Научная статья на тему 'Идейно-теоретические и социально-экономические основания формирования и структурирования левого движения в современной России'

Идейно-теоретические и социально-экономические основания формирования и структурирования левого движения в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
256
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛИЗМ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / LEFT MOVEMENT / SOCIALISM / COMMUNIST PARTY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Емкова Е. Ю.

В статье рассмотрены генезис левого движения в современной России, его характерные черты, а также комплекс идейно-теоретических и социально-экономических оснований, повлиявших на формирование и структурирование левого движения в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Емкова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGICAL-THEORETICAL AND SOCIAL-ECONOMIC BASES OF FORMATION AND STRUCTURING OF THE LEFT MOVEMENT IN MODERN RUSSIA

Characteristic features and also a complex of the ideological-theoretical and social-economic bases which have influenced formation and structuring the left movement in modern Russia are considered genesis of the left movement in modern Russia are studied in the article. The author analyzed the general orientation of theoretical development of leaders and leading publicists of the Russian left movement in their interrelation with political and social-economic changes inherent to a Post-Soviet era, decisive image reflected in public processes, the social phenomena and ideological searches accompanying them which predetermined mainly anti-liberal orientation of the Russian left movement. In the conditions of Russia difficult endured by citizens of adaptation to new social and economic, political and cultural realities, the left movement acted actually as conservative political force focused full or partial revival of the Soviet state institutes.

Текст научной работы на тему «Идейно-теоретические и социально-экономические основания формирования и структурирования левого движения в современной России»

УДК 329.14

ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Е. Ю. Емкова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (917) 405 45 52. E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены генезис левого движения в современной России, его характерные черты, а также комплекс идейно-теоретических и социально-экономических оснований, повлиявших на формирование и структурирование левого движения в современной России.

левое движение, социализм, коммунистическая партия Российской

Ключевые слова:

Федерации.

Условия идейно-политического оформления спектра левых взглядов в постсоветской России существенно отличались как от европейской, так и от советской социально-политической ситуации. Становление новейшей российской левой мысли и политической практики было теснейшим образом связано с распадом Советского Союза и «шоковым» началом либеральных реформ. Развитие РФ в значительной степени стало зависеть от внешних факторов, в частности от кредитов «Международного валютного фонда», что способствовало резкому спаду национальной экономики, закрытию многих предприятий и коллективных хозяйств, прогрессировавшей имущественной и статусной поляризации общества, усилению его архаизации и росту этнонационализма. На этом фоне происходила передача государственной собственности в частное владение, что предопределило появление крупного частного бизнеса, трансформировавшегося в систему олигархических кланов и групп. Процесс перехода от советского, во многом патриархального «общества-семьи» [1, с. 61], к государству и обществу, основанному на рыночных отношениях, порождал новые типы производства и постепенно трансформировал традиционные социальные отношения и институты.

Включение нашей страны в систему мирового рынка и глобальных коммуникационных процессов оказало непосредственное воздействие и на развитие общественно-политической мысли. Если в дореволюционной России основу консолидации «левых» составили антиконсерватизм и народничество, то в РФ эти функции выполняли антизападничество и консервативное стремление к реставрации «старого порядка». Уже в советский период сформировалась неформальная «русская партия» в КПСС, мировоззрение которой пронизывал пафос антизападничества и этатизма [2]. Означенная особенность зарождения левого движения предопределила его специфику. Советская традиция стала главным институциональным и духовным фактором, способствовавшим его консолидации, через противостояние процессу «вестернизации» - наложению

европейской рыночной логики на российскую реальность.

