WjJU
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2018 г. Ю. В. Москвичева
г. Тверь, Россия
ИЕРОТОПИЯ СВ. ЗЕМЛИ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГАЛИЛЕЯ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Аннотация: Одно из актуальных направлений современной культурологии — иеротопия. Центром всей христианской иеротопии является Святая Земля (Палестина). Особый научный интерес представляет иеротопия Галилеи — области на территории современного государства Израиль. Статья посвящена некоторым теоретическим проблемам иеротопии и их практическому воплощению на примере центральной части Галилеи. В иеротопической модели Галилеи необходимо выделить географические объекты и конкретные населенные пункты (города, деревни), связанные с жизнью Иисуса Христа, Богоматери, апостолов или ветхозаветных пророков. Иеротопия центральной части Галилеи связана прежде всего с горой Фавор, городами Назарет и Кана. Сакральность данных пространств санкционируется священными событиями, произошедшими в них, и святынями христианской веры (Фавор связан с Преображением Господним, Назарет — с Благовещением, Кана — чудом претворения воды в вино).
Ключевые слова: Святая Земля, Галилея, иеротопия, храм, монастырь, тропарь, святость.
Информация об авторе: Юлия Вячеславовна Москвичева — кандидат культурологии, доцент, член Российского Философского Общества (РФО), Филиал Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина в г. Твери, Смоленский пер., д. 1, корп. 2, 170100 г. Тверь, Россия. E-mail: juliapsalom@rambler.ru Дата поступления статьи: 14.12.2017 Дата публикации: 28.12.2018
Для цитирования: Москвичева Ю. В. Иеротопия Св. Земли: Центральная Галилея (культурологический аспект) // Вестник славянских культур. 2018. Т. 50. С. 93-102.
Современная культурология — динамично развивающаяся гуманитарная наука. Одно из актуальных и перспективных ее направлений — иеротопия. Данный термин был введен в мировую науку российским ученым Алексеем Михайловичем Лидовым в 2000-х гг. По его мнению, иеротопия — это создание сакральных пространств, рассмотренное как особый вид творчества, а также как специальная область исторических исследований, в которой выявляются и анализируются конкретные примеры данного творчества1.
1 Понятие и термин «иеротопия» были сформулированы А. М. Лидовым в 2001 г., а впервые обоснованы в докладе «The Byzantine Hierotopy. Miraculous Icons in Sacred Space», прочитанном 14 января 2002 г. в немецком институте истории искусств в Риме [2, с. 10].
УДК 008 ББК 71(5Изр)
Создание сакрального пространства прежде всего исходит от Божественного посыла — Божественного Откровения в той или иной форме явленного человеку — и определяющего то, что ему надо сделать: а именно превратить конкретное место, указанное Богом, в сакральное пространство с помощью различных действий. Таким образом, данный вид пространства имеет в своем истоке исходящую волю Господа и предполагает ответные действия человека: повиновение воле Бога, ее исполнение и благодарение. Наибольший интерес и сложность в иеротопии составляет сама категория «сакрального» или «священного», которая предполагает реальное «Присутствие Божье» и связана с чудотворением.
Сакральность в христианской религии на этапе ее становления формируется не ранее IV в. вместе с понятием «новозаветный храм». Одно из первых и наиболее ярких проявлений христианской иеротопии, послужившее образцом для дальнейшего развития западной и восточной церковной культуры, — строительство храмов Константином I Великим в Иерусалиме, Вифлееме и Назарете (IV в.). Во всех этих случаях сооружение храмов было связано с реальными местами пребывания Иисуса Христа на земле: рождения, чудотворения, жертвенной смерти и воскресения. И это было одним из ярких проявлений иерофании (божественного, священного, мистического). Своей жизнью Иисус Христос «указал» те места на земле, которые следует почитать и где следует молиться, а император Константин I впервые попытался четко выделить и соединить в единое целое указанные Богом территории и создать сакральные пространства. Этот иеротопический принцип сохраняется и доныне.
