Научная статья на тему 'ИГРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ '

ИГРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Игра / личность / социализация / познание / Game / personality / socialization / cognition

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А В. Лях, П В. Кузнецова, М З. Сухотина, И Ю. Илларионов, А С. Гурьянов

Рассматривается игра как фактор социализации личности, как способ познания мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME AS A FACTOR OF PERSONALITY SOCIALIZATION

This article discusses the game as a factor of socialization of the individual, as a way of learning the world.

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ »

УДК 316.614

ИГРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

А. В. Лях, П. В. Кузнецова, М. 3. Сухотина, И. Ю. Илларионов

*

Научный руководитель - А. С. Гурьянов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассматривается игра как фактор социализации личности, как способ познания мира.

Ключевые слова: Игра, личность, социализация, познание.

GAME AS A FACTOR OF PERSONALITY SOCIALIZATION

A.V. Lyakh., P. V. Kuznetsova, M. Z. Suhotina, I. Y. Illarionov Scientific Supervisor - A. S. Guryanov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, KrasnoyarskyRabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

This article discusses the game as a factor of socialization of the individual, as a way of learning the world.

Keywords: Game, personality, socialization, cognition.

В самом общем виде социализацию определяют как: «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве равноправного члена общества» [1].

Основываясь на субъект-субъектном подходе А. В. Мудрик пишет, что социализацию можно трактовать как «вхождение человека в общество в процессе развития и самоизменения в ходе усвоения им и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [2].

В этой связи можем сделать вывод, что социализация - это очень важный фактор самореализации личности. Что же поможет ребенку социализироваться с ранних лет? Каждый ребёнок независимо от основного способа восприятия информации - через слух, в возрасте до 6-7 лет познаёт мир через игры. Этот способ познания новой информации становится основной деятельностью ребёнка. Содействие взрослых этому процессу и обучение различным новым видам игрового проведения является важным этапом в жизни ребёнка. С взрослением ребенок продумывает какие-то сценарии игр. С помощью игры ребёнок учится общаться со сверстниками, устанавливать с ними различные игровые связи, взяв на себя какую-либо социальную роль, тем самым он учится находить себе место в обществе и проявлять себя как личность.

В социальном значении игры раскрывается важный символический комментарий на происходящие события, постигается смысл того или иного действия, где доступен поиск верных решений, который придает силу и уверенность поступкам при выборе пути к достижению цели [3]. В эти моменты и происходит социализация.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

В понимании взрослого человека игра не всегда что-то серьезное, а ведь игра является одним из основных факторов социализации. Очень важно не только давать ребёнку играть в различные игры, но и уделять достаточное количество времени, чтобы играть вместе с ним. Для успешной социализации и развития ребёнка, родителям необходимо играть вместе со своими детьми, показывать им, как правильно играть в те, или иные игры. Через игры дети усваивают всю новую информацию, полученную от родителей за день, они познают окружающий мир, учатся взаимодействовать с ним. Именно в игре ребёнок обучается полноценно общаться со сверстниками, подчиняться игровым правилам, развивать свою речь, память, воображение и внимание. Игра для ребёнка является способом вхождения во взрослую жизнь. Всевозможные игры направлены на развитие различных функций, которые проявляются лишь в том или ином виде игры. Однако с взрослением люди перестают играть, но нельзя недооценивать значение игр в социализации личности. Так как не все игры одинаковые и каждая из них обладает собственными уникальными особенностями.

Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Сложность классификации игры также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями [4].

Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае - для анализа функционирования системы, в другом - для обучения детей, в третьем - в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом - для развлечения и так далее.

- По нашему мнению игры разделяются на:

- Настольные («Дженга», «Уно», «Активити»).

- Спортивные (теннис, волейбол, футбол и т.д.);

- Подвижные ("Мыши водят хоровод", "Ручеёк" и т.д.);

- Сюжетно - ролевые ("Семья", "Куклы" и т.д.);

- Театрализованные ("Колобок", "Три медведя" и т.д.);

- Творческие ("Королевство сказок", "Превращения");

- Дидактические ("Найди половинку", "Составь слово" и т.д.);

- Компьютерные ("Весёлая ферма", "Dota 2" и т.д.)

В каждом из этих видов, есть игры, которые обладают собственными индивидуальными функциями:

- Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интересу ребёнка);

- Коммуникативная (развитие речи, умение находить общий язык с людьми);

- Диагностическая (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры);

- Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

- Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческой совместной жизни);

- Воспитательная (организующая деятельность человека);

- Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

- Моделирующая (связывающая действительность с нереальным).

По нашему мнению настольные игры самые лучшие, потому что сегодня настольная игра у многих ассоциируется с интересным времяпрепровождением в кругу семьи или друзей. Настольные игры также направлены на то, что бы развивать такие необходимые в нашей жизни качества: логическое мышление, умение предвидеть ситуацию, находить выход из сложного положения.

Для детей значение настольных игр и того больше. Они развивают у них память, внимательность, учат делиться, находить взаимопонимание с другими игроками, решать возникающие конфликты и не уходить от проблем. В дальнейшей жизни такое социальное воспитание возымеет свое действие, ведь дети будут обладать необходимыми навыками. Кроме того, именно настольные игры научат как детей, так и взрослых проигрывать, а также достойно принимать поражение.

В жизни бывают различные ситуации, и не всегда победа оказывается на нашей стороне. Но важно научится относиться к этому моменту правильно, и тогда можно будет двигаться дальше, усвоив полученные уроки [5]. Поэтому мы решили создать настольную игру «Космическая одиссея», в которой будут развиваться такие качества, как логическое мышление, спортивные навыки, знания о космосе и добродетель. По нашему мнению данная игра поможет социализировать успешную личность.

Библиографические ссылки

1. Кон, И. С. Ребёнок и общество. - М.: Аспект Пресс, 1988. - 270 с.

2. Мудрик A.B. Социализация человека. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. - 733 с.

3. Фан Мэнлинь. Социализация посредством игры // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 2018. - № 3. - С. 11-116.

4. Классификация игр [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/752618/ kulturologiya/klassifikatsiya (дата обращения: 03.04.2020)

5. Котикова Е.А. Настольные игры - это время, проведенное с пользой [Электронный ресурс]. URL: http://4sp.detkin-club.ru/editor/2155/files/8d7721c3650d028fe73b1339f3638f69. docx (дата обращения: 02.04.2020).

© Лях А. В., Кузнецова П. В., Сухотина М. 3., Илларионов П. Ю., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.