В раннем постсоветском обществе отсутствовала четко выраженная политическая дифференциация, и на начальном этапе антизападные и антиреформистские настроения скрепляли самые различные политические течения, а программные заявления российских левых во многом совпадали с требованиями зарождавшейся национал-патриотической оппозиции реформам Б. Н. Ельцина. Основной целью антиреформистской оппозиции было возрождение в том или ином виде России как «великой державы», а поиск нелиберального пути развития был продиктован в первую очередь тем, что либеральная демократия в сознании как идеологов оппозиции, так и многих россиян все больше ассоциировалась с радикальными реформами и распадом государства, и это уже в дальнейшем предопределило сокращение популярности концепций либерализма, согласно которым политическое развитие России оказывалось возможным исключительно в фарватере Запада. Неприятие существо -вавших социально-экономического базиса и политической надстройки вполне закономерно порождало особый интерес к теории государства и власти и альтернативным политическим моделям.

Левые концепции постсоветской России складывались на перекрестке традиционного идейно-культурного наследия и внешних идеологических воздействий. Сама идея «возвращения к традиции» была стимулирована проигрышем «холодной войны» и травмирующим контактом с иной цивилизацией. Политика «вестернизации», вторгаясь в пространство местной культуры, одновременно делала доступной для россиян подцензурные ранее традиции европейской мысли, в том числе и зарубежную марксистскую мысль («Франкфуртская школа», неотроцкизм, теория А. Грамши), с одной стороны, и теории «консервативной революции», с другой. Переосмысление социалистических идей происходило на основе знакомства интеллектуальной элиты с трудами европейских теоретиков, но неизбежно претерпевало модификацию в контексте местной

политической культуры и местных социальных конфликтов.

В этот период ряд ученых и публицистов (А. И. Казинцев, С. Г. Кара-Мурза, В. В. Кожинов) осуществили попытку критического анализа либеральной доктрины, стремясь доказать закономерность политической эволюции к социализму. Критике подвергались такие либерально-капиталистические реалии, как резкая имущественная поляризация, разрушение советской промышленности и западно-ориентированная внешняя политика. Согласно официальной позиции КПРФ, современная российская власть не может противостоять напору Запада, напротив - она идет на уступки США и их союзникам: «За 20 лет так и не выработаны меры противодействия безостановочному расширению НАТО. Позором для страны стало фактическое согласие на вторжение в Ливию. Ратифицирован договор СНВ-3, маскирующий развернутую США гонку вооружений... Российская власть не только сокращает оборонный потенциал страны, но и отталкивает наших союзников, включая братскую Белоруссию. При попустительстве правительства Медведева - Путина Запад настойчиво закрепляет свою победу в «холодной войне». Национальная безопасность подорвана. Будущее станы под угрозой [3].

При этом подавляющая часть российских левых политиков были и остаются далеки от насильственных форм ниспровержения власти, от идеи социальной революции как своевременного средства реализации социалистического идеала и выступают с умеренных, реформистских позиций, отстаивая легальные методы политической борьбы.

В то же время марксистские установки пребывали в состоянии идейной конфронтации не только с либеральными взглядами, но и представляли собой альтернативу социал-реформизму и русскому национализму и консерватизму. Поэтому марксизм необходимо было адаптировать к российским реалиям. Из «научного социализма» заимствовались, прежде всего, положения, которые не противоречили изобретаемой идеологии «русской традиции». Особого внимания заслуживает позиция в отношении религии: многие представители КПРФ пытались синтезировать марксизм с православием.

Оформившись после поражения в «холодной войне» значительная часть левого движения оказалась ориентирована на национальную консолидацию, и «русский вопрос» стал для него одним из центральных. Стремление к сохранению собственной архитектоники, обращение к православному и евразийскому цивилизационному достоянию, осознание своей целостной социокультурной общности, поиск национальной идентификации в противовес насильственной модернизации по западным образцам стали определяющими для идеологов социализма. Традиция как архетип, как историческая память, как культурный потенциал прошлого, как общность языка и территории

послужила основой для политического развития КПРФ.

Перед российскими «левыми» встала задача реактуализации прошлого, синтеза «социально-классовой и национально-освободительной борьбы». При этом КПРФ рассматривала в качестве союзников партии и общественные объединения левого, социалистического спектра, прогрессивные патриотические движения [4]. Для реализации намеченных целей тактике «класс против класса» необходимо было противопоставить «единство» всех классов в национально-освободительным движении.