Центром всей христианской иеротопии является Св. Земля (Палестина), включающая ряд областей: Иудею, Самарию, Галилею, Иорданию и др. Это места, связанные с жизнью Христа, Богоматери и апостолов. В настоящий момент Св. Земля — это территории таких государств как Израиль, Палестинская автономия и Иордания. В рамках данной статьи мы рассмотрим иеротопию центральной части Галилеи2.
Своими корнями иеротопия уходит в Священное Писание Ветхого Завета. Один из первых ярких примеров создания сакрального пространства в Ветхом Завете — ковчег, предназначенный для спасения человечества во время всемирного потопа, а затем жертвенник ветхозаветного патриарха Ноя. Следующий важный шаг в развитии сакрального пространства — священнодействия пророка Моисея3. Моисей по повелению Бога создает скинию — место общественного богослужения евреев, походный храм, имеющий трехчастную структуру: двор, святилище, святое святых. В новозаветной традиции Скиния Моисея трактуется как прообраз Церкви Христовой.
Бог определяет то место на земле, где следует создать сакральное пространство, т. е. место, где присутствует божественная энергия. Бог определяет различные аспекты, в ряде случаев и архитектурную форму сакрального пространства и те предметы, которые должны быть там. Этот божественный посыл и определяет «порождающую матрицу» иеротопии как человеческой деятельности, направленной на создание сакрального пространства по воле Божьей.
2 Понятие «Центральная Галилея» весьма условно и не является географическим понятием, а используется автором данного исследования для выделения необходимых в иеротопии населенных пун-
3 Речь идет о повелении Бога на второй год по выходе евреев из Египта создать святилище (скинию) у подножия Синайской горы, в котором Он будет обитать: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них» [Исх. 25: 8]. Господь дает Моисею точные и подробные указания и требует их неукоснительного исполнения: «все сделайте как Я показываю тебе, и образец скинии и образец сосудов ее; так и сделайте» [Исх. 25: 9].
Особый научный интерес представляет иеротопия Галилеи. Галилея (др.евр. «галил» кольцо или окружность) — область, располагающаяся в северной части современного Израиля. На востоке она ограничена Галилейским морем, на северо-западе — Средиземным, на юге — областью Самарией. Галилея располагается в Палестине (нижняя Галилея) и Сирии (верхняя Галилея). В данной статье речь идет о Палестинской территории Галилеи. На этой территории исторически было смешанное население, здесь проживали не только иудеи, поэтому отношение у фарисеев и книжников к галилеянам было пренебрежительное. Иисус Христос часто жил и проповедовал в Галилее, оттуда Он приходил на праздники в Иерусалим. Оттуда, из Галилеи, Он призвал первых апостолов.
Сакральная топография Галилеи может быть представлена следующим образом. В иеротопической модели Галилеи необходимо выделить географические объекты и конкретные населенные пункты (города, деревни), связанные с жизнью Христа, Богоматери, апостолов или ветхозаветных пророков. Многие из объектов упоминаются и в Ветхом, и в Новом Завете.
— Географические объекты: гора Фавор, Галилейское море, горы Кармил и Ер-мон, река Иордан, гора Блаженств.
— Населенные пункты: города — Кана, Назарет, Капернаум, Магдала, Тивериа-да (Тверия), Наин, Изреель, поселение Табха (Ет-Табега).
Иеротопия центральной части Галилеи связана прежде всего с горой Фавор, городами Назарет и Кана.
Сакральность данных пространств санкционируется святынями христианской веры. Это храмы, монастыри, часовни, могилы и мощи святых, истекающее от них миро, предметы, физически соприкасающиеся с человеческим естеством Христа и Богоматери, их нерукотворные изображения, воск свечей и масло светильников, стоявших вблизи святых захоронений, земля святых мест, пещеры, камни и «деревянные доски гробов», освященная вода. Все эти предметы зримого свидетельства божественного присутствия воспринимались христианами как «сокровище драгоценнее камней и чище золота» [2, с. 12]. Реликвии, связанные с земной жизнью Христа и Богоматери, служили видимым доказательством воплощения Бога и исторического бытия Его плоти и таким образом связаны с догматикой.
