Научная статья на тему 'Игровой проект как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста'

Игровой проект как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1312
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЕТОД ИГРОВЫХ ПРОЕКТОВ / СИСТЕМНАЯ КАРТА ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ИГРОВОГО ПРОЕКТА / КАРТЫ ИГРОВОГО ПРОЕКТА / РОЛЕВЫЕ ПОРТРЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеева О. Л., Савченко М. В.

В статье представлены результаты практической работы по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Инструментом воспитания самостоятельности в игре был выбран метод проектов. На примере игрового проекта «Театр» раскрывается модель воспитания самостоятельности у дошкольников в игре, которая включает информационно-ознакомительный, тренировочно-игровой, самостоятельно-деятельностный и оценочно-рефлексивный этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровой проект как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ИГРОВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Корнеева О.Л.*, Савченко М.В.*

Донбасский государственный педагогический университет, Украина, г. Славянск

В статье представлены результаты практической работы по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Инструментом воспитания самостоятельности в игре был выбран метод проектов. На примере игрового проекта «Театр» раскрывается модель воспитания самостоятельности у дошкольников в игре, которая включает информационно-ознакомительный, тренировочно-игровой, самостоятельно-деятельностный и оценочно-рефлексивный этапы.

Ключевые слова: самостоятельность, старший дошкольный возраст, метод игровых проектов, системная карта логических действий игрового проекта, карты игрового проекта, ролевые портреты.

Одной из главных задач современного образования является воспитание поколения граждан, имеющих собственную позицию, умение и навыки самостоятельной жизни. Самостоятельность приобретает новые формы и содержания на каждом возрастном этапе (Л.С. Выготский), но наиболее оптимальным периодом для воспитания самостоятельности является старший дошкольный возраст. В этот период особенности развития мотивационной сферы, формирования волевых и моральных аспектов поведения в связи с включением в сферу коллективной деятельности, расширения опыта создают условия для более глубокого развития данного качества. Одним из главных средств воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста учеными определяется игра (Л.В. Артемова, А.К. Бондаренко, Р.И. Жуковская, С.А. Марутян, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, Н.И. Непомнящая, В.Г. Нечаева, П.Г. Саморукова, А.П. Усова и др.).

Опираясь на мнение А.П. Усовой о том, что «рассматривая игру как форму организации детской жизни, можно организовывать в жизни детей такие виды деятельности, которые направят детскую жизнь в интересном для нас направлении» [1, с. 342], для работы по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста нами был выбран метод игровых проектов. Указанный метод позволяет разнообразить педагогический процесс. Он может использоваться не только для более глубокого овладения

* Старший преподаватель кафедры Практической психологии, кандидат педагогических наук.

* Ассистент кафедры Дошкольного образования, кандидат педагогических наук.

детьми знаниями и развития их интеллектуальной сферы в целом, а и создает возможности для социального и психологического развития личности (Н.Б. Борисова, А.В. Ковшар, Е.С. Полат, И.В. Цветкова, Д.В. Чернилевский и др.). При решении задач проекта, работа в коллективе позволяет овладеть коммуникативными умениями и навыками, применить их для овладения различными социальными ролями, способствует приобретению широких контактов, знакомству с различными культурами и разными точками зрения на одну проблему (И.М. Богданова).

На основе анализа научно-теоретической базы исследования и полученных в ходе эксперимента результатов была разработана экспериментальная модель воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, которая включала четыре этапа: информационно-ознакомительный, тренировочно-игровой, самостоятельно-деятельно-стный, оценочно-рефлексивный. Согласно с этапами указанной модели вместе с воспитателями ДОУ № 31 г. Константиновки Донецкой обл. были разработаны сценарии игровых проектов для работы с детьми. Среди них: «Театр», «Кафе», «Супермаркет», «Больница», «Ателье», «Телекомпания».

Опишем содержание формирующей работы согласно экспериментальной модели на каждом из указанных этапов.