Православие как значимая часть «русской традиции» в глазах лидеров КПРФ стало мощным фактором национального сплочения против Запада и западников. Так, по мнению Г. Зюганова: «В основе русской идеи лежат две основные ценности -российская духовность, которая немыслима без православного мироощущения, осознания своего истинного назначения на земле, и российская дер-жавность, государственность» [5, с. 148]. Более того, согласно позиции Зюганова, возникновение Советского Союза как первого в мире социалистического государства является не закономерным этапом развития человечества, а следствием «неутолимой жажды справедливости, от века присущей нашему народу», т.е. социализм и коммунизм выступают российским путем развития. Однако религия, являвшаяся основным средством легитимации консервативных доктрин, все же не смогла стать объединяющим фундаментом для всей российской социалистической мысли. Покинувшие ряды КПРФ сторонники ортодоксального марксизма отмечали в качестве причины выхода из партии: «слияние «белого» и «красного», «общинность, соборность, народность», великодержавность, отказ от интернационализма, заигрывание с церковью» [6]. Согласно их оценкам: «Играя на оскорбленных социальных и национальных чувствах русского народа, это направление серьезно дискредитирует коммунистическое движение и создает питательную почву для заражения его национал-коммунизмом» [6]. На более глубоком теоретическом уровне «критика слева», с позиции традиционной марксистской идеологии, осуществлялась А. В. Бузгалиным, В. А. Вазюлиным, Б. Ю. Кагар-лицким [7]. В качестве базовых основ идеологии КПРФ данными авторами обозначались:

- этатизм, стремление к сильному государству, контролирующему через аппарат государственной бюрократии производственные и социальные структуры. Интересы народа полностью отождествляются с интересами государства;

- патернализм, под которым понимается опека государства над населением, опора на распределительные принципы в экономической политике;

- антилиберализм, отрицание таких традиционных либеральных установок, как первичность

индивидуальной свободы и прав человека, толерантность, плюрализм;

- великодержавие, стремление к глобальному лидерству и расширению территории страны, вплоть до восстановления обновленного СССР;

- изоляционизм, выражающийся преимущественно в дистанцировании от политического, экономического, культурного влияния Запада.

Аналогичные тенденции в свое время были характерны для дореволюционных русских «левых» теоретиков, рассматривавших институт общины как специфическую форму «стихийного социализма». По мере распространения «левых ценностей» эта тенденция выступала как своеобразный «идеологический архетип», диктовавший восприятие социализма исключительно через призму национальной традиции.

Многие российские «левые» связывали выполнение социальной революцией ее конструктивных функций с утверждением традиционных национальных духовных ценностей. «Левая» альтернатива либеральной модернизации становилась вполне реальной возможностью; соединенная с традиционными ценностями, она обещала стать более гармоничной и менее болезненной для населения как в социальном, так и в культурном плане.

В схожем ключе рассматривается положение России в куда более ортодоксальной российской коммунистической рабочей партии - российской партии коммунистов. Распад СССР трактуется как результат внешней агрессии, а нынешнее положение России как национально угнетенной страны, истребить которую - сверхзадача Запада. Так оценивает положение России партийный сайт: «Сегодня в России мы имеем дело с диктатурой необуржуазии, которая осуществляется в форме президентской и парламентской власти Российской Федерации. По сути, эта диктатура компрадорская, мелкобуржуазная. Она управляется отечественными олигархами и западными банками, спецслужба-

ми, транснациональными корпорациями и масонскими центрами...». По мнению одного из лидеров РКРП-РПК Б. Ячменева, «мировое правительство. при помощи российской буржуазии закрепляет свое господство как средство уничтожения русского и других коренных народов России, СССР» [8].

Таким образом, теоретические разработки лидеров и публицистов российского «левого» движения связаны с коренным изменением характера эпохи, что решающим образом отразилось на всех общественных процессах и социальных явлениях и не могло не оказать влияния на трансформацию «левых» взглядов. Кроме того, значительная часть российского населения оказалась в фрустрации после поражения в «холодной войне» и распада СССР, что предопределило преимущественно антилиберальную направленность «левого» движения. Либерализм подвергался критике в первую очередь как угроза диктата извне, как неприятие «вестернизации».

