Научная статья на тему 'Игра как средство актуализации возможностей интеллектуального развития ребенка'

Игра как средство актуализации возможностей интеллектуального развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1168
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савенкова И. В.

Целью статьи является определение особого статуса игры в системе деятельности и развития ребенка. Добровольная и структурированная правилами, сочетающая реальность и вымысел, напряжение и релаксацию игра образует пласт культуры, неразрывно связанный с развитием. Поддерживаемый и передаваемый из поколения в поколение игровыми традициями опыт игрового освоения человеком мира создает условия, которые развивают ребенка как личность, формируют непреходящие способы индивидуального игрового бытия, для раннего онтогенеза выступающего воздухом жизни, и сохраняющего значимость особого отношения к миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра как средство актуализации возможностей интеллектуального развития ребенка»

Игра как средство актуализации возможностей интеллектуального развития ребенка

Савенкова И.В.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и возрастной психологии

Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. Целью статьи является определение особого статуса игры в системе деятельности и развития ребенка. Добровольная и структурированная правилами, сочетающая реальность и вымысел, напряжение и релаксацию игра образует пласт культуры, неразрывно связанный с развитием. Поддерживаемый и передаваемый из поколения в поколение игровыми традициями опыт игрового освоения человеком мира создает условия, которые развивают ребенка как личность, формируют непреходящие способы индивидуального игрового бытия, для раннего онтогенеза выступающего воздухом жизни, и сохраняющего значимость особого отношения к миру.

Выдающийся исследователь в области педагогики и психологии Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Игра как ведущая деятельность дошкольника (А.Н. Леонтьев), как практика развития (С.Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д.Б. Эльконин), как средство амплификации (обогащенная) психического развития ребенка (А.В. Запорожец), как детская традиция (В.С. Мухина), как практика воспитания (Е.В. Субботский, Дж. Брунер), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И.С. Кон), как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М. Мид), признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка (Черная А.В. Традиционная игра как этнопсихологический феномен и форма воспитания. // Мир психологии. 2003. № 3. -С.181 - 191)

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность (Крюкова Л.А. Дидактические игры в детском саду // Дошкольное воспитание.-2000.-№ 4.-С. 43-57.).

В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать

обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их (Игра дошкольника. / Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.— 286 с.).

В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путем их поэтапного изменения и внедрения в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. В игре поэтапная отработка умственных действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена.

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Исследованиями психологов З.А. Зак (.Различия в мышлении детей. М., 1992), А.Н. Поливанова (Психология интеллекта. М., 1997), С.С. Степанова (Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 2004.) подтверждено, что в игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заменителей. Действительно, именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые замещения. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закрепленной и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотные записи и т.п. Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач. Наиболее типичная для детей дошкольного возраста форма таких представлений - построение и использование наглядных моделей (типа схемы, плана, чертежа) (Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.)

Способность к наглядному пространственному моделированию является одной из важнейших интеллектуальных способностей, складывающихся в дошкольном детстве. Уровень ее развития в значительной степени определяет общий уровень интеллектуального развития ребенка. Способность к наглядному моделированию обусловлена тем, что сама деятельность детей носит моделирующий характер и что в ней преобладает игра. Вот почему особую ценность для интеллектуального развития ребенка имеет игровое моделирование действительности.

Еще одно приобретение в интеллектуальном развитии, непосредственно связанное с игрой, - формирование способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами. Замещение и моделирование, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер. Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнять игровые действия, толкает детей на путь поиска подходящих заменителей; один и тот же заменитель начинает использоваться для обозначения разных предметов, и наоборот. А это уже элементы воображения, творчества. Еще больший толчок развитию воображения дает сопоставление модели, создаваемой в игре, с самой моделируемой действительностью. За собственными игровыми действиями и действиями партнеров ребенок начинает видеть второй, воображаемый план (Поддъяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. -С.68).

Таким образом, развитие мышления в игре неразрывно связано с развитием воображения. Игра достигает у дошкольников достаточно высокой степени развития при

условии систематического и умелого руководства ею со стороны взрослых. При наличии такого руководства те интеллектуальные качества, которые несет в себе игра, развиваются не у всех детей в одинаковой мере: это зависит от того места, которое занимает ребенок в совместных играх, от его индивидуально-психологических особенностей и от ряда других причин. Так, способность к наглядному моделированию, развитое воображение необходимы в различных видах труда, и, если они не будут сформированы в дошкольном детстве, наверстать это потом чрезвычайно трудно.

В наше время более новый вид игр - компьютерные игры. Они имеют самое прямое отношение к интеллектуальному развитию. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребенка, заключающейся в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с другой стороны, - могут стать важным средством развития основ логического мышления. Использование правильно подобранных компьютерных игр является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, развитие творческих способностей и создание благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики (К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной) свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. В этот период, компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Однако компьютерные игры и их содержание требуют серьезного научного обоснования и пока могут использоваться в детских садах в экспериментальном порядке, под наблюдением специалистов - педагогов, психологов. Но, несомненно, недалек день, когда они пополнят арсенал средств, направленных на интеллектуальное развитие ребенка ( Горвиц Ю.М. Зачем малышам компьютер? // Детский сад от А до Я- 2003.- № 1).

Подводя итог, следует подчеркнуть важность игры в развитии психических процессов ребенка, которая объясняется тем, что она «вооружает» ребенка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть полноценно освоено.

Таким образом, использование компьютерных игр в сочетании с традиционными играми, в разумных пределах, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

Литература

Статья в книге: Зак А.Г. Различия в мышлении детей. М., 1992

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

Абрамян Л.А., Антонова Т.В. и др. Игра дошкольника. М., 1999

Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Просвещение. 1988.

Статья в журнале: Черная А.В. Традиционная игра как этнопсихологический феномен и форма воспитания. // Мир психологии. 2003. № 3. - С. 181 - 191.

Поддъяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. - 1998. -№12. -С.68.

Крюкова Л.А. Дидактические игры в детском саду // Дошкольное воспитание.-2000.-№ 4.-С. 43-57.

Горвиц Ю.М. Зачем малышам компьютер? // Детский сад от А до Я- 2003.- № 1

Ресурс Интернет: Игра дошкольника. / Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.— 286 с.: ил. URL: http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/index/0-4

28.02.2015

Зак А.З. Методы развития интеллекта ребенка

http://www.persev.ru/bibliography/metody-razvitiya-intellekta-rebenka 28.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.