На информационно-ознакомительном этапе работа с детьми направлена на развитие у них интереса к теме проекта, диагностику уровня знаний по теме игры, активизацию и мотивацию их к участию в игре. Кроме этого, организация работы предусматривала отдельные задачи для детей разных уровней развития самостоятельности в игровой деятельности.

Представим содержание работы согласно указанной экспериментальной модели на примере реализации одного из игровых проектов - «Театр». Содержание указанного проекта было разработано с учетом работ Е.П. Аматье-вой, Л.В. Артемовой, Н.В. Водолаги, Н.В. Гавриш которые были адаптированы к задачам нашего исследования [3, 4, 5].

Цель проекта: вызвать у дошкольников интерес к театрально-игровой деятельности на основе создание определенных условий; учить детей ориентироваться в театральном окружении, называть атрибуты театрально-игрового оборудования; воспитывать интерес и бережное отношение к костюмам, игрушкам, украшениям, театральным куклам; создать необходимые условия для реализации запланированной игры.

Процедура проведения: с помощью игрового момента «Микрофон», выявляли уровень знаний детей по теме «Театр». Дети по очереди рассказывали, что они знают о театре, когда и с кем посещали его, обменивались впечатлениями. Игровой момент позволил выявить, насколько дети осведомлены по теме игрового проекта.

Дальнейшая организация игрового проекта предусматривала проведение экскурсии в городской дворец культуры с целью формирования у детей опре-

деленных представлений о театре (его назначении, устройстве, людях, которые там работают, их обязанностях), овладение рядом терминологических понятий по теме, что составляло информационно-ознакомительное направленность работы. Внимание детей обращали на внешний вид здания дворца культуры, его внутреннее устройство (зрительный зал, сцена, кулисы, гримерные комнаты), дети познакомились с обязанностями директора театра, режиссера-постановщика, звукорежиссера, артистов, декоратора, костюмера, гримера, рабочих сцены, кассира-билетера, контроллера, уборщика, библиотекаря.

Для детей заранее были сделаны «Корзины впечатлений» в виде настоящих корзин. Им предлагали «собирать впечатления»: сделать рисунки, фотоснимки (с помощью педагога), собрать предметы, которые дарили работники театра детям (билеты, афиши, фотографии артистов и т.д.). На основе «Корзины впечатлений» дети составляли рассказ «Каким я увидел театр».

Ознакомление старших дошкольников с театром продолжали на основе изучение различных видов театральной деятельности: кукольного, пальчикового, настольного, теневого театров, театра на фланелеграфе. Дети узнали, из каких материалов изготавливается театральное оборудование, как ставятся театральные представления, как работают артисты. Кроме ознакомления с различными видами театральной деятельности, воспитатель разыгрывала известные детям сказки с их помощью (на основе кукольного, пальчикового, настольного театров). Это дало возможность детям наблюдать, как педагог говорит за каждого персонажа, имитирует ролевые действия, как меняет интонацию и т.д. Впечатления детей обсуждались во время тематических бесед («Готовимся к выступлению на концерте», «В костюмерной», «Репетиция концерта», «Создаем зрительный зал», «Покупка билета», «Находим место в зрительном зале»), углублялись на основе чтение художественной литературы по сюжетной линии «Мы идем в театр», просмотра видеоматериалов по теме игрового проекта.

Во время ознакомления с тематическим содержанием игры в гости к детям пришел молодежный театр с постановкой «Три медведя» в современной обработке. После спектакля дети имели возможность задать юным актерам вопросы о подготовке постановок, репетициях, особенностях разучивания роли, примеряли различные элементы костюмов. Для реализации роли, активных действий на сцене детям предлагали в качестве настоящих артистов выступить на подготовленной для молодежного театра сцене перед детьми своей группы с песнями, стихами, загадками.

С целью лучшего усвоения сюжетной линии использовались проблемные ситуации, в которых детям предлагалось самостоятельно купить билеты в театр всей группе; выступить в роли экскурсовода в детском кукольном театре; устроить зрительный зал для детей всей подгруппы и т.д.