Гора Фавор (Тавор) связана со Священным Писанием Ветхого и Нового Завета. Это достаточно пологая гора, напоминающая по форме стог сена, составляющая 508 м над уровнем моря и находящаяся к югу от города Назарета4. Фавор — священная для всех христиан гора как место Преображения Иисуса Христа (в Новом Завете) и место прообразовательное, где израильтяне под предводительством Варака победили язычни-ков-хананейцев во главе с Сисарой по наставлению судьи и пророчицы Деворы (в Ветхом Завете).
Дебора была 4-й судьей Израиля и при этом единственная женщина — судья. Она правила 40 лет и возглавила еврейское освободительное восстание не только от врагов хананейцев, но и от идолопоклонства, в которое уклонились евреи. Победная песнь Деборы, изложенная в 5 главе книги Судей, — это пророческая песнь, говорящая о Мессии (Кн. Судей, гл. 4-5). Иеротопия этого события закрепилась на уровне топонимики. До сих пор у подножия горы находится палестинская деревня Деборей. В Ветхом Завете об этом месте говорит пророк Иеремия. Он упоминает о красоте Фавора среди всех гор (Иер. 46: 18).
4 По другим сведениям высота горы составляет 480 м над уровнем моря.
Главное значение горы Фавор с точки зрения иеротопии связано с Преображением Господним. Об этом событии повествуют все евангелисты-синоптики: Матфей (17: 1-13), Марк (9: 2-13) и Лука (9: 28-36). Чтобы укрепить веру в апостолах, когда они увидят Христа страдающим, Он показал им Свою божественную славу. Иисус взял троих учеников Петра, Иакова и Иоанна и с ними поднялся на гору помолиться. В евангелиях не указано название горы, но согласно церковному преданию, это была гора Фавор. Святитель Кирилл Иерусалимский (IV в.) подтвердил, парируя своим оппонентам, что речь идет именно о горе Фавор. В евангелиях повествуется, что пока Спаситель молился на горе, ученики заснули. А проснувшись, увидели, что Он преобразился, просиял Его лик и одежды, и к Нему явились два пророка — Илия и Моисей и беседовали с Ним о предстоящих страданиях, смерти и воскресении. «И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17: 2). Вдруг светлое облако осенило их, и из облака был слышен голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» (Мф. 17: 5). Ученики в страхе пали, а очнувшись, увидели Христа в обычном виде. Так гора Фавор стала местом теофании. Заключительная фраза Бога-Отца: «Его слушайте» — должна была напоминать апостолам пророчество Моисея о Христе (Втор. 18: 15) и исполнение этого пророчества в Иисусе (4: 183).
Иеротопия Фавора отражена в двух крупных христианских памятниках — двух Преображенских храмах (католическом и православном). На вершине горы находится католическая базилика Преображения, возведенная в 1924 г., хотя строительные работы здесь начались еще с конца XIX в. Базилика была построена на пожертвования духовных миссий и включает три престола: Преображения, Илии и Моисея. Западный фасад украшают две башни, построенные над древними часовнями Илии и Моисея. Первая церковь в честь события Преображения была построена на плато горы Фавор в IV в. и посвящена апостолам Петру, Иакову и Иоанну. На северо-восточном склоне Фавора располагается православный греческий монастырь середины XIX в. Храм Преображения был построен архимандритом Иринахом в 1862 г. после чудесного видения. Храм включает южный придел в честь пророков Илии и Моисея и северный придел, посвященный св. Георгию Победоносцу и св. Дмитрию Солунскому. В 1911 г. в монастыре была возведена колокольня. В Преображенском храме находятся важные с точки зрения иеротопии святыни — чудотворная Акафистная икона Богоматери, через которую подаются исцеления, и пещерная святыня — древний храм Мельхиседека. Особое проявление иеротопии — архитектурно-живописный памятник «Три кущи», находящийся на территории монастыря и воспроизводящий слова апостола Петра на горе Фавор: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17: 4). Памятник представляет собой три каменные кущи треугольной формы, в центральной — изображение Иисуса Христа, стоящим на вершине горы и павшие ниц трое апостолов, симметрично справа и слева от Него находятся кущи с изображениями пророков Илии и Моисея.
