МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
повышения уровня социализации, изменения картины мира, открытия новых возможностей в самореализации, нуждаются в помощи специалиста-психолога в развитии их способностей к эмпатии и рефлексии. Полученную информацию об особенностях развития таких личностных характеристик как эмпатия и рефлексия у несовершеннолетних правонарушителей можно успешно использовать при составлении коррекционных программ при работе с ними. Список использованной литературы:
1.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других Текст. / В.В. Бойко. М.: Изд-во «АСПЕКТ ПРЕСС», 1999. - 412 с.
2.Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч. пособ. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.486-490.
3. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методики её диагностики // Психологический журнал. 2003. №5. Т.24.- С. 46-57.
4. Ульянова В. П. Специфика рефлексии нормативной ситуации подростками с нормативным и делинквентным поведением // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - № 7 (14). - С. 33-41.
5. Чижова И.Н. Рефлексивность и агрессивное поведение просоциальных и делинквентных подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. № 2, 2010.- С.76-81.
6. Труве Э.И., Самсонова Д.Н. Изучение особенностей личностных характеристик подростков-правонарушителей.- Сб.: Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборнмк статей Международной научо-практической конференции (10 декабря 2014г., Уфа) .-Уфа:Аэтерна, 2014.-С.112 - 114.
© Труве Э.И., Лавриченко Н.В., 2015
УДК 159.923.2
Р.Р. Утебалиева
Бакалавр 2 курса обучения «Педагогическое образование. Иностранный язык», Астраханский государственный университет, факультет иностранных языков
г. Астрахань, Российская Федерация
ИГРА В РАННЕМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКА
Аннотация
В статье анализируются психологические особенности развития и обучения дошкольников в процессе освоения ими иностранного языка. Акцентируется внимание на необходимости организации игровой деятельности с дошкольниками, осваивающими иностранный язык.
Ключевые слова
Развитие личности, ранее обучение, дошкольник, игровая деятельность
Дети, как губки, мгновенно впитывают новый материал. Они особенно чувствительны к определенным педагогическим воздействиям, они сензитивны к ним. Для изучения языка, да и вообще обучения, необходима развитость таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. К тому же, такие качества как умение общаться с людьми, трудовые способности и самоконтроль являются немаловажными в процессе обучения.
К моменту начала изучения языка, внимание детей должно быть произвольным, обладающим нужным объемом. То же самое с памятью ребенка, ее произвольность заключается в том, чтобы ребенок был способен найти определенные для себя способы и методы с целью эффективного запоминания. Что самое главное -
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
это мышление. Без него не будет действовать ни один учебный процесс. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно- действенной, наглядно-образной и словесно- логической [5, с.118].
В дошкольном возрасте активно работают клетки головного мозга, широко развита память и восприятие является чрезвычайно активным. У дошкольников активизируется формирование признаков ребенка как личности.
Игра является основным видом осмысленной продуктивной деятельности. С помощью игры, именно дошкольникам, легко удается овладевать языком. В процессе игры воспитатель учит детей простым нравственным нормам, которые, впоследствии становятся регуляторами коллективных взаимоотношений, помогают справедливо решать возникающие споры, конфликты и повышают моральный уровень детского поведения.
Педагогика предъявляет игре высокие требования. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» [3, с.203-204]. Можно сделать вывод, что игра - это активный процесс слияния одновременно нравственного и умственного воспитания.
Одним из главных аспектов раннего обучения иностранному языку является личностная готовность дошкольника. Она проявляется в наличии у ребенка интереса к языкам, к приобретению знаний, умений и навыков. Этот интерес онтогенетически вырастает из естественной любознательности детей 4 - 5 летнего возраста (возраст «почемучек») [5, с.119]. Невозможно не упомянуть мотивационную готовность, которая характеризуется потребностью в достижении успехов, что играет немаловажную роль в процессе обучения.
Если развитие в процессе обучения «происходит по собственному желанию, предполагает собственную активность, и личностные усилия на всех этапах этого процесса, оно является саморазвитием» [1, с.299]. У детей дошкольного возраста можно и нужно воспитывать потребность в саморазвитии, которая в контексте освоения дошкольниками иностранного языка может и должно происходить с помощью игровой деятельности.
Было выявлено, что грамотное, с использованием игровой деятельности, обучение иностранному языку в дошкольных учреждениях позволяет детям в начальной школе демонстрировать высокую мотивацию и значительную самостоятельность, элементы саморазвития при освоении иностранного языка [2, с. 125]. Черты, отличающие дошкольника и находящие выражение в сюжетно-ролевой игре: выход интересов за пределы непосредственного окружения; направленность интересов на сам процесс деятельности (а не на ее результат) [4, с. 48].
Таким образом, анализ психологических особенностей развития и обучения дошкольников, позволяет утверждать, что в процессе освоения ими иностранного языка, вместе с учетом необходимости системно-личностного развития дошкольника, большое внимание необходимо уделить организации игровой деятельности с дошкольниками, осваивающими иностранный язык.
Список использованной литературы:
1.Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С. 289-301.
2.Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
3.Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., 1973.с. 203-204.
4.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
5.Немов Р.С. Психология образования. Книга 2. Развитие познавательных процессов и деятельности в дошкольном возрасте / Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. В 3 кн. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001. - 496 с.
© Утебалиева Р.Р., 2015