СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
терроризма, проявляющегося, главным образом, в форме исламского терроризма. Исламский терроризм осуществляется под религиозными лозунгами и выдает себя за продолжение религиозной доктрины ислама, что, по сути, не соответствует действительности. Исламский терроризм основывается на деформации и существенном искажении исламской доктрины. Существует принципиальное различие между подлинным духовным потенциалом истинного ислама и отличающимся от него идейным содержанием восточного экстремизма, без понимания
которого невозможно вести борьбу с исламским радикализмом.
1.Модели терроризма и их характеристика см.: Лазарев Н.Я. Терроризм как социально-политическое явление: истоки, формы и динамика развития в современных условиях. Автореферат дис. на соиск. уч. степени канд. полит. наук. М., 2007. С. 13-14.
2. См.: Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2007.
3. См.: Terrorism. 1980. Vol. 3. № 3. Р. 246
4. Например, ситуация в Сирии.
ИДЕИНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА
ИГОРЬ ИВАНОВИЧ КАЛЬНОЙ,
профессор кафедры социологии и социальной философии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского,
доктор философских наук ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОПОВ, студент исторического факультета Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
E-mail: v.belskiy@bk.ru
Аннотация. Выделяются и характеризуются идейные и социальные корни и причины современного исламского радикализма и экстремизма как предпосылок терроризма. Рассматриваются проявления современного исламского радикализма и экстремизма и их влияние в глобализирующемся мире.
Ключевые слова: терроризм, ислам, шариат, исламский радикализм, исламский экстремизм, экстремистские организации, глобализирующийся мир.
Annotation. Ideological and social roots and causes of the modern Islamic radicalism and extremism as a precondition of terrorism are discussed and characterized in the article. Manifestations of modern Islamic radicalism and extremism, and their influence in the globalizating world are examined in the article.
Keywords: terrorism, Islam, Sharia, Islamic radicalism, Islamic extremism, extremist organizations, globalizing world.
Современные реалии свидетельствуют об эскалации исламского радикализма и экстремизма, значительном расширении его форм и усилении влияния в мире. Радикализм и экстремизм в исламе выступает как воинствующая идеология, как средство, направленное на мобилизацию населения в кризисные исторические периоды, или как альтернативный путь развития конкретного общества.
Государства и целые регионы, где распространен ислам, в течении последних десятилетий погружены в кризисное состояние, охватывающее все сферы жизни мусульманского общества. В этой ситуации получает дальнейшее распространение и развитие радикализм, который, достигая наивысшей критической точки, трансформируется в экстремизм как одну из форм терроризма.
К методам террора в различных его формах прибегали во все времена и в различных странах. В большинстве случаев они касались стран, которые переживали периоды кризиса. Особенностью современного терроризма (в том числе маскирующегося под религиозные верования) является то, что террор используется не против одного отдельно взятого государства или группы государств, а против всего человечества.
Разнородные радикальные элементы существовали в рамках ислама на протяжении всего исторического прошлого. Их цели и направленность отличаются в разные периоды. Как утверждает большинство исследователей феномена радикализма, экстремизм в исламе наиболее интенсивно стал развиваться с 60-х - начала 70-х годов ХХ в., когда
стал очевидным провал модернизационных мероприятий в большинстве мусульманских государств, а националистические идеологии не стали в этих государствах консолидирующим фактором.
Радикальные и экстремистские элементы сопровождали ислам на протяжении всего его существования. С 1Х-Х1 вв. широкое распространение в мусульманском мире получила школа Ахмада ибн Ханбаля. Эта религиозно-правовая школа выступала за недопустимость внедрения различных новшеств -бида, требуя строгого соблюдения правовых норм и основ шариата. Школа возникла на основе взглядов и убеждений мутазилитов, что обеспечило ей возможность приобрести значительное количество последователей в различных мусульманских государствах. Наиболее глубоко она укоренилась в Аравии, где под влиянием Таки ад-Дина ибн Таймии в XVIII в. возникло течение ваххабитов. В 1928 г. в Египте Хасаном аль-Банной была создана организация Братьев-мусульман, в идеологии которой была заложена концепция джихада. Эта организация имела широкую сферу действия и располагала лагерями подготовки специализированных боевиков.
