УДК 656.788
Рассмотрены и формализованы различные типы конфликтных ситуаций, возникающих при транс-портно-экспедиционном обслуживании предприятий и организаций. Предложены функции выигрыша для выбора стратегий участников конфликта
ИГРОВОИ ПОДХОД ПРИ ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
В.С. Наумов
Доцент
Кафедра транспортных технологий Харьковский национальный автомобильно-дорожный
университет
ул. Петровского, 25, г. Харьков, Украина, 61002 Контактный тел. (057) 707-37-20 e-mail:[email protected]
1. Введение
2. Анализ публикаций
Теория игр является одним из основных инструментов анализа задач, возникающих в большинстве отраслей человеческой деятельности.
Аппарат теории равновесия и теории игр послужил основой для создания современных теорий международной торговли, налогообложения, общественных благ, монетарной экономики, теории производственных организаций [1].
В то же время возможности данной теории не используются в полной мере для решения задач на транспорте.
Деятельность современных транспортно-экспеди-ционных предприятий (ТЭП) является в большей части деятельностью посреднической, и поэтому характеризуется наличием конфликтных ситуаций, возникающих вследствие необходимости согласования интересов различных сторон.
Исходя из содержания и особенностей процесса транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО), можно сделать вывод о целесообразности использования аппарата теории игр для выбора оптимальных стратегий ТЭП на рынке транспортных услуг.
В [2, 3] игра определяется как конфликтная ситуация, при этом игра имеет место, если определены стороны, являющиеся принимающими решения субъектами, возможности участников конфликта (множество всех стратегий), исходы конфликта (ситуации), стороны, отстаивающие некоторые интересы, и сами интересы (цели) заинтересованных сторон в конфликте.
Согласно определению игры [3] конфликтную ситуацию формально можно представить в следующем виде:
^(Яд.Ык^.г, ^Юк^) (1)
где - множество всех принимающих решение субъектов (коалиции действия); гК - множество всех допустимых решений (стратегий) участников игры, принимающих решение; г - множество всех ситуаций (исходов) игры; - множество всех отстаивающих определённые интересы субъектов (коалиции интересов); >-к - множество всех интересов заинтересованных в конфликте сторон (отношение предпочтения). Все исходы игры составляют множество г, являющееся подмножеством множества всех комбинаций стратегий коалиций действия:
г с П ГК
(2)
Обычно принято считать, что коалиции интересов есть подмножества того же множества игроков, что и коалиции действия.
Множество всех интересов является бинарным отношением на множестве г:
^Кс г х г, К .
I! = {Э;П} ,
Множества стратегий игроков являются бесконечными [4] и представляют собой значения из диапазона (0; Ятах], где Ятах - максимально возможное значение нормы прибыли.
Определим функции выигрыша игроков:
(3)
Нэ = Sп (1 + ЯП)] ЯЭ, Нп = ^п>
(6)
Для определения отношения предпочтения на множестве ситуаций задается функция НК, принимающая вещественные значения, - функция выигрыша коалиции интересов К.
3. Цель и постановка задачи
Целью работы является формализация возможных конфликтных ситуаций, возникающих при ТЭО предприятий и организаций. Объектом исследования является процесс выбора оптимальных стратегий ТЭП, а предметом - использование игрового подхода при выборе оптимальных стратегий.
Для достижения цели исследования анализируются возможные конфликтные ситуации, возникающие в процессе ТЭО, в контексте определения (1).
4. Формализация конфликтных ситуаций
В процессе функционирования ТЭП на рынке транспортных услуг возможны следующие типы конфликтных ситуаций:
1. Конфликт между ТЭП и перевозчиком при установлении платы за перевозку.
2. Конфликт между ТЭП и заказчиком при установлении платы за услугу.
3. Выбор стратегии поведения участников транспортного процесса - ТЭП, перевозчика и заказчика услуги.
4. Конкурентная борьба нескольких ТЭП, функционирующих на рынке транспортных услуг.
В конфликтной ситуации, возникающей между ТЭП и перевозчиком, коалиции интересов являются одновременно коалициями действия. При этом целью и ТЭП, и перевозчика является повышение прибыли, поэтому на множестве вещественных чисел можно задать соответствующие функции выигрыша. В данном случае игру можно формализовать следующим образом:
г = (иг^дн,^), (4)
где 11 - множество игроков; г - множество стратегий игрока 1; Н - функция выигрыша 1-го игрока.
Множество 11, очевидно, состоит из двух элементов:
(5)
где Э - транспортно-экспедиционное предприятие; П - перевозчик.
Стратегии игроков можно определить при помощи нормы прибыли Я - показателя, указывающего, какую часть от себестоимости услуги составляет прибыль.
где НЭ, НП - функции выигрыша, Sэ, Sп - себестоимости услуг, ЯЭ, ЯП - нормы прибыли экспедитора и перевозчика соответственно.
Аналогично (4) можно представить конфликт между ТЭП и заказчиком:
г2 ^.{^(НЦ), (7)
где 12 - множество игроков, 12 = {Э; К}; К - заказчик транспортно-экспедиционной услуги (клиент).
