Научная статья на тему 'Игровая деятельность как условие повышения активности студентов ссузов на занятиях по предмету «Физическая культура»'

Игровая деятельность как условие повышения активности студентов ссузов на занятиях по предмету «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустин А. А.

В статье на основе анализа литературных источников, а также метода анкетирования исследованы и описаны основные мотивы и потребности студенческой молодежи в области физического воспитания и в частности предмета «физическая культура». Раскрывается сущность игрового метода в физическом воспитании как одного из существенных активных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game activity as a condition of increase of activity of student's average special educational institutions on employment in a subject "Physical training"

Main students' reasons and needs in the fields of physical education and Physical Culture are analyzed on the base of literary source an alysis and questionnaire technique. The main point of gaming technique in physical education opens as one of the main educational method.

Текст научной работы на тему «Игровая деятельность как условие повышения активности студентов ссузов на занятиях по предмету «Физическая культура»»

гом успешности обучения выразительности речи на основе фразеологии. Как показывают результаты эксперимента, формирование устойчивых ассоциативных связей между фразеологическими единицами и конкретными ситуациями общения облегчает процесс общения, повышает эффективность речевого воздействия со стороны адресанта.

Примечания

1. Аеонтьев, А. А. К определению речевой ситуации [Текст] / А. А. Леонтьев // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. М., 1991. С. 74.

2. Риверс, У. М. Десять принципов изучения и обучения иностранным языкам на основе взаимодействия обучаемого и преподавателя [Текст] / У. М. Риверс // Глядя в будущее: Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков 17-21 окт. 1989 г. М.: МГЛУ: Рема, 1992. С. 114.

3. Верещагин, Е. М. Язык и культура: лингво-страноведение в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. 4-е изд. М.: Рус. яз., 1990. С. 37.

4. Там же. С. 143.

5. Вайсбурд, М. Л. Использование учебно-рече-вых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке [Текст] / М. Л. Вайсбурд. Обнинск, 2001. С. 53.

А. А. Капустин

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ

СТУДЕНТОВ ССУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В статье на основе анализа литературных источников, а также метода анкетирования исследованы и описаны основные мотивы и потребности студенческой молодежи в области физического воспитания и в частности предмета «физическая культура». Раскрывается сущность игрового метода в физическом воспитании как одного из существенных активных методов обучения.

Main students' reasons and needs in the fields of physical education and Physical Culture are analyzed on the base of literary source analysis and questionnaire technique. The main point of gaming technique in physical education opens as one of the main educational method.

Известно, что в человеке не заложена потребность выполнения чьих-либо указаний - у него заложена прямо противоположная потребность в сопротивлении принуждению [1]. Поэтому ко-мандно-строевыми методами, доминирующими на занятиях в школах, средних специальных и высших учебных заведениях, воспитывать в челове-

© Капустин А. А., 2008

ке потребность в физическом совершенствовании практически невозможно. Эффект от применения этих методов бывает скорее обратный. В результате большинство занимающихся уклоняются от самостоятельных занятий физическими упражнениями. Замедляется их физическое развитие и ухудшается здоровье. В связи с этим возникает интерес к исследованию потребност-но-мотивационной сферы физического воспитания и определению путей формирования у занимающихся таких потребностей, которые наиболее благоприятны для их здоровья и физического совершенствования.

Студенты намного осознаннее, чем подрост-ки-школьники, занимаются физическими упражнениями. Мотивы, которые побуждают делать их это, отличаются разнообразием, часто переходят один в другой. У одного и того же занимающегося бывает сразу несколько мотивов, но некоторые мотивы являются ведущими.

Потребности и мотивации - важнейшие побуждающие к деятельности психофизиологические факторы. Действия людей вытекают из их потребностей и интересов [2].

Интерес к деятельности и действия, порождаемые реальными потребностями, являются непосредственными причинами событий, стоящими за побуждениями - мотивами, помыслами участвующих в действиях индивидуумов [3].

Мотивация буквально означает «то, что вызывает движение». Субъективно это переживание ситуации предстоящей или текущей деятельности, объективно - изменение обмена веществ, возбудимости нервных центров, биохимические изменения на макро- и микроуровне [4].

