Научная статья на тему 'ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
Основы российской государственности / пентабазис / патриотизм / внешние угрозы / государственничество / общественное согласие / Fundamentals of Russian Statehood / pentabasis / patriotism / external threats / statehood / public consent

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зубов Вадим Владиславович

В статье предпринимается попытка осмысления и обозначения идейных основ, лежащих в основе преподавания новаторского курса «Основы российской государственности» в высших учебных заведениях. Автор проводит мысль, что внедрение рассматриваемого курса диктовалось не столько дидактическими и просветительскими, сколько духовно-нравственными причинами, обусловленными приобретением Россией статуса этического навигатора в сфере международных отношений на фоне кризиса западноевропейской модели развития с выхолощенным ценностным стержнем. В качестве фундаментальных ценностей выделяются метафилософская идея патриотизма, общественное согласие, естественные права человека. В заключение констатируется триединый характер ценностного и духовно-нравственного фундамента курса «Основы российской государственности», определяемый последовательным раскрытием государственнических, социальных и гуманистических начал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зубов Вадим Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGICAL FOUNDATIONS OF TEACHING THE COURSE OF FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article attempts to comprehend and identify the ideological foundations underlying the teaching of the innovative course of Fundamentals of Russian Statehood in higher educational institutions. The author suggests that the introduction of the course under consideration is dictated not so much by didactic and educational, but by spiritual and moral reasons due to Russia's acquisition of the status of an ethical navigator in the field of international relations against the background of the decay of the Western European model of development with an emasculated value core. The metaphilosophical idea of patriotism, social harmony, and natural human rights are highlighted as fundamental values. In conclusion, the triune nature of the value and spiritual and moral foundation of the course of Fundamentals of Russian Statehood is stated, determined by the consistent disclosure of statist, social and humanistic principles.

Текст научной работы на тему «ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

УДК 34.096

ЗУБОВ Вадим Владиславович — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, доцент кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected]); Author ID 328437; SPIN-код 1747-1789

ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. В статье предпринимается попытка осмысления и обозначения идейных основ, лежащих в основе преподавания новаторского курса «Основы российской государственности» в высших учебных заведениях. Автор проводит мысль, что внедрение рассматриваемого курса диктовалось не столько дидактическими и просветительскими, сколько духовно-нравственными причинами, обусловленными приобретением Россией статуса этического навигатора в сфере международных отношений на фоне кризиса западноевропейской модели развития с выхолощенным ценностным стержнем. В качестве фундаментальных ценностей выделяются метафилософская идея патриотизма, общественное согласие, естественные права человека. В заключение констатируется триединый характер ценностного и духовно-нравственного фундамента курса «Основы российской государственности», определяемый последовательным раскрытием государственнических, социальных и гуманистических начал. Ключевые слова: Основы российской государственности, пентабазис, патриотизм, внешние угрозы, государственничество, общественное согласие

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств, по государственному заданию Финансовому университету.

В условиях перманентно ухудшающихся отношений западного мира с Россией российское руководство и, в частности, президент РФ В.В. Путин предпринимают стратегически ориентированные шаги по запуску в высших учебных заведениях учебного курса под названием «Основы российской государственности»1. В то время как западная система координат дает принципиальный ценностный сбой, ведущий к разложению западного социума и резкому снижению уровня и качества жизни жителей Западной Европы и Соединенных Штатов Америки, в нашей стране происходит прямо противоположный процесс: имеет место не эрозия, а, напротив, укрепление духовно-нравственных основ российской цивилизации, сочетающееся как с приобретением Россией статуса авангардной державы прогресса, так и с планомерным ростом благосостояния граждан2. Справедливо замечается, что начавшаяся 24 февраля 2022 г. специальная военная операция на Украине убедительно доказала, что «отрицание и отсутствие системы идейного воспитания молодежи и населения в целом неизбежно приводит к весьма негативным последствиям» [Пляйс 2023: 7].

1 С 1 сентября запущен курс «Основы российской государственности». Доступ: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/72464/ (проверено 29.03.2024).

2 Путин заявил о росте доходов россиян. Доступ: https://lenta.ru/news/2023/10/05/ dohody/ (проверено 29.03.2024).

Предпосылкой для постановки проблемы преподавания патриотически ориентированной дисциплины в контексте национальной политики послужило окончательное оформление ценностно ориентированного политико-правового курса, связанное с санкционированием главой государства указа «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»1, в котором были закреплены ведущие ценности российской цивилизации. В одной из публикаций мы разделили их на общечеловеческие, гуманитарные, гражданские и коммунитарные [Зубов 2024].

