Научная статья на тему 'Игра как механизм организации учебного материала по мировой художественной культуре'

Игра как механизм организации учебного материала по мировой художественной культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — 3 М. Куватов, Т Ю. Чапанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра как механизм организации учебного материала по мировой художественной культуре»

"ПЕДАГОГ144

3. М. Куватов, Т. Ю. Чапанова

Игра как механизм организации учебного материала по мировой художественной культуре

Куль-рурогенная ценность игры бесспорна, она несет в себе потенциал всех видов эстетической деятельности человека. Еще Платон воспринимал игру как нечто прекрасное и ценное само по себе и потому призывал жить, играя, дабы снискать милость богов. И. Кант и Ф. Шиллер связывали игровую деятельность человека со сферой его свободы и эстетической практики. Исследуя эстетический аспект игровой деятельности, Г. Спенсер утверждал, что «эстетические чувства берут свое начало в тех импульсах, которые побуждают к играм» [3. С. 37]. Попытка соединения теории игры с искусством принадлежит также Э. Кассиреру, полагавшему, что единым отличием игры от искусства является то, что ребенок играет с вещами, тогда как художник играет с формами, мыслями, рисунками, ритмами и мелодиями. Для Г. Гессе игра - «палата мер и весов», критерий, отличающий мастерство от ремесленничества, а для Г. Рида игра адекватна «применению и реконструкции», универсальному методу воспитания [2. С. 223]. Подобный взгляд на игру был развит и психологом Л. Выготским, который в своих работах показал, как игра синкретически объединяет в себе все виды художественного прбявления ребенка. Психолог Д. Узнадзе рассматривает игру в аспекте типов поведения, содержание которых определяет внутренние мотивы личности, ее эмоционально-интимные побуждения, связанные с ощущениями радости и удовольствия.

Таким образом, игровую деятельность можно рассматривать как один из механизмов формирования эстетической культуры учащегося, ибо игра демонстрирует в человеческом обществе все эталоны ценностей культуры. Необходимость формирования в процессе обучения смысловых, эмоциональных и когнитивных аспектов личности требует пересмотра методов традиционного обучения и разработки более совершенных форм. «Научить учиться» - означает необходимость использования лежащих в основе психологических механизмов смысловой деятельности игровых форм.

:СКИИ опыт

Особенно ярко игровые аспекты проявляются в художественной культуре. Игру и искусство связывает сознание видимости, условности. Образное восприятие и эстетическая реакция определяются именно осознанием условности, двойственности, двойного отношения -«как если бы». А всякая деятельность, связанная с условиями, - это игра. При этом деятельность при обучении мировой художественной культуре выступает в трех планах:

■ творческая деятельность автора, реализованная в художественной ценности;

■ художественный образ как учебный материал и объект интерпретации;

■ учебная деятельность, направленная на оценку, анализ художественно-творческого процесса и прочтение художественного образа.

Поскольку любой художественный образ, ставший учебным материалом, уже есть «игровая» оценка мира, постольку задача преподавателя МХК заключается в том, чтобы самому включиться в предложенную оценку и через нее вовлечь в интерпретационную деятельность учащихся. Последнее предполагает особое протекание творческой процессуальное™ - «игру ума».

Всякий художественный образ, ставший предметом рассмотрения, наполнен обилием символов. В этом случае обучение мировой художественной культуре - процесс «дешифровки» перешедшего в символ художественного образа. По сути дела, так организованный учебный процесс предстает как игра эпох, как «панибратство» настоящего времени с прошлым. Так, в Рыбинском педколледже при знакомстве с классицизмом внимание студентов обращается на разницу между произведениями Н. Пуссена и Ж. Давида - представителей разных этапов развития классицизма. Пуссен «безоговорочно» принимает принцип античного искусства, тогда как Давид исходит из идей просветительского классицизма. Произведения последнего наполнены символами своего времени; его обращение к сюжетам Римской республики созвучно условиям XVIII века. Отсюда скульптурность и монументальность его образов, отсюда прославление гражданского подвига.

В таком структурировании учебного материала мы исходим из принципа рассмотрения каждой художественной ценности как динамической единицы, в которой символы не даны, а созданы. Они становятся предметом разгадки, в которую вовлекаются студенты с помощью игровых приемов и методов. Организуя сопоставление произведений двух авторов - «Танкред и

Эрминия» Пуссена и «Клятву Горациев» Давида, можно через систему специальных вопросов подвести учащихся к самостоятельному нахождению общего в этих произведениях и выявлению их различий. Причем при анализе произ-ведений^ желательно использовать игровые приемы типа - «Вы - экскурсовод. Ваша задача - обосновать для зрителей принадлежность двух полотен к одному художественному направлению и раскрыть имеющиеся различия» или «Вы - художник XX века и хотите стилизовать свое произведение в русле классицизма. Опишите свое будущее произведение».