ЛИТЕРАТУРА

1. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Т. 2. М.: Алгоритм, 2001. 685 с.

2. Митрохин Н. А. Русская партия. Фрагменты исследования // Новое литературное обозрение. 2001. №2(48). С. 245-297.

3. Предвыборная программа КПРФ. Политика большинства призвана побеждать. URL: http://kprf.ru/crisis/offer/97653/html

4. Богачев А. В. «Русский социализм» как научное понятие. URL: http://www.rulad.ru/novosti/a-m-bogachev-russkij-sots ializm-kak-nauchnoe-ponyatie.html

5. Зюганов Г. А. Россия - родина моя. Идеология государственного патриотизма. М.: Информпечать, 1996. 333 с.

6. Заявление о необходимости создания новой марксистско-ленинской коммунистической партии. URL: http://vkpb-zapad.narod.ru/res3.htm

7. Вазюлин В. А. «Большой проект» Г. А. Зюганова с точки зрения марксиста (о «Манифесте НПСР) // Марксизм и современность. 1999. №1-2. С. 66-74.

8. Торбасов О. Чудовище центризма. РКРП-РПК. URL: http://komsomol.narod.ru/anti-tyul/Jesuitic_order-new.htm

Поступила в редакцию 19.02.2014 г.

THE IDEOLOGICAL-THEORETICAL AND SOCIAL-ECONOMIC BASES OF FORMATION AND STRUCTURING OF THE LEFT MOVEMENT IN MODERN RUSSIA

© E. Yu. Emkova

Bashkir State University 32 Zaki Validi st., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (917) 405 45 52.

E-mail: [email protected]

Characteristic features and also a complex of the ideological-theoretical and social-economic bases which have influenced formation and structuring the left movement in modern Russia are considered genesis of the left movement in modern Russia are studied in the article. The author analyzed the general orientation of theoretical development of leaders and leading publicists of the Russian left movement in their interrelation with political and social-economic changes inherent to a Post-Soviet era, decisive image reflected in public processes, the social phenomena and ideological searches accompanying them which predetermined mainly anti-liberal orientation of the Russian left movement. In the conditions of Russia difficult endured by citizens of adaptation to new social and economic, political and cultural realities, the left movement acted actually as conservative political force focused full or partial revival of the Soviet state institutes.

Keywords: left movement, socialism, Communist Party of the Russian Federation.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Kara-Murza S. G. Sovet-skaya tsivilizatsiya [Soviet Civilization]. Vol. 2. Moscow: Algoritm, 2001.

2. Mitrokhin N. A. Russkaya partiya. Fragmenty issledovaniya Novoe literaturnoe obozrenie. 2001. No. 2(48). Pp. 245-297.

3. Predvybornaya programma KPRF. Politika bol'shinstva prizvana pobezhdat'. URL: http://kprf.ru/crisis/offer/97653/html

4. Bogachev A. V. «Russkii sotsializm» kak nauchnoe ponyatie. URL: http://www.rulad.ru/novosti/a-m-bogachev-russkij-sotsializm-kak-nauchnoe-ponyatie.html

5. Zyuganov G. A. Rossiya - rodina moya. Ideologiya gosudarstvennogo patriotizma [Russia My Motherland. The Ideology of State Patriotism]. Moscow: Informpechat', 1996.

6. Zayavlenie o neobkhodimosti sozdaniya novoi marksist-sko-leninskoi kommunisticheskoi partii. URL: http://vkpb-zapad.narod.ru/res3.htm

7. Vazyulin V. A. Marxizm i sovremennost'. 1999. No. 1-2. Pp. 66-74.

8. Torbasov O. Chudovishche tsentrizma. RKRP-RPK. URL: http://komsomol.narod.ru/anti-tyul/Jesuitic_order-new.htm

Received 19.02.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.