Для обеспечения создания мобильного игрового пространства для игры «Театр», воспитателем вместе с детьми изготовлялись атрибуты к различ-

ным спектаклям. С этой целью использовали игровые упражнения «Игровая мастерская», «Тематический вернисаж», партнерские проекты.

Игровое упражнение «Игровая мастерская».

Тема: «Изготовление украшения для задника сцены».

Цель: показать последовательность алгоритма изготовления украшения «цветок» к спектаклю по сказке «Красная Шапочка», развивать умение детей работать по образцу воспитателя.

Процедура выполнения: воспитатель рассказывает о подготовке к спектаклю «Красная Шапочка», определяет с детьми, какие украшения необходимые для задней стены сцены. Предлагает одно из украшений - «цветок», демонстрирует образец и процесс изготовления. Детям предлагают воспроизвести самостоятельно украшения и разместить их на задней стенк сцены.

Результатом первого этапа формирующего эксперимента стали: обогащенная предметно-развивающая среда группы. Так, родителями детей были изготовлены предметы-заменители, которые помогли отразить атмосферу театра в групповой комнате: сцена, кулисы, костюмерная, парикмахерская. Ознакомление детей с театром, обогащения их знаний о театральных профессиях, создание игрового пространства для тематической игры вызвало живой интерес детей. Уже на первой неделе работы появились первые попытки детей самостоятельно отразить полученные впечатления с помощью кукольного театра, новых атрибутов в игре. Дети проявляли осторожность и ответственность относительно атрибутики, костюмов, кукол, особенно тех, в изготовлении которых принимали непосредственное участие.

На тренировочно-игровом этапе работы обеспечивалось дальнейшее развитие различных представлений у детей о театральной деятельности и умение использовать их для создания новых сюжетов, связанных с игрой «Театр». Была разработана системная карта логических действий игрового проекта, в которой описывались элементы устройства театра, ролевые действия работников театра. Так, к сюжету игрового проекта «Театр», связанного со сценой и подготовкой к спектаклям, были выделены сюжетные линии: «Гримерная комната», «Работа костюмерной», «Мастерская по изготовлению декораций и кукол», «Концертная студия», «Актерская школа», «Хореографический класс ». В «фойе театра» детьми были устроены гардероб и касса. Впоследствии, среди сюжетов, которые обыгрывались, появились сюжетные линии «Зимний сад при театре» со своими работниками, экскурсоводом; «Кафе» с посетителями; выставка детского творчества (на основе работ детей).

С целью лучшего овладения детьми ролями создавались карты игрового проекта. Для этого, в соответствии с темой игры, педагогом вместе с детьми был определен перечень ролей, характерных для детского драматического театра, эстрадного театра, детского кукольного театра. Для указанных видов театра определялись атрибуты, которые должны сопровождать каждую роль (внешние признаки, копии атрибутов, заместители). Например, внешними

признаками артиста эстрадного театра является наличие костюмов и их деталей для выступления на концерте, кроме этого, у него должны быть копии таких атрибутов, как микрофон, сцена для выступления, а также декорации для разыгрывания спектаклей (кубы, стулья и т.д.).

Для уточнения содержания ролей карты игрового проекта были составлены ролевые портреты. Например, внешний ролевой портрет директора театра включал следующие атрибуты: внешние признаки - галстук; копии атрибутов - телефон; предметы-заместители - пластиковая карточка для расчета в банке, чек. Поведенческий ролевой портрет директора театра предусматривал следующее: принимает на работу сотрудников, рассказывает о должностных обязанностях новым работникам, следит за их выполнением, выплачивает заработную плату, рассчитывается в банке. Для развития умения подбирать ролевые действия, атрибуты, элементы костюмов по каждой роли использовали специальные упражнения.

Особое внимание на этом этапе было отведено овладению ролями игрового проекта, развитию ролевых действий. Благодаря опосредованному влиянию созданной игровой среды дети проявляли интерес к содержанию каждой роли, ее характеру, особенностям, активно привлекались к тренировочным упражнениям, направленным на овладение той или иной ролью, делали предложения по их лучшему воплощению.