Игровое начало в художественном произведении заключается и в том, что оно есть результат свободного творчества в границах определенных правил. Во время учебных занятий это можно проследить уже на уровне формы художественного произведения. Рондо, фарс, интермедия, коллаж и т. п. - все они выступают как игровые правила, реализация которых демонстрирует необычайную искусность и мастерство. В учебной игре знакомые предметы могут образовывать неожиданные сцепления.

Художественное творчество практически всегда способно к интерпретации: например, искусство коллажа, когда предмет берется без изменений, но вырывается из привычного окружения и употребляется в новом контексте. Это позволяет учащимся самим находить приемы коллажа. К интерпретации мира особенно относятся произведения авангардистов, например, П. Пикассо, К. Малевича. Каждый из названных авторов может трактовать один сюжет по-новому. Вот знакомый сюжет Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Сальвадором Дали он трактуется по-своему. Игра в данном случае является субъектом преобразованного сознания. И здесь, вероятно, уместным будет поиск учащимися собственной трактовки данного сюжета.

Говоря об игровом аспекте художественного творчества, нельзя обойти вниманием еще один критерий таланта - интуицию. Именно она является открытием нового, т.е. интерпретацией окружающего мира и создания своего видения, отличного от других. Можно определить интуицию как способность полимодально видеть мир. Поэтому в ходе рассмотрения художественной ценности на уроках мировой художественной культуры невозможно придерживаться единственной интерпретации образа, нужна поливариативность. В ходе такого рассмотрения ценности формируется способность творчески мыслить, делать неожиданные умо-

заключения. Процесс постижения учащимися художественных явлений различных эпох органично включает в себя и восприятие ментальное™ той или иной культуры. Одновременно достигается «индивидуализированность» анализа поставленной на занятии проблемы, что таит в себе неограниченные возможности выявления подчас неожиданных смыслов.

Особую значимость в художественной культуре, как и в игре, приобретает диалогич-ность, ибо художественная культура «провозглашает неотделимость случая от бесконечных вычислений», «внутренней территории у культурной области нет; она вся расположена на границах, границы проходят повсюду, через каждый момент» [1. С. 25]. Такой духовно-практический способ освоения мира бытует в форме диалога, что и обуславливает игровой аспект мировой художественной культуры.

В каждой анализируемой на уроке МХК ценности, ставшей учебным материалом, обязательно присутствует лирический герой (автор), который и становится предметом рассмотрения ментальности эпохи. Лирический герой воплотил мировосприятие своей эпохи. Мир художественного творчества - это личностное состояние человека определенного времени. Ментальность - это авторское «Я - другой» (М. Бахтин). Всякий художественно-творческий процесс есть игра автора с самим собой. Учащиеся как реципиенты вступают в диалог и с лирическим героем, и с автором художественного произведения. Поэтому учебная деятельность на уроках МХК, подобно игровым действиям, направлена не только «из себя», но и «на себя» [1. С. 50].

Каким же образом можно организовать такой диалог на уроках МХК? Прежде всего возможно поливариативное рассмотрение культурологических и искусствоведческих понятий, т.е. их анализ с разных точек зрения. Так можно избежать инструментального подхода к культурологическим знаниям, когда понятия просто зазубриваются.

Во-вторых, рассматриваемую культурную ценность можно «поместить» в промежуток различных культурных пониманий, как по исторической вертикали от античности до современности, так и по горизонтали, синхронизируя художественные явления разных регионов. Таким образом курс МХК ориентирует ученика на понимание общего смысла человеческой деятельности, придавая игре-диалогу онтологическое значение.

Ярославский педагогический вестник. 2001. N9 2 (27)

Диалогичность художественной культуры дает возможность учителю в разнообразных контекстах выявить все новые и новые смыслы изучаемых ценностей, т.е. интерпретировать их свободно, «играючи», создавая свои образы в воображаемых ситуациях. Поданный таким образом учебный материал будет порождать эффект непринужденного общения. В результате содержательный уровень диалога переходит в форму, становясь методическим приемом.

Мы убеждены, что сам курс МХК, его изучение должно нести удовольствие, наслаждение, ибо восприятие его учебного материала всегда эмоционально-чувственное, условно-реальное, художественно-образное. Следовательно, рассматривая игровые аспекты художественной культуры как учебного материала, можно выделить следующие его особенности, влияющие на технологию учебного процесса по МХК:

- наличие условности, игровых правил и образность;

- знаковость и интерпретационность;

- динамичность и диалогичность;

- наличие чувственного удовольствия и фантазии.