Ретроспективный анализ многочисленных литературных источников показал, что потребности и мотивации к деятельности в сфере физической культуры студентов могут быть сгруппированы следующим образом:

а) биологические, жизненно важные (потребность в двигательной активности, в общении, в эмоциональных невербальных контактах);

б) материальные потребности и мотивации и их удовлетворение в процессе занятий профилированными видами спорта;

в) социальные потребности и мотивы деятельности, связанные с самоутверждением в социуме, в ближайшем окружении, в кругу социально близких людей;

г) духовные потребности (самопознание, самоутверждение, личностное самосовершенствование).

В поисках путей повышения эффективности учебной деятельности, усиления её мотивации мы также обращаемся к анализу понятия «эмоциональный фактор в образовательном процессе».

Под эмоциональным фактором образовательного процесса следует понимать эмоции, кото-

рые оказывают существенное мотивирующее влияние на удовлетворение познавательных потребностей студентов и способствуют формированию их устойчивой познавательной мотивации.

Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов стратегии перестройки профессионального образования в ПТУ, техникумах, вузах, учебных заведениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров [5].

С помощью средств, методов и форм активного обучения можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении. Они способствуют:

- формированию не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов;

- воспитанию системного мышления специалиста, включающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

- созданию целостного представления о профессиональной деятельности и ее основных фрагментах;

- обучению коллективной мыслительной и практической работы, формированию социальных умений и навыков взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитанию ответственного отношения к делу, общественным ценностям;

- овладению методами моделирования и проектирования.

Одним из существенных активных методов обучения и подготовки кадров является игровой метод во всех его вариантах, который в настоящее время широко используется во многих странах, в том числе и в нашей стране [6].

Игра как социально-психологическая категория представляет собой мотивированную деятельность. Психологическим понятием, наиболее удобным для объяснения выбора мотива игровой деятельности, является «установка», иначе именуемая «отношением». Она определяет механизм поведения в игре, предвосхищает это поведение, часто выступает как цель поведения.

Наряду с этим игра, являясь особого типа моделью действительности, интерпретирует те или иные ее стороны, переводя их на язык правил. С этим связано обучающее и тренирующее значение игры. В данном случае мотив обучения и есть та мысленная предпосылка (установка), которая руководит действиями, реакциями, определяет поведение в игре. Она в определенной мере запрограммирована участниками, имеет определенный алгоритм. Примером могут служить игры, применяемые в спортивной практике. Для овладения техникой в спортивных играх, например, применяется система целенаправленных подводящих подвижных игр по принципу «от просто-

го к сложному», в процессе которых участники успешно овладевают арсеналом технических и тактических навыков. Определенному алгоритму подчинены подвижные игры, имеющие целью воздействовать на двигательные способности человека, ставящие целью содействовать развитию таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость. Намерения педагога, проводящего игры, осмысливаются участниками, что является мотивацией их действий.

Важным преимуществом разработанных и внедряемых сейчас в учебный процесс по физическому воспитанию игровых форм обучения перед традиционными формами трансляции знаний является то, что в играх их участники имеют возможность проследить и «прожить» конкретное содержание различных профессиональных ситуаций.

Игровое обучение активизирует усвоение нового профессионально значимого материала как в виде индивидуального действия, так и в виде коллективных взаимодействий. Наличие в играх рефлексивного, поискового и мыслительного компонентов позволяет говорить о возможности формирования в условиях игрового обучения исследовательского и творческого отношения студентов к их будущей профессиональной действительности.

Таким образом, актуальным является потребность в активизации и приобщении обучающихся к самостоятельному поиску решения возникающих задач, понимании структуры того или иного действия, разрешение противоречий между имеющимися знаниями и способностью разрешения ситуаций, возникающих в процессе практической деятельности. Все это предполагает более широкое использование игровых методов обучения на занятиях физической культурой со студентами средних специальных учебных заведений.

С целью выявления физкультурно-образова-тельной активности, отношения студентов к занятиям физической культурой и к игровой деятельности при их проведении было проведено анкетирование. Опрос проводился с помощью специально разработанной анкеты. Анкетированию подверглись 200 студентов (100 юношей и 100 девушек) первых курсов различных средних специальных учебных заведений и разных специальностей. С помощью анкетных данных выяснилось общее состояние здоровья, настроение и самочувствие студентов по их субъективной оценке.

В результате полученных данных можно констатировать, что 82,5% студентов считают свое состояние здоровья хорошим, 15,5% - удовлетворительным, а 3% студентов отметили свое состояние здоровья как плохое. На вопрос о само-

чувствии отметили его как «хорошее» 84% опрошенных, «удовлетворительным» свое самочувствие посчитали 14% студентов, а «плохим» -2%. При этом обычное настроение, по данным анкетирования, практически у всех студентов «хорошее». Так ответили порядка 94,5% опрошенных учащихся.