В подтверждение иеротопии этого места каждый год происходит чудо на православный праздник Преображения 19 августа по новому стилю. Над Фавором появляется и «зависает» облако, накрывающее не только гору, но и людей, хотя в этих местах облака являются большой редкостью. В науке данное явление получило название «Феномен благодатного облака».
Иеротопия конкретного места связана не только с физически видимыми и ощутимыми предметами, но и с устным творчеством — поэзией и музыкой. С первых веков
христианства святых прославляли в молитвах и песнопениях, которые с течением времени стали записывать. В традициях православной церкви — пение тропарей, кондаков и величаний на святых местах на определенные гласы. С иеротопией горы Фавор связаны, прежде всего, тропарь, кондак и величание и стихиры.
Тропарь, глас 7
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, / Показавый учеником Твоим славу Твою, /якоже можаху, / Да возсияет и нам грешным/ Свет Твой присносущный/ Молитвами Богородицы;// Светодавче, слава Тебе».
Кондак, глас 7
«На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои/ Славу Твою, Христе Боже, видеша,/да егда Тя узрят распинаема,/ Страдание убо уразумеют вольное,/мирови же проповедят,// Яко Ты еси воистину Отчее сияние».
Величание
«Величаем Тя,/Живодавче Христе,/и почитаем Пречистыя Плоти твоея//пре-славное преображение».
Стихира, глас 2
«Иже светом твоим всю свеленную осветив,/ на горе высоце преобьразился еси, Блаже,/
показав учеником Твоим силу Твою,/яко мир избавляеши от преступления./ Тем же вопием Ти://милосерде Господи, спаси души наша».
Музыкально-поэтическое творчество этого места представлено праздничной службой в честь Преображения Господня, включающей великую вечерню, полиелейную утреню, часы с чтением тропарей и кондаков в честь Преображения и Божественную литургию (обедню).
В иеротопической модели Галилеи важное место принадлежит Назарету. Назарет — город в центральной части Галилеи, находящийся недалеко от Тивериадского озера и издревле получивший наименование «горной розы». Назарет стал местом христианских паломников всего мира, его иеротопия связана с протоевангельскими и евангельскими событиями. Назарет — это место Благовещения Пресвятой Богородицы (Лк. 1: 26-38), здесь Она проживала в доме с обручником Иосифом. С периодом проповедничества Христа в Назарете связана синагога, где Он учил (Мф. 13: 54-58; Лк. 6: 6-11) и Гора свержения (Лк. 4: 25-31); здесь произошло чудо исцеление бесноватого. Ныне в Назарете находится около 20 христианских храмов. Главные из них посвящены событию Благовещения — это католическая церковь Благовещения, крупнейшая на среднем Востоке, и православный храм Архангела Гавриила с источником Богородицы. Этот источник единственный, сохранившийся с древних времен в окрестностях города. Православный ансамбль возведен на месте первого Благовещения Девы Марии у источника, а католический собор, включающий мастерскую Иосифа и пещеру Благовещения, на месте 2го Благовещения в доме Иосифа. Согласно церковному преданию, Благовещение было дважды, сначала у источника, затем в доме Иосифа. В апокрифическом Евангелии от Иакова описано благовещение у источника. В каноническом
Евангелии от Луки описано благовещение в доме Иосифа (Лк. 1: 26-38). Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Пресвятой Деве с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира, Которого Она наречет Иисусом. Архангел приветствовал Ее словами «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 26). И далее архангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1: 30-31). Мария со смирением приняла эту весть, на Нее нашел Святой Дух, и Она зачала богомладенца. Так было положено начало боговоплощению второго Лица святой Троицы и спасению всего человечества.