Учебная деятельность учащегося на уроках МХК выступает, по существу, как художественное творчество: он проникает в авторское восприятие мира, превращая его в свое миро-видение. На уроке МХК ученик с помощью познавательных, оценочных (а в конечном итоге созидательных) установок моделирует свой мир. При восприятии художественного образа он опирается на ассоциативное мышление, которое в аудитории превращается в игру вторичного воображения. Игра как методика преподавания курса становится внутренним свойством самого урока МХК.

Чтобы в полной мере актуализировать иг-р^"1 аспекты художественной культуры, а у чеиную деятельность обучаемого превратить в художественное творчество, преподавателю курса «Мировая художественная культура» приходится решать весьма сложные задачи, выбирать игровые методы и формы, обращаться к проблемным методам обучения. Нами была разработана схема технологии организации учебного материала по мировой художественной культуры в Рыбинском педагогическом колледже (из предлагаемой в данной статье концепции).

Художественное явление как предмет уроков мировой художественной культуры

Художественный образ как квазисубъект воздействия и объект эстетического восприятия

Игровой аспект / \ Знаковый аспект художестве н ного/ ^художественного

образа как Характер и Х^ образа как

учебного /направления деятельХ учебного

/ ности учителя МХК \ материал^ ^ ^материала

Художественная ценность; художественный образ; виды, жанры, методы, стили, направления в искусстве; личность автора; бытование художественного произведения; своеобразие эпохи и т.д.

^Характер анализа учебного материала, Оце- ^технология организации учебного/ Воспи-НОЧНЫЙ \пр°цесса: приемы, методы, /хатеЛьный выразительные средства

аспект (деятельность ученика)

аспект (деятельность учителя)

Личность ученика как субъекта познавательно-

творческой, оценочной деятельности и как объект творческо-воспитательной деятельности

В данной схеме любой художественный факт рассматривается как квазисубъект воздействия на воспринимающего и как объект эстетического восприятия. В процессе подготовки к уроку учитель учитывает игровой и знаковый аспект художественного произведения и художественного образа как учебного материала. Именно от этих аспектов зависит его методическая деятельность. От учебного материала зависит и характер его анализа - использование соответствующих приемов, методов: например, игровых, эвристических. Методическая деятельность направлена на активизацию учебной деятельности учащегося, носящей ярко выраженный оценочный аспект. Учебная деятельность ученика диалогизируется с воспитательными параметрами художественной культуры.

Таким образом, на уроке мировой художественной культуры личность ученика выступает как субъект познавательно-творческой и оценочной деятельности и как объект творче-ско-воспитательной деятельности.

В этом смысле педагогическая деятельность учителя МХК сродни философствованию Сократа, который с помощью искусно заданных вопросов приводил своих учеников к неожиданным решениям, помогал раскрытию новых граней проблемы, а мы добавим: данной художественной ценности. Это «философствование» учителя становится особой концепцией его методической деятельности, в которой проблема организации эстетического восприятия приобретает особую актуальность. Методика преподавания МХК сложна в технологическом плане: надо всегда помнить не только о том, что говорить, но и том, как сказать. Подаваемая информация должна постоянно облекаться в образ, чтобы развивать игру вторичного воображения.

Преподаватель вынужден находиться в постоянном поиске, обращаться к различным литературным источникам, выискивать самое ценное, помогающее ему организовать восприятие. Благодаря преподавателю учащиеся не только постигают художественный образ, но и вживаются в него и пытаются взглянуть на мир иными глазами. Например, для более глубокого постижения театрального искусства эпохи Возрождения студентам Рыбинского педколледжа предлагается осуществить постановку по правилам театра «дель арте». Они выступают в роли сценаристов, актеров, оформителей. Это создает эффект прямого проникновения в процесс осуществления спектакля в духе эпохи

Ренессанса. Варианты самих же занятий могут быть различными: путешествие в эпоху Возрождения, разыгрывание современных интермедий в стиле «дель арте» и т.д. Вживаясь в образ, студенты вынуждены одновременно и оценивать и анализировать данное художественное явление, сопрягать в себе «художника» и «теоретика», соединять логически-информационное с эмоционально-образным.