Для формирования умения детей свободно владеть ролевым содержанием игры использовали проблемные ситуации, самостоятельные тренировки.

Проблемная ситуация «Потерялись документы зрителя».

Цель: развивать умение решать проблемы в игровой ситуации согласно роли, которую на себя взял ребенок.

Процедура проведения: воспитатель берет на себя роль зрителя, который потерял свои документы в зрительном зале и обращается за помощью к контролёрам. Детям предлагают «превратиться» в контролеров и решить проблему зрителя.

Дошкольники по очереди предлагали свое решение проблемы, это помогало глубже вникнуть в содержание роли «контролер театра» по сюжету игры.

С целью устранения и решения конфликтных ситуаций при распределении и разыгрывание ролей, педагогом практиковались «встречи» с Господином этикетом, разучивание мирилок, применение психологических этюдов морально-этического содержания («Попроси», «Будь вежливым», «Палочка-выручалочка», «Чудо единства», «Цветок примирения»).

Особое внимание педагог уделял стимулированию и поддержке творческих проявлений детей во время разыгрывания ролей. Для этого вводили упражнения на развитие актерского мастерства, например, «Творческие минутки».

Цель: стимулировать проявления творческой активности, самостоятельности, способствовать получению удовольствия от собственных творческих

поисков, стремление к самореализации, поддерживать интерес к выступлениям сверстников.

Процедура проведения: воспитатель предлагает детям представить себя участниками концерта и подготовить небольшое выступление (танец, песню, чтение стихов, чтение монолога из какого-нибудь рассказа). Желающим предоставляют несколько минут для выступления на импровизированной сцене.

Упражнение не требовало организации сразу всех детей, номера готовили по желанию. Удачные выступления сверстников, позитивная их оценка воспитателем стимулировали других детей к проявлениям творчества. Так каждый раз, когда воспитатель предлагала детям поиграть в «Творческие минутки», появлялось все больше желающих, номера становились более разнообразными.

Для определения и изучения правил игры проводилось партнерское занятия, во время которого детям предлагали выделить правила, которых следует придерживаться во время игры в театр. Для этого было введены роли «маленьких правоведов», задачей которых стал поиск нарушений участниками во время игры и анализ того, к чему это приводит.

После серии задач была организована непосредственная игра детей по теме проекта. Она была направлена на поддержание дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, на развитие умения детей самостоятельно справедливо распределять роли, решать в этически принятой форме конфликты без обращения ко взрослому, проявлять настойчивость в достижении запланированного результата игры.

На самостоятельно-деятельностном этапе игрового проекта педагог ставил целью воспитание у детей целеустремленности и настойчивости в реализации игровых ролей и содержания игры, проявлений активности и независимости при выборе сюжетной линии, стимулирование проявлений творчества в игровой деятельности. Для её реализации системные карты логических действий игрового проекта были дополнены новыми сюжетными линиями и речевыми штампами. Приводим примеры этой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра «Театр» (подготовка к выступлению на концерте).

Цель: создать условия для самостоятельной игровой деятельности детей.

Процедура выполнения: воспитатель предлагает детям выступить в младшей группе с концертом, посвященным дню рождения детского сада.

Приводим фрагмент организации подготовки к выступлению на концерте.

Воспитатель: «Как вы считаете, готовы ли мы сегодня выступить с концертом?», «Что нужно для проведения интересного концерта?». Дети высказывали мнение, что к концерту нужно подготовиться и составляли перечень действий по подготовке, обсуждали возможные сюжетные действия. Например, во время подготовки к выступлению на концерте для взаимодействия «костюмер-артист» были определены следующие содержательные линии: 1) костюмер - делает внешний осмотр костюмов (их элементов, масок,

кукол); выдает костюмы (кукол) и принадлежности к ним; помогает правильно одеться артистам; собирает костюмы (кукол) и их элементы после выступления, аккуратно раскладывает их по местам; если костюмы или атрибуты требуют ремонта, отдает их мастерам по ремонту; 2) артист - приходит в костюмерную, берет костюм (детали костюма, кукол, атрибуты) согласно своей роли; надевает костюм и следит за его опрятностью; играет в спектакле; сдает костюм в костюмерную.