Принятие отмеченного нормативного правового акта стало триггером интенсификации и актуализации в научной среде разработок по широкой проблематике политической аксиологии. Анализ работ отечественных ученых-политологов показывает, что в центре внимания исследователей в связи с укоренением ценностного политического курса находятся такие проблемы, как формирование культурной политики сообразно с артикулированным ценностным багажом [Серова 2024], онтологические вопросы патриотического воспитания личности [Казанцева 2024], оценка глубины и характера патриотических настроений в молодежной среде [Парма 2023], обоснование правомерности и необходимости использования патриотической идеологии как основы идентификации молодежи [Рыбакова, Иванова 2023].

Возвращаясь непосредственно к курсу «Основы российской государственности», обратим внимание на такое важное обстоятельство, как допущение и поощрение творческого начала в его преподавании. Изначально при внедрении данного курса в систему бакалаврского образования всех направлений подготовки предполагалось, что высшие учебные заведения получат возможность адаптации методических рекомендаций Министерства науки и высшего образования2 к своей специфике с сохранением наименований разделов и рекомендуемого распределения учебной нагрузки на определенное число часов аудиторной (семинары и лекции), а также внеаудиторной нагрузки. В свою очередь, высшие учебные заведения, как показывает анализ внутривузовских методических материалов ряда образовательных организаций, довольно активно воспользовались предоставленным правомочием и в короткие сроки подготовили оригинальные авторские рабочие программы дисциплин. Данный факт, несомненно, говорит о высокой степени консолидации профессорско-преподавательского состава вокруг новой дисциплины, подчеркивает осознание отечественными научно-педагогическими кадрами жизненной важности преподавания «Основ российской государственности» в текущей внутри- и внешнеполитической конъюнктуре.

Серьезным подспорьем в деле формирования дидактической базы для рассматриваемой дисциплины послужили первые учебники и учебные пособия. В частности, речь идет об учебном пособии для студентов-гуманитариев [Основы российской... 2023а], а также об учебном пособии для студентов естественнонаучных и инженерно-технических специальностей, написанном другим авторским коллективом [Основы российской. 2023б]. Впрочем, творческий потенциал разработки данного курса отнюдь не ограничивается

1 Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - Собрание законодательства РФ. № 46. 14.11.2022, ст. 7977.

2 Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 21.04.2023 № МН-11/1516-ПК «О направлении проекта концепции модуля». Доступ: https://base.garant.ru/406796345/ ?ysclid=luefgwq9k8208221585 (проверено 28.10.2024).

этими изданиями. Так, помимо названных материалов, опубликован учебник универсальной направленности, где содержится уникальное авторское видение предлагаемой проблематики [Основы российской. 2024]. Несомненно, число публикаций учебного и научного плана по «Основам российской государственности» в ближайшее время будет неуклонно возрастать.

Подготовленный, опубликованный и апробированный в учебном процессе материал показывает, что курс «Основы российской государственности» следует воспринимать как компендиум основных достижений ведущих социогу-манитарных наук - юриспруденции, политологии, философии, экономики, международных отношений, политической регионалистики. Иными словами, в данном курсе предлагается квинтэссенция значимых итогов научных разработок и философской рефлексии, сформированных столетней интеллектуальной практикой и актуальными теоретическими и праксиологическими изысканиями современных авторов.

Возьмем на себя смелость утверждать, что внедрение курса «Основы российской государственности» диктовалось не столько дидактическими и просветительскими, сколько духовно-нравственными причинами. В условиях кризиса западноевропейской модели развития с выхолощенным ценностным стержнем России пришлось взять на себя миссию этического навигатора в сфере международных отношений. Вместе с тем столь высокий статус нашей страны соответствующим образом корреспондирует с обязанностями Российского государства по сохранению и воспроизводству в молодежной среде культурообразующих этических начал российской цивилизации.

Подчеркнем, что метафилософской идеей курса «Основы российской государственности», бесспорно, выступает вневременной трансцендентный нравственный идеал патриотизма. С точки зрения философского знания данный идеал лежит за пределами натуралистического понимания бытия, а потому может быть осознан лишь путем трансцендирования - выхода за границы физически воспринимаемого сущего. В этом отношении последовательное проведение патриотических взглядов раскрывает логику перехода от экзистенции к состояниям высокого порядка. Данный переход описывается А.С. Гагариным следующим образом: «Экзистирующий субъект в своих манифестациях интенциально направлен на раскрытие трансцендентности бытия (как "бытия за"конечностью человека) и искомое "преодоление" человеком своей конечности» [Гагарин 2023: 10].