Игровое обучение мировой художественной культуре «остранняет» (В. Шкловский) окружающий мир. Это один из основополагающих принципов курса. Творческое мышление определяется образным восприятием, которое, в свою очередь, предполагает по-новому взглянуть на уже знакомое. В процессе «остранне-ния» мышление создает систему ассоциативных образов, и тогда не только «странные» предметы становятся новыми образами, но и термины и понятия могут стать «узелками» образов. Примером этого может служить обыгрывание слов «впечатление» на уроках, посвященных импрессионизму, «романтик» на уроках по романтизму. Такой род эстетической деятельности - игры создает установку на понимание, конструирование своего собственного индивидуального воззрения на мир и на художественную культуру в частности.

Главная задача при организации постижения художественного образа - выявление, уточнение, обоснование и состыковка разных позиций и точек зрения участвующих в обсуждении, не подведение всех взглядов под общий знаменатель, а предоставление возможности каждому сформировать собственное мнение на данный вопрос, соотнести его со взглядами других и, если это необходимо, скорректировать свое мнение с учетом всей ситуации. Урок МХК призван развивать воображение, сделать возможной игру ума каждого ученика по отношению к наличному бытию.

В ходе эстетического восприятия с помощью игровых методов анализа учебного материала актуализируются оценочный и смысловой аспекты обучающейся личности. Деятельность преподавателя МХК должна быть направлена на развитие данных сфер личности, и таким образом может реализоваться культурологическая парадигма современного образования.

Литература 1. Бахтин М.М. Вопросы литературы. М., 1979.

Ярославский педагогический вестник. 2001. № 2 (27)

Т

2. Рид Г. Образование через искусство. М.: Искусство, 1978.

3. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.

Л. Н. Серебренников, В. В. Солдатов, И. В. Курицына

Пути реализации технологического образования в условиях сельской школы

Общеобразовательная школа призвана подготовить учащихся к интегрированию в современное общество. Важнейшей задачей технологического обучения является обеспечение профессионального становления школьников з процессе общего образования. Особое значение оно приобретает в реальных условиях сельской школы при отсутствии значимой инфраструктуры профессионального образования. Осуществляя функции трудового обучения и воспитания, профессиональной информации, диагностики, ориентации и адаптации, образовательная область "Технология" может решать вопросы начальной профессиональной подготовки, объективно значимой сферой которой для сельской молодежи является агропроизводство со спектром соответствующих специальностей.

В сложившихся на селе социально-экономических условиях одной из важнейших проблем образования является возрождение культуры хозяйствования на земле, сохранение традиций и обычаев народа, приумножение его исторического духовного и материального наследия.

Учитывая стоящие задачи, коллектив средней общеобразовательной школы с.Воскресенское Некоузского района Ярославской области принял решение осуществить реорганизацию ее деятельности с целью выполнения не только функций обучения, но и подготовки подростков к практической жизни в сельской местности. В отсутствие в округе профессиональных образовательных учреждений и возможностей родителей обеспечить обучение детей в отрыве от дома определилась потребность предоставления возможности профессиональной подготовки учащимся в процессе получения общего среднего образования. Воскресенская средняя общеобразовательная школа

имеет десять классов-комплектов, в которых обучаются в среднем около 130-140 детей поселка и близлежащих деревень. Школа в основном обеспечена кадрами педагогических работников и вспомогательного персонала, имеет удовлетворительную учебно-материальную базу. Площадь школьного учебного и производственного участков составляет около 3 га. Школа арендует 22,2 га сельскохозяйственных угодий для обеспечения кормами животноводческого учебно-производственного сектора.

В свете новых ценностей образования были исследованы потребности учащихся и их родителей, возможности и направления развития педагогического коллектива и материальной базы учебного процесса. Результаты проделанной работы позволили определить следующие цели и задачи развития школы:

Цели:

• Развитие ребенка и его адаптация к жизни на селе в реальных социально-экономических условиях. Формирование у учащихся крестьянского образа жизни.

• Становление школы центром образования и культуры на селе.

Задачи:

• Приближение содержания общеобразовательных предметов и программ к практическим потребностям сельского жителя.

• Построение системы методической работы по реализации принятых программ.

• Создание условий для индивидуализации процесса обучения детей.

• Создание системы преемственности общего и профессионального образования (детский сад - школа - учреждения профессионального Образования).

• Ориентация процесса общего образования на будущую профессиональную деятельность учащихся.

• Формирование действенного воспитательного процесса через привлечение школьников к самоуправлению и реально оплачиваемому труду путем организации учебно-опытного предприятия.

« Развитие и совершенствование учебно-производственной базы школы.

• Самообеспечение школы сельскохозяйственной продукцией.

В связи с поставленными задачами дисциплины учебного плана были дополнены практикоориентированными разделами с уклоном на сельскохозяйственное производство: биология с основами сельского хозяйства, хи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.