зеленой» энергетики. Экологические аспекты деятельности - стратегическая задача BP. Выбор компании в качестве своего бренда «Зеленый» основан на заявлении компании о ли-
дерстве в вопросах охраны окружающей среды в соответствующем секторе экономики. Принципы деятельности компании ВР традиционны. Это исключение несчастных случаев; предотвращение ущерба окружающей среде; исключение вреда здоровью людей; четкая система отчетности; система приоритетов: человеческий фактор - предотвращение ущерба окружающей среде - имущество компании и др.; оценка всех рисков; соблюдение законодательства. А.С. Шестаков отметил также, что компания ВР стремится уменьшить объем выбросов и отходов. Быи разработан специальный стандарт по экологической безопасности. Данный стандарт объединил всю положительную практику компании в сфере охраны окружающей среды и систематизировал данную практику. Внимание следует уделять и альтернативной энергетике как возможности для развития бизнеса.
Начальником юридического отдела Государственного комитета ядерного регулирования Украины (Госкоматомнадзор) В.Г. Матвеевой быии освещены вопросы, касающиеся правового регулирования безопасности транзитных перевозок радиоактивных материалов в Республике Украина. Была представлена подробная характеристика таких законов, как Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и о радиационной безопасности», Закон Украины «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии», Закон Украины «О перевозке опасных грузов». В.Г. Матвеева подчеркнула то обстоятельство, что весь процесс транзита радиоактивных материалов должен соответствовать интересам человека и благополучию окружающей среды, в том числе должны быть приняты меры, не допускающие ионизирующего излучения.
Заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета, доктор юридических наук, профессор В.П. Камышанский выступил с сообщением на тему «Законодательное регулирование и практический опыт Краснодарского края в области возобновляемы« источников энергии». Основной задачей энергетической политики Российской Федерации на
этапе до 2010 г. является структурная перестройка отраслей топливно-энергетического комплекса, предусматривающая дальнейшее развитие электрификации, в том числе за счет нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Возобновляемые источники энергии в настоящее время все чаще привлекают к себе внимание не только как альтернатива ископаемым видам топлива, но и как средство снижения остроты экологических проблем. Двадцать пятого мая 2004 г. Законодательное собрание Краснодарского края приняло Закон «Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае». Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Краснодарского края государственной политики в сфере использования возобновляемых источников энергии. В 2002-2005 гг. реализовывалась программа «Энергосбережение в Краснодарском крае». Двадцать пятого октября 2006 г. Законодательным собранием Краснодарского края была утверждена Краевая целевая программа «Энергосбережение в Краснодарском крае» на 20062010 гг. Реализация указанной программы позволит осуществить замещение 152 МВт мощности традиционных источников энергии возобновляемыми.
Заведующий лабораторией правового обеспечения недропользования ФГУП СИИИГ-ГиМС A.A. Попов обратил внимание участников конференции на необходимость дальнейшего развития государственно-частного партнерства при освоении ресурсов недр Восточной Сибири. Такое партнерство должно существовать на официальной юридической основе и носить равноправный характер. При этом государство должно выступать координатором целевых программ в данной сфере.
Завершая работу конференции, заведующий кафедрой предпринимательского права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор Е.П. Губин поблагодарил всех собравшихся за участие в конференции, отметил высокую информационную составляющую конференции, а также кратко остановился на не-
которых спорных моментах, прозвучавших в выступлениях участников. Профессор Е.П. Губин подчеркнул, что научных проблем в области энергетики и права существует много. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова всегда готов принимать гостей и обсуждать наиболее актуальные темы.
Доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук П.Г. Лахно выразил благодарность российским, немецким, украинским, таджикским коллегам за проведенную плодотворную рабо-
ту и отметил, что данная конференция должна дать импульс для дальнейших научных исследований рассматриваемых проблем.
Директор Института германского и европейского предпринимательского, конкурентного и энергетического права Свободного университета Берлина, профессор, доктор юридических наук, доктор политических наук, почетный доктор энергетического права США Ф.Ю. Зеккер отметил целесообразность дальнейшего научного сотрудничества по обсуждаемым на конференции вопросам.
Вредакцию материал поступил 02.05.08.