Сюжетно-ролевая игра «Театр».

Цель: способствовать реализации самостоятельной игровой деятельности детей; стимулировать направленность детей на творческие проявления в игре, целеустремленность в реализации роли и содержания игры; поддерживать интерес детей к игре и желание включаться в игры сверстников, совместно пользоваться атрибутами игры; расширять содержание игрового проекта.

Процедура проведения: воспитатель предлагает детям самостоятельно организовать игру, самостоятельно распределить роли, обсудить правила, содержание сюжета и варианты его развития. Далее руководство педагога переходит в скрытую форму, он участвует в совместной с детьми игре, выполняет одну из неглавных ролей, поддерживает проявления самостоятельности у детей.

Воспитатель предлагала каждому участнику игры рассказать о своих обязанностях, выбрать атрибуты, необходимые для выполнения роли. После беседы дети самостоятельно занимались подготовкой к игре. Режиссер вместе с актерами планировал спектакль, ведущий проговаривал, как и кого он будет представлять, декораторы рисовали украшения для концертной сцены, костюмеры и гримеры готовили артистов поочередно к выступлению (делали прическу, макияж, подбирали элементы костюмов), кассир-билетер готовил билеты для продажи с пометкой «Концерт». В конце концерта зрители громко аплодировали, дарили цветы и сюрпризы артистам. В память о концерте зрителям дарили билеты.

Во время игры воспитатель следил за проявлениями самостоятельности в игровой деятельности детей и стимулировал их, учитывая индивидуальные особенности, с помощью вопросов, объяснений, шуток, указаний, воображаемых ситуаций, показа действия со словесным сопровождением, игр-инсценировок.

За успешное овладение ролью, ее развитие и выполнение, соблюдение правил игры, предусматривались награды, которые стимулировали других детей к лучшим результатам в игре («Корона успеха»).

На завершающем этапе, оценочно-рефлексивном, игровой проект переходил на более высокий уровень развития детской игры. На основе имеющихся знаний, полученных умений и навыков планирования и развития игры, дети проявляли самостоятельность при ее организации. Они научились обходиться без помощи и руководства со стороны взрослого, проявляли от-

ветственность по выполнению оговоренных правил игры и взятой на себя роли в коллективной игре, конфликтные ситуации решались без вмешательства взрослого с помощью изученных мирилок. При этом дети научились прислушиваться к мнениям других участников игры, проявлять критичность по отношению к своим игровым действиям, реализации роли, раскрытию сюжетной линии.

С целью поддержания интереса детей к игре на этом же уровне было проведено дополнение и расширение карты системных логических действий игрового проекта новыми сюжетными линями.

Расширение сюжетных линий требовало дополнительных знаний, информации о новых профессиях, изготовления новых атрибутов. На этом этапе дети уже самостоятельно занимались поиском информации по интересующей их проблеме, в этом им помогали родители. Была разработана «папка игры», в которой каждый ребенок с помощью родителей схематично (в виде картинок из журналов, фотографий, наклеек, собственных рисунков) пытался отразить содержание интересной ему роли, элементы костюма, атрибуты, сопровождающие ее, действия, которые ей присущи и т.п. Результатом этой деятельности стали изготовленные детьми папки «Выступления артистов», «Кукольный театр», «Костюмы сказочных героев», «Что для кого?» (изображение формы одежды для различных профессий) и другие.

В конце оценочно-рефлексивного этапа, согласно технологии психо лого-педагогического проектирования (Т. Пироженко) была организована беседа-воспоминание [6]. Опишем ее.

Беседа-воспоминание «Как мы играли в театр».

Цель: оценить уровень развития самостоятельности старших дошкольников в игровой деятельности.