Значительная часть вопросов анкеты была посвящена выявлению отношения учащихся к уроку физической культуры как основной форме организации физического воспитания в колледже, а также к определенным разделам программы по физическому воспитанию.

Анализ данных опроса показал, что регулярно посещают уроки физического воспитания 84,5%> студентов, от случая к случаю, то есть нерегулярно, - 16,5%. При этом, отвечая на вопрос о роли физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, студенты обнаруживают понимание и важность ее в 68% случаев, остальные 32%> респондентов считают это влияние опосредованным либо даже отрицательным.

Вполне естественно, что многие студенты не любят или не посещают уроки физической культуры по причине того, что они им просто не доставляют удовольствия, особенно в том случае, если нет понимания важности занятия физическими упражнениями для нормальной жизнедеятельности человека. Из данных анкетирования видно, что 43%> студентов не устраивает однообразие занятий, 12%> сослались на отсутствие интересных упражнений, 3% опрошенных не устраивает плохая организация урока и невнимательное отношение преподавателя, а 8,5% занимающихся считают, что на уроках недостаточна физическая нагрузка. В то же время 33,5% респондентов затрудняются ответить на этот вопрос.

На вопрос: «Что вам нравится на уроках физической культуры?» 34,5%) студентов отметили такой критерий, как эмоциональность урока и интересные упражнения, 38% занимающихся получают удовольствие от того, что улучшают свою физическую подготовленность, 12% респондентов нравится насыщенная физическая нагрузка, а 8%> ~ разнообразие учебного материала. Остальные 7,5%> студентов посещают уроки физической культуры для того, чтобы снять усталость после учебных лекционных занятий.

Из результатов анкетирования видно, что из разделов учебной программы по физическому воспитанию 53% студентов первых курсов наибольшее предпочтение отдают спортивным играм. При этом на вопрос о наиболее привлекательных видах спорта большинство студентов отмечают какую-либо спортивную игру (футбол, баскетбол, волейбол, реже теннис или хоккей). Занятия по легкой атлетике нравятся 26% опро-

шенных, остальные 21% предпочитают гимнастику и лыжную подготовку. При этом если спортивные игры предпочитают примерно одинаковое количество девушек и юношей средних специальных учебных заведений, то гимнастике предпочтение отдают девушки, а лыжной подготовке - юноши. Легкая атлетика как раздел учебной программы интересна примерно одинаковому количеству студентов, вне зависимости от половой принадлежности.

Как оказалось, студентам средних специальных учебных заведений далеко не безразлично содержание занятий по физической культуре. Так, для 23%> опрошенных студентов наиболее привлекательными являются занятия общей физической подготовкой. Такие занятия, как правило, проходят в тренажерном зале и пользуются наибольшей популярностью у юношей. Занятиям по физической культуре на основе како-го-либо спорта предпочтение отдают 34,5% учащихся средних специальных учебных заведений, при этом, исходя из предыдущего вопроса об интересах к тому или иному разделу программы, выяснено, что студенты отдают предпочтение игровым видам спорта по своему содержанию. Большинство опрошенных, а именно 39,5%, хотят, чтобы уроки физической культуры строились на основе игровой организации деятельности (спортивные, подвижные игры, эстафеты и т. д.).

Проанализировав ответы на вопросы, касающиеся представления молодежи об игровой деятельности в контексте физического воспитания, выяснили, что студенты, как правило, ассоциируют этот вид деятельности с общеизвестными спортивными играми (68% ответов). При этом 47,5%> респондентов, кроме спортивных игр, к игровой деятельности на уроках физической культуры относят подвижные игры. Эстафеты, игровые и соревновательные конкурсы к разряду игровой деятельности причисляют всего лишь 29,5% студентов, прошедших анкетирование.

Таким образом, результаты исследований показали, что 94%> студентов положительно относятся к игровой деятельности, причем 62% из них считают целесообразным применять этот вид деятельности во всех возрастных группах учащихся на занятиях по физической культуре. Такое отношение испытуемых к игровой организации учебно-образовательного процесса на занятиях физической культурой в средних специальных учебных заведениях связано, прежде всего, с пониманием эффективности влияния подвижных и спортивных игр на процесс физического воспитания студенческой молодежи. Так, положительное влияние игровой деятельности на сохранение и укрепление здоровья отмечают 53% студентов. Для 42,5%) опрошенных игра на занятиях

по физической культуре способствует повышению интереса, хотя 9% посчитали, что преподаватели используют на занятиях данный вид деятельности для развлечения студентов и отвлечения от дидактических целей урока. Кроме того, 17,5% респондентов дополнительно отметили роль игры в воспитании культуры личности современной молодежи.