Начав свою деятельность на определенной территории, исламские радикалы постепенно распространили свое влияние на весь мир, сменив характер локальной угрозы на уровень международной. Первоначально их деятельность была направлена против иностранного присутствия, затем она переросла в борьбу против мусульман, не разделяющих их взглядов и стремлений, а позже в открытую войну против ведущих мировых акторов.
При всем разнообразии религий и верований, несущих в современный мир гуманизм и ценностные ориентиры, почему-то ислам стал идеологической оболочкой прикрытия террористических групп и экстремистских организаций. На этот вопрос нет единого и общепринятого ответа, так как он затрагивает противоречивые процессы, господствующие не только в современной религии, но и в мире в целом. Тем не менее, ответ на него следует искать, учитывая при этом, что корни многих современных явлении и процессов в историческом прошлом.
Для мусульман ислам не просто религия, а учение, которое включает в себя не только духовные, но и подавляющее большинство светских положений и законов. В этой связи показательно высказывание Бернарда Льюиса: «Ислам - это не географическая область: это религия. Для мусульман слово «религия» имеет совсем другой смысл, чем для христиан современности или средневековья... ислам - это не просто система веры и культа. Это скорее образ жизни в широком смысле, и его нормы включают элементы гражданского, уголовного и даже конституционного права в нашем понимании»[1].
Мусульманский мир никогда не был единым и устойчивым. Его постоянно терзали как внутрен-
ние противоречия, так и внешние воздействия, которые способствовали появлению и развитию радикальных идеологий и настроений, переросших в идеологию экстремизма. К внутренним, можно отнести множество течений, направлений, имеющих свои взгляды на Священные тексты, вопросы веры, историю, власть и устройство мусульманского общества и государства в целом. Они раскалывали целостность исламской общины и порождали значительные противоречия, отголосок которых можно наблюдать и в наши дни. В качестве примера, можно сделать небольшой экскурс в историю.
На рубеже VП-VШ вв. в среде мусульман возникли расхождения по вопросам веры и в отношении к людям, совершившим тяжкий грех. По этим вопросам высказались и заняли антагонистическую позицию три течения, а именно хариджиты, мур-джииты и мутазилиты. Хариджиты заняли наиболее радикальную позицию, утверждая, что человек, совершивший тяжкий грех, перестает считаться мусульманином и переходит в категорию кафира, неверующего. Мурджииты заняли сугубо противоположную позицию. Они считали мусульманином каждого, кто сохраняет в своей душе и сердце чистоту и преданность вере, даже если этот человек совершил тяжкий грех. Мутазилиты в данном споре заняли промежуточную позицию. Они разработали учение о «среднем состоянии» между «правоверным» мусульманином и кафиром и, таким образом, определили статус мусульман, совершивших тяжкий грех.
При халифе аль-Мамуне и последующих двух его приемниках аль-Мустасыме и аль-Высыке деятельность и взгляды представителей этих течений поощрялись государством, но при аль-Мутаваккиле (847-861) они стали подвергаться гонениям. Значительное влияние и на современное состояние исламского мира, оказали события после смерти Мухаммеда. При Мухаммеде власть имела теократический характер, которая и ныне является неким образцом и стандартом управления в мусульманских государствах. Пророк утверждал о нераздельности духовной и светской властей в руках главы общины. После смерти Мухаммеда проблема власти расколола мусульманскую общность на различные группировки, имеющие свое мнение по вопросу власти. Ха-риджиты настаивали на общинном характере власти и выборности главы общины; шииты видели во власти божественную природу, связанные с родом Али; промежуточную позицию между хариджитами и шиитами заняли сунниты. Все эти антагонизмы внутри исламской общины сделали свое черное дело. Они обеспечили не только раскол в мусульманском обществе по многим вопросам как идеологическим, религиозным, так и политическим, но и породили неопределенность дальнейшего пути развития ис-
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
ламского мира, создав феномен радикального ислама, высшим проявлением которого является исламский экстремизм.