Католическая церковь Благовещения построена в 1969 г. по проекту итальянского архитектора Дж. Муцио и состоит из двух уровней. В нижнем уровне располагается пещера Благовещения — главная святыня храма, а в верхнем — место для богослужения. Пещера накрыта медной панелью, над которой возвышается огромный купол в форме лилии, символа непорочности Девы Марии. Согласно преданию, архангел Гавриил принес Св. Деве лилию. Иеротопия данного места отражает совершенно конкретную символическую форму — лилию. Осмысление этого места как сакрального началось с первых веков христианства, что подтверждается археологическими раскопками итальянского археолога Ф. Багатти в 1955-1968 гг. Во время раскопок были обнаружены остатки пяти храмов разного времени.
Греческая православная церковь Св. Архангела Гавриила построена в XVIII в. на том месте, где согласно описанию Иакова, первый раз явился Св. Деве архангел около источника, но Она, испугавшись, скрылась в Своем доме. Источник Пресвятой Богородицы в пещере храма, сохранившийся со времен Благовещения, — один из главных объектов иеротопии данного места.
Музыкально-поэтическое творчество этого места представлено праздничной службой: великая вечерня, полиелейная утреня, часы с чтением тропарей и кондаков в честь Благовещения и Божественная литургия (обедня). Приводим примеры тропарей, кондака и величания, которые исполняются во время домашней и храмовой молитвы и при посещении святых мест.
Тропарь, глас 4
«Днесь спасения нашего главина / и еже от века таинства явление:/ Сын Божий Сын Девы бывавет, / и Гавриил благодать благовествует./ Темже и мы с ним Богородице возопим:/ Радуйся, Благодатная,/Господь с Тобою».
Ин тропарь, глас 4
«Богородице, Дево, радуйся,/Благодатная Мария, Господь с Тобою./ Благословенна Ты в женах,/ и благословен плод чрева Твоего, // Яко Спаса родила еси душ наших».
Кондак, глас 8
«Взбранной Воеводе победительнаяж, яко избавльшеся от злых,/ Благодарственная восписуем ти раби Твои, Богородице;/ Но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся Невесто Неневестная».
Величание
«Архангельский глас вопием Ти, Чистая:/Радуйся, Благодатная,//Господь с Тобою».
Иеротопия отражена и в других храмах, подворьях и монастырях Назарета, принадлежащих разным христианским конфессиям: Францисканский монастырь «Святая Земля», церковь св. Иосифа, монастырь Кармелиток, Назаретская церковь, Англиканская церковь, женский монастырь Св. Клер (Дейр эль-Банат), Коптская церковь Благовещения. На месте синагоги, в которой учил Иисус Христос, ныне находится греческая Митрополия, так называемая, церковь-синагога или церковь проповеди Иисуса Христа. О назаретской синагоге упоминают евангелисты Матфей и Лука (Мф. 13: 54-58; Лк. 6: 6-11). Еще одним местом, связанным с иеротопией назаретом, является гора Свержения, о которой пишет евангелист Лука (Лк. 4: 25-31).
Иеротопия центральной части Галилеи связана с Каной. Кана Галилейская — небольшой город, находящийся недалеко от Назарета. Формирование его иеротопии связано исключительно с Новым Заветом. Кана — это место совершения Иисусом Христом первого чуда — претворения воды в вино на браке (Ин. 2: 1-11). В Евангелии не указаны имена жениха и невесты, но церковное предание связывает это событие с браком одного из двенадцати апостолов — Симоном Зилотом. С городом Каной соотносится и второе чудо Христа — исцеление сына царедворца словом. Сам больной сын находился в Капернауме, а Христос с царедворцем разговаривали в Кане. Один из двенадцати апостолов — Нафанаил был родом из Каны.
