Научная статья на тему 'Игра как средство экологического образования младших школьников'

Игра как средство экологического образования младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра как средство экологического образования младших школьников»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

деятельностью. В 1999 г. две ученические исследовательские работы, участвовавшие во всероссийском конкурсе “Подрост”, вышли в финал. Участвовал в финале Фестиваля юношеских экологических фильмов в г. Москве и фильм “Речка?!” (номинация “популярный фильм по экологии”).

Одно из новых направлений работы станции — флористика. Работы, сделанные детьми, пронизаны любовью к природе, трепетным к ней отношением. Некоторые из них стали победителями всероссийского конкурса “Зеркало природы” в 1998 и 1999 гг.

Стало доброй традицией проведение массовых мероприятий экологического содержания, в которых участвуют учащиеся (иногда вместе с родителями) школ г. Саранска, приезжают делегации с районных станций. В мае 1994 г. был проведен 1-й республиканский слет-конкурс юных экологов, в 2000 г. планируется проведение 2-го слета. Его отличие от 1-го, в большем внимании к практической работе школьников в полевых условиях, к знанию методик Экологических исследований.

Важной формой экологического воспитания является учебно-опытный участок (УОУ). Из 780 общеобразовательных школ республики 605 имеют УОУ. В этом направлении нами проводятся семинары с

учителями, как в Саранске, так и в районах республики, школам оказывается теоретическая и практическая помощь. Ежегодно подводятся итоги работы на УОУ по республике с вручением призов. Работа городских школьников на УОУ станции дает им практические навыки по агротехнике возделывания различных культур, знакомит с разнообразием культурных растений. На УОУ станции заложен экологический отдел. В нем есть подотделы, реализующие познавательные интересы детей (родина растений; цветочные часы; растения, способствующие выведению радионуклидов из организма человека; растения, устойчивые к атмосферному загрязнению), и подотделы, в которых проводятся наблюдения за ростом и развитием растений (растения

— индикаторы различных загрязнителей; растения — очистители воздуха). В 2000 г. планируется закладка опытов по изучению биоценотических связей. Материал для создания этих подотделов собирался совместно с детьми, поэтому им интересна и работа на этом участке, и ее результат.

В своей дальнейшей работе экологического направления станция юннатов будет поддерживать и укреплять связи с общественностью, различными организациями с целью пропаганды экологических знаний, развития экологической культуры.

ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

♦ «*

М. А.Доронина, учитель начальных классов экологического лицея № 7 г. Саранска

Исследования ученых. показывают, что 82 % учащихся 6 — 11-х классов рас-

зают природу как ресурс, 12 — как источник жизни, 6 % — как источник наслаждения.

Как сделать так, чтобы ребенок залюбовался пушистой лапкой вербы и не сломал ее, засмотрелся на мохнатого шмеля и не поймал его? Как научить ребенка видеть и слышать красоту природы? Ответы на эти и многие другие вопросы дают программы факультативного курса для начальной школы “Игровая экология”, разработанные Т.В.Шпотовой при участии

Л. П. Старых, и учебник “Окружающий мир” Л.В.Тарасова На каждом занятии, в каждом задании учащимся, предоставляется возможность проявить фантазию, поощряется отход от шаблона. Дети совершают путешествия в мир жуков, трав, солнца... Они пытаются почувствовать себя деревом, снежинкой, капелькой воды, учатся думать, чувствовать, сопереживать.

Первое занятие по теме “Моря” я начинаю с инсценировки отрывка из сказки АС.Пушкина о золотой рыбке. Задаю ученикам вопросы:

© МА. Доронина, 2000

- Почему рыбка не захотела, чтобы старуха стала владычицей морскою? Не хочет этого и автор. Почему?

Какой вред наносит человек морю?

Отвечая на вопросы, ребята пишут мини-сочинение. Приведу отрывки из сочинений учеников 4-го класса Окуневой Наташи и Никонова Коли:

“Человек загрязняет море! Он засоряет его! Заводы выливают грязные воды! Иногда корабли плывут и разбиваются, а вся нефть выливается в море. И там погибает все живое. Вот и Пушкин не хотел, чтобы в его сказке старуха стала владычицей морской! Он оставил ее ни с чем у разбитого корыта. Правильно сделал, а то старуха погубила бы море и саму золотую

рыбку5’

“Рыбка не хотела быть слугой бабки. Ведь не зря же есть такая пословица: много захочешь — последнее потеряешь. И правда: была старуха, а стала царица! Но не только из-за этого. Все, даже первоклассники, знают, какой вред морям приносят люди: нефтяные пятна, отбросы — это все оставляют люди. Какой рыбке этого хочется? Рыбка правильно сделала, что не выполнила последнюю старухину просьбу”

Идея природных циклов является ключевой для учебника по окружающему миру. Это очень глубокая идея. Она позволяет понять, что “все течет, все изменяется”, и что “все возвращается на круги своя” Человек — участник природных циклов, причем участник активный, поэтому от его поведения во многом зависит, завершится или не завершится тот или иной круговорот.

На занятии, посвященном природным циклам, задаю детям вопрос:

Что происходит с листьями, когда они опадают?

Выслушав их ответы (уносит ветер и т. п.), объясняю, что листья “съедаются”, разрываются на кусочки маленькими существами, живущими на земле — слизняками, червями, улитками и т. д. Эти существа обеспечивают их переработку. В результате остаются такие маленькие кусочки, что содержащиеся в них питательные вещества и витамины становятся доступ-

ными для корней деревьев. Деревья используют их для роста, для формирования листвы. Осенью листья снова осыпаются.

Чтобы учащиеся лучше поняли этот круговорот, разыгрывается сценка. Шестеро детей изображают дерево. Они строятся парами лицом друг к другу и берутся за руки, образуя “ствол”, через который будут проходить питательные вещества. Четверо детей — “листья“ Сначала они располагаются “на верхушке” (спереди) дерева, затем перемещаются на землю, где поедающие их существа “разрывают их на части” “Листья” сворачиваются, становятся все меньше и меньше, а потом ползут обратно “на верхушку” дерева через “ствол”, изображая, как дерево “ест”, и снова становятся большими.

4

В заключение идет разговор о том, что в природе нет отходов. Природа сама позаботилась об их переработке. Идея циклов естественным образом выводит на 4 “закона” экологии, сформированные Б.Коммонером:

- все связано со всем;

- все должно куда-то деваться;

- ничто не дается даром;

- природа знает лучше.

Очень важно, чтобы ребенок понял, что все в природе взаимосвязано, чтобы он уважал чужую жизнь: цветка, животного, дерева, былинки, человека.

Первый урок по теме “Дерево и я” начинаю с игры “Угадай и покажи дерево” Класс разбивается на несколько групп. Каждая труппа должна изобразить дерево (ель, дуб, березу, рябину), а остальные отгадать, что изображено, затем я предлагаю подумать и написать, чем для каждого из учащихся является дерево. Вот список, составленный на основе ответов ребят: чистый воздух, посуда, красота, вдохновение, уют, тепло, метеоролог, дом, целитель, спасатель. Вывод в конце урока дети делают сами: дерево—это чудо, созданное природой, его надо беречь. Так, с помощью игр, мы делаем первые шаги в познании природы. Игры приближают детей к миру растений и животных и, что еще более важно, к осознанию неразрывной связи их самих с природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.