Строго говоря, именно воспитание патриотически ориентированной молодежи и является фундаментальной целью преподавания «Основ российской государственности». Концепт патриотизма, который в политической науке исследуется в разрезе государственного и повседневного патриотизма [Расторгуев 2024: 98-99], - это та благодатная почва, из которой вырастают иные, не менее важные ценности, образующие своего рода ДНК нашей страны и каждого гражданина в отдельности. Потому нисколько не вызывает удивления то обстоятельство, что патриотизм входит в состав компонентов инновационной, а во многом - революционной мировоззренческой модели пентаба-зиса, являющейся результатом глубокой интеллектуальной работы коллективного разума ведущих отечественных ученых-общественников. Как отмечается в актуальных научных публикациях, пентабазис состоит из таких компонентов, как Человек, Семья, Общество, Государство и Страна, где компоненту «Страна» соответствует патриотизм [Артюхин, Иванова, Батов 2023: 192].

Конечно, мы не можем с полной уверенностью говорить о перспективах развития теоретического концепта пентабазиса в современном и грядущем

гуманитарном знании. Однако рискнем предположить, что данная теория сможет по праву восприниматься будущими поколениями как полновесная и фундаментальная парадигма и как теоретико-методологическая линза, через которую будут исследоваться социально-политические процессы и устанавливаться закономерности функционирования политической реальности.

Именно патриотизм консолидирует в себе такие идеи, изложенные президентом, как «гражданственность, служение Отечеству.. приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»1. Более того, патриотизм - это способ развертывания иных гуманистических постулатов общечеловеческого измерения, связанных с добром, справедливостью, равенством, гармонией.

Следующим идейным компонентом рассматриваемого учебного курса является общественное согласие, воспринимаемое в исследовательской среде как ситуация, «при которой индивиды, социальные образования (институты) и субъекты публичной власти имеют некие общие точки соприкосновения, становящиеся основой политической интеграции и кооперации» [Филиппов, Новиков 2023: 15]. Важность сохранения и поддержания общественного согласия трудно переоценить в текущих внешнеполитических реалиях. Агрессивный милитаристский курс Соединенных Штатов Америки и ряда европейских государств, проявляющийся в экспансионистской деятельности блока НАТО, заставляет нашу страну принимать меры по обеспечению суверенитета и национальной безопасности. Одной из угроз небезосновательно видятся попытки дестабилизации внутриполитической обстановки, раскола общества на конфликтующие группы, подрыва доверия граждан и организаций к созидательной деятельности государственни-ческих сил, «манкуртизации российского общества» [Кафтан, Погорелый 2023: 48]. В этих условиях единственно возможным ответом на враждебные акции недоброжелателей остается консолидация общества на основе общих аксиологических и этических ориентаций, изучаемых и распространяемых в молодежной среде благодаря курсу «Основы российской государственности». Достижение общественного согласия позволит повысить «мобилизационный дух народа, готовность жить и действовать на благо родной страны» [Кулакова 2023: 70].

Не менее важное значение представляет безусловная ценность прав человека, уважение к которой воспитывается курсом «Основы российской государственности». Данная ценность показывает, что государство существует не само для себя, а для защиты общественных интересов, а также правовой и фактической охраны неприкосновенности, достоинства и благополучия каждого своего гражданина. Публичная власть устанавливает в своих актах положения о естественном характере базисных прав человека личного (гражданского) плана, предполагающие неотчуждаемость таких прав и их принадлежность каждому человеку по факту рождения. Модель таких отношений нашла свое отражение в идее аксиоматики прав человека: «Конституционно-правовые основы прав человека кроются не в факте "естественности" прав человека, их имманентности с момента рождения, а

1 Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - Собрание законодательства РФ. № 46. 14.11.2022, ст. 7977.

94

ВЛАСТЬ

2024'06

в факте допущения прав человека в качестве естественных и неотчуждаемых со стороны государства, причем, что принципиально важно, конструкция аксиомы прав человека, закрепляемая государством в системе законодательства, одновременно и ограничивает государство в методах и пределах осуществления власти» [Филиппов 2017: 321].