Внутренняя борьба между разными течениями не стихает до сих пор. Время от времени она выливается в открытую борьбу между сторонниками определенных враждующих течений. Всю совокупность внутренних противоречий в исламском мире усугубили внешние, а именно борьба с Европейским Западом, которая начала активно проявляться еще в Средние Века. Ее отклик доходит до нашего времени. После ряда серьезных поражений, который испытал мусульманский мир, у большинства мусульман сформировался комплекс ненависти к обидчикам-захватчикам и, как следствие, желание взять реванш за свои обиды, причиненные со стороны европейцев. Колонизаторские усилия европейцев внесли свой «вклад» в развитие исламского радикализма. Последствиями национально-освободительной борьбы в арабских странах является не только освобождение от ненавистных захватчиков-иноверцев, но и появление ряда проблем, связанных с обретением суверенитета. Недоверие к верховной власти, которая пошла на уступки захватчикам, а также кризис богословской науки ввиду того, что большая часть исламских богословов вместо того, чтобы заниматься истинной трактовкой и разъяснением Священных текстов, направила свою деятельность на оправдание и подтверждение легитимности колонизаторских режимов, стали важнейшими причинами зарождения идеологии исламского радикализма.
Используя память о величайших периодах истории, исламский радикализм ищет опору в Священных текстах. Из них вычленяются отдельно взятые, как правило, достаточно противоречивые части с последующей интерпретацией в соответствии с современными взглядами и стремлениями исламского радикализма. Представители современного исламского радикализма, выдвигая различные социально-политические цели, приоритетное значение уделяют двум основным, имеющим исторические корни: создание в исламском обществе теократического государства; воссоздание халифата, единого государства мусульман, во главе с халифом - единоличным главой государства.
Мусульманские государства заявленного типа действительно имели место в истории. Это халифаты Омейядов и Аббасидов в средние века, государство Иммат, которое возникло на территории Чечни и Дагестана в XIX в., и государство Иран после революции 1979 г. во главе с Хомейни. Несмотря на ограниченность этого типа государства, радикалы считают его наиболее приемлемым, так как все существующие в настоящее время режимы в мусульманских государствах попадают в категорию «светских», нарушающих устои ислама. Слово
«светский» исламские радикалы и экстремисты, как правило, рассматривают как синоним «кяфир» - неверный.
Как известно, мусульманское государство - Халифат - образовался в VII в. в результате завоевательной политики арабов. Оно просуществовало до XIII в. и было уничтожено монголами. Радикалы выдвигают лозунги, которые призывают воссоздать Халифат. В его состав должны войти все мусульманские государства и территории, где проживают крупные мусульманские общины. Преследуя эту цель, исламские радикалы и экстремисты покушаются на государственную целостность и нормы международного права.
Кроме этих двух целей, современные исламские радикалы важнейшей своей целью считают внедрение в жизнь и широкое использование во всех ее сферах норм шариата. В отличие от христиан, у мусульман вся человеческая деятельность регулируется единой системой норм и правил, которые получили название шариат. Шариат - это «правильный путь», законы установленные Богом. Они открываются людям через освоение Корана, хадисов и произведений религиозных авторитетов, хотя в Коране и Сунне существуют положения, которые можно трактовать и понимать по-разному. Поэтому появилась потребность в комментариях и толкованиях Священных текстов, касающихся регламента отдельных сторон человеческой жизнедеятельности.
В отличие от христианства, ислам является религией завершенного Божественного послания. Со смертью последнего Пророка - Мухаммеда - Божественное откровение прекратилось и мусульманам последующих временных периодов приходилось узнавать о разрешениях и запретах только из Корана и Сунны, что и вызвало к жизни комментаторскую практику Священных текстов. Авторитетные ученые занимались толкованием различных положений Корана и Сунны, адаптируя их к требованиям своего времени.