Центральное событие, произошедшее в Кане, — чудо претворения воды в вино — нашло отражение в возведении двух храмовых комплексов — православного и католического, стоящих рядом. Православный храм «Претворения воды в вино» св. Георгия Победоносца возведен в XIX в. на средства Императорского Палестинского православного общества и освящен в 1889 г. Как особое проявление иеротопии в храме стоят два больших каменных водоноса времен Иисуса Христа, выдолбленных из цельного камня. Один из них используется для крещения младенцев. Рядом с православным храмом располагается францисканская церковь Венчания. Событие в Кане имеет большое значение. Это чудо совершено по просьбе Богоматери, здесь впервые Она проявила Себя как заступница за род человеческий. И здесь Христос благословил семью Своим присутствием. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2: 11).
Здесь же, в Кане, как благословение свыше, предлагают паломникам и просто путешественникам разных сортов и разной выдержки вино, создающееся по древним технологиям, идущим, по преданию, со времен Иисуса Христа. При посещении данного места паломники исполняют песнопения в честь апостола Симона Зилота. В богослужебной практике церкви отдельной праздничной службы это событие не имеет.
Тропарь апостолу Симону Зилоту, глас 3
«Апостоле святый Симоне,/моли милостиваго Бога,/
Да прегрешений оставление// подаст душам нашим».
Кондак, глас 2
«Известно премудрости учения/ в душах благочествующих положшаго/
Во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона:/
Престолу бо Славы ныне предстоит/ и со безплотными веселится,//
Моляся непрестанно о всех нас».
Величание
«Величаем тя, апостоле Христов Симоне,/ и чтим болезни и труды твоя,/
Имиже трудился еси// во благовести Христове».
В алтаре любого христианского храма присутствовал антиминс с частицей мощей, что уже свидетельствовало о возникновении определенного сакрального пространства. Но, как правило, наличие «чудотворного» этим не ограничивалось, в храмах были мощи святых, чудотворные иконы и другие реликвии. Все это являлось зримым свидетельством присутствия Божьего и находило продолжение в литургии, где во время анафоры и причащения верующих незримо присутствовал сам Иисус Христос.
В сакральном пространстве храмового интерьера особое место отводилось монументальной живописи. Богословы и мастера стремились представить изображение в храме как «отблеск» Первообраза, как некое двуединство и как образ высшего мира в целом, что нашло выражение в иконографическом каноне, способе росписи, цветовом решении и определенном, строго фиксированном расположении композиций (иконографической программе).
Основные «объекты» иеротопии центральной Галилеи — это храмы, которые свидетельствуют и отмечают особым образом сакральность конкретного места, связанного с жизнью Христа или Богоматери. Роль Византии в формировании восточно-христианской иеротопии первостепенна, на уровне теории и практики Византия создавала для восточно-христианского мира базовые модели сакральных пространств, которые в разных странах адаптировались и трансформировались. Особое значение в этом процессе принадлежало Святой Земле. Важно подчеркнуть, что сакральное пространство — это определенного рода сопряжение и взаимодействие иерофании (мистического) и иеротопии (плода ума и рук человеческих). Именно данный факт и определяет самые существенные черты создания сакральных пространств. Из этого следует, что иеротопию невозможно свести только к миру художественных образов, или к совокупности материальных предметов, организующих сакральную среду, или к определенным историческим или социальным механизмам. Это лишь составляющие элементы иеротопического проекта, равно как и богословско-богослужебные моменты. В контексте иеротопии пространство храма или монастыря не может быть представлено как сложный синтез артефактов, поскольку имеет принципиально иную порождающую матрицу — иерофанию — проявление божественного в реальности земной жизни. Это обстоятельство, по мнению А. М. Лидова, подчеркивает, что центром универсума в представлениях носителей христианской религиозной традиции был не сам предмет, а невещественное и одновременно реально существующее пространство, сотворенное божественной энергией [2, с. 11]. В рамках данной статьи была рассмотрена иеротопия горы Фавор, городов Назарет и Кана. Общая тенденция иеротопического осмысления хронологически схожа. Первые постройки и обряды здесь возникли в IV в. во времена императора Константина, затем были разрушены во времена персидского и Османского завоевания и восстановлены в новых формах в XVШ-XX вв. Центром иеторопии были и остаются храмы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 2002. 1376 с.