Таким образом, в завершение статьи можем констатировать триединый характер ценностного и духовно-нравственного фундамента курса «Основы российской государственности», определяемый последовательным раскрытием государственнических, социальных и гуманистических начал. Государственничество соотносится с патриотизмом, социальное измерение -с общественным согласием, гуманистический вектор - с аксиоматикой прав человека. В совокупности данное обстоятельство означает, что курс «Основы российской государственности» в полной мере учитывает весь спектр интересов социального пространства, поскольку строится на гармонизации отношений между всеми компонентами общепризнанной триады «личность/ общество/государство».

Список литературы

Артюхин О.А., Иванова Л.Л., Батов А.Т. 2023. Мировоззренческие компоненты модели «пентабазиса» в современной политике России. -Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. № 2. С. 190-196.

Гагарин А.С. 2023. Экзистирование и трансцендирование: философские интерпретации. - Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. № 1(38). С. 9-14.

Зубов В.В. 2024. Ценностная политика в Российской Федерации: правовой аспект. - Пробелы в российском законодательстве. Т. 17. № 1. С. 38-47.

Казанцева Н.В. 2024. Формирование патриотизма как качества личности: онтогенетический подход. - Психопедагогика в правоохранительных органах. Т. 29. № 1(96). С. 96-100.

Кафтан В.В., Погорелый А.П. 2023. Роль идеологии в современной информационной войне. - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 13. № 6. С. 46-53.

Кулакова Н.Н. 2023. Воспитательно-патриотическая составляющая национальных интересов государства. - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 13. № 6. С. 70-75.

Основы российской государственности: учебное пособие для студентов, изучающих социогуманитарные науки (под ред. С.В. Перевезенцева). 2023а. М.: ИД «Дело» РАНХиГС. 550 с.

Основы российской государственности: учебное пособие для студентов естественнонаучных и инженерно-технических специальностей (рук. проекта А.А. Ларионов (иеромонах Родион), науч. ред. П.Ю. Уваров, ред. О.А. Чагадаева). 2023б. М.: ИД «Дело» РАНХиГС. 432 с.

Основы российской государственности: учебник (под ред. А.Д. Гулякова). 2024. М.: РИОР; ИНФРА-М. 266 с.

Парма Р.В. 2023. Патриотические настроения студенческой молодежи в современной России. - Власть. Т. 31. № 3. С. 17-24.

Пляйс Я.А. 2023. Система духовно-нравственных ценностей как национальная идеология и основа отечественного гуманитарного образования и воспитания. - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 13. № 6. С. 6-14.

2024'06

ВЛАСТЬ

95

Расторгуев С.В. 2024. Современные подходы к концепту «патриотизм» в научном дискурсе. - Власть. Т. 32. № 1. С. 96-101.

Рыбакова М.В., Иванова Н.А. 2023. Патриотизм как основа идентификационных трендов в молодежной среде. - Власть. Т. 31. № 2. С. 162-169.

Серова Н.В. 2024. Формирование модели государственной культурной политики в рамках реализации стратегии государственной политики: перспективы культурного развития. - Вестник науки. Т. 2. № 2(71). С. 788-795.

Филиппов А.Р. 2017. Аксиоматический метод познания природы прав человека. — Пробелы в российском законодательстве. № 3. С. 318-322.

Филиппов А.Р., Новиков О.Г. 2023. Теоретические подходы к исследованию общественного согласия. - Социально-политические науки. Т. 13. № 5. С. 13-28.

ZUBOV Vadim Vladislavovich, Cand. Sci. (Hist.), Leading Researcher, Associate Professor of the Chair of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167; [email protected]); Author ID 328437; SPIN code 1747-1789

THE IDEOLOGICAL FOUNDATIONS OF TEACHING THE COURSE OF FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Abstract. The article attempts to comprehend and identify the ideological foundations underlying the teaching of the innovative course of Fundamentals of Russian Statehood in higher educational institutions. The author suggests that the introduction of the course under consideration is dictated not so much by didactic and educational, but by spiritual and moral reasons due to Russia's acquisition of the status of an ethical navigator in the field of international relations against the background of the decay of the Western European model of development with an emasculated value core. The metaphilosophical idea of patriotism, social harmony, and natural human rights are highlighted as fundamental values. In conclusion, the triune nature of the value and spiritual and moral foundation of the course of Fundamentals of Russian Statehood is stated, determined by the consistent disclosure of statist, social and humanistic principles. Keywords: Fundamentals of Russian Statehood, pentabasis, patriotism, external threats, statehood, public consent

The article is prepared based on the results of research carried out at the expense of budget funds under the state assignment for the Financial University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.