Заявленные цели, которые ставят перед собой радикальные и экстремистские организации, не только являются утопическими, но и вступают в антагонизм с исламской традицией, современным мироустройством, а также с Кораном и Сунной. Для оправдания своих античеловеческих действ, радикальные организации стремятся найти опору в Священных текстах путем ложной трактовки отдельно взятых из него аятов. Они не учитывают обстоятельств их ниспослания, не рассматривают их в общем содержании Корана, не связывают отдельно взятые аяты с другими, тесно связанными с ними по смыслу, игнорируют разъяснение их авторитетными богословами. К примеру, идеологи радикальных и экстремистских группировок ссылаются на 9-ю суру Корана «ат-Тауба», которая, по их мнению, оправдывает античеловеческие деяния и открыто призывает мусульман
осуществлять расправу с иноверцами. Трактовка этой суры является ошибочной, так как не учитывает ни контекст, ни условия ее ниспослания.
Увеличению экстремистского элемента в рамках ислама способствует и кризис мусульманского общества. Он охватил экономическую и политическую жизнь исламского мира в целом и усугубляется внешним вмешательством. В подавляющем большинстве случаев социальную основу «бойцов за веру» составляют выходцы из маргинальных слоев населения, не имеющих устойчивого материального положения, достаточного образования в области богословия. Это обстоятельство приумножается и становится опасным, если брать во внимание тот факт, что в регионах, где распространен ислам, наблюдается значительный демографический рост. Как показывает мировой опыт, террористами-смертниками часто становятся дети и подростки, акцентуированные личности.
Деятельность исламских экстремистских организаций оказывает негативное воздействие не только на экономическое развитие ряда регионов мира, где пересекаются интересы ведущих мировых акторов, но и обостряет отношения между ними. Исламские экстремисты не обращают внимания на нормы международного права, игнорируя такие важные понятия, как государственный суверенитет, территориальная целостность, нерушимость границ государства, недопустимость применения силовых методов борьбы для достижения своих целей. В последние десятилетия зона их деятельности значительно расширилась, охватывает самые разные страны и регионы. «Некоторые исламские радикальные организации, - отмечает В.М. Ахмедов, - не имеющие в силу ряда субъективных и объективных факторов возможности самореализоваться в районах исторического влияния исламской цивилизации, нашли удобную нишу для воплощения своих замыслов на периферии исламского мира»[2]. К подобным «перифериям» можно отнести регионы, где на протяжении значительного исторического прошлого исламские позиции были сильны, но в последствии были утрачены. Это, прежде всего, Северный Кавказ, Крым, Южный Йемен.
Современные исследователи рассматривают феномен исламского радикализма на основе различных подходов. В отечественной политологии связь ислама и политики рассматривается, как правило, с двух позиций. Одни исследователи связывают все процессы, протекающие в ареале распространения ислама, с позиции «мусульманского Ренессанса». Это явление получило в литературе различные наименования: «исламская революция», «исламская реформация», «возрождение». Мусульманские богословы называют это явление «тадждид», совмещая в нем религиозные и социально-политические
изменения. Эта позиция нашла свое выражение в версии, что феномен исламского радикализма является составной частью «тадждида» (обновления), за которым кроется желание определенной части мусульман возродить утраченные ценности. «И реформаторы, и те, кто хотел восстановить исконные традиции, - замечает С.М. Хатами, - подчиняясь страсти или ненависти, страдали экстремизмом или бездействием и потеряли свою дорогу в борьбе между традициями и новаторством»[3]. Высказывание С.М. Хатами соответствует характеристике политики, проводимой талибами в Афганистане. Они принялись за реформы, сводившееся к запрету прогресса и различных новшеств во всех сферах жизни афганского общества, навязывая свои религиозные взгляды, что и возвратило Афганистан к состоянию раннего средневековья.
Другие исследователи связывают распространение радикальных организаций в исламе с экономическими и политическими процессами в мире, в которых ущемляются и игнорируются интересы мусульманских государств, с нерешенностью социально-экономических и политических проблем в мусульманских обществах. Феномен исламского радикализма рассматривается как форма борьбы за равноправную роль в международных процессах, за защиту национального суверенитета, своей религиозно-культурной самобытности, как стремление к решению внутренних проблем.