2 Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Индрик, 2006. 320 с.
3 Сборник песнопений паломника на святых местах Палестины и Синая. Иерусалим: Изд-во Русского Спасо-Вознесенского монастыря на горе Елеон, 2010. 158 с.
4 Таушев А., архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. 848 с.
***
© 2018. Yulia V. Moskvicheva
Tver, Russia
HIEROTOPY OF THE HOLY LAND: GALILEE. CULTURAL ASPECT
Аbstract: Hierotopy is one of the important directions of modern cultural studies. The center of all Christian hierotopy is the Holy Land (Palestine). The hierotopy of Galilee — a region on the territory of the modern state of Israel is of particular scientific interest. The article is to highlight a number of theoretical issues of hierotopy and their practical embodiment through the example of the Central part of Galilee. The paper addresses the hierotopic model of Galilee with an urge to distinguish geographical objects and specific settlements (cities, villages) connected with the life of Jesus Christ, the mother of God, apostles or Old Testament prophets. The hierotopy of the Central part of Galilee is, first of all, connected with the mount of Tabor, the cities of Nazareth and Kana. The sacredness of these spaces is sanctioned by the sacred events connected with them, as well as with the shrines of the Christian tradition (e.g. Tabor is associated with the Transfiguration of the Lord, Nazareth — with the Annunciation, Kana — the miracle of turning water into wine).
Keywords: The Holy Land, Galilee, hierotopy, temple, monastery, sanctity.
Information about the author: Yulia V. Moskvicheva — PhD in Culturology, Associate
Professor, Tver's branch, A. N. Kosygin Russian State University, Smolenskij per., 1,
building 2, 170010 Tver, Russia. E-mail: juliapsalom@rambler.ru
Received: December 14, 2017
Date of publication: December 28, 2018
For citation: Moskvicheva Yu. V. Hierotopy of the Holy Land: Galilee. Cultural aspect. Vestnikslavianskikh kul'tur, 2018, vol. 50, pp. 93-102. (In Russian)
REFERENСES
1 Bibliia. Knigi Sviashchennogo Pisaniia Vetkhogo i Novogo Zaveta [Bible. Old and New Testament Scriptures]. Moscow, Rossiiskoe bibleiskoe obshchestvo Publ., 2002. 1376 p. (in Russian)
2 Ierotopiia. Sozdanie sakral'nykh prostranstv v Vizantii i Drevnei Rusi [Hierotopy. Creation of sacred spaces in Byzantium and Ancient Rus], edited and collected by A. M. Lidov. Moscow, Indrik Publ., 2006. 320 p. (In Russian)
3 Sbornik pesnopenii palomnika na sviatykh mestakh Palestiny i Sinaia [Collection of songs of the pilgrim in the Holy places of Palestine and Sinai]. Ierusalim, Izdatel'stvo Spaso-Voznesenskogo monastyria na gore Eleon Publ., 2010. 158 p. (In Russian)
4 Taushev A., arkhiep. Chetveroevangelie. Apostol. Rukovodstvo k izucheniiu Sviashchennogo Pisaniia Novogo Zaveta [Tetraevangelion. Apostle. A guide to the study of New Testament Scripture]. Moscow, Izdatel'stvo PSTGU Publ., 2004. 848 p. (In Russian)