Анализ результатов анкетирования позволяет сделать заключение о том, что как преподаватели, так и студенты в большинстве случаев положительно относятся к использованию средств и методов игровой деятельности на занятиях по физическому воспитанию. Повышение интереса к физической культуре студенты видят в дополнении содержания занятий активными видами деятельности, такими, как разнообразные спортивные и подвижные игры, соревновательные и состязательные игровые элементы.

Примечания

1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. М., 1976; Здра-вомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А. Г. Здр авомыслов. М.: Политиздат, 1986. 221 е.; Яновская, М, Г, Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания [Текст] / М. Г. Яновская. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. 93 с.

2. Асеев, В. Г. Указ. соч.; Здравомыслов, А. Г. Указ. соч.; Соколов, А. В. Коммуникационные потребности [Текст]: учеб. пособие для бакалавров образования / А. В. Соколов. Краснодар, 1996. 161 с.

3. Философский словарь [Текст]. М.: Сов. энцикл., 1983. С. 213.

4. Баевский, Р. М. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем организма [Текст] / Р. М. Баевский // Адаптация и проблемы общей патологии. Новосибирск, 1974. С. 88-111; Павлов, И. П. Избранные статьи и речи по вопросам психиатрии и невропатологии [Текст]. Вып. 1 / И. П. Павлов. М.: Медгиз, 1951. 107 е.; Фомин, Н. А. Психоре-гулирующая тренировка в системе атлетической подготовки и становлении ценностных ориентаций студентов [Текст] / Н. А. Фомин, Ю. А. Рябов // Теория и практика физ. культуры. 1998. № 9. С. 15-20.

5. Неверкович, С. Д. Указ. соч.; Железняк, Ю. Д. Изменения в профессиональном образовании педагога по физической культуре, довузовская подготовка и приемные экзамены [Текст] / Ю. Д. Железняк // Довузовская подготовка в системе непрерывного физкультурного образования: тез. докл. II науч.-практ. конф. (1-3 марта 2001 г.). М.: РГАФК, 2001. С. 29-30.

6. Неверкович, С. Д. Указ. соч.

Т. К. Поддубная, Т. В. Петрунова

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Процесс усвоения иностранного языка рассматривается как единство когнитивного и эмоционального компонентов. Интеграция, взаимообусловленность этих компонентов определяются как системный параметр процесса обучения. Исследуются системные закономерности в проявлении когнитивного и эмоционального компонента процесса усвоения иностранного языка. В качестве операциональной модели исследования выступает семантическое пространство.

The process of language acquisition is viewed as a unity of cognitive and emotional components. Integrity and interdependence of these components are defined as a systemic parameter of the process of study. We analyze systematic features of operation of cognitive and emotional components of the process of language acquisition in comparison with native language. The semantic space is used as an operational model of research.

Психолого-педагогические проблемы, связанные с обучением иностранному языку, рассматриваются в общем контексте среднего и профессионального лингвистического образования и ограничиваются, в основном, двумя смысловыми сферами - психолингвистической и лингводидак-тической. Исследуются специфика преподавания иностранного языка как особой формы познавательной активности в учебно-воспитательном процессе (И. А. Зимняя, Е. И. Пассов); вопросы психолингвистического сопровождения процесса обучения иностранным языкам (А. А. За-левская, А. А. Леонтьев); психологические механизмы овладения иностранным языком (А. А. Алхазиашвили, Б. В. Беляев, М. К. Ка-бардов и др.); методика обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Е. И. Пассов, С. Г. Тер-Ми-насова и др.).

Потребности психологической теории и практики в конкретизации психологических закономерностей процесса усвоения иностранного языка студентами вуза; необходимость обеспечения психологического сопровождения этого процесса и оптимизации условий развивающего потенциала предмета «Иностранный язык» с учетом внутренней картины мира студентов, отражающей особенности условий, процесса и результата этого усвоения определили проблему нашего исследования.

Изучение взаимосвязи между эмоциональными и познавательными явлениями восходит к тру-

© Поддубная Т. К., Петрунова Т. В., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.