На развитие исламского радикализма в современных условиях влияет ряд факторов. Важнейшими из них являются: поддержка исламских радикалов некоторыми государствами и международными организациями (основные организационные, финансовые, идеологические центры исламских радикальных организаций расположены в Саудовской Аравии, Иране, Великобритании); нестабильность мусульманских государств в экономическом и социально-политическом отношениях, отсутствие четких программ их дальнейшего развития; неграмотность большинства мусульман в области богословия; отсутствие со стороны улемов, представителей традиционного ислама, активной просветительской деятельности и их неготовность идеологически противостоять радикалам; кризис богословской науки, уходящий своими корнями в историческое прошлое, когда мусульманские государства находились под властью колонизаторов; современные мировые процессы (глобализация, вестернизация) и проникновение инородных ценностных элементов в духовную жизнь мусульманского общества; сотрудничество различных политических организаций и криминальных группировок с радикалами, целью которого является захват власти в государстве одними и оправдание своей деятельности другими; отсутствие идеологической конкурентности после крушения коммунистической иде-
ологии и образование идейного вакуума, который стал заполнятся различными, часто радикальными идеями при одновременном сохранении недостатков западной идеологии; использование ведущими международными акторами исламских радикальных организаций в качестве механизмов для решения международных проблем в своих интересах; отсутствие координации действий государств и народов в борьбе с исламским радикализмом (ведущие государства мира, преследуя свои цели, не стремятся активно противостоять ему, вести последовательную борьбу с исламскими радикальными организациями).
Несмотря на наличие значительных разногласий и противоречий в толковании и восприятии
ислама как религии, использовании его положений для обоснования радикализма и экстремизма, традиционный ислам как вероучение является в современных условиях некой консолидирующей идейной основой для мусульман, объединения их в единое целое на основе исконных исторических традиций, обеспечения единства интересов его сторонников в жестких условиях тотальной глобализации мира.
1. Lewis B. L Europa e LIslam, Roma - Bari. 1995, P. 5-6.
2. Ахмедов В.М. Россия, арабы и Кавказ // Арабский сборник. М., 2000, С. 8.
3. Хатами С.М. Традиция и мысль во власти авторитаризма. М., 2001. С. 9.
РАДИКАЛИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК ОСНОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА И ТЕРРОРА
ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ ЛОПУШАНСКИЙ,
профессор Санкт Петербургского юридического института, кандидат исторических наук, доцент E-mail: v.belskiy@bk.ru
Аннотация. Приводится определение соотношения и взаимосвязи радикализма, экстремизма (политического радикализма, экстремизма) и терроризма. Раскрываются подходы к определению природы и причин политического радикализма и экстремизма, факторы их зарождения и проявления.
Ключевые слова: террор, терроризм, радикализм, экстремизм, причины и факторы политического радикализма и экстремизма, личность экстремиста-террориста.
Annotation. The main in the article is to determine the correlation between radicalism, extremism (political radicalism, extremism) and terrorism. Approaches to determining the reasons of political radicalism and extremism, factors of their origin and manifestation are revealed in.
Keywords: terror, terrorism, radicalism, extremism, causes and factors of political radicalism and extremism, extremist terrorist personality.
Деятельность современных радикалов, проявляющаяся в террористических актах, убийствах по политическим мотивам, нарушениях общественного порядка и других действиях, требует соответствующей реакции со стороны политиков и спецслужб: от предупреждающего противодействия до подавления. Соответственно, требуется и научный анализ этих явлений, способный предоставить практикам не только пищу для размышлений, но и конкретные возможности для осуществления ими профилактических, опережающих мер.
Политический радикализм и экстремизм нередко рассматриваются как российский феномен, хотя и сами дефиниции и содержание радикализма и экстремизма как явлений свидетельствуют об их плане-
тарном характере. В самом общем смысле понятие «радикализм» означает коренные общественные преобразования. Политический же радикализм ограничен политической сферой жизни общества, но его содержание и влияние имеют более широкое проявления.
В течение последних полутора столетий терроризм как явление изменяется. Если в прошлом террористические акты носили скорее «прагматический» характер, являясь либо средством физического устранения неугодного политического противника, либо способом устрашения населения путем индивидуального и массового террора со стороны власти, то последние годы дали такие примеры терроризма, которые не только оправдали, но даже превзошли худшие прогнозы его исследователей. Это