Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученый XXI века
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буранова Н. Ш.

В статье рассматриваются и анализируются игровые технологии как фактор становления читательской компетентности школьников среднего звена. Формирование читательской компетенции учащихся проходит на уроках литературного чтения, на внеклассных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ

Н.Ш. Буранова1

10.15350/24103586.2022.1.9

Аннотация

В статье рассматриваются и анализируются игровые технологии как фактор становления читательской компетентности школьников среднего звена. Формирование читательской компетенции учащихся проходит на уроках литературного чтения, на внеклассных занятиях.

Ключевые слова: игровые технологии, внеклассное чтение, читательская компетентность, творчество, средняя школа.

Современный курс литературы в средней школе подразумевает то, что уроки литературы должны помочь детям в развитии творческих способностей, эстетических и нравственных ориентиров, гуманистических принципов. А «одной из главных целей литературного образования должно явиться формирование квалифицированного читателя, у которого к окончанию обучения должна быть сформулирована достаточно устойчивая шкала ценностей и определен круг читательских интересов» [4, 25].

Но в современных условиях, когда информация к человеку поступает благодаря стремительному развитию информационных технологий самыми различными способами, потребность в чтении до минимума сведена вообще, а тем более в чтении вдумчивом, приносящем эстетическое наслаждение. Темпы жизни современного человека не позволяют ему концентрироваться на прочитанном, создавать мысленные, эмоциональные образы.

Ученик в школе в процессе изучения литературы также сталкивается с проблемами: недостаток времени для чтения в связи с большой загруженностью; необходимость анализа или интерпретации художественного текста и недостаток доступных для восприятия среднего ученика методик; жажда творческого самораскрытия и самореализации и трудности насыщения этой жажды в связи с причинами, перечисленными выше.

Литературные игры помогают строить процесс учения с увлечением, вырабатывать потребность юного человека читать умные, серьезные книги, вводить его в удивительный мир художественной литературы, формировать эстетический вкус читателей-подростков и развивать их творческую активность, обогащать словарный запас и совершенствовать грамматический строй речи.

В образовательном процессе школьникам важно научиться не только запоминать и воспроизводить учебный материал, но овладеть навыком установления причинно-следственной связи [1, 4].

Формирование читательской компетенции учащихся, безусловно, проходит на уроках литературного чтения, на внеклассных занятиях через проведение творческих конкурсов, литературных игр, занятий с элементами театрализации, что стимулирует творческую активность ребят [7, 11].

Литературные игры имеют большое значение для расширения общего кругозора учащихся, обогащения их знаниями в области биографии писателей, их произведений, теории литературы, а также для формирования у школьников определенных умений и навыков по предмету и применения их в практической деятельности, для развития общеучебных умений и навыков. Они важны для воспитания самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности, воли, формирования нравственных, эстетических и мировоззренческих принципов. Литературные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения, фантазии,

гБуранова Нилуфар Шавкатовна - Андижанский государственный медицинский институт.

творческих способностей, мышления-рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять (на примере литературных произведений), находить аналогии, оптимальные решения. Они также позволяют приобщать учащихся к нормам и непреходящим ценностям жизни человека и общества.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Это, в свою очередь, развивает навыки научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний [2, 123].

Исследовательская деятельность учащихся среднего звена школы как метод может и должна присутствовать на уроке литературы [3, 79-81].

Учебная деятельность далека от реальной жизни и профессиональной деятельности. Это обусловливает формализм знаний, трудность их применения. Необходимость преодоления этих трудностей привела к попыткам усиления связи техники, производства, образования, науки, широкому использованию коллективных форм организации учебной деятельности, к которым принадлежит и деловая игра. Такой тип обучения реализует в себе следующие методологические принципы: принцип единства содержания и формы, принцип связи теории и практики, принцип моделирования, принцип системности.

При проведении литературных игр учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся - игровой и учебно-познавательной. Он должен стремиться не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность учащихся.

Помимо общих указаний по проведению литературных игр, имеются также частные рекомендации к организации отдельных игр.