Процедура проведения: воспитатель предлагает вопросы для обсуждения, например: «С чего началась игра? Что удалось, а что нет? Какие трудности возникали в процессе игры? Благодаря чему удалось их разрешить? Что удавалось легко? Тяжело? Почему? Какие новые слова мы изучили? Что интересного узнали? Какие игры вы сами устраивали дома? А что в игре считаете самым интересным? Что хотелось бы повторить? Кто, кому и чем помог? Кто с кем играл охотно? Кто с кем подружился? Какие правила поведения определили во время игры? Почему? Перед кем каждый из вас хотел бы похвастаться? Чем? Как мы научились во время игр решать конфликты? Что мы можем делать самостоятельно?».

Воспитатель давала детям образец анализа общих и индивидуальных достижений, неудач, чтобы подчеркнуть их значение для всей группы. Например: «Я была приятно удивлена, когда увидела, как наша Анечка умеет делать прически, она была настоящим парикмахером», «Я гордилась тем, как София помогала другим организовать игру в театр, какой вежливой была с товарищами».

С целью выделить достижения детей в игре, каждому вручали медаль в соответствии с его достижениями. Были подготовлены медали «За интересные идеи», «За значительный вклад в общее дело», «За умение разрешать конфликты», «За лучшее перевоплощение», «За организаторские умения».

Воспитатель предлагала детям выдвинуть идеи для организации новой игры, поддерживая маленькие инициативы детей: «В какие новые игры хотелось бы поиграть? Что вы хотели бы узнать нового? Какую новую игру вы можете организовать сами?».

Итогом оценочно-рефлексивного этапа стала презентация самостоятельных игровых навыков детей в форме праздника «День самостоятельного ребенка».

На завершающем этапе экспериментальной работы положительные результаты активности детей стали очевидными. Так, дошкольники самостоятельно подходили к карте-схеме сюжетно-ролевой игры «Театр» и комментировали изображения, обсуждали его друг с другом, задавали по этой теме вопросы воспитателю. Дети с удовольствием готовили индивидуальные выступления со стихами, танцами, загадками для участия в игре-концерте. Появилась инициативность при выборе сказки для инсценировки, они сами выбирали тему, распределяли роли, подбирали костюмы и атрибуты, договаривались между собой о последовательности действий и высказываний. Самостоятельно организовывали сюжетно-ролевую игру в сюжетных центрах «Костюмерная», «Гримерная»: распределяли роли, вели между собой диалог в соответствии с определенными ролевыми образами, правильно использовали копии атрибутов и их заместителей, подбирали детали костюмов, кукол; придерживались своей очереди. При подготовке сцены к спектаклям, концертам сами создавали зрительный зал: по собственному желанию строили грузовую машину, перевозили стулья, расставляли их, осматривали целостность. Наиболее активные дети сами предлагали себя на роль ведущего концерта, умело представляли зрительному залу ребенка-артиста. Почти все дети проявляли желание участвовать в подготовке праздников, концертов, активность при выполнении ролевых действий, подготовке концертной программы, придерживались установленных правил, содержания сюжета, были настойчивыми в достижении результата игры.

Итак, организация творческих игр в виде воплощения разработанных игровых проектов, позволила повысить активность самих воспитанников через вооружение их новыми знаниями по различным темам, навыками игровой деятельности, получение социального опыта и повышение собственной заинтересованности к коллективному делу.

Список литературы:

1. Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума) / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1966. - 352 с.

2. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. -М.: АПН, 1957. - 24 с.

3. Артемова Л.В. Вчися, граючись. Навколишнш свгт у дидактичних гг-рах дошк1льнят: кн. для вихователiв дит. садкiв та батьыв. - К.: Томiрiс, 1995. - 112 с.

4. Водолага Н.В. Театральна абетка. - Донецьк: Лебвдь, 2000. - 108 с.

5. Гавриш Н.В. Розвиток мовленневотворчо! даяльносп в дошкольному вiцi: дисс. ... док. пед. наук: 13.00.02 / Наталiя Васишвна Гавриш. - К., 2002. -417 с.

6. Проженко Т.О. Особиспсть дошкiльника: перспективи розвитку. -Тернопiль: Мандрiвець, 2010. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.