В данном случае функция выигрыша экспедитора определяется в соответствии с (6). Целью клиента при этом является минимизация стоимости услуги Т8. Если известна средняя стоимость услуги на рынке Т, то Тд можно определить следующим образом:
Т5= Т + 8,
(8)
где 8 - разница между средней рыночной стоимостью услуги и ценой, уплаченной клиентом.
Показатель 8 принимает отрицательное значение в случае, если стоимость услуги Т8 ниже средней рыночной, и положительное - в обратном случае. Таким образом, цель клиента можно определить как минимизацию 8 или - максимизацию значения (-8).
С учётом (6) и (8) определим функцию выигрыша заказчика услуги НК:
Нк = -8 = Т-+ Sп■ (1 + Яп)]-(1 + Яэ) .
(9)
Множество стратегий клиента также является бесконечным и определяется как значения 8 в диапазоне (т- Sэ -Sп (1 + Яп)) .
Как видим, в данном случае считается, что минимальная стоимость услуги экспедитора учитывает прибыль перевозчика. Если ЯП не задано, то 5е(-~;Т- Sэ -Sп).
Для выбора стратегии поведения ТЭП, перевозчика и заказчика услуги, конфликтная ситуация формализуется следующим образом:
Г = (Мг.ЦДН.Ц) , (10)
где 13 - множество игроков, 13 = {Э; П; К}.
При этом множества стратегий {г!}!е1 определяются аналогично, а функции выигрыша {Н^е1 - в соответствии с (6) и (9).
Более масштабную задачу - конкурентную борьбу п ТЭП на рынке транспортных услуг можно представить в модели игры п лиц:
Г = (игЦДНЦ), (11)
где 14 - множество игроков, 14 ={Э1;Э2;_;Эп}.
В качестве стратегий игроков, кроме нормы прибыли, определяющей стоимость услуги, целесообразно выделить количество диспетчеров и количество
автомобилей экспедитора (при наличии собственного подвижного состава).
Множество стратегий конкурентов является бесконечным за счёт возможных значений нормы прибыли.
С учётом значения вероятности отклонения заявки на ТЭО функции выигрыша конкурентов можно представить в виде
Тр 'Цд Ць
5. Выводы
H, = S, ■ R3l ■ (1 -pol)■
b
(12)
где Si - себестоимость выполнения заказа, грн/ткм; - математическое ожидание величины партии груза, т;
- математическое ожидание величины расстояния доставки, км; Ь - средний интервал поступления заявки, ч; Тр - величина расчётного периода, ч; р0 - вероятность отклонения заявки для 1-го экспедитора.
Вероятность отклонения заявки является функцией от количества диспетчеров ТЭП, количества автомобилей, а также - количества конкурентов и перевозчиков, работающих в исследуемом сегменте рынка транспортных услуг.
Показатели ц^, и Ь являются параметрами спроса на транспортно-экспедиционные услуги в анализируемом сегменте рынка и определяются на основании статистической информации о потоке заявок на ТЭО.
Формализация рассмотренных конфликтных ситуаций позволяет разработать математические модели для определения оптимальных стратегий игроков. Предложенные функции выигрыша могут быть использованы в других оптимизационных задачах.
Перспективными направлениями дальнейших исследований являются детализация функций выигрыша и разработка методов определения стратегий экспедиторов, перевозчиков и заказчиков на рынке транспортных услуг.
Литература
1. Печерский С.Л., Беляева А.А. Теория игр для экономистов. Вводный курс. - СПб.: Изд-во Европ. Ун-та в С.Петербурге, 2001. - 342 с.
2. Воробьёв Н.Н. Основы теории игр. Бескоалиционные игры. - М.: Наука, 1984. - 496 с.
3. Оуэн Г. Теория игр. - М.: Изд-во «Мир», 1971. - 232 с.
4. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе / А.М. Дубров, Б.А. Лагоша, Е.Ю. Хрусталев, Т.П. Барановская. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 224 с.
■D О
Приведены типовые математические модели расчета характеристик структуры газовых потоков в системах воздушного отопления и вентиляции. Показаны математические модели и алгоритмы расчетов, которые могут быть использованы при проектировании вентиляционных систем. Разработаны упрощенные математические модели аэротермических процессов отопительно-вентиляционных систем
■о о
УДК 628.218
УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА К МОДЕЛИ С СОСРЕДОТОЧЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ СИСТЕМ ВОЗДУШНОГО ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ
С.П. Высоцкий
Доктор технических наук, профессор АДИ ГВУЗ "ДонНТУ"
1. Введение
Одной из проблем моделирования теплообмена в вентилируемом помещении являются возникающие в системе гидродинамические неустойчивости,
из которых основную роль играет неустойчивость Релея-Тейлора. Исследование такого рода турбулентных течений является фундаментальной задачей гидродинамики. Сложность прямого численного расчета характеристик систем воздушного отопления и вентиляции по гидродинамическим уравнениям, его