Так, руководитель инсценирования должен знать сильные и слабые стороны этой игры. С одной стороны, она производит литературное произведение, но с другой стороны, как бы ни была интересна, эффективна игра, она предполагает творческий подход. Инсценировка требует чёткого обоснования целей и места в учебном процессе [5, 67]. Прежде всего, это ценностный опыт формирования навыков общения и взаимодействия, опыт человеческих отношений, формирование познавательных мотивов.

Как один из видов деловой игры, операционная игра - инсценировка отличается от других литературных игр. Проиграв ситуацию, ученик чувствует свои силы и возможности, и необходимо обратить внимание на эффект последствия.

Инсценирование обостряет внимание к художественному тексту. Однако для того, чтобы эта работа не превратилась в пародию, необходимо предлагать школьникам посильные задания. Трудности этого приёма побуждают использовать его в основном в старших классах. Инсценирование большого эпического произведения в школе невыполнимо, так как требует огромного творческого труда. А вот инсценирование лишь эпизода из большого произведения или рассказа, особенно тогда, когда в центре его одно событие, когда он написан как сценка, - задача, посильная для учащихся даже средних классов (Чехов «Лошадиная фамилия», «Хамелеон»).

Работа с ребусами на уроках литературы целесообразна в 6-7 классах. В ребусы можно включать такое слово, отгадав которое дети назовут тему произведения, главного героя или его атрибут. Установку на это не обязательно давать заранее, можно спросить после отгадывания, как данное слово соотносится с произведением.

При работе с кроссвордом учителю нужно иметь в виду, что вопросы в школьном кроссворде могут быть заданы одним из следующих способов: в виде вопросительного предложения; в виде назывного предложения; в виде пропущенного слова в цитате, на месте которого стоит многоточие

Работу с кроссвордом в классе можно построить на примере частичного заполнения, то есть отгадывать частично отгаданный кроссворд. Такой приём

привлекает внимание к неразгаданным вопросам, на которые не смог ответить «незнакомец».

Квест-технология. Веб-квест - это интерактивная образовательная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают её от простейшего поиска информации в Интернете: 1. наличие проблемы, которую необходимо решить; 2. поиск информации по конкретной проблеме в компьютерной сети осуществляется группой учащихся. Каждый член группы имеет определённую роль и вносит свой вклад в решение существующей проблемы; 3. решение проблемы достигается путем слаженной работы в группе [4, 204].

Такая технология обычно включает в себя три этапа работы с текстом. 1. Работа с произведением до чтения (постановка целей урока с учетом общей (мотивационной, учебной, психологической, эмоциональной) готовности младших школьников к работе).

2. Работа с произведением во время чтения (первичное прочтение и перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).

3. Работа с произведением после чтения (знакомство с писателем; смысловая беседа по тексту; работа с заглавием и иллюстрациями). В качестве средства формирования читательской компетентности рекомендуется также использовать технологию веб-квеста [5, 16].

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Таким образом, в литературных играх актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей -получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник чётко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за свое поведение, но на нем лежит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит самореализация, рефлексирование, ученик принимает решение, за которое он в ответе, что значительно активизирует его учебный процесс.

Список литературы:

1. Буранова Н.Ш. «Новая педагогическая технология «тонкие и толстые вопросы» на уроках внеклассного чтения". Статья в журнале "Universum: психология и образование". Выпуск 8 (86), 2021 http://7universum.com/ru/psy/archive/category/886

2. Буранова Н.Ш. «Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся средней школы». Статья в журнале «Актуальные научные исследования в современном мире», Украина, выпуск 4 (72), ч.7, 2021, стр.122-126, ISCIENCE.IN.UA

3. Буранова Н.Ш. Исследовательская активность учащихся на уроках литературы-М.: Internauka, 2020, No. 41 - 96 p. https://www.internauka.org/journal/science/internauka/170

4. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. - М.: Школа-Пресс, 2007. - 145 с.

5. Жесткова Е.А. Технология веб-квеста на уроках литературного чтения в начальной школе/ Е.А. Жесткова, В.В. Казакова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 9 (часть 4). С.723-725.

© С.А. Балтаниязов, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.